Ецр что это в налоговой

Обновлено: 27.04.2024

В 2019 году в нескольких российских регионах была развернута работа специализированных инспекций по взысканию налоговой задолженности юрлиц и ИП — Долговых центров ФНС. Основная задача центров — повышение эффективности взыскания налоговой задолженности путем перехода к стратегии управления долгом, направленной на предупреждение образования долга, побуждение его погашения. Расскажем о специфике деятельности Долгового центра.

Для сокращения задолженности не менее чем на 5% (долги по страховым взносам, обязательным платежам и имущественным налогам физлиц) был разработан новый механизм — система комплексного управления и администрирования долгами (СКУАД). Для реализации этой цели с 1 февраля 2019 года в структурах фискальных органов началось создание центров по управлению долгами. В письме ФНС от 06.09.2018 № СА-4-8/17376@ такие центры названы Центрами компетенции. На сайте ФНС, в свою очередь, они называются Долговыми центрами.

Весной-летом 2019 года некоторые региональные ФНС выпустили письма, в которых проинформировали налогоплательщиков о том, что в соответствующих субъектах РФ в рамках пилотного проекта ФНС открылись Долговые центры (ДЦ). О них и пойдет речь ниже в таблице.

Функции и назначение Долговых центров ФНС.

Долговой центр ФНС — это учреждение, в чьи функциональные обязанности входит:

направление налогоплательщикам требований о внесении платежей в бюджет;

взыскание недоимок за счет средств на счетах налогоплательщиков;

взыскание за счет имущества должников;

приостановление банковских операций по счетам должников;

арест активов должника по распоряжению прокурора.

Каких-либо официальных административных регламентов по работе ДЦ опубликовано не было. Возможно, это связано с тем, что проект все же пилотный и функционирует лишь в некоторых субъектах РФ.

Что будут делать Долговые центры ФНС. Новые подразделения займутся организациями, которые задерживают платежи в бюджет, независимо от суммы задолженности. Если компания перечисляет в бюджет налоги и взносы вовремя, ее не будут вызывать в долговой центр. ФНС рассчитывает, что взыскание долгов станет более эффективным. Инспекторы новых подразделений не будут заниматься рутинными операциями. А процесс взыскания автоматизируют. При этом инспекторы будут учитывать причины появления долга и финансовое положение компании. Кроме того, новые центры будут выявлять схемы уклонения от уплаты долгов. Например, когда компания скрывает активы и переводит бизнес на другую организацию.

Долговой центр ФНС — новый тип учреждения, в рамках работы которого осуществляется взаимодействие контролирующих органов и налогоплательщиков. В отдельных источниках прямо говорится о том, что цель создания ДЦ — это принудительное взыскание долгов с хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, сами представители ФНС заявляют о том, что в задачи долговых центров входит и недопущение образования долгов.

Процесс взыскания базируется на анализе дебиторской задолженности предприятия-должника. Специалисты ДЦ, видя, что у фирмы есть долги перед бюджетом, могут принять во внимание тот факт, что причина тому — непогашенные обязательства контрагентов, и инициировать работу и с ними тоже.

В каких регионах уже есть ДЦ ФНС.

Долговые центры ФНС в рамках пилотного проекта открыты в 9 субъектах РФ:

в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях;

в Республиках Башкортостан, Удмуртия;

в Приморском крае.

При этом в одних регионах ДЦ могут заниматься задолженностями всех типов налогоплательщиков — и физлиц, и хозяйствующих субъектов (ИП и юрлиц), в других — только хозяйствующих субъектов.

Центры могут базироваться на межрайонных инспекциях ФНС различного профиля. Например, в Приморье, в Калининградской и Саратовской областях статус ДЦ получили бывшие инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Чего ждать бизнесу от работы ДЦ.

Если у фирмы есть проблемы, то нужно помнить, что ДЦ ФНС имеет значительный объем информации по движению денежных средств на счетах налогоплательщика. Налоговики смогут видеть, с какими контрагентами велись расчеты и на какие суммы.

Настораживает специфический метод, на который ДЦ делают акцент — оперативный арест имущества хозяйствующих субъектов. В данном направлении могут допускаться случайные ошибки (в том числе по определению размера арестовываемых активов), и их совершение явно не будет способствовать финансовой устойчивости предприятия.

Поэтому, при наличии рисков допущения неплатежей в бюджет, предприятиям имеет смысл разработать механизм упреждающий защиту активов, которые могут попасть под необязательный арест.

Для эффективного исполнения пунктов 2.4 и 4.11 Плана реализации организационно-структурных преобразований и передачи функций из УФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в рамках модернизации налоговых органов в 2011-2013 годах, утвержденного приказом ФНС России от 23.12.2011 N ММВ-7-1/979@, с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 24.05.2012 N ММВ-7-1/352@, и в целях дальнейшего совершенствования организационных и технических решений по созданию подсистемы централизованной обработки документов, возникающих в процессе налогового администрирования, приказываю:

УФНС России по Республике Башкортостан совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Республике Башкортостан);

УФНС России по Республике Бурятия совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Республике Бурятия);

УФНС России по Новосибирской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Новосибирской области);

УФНС России по Оренбургской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Оренбургской области);

УФНС России по Тульской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Тульской области);

УФНС России по Тюменской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Тюменской области);

УФНС России по Смоленской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Смоленской области);

УФНС России по Челябинской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Челябинской области);

УФНС России по г. Санкт-Петербургу совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в г. Санкт-Петербурге);

УФНС России по Брянской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Брянской области);

УФНС России по Волгоградской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Волгоградской области);

УФНС России по Воронежской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Воронежской области);

УФНС России по Иркутской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Иркутской области);

УФНС России по Калининградской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Калининградской области);

УФНС России по Орловской области совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Орловской области);

УФНС России по Республике Татарстан совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Республике Татарстан);

УФНС России по Красноярскому краю совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Красноярском крае);

УФНС России по Ставропольскому краю совместно с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (филиал в Ставропольском крае).

Определить участниками Проекта управления Федеральной налоговой службы по вышеуказанным субъектам Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы (г. Москва).

2. Утвердить План организационно-технических мероприятий пилотного проекта по апробации модернизированной модели централизованной обработки документов, представляемых в налоговые органы при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Аналитическому управлению (В.Н. Засько) в период с 16 июля 2012 года по 02 декабря 2013 года, а Управлению модернизации налоговых органов (И.А. Мирошникова) - с 03 декабря 2013 года до даты завершения Проекта осуществлять координацию Проекта (далее - координатор Проекта) и выполнять следующие задачи:

3.1. Осуществлять координацию, организационно-методический мониторинг проектных мероприятий и экспертизу работ.

3.2. Подготовить и до 21 июля 2014 года представить руководителю Федеральной налоговой службы заключительный отчет по результатам Проекта.

4. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) в процессе реализации проекта осуществлять на постоянной основе технологическую поддержку работ и в случае возникновения необходимости производить доработку программного обеспечения.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завилову.

В 2019 году в нескольких российских регионах была развернута работа специализированных инспекций по взысканию налоговой задолженности юрлиц и ИП — Долговых центров ФНС. Основная задача центров — повышение эффективности взыскания налоговой задолженности путем перехода к стратегии управления долгом, направленной на предупреждение образования долга, побуждение его погашения. Расскажем о специфике деятельности Долгового центра.

Для сокращения задолженности не менее чем на 5% (долги по страховым взносам, обязательным платежам и имущественным налогам физлиц) был разработан новый механизм — система комплексного управления и администрирования долгами (СКУАД). Для реализации этой цели с 1 февраля 2019 года в структурах фискальных органов началось создание центров по управлению долгами. В письме ФНС от 06.09.2018 № СА-4-8/17376@ такие центры названы Центрами компетенции. На сайте ФНС, в свою очередь, они называются Долговыми центрами.

Весной-летом 2019 года некоторые региональные ФНС выпустили письма, в которых проинформировали налогоплательщиков о том, что в соответствующих субъектах РФ в рамках пилотного проекта ФНС открылись Долговые центры (ДЦ). О них и пойдет речь ниже в таблице.

Функции и назначение Долговых центров ФНС.

Долговой центр ФНС — это учреждение, в чьи функциональные обязанности входит:

направление налогоплательщикам требований о внесении платежей в бюджет;

взыскание недоимок за счет средств на счетах налогоплательщиков;

взыскание за счет имущества должников;

приостановление банковских операций по счетам должников;

арест активов должника по распоряжению прокурора.

Каких-либо официальных административных регламентов по работе ДЦ опубликовано не было. Возможно, это связано с тем, что проект все же пилотный и функционирует лишь в некоторых субъектах РФ.

Что будут делать Долговые центры ФНС. Новые подразделения займутся организациями, которые задерживают платежи в бюджет, независимо от суммы задолженности. Если компания перечисляет в бюджет налоги и взносы вовремя, ее не будут вызывать в долговой центр. ФНС рассчитывает, что взыскание долгов станет более эффективным. Инспекторы новых подразделений не будут заниматься рутинными операциями. А процесс взыскания автоматизируют. При этом инспекторы будут учитывать причины появления долга и финансовое положение компании. Кроме того, новые центры будут выявлять схемы уклонения от уплаты долгов. Например, когда компания скрывает активы и переводит бизнес на другую организацию.

Долговой центр ФНС — новый тип учреждения, в рамках работы которого осуществляется взаимодействие контролирующих органов и налогоплательщиков. В отдельных источниках прямо говорится о том, что цель создания ДЦ — это принудительное взыскание долгов с хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, сами представители ФНС заявляют о том, что в задачи долговых центров входит и недопущение образования долгов.

Процесс взыскания базируется на анализе дебиторской задолженности предприятия-должника. Специалисты ДЦ, видя, что у фирмы есть долги перед бюджетом, могут принять во внимание тот факт, что причина тому — непогашенные обязательства контрагентов, и инициировать работу и с ними тоже.

В каких регионах уже есть ДЦ ФНС.

Долговые центры ФНС в рамках пилотного проекта открыты в 9 субъектах РФ:

в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях;

в Республиках Башкортостан, Удмуртия;

в Приморском крае.

При этом в одних регионах ДЦ могут заниматься задолженностями всех типов налогоплательщиков — и физлиц, и хозяйствующих субъектов (ИП и юрлиц), в других — только хозяйствующих субъектов.

Центры могут базироваться на межрайонных инспекциях ФНС различного профиля. Например, в Приморье, в Калининградской и Саратовской областях статус ДЦ получили бывшие инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Чего ждать бизнесу от работы ДЦ.

Если у фирмы есть проблемы, то нужно помнить, что ДЦ ФНС имеет значительный объем информации по движению денежных средств на счетах налогоплательщика. Налоговики смогут видеть, с какими контрагентами велись расчеты и на какие суммы.

Настораживает специфический метод, на который ДЦ делают акцент — оперативный арест имущества хозяйствующих субъектов. В данном направлении могут допускаться случайные ошибки (в том числе по определению размера арестовываемых активов), и их совершение явно не будет способствовать финансовой устойчивости предприятия.

Поэтому, при наличии рисков допущения неплатежей в бюджет, предприятиям имеет смысл разработать механизм упреждающий защиту активов, которые могут попасть под необязательный арест.

Введение единого налогового платежа (ЕНП) для организаций и ИП — инициатива ФНС, которую в тестовом режиме планируется реализовать в течение 2022 года. Подобное уже предусмотрено в НК РФ для физических лиц, но для юрлиц и предпринимателей ЕНП — абсолютное новшество, которое вызывает множество вопросов. Расскажем, в чём суть инициативы, как её планируется реализовывать и стоит ли вступать в эксперимент.


Единый налоговый платеж для бизнеса, как планирует ФНС, будет построен на тех же принципах, что и ЕНП для физических лиц. Налогоплательщик вносит один платеж, а налоговый орган сам, как только наступает срок уплаты того или иного налога, перечисляет средства по назначению.

Однако налогообложение бизнеса — это более сложная система. Намного больше видов налогов, разные режимы и сроки платежей. Поэтому ЕНП для бизнеса как механизм не будет полной копий текущего ЕНП для физических лиц. Во-первых, нормативное регулирование ЕНП планируют сделать единым как для юрлиц и ИП, так и для граждан. А во-вторых, концепцию механизма такого платежа ещё предстоит разработать, протестировать и скорректировать, учитывая итоги эксперимента, который запланирован на 2022 год.

На текущий момент ситуация с введением ЕНП для бизнеса такова:

Учитывая, что законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение, вероятно, закон примут к концу 2021 года. Но на текущий момент о механизме ЕНП для бизнеса можно говорить только в общих чертах.

Какие налоги будут включены в ЕНП

ЕНП для бизнеса и физлиц будет предусмотрен новой статьёй налогового кодекса — 45.1 НК РФ. Согласно этой норме, ЕНП — добровольный денежный платеж налогоплательщика в счёт исполнения обязанностей по уплате:

  • налогов;
  • страховых взносов;
  • авансовых налоговых платежей;
  • торгового сбора;
  • сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Таким образом, ЕНП можно назвать обезличенным платежом. Он должен перечисляться на счёт казначейства в качестве ЕНП, но без конкретизации, на какие налоги, сборы и взносы направляется. При этом в первую очередь налоговый орган направит поступившие средства на погашение задолженности, если таковая имеется, и только в части остальной суммы будут приниматься решения о направлении средств на уплату налогов и других обязательных платежей. Списания (зачёты) средств будут происходить в сроки, установленные для конкретного налога, сбора или взноса. Налоговый орган будет делать это самостоятельно в пределах доступной суммы перечисленного налогоплательщиком ЕНП.

Как организации или ИП стать плательщиком ЕНП

Никакой специальной процедуры получения статуса плательщика ЕНП не предусмотрено. Тем более что ЕНП — это не налог, а просто платёж, некая сумма, за счёт которой налоговый орган будет сам засчитывать уплату налогов, сборов и взносов.

Если механизм ЕНП для бизнеса будет подобен текущему ЕНП для физлиц, то перечисляемые суммы будут до момента списания храниться в электронном кошельке налогоплательщика и отображаться в личном кабинете на сайте ФНС. Там же будут видны все списания и их характер. Пополнять такой кошелёк можно в любое время и сколько угодно раз. При необходимости налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате средств ЕНП в пределах остатка. Для удобства и ускорения процесса заявление подаётся в электронном виде и подписывается электронной подписью.

Планируется, что перечислять ЕНП сможет не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — за него. Правда, возврат средств для них будет недоступен, так как возможен только в пользу налогоплательщика.

ЕНП — это альтернативный способ уплаты обязательных платежей. Налогоплательщик решает сам, использовать его или нет. Платёж можно совмещать со стандартной системой уплаты налогов, сборов и взносов. Например, некоторые налоги платить самостоятельно по срокам, а какие-то учесть в ЕНП и перечислить платёж, чтобы налоговый орган сам списывал деньги, когда наступит срок.

Главная цель внедрения ЕНП для бизнеса — упростить механизм уплаты обязательных платежей и снизить количество ошибок. Это особенно актуально для организаций и ИП, использующих общий режим налогообложения, при котором нужно в разные сроки вносить много разных платежей, каждый раз формируя платёжное поручение. С другой стороны, даже если ИП или юрлицо использует спецрежим, уплачивает только один налог и страховые взносы, ЕНП, возможно, будет более удобной формой исполнения обязанностей. Тем более что можно пополнять электронный кошелёк в любое удобное время и в пределах доступных на текущий момент денежных средств.

Введение ЕНП никак не скажется на исполнении обязанностей, связанных с представлением отчётности. В том числе, если организация обязана делать или добровольно делает это только в электронном виде. В последнем случае ЕНП даже ещё больше упростит и ускорит всё взаимодействие с налоговым органом. К автоматизации и цифровизации документооборота с ФНС добавится автоматизация процесса исполнения всех или части денежных обязательств.

Читайте также: