Для общества благосостояния характерны рост налогообложения

Обновлено: 18.05.2024

(welfare state) политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий, бесплатную медицинскую помощь и т.п. В 1942 г. в Соединенном Королевстве в доклад Бевериджа (Beveridge Report) стал программой создания в государства всеобщего благоденствия. Коалиционное правительство, возглавлявшееся консерваторами, сначала никак не отреагировало на содержавшиеся в докладе предложения. Однако популярность доклада заставила правительство пересмотреть свою позицию, и еще до окончания войны началась разработка законодательной основы программы. К 1944 г. в Белой книге было записано, что первоочередной экономической целью правительства является обеспечение полной занятости, а в соответствии с законом Батлера вводилось всеобщее среднее образование. Однако на всеобщих выборах в 1945 г. победили лейбористы, в немалой степени благодаря тому, что они более горячо поддержали план Бевериджа. За этим последовала реализация главных положений плана: в 1946 г. были приняты Закон о государственном страховании и Закон о государственной службе здравоохранения, а в 1948 г. – Закон о государственной помощи. Приступили к осуществлению грандиозной программы строительства миллиона квартир. В 1948 г. газета "Таймс" писала, что принятые меры обеспечивают социальные гарантии каждому гражданину со дня рождения и до смерти. Вышеперечисленные меры легли в основу государства всеобщего благоденствия, которое стало считаться синонимом понятия "социальные гарантии". Конкретно это означало право на получение пенсий и пособий согласно вновь утвержденным системам государственного страхования и помощи. В более широком смысле термин использовался и по отношению к другим реформам того времени, особенно к гарантиям полной занятости и возможности бесплатно пользоваться услугами национальной медицинской службы по месту обращения. Все нововведения вытекали из новой концепции отношений между государством и личностью в обществе рыночной экономики, признававшей необходимость расширенного государственного вмешательства для смягчения наиболее пагубных последствий, причины которых крылись скорее в самой системе, нежели в деятельности отдельных людей. Тем не менее за признанием необходимости государства всеобщего благоденствия скрывалось политическое разногласия из-за смысла, который вкладывался в это понятие. Принадлежащие к либеральной традиции "сопротивляющиеся коллективисты" (в т.ч. и сам Беверидж) считали, что реформы 1940-х гг. являются вершиной возможного. Им противостояли социалисты-реформисты, которые видели в этих реформах лишь основу для более организованного движения к плановому и эгалитарному обществу. Незначительное меньшинство, такие как Хайек (Hayek), никогда не считали создание государства всеобщего благоденствия первоочередной задачей и оставались твердыми "антиколлективистами". Нарастающий с 1917-х гг. кризис государства всеобщего благоденствия может рассматриваться как следствие либо изменения социально-экономических условий, либо ослабления послевоенного консенсуса, либо и того и другого. Несомненно, что увеличивавшиеся экономические трудности усложняли и процесс совершенствования общественных служб, и удовлетворение возросших социальных нужд, связанных с изменением модели семьи, ростом числа пожилых людей и безработных. С другой стороны, государство всеобщего благоденствия все больше критиковали политики, придерживавшиеся полярных взглядов. Критики правого толка утверждали, что, снимая ответственность с индивида, государство всеобщего благоденствия подавляет его инициативу в решении собственных проблем. Критики слева, частично соглашаясь с тем, что реально существующее государство всеобщего благоденствия нередко прибегает к давлению, но связывали это с отсутствием борьбы с глубинными причинами классового, сословного или расового неравенства. Их анализ и предлагаемые рецепты были более радикальными, нежели те, что отстаивали социалисты в 1940–50-х гг., и охватывали более широкий круг проблем – возможно, под влиянием "новых социалистических движений", возникших в 1960-е годы. Даже лейбористские правительства 1974–79 гг. после кризиса расходов 1976 г. сокращали и "перекраивали" расходы на обеспечение благосостояния. Способы осуществления этих мер больше отвечали позиции критиков правого крыла. После победы консерваторов на выборах 1979 г. изменение в этом направлении осуществлялись уже более согласованно. Были значительно реформированы все службы, созданные на основании доклада Бевериджа. Однако существенное сокращение расходов произошло только в жилищной сфере. В других социальных сферах ограничились ужесточением требований соответствия персонала занимаемым должностям и разработкой мер, направленных на децентрализацию ответственности управленческого персонала при более жестком централизованном контроле за финансами. Возможно, наиболее противоречивой из всех была реформа Национальной службы здравоохранения (1990 г.), проведенная, несмотря на серьезное сопротивление, в целях создания "внутреннего" рынка в рамках национализированной системы. В более широком смысле изменения исходных положений Бевериджа оказались значительно серьезнее. Наиболее важным было смещение экономических приоритетов – от обеспечения полной занятости в сторону контроля над инфляцией. Умеренное перераспределение доходов и материальных благ, достигнутое до 1970-х гг., повернули вспять, снизив подоходный налог и частично вернувшись к прежним формам косвенных налогов типа налога на добавленную стоимость (НДС). Несмотря на все это, к концу 1980-х гг. государство всеобщего благоденствия было скорее реконструировано, нежели упразднено. Предполагалось, что сложился новый "плюралистический консенсус благосостояния", допускавший сосуществование частного, государственного и общественного секторов. Обострение экономического кризиса в 1990-е гг. вновь поставило серьезные вопросы о будущем государства всеобщего благоденствия. Правое крыло консерваторов открыто призывало к государству "сети страхования", подоплекой чего была растущая интернационализация мировой экономики, ограничившая автономию национальных правительств и побуждавшая их снижать расходы на заработную плату ради привлечения исключительно мобильных капиталовложений. Возможно, будет небесполезным определить британский вариант в аналитическом и сравнительном планах как "режим государства всеобщего благоденствия". Как утверждает Дж. Эспинг-Андерсон в книге "Три мира капитализма благоденствия", эти режимы относятся к трем основным типам государств с рыночной экономикой: консервативным, социал-демократическим и либеральным – в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство. Примером консервативного режима служит Германия с ее высоким уровнем благосостояния и иерархически-упорядоченным общественным устройством. В то же время Швеция наиболее близка к эгалитарному социал-демократическому режиму. Британское государство всеобщего благоденствия, относившееся в 1948 г. к числу наиболее развитых, к 1970-м гг. приблизилось к либеральной модели: Соединенное Королевство предпринимало лишь слабые попытки использовать благосостояние для уменьшения социального неравенства, в то время как страны с консервативным и социал-демократическим режимами наращивали усилия для обеспечения благосостояния своих граждан. В условиях экономических затруднений 1980–90-х гг. правительства всех государств всеобщего благоденствия оказались в тяжелом положении, но в Великобритании и США было объявлено о сдвиге в сторону либерализму.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Рыночная экономическая модель во многих странах приносит не только положительный хозяйственный эффект. Самостоятельность субъектов, их индивидуальное стремление к обогащению и максимизации собственной выгоды влияют на социальную жизнь общества. Наблюдается все большее расслоение населения по доходам, что ведет к внутренней напряженности и не способствует экономическому росту. Поэтому вопрос о преодолении необеспеченности широких слоев населения становится одним из приоритетных в настоящее время.

Общественное благосостояние представляет собой сложную социально-экономическую категорию. Она характеризует следующие параметры внутренней жизни страны:

  1. Степень политической стабильности.
  2. Уровень обеспеченности населения.
  3. Эффективность потребления населением создаваемых благ.

Под потреблением благ понимается не только непосредственное их применение в быту, но и их использование для культурного, интеллектуального и социального развития человека.

Для того, чтобы обеспечить оптимальный показатель общественного благосостояния необходимо достигнуть относительного экономического равновесия. Оно характеризуется тем, что увеличение благосостояния одних слоев населения сказывается снижением уровня жизни других слоев. Для того, чтобы сохранялось равновесие Парето необходимо, чтобы производство, потребление и распределение были максимально эффективными.

Стоит отметить, что благополучие населения нельзя оценить в общем, так как благосостояние и удовлетворенность собственным социальным положением является параметром сугубо индивидуальным. Некоторые ученые считали, что рост общественного благополучия имеет положительную динамику в том случае, если большинство населения оценивает свою жизнь удовлетворительно. Другие ученые предлагали сопоставлять благополучие одних социальных групп и проигрыши других групп с точки зрения значимости в рамках общества одного государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы, определяющие общественное благосостояние

Общественное благосостояние, прежде всего, описывает качественный уровень жизни человека. При этом само качество может описываться как экономическими, так и неэкономическими показателями. В совокупности они должны определять степень жизненной стратегической реализации людей, уровень удовлетворения личных потребностей.

Объективные факторы общественного благосостояния определяются следующими параметрами:

  1. Общий уровень здоровья населения.
  2. Степень развитости системы здравоохранения.
  3. Система общественного питания.
  4. Уровень занятости.
  5. Качество и условия труда.
  6. Досуг, условия его проведения и качества.
  7. Экология.
  8. Бытовые и жилищные условия.
  9. Личная защищенность каждого отдельного гражданина.
  10. Социальная активность и возможности развития личности.

Объективные показатели или факторы, как правило, рассматриваются с помощью количественных показателей. Их необходимо рассматривать в динамике, а также сопоставлять с данными других стран. Факторами субъективного характера являются личные ощущения каждого отдельного индивида относительно собственной защищенности, психологического комфорта, покоя, уверенности и так далее. Эти факторы сложно оценить, так как они носят субъективный характер.

Теоретическая основа современного термина общественного благосостояния сложилась из двух принципиальных направлений. Первое рассматривало общее благополучие, как арифметическую сумму степени удовлетворенности каждого индивида. У истоков данного направления стоял Иеремия Бентам, ему же принадлежит термин полезности. Второе направление оценивало общественное благосостояние через математическую теорию выборов и коллективных решений. Английский экономист Сиджвик первым анализировал общественное благосостояние с двух сторон – индивидуальной и общественной. Серьезный вклад в изучение понятия внес Маршал, который рассматривал степень повышения благосостояния через установление экономического равновесия. Благодаря этой гипотезе он утверждал, что экономический рост возможен только при условии работы совершенной конкуренции.

Оптимум Парето

Одним из ученых, внесших большой вклад в развитие теории общественного благосостояния, был Вильфредо Парето. Его теория заключалась в том, что общественное благосостояние считалось оптимальным, если при заданном объеме производства ничье благополучие нельзя было увеличить. Такое действие было возможно только за счет нанесения ущерба другому индивиду.

Экономическая теория видит это утверждение следующим образом. Общественное благополучие максимально, распределение оптимально, если любые изменения данного процесса не снижают уровень жизни хотя бы одного индивида. То есть, обогащение одних слоев населения и бедность других при общественном благосостоянии не допустимы.

В этом недопущении кроются слабые стороны оптимума Парето. Не всегда рост благополучия одних людей сказывается на снижении уровня жизни других. Проигравшие не всегда страдают по вине выигравших. При этом показатель Парето является достаточно объективным, так как рассматривается с точки зрения объективных параметров.

Другой экономист Бароне предположил, что выигрыш одних и проигрыш других индивидов может рассматриваться, как рост благосостояния в том случае, если выигравшие смогут компенсировать потери проигравших. Это предположение способствовало появлению идеи компенсационных платежей, которые легли в основу социальной политики многих стран.

Получается, что социальное неравенство возникает в ходе производственного процесса. Его можно не ликвидировать, но снизить его степень влияния на общественное благополучие путем использования определенных социально-экономических инструментов. Стоит отметить, что единого метода повышения личного благосостояния нет, так как оценка данного параметра носит индивидуальный характер. Человек при высоких доходах может быть недоволен своим благосостоянием, как и другой индивид при низких доходах будет себя чувствовать комфортно.

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Важным фактором, обеспечившим экономический подъём, стало ускорение и углубление научно-технического прогресса, проникнове­ние его в новые сферы производства, превращение науки в непо­средственную производительную силу общества . В 1940-1950-х гг. на­ступала эпоха научно-технической революции (НТР) - совокупно­сти качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных до­стижений и открытий, оказывающих влияние на социально-эконо­мические условия общественной жизни . Первая волна научно-техни­ческой революции привела к возникновению новых наукоёмких, энергосберегающих отраслей экономики и развитию автоматизации производства, контроля и управления им на базе электроники.

Значительным фактором экономического роста после Второй мировой войны была замена угля нефтью в качестве основного энергоносителя.

В период экономического развития после Второй мировой войны отмечается значительный рост в химической промышленности. К примеру, в Германии стоимость продукции химической промышленности в 1,5 раза превысила стоимость продукции тяжёлой промышленности. Необыкновенно динамичный рост химической промыш­ленности был сравним разве что с разви­тием автомобилестроения.

Революция в средствах транспор­та

Производство автомобилей было свя­зано с революцией в средствах транспор­та. Железные дороги по своему значе­нию стали уступать автомобильному транспорту, вырос объём перевозок граж­данской авиации. В 1958 г. число тех, кто пересекал Атлантику морем и по воздуху, сравнялось. В отличие от США, почти во всех европейских странах авиакомпании принадлежали государству . Конкуренция частных компаний обеспечила более низкие цены на авиабилеты в США, чем в странах Западной Европы.

В 1929 г. Европа ввезла 17 млн тонн нефти, в 1967 г. - 450 млн тонн. К 1966 г. доля нефти в энергоснабжении ЕЭС составила уже 50 %.

В 1960-е гг. ФРГ еже­годно выпускала 3 млн легковых автомобилей, в то время как Англия и Франция 1,5-2 млн, Италия в 1963 г. - 1 млн. В 1961 г. 1 млн немецких автомобилей экспортировался, причём 200 тыс. - в США, что ранее было немыслимо.

Вместе с тем оказалось, что материальное благополучие само по себе не может являться единственным условием достойной челове­ческой жизни. Историческим свидетельством тому стало революционное движе­ние молодёжи 1968 г., которое существенным образом изменило духовно-нравственную сферу жизни современного общества. Изме­нились мораль, культура, мода и сами люди. Следствием этих собы­тий следует считать расширение национальной, культурной, рели­гиозной толерантности.

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Для восстановления и ускорения подъёма экономики Италии после Второй мировой войны использовались государственное финансирование и кре­дитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима . В це­лом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосудар­ствления, сохранившейся ещё с фашистских времён. Под государ­ственным контролем оказались все ведущие банки страны.

Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсив­но, в 1959-1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впе­чатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печат­ных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 - 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм - лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.

Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.

После Второй мировой войны созданный при Муссолини Институт промышлен­ной реконструкции превратился в эффективный государственный холдинг, получивший определённую независимость от правительст­ва. Институт проводил исключительно динамичную политику, осно­ванную на быстром промышленном росте, финансируемом за счёт реинвестиций - повторного или дополнительного вложения ка­питала в различного рода предприятия. Институт стремился под­держать уровень занятости на своих предприятиях.

Его успех побу­дил итальянское правительство создать ещё несколько подобных холдингов. Самым динамичным из них было государственное неф­тепромышленное объединение ENI (Ente Nazionale Idrocarburi), созданное в 1953 г. для рацио­нального использования энергоресурсов. В 1960 г. ENI контроли­ровало уже 200 предприятий.

Огромную проблему для Италии представляла отсталость юж­ных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-лет­ний план развития народного хозяйства юга, фи­нансируемый государством . В том же году проведена долгожданная земельная реформа, которая предусмат­ривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных мини­мальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государст­вом, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы полу­чили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.

К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг стра­ны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от север­ных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.

Вопросы к этой статье:

· В чём заключалось влияние государства на экономи­ческое развитие Италии?

В отличие от Франции и Италии, в Велико­британии дела шли не так успешно.

Во второй половине 1940-х гг. была осуществлена широкая программа национализации предпри­ятий важнейших отраслей экономики, большое внимание уделялось социальным программам.

Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформация крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. После денежной реформы с 1948 г. в стране стала про­водиться жёсткая монетаристская политика - регу­лирование денег в обращении. Тем не менее, в период экономического чуда государственный сектор зани­мал значительное место в экономике ФРГ: 40 % добычи угля и руды, 62 % производства электроэнер­гии, 72 % производства алюминия, 62 % банковских учреждений.

В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное про­изводство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.

В экономике США после Второй мировой войны была сделана ставка на рынок (так же, как и в ФРГ ). Пиковым послевоенным годом для США был 1968 г., когда американское промышленное производ­ство превысило треть мирового (34%); после этого началось по­степенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совмест­ное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.

Политика Рузвельта , который придавал большое значение роли государства , в 1950-е гг. начала себя изживать: американцы были со­гласны с большими полномочиями федеральных властей и их ак­тивной ролью в экономике только в исключительных случаях, но отвергали их в нормальных условиях. В соответствии с желаниями избирателей президент США Эйзенхауэр в 1953-1961 гг. проводил либеральную экономическую политику.

При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических ре­форм: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной пла­ты. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расши­рении диапазона средств поддержания рыночной экономики.

С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обра­тился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов США. По этой программе, к примеру, правительство еже­месячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина кото­рой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.

До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования США. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.

Япония после Второй мировой войны сделала упор на рыночную систему экономики (как ФРГ и США) и достигла огромных успехов в развитии страны. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые стра­ны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. - 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвы­чайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на посте­пенное сворачивание устаревших производств.

Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:

· техноло­гическая помощь США;

· надёжная и стабильная валюта;

· низкие налогообложение и бюджетные затраты;

· преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);

· ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;

· осо­бенно благоприятная система трудовых отношений;

· высокий уро­вень образования населения.

Вопросы для самопроверки

Определите основные причины Японского экономического чуда

Так, в США многие социальные программы находятся в непосредственной компетенции каждого штата в соответствии с федеральным законодательством, созданным еще в период правления Ф. Рузвельта, когда государство вынуждено было принять на себя ответственность за экономическую безопасность и социальную защищенность своих граждан. Федеральные программы распространяются лишь на государственных служащих, рабочих, страдающих профессиональными заболеваниями (шахтеры).

В перспективе речь идет даже о частичной приватизации средств государственных страховых фондов и передаче их в распоряжение частных инвестиционных структур .

Кроме того, дальнейшее повышение индивидуальной ответственности в США видится в направлении создания эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством, для чего предлагается внедрить налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются совладельцами доходов, акций, т.е. инвесторами производства. Правительство же собирается перейти от роли стороннего наблюдателя к непосредственному участию в переговорах между трудом и капиталом, превратившись в акционера .

Впечатляющие успехи экономического развития США в последние десятилетия свидетельствуют о жизнеспособности и эффективности данной модели. Но тот же американский опыт показывает, что даже в стране, обладающей изрядным экономическим потенциалом (в 2003 г. ВВП на душу населения составил 39 676 долл.), сохраняются очаги бедности при высокой степени неравенства в обществе.

2. Консервативно-корпоративистская модель

Данная модель начала оформляться еще в конце XIX столетия, когда в общественно-политической мысли Германии стали распространяться идеи государства благосостояния, и собственно впервые появился сам этот термин.

Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии, и в дальнейшем получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Введенная Бисмарком система национального обеспечения была самой ранней программой государства всеобщего благосостояния, впоследствии заимствованная Ллойдом Джорджем для Британии в 1911 г.

Принцип солидарной ответственности реализуется как оптимальное сочетание интересов всех участников рыночного механизма формирования благосостояния - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе . Государство лишь оказывает содействие объединениям работников и работодателей в вопросах организации и функционирования институтов профессиональной самоподдержки.

При этом конкуренция и частная собственность понимаются как стимулы к активной деятельности, а экономическая свобода - как реализация индивида.

Свобода каждого человека устраивать свою жизнь так, как это отвечает его личным желаниям и представлениям, то есть свобода потребления и свобода хозяйственной деятельности, по мнению Л. Эрхарда, должны рассматриваться как неприкосновенные основные права.

Такой путь социального регулирования предполагает создание условий для проявления инициативы и предприимчивости трудоспособным населением, ориентирован на высокие доходы при государственной поддержке тех, кто уже или еще не может активной деятельностью зарабатывать себе на жизнь. Большая доля мер социальной защиты финансируется гражданами, которым предоставляется возможность обеспечить себе высокий уровень доходов, накапливать значительных размеров частную собственность. В тоже время при безусловном приоритете экономической свободы эта модель социального регулирования характеризуется высокой степенью социальной защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, правовое обеспечение и т.д.

В подобной модели сочетаются принципы либеральной экономики и активного вмешательства государства, свобода и порядок; роль государства в экономике всегда была и остается весьма высокой, но характер экономической политики свидетельствует о том, что она сосредоточена преимущественно на регулировании общих условий хозяйствования (или хозяйственного порядка), а не самих хозяйственных процессов.

3. Социально-демократическая модель

Скандинавская модель государственного регулирования благосостояния находится на противоположном полюсе, так как государство принимает на себя полную ответственность за предоставление всем гражданам широкого спектра гарантий, льгот и социальной поддержки, устанавливает высокие налоговые ставки на предпринимательский доход и подоходный налог, широко субсидирует сферу социальных услуг. Не случайно, подобную модель называют еще социал-демократической.


  • финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная налоговая система (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения, а у самых богатых людей суммарные платежи доходят до 86%) при низкой себестоимости сбора налогов);
  • приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики;
  • государственный сектор несет ответственность не только за финансирование и расширение социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб (так, на рынке труда действует около 400 государственных служб занятости, а работодатели регистрируют все возникающие вакансии, при этом меры по недопущению длительной безработицы носят упреждающий характер);
  • универсальность социальной политики, когда высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки, включая бесплатное образование и здравоохранение (лишь в последнее время медицина частично стала платной), обеспечивается каждому жителю страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает он доход или нет.

Высокие расходы государства на социальную сферу, по сравнению с другими странами, система социального обеспечения и материальное благополучие рассматриваются правительством Швеции в качестве необходимых условий, способствующих раскрытию человеческой индивидуальности, а повышение благосостояния населения - как условие поддержания эффективного спроса и полной занятости населения.

Однако, скандинавская модель социального регулирования не получила широкого распространения, так как высокое налоговое давление на предпринимательство и население не особенно привлекательны . Кроме того, некоторое стремление к уравнительности привело к уменьшению различий в оплате труда , что снизило трудовую активность населения. Например, для человека, занятого научными исследованиями в университете, доходность образования упала с 12% в 60-е годы до 1-3% в начале 80-х годов, что привело к снижению интереса к получению высшего образования. Чрезмерное развитие системы социального обеспечения привело к добровольному выбору многими гражданами, в том числе трудоспособным населением, праздного образа жизни. К середине 90-х гг. число домохозяйств, получающих пособия по бедности выросло в Швеции в 2,5 раза; а соотношение числа граждан, финансирующихся за счет налогов, с теми, кто получает доходы от рынка, увеличилось с 0,38 до 1,83.

Подобные примеры свидетельствуют, что чрезмерная забота государства о социальной справедливости, в конечном итоге, может обернуться против тех, кто работает.

Рыночная экономическая модель во многих странах приносит не только положительный хозяйственный эффект. Самостоятельность субъектов, их индивидуальное стремление к обогащению и максимизации собственной выгоды влияют на социальную жизнь общества. Наблюдается все большее расслоение населения по доходам, что ведет к внутренней напряженности и не способствует экономическому росту. Поэтому вопрос о преодолении необеспеченности широких слоев населения становится одним из приоритетных в настоящее время.

Общественное благосостояние представляет собой сложную социально-экономическую категорию. Она характеризует следующие параметры внутренней жизни страны:

  1. Степень политической стабильности.
  2. Уровень обеспеченности населения.
  3. Эффективность потребления населением создаваемых благ.

Под потреблением благ понимается не только непосредственное их применение в быту, но и их использование для культурного, интеллектуального и социального развития человека.

Для того, чтобы обеспечить оптимальный показатель общественного благосостояния необходимо достигнуть относительного экономического равновесия. Оно характеризуется тем, что увеличение благосостояния одних слоев населения сказывается снижением уровня жизни других слоев. Для того, чтобы сохранялось равновесие Парето необходимо, чтобы производство, потребление и распределение были максимально эффективными.

Стоит отметить, что благополучие населения нельзя оценить в общем, так как благосостояние и удовлетворенность собственным социальным положением является параметром сугубо индивидуальным. Некоторые ученые считали, что рост общественного благополучия имеет положительную динамику в том случае, если большинство населения оценивает свою жизнь удовлетворительно. Другие ученые предлагали сопоставлять благополучие одних социальных групп и проигрыши других групп с точки зрения значимости в рамках общества одного государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы, определяющие общественное благосостояние

Общественное благосостояние, прежде всего, описывает качественный уровень жизни человека. При этом само качество может описываться как экономическими, так и неэкономическими показателями. В совокупности они должны определять степень жизненной стратегической реализации людей, уровень удовлетворения личных потребностей.

Объективные факторы общественного благосостояния определяются следующими параметрами:

  1. Общий уровень здоровья населения.
  2. Степень развитости системы здравоохранения.
  3. Система общественного питания.
  4. Уровень занятости.
  5. Качество и условия труда.
  6. Досуг, условия его проведения и качества.
  7. Экология.
  8. Бытовые и жилищные условия.
  9. Личная защищенность каждого отдельного гражданина.
  10. Социальная активность и возможности развития личности.

Объективные показатели или факторы, как правило, рассматриваются с помощью количественных показателей. Их необходимо рассматривать в динамике, а также сопоставлять с данными других стран. Факторами субъективного характера являются личные ощущения каждого отдельного индивида относительно собственной защищенности, психологического комфорта, покоя, уверенности и так далее. Эти факторы сложно оценить, так как они носят субъективный характер.

Теоретическая основа современного термина общественного благосостояния сложилась из двух принципиальных направлений. Первое рассматривало общее благополучие, как арифметическую сумму степени удовлетворенности каждого индивида. У истоков данного направления стоял Иеремия Бентам, ему же принадлежит термин полезности. Второе направление оценивало общественное благосостояние через математическую теорию выборов и коллективных решений. Английский экономист Сиджвик первым анализировал общественное благосостояние с двух сторон – индивидуальной и общественной. Серьезный вклад в изучение понятия внес Маршал, который рассматривал степень повышения благосостояния через установление экономического равновесия. Благодаря этой гипотезе он утверждал, что экономический рост возможен только при условии работы совершенной конкуренции.

Оптимум Парето

Одним из ученых, внесших большой вклад в развитие теории общественного благосостояния, был Вильфредо Парето. Его теория заключалась в том, что общественное благосостояние считалось оптимальным, если при заданном объеме производства ничье благополучие нельзя было увеличить. Такое действие было возможно только за счет нанесения ущерба другому индивиду.

Экономическая теория видит это утверждение следующим образом. Общественное благополучие максимально, распределение оптимально, если любые изменения данного процесса не снижают уровень жизни хотя бы одного индивида. То есть, обогащение одних слоев населения и бедность других при общественном благосостоянии не допустимы.

В этом недопущении кроются слабые стороны оптимума Парето. Не всегда рост благополучия одних людей сказывается на снижении уровня жизни других. Проигравшие не всегда страдают по вине выигравших. При этом показатель Парето является достаточно объективным, так как рассматривается с точки зрения объективных параметров.

Другой экономист Бароне предположил, что выигрыш одних и проигрыш других индивидов может рассматриваться, как рост благосостояния в том случае, если выигравшие смогут компенсировать потери проигравших. Это предположение способствовало появлению идеи компенсационных платежей, которые легли в основу социальной политики многих стран.

Получается, что социальное неравенство возникает в ходе производственного процесса. Его можно не ликвидировать, но снизить его степень влияния на общественное благополучие путем использования определенных социально-экономических инструментов. Стоит отметить, что единого метода повышения личного благосостояния нет, так как оценка данного параметра носит индивидуальный характер. Человек при высоких доходах может быть недоволен своим благосостоянием, как и другой индивид при низких доходах будет себя чувствовать комфортно.

Читайте также: