2 нк отчет о результатах контрольной работы налоговых органов

Обновлено: 16.05.2024

вопросы

Сдача отчетности в ИФНС не означает ее автоматический прием ведомством. Поданные декларации проходят проверку на соответствие требованиям. В ряде ситуаций налоговики имеют право не принимать отчетность. Если проигнорировать этот момент, то можно пропустить сроки сдачи отчетных документов, нарваться на крупный штраф, а иногда — на блокировку счетов и отказ в получении вычета по НДС.

Отказ в приеме отчетности в налоговую оформляется в виде уведомления. В нем указывается причина, по которой ведомство не принимает документы.

Список причин для отказа в приеме декларации

Полный перечень причин, по которым налоговики могут запретить прием отчетных бумаг, представлен в соответствующем Административном регламенте (пункт 19). Его Федеральная налоговая служба РФ утвердила в июле 2019 года приказом №ММВ-7-19/343@.

  • отчетность подписана лицом, не имеющим на это полномочий;
  • достоверность и полнота сведений не подтверждены подписью ответственного лица;
  • личность физлица, которое подает бумаги, не удостоверена из-за отсутствия документа (паспорта);
  • лицо, сдающее отчетность, не имеет подтверждающего полномочия документа;
  • декларация сдается не по форме или не в то отделение ИФНС;
  • наличие ошибок или предоставление недостоверных данных.

Электронный способ подачи:

  • не соблюдено требование к форме или формату документа;
  • нет защиты усиленной квалифицированной ЭЦП ответственного лица;
  • подпись лица, у которого нет полномочий на это;
  • сдача не в тот орган ФНС;
  • есть ошибки или указаны недостоверные сведения.

Отдельно стоит уточнить основание, связанное с отсутствием полномочия на подпись. Если документ подписан руководителем компании, а ФНС отказывает в его приеме, то причины у ведомства могут быть следующие:

  • руководитель дисквалифицирован;
  • подпись поставлена умершим лицом, о чем свидетельствуют данные госрегистрации смерти;
  • документ подписал руководитель, который отказался от участия в организации;
  • руководитель недееспособен или признан безвестно отсутствующим, если информации о месте его нахождения нет более 1 года;
  • в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о руководителе, подписавшем отчетность.

Дополнительные причины отказа

В соответствии с пунктом 142 указанного Административного регламента, ИФНС выносит отказ в отношении документов, которые не содержат обязательных реквизитов. Правило распространяется на бумажную и электронную отчетность в равной степени.

Реквизиты для ИП включают полное указание ФИО.

ООО должны указать:

  • наименование;
  • ИНН;
  • вид отчетности (первичная, корректировка);
  • наименование ИФНС, куда сдается документ.

Также в декларации от ООО должны ставиться подписи лиц, которые уполномочены подтверждать полноту и достоверность подаваемых данных.

На этом список законных оснований для отказа исчерпан. Но иногда налоговики отказываются осуществлять прием, ссылаясь на другие причины.

Когда налоговая не имеет права отказать в приеме декларации

Среди оснований, которые сотрудники ИФНС не могут применять для отказа в приеме отчетности, можно назвать следующие причины:

Право на оценку добросовестности бизнеса и проверку расчетов налоговые органы получают только при проведении камеральной проверки. Данные полномочия на налоговых инспекторов не распространяются. По этой причине перечисленные основания не могут быть препятствием для сдачи отчетов.

Также налоговые органы неправомочны аннулировать поданную отчетность. При несоблюдении правил сдачи инспектор должен проинформировать организацию или ИП о том, что декларация не принята, и выставить срок для ее исправления.

Что делать, если ИФНС не принимает отчетность

Отказ в приеме декларации по НДС чреват нарушением сроков ее подачи. В соответствии со ст. 119 НК РФ, это влечет штраф в размере ежемесячных 5% от суммы налога из непредставленной отчетности. Размер колеблется от 1 тысячи рублей до 30% от налога.

Налоговики имеют право применить более строгую санкцию — блокировку счетов (ст. 76 НК РФ). К этой мере прибегают, если просрочка составила 10 дней.

С веб-сервисом Астрал.Отчет 5.0 ваша компания точно не пропустит уведомление об отказе в приеме декларации, а также всегда будет в курсе всех обновлений и сроков сдачи документов:

Если отказ вынесен по причине, не входящей в законный перечень оснований, то следует его оспорить. Для этого организация составляет жалобу и направляет ее в вышестоящий налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 138 и п. 1 ст. 139 НК РФ. Это, например, управление ФНС по региону.

При этом подавать жалобу следует в свой территориальный орган ФНС. Он должен в трехдневный срок после получения жалобы передать ее в вышестоящий орган.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. Период может увеличиться до 30 дней, если для решения потребуется запросить документы из нижестоящего налогового органа.

После принятия решения налоговики должны поставить заявителя в известность в срок до 3 рабочих дней. Если в указанные сроки налоговый орган не рассмотрел жалобу и не оповестил налогоплательщика, то последний может подать в суд.

Для обжалования действий налогового инспектора составляют исковое заявление. Принятый процессуальный порядок предусматривает обращение физических лиц по этому вопросу в суд общей юрисдикции, а ИП и организациям отстаивать свои права надо в Арбитражном суде.

Обновления в 2021 году

С 1 июля 2021 году ФЗ-№374 уточнил в НК РФ перечень оснований, которые позволяют считать декларацию непредставленной. Принятый список размещен в п. 4.1 ст. 80 кодекса:

  • декларацию подписало или представило неуполномоченное лицо;
  • директор организации был дисквалифицирован;
  • реестр ЗАГС включил информацию о смерти лица до момента, когда отчетность была подписана усиленной квалифицированной ЭП этого лица;
  • компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • в ЕГРЮЛ внесена информация о недостоверном характере данных о руководителе компании.

Также декларацию по НДС не примут, если она вступает в противоречие с контрольными соотношениями, а в расчетах по страховым взносам есть ошибки, перечисленные в ст. 431 НК РФ.

Нарушения ИФНС может выявить после принятия бумаг при проведении камеральной проверки. В этом случае принятую декларацию признают непредставленной, а налогоплательщик будет оповещен в течение 5 дней с даты выявления основания для аннулирования.

После направления уведомления об аннулировании налоговая должна завершить камеральную проверку по ней. В связи с этими обновлениями рекомендуется не откладывать сдачу отчетности на последний день.

Заключение

Если ИФНС отказывается принимать документ по незаконным основаниям, то налогоплательщик имеет право как подать жалобу в вышестоящий орган ФНС, так и обжаловать решение в судебном порядке. Как показывает практика, в большинстве случаев суд становится на сторону истца и обязывает налоговиков провести прием спорного отчетного документа.


В статье проведен анализ показателей результатов налогового контроля в форме камеральных и выездных проверок, а также их эффективность в предупреждении налоговых правонарушений.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, камеральная и выездная налоговая проверка, эффективность налоговых проверок, выявление и предупреждение правонарушений.

Представляется вполне закономерным, что для осуществления государством своих целей необходимо наличие определенных социально-экономических программ, финансовых ресурсов и непосредственного контроля за их законным формированием и расходованием. А развитие российского государства на фоне возникающих кризисных явлений в мировой и национальной экономиках не может с финансовой точки зрения благополучно идти без должного государственного внимания к предупреждению совершения налоговых правонарушений.

Эффективность противодействия нарушителям налогово-правовых норм не мыслима без качественного осуществления налогового контроля, как одной из форм государственного финансового контроля. При этом, налоговый контроль является не единственным, но важнейшим инструментом предупреждения налоговых правонарушений.

Так, Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) [1] определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Глава 16 НК РФ закрепляет следующие виды налоговых правонарушений:

– несоблюдение сроков постановки на учет в налоговом органе или предоставления данных об открытии и закрытии счета в банке;

– непредставление налоговой декларации;

– нарушение правил учета объектов налогообложения, доходов и расходов;

– неуплата или неполная уплата сумм налога;

– неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и др. [1].

В связи с тем, что налоговые правонарушения достаточно широко распространены, то представляют собой серьезное препятствие планового поступления налогов и сборов бюджеты всех уровней государства. Отсюда велика роль в осуществлении предупреждения правонарушений в налоговой сфере.

Предупреждением же правонарушений называется совокупность разных мер превентивного характера, которые оказывают правовое влияние на сознание, волю и поведение потенциального нарушителя, которым в сфере налоговых правонарушений является налогоплательщик или плательщик сборов, плательщик страховых взносов, а также сами налоговые органы, их должностные лица и иные субъекты налогового права. Деятельность налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений заключается в применении мер, которые направлены на их пресечение и недопущение.

Основной задачей налоговых органов является повышение качества налогового контроля и вследствие чего упразднение имеющихся проблем. В выявлении, расследовании и предупреждении любых случаев нарушения налогового законодательства особая роль отводится налоговым проверкам, как форме налогового контроля. Данная форма предупреждения налоговых правонарушений способствует оперативному реагированию и направлена на предотвращение недоимки налогов в бюджет государства, так как многие налоговые правонарушения возможно выявить в ходе проведения налоговых проверок.

Так, по результатам проведенных проверок в 2019 году в России выявлено 123 700 правонарушений. При этом, большая часть выявленных правонарушений относится к нарушениям обязательных требований законодательства — 99,6 % от общего количества выявленных правонарушений (в 2018 году 99,7 %).

Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 82 500 проверок, административные наказания наложены по результатам 78 300 проверок [3].

В 2019 году ущерб от экономических преступлений, к которым относятся правонарушения в сфере налогообложения, составил 447,2 млрд руб., из них 85,2 млрд — от налоговых преступлений, следует из данных МВД. Всего за прошлый год было выявлено 104 тыс. экономических преступлений. Это на 4,1 % меньше, чем в 2018 году. Тогда было выявлено 109,5 тыс. экономических преступлений, которые нанесли ущерб в размере 403,8 млрд руб. Из них ущерб от налоговых преступлений составил 94,9 млрд руб. [4].

Между тем, адресная работа с налогоплательщиками и побуждение их к уплате текущих налоговых обязательств в полном объеме, является основным акцентом в контрольной работе.

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2019 год следует, что посредством добровольной уплаты налоговых обязательств, без назначения выездных проверок, по итогам 2019 года дополнительно поступило в бюджет свыше 130 млрд. рублей, что составляет треть (37,8 %) в общем объеме поступлений по результатам контрольно-аналитической работы [3].

Так, вышеуказанная статистическая налоговая отчетность содержит следующие данные по регионам России и в целом по стране:

– количество проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, из них выявивших нарушения налогового законодательства;

– количество выездных налоговых проверок, проведенных в отношении различных групп налогоплательщиков и отдельных налогов, в том числе в сравнении с аналогичными показателями по России;

– дополнительные платежи по результатам выездных налоговых проверок в целом, а также в разрезе налогов, пени и штрафных санкций.

Рассмотрим таблицу 1 о количестве проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за период 2017–2019 гг.

Так, количество проведенных камеральных проверок за вышеуказанный период в целом имеет небольшие колебания и за 2019 год по состоянию на 01.01.2020 г. составляет в размере 62 802 102. Из них существенно уменьшилось количество выявленных нарушений за 2019 год, что снизило результативность проверок с 5,4 % в 2017 году до 3,9 за 2019 год. В целом, результативность камеральных проверок за указанные период имеет динамику снижения.

В тех случаях, когда речь идет уже о схемах уклонения от уплаты налогов, в целях их пресечения налоговыми органами, назначаются выездные налоговые проверки.

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Читайте также: