Анализ соответствия бухгалтерской отчетности налоговым декларациям и статистической отчетности

Обновлено: 16.05.2024

Нормативная база, регулирующая состав и содержание бухгалтерской отчетности в настоящее время, представлена следующими основными документами:

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

5. другие ПБУ, связанные с отражением в отчетности отдельных её статей;

- в ред. Приказа МФ РФ от 05.10.2011 № 124н – для коммерческих организаций

-в ред. Приказа МФ РФ от 17.08.2012 № 113н – для субъектов малого предпринимательства

- в ред. Приказа МФ РФ от 04.12.2012 № 154н – для некоммерческих организаций

В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих организаций входят:

1. Бухгалтерский баланс (ранее - форма №1)

2. Отчет о финансовых результатах ( ранее форма №2 - Отчет о прибылях и убытках)

3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в составе:

а) отчета об составлениях капитала (ранее - форма №3)

б) отчета о движении денежных средств (ранее - форма №4)

в) пояснения к бухгалтерскому балансуи отчету о финансовых результатах(ранее - форма №5)

4. Пояснительная записка

5. Итоговая часть аудиторского заключения(для организаций, подлежащих обязательному аудиту)

Что касается пояснительной записки и аудиторского заключения, то прямого указания на них в Приказе № 66н не содержится (в отличие от предыдущего приказа №67н от 2003 г.).Однако имеется ссылка на текстовую часть пояснений к отчетности. Кроме того, указания о представлении в составе отчетности пояснительной записки и отражении в ней некоторых видов дополнительной и поясняющей информации содержатся в ряде нормативных актов более высокого уровня, в частности, некоторых ПБУ, а также МСФО.

В соответствии с законодательством организация имеет право самостоятельно формировать показатели отчетности на основе рекомендуемых форматов. Например, расширить перечень показателей, представляя статьи более развернуто, выделяя существенные показатели некоторых статей и отражая отраслевую специфику.

Основные тенденции последних 10 лет в регулировании отчетных данных бухгалтерского учета в РФ – это приближение к МСФО.

1. Бухгалтерский баланс

2. Отчет о прибылях и убытках

3. Отчет, показывающий либо все изменения в капитале, либо изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с собственниками и распределений им.

4. Отчет о движении денежных средств

5. Учетная политика и пояснительные применения.

В целом российская отчетность в настоящее время по основным параметрам соответствует требованием МСФО, хотя имеются определенные различия:

- имеет место существенные различия в алгоритмах формирования ряда статей

-для отчетности западных фирм характерна очень детальная аналитика. Большинство балансовых статей сопровождаются подробными расшифровками и аналитическими комментариями, причем аналитические разделы годового отчета, как правило, более объемны, чем сами формы отчетности, и эти расшифровки рассматриваются как неотъемлемая часть отчетных данных.

В полном объеме МСФО в РФ в настоящее время применяется крупными компаниями и банками, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке.

Кроме рассмотренной выше стандартной отчетности кфинансовой отчетности относятсяспециальные формы отчетности, а также и налоговая отчетность. Специальная отчетность представлена консолидированной финансовой отчетностью и сегментарной отчетностью. (Однако эта отчетность составляется не каждойорганизацией и регулируется специальными нормативными актами).

К качественным характеристикам отчетности (принципам её формирования), соответствие которым делает ее полезной для пользователей, относятся: полнота, достоверность, объективность, понятность, существенность, надежность, нейтральность, сопоставимость, своевременность, унифицированность, публичность и др.

Взаимосвязь бухгалтерской и налоговой отчетности.Бухгалтерский и налоговый учет разделены, однако в информационном плане они определенным образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

1. в подтверждения данных налогового учета данными первичныхдокументов, формируемых в рамках бухгалтерского учета.

2.по ряду налогов определение налоговой базы производится непосредственно по данным бухгалтерской отчетности, поэтому наряду с налоговой отчетностью (налоговыми декларациями) организации в обязательном порядке представляют в налоговые органы и БФО.

3. в бухгалтерской отчетности отражаются некоторые показатели налоговыхрасчетов, а именно, расчетная величина отдельных видов налогов, определенная в налоговых декларациях, отражается в отчетности в качестве обязательств, равных сумме неоплаченной величины налогов.

7. Налоговая отчетность служит информационной базой для проведения углубленного финансового анализа, например, анализа налоговой нагрузки

Основная тенденция последних лет в учетной политике – это максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета.

Взаимосвязь бухгалтерской и статистической отчетности.На основании данных бухгалтерского учета предприятия оставляют и представляют территориальным органам Государственной статистики статистическую отчетность.

Состав и формы статистической отчетности зависят от сферы деятельности организации, отрасли, принадлежности к малому или крупному (среднему) бизнесу и др. Отдельные формы содержат различные виды информации – финансовую, производственную, маркетинговую, социальную, экологическую и др. Довольно часто перечень форм меняется, корректируется их содержание.

Информация статистической отчетности служит дополнительным источником данных о численности работников, об объемах произведенной продукции и её продажах, о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, о других показателях, которые не отражаются в стандартных формах бухгалтерской отчетности.

Таким образом, формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности взаимозависимы и взаимосвязаны, содержащиеся в них показатели дополняют друг друга. В совокупности все формы отчетности – достаточно надежная информационная база, дающая разносторонние сведения о деятельности организации.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Безусловно, главное изменение в статистической отчетности в 2020 году заключается в том, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности с бухотчета за 2019 год больше не нужно сдавать в территориальный орган Росстата, а только в налоговый орган, который можно сдавать с помощью сервиса 1С:Отчетность прямо из программы 1С.

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Сущность статистической отчетности

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности - это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования - зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) - для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 - 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 - 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 - 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 - 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Любой экономический субъект, который ведет деятельность на территории Российской Федерации, обязан периодически сдавать налоговую отчетность, то есть сообщать ФНС о результатах своей деятельности. Периодичность таких отчетов, их состав и порядок представления в контролирующие инстанции различен.

Основные факторы, определяющие порядок сдачи отчетности – это организационно-правовая форма организации, выбранная система налогообложения, наличие или отсутствие экономической деятельности в отчетный период.

Основные особенности, определяющие порядок сдачи отчетности

Согласно Статье 313 НК РФ, режим представления налоговой отчетности определяется каждым субъектом экономической деятельности, исходя из удобной налоговой политики, целей и специфики ведения экономической деятельности. Однако это не значит, что каждая организация может отчитываться в ФНС так, как удобно именно ей. Необходимо соблюдать определенные требования, а именно обеспечить контролирующим инстанциям возможность:

  • Хронологического отображения бухгалтерских сведений, беспрерывного и полного;
  • Определения всех существенных фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • Систематизации и анализа данных бухгалтерской отчетности;
  • Адекватной оценки доходов и расходов субъекта экономической деятельности;
  • Рассчитать сумму налога на прибыль хозяйствующего субъекта.

Организация системы налогового учета изначально является независимой, так как не подчиняется таким же жестким правилам и требованиям, как система бухгалтерского учета. Так, контролирующие инстанции не требуют от предприятий представления налоговой отчетности по каким-либо унифицированным формам и стандартам.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут организовать налоговый учет следующими способами:

    Автономный метод налогового учета.

Эта система никак не связана с бухгалтерским учетом. Все существенные хозяйственные операции отображаются в регистрах налогового учета.

Для многих предприятий такой метод является более целесообразным, поскольку полностью соответствует требованиям Статьи 313 НК РФ, а также занимает существенно меньшее время со стороны бухгалтеров.

Статья 313 определяет налогооблагаемую базу именно на основе данных налогового учета. При этом Глава 25 НК четко разделяет понятие бухгалтерского и налогового учета, определяя для последнего особый порядок систематизации данных и хозяйственных операций.

Если правила ведения налогового и бухгалтерского учета в пределах одного хозяйствующего субъекта совпадают, налогооблагаемая база определяется именно на основе данных БУ. При этом необходимо:

  • Четко определить объекты налогового учета по данным НУ и БУ. Разграничить объекты, по которым правила учета по обеим системам различаются;
  • Определить порядок использования информации для расчета налогооблагаемой базы из данных БУ;
  • Определить формы аналитических регистров для каждого из объектов налогового учета;
  • Определить объекты раздельного НУ при применении каких-либо специальных систем налогообложения.

Если бухгалтер или иной специалист организации смог правильно организовать систему налогового учета, это на порядок упростит процесс формирования и сдачи налоговой отчетности в ФНС.

Не нашли что искали?

Уверенны что сможет Вам помочь, заполните данные ниже и получите ответы на все ваши вопросы.

Что такое налоговая отчетность?

По существу, это комплект документов, который каждое предприятие периодически представляет в ФНС по месту регистрации. В подобный комплект входит информация о налоговой базе предприятия, а также данные, необходимые доя расчета и оплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.

По периодичности представления:

  • Годовая. Представляется в ФНС по окончании отчетного года;
  • Текущая (внутригодовая). Может быть ежемесячной, квартальной, полугодовой, за 9 месяцев.

По способу подачи:

  • На физических бумажных носителях;
  • В электронно-цифровом формате.

По этапам экономической деятельности хозяйствующего субъекта:

  • Первоначальная. Это первая отчетность юридического лица или ИП, которая сдается после регистрации;
  • Очередная. Подается за каждый отчетный период, определяемый выбранной системой налогообложения;
  • Дополнительная. Подается, если ранее в ФНС была предоставлена недостоверная или неполная информация о деятельности хозяйствующего субъекта;
  • Ликвидационная. Сдается, если деятельность налогового агента прекращается добровольно или принудительно.

По характеру обобщения информации:

  • Индивидуальная;
  • Консолидированная. Применяется в случае, если несколько субъектов экономической деятельности имеют сходные факторы налогообложения, поэтому объединяются в единую группу. Отчетность при этом представляется в ФНС субъектом, который владеет не менее чем 90% уставного капитала в каждой организации.

В состав налоговой отчетности входит:

  • Декларации по налогам, предусмотренным режимом налогообложения;
  • Отчеты по налогам и сборам;
  • Расчеты по налогам и сборам;
  • Среднесписочная численность работников предприятия;
  • Другие обязательные документы, предусмотренные выбранным режимом налогообложения.

Вся суть налоговой отчетности состоит в том, что любое предприятие должно проинформировать контролирующие органы о том, какие доходы оно получило в отчетный период, какие расходы понесло, какие у него имеются налоговые льготы, а также основные источники получения прибыли.

Эта информация представляется в ФНС в формате установленных форм деклараций. Она необходима для того, чтобы корректно рассчитать сумму обязательных налогов и сборов, подлежащую выплате юридическим лицом или ИП. Согласно Статье 80 НК, декларация представляет собой форму заявления экономического субъекта, по которой контролирующие органы могут определить налогооблагаемую базу и сумму сборов к оплате. Для каждого из видов налогов организации необходимо формировать и подавать в ФНС отдельную декларацию по установленной форме.

Кто должен представлять декларации?

Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.

Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.

Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:

  • Бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
  • Пояснительная записка к БО;
  • Декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
  • Отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.

При использовании организацией упрощенной системы налогообложения 6 форм БО подавать не нужно. Вместо деклараций по НДС и другим налогам ежегодно подается только одна – по УСН.

Микропредприятия, среднесписочная численность сотрудников которых не превышает 15 человек, не обязаны вносить авансовые платежи по налогу на прибыль. Также подобные организации планируется освободить от обязанности подавать в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность.

Налоговый Кодекс

Глава 6.13 НК регламентирует порядок представления и утверждает формы налоговой отчетности для субъектов экономической деятельности РФ.

В Статье 53 НК приводится определение налоговой базы как прибыли экономического субъекта, полученной по результатам его хозяйственной деятельности.

Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает формы деклараций по каждому налогу, а также инструкции по их заполнению и подаче.

Часть 2 НК определяет сроки представления отчетности и уплаты соответствующих налогов.

Как можно сдавать отчетность?

Статьей 80 НК определяются 4 способа подачи деклараций и других отчетных документов:

  • Лично представителем организации;
  • Через уполномоченное лицо;
  • По почте на бумажных носителях;
  • По электронным каналам связи.

При этом предприятия, среднесписочная численность сотрудников которых превышает 100 человек, могут отчитываться только в электронном виде. При применении УСН организация может сдавать декларации любым удобным способом.

Личное посещение ФНС

Сдать налоговую отчетность может руководитель организации, главный бухгалтер, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель, имеющий соответствующую доверенность. Этот способ отнимает достаточно много времени, но его преимуществом можно считать то, что специалист ФНС может сразу проверить документы и указать на возможные ошибки.

Лично налоговую службу посещать не нужно, благодаря чему бухгалтер может сэкономить немало времени, особенно в период сдачи годовых отчетов. К письму обязательно нужно приложить опись вложенных документов, а также сохранить чек о приеме отправления. Он может понадобиться при возникновении споров о соблюдении сроков подачи деклараций. Датой представления отчетности считается дата приема письма почтовым отделением.

В электронном виде

Это самый удобный, быстрый и надежный способ. Организации необходимо иметь специальное программное обеспечение, которое позволит формировать декларации и направлять их в ФНС по защищенным каналам связи. При этом статус отчетности можно отследить на любом этапе, вплоть до ее регистрации специалистом ФНС.

Возможные ошибки

Даже малейшие ошибки при заполнении утвержденных форм налоговой отчетности недопустимы. При их большом количестве или несвоевременном исправлении на организацию или конкретное должностное лицо будет наложен штраф.

Бухгалтерская отчетность – это структурированная информация о результатах экономической деятельности организации в отчетный период. Она представляет собой свод таблиц с данными финансового и оперативного учета экономического субъекта. А именно — отчета о прибыли убытках, об изменении капитала, для некоторых организаций — о целевом использовании средств, о движении средств.

Будучи итогом экономической деятельности, налоговая отчетность должна отвечать ряду критериев:

  • Содержать достоверную и полную информацию о финансовом положении налогового агента;
  • Все существенные показатели, которые оказывают прямое влияние на оценку финансовых результатов деятельности организации, должны быть отражены в отчетности отдельными строками;
  • Данные, содержащиеся в отчетности, не должны касаться каких-либо интересов третьих лиц и организаций;
  • Вся информация должна быть приведена в соответствии с утвержденными стандартами, а также быть сопоставимой по времени.

Коды налоговых периодов

Любая декларация обязательно содержит коды, которые указывают на отчетный период и вид налогов. Например, для 2019 года установлены следующие коды:

  • При расчете налогов с нарастающим итогом: 21 – квартал, 31 – 1 полугодие, 33 – 9 месяцев, 34 – календарный год;
  • Для ежемесячных деклараций: коды с 35 по 46 с января по декабрь соответственно;
  • Для консолидированных групп налоговых агентов: с 13 по 16, ежемесячная отчетность начинается кодом 57 и заканчивается 68;
  • При ликвидации организации: 50;
  • Для имущественного налога: 21 – первый квартал, 17 – полугодие, 18 – 9 месяцев, 51 – первый квартал при реорганизации предприятия, 47 – полугодие при реорганизации предприятия, 48 – 9 месяцев при реорганизации предприятия;
  • При упрощенной системе налогообложения: 34 – календарный год, 95 – последний отчетный период при смене системы налогообложения;
  • При едином налоге на вмененный доход: 21 или 51 – первый квартал (и первый квартал при ликвидации), 22 и 54 – второй квартал, 23 и 55 – третий квартал, 24 и 56 – четвертый квартал;

Как упростить процесс сдачи отчетов?

Наиболее простой способ представить отчетность – сдать ее в электронном виде. Сделать это можно несколькими способами:

  • Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Основной минус этого способа в том, что все данные в декларации придется вносить вручную. Это не только занимает много времени, но и увеличивает риск допущения технических ошибок;
  • Через программное обеспечение, предоставляемое спецоператорами. К примеру, Контур Экстерн. Этот сервис позволяет выгружать данные бухгалтерского учета непосредственно из 1С, быстро формировать декларации в соответствии с используемой системой налогообложения и организационно-правовой формой, отправлять их в инспекцию и отслеживать статус. Немаловажным плюсом является автоматическая проверка отчетных документов на предмет ошибок, поэтому бухгалтер может быть уверен в их приеме ФНС с первого раза.

Все субъекты экономической деятельности должны строго соблюдать установленные сроки сдачи налоговой отчетности, вне зависимости от способа ее представления.

В финансовую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в финансовой отчетности, т. е. включено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей финансовой отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной.

Данные финансовой отчетности организации должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в финансовой отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Каждый существенный показатель должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм финансовой отчетности от одного отчетного года к другому. При этом в случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в принятой организацией форме, ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

По каждому числовому показателю финансовой отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если организация принимает решение в представляемой финансовой отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то организацией должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.

Сравнительная информация по каждому числовому показателю может включаться непосредственно в принятые организацией формы отчетности (в том числе в виде отдельных таблиц, включенных непосредственно в формы бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках после показателей, в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), в формы, разработанные и принятые организацией самостоятельно) или в пояснительную записку.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы в данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


В настоящее время в России налоговый учет отделен от бухгалтерского. Это определяется принципиальными различиями целей, пользователей, правовой природы и принципов учета. В результате различий в составе и формировании показателей отчетности в каждой из учетных систем больше, чем общего, и при этом различия касаются их фундаментальных основ. Однако, у них есть общая основа, благодаря которой бухгалтерский и налоговый учеты не разделились сразу же, — это источник получения информации — факты хозяйственной деятельности предприятия.

Исчисление всех налогов осуществляется на основе информации об отдельных фактах хозяйственной деятельности, которая содержится в первичных учетных документах бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Контроль за правильностью формирования налоговых баз, полнотой и правильностью исчисления налогов требует проведения анализа соответствия бухгалтерской финансовой отчетности налоговым декларациям. Данный анализ осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных проверок с целью отбора предприятий для проведения выездных налоговых проверок. С учетом этого каждая организация при составлении налоговых деклараций должна осуществлять анализ их соответствия данным бухгалтерской отчетности, что позволит снизить налоговые риски.

Каждый налог имеет самостоятельные объекты налогообложения, определяемые в соответствии с положениями НК РФ. В отечественной практике существует три модели формирования объектов налогообложения, различающихся по степени самостоятельности по отношению к бухгалтерскому учету. Поэтому, первым этапом анализа соответствия данных бухгалтерской отчетности налоговым декларациям является определение порядка определения налоговой базы.

Основой первой модели является бухгалтерская информация, которая не корректируется для целей налогового учета. Примером данной модели служит налог на имущество предприятий. В соответствии с п.1. ст.374 НК РФ объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Третья модель предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета. Такой налоговый учет организован по НДФЛ, для которого предусмотрено составление специального налогового аналитического регистра по каждому налогоплательщику, в которых кроме данных о выплаченных налогоплательщику доходов, отражаемых в бухгалтерском учете, приводятся суммы стандартных налоговых вычетов, которые в системе бухгалтерского учета не отражаются. Аналогичная система применяется для НДС. Его исчисление производится на основе данных специальных первичных учетных документов (счетов-фактур), которые обобщаются в специальных налоговых регистрах (книги покупок и книги продаж). Вместе с тем ведение налогового учета по НДС предполагает формирование объективной информации о данном налоге и на счетах бухгалтерского учета [1].

Наибольшие расхождения между данными бухгалтерской отчетности и налоговыми декларациями могут возникать по налогу на прибыль. Бухгалтеру такие расхождения очевидны и понятны. Однако, проблема в том, что он составляет отчетность для самых разнообразных групп пользователей бухгалтерской информации, прежде всего, для акционеров (собственников), которые подчас далеки от бухгалтерского учета и его сложной и непонятной для них методологии. Например, бывает совершенно непонятно, почему организация должна уплатить налог на прибыль, сумма которого в три раза превышает величину прибыли, показанную в бухгалтерском балансе, или наоборот, имея огромную прибыль в отчетном периоде, организация практически ничего не должна бюджету.

Стремление раскрыть в отчетности информацию не только о текущих, но и о будущих налоговых последствиях позволяет проинформировать ее пользователя о допустимой к распределению величине чистой прибыли, рассчитанной уже с учетом влияния отложенных налогов. Концепция такова: уже сегодня, признав в своих целях доход (либо расход) по какой-либо операции, бухгалтерский учет, оперируя положениями НК РФ, способен определить, в какой величине этот же доход (расход) будет признаваться сегодня и в будущем при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Основной целью этого бухгалтерского стандарта является определение взаимосвязи между прибылью (убытком), исчисленной согласно нормам бухгалтерского законодательства Российской Федерации (далее — бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базой по налогу на прибыль, рассчитанной в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — налогооблагаемая прибыль). Именно для достижения вышеуказанной цели ПБУ 18/02 устанавливает специальные правила отражения информации о расчетах по налогу на прибыль в бухгалтерском учете и порядок ее раскрытия в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ. ПБУ 18/02, описывая процедурные вопросы отражения в бухгалтерском учете отложенных налогов, концептуально изменило формирование и отражение сумм налога на прибыль организации, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период.

В соответствии с нормами ПБУ 18/02 в каждом отчетном периоде изначально будет определяться сумма налога на прибыль от бухгалтерской прибыли (убытка) и отражаться в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка). Затем будут исчисляться и отражаться суммы налога на прибыль, обстоятельства по возникновению которых для целей налогообложения появились в данном отчетном периоде и повлияли на величину налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли.

В основу исчисления текущего налога на прибыль, который сформирован в соответствии с правилами налогового законодательства и отражен в декларации по налогу на прибыль, положен метод корректировки прибыли до налогообложения, которая отражена в отчете о финансовых результатах [5].

Для расчета суммы налога на прибыль, начисляемой для уплаты в бюджет за отчетный период, в бухгалтерском учете необходимо определить:

- налог на прибыль от показателя прибыли (убытка), отраженного в бухгалтерском учете и Отчете о финансовых результатах;

- суммы, на которые корректируется налог на прибыль, рассчитанный от бухгалтерской прибыли, и оказывающие влияние на величину налога, подлежащего уплате в бюджет как в текущем, так и в последующих отчетных периодах.

Методика взаимоувязки показателей бухгалтерского и налогового учета при формировании налоговой базы по налогу на прибыль можно представить в таблице 1.

Читайте также: