Для оценки целесообразности мероприятий по налоговой оптимизации применяется критерий

Обновлено: 17.05.2024

2. Понятия, применяемые в Методике, используются в значении, определенном Правилами.

3. Оценка эффективности налогового расхода проводится Управлением государственной политики и нормативно-правового регулирования Федерального архивного агентства ежегодно, в период со дня получения от Министерства финансов Российской Федерации сведений, предусмотренных пунктом 12 Правил, до 5 декабря. Уточнение данных оценки эффективности налогового расхода проводится в срок до 20 февраля очередного года.

II. Оценка эффективности налогового расхода

4. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.

5. Оценка целесообразности налогового расхода.

Критериями целесообразности налогового расхода являются:

а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

5.1. Определение соответствия налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации, их структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации, предусматривает следующее:

Цель подпрограммы определена как обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Налоговый расход направлен на достижение задачи подпрограммы – сохранение ретроспективной архивной информации и перевод ее в электронный вид для эффективного использования в интересах государства, общества и граждан;

б) налоговый расход должен соответствовать цели деятельности Росархива, установленной Планом деятельности Федерального архивного агентства на 2017–2022 годы, утвержденным Росархивом 19 июля 2017 г., определенной как достижение российскими архивами уровня, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества.

5.1.1. Соответствие налогового расхода целям, определенным в пункте 5.1 Методики, сопровождается описанием обоснования влияния налогового расхода на достижение указанных целей.

5.2. Оценка востребованности плательщиками предоставленной налоговой льготы.

Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, потенциально имеющих право на получение льготы, за 5-летний период.

Оценка востребованности для льготы, обуславливающей налоговый расход, составляет 100%, поскольку все указанные плательщики НДС пользуются пониженной ставкой в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

5.3. Налоговый расход должен соответствовать обоим критериям целесообразности. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 5 Методики, Федеральное архивное агентство представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы для плательщиков.

5.4. Целевая категория налогового расхода, исходя из цели налогового расхода, определена как технический налоговый расход Российской Федерации.

6. Оценка результативности налогового расхода.

Оценка результативности налогового расхода включает:

а) оценку вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

б) оценку бюджетной эффективности налогового расхода.

6.1.1. Оценка вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (Ов) определяется по следующей формуле:

N – количество оказанных платных архивных услуг физическим и юридическим лицам;

Nбл – количество оказанных платных архивных услуг физическим и юридическим лицам в случае отмены льготы.

Количество оказанных платных архивных услуг физическим и юридическим лицам в случае отмены льготы (Nбл) определяется следующим образом:

Nбл ЮЛ – количество оказанных платных архивных услуг юридическим лицам в случае отмены льготы;

Nбл ФЛ – количество оказанных платных архивных услуг физическим лицам в случае отмены льготы;

N ЮЛ – фактическое количество оказанных платных архивных услуг юридическим лицам в отчетном году;

Sбл ФЛ – общая стоимость оказанных платных архивных услуг физическим лицам в случае отмены льготы;

Rбл ФЛ – средняя стоимость одной платной архивной услуги, оказанной физическим лицам в случае отмены льготы;

S ФЛ – фактическая общая стоимость оказанных платных архивных услуг физическим лицам в отчетном году;

5) Rбл ФЛ = R ФЛ x (1 + VAT),

R ФЛ – фактическая средняя стоимость одной платной архивной услуги, оказанной физическим лицам в отчетном году;

VAT – общая ставка налога на добавленную стоимость в отчетном году.

6.2. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

К альтернативному механизму достижения целей, указанных в пункте 5 Методики, относится предоставление субсидий или иных форм непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготу, за счет федерального бюджета.

В целях обеспечения репрезентативности полученного результата сравнительного анализа результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения), а также в связи с тем, что значения показателей (индикаторов) при применении налоговой льготы и при использовании альтернативных механизмов идентичны, расчет оценки бюджетной эффективности (Bi) может быть осуществлен по следующей формуле:

Аi – сумма средств федерального бюджета (с учетом средств, предусмотренных на администрирование субсидирования), направленная государственному (муниципальному) архиву по альтернативному для налоговой льготы механизму поддержки, обеспечившим достижение целевого показателя в отчетном году;

Ni – общий объем налоговых льгот по налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение целевого показателя (индикатора) в отчетном году.

При достижении Bi неотрицательного значения бюджетная эффективность по налоговому расходу признается положительной.

7. По итогам оценки эффективности налогового расхода формируются выводы:

о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налогового расхода;

о вкладе налогового расхода в достижение целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

По результатам оценки эффективности налогового расхода Федеральное архивное агентство формирует обобщающий вывод об эффективности (неэффективности) налогового расхода, необходимости сохранения (уточнения, отмены) налоговой льготы для плательщиков.

III. Форматы отчетов по результатам проведения
оценки эффективности налогового расхода

8. По результатам оценки эффективности налогового расхода формируются следующие документы:

а) паспорт налогового расхода (рекомендуемый образец – приложение к Методике);

б) результаты оценки эффективности налогового расхода;

в) рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода;

г) рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленной плательщикам льготы;

Приложение
к Методике оценки эффективности
налогового расхода Российской Федерации,
связанного с освобождением от уплаты НДС
реализации услуг по сохранению,
комплектованию и использованию архивов,
утвержденной приказом Росархива
от 11 марта 2021 г. № 22

На понятие налоговой нагрузки государство и собственники бизнеса смотрят по-разному. Для представителей государства от данного показателя зависит, например, формирование бюджетов различных уровней. Для бизнесменов налоговая нагрузка – один из инструментов влияния на финансовые результаты деятельности своей компании. Как оптимизировать расходы на налоги и не испортить отношения с ФНС, читайте в публикации.

Принципиальное значение анализа налоговой нагрузки

Законодательство не дает четкого определения налоговой нагрузке. Данное понятие, напрямую влияющее на развитие государственной налоговой политики и налогового контроля, не первое десятилетие остается спорным. Впрочем, как и вопрос: много или мало платит налогов конкретная компания.

Естественно, все стремятся свести расходы к минимуму и тем самым повысить эффективность управления финансами компании. Но в то же время недальновидная экономия на налогах может привести к еще большим проблемам и затратам в виде доначислений и штрафов по результатам налоговых проверок. Поэтому важно выработать стратегию снижения нагрузки в рамках действующего законодательства.

Чтобы безопасно снижать налоговые расходы, необходимо четко понимать, как проводить анализ показателей налоговой нагрузки и что делать с его результатами.

Специалисты 1C-WiseAdvice тщательно следят, чтобы налоговая нагрузка клиента всегда оставалась в безопасной зоне, не вызывающей интереса налоговиков. Мы предлагаем только законные варианты снижения налоговой нагрузки , которые разрабатываются индивидуально с учетом структуры конкретного бизнеса и специфики деятельности компании.

Проблема методики оценки налоговой нагрузки

Сегодня в России нет единой методологии оценки размера налоговой нагрузки организации. Зачастую одни и те же формулы используются, например, для расчета налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты.

В любом случае показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, и, по мнению ФНС, не может быть:

  • перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);
  • уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами.

На что ориентированы различные методики

Независимо от того, какие именно методы анализа налоговой нагрузки применяются, необходимо понимать: в этом деле важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько объем прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов. Поэтому, например, формула, предложенная ФНС, точно не является эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.

Итак, формула расчета налоговой нагрузки, предложенная ФНС:

Налоговая нагрузка = (Общая сумма налогов / Выручка) х 100%

Нужно иметь в виду, что для налоговиков, разработавших эту формулу, первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность вашего бизнеса.

Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации. Но этот способ опять-таки не разделяет налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.

Когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя

Анализ налоговых рисков и формирование налоговой стратегии

Опираясь на выводы, полученные в результате исследования, и на действующее законодательство, организация формирует оптимальную налоговую стратегию, включающую учетную политику для целей налогообложения и средства управления налоговыми рисками.

Несмотря на то, что официально плана по штрафам и доначислениям не существует, по факту основной задачей инспекторов остается максимально возможное пополнение бюджета за счет налогоплательщиков. И идут в первую очередь они в те компании, где можно к чему-то придраться. А свою строгость, кстати, оправдывают объективными экономическими факторами.

Следовательно, задача собственников – грамотно и, не выходя за рамки закона, корректировать налоговую нагрузку. В рамках риск-ориентированного подхода при оказании бухгалтерских услуг специалисты 1C-WiseAdvice следят, чтобы налоговая нагрузка клиентов не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%.

Также мы всегда говорим о том, что не обязательно рисковать и прибегать к агрессивным схемам оптимизации расходов на налоги, чтобы снизить налоговое давление на бизнес. В рамках проектов по оптимизации мы предлагаем клиентам различные варианты уменьшения налоговой нагрузки, заточенные под конкретный бизнес и с учетом всех его юридических особенностей.

И, наши специалисты способны взглянуть на проблему глазами налоговика. В команде с ними трудятся наши специалисты по оптимизации бухгалтерии, которые анализируют предлагаемые решения с точки зрения документооборота, сложности подготовки отчетности и налоговых деклараций, соответствия налоговой нагрузки ожиданиям ИФНС и пр.

Цель любого коммерческого предприятия — получить максимум прибыли. Это достигается через увеличение доходов и снижение расходов. Снизить расходы можно, уменьшая налоговые платежи, поэтому практически все коммерческие предприятия стараются использовать данный способ.

Снижая налоговую нагрузку, важно не перейти допустимую черту. Иначе компания понесет финансовые потери, которые сведут на нет предполагаемую экономию на налогах. Как уменьшить налоги с минимальными рисками, расскажем в данной статье.

МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Доходы государства формируются в основном за счет налогов (включая пошлины, сборы и акцизы), уплачиваемых коммерческими предприятиями, поэтому законодательство в сфере налогообложения призвано обеспечить их полное и своевременное поступление в бюджет. Для нарушителей законодательства о налогах предусмотрены существенные наказания.

В то же время государство предоставляет предприятиям некоторые возможности для минимизации уплачиваемых налогов. Если использовать их грамотно, можно уменьшить расходы и повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Большинство собственников коммерческих компаний наряду с законными методами минимизации налоговых платежей готовы использовать методы, не предусмотренные законом. Они ставят перед руководителями финансово-экономических служб задачу разработать и применить налоговые схемы, которые позволят дополнительно уменьшить расходы на налоги и повысить рентабельность бизнеса.

В результате многие компании работают с налогообложением по так называемым серым схемам, когда с помощью различных способов минимизации налогов результаты хозяйственной деятельности подстраиваются под методы, разрешенные законом.

Главным критерием возможности использовать такие схемы выступает соотношение величины экономии расходов на уплату налогов и размера штрафных санкций со стороны государства в случае, если используемые компанией методы налоговой минимизации будут признаны фиктивными.

В общем виде процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия можно разделить на два основных направления:

Каждое из направлений можно детализировать до более низких уровней (см. рисунок).


Процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия

Санкции за нарушение налогового законодательства

Размеры наиболее существенной ответственности за различные нарушения налогового законодательства представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ответственность за нарушение законодательства о налогах

Виды налоговых нарушений

Санкции за нарушение

Степень последствий

Величина

Основание

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Штраф в размере 10 % от полученного дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

Штраф в размере до 300 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 480 ч, или арест на срок до 6 месяцев

Статья 171 УК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, при наличии организованной группы или особо крупного размера незаконного дохода

Штраф от 100 до 500 тыс. руб., или принудительные работы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет

Статья 171 УК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ

Штраф налогоплательщика — 20 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Занижение налоговой базы, умышленное неправильное исчисление налога

Штраф налогоплательщика — 40 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

Статья 123 НК РФ

Сокрытие денежных средств или имущества организации/индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации

Штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности

Статья 199.2 УК РФ

Непредставление в ИФНС налоговой декларации

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период до 180 дней включительно

Штраф в размере 5 % суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период свыше 180 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога по декларации и 10 % от этой же суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня

Пункт 2 ст. 119 НК РФ

Предоставление недостоверных данных, приведших к неуплате или неполной уплате налога на прибыль

Штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 1 ст. 122.1 НК РФ

Штраф — 40 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 2 ст. 122.1 НК РФ

Поскольку нас интересует уменьшение налоговых расходов с минимальными для компании рисками, то направление уклонения от уплаты налогов мы во внимание не принимаем. Риски там явно большие, поэтому рассмотрим законные методы оптимизации налогов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА НАЛОГИ

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

Содержание мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

Прочие виды экономии налогов

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.

Читайте также: