Дополнение к акту налоговой проверки

Обновлено: 01.06.2024

Приложение N 35
к приказу ФНС России
от 7 ноября 2018 года N ММВ-7-2/628@
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2021 года
приказом ФНС России
от 27 августа 2020 года N ЕД-7-2/609@ ;
в редакции, введенной в действие
с 1 июля 2021 года
приказом ФНС России
от 17 мая 2021 года N ЕД-7-2/488@. -
См. предыдущую редакцию)

Форма по КНД 1165215

Дополнение к Акту налоговой проверки N _____

1. Вводная часть (Общие положения).

1.1. Лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка:

(полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, Ф.И.О. физического лица, ИНН, КПП, адрес)

Лица, в отношении которых проведена налоговая проверка - участники консолидированной группы налогоплательщиков и проверяемые периоды:

Полное и сокращенное наименования

Периоды, за которые проведена налоговая проверка

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

1.2. Вид проведенной налоговой проверки и основание для ее проведения.

Камеральная налоговая проверка в связи с

(представлением или непредставлением)

(наименование налоговой декларации (расчета)

(дата представления, или день истечения срока представления, или день истечения срока уплаты налога)

(налоговый (расчетный, отчетный) период)

Выездная налоговая проверка

на основании решения

(наименование налогового органа)

1.3. Акт налоговой проверки, к которому составлены настоящие дополнения.

Акт налоговой проверки от

1.4. Настоящие дополнения к Акту налоговой проверки составлены по результатам проведения мероприятий налогового контроля, проведенных на основании Решения о проведении дополнительных

мероприятий налогового контроля от

1.5. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля:

1.6. Сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля:

(наименования мероприятий налогового контроля, наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты или "Согласно приложению N _____ к настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки")

2. Описательная часть.

Дополнительными мероприятиями налогового контроля установлено следующее:

(дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых)

3. Итоговая часть (выводы и предложения проверяющих).

3.1. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, проверяющими установлена неуплата следующих налогов, сборов, страховых взносов (недоимка), предлагается начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Пункт и статья Налого-
вого кодекса Россий-
ской Федера-
ции

Состав налого-
вого право-
наруше-
ния

Налог (сбор, страхо-
вые взносы)

Срок уплаты налога, сбора, страховых взносов, установ-
ленный законо-
датель-
ством о налогах и сборах

Код бюджет-
ной клас-
сифика-
ции

Код нало-
гового органа

1. Недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами (без учета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов); пени рассчитаны по состоянию на дату составления настоящего Дополнения к Акту налоговой проверки.

2. Приводятся полностью сведения из пункта 3.1 Акта налоговой проверки, в которые внесены изменения на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки. Если, по мнению проверяющих, по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля собраны необходимые дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, то изменения касаются только сумм пеней, начисленных с даты Акта налоговой проверки до даты настоящего Дополнения к Акту налоговой проверки.

3.2. Иные выводы и предложения:

(выводы и предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, о возможности представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями, с учетом выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иное)

3.3. Письменные возражения по настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям могут быть представлены в соответствии с пунктом 6_2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в

(наименование налогового органа)

До принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть заявлено ходатайство об установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, и представлены доказательства наличия таких обстоятельств.

3.4. Приложения: на

Сведения о должностных лицах налогового органа, проводивших дополнительные мероприятия налогового контроля и их подписи:


Подготовка возражения на акт налоговой проверки: оформление, содержание, порядок предоставления. Оспаривание решения налоговой.

Общие положения об акте налоговой проверки

В перечне форм налогового контроля в ст. 82 НК РФ проверки идут первыми, и это не случайно. Проверки - эффективный и универсальный инструмент налоговиков.

Они бывают двух видов:

По результатам выездной проверки обязательно составляется акт, по результатам камеральной - только в том случае, если обнаружены нарушения.

В акте фиксируются все выявленные в ходе проверочных мероприятий обстоятельства, выводы и предложения. Это основной документ по проверке, но не решающий. Окончательный вердикт по вопросу привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика, выносит руководитель налогового органа в решении.

Акт имеет следующие отличительные черты:

  • промежуточный характер, акт только оформляет результаты проверки;
  • отсутствие обязательных для налогоплательщика предписаний.

Поэтому он не может непосредственно нарушать интересы налогоплательщика и отдельно не обжалуется, только вместе с решением.

Однако, у налогоплательщика есть возможность на него отреагировать, предоставив встречные возражения, которые не являются обязательным процессуальным документом. Их предоставление - это право, а не обязанность.

Так как серьезные налоговые споры редко не доходят до суда, целесообразность предоставления возражений на самой первой стадии их рассмотрения часто ставится под сомнение. И здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Иногда важно узнать позицию налоговиков заранее, в некоторых случаях не стоит предоставлять дополнительные данные. Стратегию взаимодействия с налоговым органом по результатам проверки диктуют исходные данные.

Обязательно ли предоставлять возражения

По смыслу закона, возражения - это пояснения, которые способны повлиять на решения руководителя налоговой инспекции. Введения права на их подачу должно гарантировать защиту интересов налогоплательщика, объективное и оперативное рассмотрение результатов проверки.

На практике налоговая редко соглашается с дополнительно изложенными доводами, и выводы из акта проверки просто копируют в решение руководителя. Вышестоящие инстанции тоже не склонны пересматривать решения своих коллег. Если налогоплательщик не согласен, ему остается только обжаловать привлечение к ответственности в суде.

Стоит ли в таком случае тратить время на составление возражений? В некоторых случаях однозначно стоит, потому что суд может поинтересоваться по какой причине налогоплательщик не раскрыл доказательства на стадии проверки. Однако, не все так однозначно. Иногда стоит придержать возражения, которые в суде будут звучать более весомо.

Вот примерная классификация ситуаций и рекомендации по предоставлению возражений:

- Налогоплательщик не согласен с трактовкой норм налогового права, спора по объективной стороне и фактам нет. В этом случае можно решать самостоятельно, писать ли возражения. С одной стороны, они продемонстрируют серьезный настрой и подкованность в правовых вопросах. С другой, за время подготовки к суду у налоговой будет больше возможностей найти контрдоводы и обосновать их.

К тому же нельзя забывать, что поступление возражений приведет к хоть и формальному, но пересмотру дела. Если будут обнаружены пробелы и недочеты, появится основание и возможность их устранить. То есть, если налогоплательщик видит "изъяны" в работе налоговиков, лишний раз лучше к материалам проверки их внимание не привлекать. После того, как будет вынесено решение возможностей по проведению дополнительных мероприятий у налоговиков станет гораздо меньше.

- Налоговым органом допущены ошибки при расчете пеней и штрафов в ходе определения недоимки. Такие аргументы обязательно нужно доводить до сведения налоговой и как можно быстрее. Суд также не откажется их принять, даже если ранее о них не заявлялось.

- Возражения основаны на документах, которые проверяющие не затребовали, а налогоплательщик по своей инициативе не предоставил.

Здесь нужно исходить из конкретных обстоятельств, существа и ценности документов и учитывать риски. С одной стороны, предоставление замечаний может спровоцировать на проведение дополнительных мероприятий. С другой, исходя из судебной практики, вышестоящая инстанция и суд могут отказаться принимать их при рассмотрении спора. Обычно суды их все-таки принимают, хотя это и отступление от общего правила. Для сбора и раскрытия доказательств налоговая проверка специально и предназначена. Но в любом случае придется обосновать непредставление документов на более ранних стадиях. К тому же запоздалое раскрытие доказательств может сказаться на распределении судебных расходов. Окончательное решение принимает конкретный суд и предугадать его сложно.

- Аргументы основаны на документах, которые были запрошены в ходе проверки, но не предоставлены налогоплательщиком своевременно. Такие доказательства однозначно надо предъявлять дополнительно. У налогоплательщика нет никаких уважительных причин их скрывать (ведь существует запрос на их предоставление), поэтому в последующем его поведение суд признает недобросовестным.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация, когда налогоплательщик оспаривает только размер штрафа, а не сам факт правонарушения, и намерен снизить его размер в связи с наличием смягчающих обстоятельств. В этом случае подаются не возражения, а ходатайство о снижении санкции. Ходатайство пишется в свободной форме с подробным описанием обстоятельств, при необходимости прикладываются доказательства их наличия.

Порядок предоставления

В НК РФ содержится описание процедуры подачи возражений. Но некоторые моменты все-таки могут вызвать вопросы:

- Право не предоставление возражений есть только у лица, в отношении которого проводилась проверка. От его имени может действовать представитель. А вот иные лица, даже если их права и затронуты, такими полномочиями не наделены.

- Срок установлен в НК РФ и равен месяцу с момента получения акта. Он истекает в тот же день следующего месяца. То есть, если момент окончания срока приходится на последний день месяца, а в следующем месяце количество дней меньше, соответственно срок уменьшается. Срок не может закончиться в выходной или праздник, он переносится на следующий рабочий.

- Если налогоплательщик не желает получать акт, налоговая извещает его почтовым отправлением. Месячный срок отсчитывается либо с подтвержденной даты фактического получения, либо с шестого рабочего дня после отправки.

- Если к акту составлены изменения, срок отсчитывается с даты получения таких изменений.

- Для возражений предусмотрена только письменная форма. Электронный формат дополнительно не установлен. Документы предоставляются в канцелярию под входящий или по почте. При отправлении по почте нужно учесть, что решение руководитель ИФНС выносит не позднее десяти рабочих дней после истечения срока на подачу возражений. Поэтому стоит убедиться заранее, что документы налоговой получены.

Можно ли восстановить срок, если он пропущен

Непосредственно восстановление срока для подачи возражений не предусмотрено, но есть другие возможности.

Налоговый кодекс допускает продление сроков рассмотрения материалов проверки. Налогоплательщик вправе подать соответствующее ходатайство, хотя прямо это в НК РФ и не указано.

Если возражения получены хотя и с опозданием, но до вынесения решения по существу, они должны быть учтены.

Налогоплательщик или представитель по доверенности вправе непосредственно присутствовать при внесении решения руководителем и давать пояснения, которые должны быть отражены в протоколе.

Содержание возражений

Требований к структуре и содержанию этого документа НК РФ не предъявляет. В целях придания возражениям убедительности рекомендуется соблюдать следующие правила:

- Доводы и разъяснения обязательно должны быть подкреплены правовыми нормами, ссылками на судебную практику, разъяснения государственных органов, доказательства;

- Если по вопросу применения налогового законодательства отправлялись запросы, ответы на них необходимо также приложить;

- Замечания налогоплательщика станут более весомыми, если аналогичная позиция уже была изложена в решениях суда;

- Документ лучше структурировать таким образом, чтобы он легко воспринимался. Для этого используется общая схема составления любого письменного обращения: адресная часть, наименование, описательная блок подписей с датами. Описательную часть стоит разбить на абзацы, структурировать текст по эпизодам проверки или налогам, выделять основные мысли и делать выводы.

Все приложения нужно перечислить с указанием точных наименований документов и приложить копии. Подпись ставит руководитель или уполномоченное лицо (необходимо удостовериться, что его полномочия подтверждены).

Артем Виноградов, менеджер

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Юридическая фирма "Ветров и партнеры"
больше, чем просто юридические услуги

Читайте также: