Выплата по каско без справки о дтп

Обновлено: 02.05.2024

16 ноября 2018 г. произошло ДТП с пострадавшим. Из ГАИ дело было передано в ГСУ, дело еще не закончено. Страховая компания не хочет ремонтировать автомобиль и требует постановление о прекращении административного дела. В ГАИ мне ничего не дают. Страховая не разрешает мне отремонтировать автомобиль самой. Могу ли я отремонтировать автомобиль за свой счет и потом выставить счет по КАСКО?

У вас заключен договор добровольного страхования имущества (страхование КАСКО).

Согласно ст. 943 Гражданского кодекса РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему.

В п. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" статье 3 предусматрено, что добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются, утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ, названным законом и федеральными законами и содержат в том числе исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате.

Таким образом, для того чтобы дать ответ на ваш вопрос, необходимо ознакомиться с правилами страхования в вашей страховой компании, а также со страховым полисом.

При этом, как правило, страховые компании включают требование о предоставлении постановления (определения) об административном правонарушении в качестве обязательных документов, которые должны быть предоставлены для принятия решения о выплате страхового возмещения.

В качестве основания для отказа в выплате страхового возмещения зачастую устанавливается правило о том, что страховщику не были предоставлены обязательные документы, предусмотренные правилами, для принятия решения о выплате страхового возмещения.

В этой части требования страховой компании правомерны, и чтобы получить страховую выплату, вам нужно будет предоставить постановление об административном деле.

Страховое возмещение при страховании автотранспортных средств по КАСКО возможно в двух формах: натуральной и денежной.

Возмещение в денежной форме возможно на основании предоставления страхователем документов, подтверждающих факт несения им таких расходов, или на основании калькуляции страховщика или компетентной организации по итогам осмотра поврежденного транспортного средства.

В договоре могут быть установлены случаи, когда выплаты в денежной форме не производятся.

Страховой компании должны быть предоставлены оригиналы документов, подтверждающих стоимость ремонта и факт его оплаты (в случае фактической оплаты ремонта).

В правилах страхования могут быть установлены обязательные требования к содержанию документов, к ним, в частности, относятся следующие сведения: раздельно указанные виды проведенных работ, наименование проведенных технологических операций, стоимость материалов, перечень новых запасных частей, использованных при замене поврежденных, их каталожный номер и стоимость каждой детали, общая стоимость работ.

Таким образом, в случае если после ДТП вы предоставили поврежденный автомобиль представителю страховой компании для осмотра, вы имеете право произвести ремонт автомобиля за свой счет, а в дальнейшем, после предоставления всех требуемых для принятия решения о страховой выплате документов, а также документов, подтверждающих факт несения вами расходов, вы можете получить страховую выплату в денежной форме (если она предусмотрена вашим договором).


Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

Пленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.


Полис каско гарантирует возмещение ущерба в случае повреждения или хищения автомобиля в зависимости от выбранного варианта страховки. При наступлении страхового случая необходимо незамедлительно позвонить в компанию, у которой был приобретен полис.

Ваши действия при страховом случае каско будут немного различными в зависимости от характера происшествия. Но, в общем, их алгоритм выглядит следующим образом:

1. Звонок в страховую компанию для получения указаний по действию в конкретной ситуации.

2. Вызов представителей спецслужб (ГИБДД, пожарных, полиции) для фиксации ущерба.

3. Сбор документов, подтверждающих наступление страхового случая. Ими могут быть: копии протоколов, справки, показания свидетелей и т.д.

4. Если по полису каско не предусмотрен авариный комиссар, то в ряде случаев необходимо посетить группу разбора ГИБДД.

5. Представление документов страховщику. В зависимости обстоятельств дела набор документов различен:

  • При ДПП – копия постановления об административном правонарушении.
  • При хулиганском повреждении – талон-уведомление, справку о повреждении (хищении элементов) автомобиля, копия постановления о возбуждении уголовного дела (или об отказе в этом действии с указанием причин).
  • При стихийном воздействии природы – если причиной нанесённого ущерба является град или ливневый дождь, то обратитесь в метеослужбу для получения справки о погоде в день происшествия.
  • При пожаре (возгорании) – справка о происшествии от представителей противопожарной службы.
  • При хищении – талон-уведомление о принятии заявления, копия постановления возбуждении уголовного дела.

Вместе с этим страховой компании понадобятся:

  • паспорт / справка о том, что он изъят или иной документ, удостоверяющий личность: заграничный паспорт, паспорт моряка, военный билет или свидетельство о рождении;
  • полис каско с квитанцией об его оплате;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • талон технического осмотра;
  • водительское удостоверение;
  • банковские реквизиты для перечисления компенсации;
  • если речь идёт об угоне, то полные комплекты ключей от автомобиля и брелки сигнализации.

6. Если случай касается повреждения автомобиля, то будет произведена оценка ущерба. С подсчитанной суммой страховых выплат по каско обладатель полиса имеет право не согласиться и заказать независимую оценку, за которую должен заплатить за счёт собственных средств. С результатом этой экспертизы страховщик должен согласиться.

7. Когда все формальности устранены, происходит страховая выплата. Срок выплат по каско прописан в договоре страхования. Если речь идёт о повреждении автомобиля, то выплата происходит в среднем через 7-20 дней с момента подачи всех документов. Если произошло хищение автомобиля – этот период равен 2-3 месяцам с момента возбуждения уголовного дела.

Если страховщик затягивает выплату или отказал в ней, то на компанию можно пожаловаться в Федеральную службу страхового надзора, Межрегиональный союз защиты прав страхователей и другие организации.

Напомним, что кроме получения выплат по каско существует ещё несколько форм страхового возмещения ущерба:

  • ремонт в сервис-центре по направлению страховщика;
  • ремонт у дилера (продавца машины);
  • ремонт в любом другом сервисном центре по вашему выбору.

Агрегатная и неагрегатная страховая сумма

Каждая страховая компания устанавливает лимиты (максимальные размеры) выплат по страховым случаям. Размер страховой суммы может быть агрегатным и неагрегатным.

Под агрегатной страховой суммой понимается максимальный размер выплат за весь срок страхования. Это означает, что если автомобиль застрахован на 500 тыс. руб., то при одном или нескольких страховых случаях страховая компания заплатит максимум 500 тыс. руб. Например, если после аварии ремонт автомобиля обошёлся страховой компании в 300 тыс. руб., то страховая сумма на последующие случаи сократиться до 200 тыс. руб. При ущербе сверх этой суммы разницу будет компенсировать сам обладатель полиса каско. При желании страховую сумму можно восстановить за дополнительную плату.

Неагрегатная страховая сумма подразумевает конкретный размер страховки при каждом страховом случае. Например, машина застрахована на 500 тыс. руб. При аварии восстановление автомобиля обошлось в 300 тыс. руб. – на эту величину при последующих случаях страховка не уменьшается. Это означает, что при краже автомобиля страховщик снова может заплатить до 500 тыс. руб.

Обращаем внимание, что страховое покрытие по полисам каско, приобретаемым через Сравни.ру, является неагрегатным.

Консультация юриста

Многим автолюбителям, к сожалению, приходится сталкиваться с недобросовестным исполнением своих обязанностей страховой компанией.

Часто, представители компаний, пытаются воспользоваться различными обтекаемыми формулировками, имеющимися в тексте договора.

Предлагаю рассмотреть пример такого недобросовестного поведения и методику по принуждению страховой компании, к исполнению, взятых на себя обязательств.

Очень часто на наших дорогах происходит ситуация, когда кузовные элементы или остекление автомобиля страдают из-за, разного рода, предметов летящих из под колес попутного или встречного транспорта.

Большинство страховых компаний, для привлечения клиентов, используют в своих договорах КАСКО пункт, который подразумевает компенсацию за поврежденную таким образом деталь, без необходимости представления в страховую, справки от компетентных органов.

Однако, как показывает практика, зачастую компания пытается уйти от выполнения своих обязательств.

В рассматриваемом примере, автомобиль получил повреждение лобового стекла, от летящего камня, на федеральной трассе с интенсивным движением. Владелец решил воспользоваться своим правом, обращения в страховую компанию без справки и продолжил движение.

Сообщив о происшествии в страховую компанию, он получил приглашение на осмотр и подачу письменного заявления. Прибыв в страховую компанию он предъявил свой автомобиль, для осмотра экспертом и заполнил стандартный бланк заявления.

В установленный срок, автовладелец получил решение страховой компании, в котором был зафиксирован отказ в рассмотрении страхового случая, без предъявления справки. Аргументировалось это тем, что в полисе был закреплен добровольный порядок удовлетворения убытков. Возможность рассмотреть дело положительно, ставилась в зависимость от предоставления справки.

Таким образом, компания предприняла попытку уклониться от выполнения пункта договора, который сама же туда и включила, для привлечения клиентов.

Автовладелец, не имея возможности законным образом оформить справку задним числом и не желая, склонять сотрудников компетентных органов к подлогу документов, предпринял попытку добиться пересмотра дела.

О своем намерении он уведомил страховую компанию, по электронной почте письмом, в котором изложил свое понимание данного пункта договора, указал, что данный пункт не был разъяснен ему надлежащим образом при заключении договора страхования и предупредил, что будет решать спорный вопрос в Суде.

Ответом на письмо, стало приглашение прибыть для подачи заявления на пересмотр дела. На словах сотрудник компании-страхователя, уверил его, что без предоставления справки, свое решение компания не изменит.

Приняв во внимание эту информацию, обманутый клиент, ознакомился с правовой практикой по решению подобных вопросов в Суде. Как выяснилось, подобные случаи, уже рассматривались Судом в пользу клиента. Более того ему удалось найти решение суда принятое в отношении именно своей компании-страхователя.

Эту информацию он и использовал, при подготовке своего заявления на пересмотр дела.

В результате владельцем автомобиля было подано заявление, в котором клиент выражал свое несогласие с решением Компании и ссылался на прецедент, в котором именно эта компания-страхователь проиграла дело в суде, абсолютно похожей ситуации.

Кроме того он указал, что Компания понесет дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг, привлеченного клиентом юриста

После аргументированного обращения, страховая компания была вынуждена принять положительное решение, по данному страховому случаю.

Судебная практика по страховому возмещению без справок и документов

Выплата страхового возмещения без предоставления документов

Представления каких-либо документов, подтверждения обстоятельств повреждения автомобиля в данном случае по условиям договора страхования не требовалось вообще.

(Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 80-КГ15-17)

Повреждение автомашины градом

Непредставление справки из ОВД при повреждении автомашины истца градом, т.е. в результате стихии, не является законным основанием для отказа истцу в выплате страхового возмещения

(Апелляционное определение Московского городского суда от 02 апреля 2014 года по д. № 33-9958)

Без предоставления документов из гос.органов

Как видно из представленных суду доказательств после наступившего события истцом сотрудники ГИБДД на место не вызывались, какие-либо документы не составлялись. Следовательно, размер выплаты в течение срока действия договора без предоставления документов из государственных органов для истца не может превышать 3% от страховой суммы, установленной по страховому случаю в соответствии с Правилами страхования

(Решение Кировского районного суда г Красноярска от 18 декабря 2012 г)


Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль в Instagram @lawpraktik

К сожалению автомобилистов, страховые компании, продав полис, не всегда беспроблемно отдают деньги за страховой случай. Есть ситуации, когда случай не признают страховым. Чаще всего сумма компенсации занижается – якобы машина получила не такие значительные повреждения, как есть на самом деле. Юристы Хонеста помогли сотням клиентов получить компенсацию от страховщиков – рассказываем, когда возможно возмещение ущерба по КАСКО без справок и как правильно действовать.


Выплаты по КАСКО без справок

Основания для получения

КАСКО без справок из ГИБДД можно получить в том случае, если это прописано в вашем договоре. Если анализировать предложения большей части страховых компаний, то особенности сводятся к двум моментам.

Нет второго автомобиля — участника происшествия

Обращение по КАСКО без справки будет бесполезным, если в страховом случае участвовал другой автомобиль. В любом случае придется получать справку из ГИБДД, даже составленный европротокол, скорее всего, не поможет – без полиции компенсировать ущерб придется за счет ОСАГО.

Нет ущерба здоровью

Если в происшествии нет другого автомобиля, но повреждения получил человек – в любом случае нужно вызывать сотрудников ГИБДД. О возмещение по КАСКО без документов из ГИБДД можно забыть – не привлекать к происшествию сотрудников полиции незаконно.

В остальном нужно внимательно изучать договор. Зачастую ремонт по КАСКО без справок можно сделать, если машина повреждена при заезде в гараж, поцарапана столбиком на парковке и в других аналогичных случаях.

Порядок действий

Чтобы получить ремонт без справок по добровольному полису, нужно соблюдать определенный порядок действий. Обычно он прописывается в договоре. Если документа нет под рукой, то соблюдайте следующий алгоритм.

Если вы поцарапали машину на выезде с парковки или из гаража – остановитесь и сделайте снимки. Крупным планом повреждения и общим планом – место, где это произошло. Поможет в будущем.

Вам нужно взять полис КАСКО и обратиться в страховую по указанному на нем номеру. Консультант должен уточнить порядок действий.

Подайте заявление в СК

Нужно написать обращение по КАСКО без ГАИ – распишите в заявлении подробности о ситуации, когда получено повреждение, о характере повреждений и прочие детали. Добавьте к заявлению копии паспорта страхователя, договора КАСКО, водительских прав и ПТС.

Получите ремонт или компенсацию

После этого представители страховой компании должны рассмотреть заявление на выплаты по КАСКО и либо провести ремонт, либо выплатить компенсацию.

Когда могут отказать

Есть несколько ситуаций, когда владельцу автомобиля точно откажут в выплате или в ремонте по КАСКО без справок:

  • Управлял автомобилем человек, который не внесен в страховой договор;
  • Водитель сбежал с места аварии;
  • Автовладелец был пьян или находился в состоянии наркотического опьянения в момент получения автомобилем повреждений;
  • Повреждения получены в другом регионе, где по договору не предусмотрены возмещения по КАСКО без справок.

Что делать, если отказали незаконно

Обратиться за экспертизой

Если страховая компания отказывает в выплатах или проведении ремонта без законных причин, то стоит побороться за свои права. Чаще всего страховщики пытаются снизить сумму компенсации – значит, нужно установить реальный, объективный ущерб, полученный автомобилем. Способ это сделать – провести оценку ущерба автомобиля.

Написать досудебную претензию

Получив заключение эксперта, водителю нужно обратиться за возмещением с помощью досудебной претензии. Сразу обращаться в суд не стоит – легитимный порядок предполагает попытку решить вопрос сначала мирным путем. Это и плюс для истца – если страховая проиграет, то кроме сумму компенсации и судебных издержке страховщикам придется заплатить за отказ решать вопрос мирным путем.

Обратиться с иском в суд

Не получается составить иск самостоятельно? Обращайтесь в Хонест, наши юристы могут как составить документ, так и поддержать вас на всех этапах судебного разбирательства. Мы добиваемся оплаты наших услуг проигравшей стороной, поэтому не беспокойтесь за расходы.

Читайте также: