Аудиторская организация стив проводила проверку бухгалтерской и налоговой отчетности спк надежда

Обновлено: 04.07.2024

Правомерны ли действия аудиторов? Могут ли они самостоятельно применить какие-либо санкции в случае выявления нарушений норм финансового права? Каковы обязанности аудиторов в случае выявления финансовых нарушений?

Ответы на вопрос:

Выполнение заданий студентам - платная услуга.

От 5000 рублей по 100% предоплате,

Вы не уточнили кто привлек к ответственности ОАО?

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности"

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе оказания аудиторских услуг вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

2.1) составлять документы на русском языке;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации;

3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

3.2) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

3. При оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных аудиторской организацией и ее работниками, индивидуальным аудитором и работниками, с которыми индивидуальным аудитором заключены трудовые договоры, не менее трех лет после отчетного года.

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

Аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности — это независимый контроль, который проводят для выявления достоверных сведений о текущем состоянии экономической деятельности организации. В 2021 году правила изменили.

Зачем нужен аудит

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия представляет собой независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.

  • подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
  • контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
  • удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • выявление резервных средств.

По закону, провести аудит бухгалтерской отчетности и выдать заключения вправе только лицензированные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, которые включены в специальный реестр и имеют членство в СРО аудиторов (ст. 3, 4 307-ФЗ).

Аудит нормируется положениями ФЗ №307 от 24.12.2008, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ и правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.

Виды аудита

Выделяют два вида проверок:

  • ежегодный обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности: в 2021 году его проводят по итогам отчетов за 2020-й;
  • инициированный руководством предприятия (внеплановый).

Коммерческие предприятия и НКО ежегодно подают в ИФНС годовую бухгалтерскую отчетность — не позднее 3-х месяцев после завершения отчетного года (периода). Для тех организаций, которые ежегодно проводят обязательный аудит, необходимо представить в инспекцию заключение по итогам проверки. Аудиторское заключение представляется в ИФНС вместе с годовой отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его выдачи, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 ФЗ №402 от 06.12.2011).

НКО, чья годовая отчетность должна пройти обязательный аудит, представляют аудиторское заключение в Минюст РФ. До 1 апреля отчитываются иностранные некоммерческие организации, которых проверяют российские аудиторы (п. 4 ст. 32 7-ФЗ от 12.01.1996). До 15 апреля заключение в Минюст представляют российские НКО, которых признали иностранными агентами.

Для кого обязателен аудит

Все случаи обязательного аудита в 2021 году перечислены в ч. 2 ст. 5 307-ФЗ:

Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, некоммерческих организаций, ежегодные проверки проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:

  • учреждение составляет консолидированную отчетность (за исключением органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 800 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы и государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 400 млн рублей;
  • эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
  • учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.

Полный перечень организаций, которые в 2021 году проводят обязательный аудит, опубликован на официальном сайте Минфина.

Обязательный аудит

  • доход от предпринимательской деятельности за период, предшествующий отчетному, — более 800 млн рублей;
  • суммарный актив баланса для обязательного аудита — более 400 млн рублей.

До начала действия поправок лимит устанавливали в отношении выручки организации, теперь он определяется в отношении доходов (строка 010 плюс строка 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль). Тем самым от обязательного контроля избавили малые предприятия. Но если до 01.01.2021 исполнение договора с аудиторской организацией в отношении проверки бухгалтерской отчетности уже начато, проверку необходимо пройти и ориентироваться на новые правила с отчетности за 2021 год.

Для фондов лимиты для проведения обязательного аудита тоже изменились. Теперь он необходим, если поступления имущества и денежных средств за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превысили 3 млн рублей.

Все организации, подпадающие под ограничения, проходят проверку отчетности, только если это отдельно предусмотрено федеральными законами. Для государственных компаний и корпораций ничего не изменилось.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как успешно пройти обязательный аудит. Используйте эти инструкции бесплатно.


Как проводятся

В 307-ФЗ об аудиторской деятельности подробно разъясняется, как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности — в несколько этапов. Основанием для проведения аудита является договор, заключенный с аудиторской организацией или независимым аудитором с обязательным членством в СРО.

Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.

Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.

На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение. Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.

Обращаем внимание членов СРО ААС на необходимость соблюдения установленного законодательством порядка представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в ГИР БО.

С 01 января 2020 года все организации, ранее представлявшие свою отчетность в Росстат, за исключением организаций, бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также организаций государственного сектора, обязаны предоставлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, для формирования ГИР БО.

Состав годовой бухгалтерской отчетности, представляемой организациями в ГИР БО

Наименование

Коммерческие организации, кроме указанных в гр. 3

Коммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность

Некоммерческие организации, кроме указанных в гр. 5

Некоммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность

Отчет о финансовых результатах

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала

в случае наличия важной информации

Отчет о движении денежных средств

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

Пояснения в табличной и (или) текстовой форме

в случае наличия важной информации

в случае наличия важной информации

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, не вправе составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Организации должны представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в формате файлов XML для отчетов и единого электронного файла PDF для пояснений в табличной и (или) текстовой форме не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (в 2020 году – не позднее 12 мая 2020 года). Отчетность предоставляется в электронном виде (малые предприятия в 2020 году могут предоставлять отчетность в бумажном виде). Направление годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде в налоговый орган означает исполнение организацией обязанности по ее представлению для формирования ГИР БО.

При представлении экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней должно быть представлено аудируемым лицом в налоговый орган по месту своего нахождения для формирования ГИР БО вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Содержание аудиторского заключения о годовой бухгалтерской отчетности определяется международными стандартами аудита. Аудиторское заключение включает текст формулировок, предусмотренных соответствующим МСА, к нему в обязательном порядке должна быть приложена отчетность, аудит которой проведен. Аудиторское заключение с прилагаемой бухгалтерской отчетностью направляется в налоговый орган для формирования ГИР БО в формате единого электронного файла PDF.

Таким образом, организации предоставляют в налоговый орган для формирования ГИР БО свою годовую бухгалтерскую отчетность дважды: (1) в формате файлов XML для отчетов и файла PDF для пояснений в табличной и(или) текстовой форме и (2) в формате файла PDF для аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

В целях содействия аудируемым лицам в соблюдении ими требований по представлению аудиторского заключения для формирования ГИР БО аудиторам рекомендуется при выпуске аудиторского заключения на бумажном носителе направлять также аудируемому лицу единый электронный файл в формате PDF, содержащий скан аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

- непредставление приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,

- непредставление пояснений в табличной и (или) текстовой форме;

- применение упрощенной бухгалтерской отчетности организациями, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

- непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;

- представление аудиторского заключения без прилагаемой бухгалтерской отчетности.

Для соблюдения указанного положения Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Рекомендаций Минфина России аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год, аудиторам необходимо запланировать и провести, в том числе после выпуска аудиторского заключения, процедуры, в ходе которых будет проверяться:

- наличие в ГИР БО всех форм годовой бухгалтерской отчетности, включая пояснения в табличной и (или) текстовой форме;

- размещение в ГИР БО аудиторского заключения с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в виде единого файлав форматеPDF;

- соответствие аудиторского заключения, размещенного в ГИР БО, экземпляру аудиторского заключения, переданному аудитором аудируемому лицу;

- соответствие бухгалтерской отчетности, размещенной в ГИР БО, бухгалтерской отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению.

В случае выявления оснований полагать, что размещенные в ГИР БО годовая бухгалтерская отчетность и/или аудиторское заключение о ней имеют искажения, в том числе пропуски, необходимо обратиться к руководству аудируемого лица с предложением принять меры для устранения данных искажений и указанием на то, что аудиторское заключение должно предоставляться в ГИР БО с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в формате единого электронного файла PDF. В случае непринятия руководством аудируемого лица надлежащих мер, аудитору следует обратиться, если уместно, к лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица.

Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия члену СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации, применительно к фактам и обстоятельствам, указанным в запросе.

Позиция комитетов и комиссий СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме.

Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.

Читайте также: