Заканчивается осаго что делать

Обновлено: 24.04.2024

Кто уведомляет: виновник или потерпевший?

И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).

Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.

Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.

Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.

Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП

Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.

Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.

А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.

Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.

Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.

Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.

Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.

В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.

Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.

И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.

Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия

Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.

Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.

Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.

Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.

Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.

А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.

Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.

Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.

Еще до заключения договора вам нужно знать, как пройти формальные процедуры, чтобы поставить машину на учет и пользоваться ею законно. Рассказываем, как оформить страховку ОСАГО на купленный б/у автомобиль.

Чем отличается страхование подержанного авто?

Полис ОСАГО при покупке подержанного автомобиля выдается только при наличии диагностической карты. Ее оформляет оператор обязательного технического осмотра, аккредитованный Российским союзом автостраховщиков (РСА). Единственное исключение делается для легковых машин, выпущенных менее двух лет назад. Их можно поставить на учет без техосмотра.

Как оформить страховку при покупке автомобиля с пробегом?


Подержанный автомобиль нужно поставить на учет в течение 10 дней с момента покупки — до этого можно ездить без полиса ОСАГО. Если в этот период произойдет авария, вы будете нести полную ответственность и возмещать всю сумму ущерба.

Со страховкой б/у авто лучше поторопиться — всегда могут возникнуть непредвиденные проблемы, которые замедлят процедуру регистрации. Если после истечения 10 дней вас остановит инспектор ГИБДД, вам выпишут штраф 800 рублей за отсутствие полиса ОСАГО.

Если автомобиль выпущен более 2 лет назад, сразу после оформления договора купли-продажи вам нужно будет пройти техосмотр. Услугу предоставляют аккредитованные сервисные центры — список с адресами и телефонами можно посмотреть на сайте РСА. В процессе осмотра заполняется диагностическая карта. Если специалист решит, что эксплуатация транспортного средства небезопасна, вам придется устранить поломки. Если проблем нет, можно оформлять ОСАГО на купленный б/у автомобиль.

Полис предоставляют компании, входящие в РСА. При наличии диагностической карты процедура занимает примерно 15 минут. После этого информация попадает в базу данных, а вам выдают бумажный документ. Он дает вам право поставить автомобиль на учет в МРЭО.

Чтобы оформить ОСАГО на б/у автомобиль, вам понадобятся следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт транспортного средства (ПТС)
  • диагностическая карта.

Последние два документа могут оформляться в электронном виде. В таком случае страховая компания берет информацию из базы данных. Но вам желательно заранее распечатать выписки из ПТС и диагностической карты — так надежнее. При сбое в сети вы сможете оформить страховку б/у автомобиля без задержек.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от марки и модели машины, технических характеристик, года выпуска и региона регистрации. Для расчета точной цифры стоит воспользоваться калькулятором на сайте страховой компании. Введите государственный номер авто, чтобы узнать стоимость страховки. Если его пока нет, перепишите информацию из ПТС самостоятельно.

Многие компании предоставляют услугу страхования онлайн. В таком случае полис отправляется курьером или почтой. Есть также услуга электронной страховки (Е-ОСАГО). Полис будет доступен для просмотра и печати в мобильном приложении либо на сайте.

Что делать со страховкой при продаже автомобиля?

Когда договор страхования разрывается досрочно, его владельцу возвращаются неиспользованные средства за исключением неустойки в размере 23%. Чтобы подсчитать, какую компенсацию вы получите, разделите стоимость полиса на 365 и умножьте на число оставшихся дней в году. Например, 1 сентября 2021 года — 244-й день, после которого остается еще 121 день. Если принять стоимость полиса за 5 000 рублей, вы получите:

(5 000/365х121)х(1-0,23)=1 657,53х0,77=1 276,30 рублей.

Сумма не меняется, даже если вы пользовались страховкой и получали выплаты. Если сотрудник компании утверждает иное, подайте жалобу в РСА. Деньги выдаются наличными в кассе или перечисляются на банковскую карточку. В последнем случае нужно будет написать дополнительное заявление, чтобы указать платежные реквизиты.

Как избежать проблем при оформлении ОСАГО?


  1. Занимайтесь страховкой б/у автомобиля сразу после заключения договора купли-продажи. Если на техосмотре потребуют устранить неисправности, у вас останется запас времени для регистрации машины.
  2. Не берите полис прежнего владельца. При постановке авто на учет имя в договоре купли-продажи и страховке должно совпадать. Также не стоит оформлять ОСАГО на друзей и родственников — вам откажут в регистрации.
  3. Если вы купили электронный полис Е-ОСАГО, распечатайте его при первой же возможности. Если вас остановит инспектор ГИБДД, а мобильная связь окажется недоступной, вы сможете предъявить бумажный документ.
  4. Перед оформлением ОСАГО на б/у автомобиль позвоните в страховую компанию. Вполне возможно, что вам понадобятся дополнительные документы, например, водительские удостоверения всех, кто будет вписан в полис.
  5. Покупайте автостраховку только в проверенных местах. Не пользуйтесь услугами брокеров на рынках, на улицах и в неизвестных вам магазинах. Велика вероятность, что вам выпишут документ на поддельном бланке — с ним поставить машину на учет не получится.

Заключение


Оформлением ОСАГО нужно заниматься сразу же после покупки б/у авто. Заранее уточните список документов и стоимость услуги, соберите бумаги и выберите время для покупки страховки. При покупке подержанной машины в салоне РОЛЬФ вам помогут наши специалисты. Они расскажут о техосмотре, страховании и постановке автомобиля на учет.

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Все владельцы автомобилей знают, что обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда при их использовании (далее — заключить договор внутреннего страхования, договор обязательного страхования гражданской ответственности). Однако зачастую, заключая договор, они не вдаются в нюансы такого страхования. В частности, когда выплаты по страховке может не быть.


Нет страхового случая…

Основание для страховой выплаты — наступление страхового случая . Например, причинение вреда вашим автомобилем другому в результате ДТП . Вместе с тем в законодательстве предусмотрен ряд случаев, которые не считаются страховыми. Так, выплаты по страховке не будет, в частности если :

1) вред жизни, здоровью и (или) имуществу причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего. Например, когда авария была подстроена с целью получить деньги;

2) вред жизни, здоровью и (или) имуществу причинен владельцу или водителю автомобиля, который признан виновным в ДПТ. Это значит, что если вы — виновник ДТП, то вред, причиненный вам и вашему авто, такая страховка не покроет;

3) повреждены деньги, драгоценности, ценные бумаги, документы и коллекции;

Обратите внимание!
Участники ДТП могут не сообщать о нем в ГАИ, если одновременно :
— ДТП произошло с участием двух автомобилей;
— водители имеют водительские права;
— в отношении автомобилей есть договоры о страховании гражданской ответственности их владельцев;
— отсутствуют разногласия касательно повреждений транспортных средств;
— водители не имеют претензий касательно состояния друг друга;
— размер вреда каждого автомобиля — не более 400 евро;
— водители заполнили бланк извещения о ДТП, в т.ч. зафиксировали в нем повреждения.

5) вред причинен во время использования автомобиля в спортивных соревнованиях, гонках;

6) вред причинен вследствие военных действий, массовых беспорядков, забастовок;

7) вред причинен упавшим с соседней машины грузом, выброшенным из-под колеса предметом, смонтированным на транспортном средстве механизмом, который занимается своей непосредственной работой (например, разбрасывает песок);

8) вред причинен владельцами автомобилей друг другу либо одному из них при условии, что их транспортные средства были в сцепке.

Обратите внимание!
Потерпевшие в вышеперечисленных случаях могут предъявить лицу, причинившему вред, иск о его возмещении
.

Страховой случай есть, но…

Даже если страховой случай имел место и страховая организация оплатила причиненный ущерб, вы можете понести материальные потери. Страховая организация вправе потребовать как с лица, причинившего вред, так и с собственника авто (если они не совпадают в одном лице) выплаченные потерпевшему деньги. Она также может потребовать возмещение расходов, связанных с определением размера вреда и оформлением необходимых документов.

Однако это возможно в определенных случаях, в частности когда :

1) вред жизни, здоровью или имуществу причинен умышленно. Исключение из этого правила — если вред причинен в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

2) виновник ДТП управлял машиной в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо отказался от медицинского освидетельствования после ДТП;

3) установлен факт потребления алкоголя, наркотиков лицом, причинившим вред, после совершения ДТП до прохождения освидетельствования;

4) у виновника ДТП не было водительских прав;

5) совершено преступление с использованием транспортного средства;

6) автомобиль был угнан и на нем совершили ДТП, причинили вред;

7) автомобиль используется без заключения договора страхования;

Обратите внимание!
За использование автомобиля без договора внутреннего страхования предусмотрен штраф. В зависимости от обстоятельств он может быть от 4 до 25 базовых величин
.

8) судом установлена вина организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.

Вред больше страхового лимита и иные обстоятельства

Суммы выплат по договору обязательного страхования гражданской ответственности ограничены. Лимит, в пределах которого возмещается ущерб, равен 10000 евро . Если страховка не покроет полностью причиненный вред, потерпевший вправе предъявить виновному иск о возмещении вреда на недоплаченную сумму .

Обратите внимание!
Вы можете дополнительно в добровольной форме застраховать гражданскую ответственность на случай недостаточности страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности
.

Помните, что договор страхования прекращается, если вы не уплатите в установленный срок вторую часть страхового взноса (если уплата взносов предусмотрена в два этапа) .

Важно следить за сроком действия страховки. Если он истек, страховой выплаты также не будет.

Читайте также: