2012 налоговый кодекс и есв

Обновлено: 14.05.2024

Суд пояснил, что принятые после начала реализации регионального инвестиционного проекта поправки в законодательство о налогах и сборах не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов

По мнению одного эксперта, определение Верховного Суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно признать знаковым, развивающим налоговое право и арбитражный процесс. Другая отметила, что лишение инвестора льготы в полном объеме противоречит смыслу заключения инвестиционного соглашения, поскольку налогоплательщик со своей стороны выполнил обязательства в полном объеме и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

24 ноября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС21-11695 по делу № А14-65/2020 о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций, в котором рассмотрела вопрос о влиянии изменения налогового законодательства на длящиеся отношения между участниками инвестпроекта.

Решение о доначислении налога на имущество организаций

Стоимость введенных основных средств по инвестпроекту на момент ввода в эксплуатацию производственных мощностей в 2013 г. составила 4,2 млрд руб., из которых стоимость основных средств, приходящихся на движимое имущество, составила 3,1 млрд руб. и 1,1 млрд руб. – на недвижимое. Налоговая база по налогу на имущество организаций, определенная исходя из стоимости объектов недвижимости за 2013 г., составила более 3,8 млрд руб.

В октябре 2019 г. УФНС по Воронежской области частично удовлетворило апелляционную жалобу общества на решение инспекции, а именно отменило его в части начисления пени и штрафа. Не согласившись с результатами налоговой проверки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать решение налогового органа от 28 июня 2019 г. недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в размере 152 млн руб.

Суды согласились с позицией налогового органа

Первая инстанция отказала в удовлетворении заявления общества. Апелляция и суд округа поддержали данное решение. Суды согласились с доводами налогового органа и исходили из того, что в силу положений ст. 1 Закона № 62-ОЗ пониженный размер ставки налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, определяется в зависимости от того, какую процентную величину стоимость введенных налогоплательщиком основных средств по инвестиционному проекту составляет от налогооблагаемой базы.

Как отметили суды, поправками 29 ноября 2012 г. в п. 4 ст. 374 НК РФ внесены изменения, в силу которых движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения, и его стоимость не включается в налогооблагаемую базу. С учетом изменения правового регулирования и исключения объектов движимого имущества из состава объектов налогообложения соответствующим образом должен изменяться и расчет величин, с которыми ст. 1 Закона № 62-ОЗ связывает определение размера пониженной ставки налога.

В связи с этим суды пришли к выводу о неправомерности применения обществом пониженной ставки налога 0,2%, признав правильным расчет инспекции, основанный на сопоставлении стоимости введенных объектов недвижимости и среднегодовой стоимости недвижимых основных средств налогоплательщика за 2013 г., исходя из которого применимая ставка налога составляет 1,6%.

В подтверждение правильности позиции инспекции суды сослались на полученные в ходе налоговой проверки письма Воронежской областной Думы, Департамента финансов и Департамента экономического развития Воронежской области, в которых признано целесообразным, чтобы в расчет ставки налога на имущество организаций, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, включалась стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту.

Верховный Суд разъяснил о праве получения налоговой льготы

Суд пояснил, что если кадастровая стоимость объекта уже установлена, то ее целесообразно применять для целей налогообложения, даже если субъект РФ еще не перешел на соответствующую форму расчета налога на имущество физлиц

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1–3 ст. 3 НК законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, отметил Суд.

Суд счел, что применение пониженной ставки возможно в отношении завершенных капиталовложений, отражающихся в бухучете по окончании строительства, а не затрат налогоплательщика, формирующих незавершенное строительство

При этом Верховный Суд подчеркнул, что при предоставлении налоговых льгот должен быть обеспечен равный подход – условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.

ВС указал, что ожидания налогоплательщиков-инвесторов относительно налоговой выгоды, которая может быть получена ими по окончании реализации инвестиционного проекта в результате применения соответствующих льгот, формируются на момент начала осуществления инвестиций. В связи с этим равенство прав инвесторов по общему правилу достигается при применении одинаковых условий предоставления льгот к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционный проект в надлежащие сроки.

Принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 НК по общему правилу не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.

ВС отметил, что иной подход не отвечал бы обязанностям государства, связанным с обеспечением стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности, равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и защитой инвестиций, закрепленным, в частности, в п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РФ. Он добавил, что данную правовую позицию подтверждает п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного 12 июля 2017 г., который в полной мере применим к российским инвесторам.

Верховный Суд не согласился со ссылкой судов на мнение органов власти Воронежской области о целесообразности примененного налоговым органом подхода к расчету показателей, используемых при определении ставки налога. Он указал, что акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела в соответствии со ст. 13 АПК РФ. Во всяком случае, применительно к подп. 2 п. 1 ст. 6 НК письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков.

ВС учел то обстоятельство, что из материалов дела не следует, что ограничение права налогоплательщика-инвестора на применение пониженной ставки налога в рассматриваемой ситуации преследовало законную цель, продиктованную в том числе ненадлежащим поведением самого инвестора, причинами объективного и разумного характера, связанными с существом льготы. Суд добавил, что из установленных судами обстоятельств также не вытекает, что имущественная сфера инвестора, не получившего возможность реализовать право на льготу в результате принятия оспариваемого решения инспекции, будет восстановлена иным способом, исключающим ухудшение его положения, например за счет предоставления бюджетных субсидий, государственной помощи в иных законодательно предусмотренных формах.

Таким образом, Верховный Суд посчитал, что в данной ситуации само по себе изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения ставки налога 0,2%, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, не могло служить безусловным основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора и для доначисления налога к уплате в несоизмеримо большем размере – свыше 152 млн руб.

Вместе с тем Суд обратил внимание, что инвестор не вправе получить налоговую выгоду одновременно как за счет применения пониженной ставки налога, предусмотренной региональным законодательством, так и за счет изменений, внесенных на уровне федерального законодательства.

В связи с этим ВС указал, что при определении того, ухудшено ли положение инвестора в результате изменения редакции п. 4 ст. 374 НК, и для определения окончательного размера налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта, должна быть принята во внимание налоговая выгода, которая получена обществом в связи с исключением вновь созданного движимого имущества из объекта налогообложения.

Таким образом, Судебная коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом ВС подчеркнул, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить размер налоговой выгоды, на получение которой общество имеет право претендовать по результатам реализации инвестиционного проекта, принять законный и обоснованный судебный акт.

Комментарии экспертов

Константин Сасов заметил, что ВС признал существенным нарушением норм материального и процессуального права игнорирование следующих позиций:

1. Изменения налогового законодательства, ухудшающие права налогоплательщика, не должны применяться с обратной силой к добросовестному инвестору;

2. Акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не являются обязательными для арбитражного суда, поскольку не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков;

3. Судам следует оценить изменения налогового законодательства с точки зрения того, ухудшено ли положение инвестора, и определить окончательный размер налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта с учетом полученной налоговой выгоды (реальный размер налоговых обязательств).

Валерия Чадина полагает, что определение ВС по рассматриваемому делу является подтверждением того, что в настоящее время проявляется повышенное внимание к обеспечению стабильности регулирования для инвесторов, поскольку в результате формального применения к компаниям налогового законодательства налогоплательщики порой не могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами даже при условии действительного осуществления капитальных вложений.

Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (сокр. ЕСВ) — консолидированный страховой взнос в Украине, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного страхования в обязательном порядке и на регулярной основе.

ПериодМини­мальный ЕСВ
(грн.)
%
МЗП
с 01.01.2022 по 30.09.20221430,0022,0%
с 01.10.20221474,0022,0%

Единый социальный взнос в Украине с 2011 по 2022 гг. (грн.)
ПериодМини­мальный ЕСВМинимальная
зарплата
Макси­мальный ЕСВ
с 01.01.2011 по 31.03.2011326,539414897,91
с 01.04.2011 по 30.09.2011333,129604996,80
с 01.10.2011 по 30.11.2011341,809855810,52
с 01.12.2011 по 31.12.2011348,3910045922,60
с 01.01.2012 по 31.03.2012372,3310736329,63
с 01.04.2012 по 30.06.2012379,6210946453,51
с 01.07.2012 по 30.09.2012382,3911026500,70
с 01.10.2012 по 30.11.2012387,9511186595,08
с 01.12.2012 по 31.12.2012393,5011346689,47
с 01.01.2013 по 30.11.2013398,0111476766,15
с 01.12.2013 по 31.12.2013422,6512187184,98
с 01.01.2014 по 31.12.2014422,6512187184,98
с 01.01.2015 по 31.08.2015422,6512187184,98
с 01.09.2015 по 31.12.2015478,1713788128,82
с 01.01.2016 по 30.04.2016303,1613787579,00
с 01.05.2016 по 30.11.2016319,0014507975,00
с 01.12.2016 по 31.12.2016352,0016008800,00
с 01.01.2017 по 30.04.2017704,0032008800,00
с 01.05.2017 по 30.11.2017704,0032009262,00
с 01.12.2017 по 31.12.2017704,0032009691,00
с 01.01.2018 по 31.12.2018819,06372312285,90
с 01.01.2019 по 31.12.2019918,06417313770,90
с 01.01.2020 по 31.08.20201039,06472315585,90
с 01.09.2020 по 31.12.20201100,00500016500,00
с 01.01.2021 по 30.11.20211320,00600019800,00
с 01.12.2021 по 31.12.20211430,00650021450,00
с 01.01.2022 по 30.09.20221430,00650021450,00
с 01.10.20221474,00670022110,00

Основные положения, определяющие порядок сбора ЕСВ, установлены Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" № 2464-VI от 08.07.2010 (вступил в силу с 01.01.2011).

Единый социальный взнос заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, "безработицу", соцстрах (больничные), "несчастный случай". Ставки ЕСВ дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Следует отметить, что с 1 января 2015 работодатели обязаны уплачивать размер ЕСВ не меньше минимального (размер которого рассчитывается исходя из минимальной заработной платы), независимо от суммы начисленной заработной платы. При этом следует учесть, что в соответствии с пп.4 п.2 ст.41 Бюджетного кодекса до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период минимальная заработная плата применяется в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода.

Для физических лиц – предпринимателей минимальный ЕСВ до 2016 года составлял 34,7% от размера минимальной зарплаты.
С 01.01.2016 года ставка ЕСВ понижена до 22% (для всех категорий плательщиков).

Обращаем внимание, что с 01.01.2017 года для ФЛП (физических лиц – предпринимателей) — плательщиков единого налога — минимальный ЕСВ составил 352 грн. (в отличие от остальных категорий плательщиков). Однако, их счастье было недолгим: уже с 01.01.2018 минимальный ЕСВ для всех лиц, включая всех ФЛП, составил те же 22% от МЗП.

Размеры минимального ЕСВ для частных предпринимателей (грн.)
ПериодСтавка ЕСВМини­мальный ЕСВ
(общий показатель)
Мини­мальный ЕСВ
для ФЛП 1 группы
с 01.01.2011 по 31.03.201134,7 %326,53
с 01.04.2011 по 30.09.201134,7 %333,12
с 01.10.2011 по 30.11.201134,7 %341,80
с 01.12.2011 по 31.12.201134,7 %348,39
с 01.01.2012 по 31.03.201234,7 %372,33
с 01.04.2012 по 30.06.201234,7 %379,62
с 01.07.2012 по 30.09.201234,7 %382,39
с 01.10.2012 по 30.11.201234,7 %387,95
с 01.12.2012 по 31.12.201234,7 %393,50
с 01.01.2013 по 30.11.201334,7 %398,01
с 01.12.2013 по 31.12.201334,7 %422,65
с 01.01.2014 по 31.12.201434,7 %422,65
с 01.01.2015 по 31.08.201534,7 %422,65
с 01.09.2015 по 31.12.201534,7 %478,17
с 01.01.2016 по 30.04.201622,0 %303,16
с 01.05.2016 по 30.11.201622,0 %319,00
с 01.12.2016 по 31.12.201622,0 %352,00
с 01.01.2017 по 30.04.201722,0 %704,00352,00
с 01.05.2017 по 30.11.201722,0 %704,00352,00
с 01.12.2017 по 31.12.201722,0 %704,00352,00
с 01.01.2018 по 31.12.201822,0 %819,06819,06
с 01.01.2019 по 31.12.201922,0 %918,06918,06
с 01.01.2020 по 31.08.202022,0 %1039,061039,06
с 01.09.2020 по 31.12.202022,0 %1100,001100,00
с 01.01.2021 по 30.11.202122,0 %1320,001320,00
с 01.12.2021 по 31.12.202122,0 %1430,001430,00
с 01.01.2022 по 30.09.202222,0 %1430,001430,00
с 01.10.202222,0 %1474,001474,00

Напоследок приводим таблицу, показывающую динамику изменения минимального ЕСВ (в абсолютном и процентном выражении) с 2011 г.

За неуплату налогов и неподачу отчётности по закону предусмотрена финансовая и административная ответственность.


За нарушение налогового законодательства штрафуют, если не прошло 3 года с даты нарушения (ст.ст. 102, 114 НКУ Налоговый кодекс Украины ). А что касается уплаты ЕСВ , тут вообще нет сроков давности.

Админштраф могут наложить, не позднее чем через два месяца с даты нарушения. При длящемся правонарушении, когда ФЛП вообще не ведёт учёт и не платит налоги, — два месяца со дня его обнаружения. Проверяющие составляют админпротокол, а взыскивают штраф по решению суда.

В статье перечисли основные нарушения и штрафы за них у ФЛП без сотрудников.

Не уплатили единый налог

Предприниматели 1–2-й групп платят ЕН Единый налог авансом до 20-го числа каждый месяц. Если не уплатили или опоздали с уплатой, будет штраф 50% ставки налога (п. 122.1 НКУ). В 2021 году штраф за неуплату ЕН составит:

Штраф начисляют за каждый месяц, и чем дольше тянете с уплатой, тем больше заплатите.


Группы единого налога для ФЛП

ФЛП 3-й группы уплачивают задекларированный единый налог в течение 10 календарных дней с последнего дня подачи квартальной декларации.

Крайние даты уплаты ЕН в 2021 году: 19 февраля, 19 мая, 19 августа, 19 ноября.

Если просрочите уплату, кроме задолженности по ЕН придётся уплатить штраф, размер зависит от срока задержки уплаты (п. 126.1 НКУ):

  • менее 30 дней — 10% от суммы долга по ЕН;
  • более 30 дней — 20% от суммы задолженности.

Вот пример: ЕН за IV квартал 2020 года составил 4 тыс. грн, но вы уплатили его не до 19 февраля, а 21 марта, штраф будет 400 грн, будете платить позже — штраф будет уже 800 грн.

Так же штрафуют и за недоплату ЕН.

К примеру, вы обнаружили, что ошиблись и не доплатили 250 грн ЕН. Если доплатите в течение 30 дней после предельного срока уплаты штраф будет 25 грн (10% от 250 грн), закроете задолженность позже — штраф будет 50 грн (20% от 250 грн).

Когда надо платить пеню. Если недоплату обнаружил сам предприниматель, пеня начисляется с 91-го календарного дня после окончания срока уплаты ЕН из расчёта 100% годовых учётной ставки НБУ за каждый день (пп. 129.1.3, п. 129.4 НКУ).

Если есть задолженность, но текущие платежи по ЕН вы платите в срок, эти деньги в первую очередь зачисляются в счёт погашения долга, потом в счёт погашения штрафа и пени (п. 131.2 НКУ).


Как платить единый налог

Штраф начислила налоговая

Ваши долги может обнаружить сама ГНС и прислать вам налоговое уведомление-решение с суммой штрафа и пени, такие обязательства надо уплатить в течение 10 календарных дней после получения уведомления (п. 57.3 НКУ). Пеню налоговая начислит из расчёта 120% годовых учётной ставки за каждый день просрочки, начиная с первого дня.

Если ходите в должниках два квартала подряд, обязаны перейти на общую систему самостоятельно (пп. 298.2.3 НКУ) или налоговая аннулирует вашу регистрацию единщика.

Не подали декларацию по ЕН

Когда подают декларацию по единому налогу:

  • 1–2-я группы — раз в год до 1 марта;
  • 3-я группа — за каждый квартал, в течение 40 календарных дней после окончания квартала.

Просрочите подачу декларации — надо будет уплатить 340 грн штрафа.

Если ФЛП 3-й группы просрочит подачу декларации дважды и более за год, штраф будет 1020 грн (ст. 120, п. 300.1 НКУ).

Ещё за просрочку и неподачу отчётности применяют админштраф — от 51 до 136 грн, за повторное нарушение в течение года — от 85 до 136 грн.


Декларация предпринимателя-единщика

Занизили доход, а налоговая обнаружила это

Если ФЛП 3-й группы в декларации показал сумму дохода меньше, чем на самом деле заработал, и уплатил ЕН меньше, чем должен, — это нарушение. Считается, что вы подали отчёт с недостоверными сведениями, что привело к занижению уплаченного единого налога.

В ходе проверки или сверки это обнаружила налоговая (п. 123.1 НКУ).

Что будет: ГНС доначислит налог и начислит штраф 25% от заниженной суммы. Если ошибка повторялась в течение 1095 дней, штраф будет уже 50% от этой суммы.

Этот штраф не касается ФЛП на 1-й и 2-й группах, ведь вы платите фиксированную сумму ЕН.

На упрощёнке можно получать доход только по видам деятельности, которые зарегистрировали у госрегистратора и внесли в реестр плательщиков ЕН.

В Налоговом и Административном кодексах не прописана ответственность за ведение деятельности по КВЭДам, не указанным в учётных данных в реестре плательщиков ЕН.

Но на практике, если ФЛП получает доходы по видам деятельности, которые не внёс в регистрационные данные, это его доход физлица (п. 177.6 НКУ). И он облагается 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора (консультация в ЗІР, подкатегория 138.01).


Как выбрать КВЭД для бизнеса

Может быть так: ФЛП зарегистрировал КВЭД у госрегистратора, но не внёс его в реестр единщиков и получает по нему доход. Это нарушение условий работы на упрощёнке, и предприниматель обязан самостоятельно уплатить с такого дохода единый налог по ставке 15% и перейти на общую систему (пп. 7 пп. 298.2.3 НКУ).


Нарушения на ЕН: за что можно вылететь с упрощёнки

Превысили годовой лимит в 2021 году

Предприниматели на упрощёнке могут заработать за год строго лимитированные суммы:

Заработали больше — с суммы, превышающей лимит надо уплатить 15% ЕН (п. 293.4 НКУ).

ФЛП нарушил правила работы на ЕН

Если ФЛП получает запрещённый на упрощённой системе доход, такая выручка облагается повышенной ставкой ЕН — 15%.

Доход, который облагают повышенной ставкой ЕН:


Чем нельзя заниматься на едином налоге

ФЛП на общей системе не уплатил НДФЛ

Предприниматель-общесистемщик каждый квартал уплачивает авансовые платежи по НДФЛ Налог на доходы физических лиц после окончания квартала. По окончании года подсчитывает чистый доход и платит окончательную сумму НДФЛ до 19 февраля. А ещё раз в год платит 1,5% ВС Военный сбор с чистого дохода.

Так вот, если вовремя не платили авансовые платежи или НДФЛ и ВС за год, будет штраф (п. 126.1 НКУ):

  • 10% от неуплаченной суммы, если задержали уплату до 30 календарных дней включительно, считаем с последнего дня уплаты;
  • 20% от неуплаченной суммы при задержке более 30 календарных дней.

Пеня. Если задержали уплату больше чем на 90 дней, с 91-го дня надо уплатить пеню в размере 100% годовых учётной ставки НБУ за каждый день задержки, если погашаете задолженность сами. Или 120% годовых учётной ставки НБУ за каждый день задержки, начиная с первого дня просрочки, если штрафные начислит ГНС.


Предприниматель на общей системе

Не подали декларацию о доходах

ФЛП на общей системе декларацию об имущественном состоянии и доходах подаёт раз в год в течение 40 дней после окончания года. За неподачу или подачу с опозданием штраф 340 грн.

Админштраф — от 51 до 136 грн.

Общесистемщик занизил доход в декларации

Если занизили чистый доход в декларации об имущественном состоянии и доходах и недоплатили НДФЛ и ВС, а налоговая обнаружила это, она доначислит налоги и наложит штраф 25% от заниженной суммы.

Если нарушение повторится в течение 1095 дней, штраф будет 50% от суммы недоплаты.

Нарушения и штрафы, касаются ФЛП на едином налоге и на общей системе .

Не уплатили ЕСВ

Единщики уплачивают ЕСВ Единый социальный взнос от минималки, а общесистемщики — от чистого дохода.

Срок уплаты: до 19-го числа месяца, следующего за кварталом.

Размер минимального платежа по ЕСВ в 2021 году — 3960 грн за квартал.

Если не уплатили взнос или уплатили с опозданием, будет штраф 20% от такой суммы и пеня — 0,1% суммы недоплаты ЕСВ за каждый день просрочки.

Например, за I квартал 2021 года последний день уплаты ЕСВ — 19 апреля. Но ЕСВ 3960 грн перечислили только 30 апреля. В этом случае штраф — 792 грн (3960 × 20%), пеня 39,60 грн (3960 грн × 0,001 × 10 дней).

Если штраф по ЕСВ доначислит налоговая, он составит 10% суммы взноса за каждый полный или неполный отчётный период, но не более 50% суммы ЕСВ.

По ЕСВ нет сроков давности начисления, применения и взыскания недоплаты, штрафов и пени.

Предпринимателя-общесистемщика могут оштрафовать за неполную и несвоевременную уплату авансовых платежей по ст. 165 1 КоАП, на какую сумму — будет зависеть от размера недоплаты:

  • задолженность до 5100 грн — оштрафуют на 680–1360 грн;
  • долг больше 5100 грн — штраф от 1360 до 2040 грн.

Если нарушение повторится в течение года штраф налагается повторно и составит от 2550 до 5100 грн.

Не подали отчёт по ЕСВ

Ещё может быть админштраф (165 1 КоАП):

  • от 510 до 680 грн — за первое нарушение;
  • от 680 до 850 грн — за повторное в течение года.


Отчёт по ЕСВ у предпринимателя

Не подали расчёт № 1ДФ

Когда выплачиваете доход физлицу, вы становитесь его налоговым агентом, одна из ваших обязанностей — подать расчёт по форме № 1ДФ в течение 40 дней после окончания квартала, в котором начислили или выплатили доход.

Вас оштрафуют на 1020 грн, если вообще не подали расчёт 1ДФ, или подали, но с опозданием, не полностью указали сведения, предоставили недостоверные данные или наделали ошибок, из-за которых уменьшилось или увеличилось обязательство по НДФЛ или ВС.

Если в течение года нарушения повторятся, штраф будет уже 2040 грн (п. 119.1 НКУ).

Штрафы не применяют, если подаёте новый отчётный или уточняющий расчёт по результатам перерасчёта обязательств (п. 169.4 НКУ).

Если исправили ошибки и оказалось, что недоплатили НДФЛ или ВС, дополнительно надо уплатить штраф — 25% от суммы недоплаты. Если ошибка повторится на протяжении 3 лет, штраф будет уже 50% суммы недоплаты, в третьем и последующих случаях — 75% недоплаты (п. 127.1 НКУ).


Расчёт № 1ДФ: когда подавать и как заполнить

Если неправильно посчитали доход и занизили НДФЛ, обнаружили это 90 дней спустя — придётся уплатить ещё и пеню.

Самостоятельно исправляете ошибки в отчётности

Ошибки в отчётности может найти налоговая или сам предприниматель. Если ошибку нашли сами, размер штрафа будет зависит от того, каким способом исправляете:

У ФЛП нет первичных документов

Вы обязаны хранить первичные документы, которые подтверждают цифры в отчётности, не менее 1095 дней со дня подачи декларации, в которой их использовали (ст.44 НКУ).

Если не окажется оригиналов первичных документов, которые подтверждают суммы в книге учёта или декларации, будет штраф 1020 грн, в следующий раз оштрафуют уже на 2040 грн.

Не подали форму 20-ОПП

Предприниматели подают уведомление по форме 20-ОПП каждый раз, когда появляется имущество, которое используют в хоздеятельности, речь о недвижимости, оборудовании, автотранспорте и пр .


Уведомление 20-ОПП: как подают ФЛП

Подаётся уведомление в течение 10 календарных дней с даты оформления договора купли-продажи, аренды или иного документа на право владения, пользования или распоряжения объектом (консультация в ЗІР Загальнодоступний інформаційно-довідковий ресурс податкової , подкатегория 119.11).

Если произошли изменения с объектом, по которому уже подавали уведомление, форму с новыми данными надо подать в течение 10 дней с даты изменений.

За неподачу или поданное с опозданием уведомление 20-ОПП предпринимателей штрафуют на 340 грн (юрлиц на 1020 грн), за повторное нарушение в течение года у ФПЛ штраф будет на 680 грн, у юрлиц 2040 грн. Такой же штраф будет, если подали уведомление с ошибками, указали неполную информацию.


ЕСВ изменения 2021: Ставки, льготы, сроки.

В связи с изменениями, внесенными в декабре 2020 года рядом законов, в том числе и Законом о госбюджете бюджете на 2021 год, изменена максимальная и минимальная сумма единого социального взноса (Далее – “ЕСВ”), которую уплачивают как работодатели, так и предприниматели на общей и упрощенной системе налогообложения. Устранены противоречия в законодательстве, относительно двойного начисления ЕСВ. Предоставлены льготы по уплате взноса для ФОП единщиков первой группы, а также другие изменения, о которых пойдет речь в данной статье.

ЕСВ: Сколько платить в 2021 году?

Максимальная сумма ЕСВ

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона № 2464 максимальная база начисления ЕСВ ограничена и составляет 15 размеров минимальной зарплаты (МЗП), установленной законом, на начало месяца, за который производится расчет ЕСВ.

В 2021 году предусмотрено увеличение МЗП на протяжении года (с 1 декабря 2021 года размер МЗП составит 6500 грн.), поэтому в 2021 году максимальый размер суммы дохода, на который начисляется ЕСВ и суммы самого сбора составит:

Минимальная сумма ЕСВ

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 минимальный страховой взнос расчитывается путем умножения минимального размера зарплаты на ставку ЕСВ, установленную законом на месяц, за который начислен доход. В 2021 году минимальная сумма ЕСВ составит:

Стоит помнить, что предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения (единый налог), уплачивают ЕСВ в сумме не меньше минимальной суммы ЕСВ вне зависимости от финансовог орезультата деятельности, полученного дохода или убытка. Т.е. 1320 грн (1 430 грн с 1 декабря) в расчете за 1 месяц.

ЕСВ: Когда платить?

Тут все стабильно. Изменений в сроках усплаты единого соцвзноса нет.

Как и ранее, ЕСВ, начисленный на фонд оплаты труда (с заработных плат наемных сотрудников), а также выплат по договорам ГПХ удерживается и перечисляется в бюджет не позднее дня выплаты зарплаты (аванса), а в случае задержки такой выплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем начисления таких выплат.

Предприниматели, вне зависимости от выбранной системы налогообложения (единый налог или общая система налогообложения), а также самозанятые лица и членыф фермерских хозяйств уплачивают ЕСВ ежеквартально, на протяжении 20 дней, следующих за отчетным кварталом.

Замечу, что предприниматель может уплачивать ЕСВ ежемесячно. В таком случае риск несвоевременной кплаты нвзноса снижается в связи с авансовой оплатой налога.

Для удобства, приведу сводную информацию по суммам и срокам уплаты ЕСВ в таблице

Обратите внимание. С 1 января 2021 года изменились реквизиты для уплаты ЕСВ. Найти все реквизиты можно по ссылке: 2021. Новые счета уплаты налогов

ЕСВ: Освобождение от уплаты

Хорошая новость для ФОП на едином налоге 1 группы. Законом № 1071-IX внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми освободили ФОП 1 группы единого налога от уплаты ЕСВ “за себя” с декабря 2020 года по май 2021 года включительно.

Законодатель указал, что несмотря на отсутствие уплаты ЕСВ, предприниматель будет иметь право на начисление пенсии и/или получения социальных выплат (гарантий) за указанные периоды. Период с декабря 2020 по май 2021 будет включаться в страховой стаж. Установлено что страховые суммы ЕСВ за указанный период будут признаны уплачеными в размере минимального страхового взноса, определенного законодательством для каждого из таких периодов (12/2020 – 05/2021).

Предприниматель имеет право добровольно уплатить суммы ЕСВ за льготные периоды. В таком случае ему необходимо отразить такие начисления в годовой отчетности – декларации по ЕСВ (Додаток 5), в которой указать информацию о суммах таких добровольно начисленных взносах.

Рузюмируя: ФОП 1 группы ЕН может не уплачивать ЕСВ за период с 12/2020 по 05/2021 года включительно. Данная неуплата не повлияет на застрахованный стаж и выплаты. Подача декларации с указанием информации об отсутствии уплаты взноса за указанные периоды обязательна (в соответствующих графах приложения доход указывается нулевой).

ЕСВ: ФОП на общей системе. Правила изменились

На протяжении многих лет, предприниматели общесистемники, которые по итогам отчетного периода (месяц/квартал/год) не получали доход и/или получали убыток, обязаны были уплатить ЕСВ не менее минимальной страховой суммы за каждый отчетный период (месяц). Другими слованми – уплата ЕСВ за каждый месяц была обязательна. В 2021 году правила изменились.

С 1 января 2021 года ФЛП на общей системе налогообложения, самозанятые лица, осуществляющие независимую профдеятельность, а также члены фермерских хозяйств, смогут не платить за себя ЕСВ в случае отсутствия прибыли (дохода) в отчетном периоде.

Если в определенном месяце ФЛП (или самозанятое лицо) не получит дохода, который подлежит налогообложению НДФЛ и ВЗ, он имеет право:

  1. не определять базу начисления ЕСВ, а следовательно, и не платить ЕСВ за такой период или;
  2. самостоятельно определить базу начисления ЕСВ (не более максимальной величины базы начисления ЕСВ). При этом самостоятельн оопределенная сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Стоит помнить, что в таком случае данный период не будет включен в страховой стаж, следовательно, предприниматель не сможет использовать такой период при расчете социальных выплат (больничные, пенсия, декретные).

ЕСВ: Отмена двойного налогообложения

Пожалуй одна из наиболее радостных новостей, это отмена обязанности уплачивать ЕСВ предпринимателями, которые однеовременно являются наемными сотрудниками и за которых работодатель уплачивает ЕСВ в сумме, не менее минимального страхового взноса.

Данная нома просуществовала в Законе о ЕСВ с момента его принятия и была одной из самых несправедливых норм законодательства. Фактически, физическое лицо, которое одновременно являлось ФЛП и наемным сотрудником уплачивало ЕСВ дважны: за себя, как ФОП (уплачивал самостоятельно) и за себя, как наемный работник (уплачивал работодатель). В расчет страховой суммы для выплаты пособий, пенсий, прочих социальных выплат включалась только одна сумма ЕСВ.

с 1 января 2021 года ФЛП вне зависимости от выбранной системы налогообложения, а также физические лица, осуществляющие независимую профдеятельность, которые одновременно осуществляют хозяйственную деятельность и находиться в трудовых отношениях (наемные сотрудники) могут не платить ЕСВ за себя.

Данное право предоставляется при условии, что работодатель заплатил за них, как за наемных сотрудников сумму ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса. Если работодатель уплатил ЕСВ, но меньше минимального страхового взноса, предприниматель обязан доплатить “за себя” разницу до минимального страхового взноса.

Предприниматель на едином налоге может самостоятельно определить размер ЕСВ в сумме большей, нежели минимальная страховая сумма (в пределах максимальной величины). В таком случае ФОП доплачивает определенную сумму и отражает “повышенный” месячный доход в годовой декларации по ЕСВ (Додаток 5)

Подавать дополнительные заявления и/или уведомлять налоговую о таких расчетах не нужно.

ЕСВ: Списание сумм взноса и штрафов

Еще одним позитивным изменением уходящего года стало “продление” Законом №1071 периода списания сумм ЕСВ, штрафов и пени за неуплату ЕСВ для плательщиков ЕСВ, отвечающим таким критериям:

  • по состоянию на 1 декабря 2020 года имеют задолженность по уплате ЕСВ
  • в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года не вели предпринимательскую деятельность и не получали доход.
  • находились на общей системе налогообложения или осуществляли профессиональную деятельность.

Списанию подлежат только суммы ЕСВ, которые были начислены следующим категориям застрахованных лиц:

  • физические лицо-предприниматели находящиеся на общей системе налогообложения.
  • лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность ( научную , литературную , артистическую, образовательную или преподавательскую , медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую , нотариальную деятельностб) , лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую ) деятельность , другую подобную деятельность

Списание ЕСВ для предпринимателей на едином налоге не предусмотрено.

Для того, чтобы налоговики списали суммы неуплаченного ЕСВ и дополнительные начисления необходимо:

  1. Подать заявление государственному регистратору о прекращении предпринимательской деятельности;
  2. Подать контролирующему органу заявление в свободной форме с просьбой списать начисленные суммы взноса и штрафы. Заявление может быть подано в электронном виде через электронынй кабинет плательщика.

Этим же законом установлено, что суммы ЕСВ, штрафы и пени, начисленные за несвоевременную уплату (неуплату) взноса, списанные согласно закону не являются доходом физического лица. Другими словами, долг по ЕСВ будет прощен без дополнительных налоговых последствий для предпринимателя. Подавать декларацию о доходах физическому лицу и уплачивать НДФЛ и ВС с такого прощенного долга не нужно.

Читайте также: