Налог на земли рекреационного назначения

Обновлено: 14.05.2024

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма.

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма. К таким землям относятся все базы отдыха, курорты, санатории, профилактории и прочие организации.

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 - 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на землях рекреационного значения, не связанную с целевым использованием, могут понести наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет 1,5-2% от кадастровой стоимости участка. При этом взыскание не может быть меньше, чем 100 000 рублей, даже если описанный процент будет составлять меньшую сумму.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В 2021 году произойдут изменения в налоговом законодательстве для юридических лиц. Организациям теперь не нужно платить налог на землю до даты, установленной ранее, сроки уплаты сдвинулись.

Изменения в законодательстве

В системе начисления налоговых платежей вступает в силу ряд законодательных поправок в 2021 году.

За отчетный период 2020 года не нужно подавать декларации 1 февраля 2021 года. Но организации продолжат заниматься расчетом налогов, авансовых платежей и включением их в бюджет.

Уплатить земельный налог организации должны до 1 марта того года, который следует за прошедшим налоговым периодом. 1 марта 2021 года - конечная дата, когда можно внести земельную пошлину по итогам 2020 года.

Налогоплательщики должны вносить авансовые платежи по налогам не позже последней даты месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

С 1 января 2021 года законодательные органы регионов России не могут устанавливать сроки расчета по земельному налогу. Даты платежей устанавливает Налоговый кодекс РФ.

Земельные участки, купленные для индивидуального жилищного строительства и эксплуатируемые в предпринимательской деятельности, не могут облагаться налоговой ставкой в 0,3%.

Поправки записаны в НК РФ на основании Федерального закона РФ №325-ФЗ от 29 сентября 2019 года.

Новые обязанности юрлиц

Что должны делать организации, и какие еще поправки вступают в силу:

Если организация является собственником аграрного участка, но налоговая инспекция не направила уведомление с рассчитанной суммой земельного налога, значит в ФНС нет об этом информации.

Для исправления ситуации юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган о владении землей, чтобы получить сумму налога на землю в 2021 году.

Если организация приобрела земельный участок в 2020 году, а налоговая инспекция не рассчитала пошлину, до конца 2021 года юридическое лицо должно уведомить ФНС о наличии имущества.

Если не выполнить обязательство, организация будет оштрафована на сумму, равную 20% от неуплаченной суммы налога по земельному участку.

за аграрные участки, которые организации получают в наследство, предусмотрен земельный налог, как и при налогообложении имущества физических лиц. Пошлину рассчитывают с даты вступления в наследство;

нет возможности устанавливать дифференцированные ставки по налогу с учетом вида территории, где находится объект налогообложения;

сформирована система, по которой будут выявлять участки, не эксплуатируемые для сельскохозяйственного назначения. В течение 10 дней с даты выдачи предписания о ликвидации нарушения правил земельного законодательства важно предоставить в налоговую инспекцию информацию о неиспользовании аграрного участка по назначению. Занимаются этим органы, проводящие государственный земельный надзор;

если нарушение устранено, или предписание отменено, сведения об этом также нужно предоставить в налоговый орган. Срок - в течение 10 дней после дня, когда ответственное учреждение установило данный факт.

Изменения начнут действовать с 1 января 2021 года. Они связаны с тем, что юридическим лицам не придется подавать декларации по земельному участку за 2020 год.

Сам процесс начисления налога не должен вызывать проблемы. Есть несколько правил начисления платежа, которыми руководствуется налоговый орган:

Пошлину не начисляют, а налогоплательщик ее не уплачивает, если стоимость земельного участка не зафиксирована в кадастре.

В процессе расчета могут возникнуть сложности, если в течение отчетного периода корректировалась кадастровая стоимость участка земли, которым владеет налогоплательщик. В соответствии с правилами Налогового кодекса, во время формирования отчетности кадастровая стоимость измениться не может. Если были произведены корректировки, и суд допустил ошибку, кадастровую стоимость должны пересчитать.

Если в период начисления налога владелец приостановил эксплуатацию земельного участка, размер пошлины устанавливается с использованием коэффициентов. Это параметры, предусмотренные законодательством.

Если участки земли располагаются отдельно, например, в разных субъектах страны, сумма пошлины исчисляется по каждому из объектов имущества.

Интересно! Пенсия по инвалидности 1 группа в 2021 году в Москве

Получение льгот по земле

Юридические лица - компании, которые относятся к исполнительной системе, могут освободить себя от уплаты земельного налога. Льготы могут получить организации, владеющие аграрными участками и использующие их в качестве автомобильных федеральных трасс.

раздел для налога по земле;

страница для пошлины на транспортное средство.

Компания, претендующая на привилегии по налогу на землю, может не представлять в налоговый орган раздел на транспортную пошлину. Подробности можно узнать в территориальной инспекции.

Необходимая информация по оформлению льготных условия для земельного налога:

кадастровый номер аграрного участка;

срок использования льготы и ее код;

данные о муниципальном документе, который утверждает право на льготу;

данные о справках, свидетельствующих о привилегии.

Во вложении к правилам составления заявления предусмотрены коды льготы. Привилегии могут быть установлены, как муниципалитетом, так и на федеральном уровне.

Данные о региональном правовом документе не вносятся, если компания использует льготы на налогообложение земель, эксплуатируемых под российские дороги.

Начало каждого года - время для налоговых изменений, и в 2021 году также запланированы корректировки в уплате налога на землю для юридических лиц.

В 2021 году начнут действовать корректировки в налоговом законодательстве по уплате пошлины за землю. Это касается налогоплательщиков - предприятий.

Юридическим лицам не нужно подавать декларации до 1 февраля, однако начислять пошлину, авансовые платежи и включать их в бюджет придется.

Компании могут подать единую декларацию по налоговым обязательствам за 2020 год. Последний день приема отчетных документов - 1 марта 2021 года. Муниципалитет не может устанавливать сроки уплаты пошлины. Даты закреплены Налоговым кодексом РФ.

Если компания владеет участком земли, а в налоговой инспекции нет об этом информации, налогоплательщик должен известить ФНС. Если этого не сделать, организация заплатит штраф в размере 20% от суммы не уплаченной пошлины за участок.

Налог в размере 0,3% не начисляется в отношении аграрных участков, которые компании используют в предпринимательстве или для ИЖС.

Объекты налогообложения земельным налогом для юридических лиц — земельные участки, расположенные на территории Республики Беларусь, которые принадлежат им на праве :

На заметку
Бюджетные организации признаются плательщиками налога, если на земельных участках, принадлежащих им на праве пользования, сданы в аренду капстроения (их части). Исключение составляют установленные случаи .

Освобождение от уплаты земельного налога установлено ст. 239 НК. Кроме того, льготы могут быть предоставлены указами и декретами.

Налоговая база земельного налога. В большинстве случаев это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог. Она зависит от функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны). Вид оценочной зоны определяется на основании целевого назначения земли по решению местного исполкома .

Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), налоговой базой земельного налога признается площадь земельного участка .

Кроме того, площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для :

— земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

— земельных участков из состава земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельхозцелях;

— земельных участков из состава земель водного фонда и предоставленных для использования в сельхозцелях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

Порядок определения налоговой базы земельного налога. Нужно установить, исходя из какой базы (кадастровой стоимости земельного участка или его площади) исчислять земельный налог. Для этого сравнивается кадастровая стоимость земельного участка за гектар с порогом за гектар земли, установленным в разрезе вида оценочной зоны :

Вид оценочной зоны Порог за гектар земли (бел. руб.)
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций) 8159
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных рынков, игорных заведений) 5439
Общественно-деловая зона (для размещения иных объектов) 29666
Производственная зона 14832
Жилая многоквартирная зона 43512
Жилая усадебная зона 21756
Рекреационная зона 16316

Если кадастровая стоимость больше установленного порога или равна ему, налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка, в противном случае налоговая база — его площадь.

Ставки земельного налога — 2020. Ставки налога определяют исходя из налоговой базы. К кадастровой стоимости земельного участка применяют ставку в процентах от нее, а к площади участка — фиксированную сумму за гектар. В зависимости от вида оценочной зоны земли и налоговой базы установлены следующие ставки для юридических лиц :

Вид оценочной зоны Размер ставки
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных рынков, игорных заведений) 3%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций) 2%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона для размещения рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры 0,7%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона (для размещения иных объектов) 0,55%
163,16 бел. руб. за гектар
Производственная зона 1,1%
163,16 бел. руб. за гектар
Жилая многоквартирная зона 0,025%
10,88 бел. руб. за гектар
Жилая усадебная зона 0,1%
21,76 бел. руб. за гектар
Рекреационная зона 1%
163,16 бел. руб. за гектар

В отношении земель сельхозназначения, лесного и водного фонда применяются следующие ставки земельного налога :

— 1,1% — если налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка;

Коэффициенты к ставке земельного налога. При наличии на земельном участке капстроений, возведенных после 01.01.2019, к годовой ставке налога установлены понижающие коэффициенты для юридических лиц. Они применяются в таком порядке :

Размер понижающего коэффициента к ставке Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию
0,2 В течение второго года (12 месяцев)
0,4 В течение третьего года (12 месяцев)
0,6 В течение четвертого года (12 месяцев)
0,8 В течение пятого года (12 месяцев)

Местные Советы депутатов своими решениями вправе увеличить (уменьшить) ставки земельного налога до 2 раз отдельным категориям плательщиков абз. 3 п. 10 ст. 241 НК).

На заметку
Решения об увеличении ставок земельного налога не применяются организациями из установленного перечня , а также в отношении земельных участков с возведенными после 01.01.2019 капстроениями, по которым налог рассчитывают с использованием понижающих коэффициентов 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 .

Налоговый период земельного налога — календарный год .

Годовую сумму налога исчисляют исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января отчетного года. В течение года земельный налог рассчитывают (пересчитывают) в случае появления новых обстоятельств, связанных с уплатой .

При расчете налога используется коэффициент по периоду пользования. Он определяется делением количества месяцев пользования землей на 12.

Расчет налога производится следующим образом :

— если используется понижающий коэффициент к ставке (на земельном участке имеется капстроение, возведенное после 01.01.2019):


— если не используется понижающий коэффициент к ставке (отсутствует капстроение, возведенное после 01.01.2019):


Порядок подачи декларации по земельному налогу за 2020 год. Представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее :

— 20.02.2020 — по земельным участкам (объектам налогообложения), имеющимся на 01.01.2020;

— 20-го числа месяца, следующего за месяцем появления в течение 2020 года (кроме декабря) новых обстоятельств, связанных с уплатой.

На заметку
Организации — плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции должны исчислить и уплатить земельный налог за 2020 год, а также представить декларацию по налогу, если выручка от реализации сельхозпродукции в 2020 году не будет соответствовать установленному критерию. Срок подачи налоговой декларации — не позднее 20.02.2021, срок уплаты налога — не позднее 22.01.2021 .

Административная ответственность за нарушение срока представления декларации. Должностному лицу организации придется уплатить штраф :

— до 1 базовой величины (БВ) — при просрочке до 3 рабочих дней;

— 2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки (но не более 10 БВ) — если просрочка более 3 рабочих дней.

Если срок подачи декларации просрочен до 3 рабочих дней, может быть вынесено предупреждение.

Порядок уплаты земельного налога в 2020 году. Уплачивают налог в бюджет в инспекцию МНС по месту постановки на учет (независимо от места нахождения земельного участка) . Это можно делать по выбору организаций :

— единовременно (не позднее 24.02.2020) — в размере годовой суммы налога;

— ежеквартально (не позднее 24.02.2020, 22.05.2020, 24.08.2020, 23.11.2020) — в размере 1/4 годовой суммы налога.

При возникновении в течение 2020 года (кроме ноября и декабря) новых обстоятельств, связанных с уплатой, земельный налог уплачивается не позднее даты, соответствующей ближайшему сроку уплаты после подачи декларации. Если новые обстоятельства появились в ноябре, срок уплаты — не позднее 22.12.2020 .

На заметку
За земли сельхозназначения установлен особый порядок уплаты земельного налога. По выбору организаций он уплачивается не позднее :
— 15.04.2020 — в размере годовой суммы налога;
— 15.04.2020, 15.07.2020, 15.09.2020, 16.11.2020 — в размере 1/4 годовой суммы налога;
— общеустановленных сроков уплаты.

Административная ответственность за неуплату налога. Предусмотрен штраф :

— на организацию — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ;

— должностное лицо — от 2 до 8 БВ.

Дополнительно уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки .

Учет земельного налога. Начисление налога в бухучете отражают по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов :

— 25, 26, 44 — если на земле — функционирующее здание;

— 08 — если на земле — строящийся объект;

— 90, 91 — если на земле — сверхнормативный объект;

— 62, 76 — при возмещении налога пользователями жилых помещений или машино-мест;

— 90 — при нарушении порядка землепользования.

На заметку
Земельный налог, исчисленный за календарный год, учитывают в бухучете ежемесячно (в части, относящейся к отчетному месяцу) .

В налоговом учете земельный налог включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. Исключение составляет налог :

— возмещаемый пользователями жилых помещений или машино-мест;

— возмещаемый ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которого предусмотрена актами Президента Республики Беларусь;

— подлежащий по законодательству включению в стоимость объектов незавершенного строительства;

— за земли, используемые с нарушением порядка землепользования.

Земля признается ценным и охраняемым ресурсом, поэтому ее использование должно быть бережным и соответствовать установленной цели. Назначение земли является критерием для разделения участков по категориям. Например, земли населенных пунктов выделены не только для строительства жилья, но и для развития территории. На них предусматриваются места для отдыха и туризма, которые объединены в земли рекреационного назначения.

Места рекреационного назначения

Основные категории земель

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), все земли Российской Федерации делятся в соответствии с их целевым назначением на семь категорий. Это позволяет определить правовые режимы территорий и установить рамки разрешенного использования, в пределах которых должен эксплуатироваться участок. Например, запрещено строить жилые дома на территориях сельскохозяйственного назначения.

Итак, принято выделять земли:

  1. Водного фонда. . .
  2. Сельскохозяйственного назначения.
  3. Особо охраняемых территорий и объектов.
  4. Специального назначения: промышленные участки, территории для движения транспорта, для обеспечения космической деятельности и иные.

Земли рекреационного назначения относятся к категории земель населенных пунктов. Одновременно градостроительный регламент в границах населенных участков предусматривает наличие жилых, общественно-деловых, инженерных и транспортных, а также иных зон.

Понятие земель рекреационного назначения

Определение термина можно найти в п. 1 ст. 98 ЗК РФ. Законодатель указывает, что земли в составе рекреационных зон — это участки, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Не любой участок пригоден для указанных целей, хотя каждая территория обладает ресурсами, которые можно использовать для удовлетворения потребностей населения. Лишь земли населенных пунктов, имеющие рекреационный потенциал, целесообразно приспосабливать для отдыха и оздоровления.

Потенциал оценивается исходя из природных, экологических, санаторно-курортных (бальнеологических, грязевых) и культурно-исторических предпосылок. Они создают необходимые условия и климат для восстановления хорошего самочувствия и работоспособности людей, уставших от городской суеты.

Рекреация земельного участка — это имеющиеся и создаваемые благоприятные характеристики территории для восстановления здоровья человека.

Земли рекреационного назначения

Какие территории входят в состав

Рекреационные земли неоднородны. Они различаются в зависимости от особенностей использования.

Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав данной категории входят участки с:

  • кемпингами;
  • домами отдыха, пансионатами;
  • объектами физической культуры и спорта;
  • туристическими базами;
  • стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями;
  • детскими туристическими станциями;
  • парками;
  • учебно-туристическими тропами и трассами;
  • детскими и спортивными лагерями, иными схожими объектами.

К таким землям относятся лесополосы, парки, а также скверы, находящиеся за пределами города или в городской черте.

Особенности использования земель рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности граждан, а также для организации их отдыха и туризма. Это определяет рамки ее эксплуатации.

Для организации учебно-туристических троп и трасс с собственником, пользователем, владельцем или арендатором земли может заключаться особое соглашение о сервитуте. Это позволяет прокладывать маршруты через территорию, не изымая ее из пользования.

Сервитут — ограниченное право пользования рекреационными зонами — может быть как публичным, так и частным. Публичный подразумевает доступность территории для всех. Частный, как правило, предоставляется юридическим лицам с целью возведения домов отдыха и подобных объектов.

Осуществление рекреационной деятельности на землях лесов допускается в соответствии с положениями ст. 41 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ). Законодатель предусмотрел и возможность возведения специальных временных строений в лесу. В этом случае территория предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.

Для юридических лиц возможна аренда земель лесного фонда для рекреации (п. 4 ст. 41 ЛК РФ). Заметим, что физическим лицам такая категория земель не предоставляется.

Особенности использования земель рекреационного назначения

Правовой режим

Рассматриваемые земли обладают специфическим правовым статусом. Они эксплуатируются для целей рекреации без изъятия у собственников или временных распорядителей. Однако права последних обременены: их надел может быть свободным для доступа всем желающим. Каждый вправе посетить такой участок, если соблюдает режим пользования.

О ценности земель рекреации свидетельствует то, что их нецелевое использование или перевод в другую группу участков строго запрещены. Кроме того, если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем такие наделы не исключаются из оборота. Рекреационные земли в собственность могут передаваться юридическим лицам при условии согласия муниципальных и госорганов.

Запрет на использование зон рекреации не по назначению

П. 5 ст. 98 ЗК РФ устанавливает прямой запрет на использование земель рекреации для иных целей. Это означает, что данная категория не подходит для любой другой деятельности, кроме туризма и отдыха.

Ограничения касаются и строительства объектов недвижимости. Например, на территории парка нельзя возвести жилой дом. То, что можно строить, определяется целевым назначением участка. Все здания и строения должны быть предназначены для отдыха, спорта, оздоровления, туризма или для обслуживания перечисленных объектов.

Законное использование земли контролируют органы государственного земельного надзора:

  • Росреестр,
  • Россельхознадзор,
  • Росприроднадзор.

К проверкам подключен и общественный контроль. Каждый гражданин, который выявил нарушения использования надела, может обратиться в указанные инстанции с жалобой. Если факт подтвердится, на нарушителя будет наложен административный штраф.

Использование зон рекреации для отдыха

Размер административного штрафа

Административная ответственность за нарушение порядка пользования рекреационной землей варьируется в зависимости от ее субъекта. Так, если участок предоставлен в пользование государственному или муниципальному учреждению, то ответственность будут нести их должностные лица.

Размер штрафа составит от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости участка, но не менее двадцати тысяч рублей. Если кадастровая цена не установлена, штраф будет назначен в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

В случае, когда участок находится у юридического лица, игнорирующего правила целевого использования, размер штрафа составит от 1,5 до 2 % от кадастровой стоимости, но не менее ста тысяч рублей.

Если цена по кадастру неизвестна, организация будет оштрафована на сумму от ста до двухсот тысяч рублей.

Границы ответственности установлены положениями ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Понесенное наказание не отменяет обязанности использовать земли в строгом соответствии с их назначением.

Выводы

Земли рекреационного назначения относятся к категории участков населенных пунктов. Они предназначены для оздоровления, отдыха и туризма и не должны использоваться в других целях. Нарушение этого правила влечет за собой административную ответственность в виде штрафа. Этот вид участков не предоставляется гражданам, в собственность его могут приобрести лишь юридические лица.

5 thoughts on “Для чего нужны земли рекреационного назначения”

Можно ли на землях этой категории строить торговые точки для того, чтобы обеспечивать отдыхающих продуктами и предметами первой необходимости?

Теоретически можно. Так как в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.(в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

“если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд” – я предполагаю, что компенсацию такие юридические и физические лица получат? и как будет оцениваться в подобном случае, если там будут находиться жилищные дома к примеру, размер компенсации?

Зачастую бережное отношение к такому типу земельных участков лишь декларируется, но, к сожалению, не выполняется на практике. Особенно если там предусмотрены дома отдыха и т.п. У меня по соседству территория одного такого наполовину заброшенного дома отдыха находится. Большая территория. Культурные растения зарастают сорняками, маргиналы набросали мусор. Бережным отношением и не пахнет. Нужно более жёстко следить за такими участками!

По моему мнению следует ужесточить контроль над такими землями, ведь зачастую закон буксует и не особо пугает власть имущих. Так же есть проблема по заброшенным участкам, которые создают стихийные свалки и прочее. Знаю к сожалению такие примеры.

Читайте также: