Для исчисления земельного налога религиозная организация имеет следующие данные

Обновлено: 07.07.2024

Налог на землю является местным налогом. Порядок его начисления и уплаты регулируется гл. 31 НК РФ. Являются ли земельные участки, предоставленные казенным учреждениям силовых структур, объектом обложения данным налогом? В каких случаях такие учреждения обязаны уплачивать земельный налог? Какие проблемы связаны с исчислением земельного налога? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Кто является плательщиком земельного налога?

По общему правилу плательщиками земельного налога признаются организации, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Дополнительно отметим, что исходя из п. 4 ст. 8 Федерального закона от 20.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании:

  • государственных актов;
  • свидетельств;
  • других документов, удостоверяющих права на землю и выданных юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация о существующих правах также выявляется на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания данных актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если земельные участки находятся у учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не является плательщиком земельного налога.

Всегда ли возникает объект обложения земельным налогом?

Исходя из п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. При этом следует учитывать, что не являются объектом налогообложения земли, перечень которых установлен п. 2 ст. 389 НК РФ. К таким земельным участкам, в частности, отнесены земли, изъятые в соответствии с законодательством РФ.

Напомним, что в силу п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций ФСБ;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами учреждений и органов ФСИН;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Таким образом, если учреждение силовых структур имеет земельные участки, изъятые из оборота согласно законодательству РФ, то объекта обложения земельным налогом не возникает.

Отметим, что на основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога местные органы власти могут вводить налоговые льготы, определять основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в силу пп. 3 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" от обложения земельным налогом освобождены казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций. Таким образом, казенные учреждения по данному субъекту РФ земельный налог не начисляют и не платят.

Как определить налоговую базу по земельному налогу?

В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Казенные учреждения силовых структур самостоятельно определяют кадастровую стоимость на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Исходя из Порядка доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости. Для получения таких сведений необходимо обратиться в данные органы с письменным заявлением.

Чиновники Минфина в Письме от 15.08.2013 N 03-05-05-02/33366 разъясняют, что информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно узнать на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете.

Хотим обратить ваше внимание на другое Письмо финансового ведомства. В нем отмечается, что если согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (Письмо от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680).

В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли тоже не определена, в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу (Письма Минфина России от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, от 19.06.2013 N 03-05-06-02/22924, от 28.08.2013 N 03-05-05-02/35289, от 25.09.2013 N 03-05-06-02/39682).

Какая налоговая ставка применяется при исчислении земельного налога?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3%.

Обратите внимание! Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений, осуществляющих функции:

  • вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, защиты и охраны Государственной границы РФ;
  • информационной безопасности, других видов безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

Как отмечается в Письме ФНС России от 25.04.2014 N БС-3-1/11572@, решение вопроса об отнесении земельного участка к землям, ограниченным в обороте, зависит от конкретных задач, выполняемых организацией на соответствующих земельных участках в соответствии со своим положением или уставом учреждения (организации).

Чиновники налогового ведомства рекомендовали обращаться по вопросам, связанным с отнесением земельных участков к ограниченным в обороте, в Минэкономразвития. Для решения вопроса о признании (непризнании) ограниченным в обороте земельного участка предоставленного учреждению силовых министерств и ведомств, необходимо представить соответствующие документы:

  • копию свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок;
  • копию устава (положения) организации;
  • запрос налогоплательщика и другие имеющиеся документы.

Чиновники Минэкономразвития в Письме от 19.09.2013 N А23и-2818 обратили внимание на тот факт, что если земельные участки используются в иных целях, то это уже не имеет отношения к целям, которые указаны в пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Следовательно, в данном случае не имеет значения, что названные земельные участки предоставлены МЧС, МВД или Минобороны.

Кроме того, размещение на обозначенных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности поименованных ведомств и их подведомственных органов, противоречит целям, прописанным в ст. 93 ЗК РФ.

В другом Письме от 26.02.2013 N 03-05-04-02/5453 чиновники Минфина на вопрос о применении налоговой ставки в отношении земельных участков, выделенных учреждению МВД, привели такое разъяснение.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (далее - Положение), основными задачами МВД являются в том числе:

  • обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности (пп. 3 п. 3 Положения);
  • управление ОВД и внутренними войсками МВД (пп. 4 п. 3 Положения).

Принимая во внимание, что МВД осуществляет полномочия в том числе по общественной безопасности, земельные участки, предоставленные в пользование МВД и его подведомственным органам и непосредственно используемые в прописанных выше целях, могут быть признаны ограниченными в обороте.

Учитывая изложенное, а также сложившуюся судебную практику, по мнению Минфина, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование МВД и его подведомственным органам, должна применяться налоговая ставка, установленная в размере, не превышающем 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

Как исчислить земельный налог, подлежащий уплате?

В силу п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно. Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).

Пример 1. Казенное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 0,3%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 25 000 000 руб.

Сумма земельного налога за 2014 г. составит 75 000 руб. (25 000 000 руб. x 0,3%).

В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если право возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц считается полным. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример 2. Казенное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 0,3%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 30 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).

Сумма земельного налога за 2014 г. составит 45 000 руб. (30 000 000 руб. x 0,3% x (6 / 12) мес.).

Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.

Как отразить в учете расчеты по земельному налогу?

В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Как отмечается в Письме Минфина России от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Форма справки утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 "Расчеты по земельному налогу" (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 104 Инструкции N 162н ):

Дебет счета 1 401 20 290 "Прочие расходы"

Кредит счета 1 303 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу".

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

При уплате земельного налога на основании выписки с лицевого счета делается запись (п. 104 Инструкции N 162н):

Дебет счета 1 303 13 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу"

Кредит счета 1 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

Таким образом, сальдо расчетов по счету 303 13 "Расчеты по земельному налогу" на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.

Пример 3. по итогам 2014 г. казенным учреждением начислен земельный налог в сумме 45 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 33 750 руб.

Окончательная сумма к уплате за 2014 г. составит 11 450 руб. (45 200 - 33 750).

Для исчисления земельного налога религиозная организация имеет следующие данные:

- площадь, занятая зданиями религиозного и благотворительного назначения

Кадастровая стоимость 1м2

Ставка земельного налога

1. Налоговую базу для исчисления налога.

2. Земельный налог за налоговый период.

1) Налоговая база определяется кадастровая стоимость земельных участков. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом [1, c.329]. Налоговая база:

18 200 м2*940 руб./м2=17 108 000 руб.

2) Так как от уплаты земельного налога освобождаются религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, то в определении земельного налога учитывается площадь земельного участка [1, с.332]:

18 200 м2-3 800 м2=14 400м2.

Таким образом, земельный налог за налоговый период составит:

(14 400 м2+2 200 м2*3/12)*940 руб./м2*0,3%=42 159 руб.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

1.4 Льготы по налогу

Российское налоговое законодательство установило также отельные налоговые льготы по единому социальному налогу. Налоговые льготы предоставляются предприятиям в соответствии со статьей 239 НК РФ.

Льготы по земельному налогу

Необходимо отметить, что общая тенденция на уменьшение числа налоговых льгот сохранилась и в отношении земельного налога. Число льгот уменьшилось с 23 (ст. 12 Закона о плате за землю) до восьми (ст. 395 НК РФ).

Налоговая отчетность по земельному налогу

Декларация по земельному налогу представляется по истечении налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы.

2.3 Льготы по земельному налогу

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

6. Задача по ВОДНОМУ НАЛОГУ

Дано: 1. Лимит забора воды - 120 тыс. м3 2. Фактический забор воды - 150 тыс. м3 3. Ставка водного налога за 1000 куб. м - 390 руб. Определить сумму водного налога. Решение: 1) Определим налог в пределах лимита [1, c.274]: 120 тыс.м3*390 руб./тыс.м3=46 800 руб.

7. Задача по ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

Дано: Для исчисления земельного налога религиозная организация имеет следующие данные: № п/п Показатели Единица измерения Значение показателя 1 Площадь земельного участка.

2. Декларация по земельному налогу

Налоговая декларация -- официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме.

2.5 Льготы по налогу

Налоговые льготы - это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц).

3. Льготы по налогу

От уплаты налога на имущество освобождаются: организации - в отношении объектов жилищного фонда и соответствующей инженерной инфраструктуры, которые содержатся за счет бюджетного финансирования; организации образования.

3.3 Льготы по налогу

а) Имущество не облагается: Бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ПФ РФ, ФСС РФ, ГФ Занятости РФ, ФФ обязательного медицинского страхования.

3.1 Льготы по налогу

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп.

2.4 Задача № 4. Определение авансовых платежи по единому социальному налогу в федеральный бюджет

В организации работают 2 человека. За январь 2005 г. они получили следующие выплаты и вознаграждения: Работник N. - 7 100 руб. (1955 года рождения). Работник Z. - 4 600 руб. (1976 год рождения). Определить авансовые платежи по единому социальному налогу, т. е.

4. Пути увеличения доходов по земельному налогу

Таким образом, земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации и выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов, а также значительный удельный вес в общем объёме налоговых поступлений.

2. Декларация по земельному налогу: форма, порядок заполнения и сроки предоставления

3.4 Учет расчетов по земельному налогу

Земельный налог относят к местным налоговым сборам. Все средства от него поступают в бюджет той местности (города, района и т.д.), на территории которой находится земельный участок. Земельный налог уплачивают организации и физические лица.

Читайте также: