1с обмен данными с налоговой

Обновлено: 17.05.2024

Преимущества 1C: ЭДО

В каких программах реализован электронный документооборот 1С?

  • 1С:Бухгалтерия (ред. 2.0 и 3.0)
  • 1С:Бухгалтерия КОРП
  • 1С:Бухгалтерия государственного учреждения (ред. 1.0 и 2.0)
  • 1С:Управление торговлей (ред.10.3 и 11)
  • 1С:Розница (ред. 2)
  • 1C:Управление нашей фирмой
  • 1С:Комплексная автоматизация (ред. 2.0)
  • 1С:Управление производственным предприятием
  • 1C:ERP Управление предприятием (ред. 2.0) и другие

ЭДО необходим и полезен крупному бизнесу, но в то же время не менее важен для средних и малых компаний. Если для крупных компаний предполагается внедрение, в котором участвуют бухгалтерия, финансовый департамент и ИТ-служба, то в небольшой организации бухгалтер может прямо сейчас, без привлечения специалистов, самостоятельно подключить ЭДО.

Установка компонентов ЭДО

Для начала требуется убедиться о наличии ЭЦП на рабочем компьютере. Подойдет такая же, которую вы используете для сдачи отчетности.

Добавление ЭЦП

Для того, чтобы добавить ЭЦП, выполните следующие действия:

Если действующий сертификат не отображается в открывшемся окне, добавьте его из уже установленных на компьютере (для подписания и шифрования) (рис.2).

Затем следуйте этой инструкции:


Рис.4. Проверка сертификата

Создание учетной записи ЭДО

Для создания учетной записи ЭДО выполните следующие действия:


Рис.6. Помощник подключения к ЭДО


Рис.7. Помощник подключения к ЭДО

Присоединение контрагента к ЭДО (приглашение)

Прежде чем обмениваться документами, требуется с каждой фирмой создать настройку – обменяться приглашениями. Лучше предварительно уточнить у ответственного лица организации название оператора ЭДО и идентификатор.

Затем выполните следующие действия:


Рис.14. Отправка приглашения к ЭДО

Настройка формата отправки документов


Рис.15. Настройки ЭДО

Отправка электронного документа

Также, в случае необходимости, отправляем выданные счета-фактуры.


Рис.17. Настройка обмена с контрагентом


Рис.19. Создание произвольного документа

Получение электронного документа


Рис.20. Получение электронного документа

Проверьте, если замечаний нет, подпишите и отразите в учете (рис.21)


Рис.21. Универсальный передаточный документ

Если вам поступил формализованный документ и программа смогла считать из него информацию, то вам будет предложено сопоставить номенклатуру. Сделать это следует, если предполагается, что от этого контрагента в будущем будут поступать документы с точно такой же номенклатурой.

Далее следует отразить документ в учете. Как это сделать:

Если нужно прервать связь электронного документа и документа поступление, нажмите на крестик.


Рис.24. Универсальный передаточный документ

Что делать, если электронный документ содержит ошибки


Рис.25. Текущие дела ЭДО


Рис.26. Отклонение электронного документа

Ознакомившись с причиной отклонения, закройте принудительно электронный документ. Исправьте ошибки, отправьте новый документ.

Если документ подписан, его следует аннулировать.

Подведем итоги

Не откладывайте, ведь большинство ваших поставщиков и покупателей уже перешли на ЭДО и готовы обменяться с вами приглашениями. Это позволит доставлять и подписывать юридически значимые документы за считанные секунды.

Для успешной работы с электронными подписями рекомендуем использовать криптопровайдеры следующих версий:
КриптоПро CSP
ViPNet CSP версии 4.2*
*ОС Windows 10 работает корректно только с ViPNet CSP версии 4.2.11.

2. Стоимость сервиса?


Исходящие электронные документы сверх установленного лимита на бесплатную отправку оплачиваются по цене 10 рублей за один комплект.

  • Каждый отправленный электронный счет-фактура плюс два электронных документа, не являющихся счетами-фактурами составляют один пакет;
  • Отправленные электронные документы, не являющиеся счетами-фактурами и не включенные вместе со счетами-фактурами в электронный пакет в соответствии с предыдущим абзацем, формируют пакет по правилу: 2 электронных документа составляют один пакет.

3. Какова стоимость подключения к ЭДО?

4. Порядок подключения пользователя к ЭДО?

Для подключения пользователей к 1С-ЭДО в программных продуктах 1С необходимо соблюдение нескольких условий:

  • Сертификат электронной подписи.
  • Наличие доступа в интернет.

5. Создание профиля ЭДО.

Пользователю для создания учетной записи ЭДО достаточно перейти к справочнику Организации, выбрать организацию, для которой необходимо получить учетную запись и выполнить команду Подключить организацию. Это можно сделать:

  • Из общего списка справочника организаций.
  • Из карточки организации.

Получить идентификатор организации – можно выбрать имеющийся, если ранее организация получала идентификатор или получить новый.
При выборе сертификата, пользователю придется указать пароль от контейнера закрытого ключа и при необходимости указать пользователя, под которым можно использовать сертификат. Если пользователя сертификата не указывать, то сертификат сможет использовать любой пользователь имеющий доступ к контейнеру с закрытым ключом.

После выбора сертификата пользователю необходимо заполнить информацию по организации, указать назначение учетной записи, поставить галочку согласия с условиями использования и выполнить команду Подключить.
После подключения, пользователь может переходить в настройке обмена с контрагентами.

6. Отправка приглашения при работе с электронными документами.

Для настройки обмена необходимо перейти в справочник Контрагенты, выбрать контрагента (ов), выделив их мышкой, и выполнить команду Пригласить к обмену электронными документами меню ЭДО.
Перед отправкой приглашения для настройки обмена с контрагентами, пользователю необходимо выбрать учетную запись организации которой будет настраиваться обмен документами.

При массовой отправке приглашений, программа проверит всех контрагентов на возможность отправки приглашений для настройки обмена и выдаст предупреждения, если есть затруднения с настройкой.

При возникновении данной ошибки, необходимо проверить следующие настройки:

9. Добавление нового сертификата электронной подписи в учетную запись ЭДО.

В случае, когда сертификат электронной подписи стал недействительным по сроку действия, нет необходимости в создании новой учетной записи и получении нового идентификатора, достаточно в существующей учетной записи заменить сертификат на актуальный. Для этого необходимо перейти в справочник "Организации".
В представленном списке необходимо выбрать Вашу организацию и нажать ЭДО – Учетные записи
В открывшемся окне представлены учетные записи ЭДО выбранной организации. Предупреждение указывает, что в учетной записи отсутствуют действующие сертификаты, об этом же свидетельствует красный индикатор в начале наименования.
Необходимо открыть выбранную учетную запись и перейти на вкладку "Сертификаты". В представленном списке имеется возможность удалить сертификаты, срок действия которых истек. Для удаления необходимо правой кнопкой мыши нажать на истекший сертификат и выбрать "Удалить".
Для добавления нового сертификата необходимо нажать "Добавить".
В открывшемся окне "Сертификаты ключей электронной подписи и шифрования" необходимо выбрать актуальный сертификат электронной подписи. При отсутствии нужного сертификата необходимо нажать "Добавить" и выбрать сертификат из хранилища сертификатов "Личные" операционной системы.
После добавления актуального сертификата в список сертификатов учетной записи ЭДО необходимо нажать "Записать и закрыть".
В открывшемся окне "Подписание регистрационных данных на подключение к сервису 1С-ЭДО" требуется ознакомиться с пользовательским соглашением на подключение к сервису 1С-ЭДО, после чего ввести пароль закрытой части ключа электронной подписи и нажать "Подписать". Если при выпуске сертификата пароль не был задан, то данной поле нужно оставить пустым.

10. Как получить 1С:Подпись?

Для того, чтобы получить 1С:Подпись необходимо:

  • Использовать программный продукт, в котором реализован сервис 1С-Подпись.
  • Установить криптопровайдер (VIPNet или КриптоПро CSP).
  • Иметь действующий договор информационно-технологического сопровождения (1С:ИТС) с партнером 1С или приобрести один из пакетов сервисов: СтартЭДО или 1С:Подпись.
  • Оформить заявление на получение электронной подписи.

11. Печать электронного документа.

Необходимо перейти в Архив ЭДО. Это можно сделать из Текущих дел ЭДО, перейдя по соответствующей ссылке, а также из раздела Администрирование – Архив ЭДО. Он предназначен для хранения всех входящих и исходящих электронных документов.
В Архиве ЭДО необходимо открыть соответствующий документ, нажать Ещё - Печать.

12. Состояние ЭДО в 1С.

Работая в программном продукте 1С посмотреть состояние по электронному документообороту можно несколькими способами:

13. Изменение регистрационных данных (1С-ЭДО).

Крайне важно обеспечивать актуальность сведений и своевременно информировать оператора ЭДО об их изменении.

Для изменения регистрационных данных на сервере оператора ЭДО необходимо:

  • Изменить информацию в карточке организации 1С.
  • Предоставить актуальные данные оператору ЭДО, путем нажатия на гиперссылку "обновить" рядом с соответствующим реквизитом в Учетной записи ЭДО.

14. Получение и принятие приглашения от контрагента.

Если Ваша организация планирует получать электронные документы от контрагентов отсутствующих в информационной базе, то перед началом обмена рекомендуется установить флаг "Создавать контрагентов автоматически". Контрагенты будут создаваться при получении документов и приглашений.

(Администрирование – Обмен электронными документами – Обмен с контрагентами).

Для последующей работы с данным контрагентом необходимо согласиться с приглашением, нажав кнопку "Принять".
После этого соответствующая настройка появится в Настройках ЭДО.

Теперь организация может получать документы от данного контрагента.

15. Убрать из Текущих дел ЭДО неактуальные документы. Закрыть принудительно.

При невозможности завершить ЭДО, имеется техническая возможность изъять документ из активного документооборота.
Для этого необходимо перейти в Текущие дела ЭДО, нажать правой кнопкой мыши по необходимому документу и выбрать "Закрыть принудительно".
В появившемся окне необходимо указать причину закрытия документооборота и нажать "Закрыть документооборот". Иные участники обмена не получат уведомлений, свидетельствующих о том, что по данному документу не требуется действий.

Состояние ЭДО по данному документу будет изменено на "Закрыт принудительно". Документ будет изъят из Текущих дел ЭДО и помещен в Архив ЭДО.

В том случае, если контрагент обработает документ после закрытия документооборота, состояние ЭДО изменится на актуальное.
Возможность закрыть документ принудительно имеется на каждой стадии активного документооборота.

16. Сертификат не найден на компьютере.

При возникновении ошибки "Сертификат не имеет связи с закрытым ключом" необходимо выполнить проверку сертификата электронной подписи.
Перейти в раздел "Администрирование" - "Обмен электронными документами" - "Настройка электронной подписи и шифрования" - На вкладке "Сертификаты" открыть используемый сертификат -. Нажать на кнопку "Проверить"-Ввести пароль закрытой части ключа и нажать "Проверить".

Отправка электронных документов может производиться:

19. Привязка сертификата к учетной записи 1С-ЭДО.

20. Работа в 1С-ЭДО (1С-Такском) с сертификатом электронной подписи ГОСТ Р 34.10-2012.

На сегодняшний день все типовые конфигурации 1С поддерживают работу с сертификатами электронной подписи, соответствующими ГОСТ Р 34.10-2012.
Для полноценного использования сертификатов нового стандарта необходимо:

  • Обновить конфигурацию 1С до актуального релиза.
  • Обновить средства криптозащиты *

* - до обновления рекомендуем сохранить контейнеры ключей электронной подписи на внешний носитель (флешку) во избежании их возможного удаления в процессе установки новой версии криптопровайдера.

21. Аннулирование электронного УПД.

22. Как подготовить заявление на выпуск сертификата с помощью 1С:Подпись?

24. Как подключиться к 1С-Такском из конфигурации, в которой нет или отключена Интернет-поддержка пользователей 1С?

Для подключения к сервису "1С-Такском" из конфигураций, в которых нет или отключена Библиотека Интернет Поддержки пользователей, необходимо:

  • Зайти в личный кабинет на сайте поддержки пользователей "1С", и выбрать раздел регистрации в сервисе "1С-Такском", после чего пользователь будет перенаправлен на адрес страницу; если личный кабинет еще не создан, необходимо зарегистрироваться;
  • Заполнить заявку на подключение к сервису (желательно приложить к заявке файл сертификата электронной подписи, в противном случае подключение будет отложено, пользователю будет предложено приобрести сертификат)
  • После отправки заявки дождаться получения электронного письма с присвоенным Идентификатором участника ЭДО на адрес, указанный в заявке.
  • Создать профиль настроек ЭДО в программе 1С (по команде или гиперссылке "Подключиться к сервису "1С-Такском", в зависимости от конфигурации) и в поле "Идентификатор участника электронного документооборота" указать полученный на шаге 3 Идентификатор.

С ЭДО в решениях 1С можно работать в следующих программах "1С:Предприятия":

  • 1C:Управление нашей фирмой
  • 1С:Розница, ред. 2 (в т.ч. базовая)
  • 1С:Бухгалтерия, ред. 2.0 и 3.0 (в т.ч. базовые)
  • 1C:Управление холдингом
  • 1С:Управление торговлей, ред. 10.3 и 11 (в т.ч. базовые)
  • 1С:Комплексная автоматизация, ред. 2.0
  • 1С:Бухгалтерия государственного учреждения ред. 1.0 и 2.0
  • 1С:Бухгалтерия некоммерческой организации
  • 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО
  • 1С:Управление производственным предприятием
  • 1C:ERP Управление предприятием 2.0
  • 1С:ERP. Управление холдингом
  • 1С:Садовод (в т.ч. базовая)
  • 1С:Клиент ЭДО, ред. 2

Состав прикладных решений, включающих "1С-ЭДО", планируется расширять.

Для пользоватей "1С:Предприятие 7.7" для работы в сервисе "1С-ЭДО" можно настроить правила обмена с программой "1С:Клиент ЭДО".

26. При смене организации нужно ли получать новый идентификатор ЭДО?

Идентификатор выдается на определенную организацию. У каждой организации должен быть свой Идентификатор участника обмена. Поэтому да, на новую организацию нужно получить новый Идентификатор.

27. Можно ли в базовых версиях программных продуктов 1С настроить ЭДО?

Можно, для использования сервиса необходимо наличие квалифицированной электронной подписи. Приобретение тарифа СтартЭДО, 1С:ИТС не является обязательным для работы с 1С-ЭДО.

28. Как получить и установить сертификат электронной подписи?

Сертификат электронной подписи можно получить используя сервис 1С:Подпись или в любом удостоверяющем центре (УЦ), имеющем аккредитацию Минкомсвязи либо использовать имеющийся сертификат, например, от системы электронной отчетности в ФНС.

Подробные инструкции по установке и настройке криптосредств и сертификатов электронной подписи можно найти на сайте производителя используемого криптосредства или удостоверяющего центра.

29. Как осуществить привязку нового сертификата в профиль настроек ЭДО?

30. Можно ли подключить несколько организаций по одному договору 1С:ИТС (тарифу СтартЭДО)?

Да, такая возможность есть. Необходимо при подключении каждой следующей организации указывать логин и пароль интернет-поддержки той организации, у которой есть договор 1С:ИТС (тариф СтартЭДО).

31. Если у принимающей стороны закончился срок действия договора ИТС или тарифа СтартЭДО, может ли она принимать/отправлять электронные документы?

Вне зависимости от срока действия договора ИТС или тарифа "Старт ЭДО" обмен электронными документами продолжает работать.
Для использования сервиса 1С-ЭДО наличие действующего договора ИТС или тарифа "Старт ЭДО" не обязательно.

32. Отправка произвольного документа.

Внимание! Обращаем Ваше внимание, что имя присоединяемого файла автоматический преобразуется в транслит. Этот функционал создан с целью корректного переноса между различными операционными системами. Если по какой-либо причине произвольный документ должен быть отправлен без транслита, то перед добавлением файла документа Вам необходимо зайти в "Ещё" и снять галочку с "Транслировать имя присоединяемого файла".

После отключения транслита файл будет добавлен с первичным наименованием документа.

Задача: требуется настроить обмен данными через файл из 1С: Управление торговлей 11 (далее УТ) в 1С: Бухгалтерия 3.0 (далее Бухгалтерия).

  • платформа 1С: Предприятие 8.3 (8.3.13.1690),
  • конфигурация Управление торговлей, редакция 11 (11.4.7.150),
  • конфигурация Бухгалтерия предприятия (базовая), редакция 3.0 (3.0.72.72)
  • режим Файловый (без сжатия).
  • настроить параметры подключения,
  • настроить правила отправки и получения данных,
  • выполнить начальную выгрузку данных.
  • настроить правила отправки и получения данных,
  • выполнить сопоставление и загрузку данных,
  • выполнить начальную выгрузку данных.

ШАГ 1. Настройка в УТ





Далее укажем каталог и настроим архивацию файлов.


Далее укажем префикс базы бухгалтерии и название файла с настройками синхронизации.




ШАГ 2. Настройка в Бухгалтерии

Перед настройкой синхронизации в Бухгалтерии нам понадобятся два файла, созданных на предыдущем шаге. Разместим файлы Message_ЦБ_БП.zip и Синхронизация данных через универсальный формат.xml в любую папку на компьютере с базой Бухгалтерии. Внимание: если Бухгалтерия находится на одном компьютере с УТ, то ничего переносить не нужно. Будем использовать ту же папку, что и для УТ.





Далее укажем каталог и настроим архивацию файлов. В данном случае каталог может быть тот же самый или тот, в который перенесли два файла.


Далее проверяем настройки префиксов и на этом настройка параметров подключения в Бухгалтерии завершена.





В настройках получения данных укажем типовые настройки. При необходимости можно указать свои настройки.



После выполнения операции будет создан в каталоге обмена файл с данными Message_БП_ЦБ.zip. На этом этап настройка обмена в Бухгалтерии закончена.


ШАГ 3. Окончание настройки в УТ

Вернемся в УТ. Если использовался другой каталог, то в папку обмена УТ перенесем файл, созданный на прошлом шаге Message_БП_ЦБ.zip.


В настройках обратим внимание на два поля.

1.Отправлять только используемую в документах нормативно-справочную информацию.

2.Отправлять все, начиная с даты. Это поле полезно, так как бывает, что нужно начать синхронизацию с определенного времени. Например, учет в УТ уже был настроен ранее, а в
Бухгалтерии только начинаем вести учет. Тогда нет необходимости переносить все документы из УТ в Бухгалтерию. Или второй случай: нужно поменять настройки обмена, но чтобы они действовали только для документов с определенной даты.


Все остальные поля заполняем в зависимости от учета.

В нашем случае настройка получения данных не требуется. Оставляем ее без изменений.



В нашем случае программа ничего загружать не будет и перейдет к следующему этапу.




Обратите внимание (для случая с двумя каталогами): полученный файл Message_ЦБ_БП.zip копируем в каталог обмена Бухгалтерии. В Бухгалтерии выполняем синхронизацию. При этом Бухгалтерия сначала загрузит данные из присланного файла Message_ЦБ_БП.zip, потом обновит свой файл выгрузки Message_БП_ЦБ.zip Этот файл выгрузки Message_БП_ЦБ.zip нужно скопировать обратно в каталог обмена УТ и в УТ выполнить синхронизацию. При этом УТ сначала загрузит данные (если они там есть) из файла Message _БП_ЦБ.zip, а потом обновит свой файл выгрузки Message _ЦБ_БП.zip и т.д.

ШАГ 4. Итоги


В результате мы получили файл с настройками обмена Синхронизация данных через универсальный формат.xml и два файла с данными: Message_БП_ЦБ.zip (данные из Бухгалтерии) и Message_ЦБ_БП.zip (данные из УТ).

Для начала использования сервиса 1С-ЭДО (1С-Такском) пользователю необходимо активировать работу с электронными подписями и сервиса ЭДО. Все сервисы включаются через панель "Администрирование", в разделе "Обмен электронными документами".


Для удобства пользователей, функционал получения идентификатора учетной записи ЭДО был добавление в справочник Организации. Подключить организацию можно, как из самой карточки организации, так и из общего справочника, нажав на соответствующую кнопку.


После нажатия на кнопку "Подключить организацию" открывается окно Помощника подключения к сервису 1С-ЭДО, в котором необходимо выбрать сертификат электронной подписи, а также осуществить выборе между существующим идентификатором или созданием нового.



Выбрать существующий – при выборе данного пункта, пользователю будут предложены уже имеющиеся идентификаторы, которые ранее могли быть получены на данную организацию.

Новый – при выборе данного пункта, пользователь может получить новый идентификатор участника ЭДО, предварительно указав оператора ЭДО.


В следующем окне требуется заполнить данные по организации, которые будут отправлены на сервер оператора ЭДО для регистрации организации.


Юридический адрес – указывается юридический адрес организации.

Код налогового органа – поле является обязательным. По данному коду будет отправлен сертификат пользователя для регистрации в налоговой инспекции по месту регистрации организации.

  • Email для уведомлений – почтовый адрес, на который будут приходить уведомления по окончанию срока действия сертификата, новых входящих документах, наличию новых приглашений для установления обмена от контрагентов.

Описание учетной записи – пользователь может заполнить более подробную информацию для своего контрагента.

После заполнения всех данных пользователю необходимо согласиться с условиями использования сервиса, поставив соответствующую галочку внизу окна помощника подключения к сервису.



Учетная запись создана. Просмотреть данные созданной учетной записи можно прямо из карточки организации, нажав кнопку ЭДО / Учетные записи.


Далее перед пользователем откроется окно со списком его учетных записей. Учетных записей может быть несколько, если пользователь для каких-либо целей получил несколько учетных записей. Получить несколько учетных записей можно, как у одного оператора ЭДО, так и у разных.



Настройка обмена между участниками ЭДО

  • Из карточки контрагента в справочнике Контрагенты:


  • Из списка контрагентов справочника Контрагенты:




В Учетной записи контрагента нужно выбрать идентификатор Получателя. После выбора идентификатора, пользователю необходимо нажать кнопку Готово, ввести пароль от сертификата ключа электронной подписи для подписания приглашения. После подписания приглашения, пользователю потребуется подписать электронный документ.




На этом настройка обмена между двумя контрагентами завершена. Можно приступать к обмену документами.

Читайте также: