Дорожная карта налоговый мониторинг

Обновлено: 14.05.2024

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Контроль
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и
страховых взносов осуществляется на основе постоянно действующего удаленного
доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и
налоговой отчетности. Фактически налоговой предоставляется онлайн доступ к: отчетам с
расшифровками, налоговым декларациям и расчетам, налоговым регистрам, первичным
документам.

Решение о переходе на режим налогового мониторинга является добровольным выбором
компании, однако цифровизация налогового контроля – одно из основных направлений
развития ФНС. Компаниям с государственным участием уже было дано поручение
рассмотреть возможность перехода на новый режим.

Крупнейшие налогоплательщики:
✔ Налоги ≥ 300 млн
✔ Доходы ≥ 3 млрд
✔ Активы ≥ 3 млрд
С 2022 года критерии могут
уменьшиться в 3 раза.

Одновременно с этим расширяются возможности перехода: согласно концепции развития
и функционирования системы налогового мониторинга (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р) с 2022 года в налоговый мониторинг
смогут войти организации, объем годовых доходов которых составляет 1 млрд рублей,
активы – 1 млрд рублей, совокупная сумма исчисленных за год налогов - 100 млн рублей.
При этом будут учитываться не только исчисленные компанией налоги, но и суммы НДФЛ
и страховых взносов. По оценкам ФНС, число потенциальных участников налогового
мониторинга может возрасти до 3,9 тыс.

Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и ФНС является затратным для
обеих сторон, но у него есть неоспоримые преимущества:

● При налоговом мониторинге не проводятся выездные проверки, они заменяются
на оперативное взаимодействие;
● Предоставление онлайн-доступа к системе ведет к значительному снижению
числа запрашиваемых документов;
● Компания в режиме налогового мониторинга имеет право на мотивированное
мнение налогового инспектора, то есть может оперативно согласовывать с
налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных
операций.

Переход на налоговый мониторинг пока возможен только для крупнейших
налогоплательщиков, то есть для компаний, для которых выполняются все три условия
(статья 105.26 НК РФ):

1) сумма налогов составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) объем полученных доходов составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) стоимость активов составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Налоговый мониторинг осуществляется за период, равный календарному году, при этом
срок проведения налогового мониторинга – 1 год 9 месяцев, то есть с 1 января до 1
октября последующего года.
Чтобы в следующем году вступить в режим налогового мониторинга, организация должна
до 1 июля подать:

● заявление о проведении налогового мониторинга;
● регламент информационного взаимодействия;
● сведения о взаимозависимых лицах;
● учетная политика для целей налогообложения организации;
● документы о системе внутреннего контроля.

До 1 ноября организация вместе с налоговым органом согласно разработанной дорожной
карте прорабатывают регламент информационного взаимодействия, документы системы
внутреннего контроля, демонстрацию и тестирование информационных систем. В
результате налоговый орган выносит решение о проведении налогового мониторинга.

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления
налоговому органу данных и/или доступа к информационным системам
организации, по выбору организации. Также указывается порядок ознакомления
налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через
представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной
форме по телекоммуникационным каналам связи.

Существует несколько применяемых способов представления данных. Можно сделать
специальную аналитическую витрину данных, которая будет формироваться на основе
учетных данных, а также систему оперативного взаимодействия для запроса и
предоставления пояснений. Можно предоставить доступ непосредственно к
информационной системе. Решение БИТ.Финанс основано на предоставлении
ограниченного доступа к информационной системе. Базу (или регулярно обновляемую
копию базы) публикуют так, что у налогового органа есть удаленное рабочее место и
постоянный доступ к базе. Настройками прав доступа регулируется объем и глубина
предоставляемых данных.

Роль БИТ.Налоговый мониторинг дает доступ ко всей отчетности.

Регламентированные отчеты могут быть расшифрованы стандартными аналитическими
отчетами. Кроме регламентированной отчетности, есть возможность сформировать все
стандартные отчеты, отчеты по налоговым регистрам, по регистрам НДС, увидеть все
справки-расчеты.

Роль позволяет просматривать отчеты, выполнять расшифровки вплоть до документов и
их приложений. При этом отдельно весь объем документов не демонстрируется, доступ к
ним возможен только как к расшифровке отчета.

Кроме того, в регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения операций, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении и уплате налогов и сборов, а также для своевременной подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговыми органами проводится в первую очередь мониторинг результатов выполнения контрольных процедур, что позволяет перейти от сплошной проверки к анализу рисков. Это позволяет сократить срок налоговой проверки, повысить точность проверки и снизить количество запрашиваемых документов.

В решении БИТ.Финанс за внутренний контроль отвечают типовые проверки учета: проверки контрольных соотношений в регламентированной отчетности, сравнение сопоставимых отчетов для отслеживания внесенных изменений, экспресс проверка бухгалтерского учета, обработка по оценке налоговых рисков. Эти проверки выведены в интерфейс.



Это основные возможности системы по предоставлению доступа к данным в целях проведения налогового мониторинга. Однако вступление в режим налогового мониторинга является нетривиальной задачей и требует большой подготовки.

Система внутреннего контроля должна быть тщательно разработана каждой организацией с учетом отраслевой специфики. Определение карты рисков, разработка систем внутреннего контроля и их автоматизация, разработка регламента взаимодействия с налоговыми органами и обеспечение перехода в режим налогового мониторинга лежат за рамками простого предоставления удаленного доступа к данным. Решение этих сложных и комплексных задач мы доверяем нашим партнерам из Ernst&Young, которые имеют опыт и компетенции, чтобы помочь пройти этот путь от начала и до конца.

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса.

В статье расскажем, в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ . Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года.

То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции.

Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Выводы

Налоговый мониторинг — новая форма контроля, которая пока доступна только крупному бизнесу, но в скором времени может распространиться и на средний. Налоговики имеют доступ к базе организации, практически в режиме онлайн отслеживают правильность учёта в компании и сообщают о недочётах. Так у организации есть возможность сразу внести корректировки и избежать дальнейших штрафов, споров и судебных разбирательств. Выездные и камеральные проверки участников мониторинга за некоторыми исключениями не проводят. Участие в мониторинге добровольное.

Доброе имя и разумная экономия: эксперт рассказала, чем хорош налоговый мониторинг для предприятий

Новый формат налогового контроля — налоговый мониторинг — действует на просторах нашей страны с 2016 года. Однако до настоящего времени пользоваться им могли лишь крупные налогоплательщики. В 2021 году ситуация начала меняться, с введением новых правил налоговый мониторинг стал для предприятий еще более привлекательным, а уже с 2022 года к этой форме налогового контроля смогут подключиться и определенные представители среднего бизнеса. О сути и выгодах налогового мониторинга и основных требованиях для перехода к нему рассказывает эксперт по налогообложению Мария Гайнутдинова.

Эксперт по налогообложению Мария Гайнутдинова

Что представляет собой налоговый мониторинг и для чего его проводят?

Как уже было сказано, под налоговым мониторингом принято понимать относительно свежую форму налоговых проверок, которая введена в Российской Федерации с 2016 года.

В чем основные достоинства налогового мониторинга?

Переход на налоговый мониторинг приносит с собой немало выгод для организации, принявшей такое решение. К примеру, он многократно сокращает количество контрольных мероприятий, равно как и первичных проверяемых бумаг. Кроме того, в результате данного процесса снижается вероятность дополнительных налоговых начислений в ходе планирования производства и хозяйственно-финансовой деятельности. Налоговый мониторинг также помогает определить налоговые риски и оперативно урегулировать спорные позиции в начислении налогов, а также предупредить такие риски уже в ходе проектирования сделок и других операций. Нельзя не отметить и тот факт, что с переходом на налоговый мониторинг, предусматривающий онлайн-взаимодействие и практически полную финансовую открытость организации для проверяющих служб, она (организация) непременно будет признана добросовестным и надежным налогоплательщиком. Согласитесь, это неплохой плюс в копилку создания хорошей репутации для бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов.

Каков период для проведения налогового мониторинга?

Для осуществления налогового мониторинга установлен период продолжительностью один календарный год. Срок мониторинга начинается с 1 января года, относящегося к указанному периоду, и заканчивается 1 октября того года, который за этим периодом следует.

Каковы особенности производства налогового мониторинга?

Организация налогового мониторинга проходит в соответствии со ст. 105.29 Налогового кодекса России. Во время этой процедуры (процесса) руководство организации совместно с налоговым органом оценивает налоговые риски, выявленные при внутреннем контроле.

Налоговый мониторинг имеет для предприятий немало преимуществ, особенно с 2021 года

Какие измерения в налоговом мониторинге произошли в 2021 году?

С 1 июля 2021 года в стране будет действовать немало поправок, благодаря чему форма налогового мониторинга станет для налогоплательщиков еще более привлекательной. К примеру, налоговая сумма за год, который предшествует году запроса на проведение процедуры, сократилась до 100 млн. рублей против существующих в настоящее время 300 млн. Также будут снижены требования к размеру годовых доходов и общей стоимости активов компании. Кроме того, процедура учтет НДФЛ со страховыми взносами, срок подачи заявления будет сдвинут до 1 сентября, а продлить мониторинг на грядущий год можно, не подавая новое заявление.

Налоговый контроль стал значительно проще с введением процедуры налогового мониторинга

Как правильно подать заявление и организовать процесс налогового мониторинга в 2021 году?

Налоговый мониторинг предусматривает определенные требования и затраты для его проведения. Заявление на желание участвовать в процедуре следует подать в налоговый орган — по месту расположения налогоплательщика. Затем налоговики проверяют организацию на готовность к переходу, равно как и все необходимые документы, а по результатам проверок принимают одно из следующих решений — провести налоговый мониторинг либо мотивированно отказаться от выполнения этой процедуры по основаниям, перечисленным в п.5 ст.105.27 НК РФ.

Основные положения, предусмотренные Проектом:
  • Разработаны требования к новой форме Регламента информационного взаимодействия, предполагающие более детальное раскрытие информации об информационных системах, регистрах бухгалтерского и налогового учета в специальных табличных формах;
  • Разработаны новые формы отчетов, дополняющие необходимую к регулярному раскрытию информацию;
  • Сокращены сроки представления документов, расшифровывающих налоговую отчетность;
  • Разработаны требования по формату раскрытия учетной политики для целей налогообложения в специальной табличной форме;
  • Разработаны требования к XML – файлам для возможности передачи в налоговые органы документов, используемых при проведении налогового мониторинга, в электронном формате;
  • Регламентированы дополнительные документы, используемые при налоговом мониторинге.

Далее в настоящем информационном бюллетене мы приводим краткий обзор основных предлагаемых положений Проекта.

1. Требования к Регламенту информационного взаимодействия

Проект предусматривает изменение формы, формата и содержания Регламента информационного взаимодействия (далее – РИВ): теперь РИВ представляется в виде совокупности табличных форм (ранее использовался текстовый формат).

Также Проектом предлагается изменить форму представления информации по структуре раскрытия показателей налоговой отчетности (ранее приложение 2.1 к РИВ) в части добавления граф для указания корреспонденции счетов операций, составляющих показатели строк налоговой отчетности.

РИВ также дополняется требованиями о необходимости представления новых форм отчетов, содержащих информацию, ранее не представляемую налоговым органам:

  • Информация о разницах, возникающих между бухгалтерской и налоговой прибылью (убытком), образовавшихся в результате различных правил признания доходов и расходов;
  • Информация о расшифровке доходов и расходов по ОКВЭД по данным бухгалтерского учета;
  • Информация о сопоставлении операций по бухгалтерскому учету с показателями для целей исчисления налога на добавленную стоимость;
  • Информация о расчете удельного веса обособленных подразделений организации-налогоплательщика;
  • Информация о структуре взаимосвязей внутри группы компаний;
  • Протокол результатов контроля показателей налоговой отчетности;
  • Протокол результатов контроля корректности справочной информации.

Проект содержит отсутствующие в Письме ФНС России отчеты - Протокол контроля показателей налоговой отчетности, представляющий собой перечень результатов выполнения контрольных соотношений, представление в налоговый орган которого осуществляется одновременно с соответствующей формой налоговой отчетности, а также Протокол результатов контроля корректности справочной информации, содержащий сведения о проверке актуальности и корректности справочных данных, представляемый в налоговый орган ежеквартально по состоянию на 1 число квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала.

Также Проект содержит изменения сроков представления налоговым органам документов, расшифровывающих налоговую отчетность - срок предоставления регистров, оборотно-сальдовых ведомостей и расшифровок строк деклараций сокращен до 10 рабочих дней после предоставления деклараций (ранее срок составлял 1 месяц).

2. Требования к Учетной политике организации

Проект включает в себя положения по закреплению требований к раскрытию информации об Учетной политике организации.

Сведения из Учетной политики организации представляются в налоговый орган в табличной форме, согласно Приложению №20 к Проекту, в которой осуществляется заполнение признаков наличия или отсутствия определённых видов операций, использования различных методов и способов ведения налогового учета хозяйственной деятельности, а также краткое описание применяемых методов.

3. Порядок представления документов в электронном формате

Для всех представляемых в налоговый орган документов Проект предусматривает требования к электронным форматам, включающие в себя описание форматно-логической модели файла обмена.

Согласно тексту Проекта изменяются требования к порядку представления РИВ: представление РИВ в налоговый орган будет осуществляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) или посредством размещения в информационных системах организации, которым представляется доступ налоговому органу (ранее было возможно представить РИВ на бумажном носителе).

При этом для Учетной политики организации документ должен быть представлен в трех частях – визуальной (PDF), структурированной части (xml) и файла электронной подписи, предназначенного для защиты документа от несанкционированных изменений.

4. Закрепление дополнительных документов, используемых при переходе на налоговый мониторинг

Проект предусматривает регламентирование форм и форматов дополнительных документов, часть из которых ранее использовалась организацией и налоговым органом в ходе подготовки к переходу и осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга, но отсутствовала в соответствующих нормативных актах:

  • План-график по переходу на налоговый мониторинг;
  • Дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг;
  • Уведомление о согласовании дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг, и другие.
Подводя итоги

Предлагаемые положения хотя и значительно расширяют представляемую в налоговый орган информацию на этапе вступления в налоговый мониторинг, обеспечивают возможность электронной передачи в налоговый орган стандартизированных форм отчетности по налоговому мониторингу.

Предлагаемые Проектом изменения форм и требований к документам призваны автоматизировать и стандартизировать работу налогового органа по оценке готовности вступления в налоговый мониторинг организации, а также значительно упростить процедуру вынесения решения относительно вступления налогоплательщика в данный режим налогового контроля.

Новые документы (отчеты), представление которых предполагается Проектом на регулярной основе, могут снизить объемы запрашиваемой налоговыми органами информации, однако на первом этапе потребуют от налогоплательщиков доработки информационных систем.

До конца 2020 г. дополнительно ожидается публикация Проекта Приказа ФНС России с обновленными требованиями к Информации о системе внутреннего контроля, ранее описанными в Письме ФНС России, и им будет посвящен отдельный информационный бюллетень.

Авторы:
Иван Родионов,
Максим Жаворонков,
Анастасия Шеслер

Читайте также: