Доходы местных бюджетов формируются за счет а за счет налогов б за счет неналоговых доходов

Обновлено: 06.07.2024

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4


Ключевые слова: местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, тем, что налоговые поступления являются одним из основных источников доходов бюджета любого уровня, в том числе и местных бюджетов; во-вторых, из всех аспектов бюджетных отношений налоговые отношения относятся к числу наименее законодательно урегулированных.

Налоговые поступления в местные бюджеты являются наиболее регулярным и постоянным источником возмещения расходов органов местного самоуправления и могут гарантировать выполнение программ, заложенных в местные бюджеты.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Итак, процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета, т. е. ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое поступление доходов прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценке налоговой базы.

п/п

Показатель

2013 год

2014 год

Темп роста 2013г. к 2014г.,%

2015 год

Темп роста 2014г. к 2015г.,%

Поступило, тыс.руб.

Поступило, тыс.руб.

Поступило, тыс.руб.

1.

Поступило— всего

820 758,2

1 174 468,8

110,99

1 004 929,4

135,56

В том числе

Налоговые доходы увеличиваются с каждым годом и уже в 2015 году составили 322 472,80 тыс.руб. В 2014 году сумма налоговых доходов в бюджете муниципального района составила 232 417,6 тыс.руб., в 2013 году- 214 276,0 тыс.руб.

Следует отметить, что увеличение доли собственных доходов приводит к тому, что доля безвозмездных поступлений уменьшается.

К налоговым доходам местного бюджета относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный налог; налог на имущества физических лиц.

В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.

Вид дохода

2013 год

тыс.руб.

2014 год

тыс.руб.

2015 год

тыс.руб.

Поступило Всего (бюджет района):

214 276,0

232 417,6

322 472,8

Налог на доходы физических лиц

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

Прочие налоги, пошлины и сборы

Вид дохода

Уд. вес кобщ. доходу,%

Уд. вес кобщ. доходу,%

Уд. вес кобщ. доходу,%

Поступило Всего (бюджет района):

100

100

100

Налог на доходы физических лиц

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

Прочие налоги, пошлины и сборы

Из таблиц видно, что основная часть доходов бюджета муниципального образования в 2013–2015 гг. сформирована за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Доля налога на доходы с физических лиц в общей сумме доходов бюджета в 2013 году составила 81,8 %, в 2014 году — 77,9 %, а в 2015 году — 77,1 %. Можно заметить тенденцию к снижению доли данного налога в общем объеме поступлений. Это происходит в связи с увеличением доли поступлений других видов налогов.

Но из таблицы 2 видно, что поступления по налогу на доходы физических лиц с каждым годом увеличиваются. В 2014 году увеличение было на 5927,4 тыс.руб. или на 3,4 % по сравнению с 2013 годом.

Основными причинами роста поступлений в 2014 году являются:

Поступления по данному налогу в 2015 году возросли на 67370,9 тыс. руб. или на 37,2 % по сравнению с 2014 годом.

Основными причинами роста поступлений в 2015 году являются:

– рост поступлений по налогоплательщикам с основными видами деятельности:

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложенияза 2014 год мобилизован на сумму 18 226,0 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2013 года на 5 748,1 тыс. руб. или 46,1 % (в 2013 году поступило налога в сумме 12 477,9 тыс. руб.).

Рост поступлений в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлен в связи с увеличением налогооблагаемой базы и количеством налогоплательщиков перешедших на уплату УСНО, а также за счет погашения задолженности по данному налогу.

По единому налог на вмененный доход наблюдается тенденция к увеличению. В 2014 году поступило 9 088 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 8 285,1 тыс. руб.

Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 802,8 тыс. руб. или 9,7 %.В 2015 году поступления составили 9 834,3 тыс. руб., в аналогичном периоде 2014 года — 9 087,9 тыс. руб. Рост поступлений в 2015 году относительно поступлений 2014 года составил 746,4 тыс. руб. или 8,2 %.

По единому сельскохозяйственному налогу также наблюдается тенденция к увеличению с каждым годом. За 2014 годмобилизован в сумме 8 570,1тыс. руб., в 2013 году — 8041,9 тыс. руб. В 2015 году поступило 24772,6 тыс. руб., что по сравнению с 2014 годом больше на 16202,5 тыс. руб.

Рост налога обусловлен увеличением налогооблагаемой базы за счет снижения расходов налогоплательщиков данного налога.

Также наблюдается увеличение по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения. В 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличение было на 47,7 тыс. руб. В 2015 году сумма налога составила 1044 тыс. руб., что больше по сравнению с 2014 годом на 306 тыс. руб. Это говорит о том, что все больше мелких предприятий переходят на данную систему налогообложения.

Государственная пошлинав 2014 года мобилизована в сумме 2 381,5 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 1 789,7 тыс. руб.

Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 591,8 тыс. руб. или 33,1 %. В 2015 году показатель увеличился на 1781,8 тыс. руб. в сравнении с 2014 годом. Рост платежей связан за счет увеличения количества регистрационных действий.

Земельный налог по отчету 2014 года составили 7 693,7 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 5 459,8 тыс. руб.

Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 2 233,9 тыс. руб. или 40,0 %. За 2015 год поступления составили 8 686,6 тыс. руб., это на 992,9 тыс. руб. или на 12,9 % больше, чем в 2014 году.

Поступления по прочим налогам, пошлинам и сборамтакже увеличиваются на протяжении всего исследуемого периода. В 2014 году они увеличились на 2261,6 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году увеличение составило 5648 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом.

  1. Совместно с главными администраторами доходов принять меры по увеличению объема поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, неналоговых доходов и доведению темпов роста по основным налогам до среднерайонных, среднегородских и среднекраевых показателей, а также сокращению задолженности по их уплате;
  2. Принять меры по недопущению образования недоимки по местным налогам в бюджет, ведущей к начислению пени и штрафных санкций;
  3. Администрациям сельских поселений продолжать работу в целях привлечения к налогообложению.

По налогу на доходы физических лиц:

– по проведению мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, и осуществлению контроля за работодателями по обеспечению темпов роста средней заработной платы в соответствии с индикативными показателями района, а также по доведению средней заработной платы работников аграрного сектора и субъектов малого и среднего бизнеса до 20 тысяч рублей и более;

– по контролю за миграцией юридических лиц с целью выявления организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального района без постановки на налоговый учет. Не допускать случаев перерегистрации предприятий за пределы муниципального района, города;

– по проведению работы по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории муниципального района, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц.

По единому налогу на вмененный доход:

– по повышению эффективности работы в части выявления плательщиков, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, без регистрации, а также предоставляющих налоговые декларации без результата деятельности и уплачивающих минимальный налог, в том числе составление протоколов для дальнейшей передачи в налоговые и правоохранительные органы;

– анализ финансовой обоснованности корректирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход на предмет их соответствия экономическому положению территорий.

– по увеличению объема доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджет муниципального района, в том числе за счет проведения аукционов по продаже права аренды на земельные участки, своевременно принимать новые решения или продлять срок действия принятых ранее решений на очередной год по установлению ставок арендной платы;

– ставки арендной платы за пользование земельными участками устанавливать от кадастровой стоимости земельных участков и не ниже ставок земельного налога;

– активизировать работу по взысканию задолженности по арендной плате за землю.

По доходам от использования имущества муниципальной собственности:

– проанализировать решения органов муниципального образования по установлению ставок, размера арендной платы за сдаваемое имущество, а также по установлению размера отчислений в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий и привести их в соответствие с действующим законодательством;

– корректировать ставки арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной оценке;

– провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного и установления направления эффективного его использования;

– утверждать программы приватизации муниципального имущества и объем поступлений средств в бюджет.

Все перечисленные направления позволит в определенной степени нарастить доходную часть муниципального бюджета за счет собственных налогов и добиться улучшения, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета финансовыми средствами, реально путем усовершенствования действующей законодательной базы, кропотливой работы по совершенствованию норм федерального законодательства, внесение изменений в ведомственные нормативные документы федеральных органов власти (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы внутренних дел, Федеральной службы государственной статистики).

Таким образом, можно констатировать, что вся нормативно-правовая база РФ должна быть ориентирована на пополнение местных бюджетов, необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): налог, муниципальный район, доход, вмененный доход, местный бюджет, рост поступлений, бюджет, единый налог, арендная плата, земельный налог.

Читайте также: