Административный регламент налоговой службы 2020 года

Обновлено: 19.05.2024

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2014, N 30, ст. 4242), Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 27, ст. 5179), подпунктом 5.3.1 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961), в целях реализации пункта 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050), в связи с принятием Федерального закона от 26.05.2021 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 22, ст. 3678) и Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5182) приказываю:

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы государственной регистрации юридических и физических лиц.

Федеральной налоговой службы

к приказу ФНС России

от 17.08.2021 N ЕД-7-14/756@

ВНОСИМЫЕ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, УТВЕРЖДЕННЫЙ

ПРИКАЗОМ ФНС РОССИИ ОТ 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@

дополнить абзацами одиннадцатым - тринадцатым следующего содержания:

"нотариус, которому поступило требование займодавца об увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение договора конвертируемого займа, при внесении изменений в устав общества с ограниченной ответственностью и ЕГРЮЛ в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение указанного договора;

нотариус, удостоверивший договор конвертируемого займа, при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о наличии заключенного заемщиком - обществом с ограниченной ответственностью договора конвертируемого займа, в том числе о займодавце по указанному договору и размере (максимальном размере) его доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которую он может получить (приобрести) в результате реализации соответствующего права по договору конвертируемого займа;

руководитель постоянно действующего исполнительного органа держателя реестра акционеров непубличного акционерного общества при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о наличии заключенного этим непубличным акционерным обществом договора конвертируемого займа;";

абзацы одиннадцатый - тринадцатый считать абзацами четырнадцатым - шестнадцатым соответственно.

2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Справочная информация о месте нахождения и графике работы инспекций, предоставляющих государственную услугу, вышестоящих налоговых органов, о едином телефонном номере на территории Российской Федерации, об адресе официального сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт ФНС России, сеть "Интернет" соответственно) и (или) формах обратной связи размещается на сайте ФНС России и в блоках региональной информации сайта ФНС России, в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный реестр) и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).".

3. Абзац четвертый пункта 18 изложить в следующей редакции:

"изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции. В случаях, предусмотренных федеральным законом, вместо изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, представляется заявление о государственной регистрации, указанное в абзаце втором настоящего пункта, содержащее текст изменений, вносимых в учредительный документ юридического лица;".

4. Дополнить пунктом 23.1 следующего содержания:

"23.1. В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ в случае внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся исключения сведений о наличии заключенного заемщиком - обществом с ограниченной ответственностью или непубличным акционерным обществом договора конвертируемого займа, для предоставления государственной услуги в инспекцию по месту нахождения юридического лица представляются:

подписанное заявителем заявление о внесении таких изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ;

документ, подтверждающий исполнение заемщиком обязательств по договору конвертируемого займа или прекращение таких обязательств по иным основаниям.".

5. Абзац девятый пункта 24 изложить в следующей редакции:

"завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании).".

6. Пункт 32 признать утратившим силу.

7. Абзац четвертый пункта 33 изложить в следующей редакции:

"В случае свидетельствования подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации, предусмотренном статьей 12 или 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в инспекцию осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (последнего из заявителей) на соответствующем заявлении, в день нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей). При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на заявлении о государственной регистрации, предусмотренном статьей 12 или 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, и последующее представление документов, предусмотренных указанными статьями, в инспекцию осуществляются нотариусом в рамках одного нотариального действия. В иных случаях представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, осуществляется нотариусом по просьбе заявителя. В предусмотренных настоящим абзацем случаях представление документов осуществляется нотариусом путем их направления в инспекцию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.".

8. В пункте 37 слова "пунктом 2 статьи 11" заменить словами "пунктами 2 и 2.4 статьи 11".

9. В пункте 38 слова "пунктом 2 статьи 11" заменить словами "пунктами 2 и 2.4 статьи 11".

10. В пункте 42 слова "пунктом 2 статьи 11" заменить словами "пунктами 2 и 2.4 статьи 11".

11. В пункте 43 слова "пунктом 2 статьи 11" заменить словами "пунктами 2 и 2.4 статьи 11".

12. Пункт 50 дополнить абзацем следующего содержания:

"Не допускается отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также отказ в предоставлении услуги в случае, если документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на Едином портале, на сайте ФНС России.".

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

"оплата государственной пошлины;";

абзацы четвертый - девятый считать абзацами пятым - десятым соответственно.

14. Абзац третий пункта 76 признать утратившим силу.

15. Абзац первый пункта 88 после слова "подготавливается" дополнить словами "в электронной форме".

16. Пункт 89 после слова "подготавливается" дополнить словами "в электронной форме",

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью, либо не истекли три года со дня исключения индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа, либо в случаях, установленных пунктом 2 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2015, N 27, ст. 3945) (далее - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ);";

в абзаце двенадцатом слова "пунктом 2 статьи 11" заменить словами "пунктами 2 и 2.4 статьи 11";

дополнить абзацем следующего содержания:

"нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.".

18. Пункт 93 после слова "подготавливается" дополнить словами "в электронной форме".

19. В пункте 94 слова "уполномоченным должностным лицом инспекции" заменить словами "усиленной квалифицированной электронной подписью".

в абзаце первом слова "Решение о государственной регистрации, подписанное уполномоченным должностным лицом," заменить словами "Подписанное решение о государственной регистрации";

в абзаце третьем слова "уполномоченным должностным лицом" исключить.

21. В подпункте 1 пункта 99 слова "уполномоченным должностным лицом" исключить.

22. В пункте 104:

в абзаце втором цифру "1)" исключить;

в абзаце седьмом слова "о должностном лице налогового органа, подписавшем учредительный документ электронной подписью" заменить словами "о номере сертификата ключа электронной подписи, владельце сертификата, сроке действия сертификата ключа электронной подписи";

абзац восьмой признать утратившим силу.

23. Пункт 113 изложить в следующей редакции:

"113. В предусмотренных абзацем четвертым пункта 33 настоящего Административного регламента случаях представления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в инспекцию нотариусом документы, указанные в пункте 102 настоящего Административного регламента, направляются инспекцией в порядке, установленном абзацем первым пункта 111 настоящего Административного регламента. Кроме того, инспекция не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, направляет документы, указанные в пункте 102 настоящего Административного регламента, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученные от инспекции документы, связанные с государственной регистрацией, заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.".

24. Пункт 138 дополнить абзацем следующего содержания:

"Жалоба может быть подана в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме одним из следующих способов: при личном обращении заявителя (представителя заявителя); почтовым отправлением; с использованием Единого портала; с использованием сайта ФНС России.".

"Об утверждении Порядка определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений от установленных значений показателей качества и (или) объема государственных услуг (работ), установленных в государственном задании федеральному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Учебный центр подготовки и повышения квалификации в области безопасности на водных объектах МЧС России"

"Об утверждении Порядка осуществления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внутреннего финансового аудита"

С 2020 года ФНС России начала вести единый государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (сокр. ГИРБО), которую организации обязаны ежегодно сдавать в Налоговую службу. Также в 2020 году начал действовать Регламент предоставления информации из этого ресурса. Рассказываем, как получить информацию о бухотчетности контрагента и т. п. из ГИРБО.

Содержание Регламента

С 17 марта 2020 года действует приказ ФНС России от 25.11.2019 № ММВ-7-1/586, который утвердил Административный регламент предоставления информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт Налоговая служба.

  • общие положения (кто может быть заявителем, требования к данной госуслуге);
  • стандарт предоставления информации из ГИРБО;
  • состав, последовательность, сроки выполнения госуслуги, требования к порядку выполнения, особенности;
  • формы контроля за предоставлением сведений из ГИРБО;
  • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налогового органа, его должностных лиц;
  • особенности процедур (действий) в МФЦ.

Также в Приложении № 1 к Регламенту ФНС утвердила форму запроса на оформление абонентского обслуживания ГИРБО.

Кто может быть заявителем

Получить информацию из ГИРБО могут:

  • физлица, не являющиеся ИП;
  • ИП;
  • организации (кроме органов власти и Центробанка).

Также заявителем может быть представитель любого из перечисленных лиц.

Кто предоставляет сведения из ГИРБО

Этим занимается ФНС России и территориальные налоговые органы.

Какую информацию можно получить

Речь идёт о бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год (2020 г. будет первым), а также аудиторском заключении о ней (когда её аудит обязателен).

Стоимость госуслуги

Любой заявитель вправе запросить информацию о бухотчетности конкретного экономического субъекта. И это бесплатно.

Однако если нужен постоянный доступ ко всему массиву сведений по бухотчетности, которым располагает ФНС, можно оформить абонентское обслуживание. Оно обойдётся в 200 000 рублей в год.

Например, что такой доступ полезен организациям, которые занимаются аналитикой.

Формат получения информации и доступ

Если сделан запрос на абонентское обслуживание, ИФНС установит доступ и направит заявителю уведомление. В течение 1 месяца с даты направления уведомления нужно войти в ресурс бухотчётности. Это считается началом предоставления доступа к информации из ГИРБО.

  • с апреля 2020 года – через систему межведомственного электронного взаимодействия (возможность госорганов получить сведения);
  • с мая 2020 года – с использованием специального интернет-сервиса на сайте ФНС.

Через указанный интернет-сервис заявитель может получить, например, информацию из таких документов компании – потенциального или действующего контрагента:

  • бух. баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения к годовому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • аудиторское заключение об отчётности (если оно обязательно).
  • посмотреть эту информацию на экране своего монитора;
  • скачать текстовые документы и таблицы;
  • скачать документ с электронной подписью инспекции.

Уточним, что получить информацию можно как целиком (пакетом), так и по отдельным документам (файлам).

Как сделать запрос в ИФНС

Чтобы получить из ГИРБО бухотчетность конкретного юрлица, нужно подать только запрос. В нем заявитель указывает:

  • полное или сокращенное наименование;
  • ОГРН и ИНН интересующей организации.

Если нужно абонентское обслуживание, то заполняют форму запроса, которая приведена в Приложении № 1 к Регламенту. Он выглядит так:


  • на бумаге – если подаёте его лично в ИФНС либо МФЦ/Мои документы или по почте;
  • в электронной форме – через сайт госуслуг или сервис ФНС.

С нашего сайта по прямой ссылке бесплатно скачать бланк запроса на предоставление абонентского обслуживания из ГИРБО можно здесь:

Когда запрос не примут

Запрос о бухотчетности конкретной компании налоговая зарегистрирует всегда. А вот в приеме запроса на абонентское обслуживание могут отказать. Например, такое право есть у ИФНС, если:

  • нет каких-то сведений о заявителе (наименования, ОГРН, ИНН и т. д.);
  • нет подтверждения полномочий представителя (доверенность и т. п.);
  • нечитаемый текст запроса;
  • есть пороки в электронной подписи.

Срок ответа на запрос

Информацию о конкретном экономическом субъекте ИФНС должна предоставить в тот же день, когда зарегистрирует запрос заявителя.

Что касается предоставления абонентского доступа, то его придется подождать: уведомление направят в течение 10 рабочих дней.

ФНС утвердила новый административный регламент по предоставлению налоговыми органами государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков и по приему налоговых деклараций (расчетов).

Соответствующий приказ от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Документ определяет порядок информирования налогоплательщиков и порядок приема налоговой отчетности. Новый административный регламент должен заменить действующий в настоящее время порядок, утвержденный приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Также в новом регламенте четко прописан срок исполнения государственной услуги. В частности, прием налоговой декларации (расчета) осуществляется:

  • при представлении на бумажном носителе заявителем лично в налоговый орган - в день представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган;
  • при представлении на бумажном носителе заявителем по почте - в день получения налоговой декларации (расчета) налоговым органом;
  • при представлении в электронной форме - в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) налоговым органом.

При представлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц через МФЦ прием отчетности осуществляется в день ее получения МФЦ.

Новый регламент дополнительно запрещает требовать от заявителей представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов.

Одновременно новый регламент содержит больше оснований для отказа в приеме налоговых деклараций (расчетов). Если в действующем регламенте их 6, то в новом таких оснований 10:

  1. отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, или отказ физлица предъявить такие документы;
  2. отсутствие документов у уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) либо отказ указанного лица предъявить такие документы;
  3. представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
  4. отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (ИП или его представителя);
  5. представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (ИП - заявителем или его представителем), у которого отсутствуют необходимые полномочия (дисквалификация, решение суда и пр).
  6. отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя в случае представления электронной отчетности по ТКС;
  7. отсутствие усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписи налогоплательщика - физического лица в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  8. представление налоговой декларации (расчета) в территориальный налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  9. представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о выплатах, базе по страховым взносам, сумме страховых взносов за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки (в том числе если суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов);
  10. представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

Новый порядок приема налоговыми органами отчетности вступит в силу после того, как Минфин своим приказом упразднит действующий административный регламент.

В настоящее время самостоятельным основанием для отказа в приеме налоговой декларации является отсутствие в ней обязательных реквизитов (п. 194 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н). Так, в декларациях, представляемых физлицами, должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) физлица. Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации и ИНН;
  • вид документа - первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При отсутствии в декларации (расчете) указанных реквизитов должностное лицо ИФНС информирует заявителя о том, что декларация не принята. Если реквизиты заполнены неправильно, должностное лицо ИФНС должно проинформировать о порядке заполнения декларации и предложить устранить допущенные недостатки немедленно.

Наличие в декларации ошибок, неточностей и описок не является основанием для отказа в ее приеме. Также не является таким основанием неуплата налогов, связь организации/ИП с фирмами-однодневками, транзитный характер совершаемых операций и т.д.

СВЕРКА РАСЧЕТОВ С НАЛОГОВОЙ: НОВЫЙ ПОРЯДОК

ФНС в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам разработала Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - Временный порядок) и направила его в территориальные налоговые органы (Письмо ФНС России от 16.04.2020 N АБ-4-19/6371@). Разберемся в деталях.

Случаи проведения сверки расчетов

Временный порядок предполагает следующие случаи проведения сверки расчетов:

- обязательная ежеквартальная сверка с крупнейшими налогоплательщиками;

- по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов;

- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах, в том числе по инициативе налогового органа.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика

Сверка расчетов с бюджетом может осуществляться по инициативе налогоплательщика. Как минимум такая сверка необходима перед составлением годовой отчетности, а также в других случаях (п. 27, 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ).

В соответствии с пп. 1 и 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика недоимки, а также имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и на получение акта совместной сверки расчетов, который составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

С указанными правами налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов, установленные пп. 4 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Кроме того, согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по их запросам справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налоговых органов.

При этом налогоплательщик вправе обращаться в налоговые органы лично или через своих представителей (гл. 4 НК РФ) непосредственно в устной форме, а также в письменной форме по почте и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через официальный сайт ФНС, в том числе с использованием личного кабинета налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ).

Административные процедуры по предоставлению заявителем истребуемой информации регулируются Административным регламентом (Письмо Минфина России от 23.06.2017 N 03-02-08/39433).

Отметим, что налогооблагаемый доход (учтенный налогоплательщиком и налоговым органом) как основание для начисления налога в целом и квартальных авансовых платежей в разрезе конкретного налогового (отчетного) периода не является предметом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акте сверки отражаются начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налоговому (отчетному) периоду (Письмо ФНС России от 25.12.2018 N ГД-3-19/10036).

Платежные документы отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета, полученной из органов Федерального казначейства.

Заявление на проведение сверки расчетов. Согласно Временному порядку сверка расчетов с бюджетом по инициативе налогоплательщика проводится на основании заявления налогоплательщика. Налогоплательщик вправе:

- представить заявление лично в налоговый орган;

- представить заявление в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

Форма заявления не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, указав необходимые данные, в том числе:

- период проведения сверки;

- платежи и КБК, по которым проводится сверка;

- способ получения акта.

Полученные заявления регистрируются в информационном ресурсе налогового органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов. Заявления, представленные в электронной форме, регистрируются автоматически.

Период проведения сверки расчетов. Максимальный период осуществления сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

В заявлении налогоплательщик вправе указать период, за который он хочет провести сверку. В случае отсутствия в заявлении периода проведения сверки расчетов сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года по состоянию на дату получения заявления.

Если в заявлении дата окончания периода проведения сверки расчетов превышает дату представления заявления в налоговый орган, то датой окончания периода проведения сверки расчетов будет считаться дата подачи заявления в налоговый орган.

Код бюджетной классификации, по которому проводится сверка. Если в заявлении налогоплательщика не проставлен нужный код бюджетной классификации (КБК), то сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, отраженном в заявлении.

В случае отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период формируется уведомление о невозможности проведения сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Срок формирования акта сверки. Акт сверки расчетов формируется не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления. Сформированный акт сверки расчетов подписывается должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

Получение акта сверки. Акт сверки расчетов может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов). При личном получении акта на втором экземпляре этого акта сверки расчетов налогоплательщик проставляет отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения. Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

В случае если налогоплательщиком не предъявлен удостоверяющий документ, названный акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.

Если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов на его личное получение, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, то не позднее следующего рабочего дня акт сверки расчетов передается для направления его налогоплательщику по почте. Акт будет отправлен по почте заказным письмом не позднее следующего рабочего дня за днем его получения.

Основания для отказа в проведении сверки

Налоговый орган вправе отказать в проведении сверки расчетов:

- при обращении налогоплательщика не по месту учета;

- при отсутствии в заявлении наименования организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

- в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения копии документа, подтверждающего полномочия представителя, в соответствии со ст. 29 НК РФ - доверенности.

При наличии хотя бы одного из приведенных оснований налоговики в течение пяти дней со дня поступления заявления в налоговый орган направят налогоплательщику информационное письмо об отказе в проведении сверки расчетов с указанием причины отказа.

При личном обращении налогоплательщика должностное лицо, ответственное за прием заявления, проверит представленное заявление на наличие оснований для отказа и при наличии хотя бы одного из указанных оснований не примет заявление, вернув его налогоплательщику, а также проинформирует о причинах отказа, предложив их устранить.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогового органа

В случае осуществления сверки расчетов по инициативе налоговиков соответствующее должностное лицо территориального налогового органа направляет налогоплательщику акт сверки расчетов:

- если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, то акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется налогоплательщику в электронной форме по ТКС;

- если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, то акт сверки расчетов направляется по почте заказным письмом.

Урегулирование разногласий по акту сверки

Если данные акта сверки полностью соответствуют данным учета налогоплательщика, то акт сверки подписывается налогоплательщиком без разногласий и второй экземпляр направляется в налоговый орган.

При выявлении разногласий они должны быть урегулированы. Для этого в графе 4 разд. 1 акта сверки указываются данные налогоплательщика, в поле "согласовано" прописывается "с разногласиями" и один экземпляр акта передается в налоговый орган.

При выявлении разногласий налоговики осуществляют сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направит служебную записку в заинтересованное структурное подразделение для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется разд. 2 акта сверки расчетов.

После получения разд. 2 акта нужно проверить все данные и сравнить их с имеющимися. Если расхождения имеют место, то они должны быть урегулированы. Для этого налогоплательщик указывает свои данные в разд. 2 акта сверки в графе "Данные заинтересованного лица", подписывает акт с расхождениями и направляет его в налоговый орган. Целесообразно приложить копии документов, подтверждающих данные налогоплательщика.

При получении от налогоплательщика разд. 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.

Завершение сверки расчетов

Сверка расчетов завершается в следующих случаях:

- отсутствие разногласий после подписания налогоплательщиком разд. 1 акта сверки расчетов;

- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС разд. 1 акта сверки расчетов в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления;

- подписание налогоплательщиком и должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, разд. 2 акта сверки расчетов;

- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС разд. 2 акта сверки расчетов с подписью налогоплательщика в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Срок проведения сверки расчетов

Срок осуществления сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

При выявлении разногласий срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Особенности проведения сверки расчетов

с крупнейшими налогоплательщиками

Сверка расчетов с крупнейшими налогоплательщиками в обязательном порядке ежеквартально проводится межрегиональными инспекциями ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, межрайонными инспекциями ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и территориальными налоговыми органами по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график проведения ежеквартальной сверки расчетов, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Налогоплательщикам направляются уведомления в электронном виде по ТКС о планируемой дате проведения сверки (форма уведомления приведена в Приложении 1 Временного порядка).

Согласно утвержденному графику проведения ежеквартальной сверки расчетов должностное лицо структурного подразделения, ответственного за осуществление сверки расчетов, формирует акты сверки расчетов по каждому крупнейшему налогоплательщику и направляет их по ТКС.

ФНС разработала Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам.

Сверка расчетов может осуществляться как по инициативе налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа. Отдельный порядок проведения сверки расчетов предусмотрен для крупнейших налогоплательщиков.

Для осуществления сверки расчетов по инициативе налогоплательщика он должен представить в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление.

Срок проведения сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней, а при наличии разногласий - 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Утвержден Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".

Читайте также: