Единый социальный налог по английски

Обновлено: 25.06.2024

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 1 января 2001 г., однако до сих пор не урегулирован вопрос о начислении ЕСН на выплаты, производимые работающим в организации иностранным гражданам.

Согласно п.2 ст.239 НК РФ ЕСН не взимается с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу иностранных граждан, в том случае если такие иностранные граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Пенсионное обеспечение

Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 25.07.2002) предусмотрено, что право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, уплачивают ЕСН в федеральный бюджет только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона СССР от 24.06.1981 N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, которые имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел Российской Федерации (с 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому требуется лишь вид на жительство). Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, ЕСН в части пенсионного обеспечения работодателями не начисляется. Данная позиция отражена и в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации).

Медицинское страхование

Вопрос о начислении ЕСН в части обязательного медицинского страхования в настоящее время не урегулирован. Статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Согласно ст.8 этого Закона медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Фактически Правительством Российской Федерации не установлен порядок медицинского страхования иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации и работающих по трудовым договорам.

Таким образом, на наш взгляд, порядок начисления ЕСН в части фонда обязательного медицинского страхования аналогичен порядку, установленному для отчислений в федеральный бюджет, связанных с пенсионным страхованием, т.е. работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, начисляют ЕСН в части фонда обязательного медицинского страхования только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации (имеют вид на жительство).

Позиция налоговых органов по данному вопросу, отраженная в Методических рекомендациях, по нашему мнению, противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Согласно Методическим рекомендациям налоговые органы применяют следующий подход к выплатам, начисляемым в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан. Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам. При этом налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, а также авторским договорам. Такие выводы МНС России делает на основании Положения о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488.

Следует отметить, что данным Положением не предусмотрен порядок медицинского страхования иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам. Кроме того, в Письме дирекции Федерального фонда ОМС от 03.11.1999 N 5545/30-3и "О медицинском страховании иностранных граждан" указано, что данные правовые нормы не вносят изменений в существующий порядок, касающийся обязательного медицинского страхования иностранных граждан, установленный нормативно - правовой базой по обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, требования МНС России о начислении ЕСН в части фонда обязательного медицинского страхования на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, по нашему мнению, необоснованны. Следовательно, у организации существует возможность самостоятельно решить вопрос о начислении ЕСН в части медицинского страхования. Следует учитывать, что согласно п.2 ст.4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные МНС России, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Однако налоговые органы в своей работе могут руководствоваться приказом МНС России, и в этом случае у организации возникнет необходимость отстаивать свою позицию в суде.

Социальное страхование

В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации. Следовательно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации, должен начисляться.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера и авторским договорам, налог в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляется.

Начальник отдела аудита бирж,

и инвестиционных институтов

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

– Из положений приказа Минфина России от 24.11.04 № 106н можно сделать вывод, что при заполнении платежного поручения на уплату ЕСН организации как налогоплательщику, производящему выплаты физическим лицам, следует указывать код 14.

– А при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?

– Учитывая, что для организаций, выступающих в качестве страхователей, специального кода не вводилось, при перечислении сумм взносов в платежке можно указать любой из двух кодов: код 01 – для налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами, или код 14 – для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. Заметим, что в письме ФНС России от 30.08.07 № 10-3-02/3553 говорится о том, что код 14 нужно указывать не только при уплате ЕСН, но и при перечислении взносов на обязательное пенсионное страхование. Поэтому, чтобы избежать путаницы в лицевом счете компании, лучше в обоих случаях указывать код 14.

Индивидуальные карточки по ЕСН можно вести без округления

– Единый социальный налог перечисляется в рублях. А как вести индивидуальные карточки по ЕСН: в целых рублях или с копейками?

– Но насколько я поняла, в форме карточки содержатся только рекомендации и мы можем округлять в ней значения показателей?

– Да, в индивидуальной карточке по ЕСН суммы налога можно округлять до целых рублей. Это не противоречит ни Налоговому кодексу, ни какому-либо другому нормативному акту. В этом случае округлять единый социальный налог при перечислении в целом по организации не потребуется.

– Есть ли письма Минфина России, в которых выражена такая позиция?

– Да, к примеру, письмо № 03-04-06-02/31, которое уже упоминалось.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. nНа наш взгляд, в индивидуальных карточках лучше обходиться без округлений. Иначе это может отразиться на самом налоге – чем больше численность в компании, тем больше может быть искажена итоговая сумма ЕСН к уплате (на 50 копеек с каждого работника).

Чтобы подписать декларацию, у главбуха должна быть доверенность

– Декларацию по ЕСН за 2007 год нужно сдать по новой форме, которая утверждена приказом Минфина России от 29.12.07 № 163н. Но в ней убрали строки для подписи главного бухгалтера. Получается, что он не может подписывать отчетность?

– Не совсем так. Действительно, в декларации нет теперь упоминания о подписи главбуха, но там есть строки для подписи представителя налогоплательщика. Это значит, что для визирования отчетности, в том числе годовой по ЕСН, у главного бухгалтера должна быть доверенность от имени компании с соответствующими полномочиями.

В декларации от организации не нужно указывать место жительства директора

– Декларацию сдает организация?

– Тогда вам не нужно заполнять эту графу. В нее вписывается место жительства исключительно налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем при условии, что в декларации не указан его ИНН. Это следует из пункта 5 раздела II Порядка заполнения формы, утвержденного приказом Минфина России от 29.12.07 № 163н.

– Нет. Если формат представления декларации в электронном виде не содержит графы – сведения о номере контактного телефона компании, то его отсутствие не является нарушением порядка заполнения данной формы.

Как отразить зачет переплаты по пенсионным взносам в расчете по ЕСН

– На лицевом счете нашей компании числится переплата по страховым пенсионным вносам, которая образовалась за 2007 год. Мы планируем зачесть ее в счет авансовых платежей по взносам в ПФР за январь–март 2008 года. Как нужно отразить переплату при заполнении расчета за первый квартал 2008 года?

– В строках 012–014 раздела 2.1 расчета, где показывают сумму уплаченных взносов с разбивкой по месяцам отчетного периода, нужно отразить сумму переплаты.

– В полном объеме?

– Нет, в размере не большем, чем сумма начисленных взносов за каждый месяц первого квартала 2008 года. Оставшуюся часть переплаты можно будет зачесть в последующих отчетных периодах.

– В Минфине, как и прежде, считают, что вознаграждения членам совета директоров ЕСН не облагаются. Ведь, согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ, объектом налогообложения ЕСН признаются, в частности, выплаты, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются работы или услуги. А вознаграждения членам совета директоров выплачивают на основании решения общего собрания участников или акционеров, а не на основании вышеупомянутых договоров. Более того, эта позиция, ранее изложенная в письмах Минфина от 26.01.07 № 03-04-07-02/2, от 28.05.07 № 03-04-07-02/16, доведена до инспекций для использования в работе. И изменять свою позицию чиновники пока не планируют.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. В пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.06 № 106 высказано другое мнение, по которому выплаты в пользу членов совета директоров АО являются объектом налогообложения ЕСН. С точки зрения общей налоговой нагрузки это более выгодно для компании, так как сумма ЕСН также будет уменьшать налогооблагаемую прибыль. Но поскольку позиция Минфина России доведена до налоговиков, то они на местах скорее всего будут руководствоваться ею.

Читайте также: