Досудебный аудит в налоговых органах

Обновлено: 20.05.2024

Сейчас и бизнес, и государство заинтересованы в формировании эффективного механизма разрешения споров. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов считает, что один из таких механизмов - досудебное урегулирование налоговых споров, и готов рассказать читателям "РБГ", как налоговые органы совершенствуют эту процедуру.

- Сергей Ашотович, какие существуют способы досудебного урегулирования споров налогоплательщиков?

- Говоря о принятой модели досудебного урегулирования налогового спора, необходимо отметить, что процедура представляет собой две стадии. Первая стадия - временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, в который налогоплательщик может представить письменные возражения. Вторая - между решением и судом - это период, в течение которого налогоплательщик обжалует принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган.

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу налогоплательщика с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов. По результатам рассмотрения возражений руководитель налогового органа имеет право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, целью которых является проверка доводов налогоплательщика.

Второй этап предоставляет налогоплательщику право до вступления решения в законную силу обратиться с апелляционной жалобой. И здесь следует понимать, что процедура обязательного досудебного обжалования решения налогового органа, с выводами которого не согласен налогоплательщик, направлена прежде всего на формирование правоприменительной практики, устранение противоречий норм действующего законодательства. На устранение внутриведомственных ошибок, уменьшение количества судебных споров с налогоплательщиками и, следовательно, в целом на устранение правовой неопределенности при ведении бизнеса в России, установление благоприятного инвестиционного климата.

- Какие преимущества имеет досудебный способ урегулирования налоговых споров?

- Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

- Как вы оцениваете эффективность института досудебного аудита?

- В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов созданы специальные подразделения, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство. Основными задачами, которые были поставлены Федеральной налоговой службой перед подразделениями досудебного аудита, являлись прежде всего организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, и разгрузка судов вследствие урегулирования части налоговых споров в административном порядке.

Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по решениям налоговых органов существует уже более 2 лет, и высокие показатели результативности судебной работы налоговых органов подтверждают правильность выбранных направлений в этой работе.

Так, согласно статистическим данным за I квартал 2011 г., из общей суммы рассмотренных в судах исковых требований (67,5 млрд руб.) сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов составила 36,8 млрд руб. (55%). По сравнению с I кварталом 2010 г. этот показатель вырос более чем на 10% и достиг рекордных размеров за последние три года. При этом эффективность работы, в том числе досудебного аудита, позволила уменьшить количество судебных споров с участием юридических лиц по сравнению с I кварталом 2010 г. с 17,3 тыс. дел до 14,5 тыс. более чем на 2,5 тыс. судебных дел.

В среднем по России около 40% жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. В I квартале 2011 г. соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб составило 42%. По результатам рассмотрения жалоб в I квартале 2011 г. удовлетворено требований налогоплательщиков на 16,6%. В рамках досудебного урегулирования споров снизилось количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам. Так, например, в I квартале 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. общее количество жалоб снизилось на 18%.

Уже сделанные шаги позволяют говорить о фундаментальной работе налоговых органов на пути создания функциональной, открытой, высокотехнологичной налоговой системы, повышения уровня доверия со стороны налогоплательщиков, правовой определенности в системе налогового администрирования. При этом досудебный аудит направлен не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

- Как вы считаете, существует ли на сегодняшний день необходимость дальнейшего развития и совершенствования досудебного порядка обжалования?

- Опыт практической работы со всей очевидностью показывает нам, что необходимо совершенствовать регламентацию досудебного обжалования. Нужно обеспечить однозначное толкование процессуальных норм путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, закрепить на уровне закона процессуальные права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе осуществления досудебного производства.

К числу процедурных вопросов, требующих дальнейшего совершенствования, можно отнести решение проблемы легитимности действий по рассмотрению документов, представленных налогоплательщиком с жалобой и ранее налоговым органом не рассмотренных.

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение споров в судебном порядке, в соответствующих главах Налогового кодекса отсутствуют важные механизмы и инструменты по реализации процессуальных действий, обеспечивающих объективность и правильность рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

- Какие, на ваш взгляд, необходимы изменения, которые могут повысить качество досудебного урегулирования споров и сократить судебные издержки?

- Как наиболее актуальные, я бы выделил следующие:

- совершенствование и законодательное оформление стандартов процедуры рассмотрения досудебного урегулирования спора, введение возможности налогоплательщику представлять дополнительные документы и присутствовать при рассмотрении жалобы в определенных ситуациях;

- внедрение новых инструментов реализации и процедуры досудебного урегулирования споров, предоставление дополнительных прав сторонам спора, рассмотрение дополнительных доказательств;

- введение согласительной процедуры и возможности заключения административного договора;

- активизация работы по внедрению электронного документооборота, а также предоставление налогоплательщику возможности через сервис сайта Федеральной налоговой службы отследить этапы прохождения жалобы.

Налоговая политика и уровень развития налоговых правоотношений являются важнейшими факторами, влияющими как на инвестиционный климат, так и в целом на развитие экономики любого государства. За последние годы правовые основы российской налоговой системы прошли значительные преобразования, но и сейчас продолжается формирование эффективного механизма разрешения споров физических и юридических лиц и государства, в том числе и за счет совершенствования административных процедур. В этих условиях происходит и совершенствование работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров. Сегодня на сайте Федеральной налоговой службы открыт форум, на котором мы ждем читателей вашей газеты с предложениями по совместному совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров.

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по проверке налогового учета и налоговой отчетности на соответствие нормам и требованиям налогового законодательства. Основной целью налогового аудита является выявление и устранение налоговых рисков для прохождения налоговых проверок с минимальными доначислениями.

Что такое налоговый аудит

В ходе налогового аудита аудиторы:

  • проверяют соответствие налогового учета и налоговой отчетности требованиям Налогового кодекса РФ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
  • осуществляют оценку рисков ведения налогового учета и составление налоговой отчетности;
  • устанавливают и анализируют причины выявленных в налоговом учете нарушений и недостатков;
  • формируют предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей системе налогового учета.

Налоговый аудит может являться частью общего аудита, но может осуществляться и отдельно. Проверка может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Объём проверки устанавливается заказчиком.

Налоговый аудит – это гарантия налоговой безопасности бизнеса.

Данная услуга наиболее востребована среди крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности. У них достаточно сложный бухгалтерский учет и объемный документооборот. Это увеличивает риск возникновения ошибок. Также аудит налоговых обязательств интересен для крупных компаний-поставщиков, имеющих большое количество структурных подразделений и многоуровневую структуру.

Для среднего бизнеса налоговый аудит представляет интерес в первую очередь с точки зрения оптимизации налоговых расходов. Здесь важную роль играет своевременность проверки. Чем раньше будет проведена налоговая оптимизация, тем больше средств сэкономит компания. Рекомендуется проводить налоговый аудит в случае смены главного бухгалтера или специалиста, на которого возложена обязанность составления налоговых деклараций и проведения платежей в бюджеты различных налогов и сборов.

Индивидуальные предприниматели также подвержены налоговым рискам, которые поможет снизить налоговый аудит. Для предпринимателей услуга выгодна на ранней стадии становления бизнеса, она поможет им наладить правильное ведение учета, оптимизировать налогообложение, провести налоговое планирование, снизить налоги индивидуального предпринимателя и уменьшить риски ИП.

Несмотря на то, что налоговый аудит не является обязательным и проводится исключительно по желанию клиента, в ряде случаев он жизненно важен.

Налоговый аудит необходимо провести в двух случаях:

  • если перед вами стоит цель оптимизировать систему налоговых выплат организации;
  • чтобы избежать штрафов и доначислений в ходе налоговой проверки.

Виды налогового аудита:

Этапы проведения налогового аудита

    1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта.

    На данном этапе анализируется система налогообложения экономического субъекта; проверяются методики исчисления налоговых платежей; проводится правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценивается документооборот и изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

    Выполнение данных процедур позволяет изучить специфику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

      1. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

      На данном этапе осуществляется:

          • проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам;
          • проверка правильности формирования налогооблагаемой базы;
          • проверка правильности применения налоговых ставок;
          • проверка обоснованности применения налоговых льгот, применяемых вычетов и иных механизмов, позволяющих снизить налоги;
          • проверка своевременности и полноты перечисления налогов и страховых взносов;
          • проверка возможности (либо обязанности) и обоснованности применения специальных налоговых режимов.

        Результат налогового аудита

        По итогам проведенного аудита аудируемое лицо получит информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений в начислении налогов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения.

        В настоящее время проведение налогового аудита становится все более популярным.

        Если перед налоговой проверкой в организации проведён налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления налоговых санкций существенно снижаются.

        Квалифицированная помощь и профессиональный подход наших аудиторов минимизируют возможные негативные последствия.

        Досудебный порядок урегулирования спора – довольно эффективный способ разрешить конфликт интересов или взыскать долг без суда. В каких случаях досудебное урегулирование обязательно? Как правильно составить претензию или жалобу, чтобы сохранить деловые отношения и получить добровольное исполнение своих требований?

        ЧТО ЗНАЧИТ – ВЫПОЛНИТЬ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА?

        О конкретной форме такого обращения в законе не говорится. В большинстве случаев это досудебная претензия. Иногда – предупреждение, например, когда арендодатель планирует расторгнуть договор аренды (ст. 619 ГК РФ). В спорах с ФНС и другими контрольно-надзорными органами – это жалоба.

        Досудебный порядок урегулирования спора может быть также реализован с использованием переговоров, медиации или другой примирительной процедуры, если такой способ указан в договоре как обязательный.

        КОГДА ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ОБЯЗАТЕЛЕН?

        Досудебный порядок урегулирования спора обязателен, если такое условие есть в вашем договоре, или такая обязанность прямо указана в законах (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ и т. д.).

        Нельзя сразу подавать заявление в суд, если для вашего спора предусмотрен обязательный досудебный порядок. Иск вернут или оставят без рассмотрения.

        Досудебное взыскание долгов по договорам, другим сделкам или возникшим вследствие неосновательного обогащения всегда предполагает обязательный досудебный порядок.

        По каким ещё спорам обязательно писать претензию (жалобу):

        • о взыскании обязательных платежей и санкций;
        • об обжаловании решений налоговой службы;
        • о расторжении, изменении договоров;
        • об отказе в государственной регистрации компаний, ИП;
        • о выплатах по договору ОСАГО и др.

        Здесь есть полный перечень видов споров с обязательным досудебным порядком.

        ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК – НЕ ПРОСТО ФОРМАЛЬНОСТЬ

        Обязательный досудебный порядок – не просто формальность. Его преимущества в том, что вы можете:

        • договориться о выгодном для сторон решении;
        • сэкономить десятки и даже сотни тысяч рублей на судебных расходах: оплате госпошлины, проведении экспертиз, оценок и т. д.;
        • сэкономить время (от 3 месяцев и более);
        • сохранить репутацию и здоровые отношения с контрагентами.

        Даже если имеется серьёзный конфликт интересов, всегда есть шанс решить проблему без суда, если привлечь независимого медиатора и грамотно составить претензию (жалобу).

        КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ?

        Претензия – это письменное обращение, в котором кредитор излагает суть и основания своих требований, указывает срок их удовлетворения и предупреждает должника о возможном обращении в суд в случае своевременного неисполнения этих требований.

        Что обязательно должно быть в претензии, чтобы досудебный порядок считался соблюдённым:

        В первую очередь, посмотрите, есть ли в вашем договоре пункт о том, как должна быть направлена досудебная претензия. Если есть, то направьте согласно договору.

        Если нет, отправьте ценным письмом с описью и уведомлением (это предпочтительный способ отправки претензии).

        СОХРАНИТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

        Сохраните квитанции об отправке, претензию с отметкой о принятии, распечатки электронной переписки, заверенные у нотариуса. Все доказательства нужно будет прикрепить к исковому заявлению, иначе суд оставит иск без движения (ст. 126, 128 АПК РФ) или без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

        СКОЛЬКО ЖДАТЬ ОТВЕТ НА ПРЕТЕНЗИЮ?

        Если в течение срока, который вы указали в претензии, вам не перевели деньги или не выполнили другие требования, обращайтесь в суд.

        Срок ожидания перед подачей в суд не может быть меньше, чем указан в вашем договоре, или даётся по закону для досудебного урегулирования по данной категории споров. Если не выдержать положенный срок, то суд вернет иск.

        Например, согласно ч. 5 ст.4 АПК РФ, срок на досудебное урегулирование по спорам о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, не может быть меньше 30 календарных дней со дня направления претензии (если иные сроки не установлены законом или договором).

        Если не знаете, сколько ждать ответ на претензию, прежде чем подать иск, рекомендуем выждать 30-дневный срок с того дня, когда вы направили претензию.

        В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

        По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

        ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

        Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

        Что такое налоговый аудит?

        Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

        При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

        Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

        Виды налогового аудита

        • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
        • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
        • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

        Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

        Особенности аудита по отдельным налогам

        При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

        Аудит НДС

        Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

        Аудит налога на прибыль

        Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

        Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

        Аудит налога на имущество организаций

        Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

        Аудит НДФЛ и страховых взносов

        Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

        Аудит иных налогов и сборов

        Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

        Порядок проведения аудита налоговой отчетности

        Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

        В процессе работы аудиторы проверяют:

        • устав, договоры и первичные учетные документы;
        • налоговую политику;
        • правовую оценку организационной структуры предприятия;
        • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
        • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

        Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

        Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

        • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
        • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
        • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
        • возможные риски и их суммовое выражение;
        • выявленные финансовые резервы;
        • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

        Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

        Досудебное урегулирование налоговых споров, или досудебный аудит, - это универсальный правовой институт, которым обладают практически все развитые и развивающиеся государства, стремящиеся выстроить одновременно жесткую и гибкую систему налогового администрирования, отвечающую современным стандартам эффективной налоговой политики.
        Логика эволюции данного института прочно связана не только с углублением специализации органов, разрешающих конфликты в налоговой сфере, но и с мощными импульсами последующего развития системы административных судов (Швеция) ; специализированных налоговых и финансовых судов (Австрия, Германия, США) . Напомним, что принятию в 1942 г. в США специального акта, который учредил Налоговый суд США, предшествовало учреждение в 1924 г. специализированного Агентства по разрешению налоговых споров в структуре Правительства США . В 1942 г. данный орган был официально переименован в Налоговый суд США .
        --------------------------------
        Mihaly Hogue (ed.). Local and regional tax administration in transition countries. OSI/LGI. Budapest, 2000. P. 411 - 428.
        Mary Ann Cohen. How to Read Tax Court Opinions. Houston Business and Tax Law Journal. Vol. 1. 2001. P. 3.
        Revenue Act of 1924, sec. 900, Ch. 234, 43 Stat. 253, 336 et seq. (June 2, 1924).
        Revenue Act of 1942, sec. 504(a), Pub. L. 753, Ch. 619, 56 Stat. 798, 957 (Oct. 21, 1942).

        В США Налоговый суд сформировался в 1942 г. на базе независимого правительственного агентства по разрешению налоговых споров, которое было учреждено в 1924 г.
        Одной из самых специализированных судебных систем в мире обладает Германия . Так, в сфере экономического оборота созданы следующие судебные органы специальной юрисдикции: финансовые, административные суды, Федеральный патентный суд.
        --------------------------------
        Павлова Н.В. Разрешение экономических споров в судах отдельных зарубежных государств: судоустройство и подсудность // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Спец. приложение. С. 84.

        В процессе развития данного института вырабатываются новые административные процедуры разрешения налоговых споров в рамках межгосударственных объединений (Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС; Европейский союз).
        Создание специализированного института досудебного урегулирования налоговых споров повсеместно поощряется в связи со следующими положительными эффектами. Прежде всего это снижение нагрузки на суды, а также элиминирование судебных издержек.
        Налоговые споры разрешаются лицами, обладающими специальными знаниями в сложной области налогового права. Это стимулирует развитие специальных исследований в области налогового права .
        --------------------------------
        См., например: Хаванова И.А. Правовое регулирование досудебного обжалования в налоговых правоотношениях: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2011.

        Все эти факторы способствуют поддержанию баланса публичных и частных интересов. С 2012 г. у налоговых органов появились экономические стимулы к досудебному аудиту в связи с позицией ВАС РФ в отношении практики взыскания судебных расходов на представителя в налоговых спорах .
        --------------------------------
        См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 г. N 16067/11.

        Параллельно учеными и практиками обсуждаются производные вопросы.
        В частности, не утихают дискуссии о возможности и необходимости построения систем альтернативного разрешения налоговых споров, например налоговой медиации (Нидерланды), углубления сотрудничества участников налогового процесса, например, в части реализации апробированного мировой и российской практикой принципа "вытянутой руки" в отношении крупнейших налогоплательщиков, взаимозависимых лиц.
        Дискуссии переносятся в плоскость междисциплинарных конференций, издаются специализированные научные журналы, инструкции, посвященные исключительно вопросам досудебного урегулирования налоговых споров.
        Досудебное урегулирование налоговых споров воссоздается и моделируется в учебных налоговых процессах, в деловых играх и казусах, которые становятся неотъемлемым атрибутом магистерских программ ведущих университетов мира.
        В ходе реализации досудебного налогового аудита формируется надлежащая эмпирическая база для более точных прогнозов развития налоговой политики, методологическая база для принятия наиболее эффективных управленческих решений на основе проведения горизонтального мониторинга .
        --------------------------------
        Stevens LG M, Pheijjfer M., JG A. van Broek (ed.). Tax supervision - Made to measure. Committee Horizontal Monitoring Tax and Customs Administration. The Hague. June. 2012.

        Итогом работы в этом направлении явилось не только создание объективных предпосылок для развития досудебного урегулирования налоговых споров, но и формирование полноценной системы надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения. Как следствие, усилилась внутриведомственная аналитическая работа, появились предпосылки для обстоятельных теоретических обобщений административной и судебной практики в их неразрывном единстве .
        --------------------------------
        См.: Интернет-интервью начальника правового отдела УФНС РФ по Республике Хакасия Ю.В. Капутской. Информационно-правовой портал "Гарант" (дата обращения: 27.01.2014).

        Если в ходе налоговой проверки начисляется недоимка, налогоплательщик может ее обжаловать. Жалоба подается руководителю регионального налогового органа. Жалоба должна содержать конкретные основания для возражения против результатов доначисления и должна быть подана в течение шести месяцев с даты направления налогоплательщику решения либо с даты извещения о результате налогового доначисления.
        В ходе рассмотрения жалобы налоговые органы могут запросить всю информацию, которую они сочтут полезной, в том числе информацию, полученную от третьих лиц, таких как поставщики, клиенты и банки. Налогоплательщик или его адвокат могут делать устные или письменные заявления до тех пор, пока не будет принято определенное решение. Руководитель регионального налогового органа может подтвердить налоговые начисления, либо вынести решение о пересмотре ранее принятого решения, либо отменить решение налогового органа. Единственное, что он не может сделать, это увеличить сумму начисленного налога.
        В случае если по жалобе налогоплательщика не удается прийти к приемлемому решению, налогоплательщик может подать апелляцию на решение руководителя регионального налогового органа в суд первой инстанции.
        Налогоплательщик может обжаловать решение суда первой инстанции в апелляционных и кассационных судах. Апелляция должна быть подана в апелляционный суд в течение одного месяца после уведомления (судебным приставом) решения суда первой инстанции. Налогоплательщик или налоговые органы могут обжаловать решение Апелляционного суда в Верховном суде.
        На любом этапе судопроизводства налогоплательщик может обратиться в компетентные органы с просьбой дать предварительное решение относительно совместимости бельгийского законодательства и законодательства Европейского союза.
        Законодательство Франции обязывает налогоплательщиков до обращения в суд обжаловать решения налогового органа в административном порядке .
        --------------------------------
        Handling Tax Controversies in Europe. Baker & McKenzie, 2005. P. 17.

        Срок для обжалования достаточно большой: он истекает 31 декабря третьего года, следующего за годом, по окончании налоговой проверки которого было получено уведомление о доначислении дополнительных налогов.
        При этом право на обжалование решения налогового органа не означает предоставление возможности налогоплательщику не платить суммы налогов, начисленные налоговым органом по результатам проверки. Чтобы эти суммы не платить, налогоплательщик должен обратиться с отдельным ходатайством в налоговый орган, которое может быть удовлетворено в обмен, например, на банковскую гарантию или на залог имущества налогоплательщика. На любой стадии разрешения налогового спора налоговый орган и налогоплательщик могут изменить свои аргументы, представив новое правовое обоснование начисления налогов.
        В итоге разрешение спора с учетом всех стадий судебного рассмотрения может растянуться на десять лет. Как показывает статистика, около 80% налоговых проверок, которыми выявлены неуплаченные суммы налогов, заканчиваются заключением мирового соглашения между налогоплательщиком и налоговым органом. Предметом мирового соглашения служат не право (толкование нормы закона), а факты, их интерпретация. Например, разумность действий, наличие деловой цели. Заключение мирового соглашения абсолютно невозможно оспорить.
        Обжалование административных налоговых решений производится либо в Трибунал (Tribunal de Grande Instance) для регистрационных пошлин, либо в Административный суд, если решение затрагивает правовую судьбу прямых налогов, НДС и некоторые косвенные налоги.
        Налогоплательщик, как правило, имеет два месяца для подачи апелляции на решение французских налоговых органов в суд первой инстанции. Двухмесячный срок исчисляется начиная с даты получения налогоплательщиком решения об административной ответственности. Процедура рассмотрения суда первой инстанции обычно занимает временной интервал от одного года до трех лет.
        Решение административного суда подлежит исполнению. Отсрочки оплаты могут быть предоставлены только на основании судебного решения. При этом суд высшей инстанции должен доказать, что исполнение решения налогового органа может нанести непоправимый ущерб налогоплательщику. Административные апелляционные суды представляют уровень между местными административными трибуналами и Верховным судом.
        Как видим, баланс публичных и частных интересов достигается на основе сочетания административных и судебных процедур, тонкой работы всех заинтересованных сторон по установлению количественной стороны налоговой обязанности.
        И отечественный, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования административных процедур разрешения налоговых споров открываются новые институциональные возможности по совершенствованию всей налоговой системы, развитию инструментария налогового администрирования, повышению уровня профессиональной квалификации должностных лиц налоговых органов и правовой культуры налогоплательщиков.

        Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

        Читайте также: