5мн налоговая за 2018 год

Обновлено: 12.05.2024

1. Увеличены размеры стандартных вычетов .

Для сравнения приведем размеры этих вычетов в 2018 и 2017 годах:

Кому положен вычет Размер вычета (руб.)
в 2018 году в 2017 году
Физлицам 102 93
если размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает
620 563
Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца 30 27
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца 57 52
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка
Физлицам, указанным в подп. 1.3 ст. 164 НК 144 131

2. Увеличен предельный размер доходов, при котором индивидуальный предприниматель (ИП), не имеющий места основной работы (службы, учебы), вправе применить стандартный вычет .

В 2018 году ИП, который не имеет в течение квартала (года) места основной работы (службы, учебы), может применить за каждый месяц этого периода стандартный вычет в размере 102 руб., если размер его доходов, подлежащих налогообложению и уменьшенных на сумму профессионального вычета, не превышает в календарном квартале 1857 руб. (в 2017 году — 1687 руб.).

3. Предельный годовой размер социального вычета на страхование увеличен с 2874 руб. до 3164 руб. .

4. Увеличены предельные годовые размеры доходов, освобождаемых от налогообложения .

Для сравнения приведем их размеры в 2018 и 2017 годах:

Доходы, освобождаемые от подоходного налога Предельные размеры (руб.)
в 2018 году в 2017 году
Стоимость детских путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси, если они оплачены (возмещены) белорусскими организациями и ИП 776 705
Оплата страховых услуг белорусских страховых организаций за работников организациями и ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы), а также за пенсионеров, ранее работавших у них 3164 2874
Доходы, которые не являются вознаграждением за выполнение трудовых и иных обязанностей, включая матпомощь, подарки, призы, путевки:
полученные по месту основной работы (службы, учебы) 1847 1678
полученные от профсоюзных организаций членами этих организаций 370 336
полученные от других организаций и ИП 122 111
Доходы, полученные от физлиц, не являющихся ИП, в результате дарения и в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно 6116 5555
Получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах и поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования 12223 11102

5. Предельный размер доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) физлицам жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси, в отношении которых применяются ставки налога в фиксированных суммах, увеличен с 5555 руб. до 6116 руб. Увеличены и размеры этих ставок. В случае превышения указанной суммы эти доходы облагаются по ставке 13% .

В целях получения полной и своевременной информации о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу приказываю:

1. Внести в приказ ФНС России от 15.04.2016 N ММВ-7-1/197@ "Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2016 год и о внесении изменений в приказ ФНС России от 18.11.2015 N ММВ-7-1/529@" следующие изменения и дополнения:

1.1. В приложении N 1 к указанному приказу - форму N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2015 год", методические указания по порядку ее составления и контрольные соотношения изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.2. В приложении N 2 к указанному приказу - форму N 5-ТН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу за 2015 год", методические указания по порядку ее составления и контрольные соотношения изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать работу по внесению в установленном порядке необходимых изменений в программные средства, обеспечивающие формирование отчетов по формам, указанным в пункте 1 настоящего приказа.

3. Установить, что указанные в пункте 1 настоящего приказа изменения применяются к отчетам по формам NN 5-МН, 5-ТН по итогам за 2015 год.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завилову.

Форма N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам" (далее - Отчет) содержит информацию о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно статье 398 Кодекса налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

В соответствии со статьей 394 Кодекса представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Единые требования к формированию информационных ресурсов "Камеральные налоговые проверки" и "Выездные налоговые проверки" утверждены приказом МНС России от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ (с учетом изменений и дополнений).

Налогообложение налогом на имущество физических лиц осуществляется в соответствии с главой 32 Кодекса "Налог на имущество физических лиц", а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Согласно статье 399 Кодекса, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 Кодекса, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 Кодекса.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Начисление земельного налога физическим лицам и налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

- Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России) Федеральной налоговой службе - не позднее 21 июля 2016 года и не позднее 1 декабря 2016 года;

- УФНС России финансовым органам субъектов Российской Федерации - не позднее 1 августа 2016 года и не позднее 15 декабря 2016 года;

- Инспекциями ФНС России и межрайонными инспекциями ФНС России (далее - ИФНС России) органам местного самоуправления - не позднее 1 августа 2016 года и не позднее 15 декабря 2016 года.

Раздел I Отчета "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу по юридическим лицам" (далее - Раздел I);

Отчет состоит из трех разделов. В первом разделе на основании представленных деклараций отражаются данные по юридическим лицам о количестве налогоплательщиков, количестве земельных участков и долей в праве на земельные участки, кадастровой стоимости, сумме исчисленного земельного налога и сумме налога, не поступившего в связи с предоставлением льгот. Во втором разделе отражаются аналогичные данные по физическим лицам. Третий раздел отчета содержит показатели по налогу на имущество физических лиц: количество строений, общая инвентаризационная стоимость их, количество плательщиков, недопоступившая сумма налога в связи с предоставлением налоговых льгот, начисленная сумма налога. Имея отчеты за ряд лет можно проанализировать динамику указанных показателей за исследуемый период и определить влияние каждого показателя на сумму налога.


Раздел I Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу по юридическим лицам
тыс. руб.
Показатели Код строки Значение показателя
А Б
1. Количество налогоплательщиков, единиц, в том числе:
которыми исчислен налог и не применяющих налоговые льготы
применяющих налоговые льготы, из них
льготы, установленные ст.395 НК РФ, в том числе по кодам льгот:
льготы, предоставляемые в соответствии со ст. 7 НК РФ международными договорами Российской Федерации
льготы, установленные в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
применяющих налоговые ставки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размере 0%
2. Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц
3. Количество земельных участков, в отношении которых налогоплательщиками исчислен земельный налог к уплате, единиц, в том числе:
в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства
в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
в отношении прочих земельных участков
4. Налоговая база (кадастровая стоимость)
5. Налоговая база (кадастровая стоимость с учетом льгот)
6. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе:
в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства
в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
в отношении прочих земельных участков
7. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу, из них:
льгот, установленных ст.395 НК РФ, в том числе по кодам льгот:
льгот, предоставляемых в соответствии со ст. 7 НК РФ международными договорами Российской Федерации
льгот, установленных в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в том числе по кодам льгот:
8. Контрольная сумма
Раздел II Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу по физическим лицам
тыс. руб.
Показатели Код строки Значение показателя
А Б
1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе:
которым исчислен налог и не предоставлены налоговые льготы
которым предоставлены налоговые льготы, из них
льготы, установленные п.5 ст.391 НК РФ, в том числе по кодам льгот:
льготы, установленные п.7 ст.395 НК РФ
льготы, установленные в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации
льготы, установленные в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в том числе по кодам льгот:
которым исчислен налог по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размере 0%
2. Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц
3. Количество земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате, единиц, в том числе:
в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства
в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
в отношении прочих земельных участков
4. Кадастровая стоимость
5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе:
в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства
в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
в отношении прочих земельных участков
6. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу, в том числе:
льгот, установленных п. 5 ст. 391 НК РФ, в том числе по кодам льгот:
льгот, установленных п. 7 ст.395 НК РФ
льгот, установленных в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации
льгот, установленных в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в том числе по кодам льгот:
7. Контрольная сумма



Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество физических лиц

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).


— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com


Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.


— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:


— Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.


— По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

Какие цели преследуют налоговики?

  1. «Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.
  2. Снижение издержек государственного управления.
  3. Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции, и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ – будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

В качестве критериев оценки будут использоваться:

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года – в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию – 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в опытную эксплуатацию.

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ. Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9%, в 2022 – 10%, в 2023 году – 11% налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с задолженностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/[email protected]

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД – Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

НБО – налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

«- досье проверки: чат и форум;

– типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

В этом документе 19 страниц, и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к Приказу ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/[email protected] Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10% налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2202 году – 20%, а к 2023 году – минимум 50%.

Но, зная, как работает господин Егоров, я вас уверяю, все это произойдет гордо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году – не меньше 240, а в 2023 году – не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100% легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает – с этого тоже собираются брать налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90%.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган – это фискальный орган. Что такое налог? Налог – это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована… Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дороги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость. Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег. Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Спасибо и удачи в делах.

Ссылка на документы:

Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.

Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.

Владимир Туров


Читайте также: