Благоустройство территории бухгалтерский и налоговый учет

Обновлено: 01.05.2024

Благоустройство территории – это комплекс мероприятий по озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. В данной статье рассмотрим основные расходы, связанные с проведением работ по благоустройству в весен-не-летний период, и порядок их отражения в бухгалтерском учете

Установление правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства относятся к вопросам местного значения (городского (сельского) поселения, городского округа, внутригородского района) (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Организация благоустройства и утверждение правил благо­устройства на территориях городов федерального значения осуществляются в соответствии с законами субъектов РФ – городов федерального значения (п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Рекомендации по подготовке таких правил утверждены Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр (далее – Рекомендации).

Учреждения спорта, как правило, осуществляют благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и строениям, которые ими эксплуатируются (закреплены за учреждениями на праве оперативного управления). Обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, по содержанию (благоустройству) прилегающих территорий с 28.06.2018 будет закреплена в пп. 9 ст. 55.25 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 463‑ФЗ): лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

К основным видам работ по благоустройству прилегающей территории относятся, в частности, следующие работы:

1) периодическая очистка территории от мусора;

2) своевременный ремонт и покраска зданий (фасадов, цоколей, окон, дверей, балконов), заборов и других ограждений;

3) работы по озеленению, которые включают в себя высадку новых растений, а также уход за имеющимися зелеными насаждениями (проведение сезонной стрижки кустарников, подкормка и обрезка деревьев, вырезка поросли, удаление засохших деревьев, регулярное кошение трав, прополка газонов и цветников, уничтожение сорной растительности);

4) создание и ремонт автодорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек и тропок, оборудование игровых и спортивных площадок, стоянок для машин;

5) установка, ремонт, покраска и очистка малых архитектурных форм, садовой мебели.

Далее рассмотрим особенности бухгалтерского учета отдельных видов расходов на благоустройство.

Расходы на ремонт (обновление) фасадов зданий.

Порядок отражения указанных расходов рассмотрим на примере.

Бюджетному учреждению спорта выделена целевая субсидия на ремонт фасада административного здания. Учреждение заключило договор с подрядчиком на выполнение ремонтных работ. Их стоимость составила 370 000 руб. Договором предусмотрена предоплата в размере 30 % от общей стоимости договора. После выполнения работ сторонами подписан акт выполненных работ.

В бухгалтерском учете учреждения расходы на ремонт фасада здания отразятся следующим образом:

Перечислена подрядчику предоплата

(370 000 руб. x 30 %)

Приняты выполненные работы на основании подписанного акта

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

((370 000 ‑ 111 000) руб.)

Расходы на озеленение.

Озеленение – совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений.

Основными типами насаждений и озеленения могут являться массивы, группы, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.).

По месту расположения различают следующие виды озеленения:

  • стационарное – посадка растений осуществляется непосредственно в грунт;
  • мобильное – высадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т. п.).

Стационарное и мобильное озеленение обычно используют для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т. п.).

Кроме того, помимо создания новых зеленых насаждений, в рамках работ по благоустройству осуществляются мероприятия по уходу и содержанию имеющихся насаждений, например:

  • своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
  • обрезка и вырубка сухостоя и аварийных деревьев, вырезка сухих и поломанных сучьев и веток;
  • обработка деревьев в целях защиты и лечения от различных вредителей и болезней, замазка ран и дупел на деревьях.

В целях отражения в бухгалтерском учете расходов на озеленение территории необходимо учитывать следующие особенности:

К сведению:

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н и ОКОФ к многолетним насаждениям относятся объекты растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета, например:

  • плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники);
  • озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории юридических лиц, во дворах жилых домов;
  • живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и т. п.;
  • культивируемые насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.

Объектами классификации также являются зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории и т. д. в целом, независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения; насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.

В целях проведения работ по благоустройству и озеленению по договору с питомником бюджетным учреждением спорта был приобретен посадочный материал:

  • семена цветов и травы для разбивки цветников и газонов на сумму 20 000 руб.;
  • саженцы деревьев на сумму 30 000 руб.

Работы по высадке деревьев, а также разбивке цветников и газонов были осуществлены по договору, заключенному со специализированной организацией. Стоимость работ составила 17 000 руб.

Операции произведены в рамках деятельности по выполнению госзадания. Согласно учетной политике расходы по озеленению включены в состав общехозяйственных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:

Приняты к учету посадочные материалы, в том числе саженцы деревьев

((20 000 + 30 000) руб.)

Погашена задолженность перед поставщиком посадочных материалов

Списаны посеянные семена цветов и травы

Отражены формирование стоимости многолетних насаждений и приятие их к учету*

Начислены расходы по оплате работ, произведенных специалистами-зеленителями

Оплачены произведенные работы после подписания акта приемки

* Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43 Инструкции № 157н).

Устройство и ремонт дорожных покрытий.

Покрытия дорожек, площадок и иных поверхностей обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории выделяются следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и других материалов;
  • мягкие (некапитальные) – выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими.

В ходе работ по благоустройству могут производиться ремонт, замена покрытий уже имеющихся дорожек и площадок (например, укладка тротуарной плитки, щебенки, шлака или асфальта) либо указанные объекты создаются вновь. Как учесть данные расходы в бухгалтерском учете? Стоит ли учитывать созданные покрытия (дорожки, площадки) как объекты основных средств?

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Письму Минфина РФ от 09.07.2014 № 02‑06‑10/33303, в котором разъясняется порядок отражения в бухгалтерском учете объектов благоустройства территории (дорожек, площадок с разными видами покрытий).

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, если иное не установлено данной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов. Согласно ОКОФ такие объекты, как дорожки, площадки и т. п., относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как прочие сооружения, не включенные в другие группировки (новый код ОКОФ – 220.41.20.20.90012, старый код ОКОФ – 12 0001090).

Вместе с тем специалисты финансового ведомства отмечают: если указанные объекты благоустройства (дорожки, площадки и т. п.) имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковый срок полезного использования, то их целесообразно учитывать как комплекс конструктивно сочлененных объектов благоустройства, имеющий один инвентарный номер, и в привязке к земельному участку, на котором они расположены, с отражением в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) информации по каждому объекту благоустройства, входящему в данный комплекс. В то же время площадки, являющиеся объектами благоустройства, выполняющие самостоятельную функцию (например, функцию парковки), следует учитывать обособленно.

Важно отметить, что независимо от того, осуществляется ли устройство покрытия дорожек вновь либо производится замена (ремонт) существующих покрытий, названные расходы не являются вложениями в земельные участки и, соответственно, не относятся на увеличение стоимости земельного участка (п. 1 Письма Минфина РФ от 21.12.2012 № 02‑06‑10/5306).

К сведению:

Особенности учета таких объектов благоустройства, как дорожки и площадки с различными видами покрытий, учреждению целесообразно закрепить в рамках формирования его учетной политики (Письмо Минфина РФ от 09.07.2014 № 02‑06‑10/33303).

Автономное учреждение спорта заключило договор с подрядной организацией на выполнение работ по устройству для автомашин стоянки с асфальтобетонным покрытием. Стоимость работ составила 250 000 руб. Условиями договора предусмотрен аванс в размере 30 % общей стоимости работ. Оплата работ осуществляется за счет целевых средств, выделенных из бюджета в виде субсидии.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими корреспонденциями счетов:

Создание объектов благоустройства при строительстве объектов недвижимости может быть:

  • обязательным в силу закона (требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, промышленной безопасности и т. д.);
  • обязательным в силу договора с местными властями (например, как обязательное условие получения разрешения на строительство);
  • инициативным (например, добровольное решение организации по улучшению комфортабельности и эстетического вида прилегающих к зданию территорий).

В большинстве случаев объекты благоустройства создаются в силу требований законодательства об охране окружающей среды, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. Такое благоустройство осуществляется в целях восстановления территорий, нарушенных строительством, а также в целях безопасной эксплуатации основного объекта строительства.

В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов благоустройства прямо вменяется в обязанности организаций. В частности, это относится к организациям, которые эксплуатируют опасные производственные объекты:

Нередко благоустройство является обязательным условием для получения разрешения на строительство или прав на земельный участок. Условие об этом прописывается в договоре с местными властями. В такой ситуации создаются объекты внешнего благоустройства, которые являются обременением для организации, заключившей с местными властями договор. Подробнее о том, как отразить в учете такие объекты, см. Как отразить в учете расходы на обременения, возникающие при строительстве .

Благоустраивать территорию после строительства организация может и по своей собственной инициативе (инициативе инвестора). Такое благоустройство не связано с требованием законодательства или местных властей. Как правило, оно происходит в целях улучшения комфортабельности и эстетического вида прилегающей к зданию территории и носит характер внешнего благоустройства.

Бухучет

Порядок отражения в бухучете расходов на благоустройство зависит от связи их с основным объектом строительства. А именно:

  • благоустройство неразрывно связано с основным объектом строительства;
  • в процессе благоустройства создаются самостоятельные объекты – объекты внешнего благоустройства.

Если строительство ведется за счет средств привлеченного инвестора, то результаты работ по благоустройству застройщик передает ему. При этом в учете застройщика расходы по благоустройству отражаются следующим образом.

Если расходы по благоустройству неразрывно связаны с основным объектом строительства (произведены до ввода его в эксплуатацию), относите их на увеличение расходов по строительству основного объекта:

Как правило, такое благоустройство носит обязательный характер в силу закона, и без него основной объект строительства нельзя вводить в эксплуатацию. Поэтому такие расходы увеличивают капитальные вложения в основной объект (п. 8 ПБУ 6/01).

Эти операции в учете отразите проводками:

В процессе благоустройства могут создаваться и самостоятельные объекты (объекты внешнего благоустройства). Определение объектов внешнего благоустройства в законодательстве отсутствует. Минфин России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203 предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Согласно этому письму под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. К ним относятся, например, устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов.

Расходы на такие объекты застройщик должен формировать обособленно по каждому объекту внешнего благоустройства. Расходы отражаются проводкой:

У инвестора после передачи застройщиком такие объекты учитываются в зависимости от характера их использования.

Если объекты внешнего благоустройства инвестор использует в своей основной деятельности и они отвечают определенным условиям , он учитывает их в составе основных средств:

Если полученный объект инвестор планирует сдавать в аренду (аренда не является основным видом деятельности), то такой актив учитывается как доходное вложение в материальные ценности:

Стоимость таких активов списывается на расходы через амортизацию (абз. 1 п. 17 ПБУ 6/01). Если в налоговом учете объект внешнего благоустройства не амортизируется , при признании указанных расходов в бухучете возникает постоянная разница, приводящая к образованию постоянного налогового обязательства, сумма которого отражается:

Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример отражения в бухучете расходов по озеленению территории вокруг построенного здания. Озеленение территории произведено с целью компенсации вырубленных в ходе строительства зеленых насаждений. Расходы на благоустройство относятся на расходы по строительству основного объекта

В июне 2016 года строительство офисного центра было завершено. В этом же месяце застройщик приступил к обязательному озеленению территории.

Затраты на озеленение застройщик включил в расходы на строительство основного объекта (офисный центр), так как такой вид благоустройства является обязательным (требование законодательства в сфере охраны окружающей среды).

В марте 2015 года:

В июне 2016 года:

Пример отражения в бухучете расходов по благоустройству территории вокруг построенного здания. В результате внешнего благоустройства создается отдельный объект

В марте 2015 года:

В июне 2016 года:

В июле 2016 года:

Порядок учета расходов по благоустройству территории при расчете налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Средства инвестора, полученные застройщиком для осуществления благоустройства, являются средствами целевого финансирования. Следовательно, при расчете налога на прибыль отражать их в доходах не нужно (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, связанные с этим расходы также не будут учитываться при расчете налога на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Порядок отражения у инвестора расходов на благоустройство при расчете налога на прибыль зависит от нескольких факторов. А именно:

  • в качестве какого актива учтен основной объект строительства (основное средство или готовая продукция);
  • связь расходов на благоустройство с основным объектом строительства (неразрывная связь или создан отдельный объект внешнего благоустройства) исходя из условий договора.

Расходы на благоустройство, не создающие отдельных объектов, как правило, неразрывно связаны с основным объектом строительства и носят обязательный характер (требование законодательства в сфере охраны окружающей среды и промышленной безопасности). Учитывайте такие расходы в следующем порядке.

Если объект строительства будет учитываться у инвестора в составе основных средств, то включите расходы на благоустройство в его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК РФ). Если построенный объект инвестор принимает к учету в качестве готовой продукции, то эти расходы формируют ее стоимость. При дальнейшей реализации объекта строительства затраты на приобретение этого объекта, в том числе и на благоустройство, включите в состав расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

Если в процессе благоустройства территории создаются самостоятельные объекты, то при соблюдении определенных условий отразите их в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Подробнее об этом см. Какое имущество в налоговом учете признается аморизируемым .

Ситуация: можно ли инвестору принять к вычету НДС по расходам на благоустройство территории при строительстве?

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная точка зрения по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась.

  • благоустройство территории вокруг строящегося здания предусмотрено действующим законодательством;
  • объекты благоустройства используются в производственных целях и способствуют извлечению дохода.

Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о применении вычета по НДС с расходов на благоустройство. При этом необходимо предварительно оценить все обстоятельства хозяйственной ситуации, а также проанализировать первичные документы по ее оформлению (договоры, протоколы, проекты, сметы и т. д.).

УСН

Средства инвестора, полученные застройщиком для осуществления благоустройства, являются средствами целевого финансирования. Следовательно, при расчете единого налога отражать их в доходах не нужно (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом застройщик обязан вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования.

Если застройщик платит единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты на благоустройство при расчете единого налога также учитываться не будут, поскольку не включены в перечень признаваемых при упрощенке расходов (ст. 346.16 НК РФ).

У инвестора налоговый учет зависит от объекта налогообложения.

Если инвестор платит единый налог с доходов, то расходы по благоустройству территории не уменьшают его налоговую базу. Это связано с тем, что при таком объекте налогообложения инвестор вообще не учитывает никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если инвестор платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то порядок учета расходов на благоустройство для расчета единого налога зависит от того, как будет использоваться основной объект строительства – для собственных нужд инвестора или для продажи.

Если объект строительства будет использоваться для собственных нужд, определите, является ли он амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Если да и расходы на благоустройство при этом произведены до ввода его в эксплуатацию, то включите их, как и в бухучете, в первоначальную стоимость основного средства (абз. 9 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Такие расходы инвестор может признать при расчете единого налога как затраты на приобретение (сооружение, изготовление, достройку) основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Подробнее об этом см. Как учесть расходы на основные средства (НМА), полученные в период применения упрощенки .

Расходы на благоустройство объекта, который инвестор будет использовать для собственных нужд, при расчете единого налога признать нельзя. Возможность включения тех или иных затрат в состав расходов при расчете единого налога зависит от того, входят ли они в перечень, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Расходов по благоустройству территории в этом перечне нет (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Затраты на строительство объекта, предназначенного для продажи в качестве готовой продукции, в том числе и расходы на благоустройство, при расчете единого налога учитываются, если они соответствуют перечню расходов, уменьшающих полученные доходы при применении упрощенки (статья 346.16 НК РФ).

ЕНВД

Деятельность, которую застройщик осуществляет в рамках инвестиционного договора, на ЕНВД не переводится (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Налогообложение такой деятельности производится в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Если инвестор платит ЕНВД, то расходы, связанные с созданием объектов благоустройства территории, возникающие при строительстве, не окажут влияния на расчет этого налога. Плательщики ЕНВД рассчитывают этот налог исходя из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если инвестор применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то порядок учета расходов, связанных с созданием объектов благоустройства, зависит от того, в каком виде деятельности планируется использование построенного объекта.

Если объект строительства предназначен для использования только в рамках деятельности на общей системе налогообложения, то налоговый учет расходов, связанных с созданием объектов благоустройства, ведите по правилам, действующим при общей системе налогообложения .

Если объект строительства предназначен для использования только в рамках деятельности на ЕНВД, то налоговый учет расходов по благоустройству территории ведите по правилам, действующим при системе налогообложения в виде ЕНВД .

Объект строительства может быть предназначен для одновременного использования в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности, с которой инвестор платит налоги по общей системе налогообложения. Тогда расходы, связанные с созданием объектов благоустройства, включенные в стоимость объекта строительства, распределяются по видам деятельности в составе амортизационных отчислений. Подробнее об этом см. Как учесть расходы при совмещении ОСНО с ЕНВД .

Благоустройство территории – это комплекс мероприятий по озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. В данной статье рассмотрим основные расходы, связанные с проведением работ по благоустройству в весен-не-летний период, и порядок их отражения в бухгалтерском учете

Установление правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства относятся к вопросам местного значения (городского (сельского) поселения, городского округа, внутригородского района) (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Организация благоустройства и утверждение правил благо­устройства на территориях городов федерального значения осуществляются в соответствии с законами субъектов РФ – городов федерального значения (п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131‑ФЗ).

Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Рекомендации по подготовке таких правил утверждены Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр (далее – Рекомендации).

Учреждения спорта, как правило, осуществляют благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и строениям, которые ими эксплуатируются (закреплены за учреждениями на праве оперативного управления). Обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, по содержанию (благоустройству) прилегающих территорий с 28.06.2018 будет закреплена в пп. 9 ст. 55.25 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 463‑ФЗ): лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

К основным видам работ по благоустройству прилегающей территории относятся, в частности, следующие работы:

1) периодическая очистка территории от мусора;

2) своевременный ремонт и покраска зданий (фасадов, цоколей, окон, дверей, балконов), заборов и других ограждений;

3) работы по озеленению, которые включают в себя высадку новых растений, а также уход за имеющимися зелеными насаждениями (проведение сезонной стрижки кустарников, подкормка и обрезка деревьев, вырезка поросли, удаление засохших деревьев, регулярное кошение трав, прополка газонов и цветников, уничтожение сорной растительности);

4) создание и ремонт автодорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек и тропок, оборудование игровых и спортивных площадок, стоянок для машин;

5) установка, ремонт, покраска и очистка малых архитектурных форм, садовой мебели.

Далее рассмотрим особенности бухгалтерского учета отдельных видов расходов на благоустройство.

Расходы на ремонт (обновление) фасадов зданий.

Порядок отражения указанных расходов рассмотрим на примере.

Бюджетному учреждению спорта выделена целевая субсидия на ремонт фасада административного здания. Учреждение заключило договор с подрядчиком на выполнение ремонтных работ. Их стоимость составила 370 000 руб. Договором предусмотрена предоплата в размере 30 % от общей стоимости договора. После выполнения работ сторонами подписан акт выполненных работ.

В бухгалтерском учете учреждения расходы на ремонт фасада здания отразятся следующим образом:

Перечислена подрядчику предоплата

(370 000 руб. x 30 %)

Приняты выполненные работы на основании подписанного акта

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

((370 000 ‑ 111 000) руб.)

Расходы на озеленение.

Озеленение – совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений.

Основными типами насаждений и озеленения могут являться массивы, группы, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.).

По месту расположения различают следующие виды озеленения:

  • стационарное – посадка растений осуществляется непосредственно в грунт;
  • мобильное – высадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т. п.).

Стационарное и мобильное озеленение обычно используют для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т. п.).

Кроме того, помимо создания новых зеленых насаждений, в рамках работ по благоустройству осуществляются мероприятия по уходу и содержанию имеющихся насаждений, например:

  • своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
  • обрезка и вырубка сухостоя и аварийных деревьев, вырезка сухих и поломанных сучьев и веток;
  • обработка деревьев в целях защиты и лечения от различных вредителей и болезней, замазка ран и дупел на деревьях.

В целях отражения в бухгалтерском учете расходов на озеленение территории необходимо учитывать следующие особенности:

К сведению:

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н и ОКОФ к многолетним насаждениям относятся объекты растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета, например:

  • плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники);
  • озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории юридических лиц, во дворах жилых домов;
  • живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и т. п.;
  • культивируемые насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.

Объектами классификации также являются зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории и т. д. в целом, независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения; насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.

В целях проведения работ по благоустройству и озеленению по договору с питомником бюджетным учреждением спорта был приобретен посадочный материал:

  • семена цветов и травы для разбивки цветников и газонов на сумму 20 000 руб.;
  • саженцы деревьев на сумму 30 000 руб.

Работы по высадке деревьев, а также разбивке цветников и газонов были осуществлены по договору, заключенному со специализированной организацией. Стоимость работ составила 17 000 руб.

Операции произведены в рамках деятельности по выполнению госзадания. Согласно учетной политике расходы по озеленению включены в состав общехозяйственных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:

Приняты к учету посадочные материалы, в том числе саженцы деревьев

((20 000 + 30 000) руб.)

Погашена задолженность перед поставщиком посадочных материалов

Списаны посеянные семена цветов и травы

Отражены формирование стоимости многолетних насаждений и приятие их к учету*

Начислены расходы по оплате работ, произведенных специалистами-зеленителями

Оплачены произведенные работы после подписания акта приемки

* Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43 Инструкции № 157н).

Устройство и ремонт дорожных покрытий.

Покрытия дорожек, площадок и иных поверхностей обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории выделяются следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и других материалов;
  • мягкие (некапитальные) – выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими.

В ходе работ по благоустройству могут производиться ремонт, замена покрытий уже имеющихся дорожек и площадок (например, укладка тротуарной плитки, щебенки, шлака или асфальта) либо указанные объекты создаются вновь. Как учесть данные расходы в бухгалтерском учете? Стоит ли учитывать созданные покрытия (дорожки, площадки) как объекты основных средств?

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Письму Минфина РФ от 09.07.2014 № 02‑06‑10/33303, в котором разъясняется порядок отражения в бухгалтерском учете объектов благоустройства территории (дорожек, площадок с разными видами покрытий).

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, если иное не установлено данной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов. Согласно ОКОФ такие объекты, как дорожки, площадки и т. п., относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как прочие сооружения, не включенные в другие группировки (новый код ОКОФ – 220.41.20.20.90012, старый код ОКОФ – 12 0001090).

Вместе с тем специалисты финансового ведомства отмечают: если указанные объекты благоустройства (дорожки, площадки и т. п.) имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковый срок полезного использования, то их целесообразно учитывать как комплекс конструктивно сочлененных объектов благоустройства, имеющий один инвентарный номер, и в привязке к земельному участку, на котором они расположены, с отражением в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) информации по каждому объекту благоустройства, входящему в данный комплекс. В то же время площадки, являющиеся объектами благоустройства, выполняющие самостоятельную функцию (например, функцию парковки), следует учитывать обособленно.

Важно отметить, что независимо от того, осуществляется ли устройство покрытия дорожек вновь либо производится замена (ремонт) существующих покрытий, названные расходы не являются вложениями в земельные участки и, соответственно, не относятся на увеличение стоимости земельного участка (п. 1 Письма Минфина РФ от 21.12.2012 № 02‑06‑10/5306).

К сведению:

Особенности учета таких объектов благоустройства, как дорожки и площадки с различными видами покрытий, учреждению целесообразно закрепить в рамках формирования его учетной политики (Письмо Минфина РФ от 09.07.2014 № 02‑06‑10/33303).

Автономное учреждение спорта заключило договор с подрядной организацией на выполнение работ по устройству для автомашин стоянки с асфальтобетонным покрытием. Стоимость работ составила 250 000 руб. Условиями договора предусмотрен аванс в размере 30 % общей стоимости работ. Оплата работ осуществляется за счет целевых средств, выделенных из бюджета в виде субсидии.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими корреспонденциями счетов:

Министерство финансов Российской Федерации направляет разъяснения о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по расходам на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, в целях софинансирования которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Приложением 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" к Федеральному закону от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ формирования современной городской среды (далее - субсидия) по подразделу 0503 "Благоустройство", целевой статье расходов "05 2 F2 55550".

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710), установлено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, а также с предоставлением субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее - Муниципальная программа).

Данными правилами определено, что под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

В соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее - Порядок), расходы дорожного фонда аккумулируются по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", который включает в себя расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда.

Согласно требованиям Порядка расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляются из иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в рамках одного раздела и подраздела классификации расходов бюджетов субсидии на софинансирование комплекса мероприятий различной отраслевой направленности, подлежат отражению по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из отраслевой принадлежности данных расходов.

Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда) подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство".

Таким образом, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на исполнение в рамках государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, Муниципальных программ, в том числе осуществляемые за счет средств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета:

- на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов подлежат отражению по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)";

- на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство".

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целях предоставления единой субсидии местным бюджетам на реализацию Муниципальных программ в соответствии с положениями Порядка могут отражаться в рамках подраздела 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов.

Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 179.4 Кодекса объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования, от:

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет;

иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается решением представительного органа муниципального образования.

Доходы местного бюджета от предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с благоустройством дворовых территорий, должны быть включены в источники формирования доходов дорожного фонда муниципального образования.

Аналогичные положения применимы для источников формирования доходов дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

Данное письмо согласовано с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Читайте также: