Чем акт налоговой проверки отличается от решения

Обновлено: 07.07.2024

Однако в п. 6 ст. 89 НК РФ, указано, что при наличии достаточных оснований, этот срок может быть продлен на срок до 4-х, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев. П еречень оснований указан в приложении № 4 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ .
Данный перечень не является закрытым, что фактически позволяет налоговым органом продлевать проверку тогда, когда они захотят . Данный срок начинается со дня вынесения решения о проведении ВНП, а заканчивается днем составления справки о проведенной проверке.

  • истребования документов (не более одного раза на лицо, участвующее в проверке);
  • получения информация от иностранных государственных органов;
  • проведения экспертиз;
  • перевода документов на русский язык.
  • участившиеся письма от ФНС;
  • вызовы на беседу;
  • общение налоговой с вашими контрагентами или банком.
  • полное и сокращенное наименование организации;
  • налоги, исчисление и уплата которых подлежит проверке;
  • отчетные периоды;
  • фамилии, инициалы и должности тех, кто будет принимать участие в проверке.
  • учредительные документы, лицензии;
  • налоговые декларации и счета-фактуры;
  • книги покупок, продаж, доходов-расходов;
  • все документы, относящиеся к налоговому и бухгалтерскому учету;
  • договоры, банковские документы.
  • накладные, акты приема-передач и многое другое.

В последний день проверки составляется справка о проведенной проверке где отмечается сам факт ВНП. Все результаты же указываются в акте выездной налоговой проверки.

АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Акт ВНП — это документ, в котором фиксируются все результаты проведенного исследования налогоплательщика, в частности, все нарушения. Срок для его составления — два месяца после составления справки. Ф орма акта и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ . В нем должны содержаться все данные об установленных нарушениях, а также подписи всех лиц, участвующих в ВНП, включая представителя проверяемого налогоплательщика.

В 99% случаев, в акте ВНП будут доначисления, средняя сумма которых, например, в Сибири, составляет больше 17 миллионов рублей. Вы можете расплатиться с ФНС, либо оспорить акт в судебном порядке.
Важно! Оспорить акт можно и после оплаты доначислений и штрафов.

Перед вступлением в спор с ФНС необходимо провести тщательный анализ акта налоговой проверки. Наши специалисты разберут его по полочкам не только на оценку требований налоговиков, но и законность и правильность составления, оценят перспективы снижения доначислений или их полной отмены, подскажут способы минимизации негативных последствий.

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Если вы не согласны с вынесенным решением, то после получения акта налоговой проверки, вы можете обжаловать факты и выводы содержащиеся в нем.

  1. Составление письменных возражений на акт в течение одного месяца после получения акта.
  2. Устные доводы с занесением в протокол во время рассмотрения возражений.
  3. Досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган.
  4. Арбитражный спор в суде.
  5. Если есть необходимость, то обжалование решения суда в вышестоящий суд.
  • доначисления по неоплаченным налогам и страховым взносам, которые исчисляются в миллионах рублей;
  • денежные штрафы и пени за их неисполнение;
  • уголовное преследование по статье 199 УК РФ;
  • арест имущества, счетов компании;
  • обеспечительные меры, включая арест личного имущества и счетов;
  • банкротство и потеря бизнеса, в случае, если компания не может выплатить доначисления;
  • ответственность собственников, директоров, главного бухгалтера личным имуществом по долгам компании.

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Большинство выездных налоговых проверок являются плановыми. Но существуют и исключения, когда ФНС вступает на территорию организации практически все графика.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Проверка налоговой инспекции предполагает анализ целого ряда документов. Мероприятие, на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, включает в себя рассмотрение материалов, полученных в ходе проверки.

Может ли плательщик присутствовать на рассмотрении материалов?

Если плательщик, получивший уведомление, не является на заседание, оно проводится без его участия. Однако руководитель имеет право отложить рассмотрение материалов в том случае, если участие налогоплательщика является обязательным.

Подготовка доверенности

Кто именно должен явиться на заседание? Не обязательно делать это именно руководителю фирмы. Более того, это даже нежелательно по следующим причинам:

  • Руководитель обычно не ориентируется в учете и исчислении налогов.
  • Из-за недостатка знаний управленец вряд ли сможет правильно ответить на все вопросы.

Что взять на заседание

Сначала налогоплательщику направляется акт налоговой проверки. Руководитель или бухгалтер рассматривают его, после чего составляют письменные возражения, если они есть. Возражения направляются в ИФНС. На заседание рекомендуется взять копию этого документа. На основании уже сформированных возражений будет проще объясняться с представителями налоговой.

Если возражения не были подготовлены, имеет смысл предварительно составить письменный перечень претензий. На основании этого списка представитель компании будет выступать на заседании. В дальнейшем из него можно сформировать апелляционную жалобу.

Рекомендуется захватить с собой также Налоговый кодекс, чтобы можно ссылаться на определенные статьи при отстаивании своих интересов. Стоит взять акт налоговой проверки и предлагающиеся к нему документы.

Как правило, на заседании выступающий представляет свои претензии к налоговикам. Рекомендуется основывать их на документах. Если имеются письменные доказательства позиции компания, следует взять с собой их копии.

Порядок рассмотрения материалов

Процедура изучения материалов подразделяется на три этапа.

Первый этап

Сначала осуществляются подготовительные действия (пункт 3 статья 101 НК РФ):

  • Оглашение перечня материалов, которые будут анализироваться.
  • Проверка явки лиц, вызванных на заседание.
  • Проверка полномочий явившихся лиц.
  • Оглашение прав и обязанностей участников.

После этого начинается основной этап рассмотрения материалов.

Второй этап

Производится анализ материалов на основании статьи 101 НК РФ. Представитель налоговой, на основании пункта 5 статьи 101 НК РФ, должен установить следующие моменты:

  • Наличие нарушений налогового законодательства.
  • Наличие оснований для привлечения к ответственности.
  • Наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, связанных с обнаруженным нарушением.

Сначала представители оглашают акт проверки, а затем возражения на него. На заседании исполняются своего рода прения.

Третий этап

Руководитель налоговой выносит решение по итогам рассмотрения материалов. На налогоплательщика или накладывается ответственность, или нет. Сразу решение оглашаться не будет. Его подготавливают в письменной форме, а потом вручают налогоплательщику.

ВНИМАНИЕ! Иногда налоговой требуются дополнительные доказательства для наложения ответственности. В этом случае проводятся вспомогательные мероприятия. По их итогам проводится повторное заседание на основании Постановления Президиума ВАС №391/09 от 16 июня 2009 года.

Сроки рассмотрения материалов

На рассмотрение материалов выделяется 10 суток по истечении срока подачи возражений налогоплательщиком. Последний составляет 15 суток с даты получения акта проверки. Срок рассмотрения может быть продлен при наличии весомых обстоятельств. К примеру, налоговой потребовались дополнительные доказательства. Максимальный срок продления проверки составляет месяц.

Обстоятельства, принимаемые во внимание на заседании

Как уже упоминалось, на решение о наложении ответственности могут влиять дополнительные обстоятельства. Они могут как смягчать, так и отягощать вину налогоплательщика. Перечень обстоятельств приведен в статьях 111 и 112 НК РФ. Рассмотрим смягчающие факторы (статья 112 НК РФ):

  • Нарушение, вызванное тяжелыми личными или семейными условиями.
  • Преступление, совершенное под влиянием угроз или принуждения. К примеру, это может быть принуждение, связанное с финансовой или служебной ответственностью.
  • Прочие обстоятельства, признанные судом или налоговой.

Обстоятельство, отягчающее ответственность – совершение аналогичного нарушения ранее.

Результаты рассмотрения материалов

Решение заседания составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС №ММ-3-06/338@ от 31 мая 2007 года. В документе прописываются обстоятельства нарушения, установленные в ходе проверки (пункт 8 статьи 101 НК РФ). В решении должны содержаться эти сведения:

  • Ссылки на бумаги, подтверждающие обстоятельства совершения нарушения.
  • Доводы, приведенные плательщиком в защиту своих интересов.
  • Итоги рассмотрения этих доводов.

Следующий пункт – решение о привлечении фирмы к ответственности. Оно сопровождается такой информацией, как:

  • Указание совершенных правонарушений.
  • Положения статей НК РФ, которые были нарушены.
  • Вменяемые меры наказания.
  • Размер обнаруженной недоимки.
  • Объем начисленных пени.
  • Штраф.

ВАЖНО! Решение обязательно должно сопровождаться указаниями на нарушенные законодательные акты. В обратном случае решение отменяется на основании пункта 10 Информационного письма Президиума ВАС №71 от 17 марта 2003 года.

Если плательщик не будет привлекаться к ответственности, также составляется решение. В нем указывается эта информация:

  • Размер недоимки, если она была обнаружена.
  • Сумма начисленных пеней.
  • Срок для обжалования.
  • Название и адрес налогового органа, рассматривающего дела по обжалованию.
  • Прочая нужная информация.

Решение об отказе в наложении ответственности не исключает материальную ответственность плательщика за правонарушения. Как правило, это пени.

Обжалование решения

Для повышения шансов на удачное рассмотрение иска нужно правильно его составить. Линия защиты может предполагать указание процессуальных нарушений, попрание прав налогоплательщика. К примеру, если проверка проводилась с ошибками, можно указать на них. Решение отменяется и в том случае, если к ответственности за нарушение привлечено ФЛ.

Истребование документов в ходе камералки

Какие сведения и документы могут быть запрошены в рамках камеральной налоговой проверки?

Налоговый орган может истребовать документы:

  • подтверждающие право на получение налоговых льгот;
  • подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
  • представление которых предусмотрено Налоговым кодексом вместе с декларацией (п. 6 — 9 ст. 88 НК РФ).

Рассмотрение материалов проверки

Могут ли инспекторы рассмотреть материалы налоговой проверки в отсутствии лица, в отношении которого осуществлялась проверка?

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки. Исключением является случай, когда участие этого лица признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки

Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают налоговый инспектор, который осуществлял проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась (п. 2 ст. 100 НК РФ). Может ли налогоплательщик отказаться от подписания акта?

Да, налогоплательщик вправе не подписывать акт проверки. В этом случае инспектор укажет в своем экземпляре акта, что налогоплательщик отказался подписывать акт. Эту запись инспектор заверит собственной подписью (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Возражения на акт проверки

На какие документы, составленные по результатам налогового контроля, можно представить возражения?

Возражения можно представить на акт, составленный по результатам налоговой проверки, и акт, составленный в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 и ст. 101.4 НК РФ).

Штраф за опоздание с подачей декларации

В описанном случае сумма штрафа за несвоевременное представление декларации рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании уточненной декларации. При этом будут учтены результаты камеральной налоговой проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Статья 93.1 НК РФ не ограничивает период времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации, правомерно. Но запрашиваемые документы должны относиться к проверяемому периоду (влиять на исчисление и уплату налогов за этот период).

Экспертиза и допрос свидетелей

Налоговая инспекция в рамках камералки провела дополнительные мероприятия налогового контроля: экспертизу и допрос свидетелей. Имеет ли право лицо, в отношении которого производилась проверка, ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля?

Лицо, в отношении которого осуществлялась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика со всеми материалами дела (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Повторная выездная проверка

Что является предметом рассмотрения повторной выездной проверки, которая назначена на основании представления уточненной декларации с суммой налога к уменьшению (увеличен убыток)?

Предметом повторной выездной проверки, основанием для которой послужило представление уточненной декларации с уменьшенной суммой налога или увеличенным убытком, может быть только правильность исчисления налога на основании измененных показателей. То есть тех показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Понятые при осмотре помещения

Кто может быть понятым при осмотре территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого осуществляется выездная проверка?

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 3 и п. 4 ст. 98 НК РФ).

Перенос срока проведения выездной проверки

Может ли налоговый орган по своей инициативе или по просьбе налогоплательщика перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении?

Законодательство не предусматривает оснований для переноса срока выездной проверки. Поэтому после назначения проверки изменить дату ее начала нельзя (п. 8 ст. 89 НК РФ).


Далеко не все собственники бизнеса и руководители компаний знают, что такое камеральная проверка. А между прочим, от того насколько качественно компания подготовиться к проверке, зависит финансовое спокойствие организации и отсутствие ситуации, при которой необходимо оправдываться перед ФНС.

Постараемся коротко и простым языком рассказать о том, что это за проверка такая, как к ней готовиться и что от нее ожидать.

Что такое камеральная проверка?

Начнем вот с чего: как только Вы сдали налоговую в декларацию – началась камералка.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения всех норм законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации.

Иными словами – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц.

Чем выездная налоговая проверка отличается от камеральной?

Для камеральной проверки не требуется решения руководителя ИФНС, в отличие от выездной. Поверка начинается сразу по факту сдачи налоговой декларации. Что касается уведомлений о начале камеральной проверки, то они налогоплательщику не направляются. А периодичность камералки напрямую зависит от частоты сдачи отчетности налогоплательщиком.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Иными словами в самой инспекции. Для этого в ИФНС есть соответствующий отдел.

Ход камеральной проверки

Налогоплательщик подает налоговую декларацию

Данные отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС

Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – свои для каждого налога

Показатели текущего периода анализируются и сопоставляются с аналогичными показателями прошлого периода

Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.

Если в декларации выявлены противоречия, ошибки, нарушения – налогоплательщику высылаются требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.



В каких случаях налоговая может истребовать документы и пояснения?

Противоречия и ошибки в декларациях
Если выявлена техническая (счетная) ошибка либо явные несоответствия финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию)

Возмещение НДС
В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.

Льготы в декларациях
Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу

Сроки проведения камеральной проверки

Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля ( письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606 ).

В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.

Выявлены нарушения

Составляется акт камеральной налоговой проверки ( статья 100 Налогового кодекса РФ) – в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки

Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику (не позднее 5 рабочих дней с даты составления)

Если налогоплательщик согласен с выявленными ошибками и противоречиями, которые привели к занижению суммы налога к уплате, он вносит исправления либо добровольно уплачивает сумму доначислений по решению налогового органа. Если подается уточненка. После подачи уточненной налоговой декларации по ней начинается новая проверка.

В случае несогласия с ошибками и недочетами, выявленными в ходе камеральной проверки, налогоплательщик подает возражение на акт камеральной проверки. Вместе с ним, как правило, в ИФНС предоставляются пояснения и оправдательные документы – на это дается 1 месяц.

Руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, возражения на акт камеральной налоговой проверки и выносит решение: о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений.

Читайте также: