Автоматический обмен налоговой информацией

Обновлено: 28.04.2024

Но слухи и панические настроения от этого смелого утверждения никуда не денутся. И, вполне вероятно, червячок сомнения будет грызть изнутри даже самых стойких бизнесменов из РФ, которые воспринимают любую попытку контроля как покушение на свои конституционные свободы. Именно поэтому авторы портала Internationalwealth.info решили подготовить для своих читателей в Яндекс.ДЗЕН подробный разъясняющий материал. Надеемся, он поможет вам оценить сложившуюся ситуацию и понять, что официальному бизнесу новые веяния ничем не угрожают!

Обмен налоговой и банковской информацией: CRS, РФ и Brexit

Для начала мы хотим рассказать о новой юрисдикции, где требования CRS (Common Reporting Standard) в отношении российского бизнеса перестали действовать. Ею неожиданно оказалась консервативная Великобритания, которая в день написания материала (31 января) торжественно и официально разводиться с Евросоюзом.

Дело в том, что в самом конце марта здесь в одностороннем порядке вышли из системы CRS, но лишь в отношении российских бизнесменов. Это означает, что для получения информации по счетам нашей налоговой службе теперь придётся делать официальный запрос и ждать положительного ответа. А в свете того, что отношения между двумя странами в силу различных политических причин сейчас фактически близки к точке замерзания, есть вероятность, что многие запросы будут заворачивать.

Подобный случай – достаточно редко явление, когда ограничительные меры оказались для бизнеса благоприятными. Но это – скорее, исключение из правил.

Обмен налоговой и банковской информацией: принцип работы CRS

Обмен налоговой и банковской информацией: статус нерезидента

Чаще всего юрисдикции, где бизнесмен получает доход и фактически проживает, совпадают. Но так бывает не всегда. В силу разных причин компании могут работать в одной стране (в чистом офшоре или мидшоре), а их реальные владельцы проживать в другой. Такая схема, позволяющая уйти от налогов на полулегальном основании, несколько лет назад была общепринятой.

Но теперь ситуация иная. При открытии счёта (и не важно – личного или корпоративного) банки запрашивают документы, подтверждающие фактическое проживание в стране, где реально ведётся бизнес. А если возникают сомнения, будут проверены, например, IP-адрес, с которого происходит выход в систему электронного банкинга или страны, куда часто осуществляются переводы на значительные суммы.

В случае, если будет вскрыто мошенничество, счёт заблокируют, а его владельцу придётся ответить на несколько непростых вопросов. То же самое можно сказать о процедуре открытия счёта, когда у банка появляются сомнения в резидентном статусе лица.

Обмен налоговой и банковской информацией: какие счета стали прозрачными

Регулирующие правила стандартны для всех государств. Дополнительные соглашения могут быть подписаны между двумя конкретными странами, но это, скорее, исключение из правил.

По каким счётам передаётся информация:

· Физических лиц-нерезидентов (если страна участвует в CRS).

· Юридических лиц (компании, фонды, трасты и т. д.). Обмен будет осуществляться в том случае, если счёт контролируется одним или несколькими лицами напрямую, либо же через пассивную (более 50% дохода – дивиденды, недвижимость, роялти) нефинансовую структуру.

Какие счета считаются низко рискованными:

  • Пенсионные.
  • Срочные страховые.
  • Условно-депозитные.
  • Корпоративные, если они были открыты до 2016 года при условии, что остаток по ним на 31 декабря отчётного года не превышает 250000 USD.

Обмен налоговой и банковской информацией: какие данные передаются

Перечень достаточно небольшой, но информация позволяет однозначно идентифицировать конкретного владельца аккаунта.

Что конкретно узнает налоговая:

  • Стандартные идентификационные данные: Ф.И.О., дату и место рождения, страна налогового резидентства, ИНН.
  • Номер счёта или иной признак, который позволяет однозначно идентифицировать владельца.
  • Основная финансовая информация: валюта, баланс, прибыль (если она получена из пассивных источников).
  • Финансовое учреждение, где был открыт аккаунт.

Структуры, которые изначально не работают по CRS (контроль за ними осуществляется иными способами):

  • Площадки краудфандинга.
  • Любые платёжные институты (в т. ч., электронных денег).
  • Криптовалютные торговые площадки.
  • Финансовые учреждения, эмитирующие карты с овердрафтом.
  • Провайдеры информационных услуг.
  • Страховые брокеры.
  • Обменные пункты.

Обмен налоговой и банковской информацией: CRS и амнистия капитала

Именно поэтому в РФ в 2018 году была объявлена амнистия капитала, закончившаяся в феврале 2019 года. Результаты оказались довольно впечатляющими. Из тени было выведено более 10 млрд EUR, а компании и физические лица, заявившие о наличии средств, были полностью освобождены от административной, уголовной, налоговой и финансовой ответственности.

Обмен налоговой и банковской информацией: нерезиденты могут спать спокойно?

Поэтому ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок, в общем случае будет отрицательным. Или, как минимум, не до конца положительным. И если вас интересует возможность легально уйти от налогов с помощью офшорного бизнеса, обратитесь за советом к экспертам портала Internationalwealth.info (e-mail info@offshore-pro.info ).

Обмен налоговой и банковской информацией: тихие офшорные гавани

Их на Земле остаётся всё меньше, но кое-какие варианты у вас есть. Но вы должны понимать, что без соответствующего опыта правильно оценить последствия и риски будет довольно сложно. А раз так, то без консультации грамотного специалиста всё равно не обойтись.

Наиболее выгодные юрисдикции для получения гражданства (указаны условия по состоянию на момент написания статьи и ссылки на страновые разделы на нашем портале):

· Кипр : инвестиции в жилую недвижимость, порог вхождения – от 2 млн EUR. Срок получения второго паспорта – примерно полгода.

· Мальта : взнос в экономику (650000 EUR), покупка ценных бумаг (150000 EUR), приобретение недвижимости (от 350000 EUR), аренда недвижимости (от 16000 EUR в год). Срок получения паспорта – год или немного больше.

· Карибский регион ( Сент-Китс и Невис , Антигуа и Барбуда , Гренада , Сент-Люсия , Доминика ): невозвратный взнос в размере 100000-200000 USD.

Наши эксперты разработают для вас оптимальное решение в сфере офшорного бизнеса и помогут реализовать его на практике. Удачи вам во всех начинаниях!

12 мая 2016 года в Пекине руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин подписал декларацию к Берлинскому соглашению об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

Это соглашение появилось в октябре 2014 года как механизм ускоренного согласования двусторонних договоренностей государствами, желающими вести такой обмен.

Оно было призвано решить проблемы действующего механизма обмена. И Конвенция (1988 года) о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, и отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют ФНС России (как и другим национальным налоговым службам) получать информацию только по запросу. Для запроса нужно обязательно указать установочные данные относительно субъекта проверки, что резко ограничивает объем получаемых данных.

После того как глава ФНС оформил присоединение России к соглашению, последовали официальные комментарии. Из них можно было сделать вывод, что с 2018 года Россия получит исчерпывающую информацию о россиянах, скрывающих свои активы за рубежом от всех стран — подписантов этой декларации (на тот момент без России их было 80, сейчас 81).

Но на самом деле не все так просто. На пути доступа к полному объему интересующей налоговиков информации уже сейчас стоит множество препятствий. Каких?

Что нужно, чтобы запустить автообмен

До момента согласования двусторонних договоренностей и введения в национальное законодательство соответствующих правил подписание декларации не налагает на страну-подписанта каких-либо обязательств.

Но на сегодняшний день порядок уведомления странами-подписантами секретариата ОЭСР еще даже не разработан.

Группа риска для автообмена

Принятый ОЭСР в 2014 году единый стандарт автоматического обмена информацией предполагает, что в автоматический обмен попадут только пассивные нефинансовые организации с контролирующими их лицами, а также нерезидентные держатели финансовых счетов. Что это значит?

Если говорить о типичных офшорных компаниях с Британских Виргинских островов, Сейшел, Каймановых островов, у которых нет обязанности уплачивать налог на корпорации, — они, конечно же, первые претенденты на попадание в автообмен по месту нахождения их банковских и других финансовых счетов.

А вот, например, кипрские, мальтийские, ирландские, сингапурские и даже гонконгские активные резидентные компании, которые являются обычными плательщиками корпоративного налога, такой участи избегут.

Затруднения исполнителей

Устанавливать и собирать информацию в отношении лиц, которые попадут в автообмен, будут именно банки и другие подотчетные финансовые организации, а не иностранные налоговые органы. О том, в какую страну должна пойти информация, банкам должны сообщить сами клиенты через механизм самосертификации.

Клиенты укажут своим банкам, в какой стране они являются налоговыми резидентами и уплачивают соответствующие налоги. Соответственно, в такие страны информация и должна пойти, если между государством нахождения банка и страной налогового резидентства такого лица согласован автоматический обмен.

Нюансов сбора информации настолько много, что на настоящий момент банки весьма нечетко понимают весь механизм и ожидают дальнейших разъяснений регуляторов.

Например, спорным моментом является ситуация, когда у всех акционеров компании размер участия не превышает 25%, а иным образом не представляется возможным определить контролирующее лицо. Тогда, по логике, им может быть признан единоличный исполнительный орган или его топ-менеджер.

Это не штраф, это изъятие собственности

До сих пор речь шла о бюрократических препонах, которые, как показывает практика, не всегда вовремя, но все же снимаются. Но есть и другие ограничения, которые могут оставить российских налоговиков без информации от целого ряда стран-подписантов.

Для иностранных государств, где находятся счета российских валютных резидентов, российские незаконные валютные операции не являются даже правонарушениями. И любое использование полученной информации для наложения штрафов в размере 100% сокрытой суммы (как это и предполагается нынешним российским законодательством) может быть признано необоснованным — с отказом в ведении автоматического обмена. Ведь изъятие частной собственности не в форме налогов будет прямо противоречить задачам автоматического обмена.

Основанием для таких решений может стать обширная практика Европейского суда по правам человека, которая подтверждает, что российские стопроцентные штрафы за незаконные валютные операции являются непропорциональным наказанием.

Кто может стать партнером России

Чтобы Россия начала получать информацию от желаемых иностранных партнеров, ей требуется представить список таких стран в ОЭСР. Автоматический обмен начнется, только если в соответствующих списках этих стран также окажется Россия.

Кстати, важно помнить, что эта договоренность по Берлинскому соглашению не является обязательством. Это лишь акт взаимности, действие которого может быть прекращено в любое время простым уведомлением другой стороны.

Налоговый департамент Минфина Кипра опубликовал на своей официальной интернет-странице перечень стран, с которыми намерен обмениваться финансовой информацией. В список Кипра вошла 81 юрисдикция, включая и Россию. То есть эта страна готова участвовать в обмене со всеми подписантами соглашения. Чего нельзя, например, сказать о Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которое в своем перечне обозначило меньшее количество стран, и куда Россия не вошла.

Достаточно аккуратную позицию в отношении автоматического обмена заняла Швейцария. Она согласилась на ведение автоматического обмена с государствами — членами Европейского Союза на основании отдельного евросоглашения, а также с США по FATCA. Что же до остальных — это останется предметом публичных консультаций. Такие консультации могут тянуться годами.

Сингапур (как, кстати, и Швейцария) заявил, что начнет обмениваться информацией в автоматическом режиме, только если их партнер будет соответствовать двум обязательным критериям: во-первых, в стране будет обеспечиваться верховенство закона и, во-вторых, абсолютная конфиденциальность переданной информации. И мы считаем, что это только первые ласточки. Эти критерии, если полагаться на предыдущие оценки работы российских госорганов странами ОЭСР, сразу помещают Россию в рисковую зону. Важно напомнить, что ОЭСР приостановило вступление России в свои ряды.

Только после появления всех списков подписантов Берлинского соглашения на сайте ОЭСР можно будет окончательно сказать, кто и с кем намерен вести автоматический обмен и на каких основаниях. И есть серьезные основания предполагать, что для России этот перечень не будет полным.

Анализ обмена налоговой информацией и инвестирования в обмен на гражданство с учетом первых результатов дискуссии, организованной ОЭСР

17 апреля 2018 года на сайте ОЭСР был опубликован документ объемом в 96 страниц (PUBLIC INPUT RECEIVED ON MISUSE OF RESIDENCE BY INVESTMENT SCHEMES TO CIRCUMVENT THE COMMON REPORTING STANDARD), который, по факту, обобщил первые результаты дискуссии и содержание официальных писем в адрес организации. Докладчиками выступили более 20 структур, в числе которых:

  • офис AFME в Лондоне (Ассоциация финансовых рынков в Европе, объединяет крупнейших агентов на рынках капитала в регионе);
  • консалтинговые компании Италии Pirola Pennuto Zei & Associati и Lexhack;
  • неправительственные организации (Transparency International);
  • FBF (Federation Bancaire Francaise) из Франции, которая интегрирует финансовые институты и банки;
  • Министерство финансов Доминики;
  • ассоциации карибских низконалоговых юрисдикций (Гренада, Антигуа и Барбуда);
  • крупнейшие мировые компании, предоставляющие услуги в сфере консалтинга и аудита (BDO, KPMG);
  • компании-лидеры в сфере предоставления услуг СBI и RBI (CS Global Partners и Henley&Partners) и т.д.

В процессе дискуссии участники выступили с контраргументами и встречными предложениями по спорным вопросам. Давайте попробуем разобраться и зафиксировать самые важные моменты по итогам первого раунда дискуссии.

Для начала следует с сожалением отметить, что в списке участников обсуждения есть только один представитель государства (Министерство финансов Доминики), опять-таки, только один представитель гражданских неправительственных организаций (Transparency International) и вообще не представлены лидеры программ СBI (Австрия), RBI (Греция, Испания, Латвия, Португалия) и европейских стран-участниц ОЭСР.

В процессе обсуждения темы ОЭСР получила достаточно большое количество предложений. К примеру, панамское отделение BDO (глобальная аудиторская компания, занимает пятое место после Big 4) выступила с предложением имплементировать новую норму, которая будет сохранять за покупателем прежний налоговый статус еще 2 года после покупки ВНЖ или гражданства через инвестиции без возможности смены налоговой юрисдикции. Кроме этого, субъекты налогового декларирования будут обязаны давать присягу и, если она будет содержать недостоверные сведения, то последуют жесткие санкции.

KPMG выступила с предложениями в том же ключе: рекомендует между новой и старой юрисдикцией налогового резидента организовать обмен (причем обязательный) личной информацией (taxpayer ID number [налоговым номером] претендента и датой его рождения).

Transparency International в вышеуказанных процессах вообще настоятельно рекомендует мониторить такие источники, как базы данных Интерпола, и проводить тщательный анализ аккаунтов в социальных сетях.

Также представители юридического подразделения KPMG настаивают на взаимной передаче финансовой отчетности (прежде всего в тех случаях, когда резидент преимущественно находится в старой юрисдикции и не торопится изменить место жительства).

Чем вызван интерес к программам RBI и СBI?

Документ ОЭСР от 17 апреля 2018 года (далее – документ) примечателен еще и тем, что содержит результаты анализа компании Henley&Partners в отношении главных причин выбора программ RBI и СBI. Компания провела опрос сотен своих клиентов по всему миру, а результаты сгруппировала по категориям: выбор с ПМЖ (постоянным проживанием) или без него.

Причины инвестирования в СBI и RBI программы*


*По данным компании Henley&Partners

30% (абсолютное большинство) клиентов-участников опроса – граждане стран Юго-Восточной Азии (вероятнее всего, китайцы, однако Henley&Partners не предоставляет настолько детальную информацию). В числе главных причин для инвестирования:

  1. снятие визовых ограничений для свободного перемещения (22%);
  2. безопасность, лучшие условия для жизни, возможности для развития карьеры (20%);
  3. более качественное и престижное образование для детей (17%).

Исходя из изложенной в документе позиции, можно заключить, что Henley&Partners:

  • полностью поддерживает меры для блокирования возможных лазеек, а также общую стратегию ОЭСР по повышению эффективности CRS;
  • при этом отмечает несовершенство Common Reporting Standard в существующем виде и рекомендует принять меры по устранению недостатков, в т. ч. юридической нетождественности статуса налогового резидента и, собственно, гражданства. Этот момент является одним из концептуально важных положений документа ОЭСР.

Основные сложности и явные проблемы CRS: итоги первого раунда открытых дискуссий

Подводя итоги первого раунда обсуждения, эксперты выделяют следующие сложности и проблемы:

Итак, что же дальше?

Конечно, нельзя считать указанный список недостатков Common Reporting Standard полным. И можно признать очевидным, что экспертные консультации будут продолжаться еще долго. При этом проявляется глобальное структурное нарушение баланса между мировыми экономикой и политикой.

Для ряда небольших стран остается единственный объективный шанс продолжать развитие – привлекать инвестиции, предлагая взамен резидентство или гражданство. Да и сами эксперты ОЭСР соглашаются с тем, что инвесторы могут быть мотивированы участвовать в программах RBI и СBI из законных соображений, включая стремление снять визовые ограничения для свободного перемещения, а также вполне безобидное желание добиться улучшения условий для жизни, возможностей для развития карьеры и т. д. Но при этом также заявляется о существовании вероятности злоупотреблений.

Поэтому, например, информация об открытии счета лица на территории какого-то государства подлежит передаче компетентным органам государства, в котором данное лицо является налоговым резидентом. При этом стандарт предусматривает возможность не проводить проверку и не обмениваться информацией о счетах иностранных резидентов – юридических лиц, если их баланс не превышает 250 тыс. долларов США, а для счетов физических лиц, если их баланс не превышает 1 млн. долларов США на отчетную дату.

  • В рамках CRS MCAA налоговые органы разных стран будут обмениваться информацией о 1) лице-держателе счета; 2) финансовой организации, в которой открыт счет; 3) балансе по финансовым счетам, открытым налоговым резидентом другой страны либо пассивными нефинансовыми организациями, контролирующими лицами которых являются налоговые резиденты другой страны; 4) определенных типах доходов, поступивших на счета, в том числе процентах, дивидендах, доходах от страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов.

Что входит в стандарт ОЭСР

  • Помимо Многостороннего соглашения MCAA в основу стандарта ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией входят:
  • 1. Общепринятый стандарт о предоставлении информации (англ. “CRS Common Reporting Standard”, далее “Стандарт CRS”).
  • 2. Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов (англ.

“Model Competent Authority Agreement”, далее “Модельное соглашение МСАА”

  • Данные двухсторонние соглашения адаптируют Стандарт CRS под сотрудничество компетентных органов двух конкретных государств. Соглашения детализируют, какой объем финансовой информации подлежит обмену и какие органы будут ответственны за обмен информацией.
  • 3. Комментарии ОЭСР к Стандарту CRS (англ. “CRS Commentaries”)
  • В данных комментариях ОЭСР дается толкование положениям Стандарта CRS и приводятся примеры его имплементации.
  • 4. Руководящие принципы по разработке схем для применения Стандарта

CRS (англ. “CRS Schema and User Guide”)

  • Данные руководящие принципы касаются технических аспектов имплементации Стандарта CRS, в частности разработка схем XML, используемых для обмена информации, а также необходимых гарантий по передаче информации, ее защите и шифровании.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

  • Таким образом, подписав Многостороннее соглашение MCAA, Россия сделала первый и важнейший шаг для внедрения Стандарта ОЭРС по автоматическому обмену финансовой информации в России. При успешном внедрении Стандарта ОЭСР Россия будет автоматически получать финансовую информацию о своих налогоплательщиках от компетентных органов стран-участниц автоматического обмена.

Существующий режим обмена финансовой информацией

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА и Закон США о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА

  • Согласно разделу 2 Многостороннего соглашения МСАА, государства берут на себя обязательство ежегодно в автоматическом режиме обмениваться следующей информацией:
  • a) Имя физического лица, наименование юридического лица, ИНН, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры “due diligence” компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • b) Номер банковского счета (или функциональный эквивалент в случае отсутствия номера банковского счета);
  • c) Наименование или идентификационный номер компетентного органа;
  • d) Баланс банковского счета или стоимость банковского счета на конец календарного года или на момент отчетного периода, если счет был закрыт;
  • e) В отношении “custodial account”, общая сумма дивидендов и общая сумма иного дохода, полученного с помощью счета за отчетный период, а также валовый доход от реализации или погашения финансовых активов за отчетный период;
  • f) В отношении депозитных счетов, общая сумма процентного доход за год или иной отчетный период;
  • g) В отношении остальных типов счетов, валовый доход владельца банковского счета за отчетный период.
  • Раздел 5 Многостороннего соглашения МСАА предусматривает, что информация, подлежащая автоматическому обмену, является конфиденциальной. Как следствие, использование данной информации разрешается только компетентным органам, на которых лежит обязанность по защите персональных данных.
  • Стандарт CRS, на который делается ссылка в Многостороннем соглашении МСАА, закрепляет обязательства государств по проведению процедуры “due diligence”. В рамках данной процедуры компетентным органам необходимо идентифицировать банковские счета, информация о которых в дальнейшем подлежит процедуре обмена (англ. “Reportable Accounts”).
  • В отношении банковских счетов физических лиц ограничений по идентификации нет, в то время как банковские счета юридических лиц не подлежат идентификации, если их баланс не превышает 250.000 USD. Стандарт предусматривает процедуру “due diligence” в отношении банковских счетов, которые существовали до вступления Стандарта CRS в силу (англ. “Pre-existing Accounts”) и которые были открыты после вступления Стандарта CRS в силу (англ. “New Individual Accounts”).
  • Также Стандарт CRS предусматривает процедуру выявления пассивного владельца банковского счета (англ. “Passive Non-Financial Entity”, “Passive NFE”) и делает различие между банковскими счетами с балансом, превышающим 1.000.000 USD (англ. “High Value Account”) и не превышающим 1.000.000 USD (англ. “Lower Value Account”) для целей обмена информации с компетентными органами других государств.
  • Согласно Разделу III.В.6, банковские счета физических лиц, стоимость которых не превышает 1.000.000 USD не подлежат отчету и обмену информации. Владельцы счетов обязаны пройти процедуру самосертификации и подать заявление в компетентные органы о том, что их счета не подлежат процедуре автоматического обмена информации.
  • Однако в соответствии с Разделом III.C.5.6 в случае увеличения стоимости банковских счетов до 1.000.000 USD компетентные органы обязаны идентифицировать банковский счет и передать компетентным органам иностранного государства информацию о нем.

Даты проведения процедуры “due diligence” компетентными органами РФ

1 января 2017 – идентификация новых клиентов (физических и юридических лиц)

31 декабря 2018 – идентификация существующих физических лиц, баланс которых превышает 1 млн. долларов США

30 сентября 2018 – обмен информацией между государствами

31 декабря 2018 – идентификация существующих клиентов физических и юридических лиц

Имплементация Стандарта CRS

▪ Таким образом, для соблюдения Стандарта CRS в ближайшем будущем изменения законодательства могут коснуться процедур идентификации банковских счетов, а также может быть предусмотрена обязанность физических и юридических лиц проводить процедуры самосертификации. Законодательно может быть введено обязательное наличие у финансовых институтов комплаенс-документов, направленных на соответствие требованиям Стандарта CRS.

▪ Компетентным органам же придется обновить существующую систему отчетности, в частности, добавить дополнительные поля (например, ИНН и место рождения). Помимо этого, компетентным органам необходимо разработать механизм мониторинга за изменением информации о физических и юридических лицах и ввести ответственность за нарушение требований Стандарта.

Руководство по имплементации Стандарта CRS доступно по ссылке:

  • Технические аспекты имплементации Стандарта CRS находятся в Руководстве по имплементации Стандарта CRS (англ. “Common Reporting System User Guide”) в Приложении III к Модельному договору о сотрудничестве компетентных органов. В частности, руководство детализирует, как информация о банковских счетах физических и юридических лиц должна быть внесена в общую базу CRS.

Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов доступно по ссылке:

Читайте также: