Бизнес функция налогового автомата исполняется

Обновлено: 17.05.2024

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "бизнес функция налогового автомата исполняется". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.

О проекте модернизации налоговых органов АИС “Налог 3”

О проекте модернизации налоговых органов АИС “Налог 3”

В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

Основные цели проекта

Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС “Налог 3”:

1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Рисунок 1. Модернизация архитектуры

Модернизация архитектуры системы

Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.

Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через “тонкого клиента” к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

Федеральное хранилище данных

Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

Подсистема внешнего взаимодействия

Следующая часть АИС “Налог 3” – это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:

– взаимодействие с внешними информационными системами;

– электронное взаимодействие – обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;

– электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

Массовый ввод, печать и рассылка

Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС “Налог 3” предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:

– снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;

Видео (кликните для воспроизведения).

– обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.

Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:

– необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно – уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);

– следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.

С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками – это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

Подсистема налогового администрирования

Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) – это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).

В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.

Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

Рассмотрим еще две части архитектуры – обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.

Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.

Информационно-аналитические подсистемы – мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

АИС “Налог-3” – новая разработка от ФНС

ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Аналитический сегмент
В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.
Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

В части аналитического сегмента:
Ноябрь 2013 года – Налоговые органы должны обеспечить первоначальное наполнение аналитического сегмента хранилища в объеме всей страны. Приказ и план-график подъема данных находится в высокой степени готовности и будет утвержден в ближайшее время.
Январь 2014 года – Ввод в эксплуатацию аналитической подсистемы Досье налогоплательщика, личного кабинета юридического лица При этом параллельно начнутся работы по наполнению аналитического сегмента новыми группами данных, в первую очередь в части контрольной работы, и выводу из эксплуатации ПК ВАИ.
3-4 квартал 2014 – Будут: разработаны приложения для автоматической классификации налогоплательщиков и мониторинга налоговой базы регионов и налогоплательщиков модернизированы федеральные информационные ресурсов с учетом внедряемых транзакционных подсистем и расширения состава данных аналитического слоя.

Концепция ИТ-поддержки процессов налогового администрирования в условиях централизации информационных ресурсов ФНС России

Асадулаев В.Ю.
выпускник группы MBA CIO 28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В правительственном документе “Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов” совершенствование налогового администрирования называется одним из приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.

Одним из ключевых факторов повышения результативности работы службы руководство ФНС России определяет эффективность поддержки процессов налогового администрирования со стороны информационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится принятие первым лицом ведомства стратегического решения об инвестировании в принципиально новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог – 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, деятельность которой строится на партнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.

Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС – УФНС по субъектам РФ – ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (ФИР), что позволило ведомству внедрить более двадцати электронных сервисов, которые в настоящее время широко используются налогоплательщиками.

Однако, нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения (лишь некоторые из них: консолидированные группы налогоплательщиков, взаимозависимые лица при трансфертном ценообразовании, новая концепция планирования выездных проверок, введение имущественного налога, предоставление инвестиционного налогового кредита), что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Риски потери, дублирования, искажения информации, в том числе, касающейся персональных данных налогоплательщиков и налоговой тайны, увеличиваются с появлением каждой новой задачи, так как существующая архитектура информационных систем и технологическая инфраструктура не соответствуют новым требованиям налогового администрирования.

Анализ вариантов реализации АИС Налог – 3, как информационной системы, удовлетворяющей современному уровню налогового администрирования, и с учетом перспектив его дальнейшего развития, показал, что предпочтительным является архитектурное решение, основанное на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД и представлено на рисунке.

Изображение - Бизнес функция налогового автомата исполняется clip_image002_0

Федеральное хранилище данных является ядром АИС Налог – 3 и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства. При этом хранилище состоит из двух сегментов: транзакционного(OLTP) и аналитического(OLAP) сегментов; передача данных из транзакционного в аналитический сегмент осуществляется посредством ETL.

Информационно-аналитические подсистемы(приложения) строятся на агрегированных данных аналитического сегмента ФХД и предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных организационных единиц ведомства на основе KPI, предоставления комплексной информации по налогоплательщику, выявлению взаимосвязей между налогоплательщиками, классификации налогоплательщиков по заданным критериям на основании всей имеющейся информации.

Объемность проекта, сжатые сроки реализации (планируемый срок ввода в эксплуатацию – 01.01.2014), большое количество вендоров и фирм-субподрядчиков, потребовало создание в рамках ГНИВЦ ФНС России специализированного Центра управления проектами, руководителями проектов которого ведется управление более чем двадцати проектами, сгруппированных в пять портфелей (см. рисунок).

Изображение - Бизнес функция налогового автомата исполняется 754266897790285

​Ждите ответа

Без бумажки нет бизнеса

Это не так, спорит чиновник правительства Москвы. Он рассказывает, что руководитель УФНС по Москве Марина Третьякова, с которой он разговаривал, взяла проблему под личный контроль и пообещала решить ее в течение месяца. По его словам, в сложных случаях, например, когда наличие документов требуется для получения кредита или в других срочных ситуациях, вопрос решается в ручном режиме.

В чем проблема

Цена вопроса

Как ФНС автоматизировала свою работу

1994

1999

2004

2010

2013

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

Изображение - Бизнес функция налогового автомата исполняется 34457565634535

Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Алексей Шевердяков фото

В сентябре этого года ФНС разработала новый налоговый режим для малого бизнеса. Он позволит сделать бизнес более открытым для инспекций и банков. Возможные плюсы и минусы для предпринимателей разберем в статье.

Новый налоговый режим, по данным “Ведомостей”, фактически освобождает предпринимателей от бухгалтерского и налогового учета, а также от подачи отчетности по НДФЛ и страховым взносам. Это удобно, но для бизнеса, возможно, будут не только плюсы. Но обо всем по порядку.

Концепция нового режима налогообложения

Новым налоговым режимом, как ожидается, смогут воспользоваться представители малого бизнеса на УСН. Скорее всего, это будет довольно узкая категория предпринимателей – с численностью до пяти работников и выручкой до 60 млн руб. в год. В исходном законопроекте пока нет ограничений по видам деятельности.

Предпринимателей на новом налоговом режиме фактически освободят от необходимости ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Инспекция будет самостоятельно рассчитывать налог, используя информацию об оборотах компании напрямую от банков и контрольно-кассовой техники (ККТ). Таким образом, расходами будут считать только операции по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.

Зарплаты сотрудникам больше не смогут выдавать наличными – нужно рассчитываться только через банк. Исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ за сотрудников будет банк без участия предпринимателя.

Пока в ФНС не определились с длительностью налогового периода (до этого обсуждалась возможность его сокращения до одного месяца). Напомним, что сейчас налог на УСН уплачивают один раз в 3 месяца, а отчетность подают один раз в год.

Зачем это ФНС

Сейчас наблюдается устойчивый тренд на сокращение оборота наличных денег и доминирование безналичных платежей. Уже и в небольших городах в большинстве магазинов оплата с помощью смартфона никого не удивляет, а наличными пользуются все меньше. При этом, чем больше компания проводит безналичных платежей, тем прозрачнее ее доходы для инспекции.

Зачем это бизнесу

Сейчас от бухгалтерского и налогового учета освобождены только компании, которые работают на ПСН (патентной системе налогообложения), а также самозанятые. Новый налоговый режим даст эту возможность малому бизнесу на УСН. Расчетом налога может заниматься сама инспекция. В таком случае компаниям не нужно самостоятельно вести учет и сдавать отчётность.

Так можно значительно упростить бухгалтерию и снять с себя дополнительные расходы на ее обеспечение. Сейчас даже микропредприятиям нужно иметь бухгалтера и заполнять до 17 видов отчетов. За несдачу отчетности вовремя или сдачу ее в неправильной форме можно получить штраф.

Потенциальные минусы для предпринимателей

Однако не все так просто. Помимо плюсов, новый налоговый режим потенциально может принести и сложности, которые будут особенно актуальны для микробизнеса.

В первую очередь, отмена страховых взносов за счет увеличения налоговой нагрузки может подойти не всем. Например, это будет менее выгодно компаниям с небольшим штатом или не имеющим сотрудников (нет сотрудников – нет и страховых взносов за них).

А перевод всех платежей в онлайн (через расчетный счет или с использованием ККТ) может сделать невозможным учет в расходах наличных операций. Здесь могут вырасти и расходы на банкинг. Уже сейчас малый бизнес перечисляет банкам около 2% от каждого безналичного платежа. Часть экспертов прогнозирует, что активное задействование банков в расчетах и выполнение ими функций налогового агента при новом налоговом режиме могут повлиять на стоимость банковских услуг для бизнеса.

Сейчас все выглядит так, что новый налоговый режим, скорее всего, подойдет предпринимателям, которые работают только “в белую”, а наиболее выгодным экономически он будет для компаний с большим штатом сотрудников. При этом любой бизнес при переходе на него может стать практически прозрачным для инспекций и банков. Поэтому если новый налоговый режим введут в тех же базовых формулировках, что и сейчас, то он может, напротив, оказаться маловостребованным.

Не исключено, что по этой причине ФНС может пересмотреть условия для бизнеса уже при прохождении законопроекта о новом налоговом режиме в Госдуме. Но это покажет время.

Читайте также: