Для каких объектов необходимы разработка пдв и ндс

Обновлено: 04.05.2024

Работаем на рынке
с 2010 года

Предельно понятное
ценообразование

Свыше 5 000 довольных
клиентов по всей России

Нас рекомендуют! каждый третий клиент приходит по рекомендации

Индивидуальная ценовая политика при больших объемах

В состоянии найти комплексное решение даже для сложных задач

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС) – это масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально допустимая для поступления в водный объект от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества

Проект НДС – это проект нормативов допустимых сбросов, который разрабатывается с целью установления нормативов допустимых сбросов.

Объекты I категории Объекты II категории Объекты III категории Объекты IV категории
При планировании строительства объектов (при проведении ОВОС); При планировании строительства объектов (при проведении ОВОС); Программа производственного экологического контроля; Не рассчитываются
В составе заявки на получение КЭР – сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Приложение к декларации о воздействии на окружающую среду. Расчет нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ. Не рассчитываются

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Таким образом, в соответствии с вступившими изменениями, при наличии источников сбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь расчет нормативов допустимых сбросов в зависимости от категории объекта.

Разработка проекта НДС проводится с целью:
  • сбора данных учета загрязняющих веществ;
  • обоснования предельно допустимых объемов сброса сточных вод во внешнюю среду.
Основные законодательные и нормативные правовые документы РФ:

Сроки согласования НДС

Сроки согласования НДС в уполномоченных органах – 45 рабочих дней.

Срок разработки проекта НДС

Срок разработки проекта НДС (без учета согласования в уполномоченных органах) может составлять от 3-х недель до 2,5 месяцев в зависимости от сложности объекта, наличия всей необходимой исходной документации и количества выпусков сточных вод в водный объект.

Срок действия проекта НДС

НДС разрабатываются и утверждаются на 5 лет.

Ответственность за отсутствие проекта НДС

Ответственность за отсутствие проекта НДС установлена статьями:

  • 8.13 — Нарушение правил охраны водных объектов;
  • 8.14 — Нарушение правил водопользования;
  • 8.15 — Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц – в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • на юридических лиц – в размере от 10000 до 20000 рублей.

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц – в размере от 1500 до 2000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от 1500 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 – 1000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Для разработки проекта НДС необходимы следующие исходные данные:
  • Ситуационный план (карта-схема) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод;
  • Решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • Сведения о водном объекте (справка о гидрологических и гидрохимических характеристиках водного объекта, а так же индексе загрязненности воды водного объекта);
  • Поквартальный график сброса сточных вод в водный объект;
  • План территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  • Водохозяйственный баланс согласованный Территориальным отделом водных ресурсов;
  • Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  • Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки – техническая документация на ОС;
  • Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  • Данные о расходе сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;
  • Протоколы анализов природной и сточной воды; акты отбора проб;
  • Аттестат аккредитации лаборатории, лицензия;
  • Анализы сточной воды по микробиологии, паразитологии;
  • Форма 2-ТП (водхоз) за последние 5 лет;
  • Справки о площади территории;
  • Справки о численности работающих и др.

Стоимость работ определяется в соответствии с действующими справочниками базовых цен. Зависит от количества выпусков и технологического процесса в результате которых образуются сточные воды, а так же наличия у заказчика официальных данных Росгидромета.

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

1. Нормативы допустимого воздействия (далее - НДВ) на водные объекты утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росрыболовством, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с Порядком утверждения НДВ на водные объекты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 (далее - Постановление N 881).

Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 10 Методики информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 Постановления N 881 НДВ на водные объекты размещается на официальном сайте Росводресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

2. При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение условия представленного в формуле (1) пункта 19 Методики.

По вопросу наличия в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для соблюдения условий формулы (1) Методики отмечаем следующее.

Информацией о НДС, а также о технологических нормативах, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, располагает Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143 "Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них" (далее - Постановление N 143).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Постановления N 143 Росприроднадзор направляет заявку на получение КЭР и прилагаемые к ней материалы на согласование, также в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 12 Постановления N 143 установлено, что территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов рассматривает КЭР и прилагаемые к ней материалы - в части непревышения НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации.

В части информации о НДС для объектов II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии со статьей 31.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, с подачей которой представляются также расчеты НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отношении данных о расчетах НДС, указанных в программе производственного экологического контроля (далее - ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы ПЭК, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Кроме того, программа ПЭК содержит сведения также о массе сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

При этом приказом Росстата от 27.12.2019 N 815 утверждена представленная Росводресурсами годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", заполнение, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росводресурсами.

В состав данных сведений также входит информация о массе фактического сброса каждого загрязняющего вещества с объектов водопользователей.

Вместе с тем Росприроднадзор располагает сведениями об утвержденных лимитах на сбросы и временно разрешенных сбросах по выпускам сточных вод согласно Административному регламенту Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.

Таким образом, исходной информацией, указанной в формуле (1) Методики, обладают соответствующие ведомства.

3. Согласно подпункту "в" пункта 10 Методики в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения; исходная информация о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте, для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в Минприроды России.

Согласно пункту 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 (далее - Положение), в случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

В соответствии с пунктом 16 Положения нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Минприроды России.

Нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) веществ с учетом природных особенностей водных объектов рыбохозяйственного значения (региональные нормативы) разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.

Одновременно сообщаем, что приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

4. Согласно подпункту "р" пункта 14 Методики расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Методики) данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ (веществ и микроорганизмов для случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ)) отдельно по каждому выпуску за предыдущие 7 лет (отдельно за каждый из семи лет) - в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду или за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет) в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методики если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
О.Б.ЛАТОНОВА

Задайте вопрос юристу:

В соответствии с природоохранным законодательством РФ все юридические лица, имеющие на своем предприятии стационарные источники сбросов загрязняющих веществ в вводные объекты, обязаны проводить инвентаризацию сбросов вредных загрязняющих веществ в водные объекты, разрабатывать и согласовывать проект НДС . Отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ влечет за собой не только меры административной ответственности вплоть до приостановки деятельности на срок 90 дней, но и меры уголовной ответственности . Кроме этого, все количество сбрасываемых загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитное и с предприятия взимается плата в пятикратном размере, что приводит к необоснованным финансовым потерям.

Срок разработки проекта НДС – от 30 дней.

Стоимость разработки проекта НДС - от 135000 руб.

Целью проекта НДС загрязняющих веществ в водный объект является установление массы и количества химических веществ и микроорганизмов, допустимых для сброса в водный объект в установленном режиме, при соблюдении которых обеспечиваются нормы качества воды водного объекта, утверждение предложенных нормативов допустимых сбросов и получение Разрешения на сброс загрязняющих веществ сроком действия 5 лет.

До разработки проекта НДС проводится предварительная инвентаризация предприятия заказчика, в том числе источников загрязнения. В результате определяются пути и методы отвода стоков, наличие или отсутствие очистных сооружений и ливневой канализации, характеристики водоохранных зон, а также наличие природоохранной документации. Определяется и согласуется с заказчиком стоимость, сроки выполнения работ. После чего заключается Договор на разработку и согласование проекта НДС .

Для разработки проекта нормативов допустимых сбросов запрашиваются следующие документы.

  1. Краткое описание производственной структуры и деятельности предприятия, с указанием назначения и характеристик всех объектов.
  2. Свидетельство о гос. регистрации, реквизиты юридического лица заказчика.
  3. Данные о территории предприятия (общая площадь, площадь застройки, дорог, площадок с асфальтовым и грунтовым покрытием, газонов, наличие и площадь транспортной стоянки).
  4. Договора аренды или свидетельства о собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  5. Справки о расходе сырья и топливно-энергетических ресурсов
  6. Сведения о технологическом оснащении.
  7. Схемы систем канализации и водоснабжения с указанием диаметров трубопроводов, количеств санитарных приборов, марки водомеров, противопожарного водопровода и др.
  8. Схемы сетей ливневой канализации.
  9. Разрешение на сброс ( в городскую канализацию).
  10. Договор на водоснабжение и сброс сточных вод.
  11. Схема-график контроля за соблюдением нормативов сбросов загрязняющих веществ
  12. Наличие очистных сооружений поверхностного стока, марка, сертификат, паспорт и т.п.
  13. Приказ о назначении ответственного за экологическую безопасность.
  14. Предшествующий проект НДС (если есть в наличии).

Процесс разработки проекта НДС включает:

- сбор исходных данных , в том числе запросы и получение гидрологических и гидрохимических характеристик и сведений о состоянии и категорийности водного объекта приемника сточных вод, характеристик качественного и количественного состава сбрасываемых сточных вод посредством лабораторных исследований;

- расчёт баланса водопотребления и водоотведения на основании фактических данных и отраслевых норм водопотребления и водоотведения с представлением балансовой схемы водопользования;

- расчёт и обоснование расхода поверхностных (дождевых, талых) сточных вод в соответствии с нормами, рекомендациями и справочными данными;

- расчёт и обоснование нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих с поверхностными (дождевыми, талыми и поливомоечными) сточными водами в водный объект;

- разработка и согласование с Заказчиком плана мероприятий по уменьшению сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, предупреждению аварийных сбросов загрязняющих веществ в водный объект, организации производственного контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, а также составление поквартального графика сброса сточных вод;

- оформление схем систем водопотребления и водоотведения и пояснительной записки к ним;

- оформление проекта НДС в соответствии с действующими методическими указаниями и представление его на утверждение Заказчику.

На этом заканчивается процесс разработки проекта НДС .

Следующий этап – одновременное представление проекта НДС на экспертизу и согласование в следующие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы):

- Северо-Западное ТУ Федерального агентства по рыболовству (Результат рассмотрения материалов - выдача заключения по оценке воздействия на водных биологических ресурсов и среду их обитания) - 3 месяца;

и далее последовательное представление проекта НДС на согласование в

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (результат – выдача положительного Санитарно-эпидемиологического заключения) - 30 рабочих дней;

- Управление Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (результат согласования - выдача Заключения по результатам рассмотрения проекта НДС ) - 30 рабочих дней;

- Невско-Ладожское бассейновое водное управление (НЛБВУ) (результат – выдача Обществу Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, согласование Программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной) - 30 рабочих дней;

- Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (результат представления документов – выдача Решения о предоставлении водного объекта в пользование ) - 30 рабочих дней;

- Управление Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (результат представления документов – выдача Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; согласование плана уменьшения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в случае, если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Обществом не обеспечивается) - 30 рабочих дней.

Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду действительно 5 лет при неизменности технологических процессов и состава сброса.

Срок разработки проекта нормативов допустимых сбросов (проекта НДС) составляет от 20 рабочих дней до 3 месяцев в зависимости от сложности работ, типа и расположения объекта, без учета сроков согласований.

Принятие решения заказать наши экологические услуги всегда отстается за Вами.


Новая жизнь старых проектов, или Как использовать проекты ПДВ, НДС, НООЛР в рамках новых форм экологического нормирования. Давайте разбираться.

Закончился 2018 г., и вместе с ним ушли в прошлое проекты нормативов предельно допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПДВ, НДС, НООЛР) в привычном для нас виде. На смену им пришли такие документы, как комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР), декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация), а также множество разных отчетов (без которых экология не была бы экологией).

И хотя документация появилась новая, она во многом схожа со старыми формами экологического нормирования. Как и обычные экологи, которые по привычке тянутся мыслить категориями ПДВ, НДС и НООЛР, чиновники, создающие подзаконные акты по внедрению новой стратегии экологического развития страны, тоже пытаются сохранить привычный порядок вещей.

Многие предприятия поставили свои объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет с присвоением I–IV категорий. Большая часть объектов имеет III и IV категории, соответственно, для них экологическая отчетность и контроль остались в минимальных объемах либо вообще сведены на нет.

Объекты I категории стоят на пороге настоящего новшества в экологии — получения КЭР после внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ). Справочники НДТ для многих отраслей уже готовы, сейчас идет разработка недостающих подзаконных актов.

Для объектов II категориипредусмотрена подача декларации.

Объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 г. (2024 г.) получить разрешительные документы отдельно по каждому виду негативного воздействия, хотя порядок получения таких документов пока тоже не установлен.

Объекты II категории находятся в менее выгодном положении. Если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, им придется в срочном порядке подавать декларацию при скором окончании срока действия следующих документов:

• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

• документ об утверждении НООЛР.

Кроме того, нормативы допустимых выбросов, сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории[1]. Следовательно, нормативы для веществ I, II классов опасности как раз таки рассчитываются. Однако до сих пор неясно, в рамках чего будут проводиться эти расчеты и в каком порядке.

Вот выдержка из статьи 22 "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов" Федерального закона № 7-ФЗ:

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются[2] для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
[…]
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[3].
[…]
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[4], превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

На сегодняшний день методики и (или) методы расчета нормативов не утверждены. Как быть тем предприятиям, которые уже сейчас должны начать работу над составлением декларации или заявки на получение КЭР? Попробуем найти решение, заглянув в старые проекты ПДВ, НДС, НООЛР.


Новая жизнь старых проектов, или Как использовать проекты ПДВ, НДС, НООЛР в рамках новых форм экологического нормирования. Давайте разбираться.

Закончился 2018 г., и вместе с ним ушли в прошлое проекты нормативов предельно допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПДВ, НДС, НООЛР) в привычном для нас виде. На смену им пришли такие документы, как комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР), декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация), а также множество разных отчетов (без которых экология не была бы экологией).

И хотя документация появилась новая, она во многом схожа со старыми формами экологического нормирования. Как и обычные экологи, которые по привычке тянутся мыслить категориями ПДВ, НДС и НООЛР, чиновники, создающие подзаконные акты по внедрению новой стратегии экологического развития страны, тоже пытаются сохранить привычный порядок вещей.

Многие предприятия поставили свои объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет с присвоением I–IV категорий. Большая часть объектов имеет III и IV категории, соответственно, для них экологическая отчетность и контроль остались в минимальных объемах либо вообще сведены на нет.

Объекты I категории стоят на пороге настоящего новшества в экологии — получения КЭР после внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ). Справочники НДТ для многих отраслей уже готовы, сейчас идет разработка недостающих подзаконных актов.

Для объектов II категориипредусмотрена подача декларации.

Объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 г. (2024 г.) получить разрешительные документы отдельно по каждому виду негативного воздействия, хотя порядок получения таких документов пока тоже не установлен.

Объекты II категории находятся в менее выгодном положении. Если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, им придется в срочном порядке подавать декларацию при скором окончании срока действия следующих документов:

• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

• документ об утверждении НООЛР.

Кроме того, нормативы допустимых выбросов, сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории[1]. Следовательно, нормативы для веществ I, II классов опасности как раз таки рассчитываются. Однако до сих пор неясно, в рамках чего будут проводиться эти расчеты и в каком порядке.

Вот выдержка из статьи 22 "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов" Федерального закона № 7-ФЗ:

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются[2] для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
[…]
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[3].
[…]
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[4], превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

На сегодняшний день методики и (или) методы расчета нормативов не утверждены. Как быть тем предприятиям, которые уже сейчас должны начать работу над составлением декларации или заявки на получение КЭР? Попробуем найти решение, заглянув в старые проекты ПДВ, НДС, НООЛР.

Читайте также: