Автоматизация налогового учета 1с

Обновлено: 28.06.2024

Методологическое обеспечение перехода на режим налогового мониторинга

В последнее время мы часто взаимодействуем с предприятиями, которые либо планируют переход на режим налогового мониторинга, либо уже начали процесс перехода. В ходе взаимодействия приходится решать много различных вопросов, о которых мы расскажем в этой статье.

Самое первое, с чего нужно начать, это организация и формализация системы налогового учета в организации. Первым шагом подготовки перехода на режим налогового мониторинга должен стать анализ того, существует ли на предприятии формализованный и утвержденный альбом налоговых регистров, алгоритм формирования налоговых регистров, методика заполнения налоговой отчетности. Эти документы нужны, потому что именно они составляют важную часть обязательного для перехода на налоговый мониторинг документа Регламент информационного взаимодействия.

Второе - это уровень автоматизации системы налогового учета. Очень важно понимать то, насколько у вас автоматизированы расчеты налогов (в первую очередь, налога на прибыль и НДС): формируются ли автоматически в информационной системе регистры налогового учета, автоматизировано ли применение раздельного учета, можно ли получить расшифровки регистров и деклараций. Налоговый инспектор в режиме налогового мониторинга должен иметь возможность из информационной системы (непосредственно из учетной системы или из налоговой витрины) получить все данные, позволяющие проверить корректность расчетов.

Далее встает вопрос, существует ли в организации система внутреннего контроля (далее по тексту - СВК) и система управления рисками. Для налогового мониторинга важно, насколько эти системы развиты и формализованы. Во многих предприятиях мы сталкиваемся с тем, что СВК и система управления рисками описана по отношению к основному бизнесу, скажем, в рамках системы менеджмента качества. Но для перехода на налоговый мониторинг необходимо, чтобы эти документы распространялись и на учетные бизнес-процессы – это именно то, что требует ФНС в рамках подготовки к переходу на новый режим налогового контроля.

Подведем итог, все вышеперечисленные требования крайне важны для перехода на налоговый мониторинг, т.к. без них невозможно организовать налоговый контроль, а большинство перечисленных выше документов в той или иной мере, входят в обязательные для перехода документы.

В общем случае, Витрина состоит из нескольких частей:

Вторая часть витрины – совокупность Рабочего места инспектора и Запросной подсистемы.

Рабочее место инспектора – интерфейс, в котором инспектор видит проверяемые декларации, способы расшифровки показателей декларации (регистры, оборотно-сальдовые ведомости и т.д.).

Запросная подсистема – это механизм формализованного взаимодействия инспектора и налогоплательщика. Если для уточнение каких-то показателей отчетности необходимо запросить у налогоплательщика дополнительную информацию, запросная система позволяет это сделать с указанием основания, конкретных показателей, анализ которых требует уточнения. Налогоплательщик должен получить запрос и в согласованный в Регламенте информационного взаимодействия срок предоставить ответ.

Таким образом, если в организации стоит одна из выше перечисленных программ 1С, настройка Витрины сводится к организации корректного обмена между рабочей базой и Витриной, первоначальной загрузке данных в Витрину, настройке прав доступа и доработке Витрины под специфику конкретной ситуации, описанной в Регламенте информационного взаимодействия.

Если же предприятие работает в других системах, то задача усложняется и требует более тщательного анализа.

Электронный архив первичных документов.

Текущим законодательством не запрещено предоставление сканов первичных документов через телекоммуникационные каналы связи, но этот вариант является все реже используемым, и, скорее всего, согласовать его с ФНС в Регламенте информационного взаимодействия будет проблематично.

В конце статьи приведем несколько вопросов, на которые лучше ответить, если Вы планируете переход на Налоговый мониторинг. Ответы помогут оценить готовность к переходу информационных систем предприятия.

Общие вопросы:

Предполагаемый доступ инспектора в базу:

Непосредственно в рабочую базу.

В Витрину (копию ИБ).

Как организовано сканирование первичных учетных документов, договоров с контрагентами. Где хранятся сканы?

Наличие ЭДО юридически значимыми документам.

Необходимость автоматизации контрольных процедур и СВК.

Вопросы по налоговой отчетности:

В каких программах ведется бухгалтерский и налоговый учет.

Наличие в программах по ведению бухгалтерского и налогового учета персональных данных сотрудников.

В какой программе происходит заполнение и сдача отчетов по НДС и налогу на прибыль.

Отчетность по НДС:

Степень автоматизации заполнения декларации, наличие доработок по заполнению декларации.

Степень автоматизации расчета НДС, наличие доработок по НДС.

Отчетность по прибыли.

Способ расчета налоговых активов и обязательств: балансовый / затратный.

Степень автоматизации заполнения отчетности, наличие доработок по заполнению отчетности.

Степень автоматизации ведения налогового учета, наличие доработок в части расчета налога на прибыль и разниц.

Список налоговых регистров, которые используются в организации и степень их автоматизации.

Читайте также: