Что такое налоговая обязанность

Обновлено: 04.05.2024

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц - плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

Положения ст. 32 НК РФ об обязанностях налоговых органов

У налоговых органов имеются не только права, которым посвящена ст. 31 НК РФ, но и обязанности, регулируемые ст. 32 НК РФ. Кроме тех, которые имеются постоянно, предусмотрена ещё и возможность наделения налоговиков другими обязанностями в иных нормах НК РФ.

Некоторые нюансы практической реализации обязанностей налоговых органов

Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.

Так, НК РФ не предопределена обязанность ФНС предоставлять по запросам налогоплательщиков данные об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, или о налоговых правонарушениях, которые те совершают. Поэтому ни одно лицо не может требовать этого от инспекторов ФНС. Данная позиция подчёркивается в письме ФНС РФ от 17.10.2012 № АС-4-2/17710.

В НК РФ присутствует подход, который предусматривает, что обязанность налогового органа тесно корреспондирует с правом налогоплательщика.

Сотрудники ФНС обязаны безвозмездно доводить до сведения налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, соответствующем законодательстве, внесённых в него изменениях, и о принятых в соответствии с Кодексом нормативных правовых актах, порядке расчёта и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях должностных лиц.

Должен налоговый орган давать и консультации о порядке заполнения форм налоговых деклараций.

Только официально и в письменной форме!

С данной обязанностью сотрудников налоговых служб тесно корреспондируют права налогоплательщиков получать письменную информацию от налоговых органов. Здесь мы должны особенно подчеркнуть, что получать сведения, способные повлиять на принятие решений, нужно только в письменной форме и только официально.

Многие налогоплательщики становятся жертвами излишней доверчивости. В устной форме, да ещё и в неформальной обстановке, налоговики могут насоветовать многое из того, что принесёт существенный ущерб для предпринимателей и обычных граждан.

Что будет, если ИП спросит о том, нужно ли ему подавать нулёвые декларации, и услышит в ответ, что не нужно? Ситуация может кончиться серьёзными штрафами. Напомним, что в отличие от ООО он несёт ответственность своим имуществом, поэтому может лишиться квартиры или другой недвижимости.

Используя своё право на получение информации от налоговых органов, делайте только официальные письменные запросы и рассматривайте только письменные ответы.

Официальная позиция о том, что налогоплательщики вправе требовать письменные ответы от налоговиков, содержится в письме Минфина РФ от 11.08.2011 № 03-02-08/89.

Связанная судебная практика

Суд отклонил довод налоговиков о том, что Кодекс не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать нужную информацию, в том числе недостающие документы, в силу того, что представление документов является обязанностью налогоплательщика. По мнению суда, это не освобождает налоговые органы от обязанности проводить контроль за соблюдением действующих законов о налогах и сборах.

Доказательством этому может стать решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 № А40-37576/03-80-434.

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 № А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 № 08АП-7719/2009 сказано, что для реализации права на возврат налога следует обратиться к налоговому органу с письменным заявлением. Его обязанность произвести возврат суммы налога образуется на основании поданного в назначенный срок заявления.

В силу этого, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату суммы налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 № А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа юридических оснований, необходимых для списания задолженности по налогам. Как указал суд, не отрицая отсутствие данной возможности у налогового органа, следует принимать во внимание обязанность налогового органа оперировать только проверенной информацией, отражающей реальное состояние расчетов налогоплательщика по предстоящим налоговым платежам.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 № А57-16460/2009 сказано, что рассматриваемая нами статья не создаёт обязанность налогового органа ставить в известность налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения.

Таким же образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 № А46-23597/2008 говорится, что ни гл. 26.3 НК РФ, ни региональный закон о ЕНВД не порождают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им такого налога.

Эта информация полезна для тех, кто привык ждать, что государственные органы не только подскажут, но и дадут чёткие указания касательно того, что следует делать налогоплательщику.

Передача материалов налоговой проверки следственным органам

В течение последних 5-6 лет стабильно увеличивается роль уголовно-правового способа борьбы с неуплатой налогов. Поэтому начинают приобретать важность вопросы взаимодействия участников налоговых отношений со следственными органами.

Стартовой точкой для него чаще всего становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы. Это делается в порядке п. 3 рассматриваемой статьи. После этого мероприятия регулируются уже УПК РФ.

Налогоплательщик может воспользоваться судебным обеспечением в плане приостановления действия указанного решения.

Столкновение данных обеспечительных мер порождает новые споры о правомерности передачи материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер.

К примеру, в ходе действия судебных обеспечительных мер, приостановивших действие решения налогового органа по итогам проверки, истекает отведённый срок в 2 месяца, данный для исполнения требования об уплате налога, в связи с чем налоговый орган направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел с целью решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

Последние решения ВАС РФ в подобных ситуациях подчёркивали, что передача материалов проверки следственным органам в таком случае является реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ, что следует из определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. № ВАС-6048/14.

После упразднения ВАС обновленный ВС поддержал позицию нижестоящего суда о том, что пока действуют обеспечительные меры налоговый орган не может утверждать, что налогоплательщик не исполнил своей обязанности по уплате налога, поэтому нет и оснований для возбуждения УД.

Высший суд отметил, что другое толкование норм права порождает коллизию: налогоплательщик может не уплачивать недоимку, а налоговый орган при этом отмечает факт неисполнения обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы. Об этом говорит постановление ФАС ДВО от 19.03.2014 по делу № А80-303/2013, которое было оставлено в силе Определением ВС РФ от 26.08.2014 № 303-ЭС14-42.

Однако ФНС РФ в письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 указала, что сообразно с действующим налоговым законодательством обязательным условием для передачи материалов налоговой проверки в следственные органы для принятия решения о возбуждении УД становится вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также фактическая неуплата налогоплательщиком суммы недоимки, объём которой даёт возможность предположить совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, имеющего признаки преступления.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

  • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
  • создание структурных подразделений на территории РФ;
  • намерение закрыть обособленное подразделение;
  • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
  • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
  • начало процедуры банкротства;
  • смена места жительства или деятельности.

На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

  • против налоговой системы;
  • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
  • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
  • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
  • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

Кратко о фабуле дел.

1. Решением от 28.10.2016 № 51221099 доначислено налогов в общем размере 346 133 004 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ – 121 185 873 руб., штрафа – по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 26 608 022 рубля. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 521 051 549 руб., завышение заявленного к возмещению из бюджета НДС за 1 квартал 2013 года – 5 299 890 руб.

2. Решением от 27.06.2018 № 03-21/56391621 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений доначислено налогов в общем размере 1 653 430 694,45 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ - 602 085 729,02 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 240 016 329,11 рублей. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 379 768 851 руб.

Рассмотрим подробнее вторую проверку, к первой же мы еще вернемся.

Доначисления мотивированы тем, что якобы общество производило неучтенную продукцию и, соответственно, не уплачивало с ее реализации налоги. Налогоплательщик заявляет о том, что никакой неучтенной продукции не производилось, ссылаясь при этом на то, что за период с 2014 по 2018 год контролирующим органом - Росалкогольрегулированием - было проведено 3 плановых и 40 внеплановых проверок общества, по результатам которых никаких фактов (признаков) наличия производства неучтенной продукции не было выявлено. При этом Росалкогольрегулирование проводит свои проверки в режиме реального времени. Однако налоговым органом обществу были вменены производство и реализация неучтенного объема пива и пивных напитков, реализованного третьими лицами, за прошедшие периоды. Доводы о том, что произвести якобы неучтенную продукцию, с учетом отсутствия для этого технической возможности, общество не могло в принципе, налоговым органом проигнорированы. Также оставлены без внимания доводы о том, что установленные на оборудовании общества средства контроля (счетчики произведенной продукции, система ЕГАИС и т.п.) не подтверждают изготовление какой-либо неучтенной продукции.

Тут необходимое отступление - письменные пояснения налогоплательщика, возражения налогового органа, а также документы, подтверждающие изложенные сведения, в электронном виде размещены в облачном хранилище в сети Интернет для свободного доступа, по следующей ссылке. Сделано это с той целью, чтобы заинтересовавшееся данным случаем лицо могло самостоятельно их изучить и сформировать свою позицию.

Более того, в материалах дела имеются документы, которые не только не находятся во взаимосвязи с доказательствами, на которые ссылается инспекция, но и прямо им противоречат – например, материалы проверок РАР, которые представлены до вынесения инспекцией решения – 20.03.2018 (вместе с дополнительными возражениям на акт проверки), причем во время проведения инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля. Проверкой данные противоречия устранены не были, контрольные мероприятия не проведены, фактические обстоятельства не выяснены.

Теперь перейдем к тому, как налоговым органом были рассчитаны налоговые обязательства. А производила инспекция расчеты налоговых обязательств произвольно, руководствуясь одной ей известной логике, не основываясь на положениях НК РФ. При этом по непонятной причине инспекция отказалась от применения расчетного метода исчисления налогов и сборов, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Информация об аналогичных налогоплательщиках в обжалуемом решении не содержится.

Что произошло в итоге применения такого подхода налоговым органом? Если в фундаменте содержится изъян, сложно рассчитывать на устойчивость всего здания. Так и вышло в данном случае.

Суммы за 2014-2015 гг.

№ приложений к решению по итогам проверки за 2014-2015 гг.,

Выручка без НДС, руб. (определена на основании первичных документов и выборок из банковских выписок третьих лиц), руб.

1 260 330 157

Выручка с НДС, руб.

(данные из приложений №45+№46) * 1,18

Сумма доначисленных налогов, руб. (с учетом Решения УФНС России от 26.12.2018 № 16-22/19341@)

1 442 396 606

Сумма итоговых показателей из приложений №№ 50, 51, 52, 53

Среднеотраслевая налоговая нагрузка, %

Среднеарифметическая за 2 года – 18, 8

Суммы пени по решению, руб.

Стр. 466 решения

Суммы штрафа по решению, руб.

Стр. 466 решения

Итого сумма налогов, штрафов, пени

Стр. 466 решения

Соответственно, из таблицы наглядно видно, что инспекцией доначислены налоговые обязательства, размер которых не объективен и не реален.

А теперь несколько выводов, почему, по мнению автора, так произошло. И здесь необходимо вернуться к судьбе решения налогового органа, вынесенного по результатам первой проверки.

Однако суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, а в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС было отказано. Общество обратилось с еще одной кассационной жалобой, уже в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ. А дальне произошло странное. Данная жалоба была подана 06.02.2019, однако была Верховным Судом Российской Федерации возвращена без рассмотрения по существу на основании п. 1 ч. 1 ст. 291.5 АПК РФ. Так, согласно письма Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 г. № 304-КГ18/25070, жалобы была возвращена, так как к ней было приложено платежное поручение от 14.12.2018 г. № 1170, свидетельствующее об оплате государственной пошлины за ранее поданную и рассмотренную в ВС РФ кассационную жалобу от 14.12.2018 г. Хотя на самом деле к возвращенной жалобе, поступившей 15.08.2018 г., было приложено платежное поручение № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей, а к жалобе от 14.12.2018 г. было приложено иное платежное поручение № 1171 от 14.12.2018 г. на сумму 3 000,00 рублей. То есть платежное поручение об оплате государственной пошлины № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей ранее нигде не использовалось и никуда не прикладывалось. Таким образом, по причине ошибки сотрудников аппарата Верховного Суда Российской Федерации налогоплательщик был лишен права на рассмотрение его обращения от 06.02.2019 и, соответственно, права на судебную защиту его интересов, гарантированного законом. В настоящий момент кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ, совместно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Однако пока дальнейшая ее судьба неизвестна.

Целью настоящей статьи не является какая-либо критика вынесенных судебных актов, однако необходимо отметить, что Оставление в силе обжалуемых судебных актов создает, как указывалось в жалобе, опасный прецедент, без преувеличения, для всей налоговой и судебной системы Российской Федерации, так как нижестоящие суды предоставили право всем налоговым инспекциям страны при проведении выездных налоговых проверок произвольно отказываться от применения расчетного метода, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и бесконтрольно доначислять налоги и сборы, в том числе на основании юридически порочных документов. Такой порочный подход ведёт к нарушению фундаментальных норм налогового права и идет вразрез как с устоявшейся судебной практикой, так и с официальной позицией Верховного Суда Российской Федерации. Но что ещё более важно, такой подход ведёт к подрыву доверия со стороны предпринимательского сообщества к деятельности ФНС России, а это, в свою очередь, может быть причиной дестабилизации всей финансовой системы страны.

В результате сложилась ситуация, при которой, несмотря на всю абсурдность:

- налоговая нагрузка налогоплательщика в размере 116,1 % (при среднеотраслевой 19,1 %) соответствует его действительным налоговым обязательствам и не противоречит принципу справедливости, соразмерности, всеобщности и равенства налогообложения в Российской Федерации.

Установление налоговых обязательств, как это следует из основных принципов налогообложения в Российской Федерации согласно действующему Налоговому кодексу РФ, не должно приводить к более обременительному налогообложению налогоплательщика - в ином случае весь механизм борьбы с налоговыми правонарушениями выполнял бы не восстановительно-фискальную функцию, а исключительно карательную.

Но все же, еще есть шанс на пересмотр дела № А46-15322/2017, а в рамках дела № А46-5513/2019 решение налогового органа в абсолютно большей части все же признано незаконным. Посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем.


В гостях у журнала Reconomica — налоговый инспектор с 20-летним стажем из Владивостока, Оксана. Она рассказала о своей профессии, трудностях работы и ее преимуществах, а также, как получить эту важную специальность.

Профессия налогового инспектора

Меня зовут Оксана, мне 42 года, уже почти 20 лет я работаю в налоговой инспекции в городе Владивостоке.

Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.

Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.

Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.

Плюсы и минусы работы в налоговой

Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества.

Налоговики выполняют очень важную роль для государства, помогают контролировать налогообложение и контролируют наполнение бюджета страны. Это способствует стабильности и налаженной работе государства. Еще один плюс — достаточно высокая заработная плата, особенно по сравнению с зарплатами других бюджетников. Считаю, что это оправдано, ведь ежедневно нам приходится выполнять большой объем работы, при этом быть сконцентрированными и внимательными к деталям. Также, мне нравится, что это достаточно стабильная работа, то есть работник налоговой сферы в течение своей рабочей деятельности накапливает стаж и повышается в звании. Это престижно, а в будущем дает возможность больше зарабатывать и надеяться на хорошие пенсионные выплаты.

Минусов в этой работе тоже немало:

1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.

2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.

3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.

4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.

Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей.

Зарплата работника налоговой зависит от города размещения, отдела и должности и формируется из фиксированной ставки, премий, надбавок и выплат, стандартных для работников государственных служб.

Обязанности налогового инспектора

Чаще всего работник налоговой сталкивается с одними и теми же налогоплательщиками. Это, в какой то степени, облегчает процесс работы, помогает подстроиться под специфических людей, найти к ним подход. С другой стороны, всегда есть процент людей, не сильно желающих платить налоги, а работать с ними приходится из года в год.

В мои обязанности входит множество различных задач:

1. Нужно следить за соблюдением налогового законодательства, проводить разъяснительные работы.

2. Необходимо проверять всю финансовую документацию предприятий, дела которых я веду, и консультировать всех обратившихся ко мне граждан по вопросам налогов.

3. Больше всего рабочего времени занимает ведение налоговой отчетности — приходится анализировать и собирать гигантский объем информации.

4. Редко, но все же приходится выезжать на проверки. Такие проверки проводятся в случае подозрений о махинациях или если мы уже знаем, что предприятие не выплачивает налоги и нам необходимо определить сумму штрафов.

В общем, я считаю, что налоговый инспектор должен хорошо разбираться в законах, знать Конституцию и другие государственные важные документы. Очень важно быть юридически и финансово подкованным, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все вопросы, касающиеся налогообложения.

Уникальность профессии

Уникальность профессии заключается в том, что человек, ее выбравший, должен сочетать в себе и способность работать со знаковыми системами (а такими являются все документы), и способность работать с людьми.

Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как: аналитические способности, кропотливость, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, дотошность, педантичность.

Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие — не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.

Вообще, очень многое в работе налоговика автоматизировано. К примеру, есть АСК НДС. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами. Иными словами, мы можем увидеть, как деньги с 1 счета попадают на пятый. Как правило, отмывание денег ловят именно таким образом. Раньше эту систему использовали как инструмент для работы, однако сейчас одних подозрений от программы достаточно, чтобы возбудить дело.

Человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — одно из самых востребованных в жизни любого современного человека.

Недостатков профессии налогового инспектора не так много, как может показаться с первого взгляда. Поскольку работник налоговой инспекции всегда должен быть в курсе последних изменений налогового законодательства и применять это на практике, следовательно, тезис о том, что учиться больше не надо, можно забыть. Налоговый инспектор учится всегда.

Если вспомнить этимологию названия профессии, то можно убедиться в том, что мудрый язык просто выделил важнейшую проблему в профессии: налоговых инспекторов по определению не любят. Надо быть готовым к тому, что встретят человека, который пришел изъять кровно заработанное, хотя бы и его часть, неласково. Быть готовым к таким ситуациям нужно всегда, а это предполагает определенное психологическое напряжение.

И еще одно: профессия достаточно монотонна, поэтому говорить о каком-либо разнообразии не приходится.

Как стать налоговым инспектором

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: