Вне машины информационное обеспечение это

Обновлено: 16.05.2024

Для нормальной деятельности ИС в её состав входят подсистемы обеспечивающей части (обеспечивающие подсистемы).
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение (рис.).

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для выработки и принятия управленческих решений.

  1. исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
  2. классификация и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Информационное обеспечение автоматизированных информационных систем состоит из внемашинного и внутримашинного.

Внемашинное ИО включает систему классификации и кодирования технико-экономической информации; систему документации; схему информационных потоков (документооборота: первичные, результативные, нормативно-справочные документы).
Оно представляет собой информацию, которая воспринимается человеком без технических средств (документы). К документам предъявляются требования по составу и содержанию. Единство требований составляет единую систему документации, позволяющую сопоставлять показатели различных сфер деятельности и предметных областей. Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

Типичные ошибки в документации: большой объём лишней информации и её дублирование, поэтому к ней предъявляются единые требования. Различают: входные документы (первичные), которые содержат необработанные сведения и выходные – результат обработки (результативные).
Схема информационных потоков внемашинного ИО отражает маршруты движения информации от источников формирования к получателю. Построение схем обеспечивает исключение дублирования, классификацию и рациональное представление информации, оптимизацию путей прохождения документов и рациональную обработку. Единицы информационных потоков: документы, показатели, реквизиты.

Внутримашинное ИО – это совокупность всех данных, записанных на машинных носителях, сгруппированных по определённым признакам.
ИО формирует информационную среду, совокупность информации в которой составляет информационную базу – основу внутримашинного ИО. Это совокупность всех данных, подлежащих накоплению, хранению, поиску, преобразованию, выдаче в установленном порядке, а также использованию для организации общения человека с ЭВМ.
Внутримашинное ИО содержит массивы данных на электронных носителях и программу организации доступа к этим данным.

  1. компьютеры;
  2. устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
  3. устройства передачи данных и линий связи;
  4. оргтехнику и устройства автоматического съёма информации;
  5. эксплуатационные материалы и др.

Используются различные формы организации использования технических средств: централизованная, частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на применении в АИС больших ЭВМ и вычислительных центрах.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Наибольшее распространение получает частично децентрализованный подход – это организация технического обеспечения на базе распределённых сетей, состоящих из персональных компьютеров и одной или нескольких больших ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Документацией оформляют предварительный выбор технических средств, организацию их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.

Документацию условно можно разделить на три группы:
1. общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
2. специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
3. нормативно-справочную, используемую при выполнении расчётов по техническому обеспечению.

В качестве технических средств для БД и БнД (рис.) обычно используют универсальные компьютеры, периферийные средства для ввода информации в базу данных и отображения выводимой информации. Их дополняют технические средства передачи информации и хранения и сохранения (в том числе резервного копирования) больших объёмов данных на внешних носителях.

Состав и тип технических средств, на которых реализуются БД и БнД, зависит от многих факторов, основными из которых являются: технические характеристики оборудования, используемые технологии обработки данных, масштаб системы, временные ограничения на время реакции системы, сложность обработки, стоимостные характеристики и др.

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач АИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

  1. средства моделирования процессов управления;
  2. типовые задачи управления;
  3. методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ и документов, необходимых для их эксплуатации. В состав программного обеспечения входят общесистемные, специальные и прикладные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относят комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Это ПО включает операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной АИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Прикладное ПО обычно делят на: универсальные программные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные пакеты программ и др.); профессиональные программные средства, ориентированные на различные предметные области и прочие программные средства (обучающие, деловые игры, развлекательного характера и т.д.).

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Большинство СУБД работает в среде универсальных операционных систем (ОС) и взаимодействует с ними при обработке обращений к БД.

Организационное обеспечение (ОО) – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации АИС.

  1. анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться АИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
  2. подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование АИС и технико-экономическое обоснование её эффективности;
  3. разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы.
  1. статус АИС;
  2. права, обязанности и ответственность персонала;
  3. правовые положения отдельных видов процесса управления;
  4. порядок создания и использования информации и др.

Эргономическое обеспечение (ЭО) – это совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС. Оно предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИС, для её быстрейшего освоения.
В состав эргономического обеспечения АИС входят: комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в АИС.

  1. внутрисистемные и коммуникативные форматы представления и хранения библиографической информации;
  2. системы классификации и индексирования, используемые для автоматизированной обработки документных потоков;
  3. комплекс словарно-тезаурусной поддержки и лингвистических процессоров.
  1. файлы системы;
  2. базы данных (взаимосвязанная совокупность физических файлов, поддерживающих информационную модель предметной области).
  1. типы, форматы, структуру информации (данных, записей, документов);
  2. языковые средства описания (ЯОД, словари данных) и манипулирования данными (ЯМД);
  3. классификаторы, кодификаторы, словари и тезаурусы и т.п.

Языковые средства СУБД являются важнейшей компонентой БД, так как обеспечивают интерфейс пользователей разных категорий с базой данных.

Набор используемых языков средств широк и разнообразен. Различают языки описания данных (ЯОД) и языки манипулирования данными (ЯМД); языки запросов (ЯЗ), ориентированные на конечного пользователя, предназначенные для формирования запросов к БД (в такой трактовке их можно считать разновидностью ЯМД) и др.

В составе языков описания данных в зависимости от особенностей СУБД поддерживаются все или некоторые из следующих языков: язык описания схем (ЯОС), язык описания подсхем (ЯОПС), язык описания хранимых данных (ЯОХД), языки описания внешних данных (входных, выходных).

Представителем языков, основанных на реляционном исчислении, является широко используемый язык запросов SQL.

Важное место в лингвистическом обеспечении АИС занимают информационно-поисковые языки (ИПЯ) – это искусственные языки, представляющие совокупность средств описания формальной и содержательной структур информации, предназначенные для выражения содержания документов или запросов, описания фактов с целью проведения поиска.

Информационно-поисковыми языками (ИПЯ) называются искусственные языки, специально сконструированные для выражения (формулировки) основного смыслового содержания документов и запросов с целью последующего их сопоставления. ИПЯ обеспечивают компактную, строго алгоритмизированную и удобную для ЭВМ запись наиболее существенных сторон содержания документов и запросов.

Перевод с естественного на машинный поисковый язык называют индексированием.

Системы индексирования различаются. При свободном индексировании используется способ выписывания слов (словосочетаний), отражающих содержание индексируемого документа (запроса) и упорядочение их в алфавитном порядке.

Такой упорядоченный набор слов представляет собой поисковый образ документа (ПОД). Он формируется на основе поискового образа запроса (ПОЗ). Сравнение поискового образа запроса (ПОЗ) с поисковым образом документа (ПОД) производится в процессе поиска информации в АИС.

В качестве ПОД выступают массивы библиографических описаний, индексов, ключевых слов, тематических рубрик, дескрипторов, тезаурусов и др.

ПОЗ включает типовые или наиболее часто употребляемые запросы пользователей, которые могут продолжительно храниться в памяти ЭВМ и использоваться при необходимости.

Основными представителями сетевых терминологических структур являются тезаурусы.
Тезаурус представляет собой список понятий, выраженных на естественном языке, с обозначением отношения между ними. Можно составить бесконечное множество тезаурусов по различным областям знаний, по отдельным проблемам и задачам.
Тезаурус представляет собой контролируемый иерархический словарь терминов, называемых дескрипторами.

Внемашинное информационное обеспечение (ИО) включает показатели, необходимые для решения управленческих задач; их объемно-временные характеристики и информационные связи; различные классификаторы и коды; унифицированную систему документации для отражения показателей; формы вывода результатов обработки.

Основной компонентой внемашинного информационного обеспечения ИС является система документации, применяемая в процессе управления экономическим объектом. Под документом понимается определенная совокупность сведений, используемая при решении экономических задач, расположенная на материальном носителе в соответствии с установленной формой. Документ обладает следующими свойствами:

1. полифункциональности, поскольку документ может предназначаться для выполнения функций регистрации информации о состоянии элементов и процессов, происходящих в экономической системе, для обработки, хранения этой информации и для передачи ее на расстояние;

2. наличия юридической силы, обеспечиваемой присутствием подписей должностных лиц, благодаря которым подтверждается достоверность содержащейся в документе информации.

Система документации - это совокупность взаимосвязанных форм документов, регулярно используемых в процессе управления экономическим объектом. Отличительной особенностью системы экономической документации является большое разнообразие видов документов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1. по степени официальности (документы утвержденной и неутвержденной формы);

2. по отражаемой стадии воспроизводства (производство, торговля и т.д.);

3. по уровню управления (государственный уровень, уровень министерства, уровень объединений, предприятий и организаций);

4. по принадлежности к определенной функции управления (прогнозирования, планирования, учета, контроля, анализа, оперативного управления и др.);

5. по отношению к экономической системе (внешние и внутренние);

6. по отношению к ИС (не обрабатываемые в системе документы и обрабатываемые в системе);

7. по отношению к задаче (первичные документы, промежуточные и результатные документы);

8. по способу заполнения (документы ручного заполнения; полуавтоматического, при котором часть информации заносится в документ автоматически из справочников, а оставшаяся часть с помощью ручного набора на клавиатуре; автоматического получения, осуществляемого с помощью ЭВМ);

9. по способу чтения и обработки (документы визуального чтения и ручной обработки, машинно-ориентированные документы, машиночитаемые документы);

10. по периодичности (годовые, квартальные, месячные и т.д.); 11. по срочности (срочные, несрочные).

Унифицированная система документации (УСД) - это рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию, необходимую для оптимального управления некоторым экономическим объектом. По уровням управления, для которых разрабатываются УСД, они делятся на: 1. межотраслевые системы документации, используемые на всех предприятиях страны; 2. отраслевые, применяемые только на предприятиях конкретной отрасли; 3. системы документации локального уровня, т.е. обязательные для использования в рамках предприятий или организаций.

Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) - это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач

Тема 7. Проектирование внутримашинного информационного обеспечения АСУ

Основные компоненты внемашинного информационного обеспечения ИС.

Внемашинное информационное обеспечение (ИО) включает показатели, необходимые для решения управленческих задач; их объемно-временные характеристики и информационные связи; различные классификаторы и коды; унифицированную систему документации для отражения показателей; формы вывода результатов обработки.

Основной компонентой внемашинного информационного обеспечения ИС является система документации, применяемая в процессе управления экономическим объектом. Под документом понимается определенная совокупность сведений, используемая при решении экономических задач, расположенная на материальном носителе в соответствии с установленной формой. Документ обладает следующими свойствами:

1. полифункциональности, поскольку документ может предназначаться для выполнения функций регистрации информации о состоянии элементов и процессов, происходящих в экономической системе, для обработки, хранения этой информации и для передачи ее на расстояние;

2. наличия юридической силы, обеспечиваемой присутствием подписей должностных лиц, благодаря которым подтверждается достоверность содержащейся в документе информации.

Система документации - это совокупность взаимосвязанных форм документов, регулярно используемых в процессе управления экономическим объектом. Отличительной особенностью системы экономической документации является большое разнообразие видов документов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1. по степени официальности (документы утвержденной и неутвержденной формы);

2. по отражаемой стадии воспроизводства (производство, торговля и т.д.);

3. по уровню управления (государственный уровень, уровень министерства, уровень объединений, предприятий и организаций);

4. по принадлежности к определенной функции управления (прогнозирования, планирования, учета, контроля, анализа, оперативного управления и др.);

5. по отношению к экономической системе (внешние и внутренние);

6. по отношению к ИС (не обрабатываемые в системе документы и обрабатываемые в системе);

7. по отношению к задаче (первичные документы, промежуточные и результатные документы);

8. по способу заполнения (документы ручного заполнения; полуавтоматического, при котором часть информации заносится в документ автоматически из справочников, а оставшаяся часть с помощью ручного набора на клавиатуре; автоматического получения, осуществляемого с помощью ЭВМ);

9. по способу чтения и обработки (документы визуального чтения и ручной обработки, машинно-ориентированные документы, машиночитаемые документы);

10. по периодичности (годовые, квартальные, месячные и т.д.); 11. по срочности (срочные, несрочные).

Унифицированная система документации (УСД) - это рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию, необходимую для оптимального управления некоторым экономическим объектом. По уровням управления, для которых разрабатываются УСД, они делятся на: 1. межотраслевые системы документации, используемые на всех предприятиях страны; 2. отраслевые, применяемые только на предприятиях конкретной отрасли; 3. системы документации локального уровня, т.е. обязательные для использования в рамках предприятий или организаций.

Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) - это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Презентация на тему: " ЛЕКЦИЯ 11. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС. 1.Внемашинное информационное обеспечение. Основные понятия классификации информации. 2.Понятия и основные требования." — Транскрипт:

1 ЛЕКЦИЯ 11. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС. 1.Внемашинное информационное обеспечение. Основные понятия классификации информации. 2.Понятия и основные требования к системе кодирования информации. 3.Состав и содержание операций проектирования классификаторов. Система документации.

2 Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач: однозначного и экономичного представления информации в системе (на основе кодирования объектов); организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов); организации взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных); обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации).

3 Информационное обеспечение ИС включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) внутримашинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структуры информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных). Информационное обеспечение ИС можно определить как совокупность единой системы классификации, унифицированной системы документации и информационной базы

4 Внемашинное информационное обеспечение Классификация – это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Совокупность правил распределения объектов множества на подмножества называется системой классификации Свойство или характеристика объекта классификации, которое позволяет установить его сходство или различие с другими объектами классификации, называется признаком классификации. Множество или подмножество, объединяющее часть объектов классификации по одному или нескольким признакам, носит название классификационной группировки.

5 Классификатор это документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание информации в ИС, содержащей наименования объектов, наименования классификационных группировок и их кодовые обозначения По сфере действия выделяют следующие виды классификаторов: международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы. Каждая система классификации характеризуется следующими свойствами: гибкостью системы; емкостью системы; степенью заполненности системы.

6 Гибкость системы это способность допускать включение новых признаков, объектов без разрушения структуры классификатора. Необходимая гибкость определяется временем жизни системы. Емкость системы это наибольшее количество классификационных группировок, допускаемое в данной системе классификации. Степень заполненности системы определяется как частное от деления фактического количества группировок на величину емкости системы.

7 В настоящее время чаще всего применяются два типа систем классификации: иерархическая и многоаспектная.

8 Иерархическая классификационная схема

9 Характерными особенностями иерархической системы являются: возможность использования неограниченного количества признаков классификации; соподчиненность признаков классификации, что выражается разбиением каждой классификационной группировки, образованной по одному признаку, на множество классификационных группировок по нижестоящему (подчиненному) признаку. логичность, простоту ее построения и удобство логической и арифметической обработки жесткость классификационной схемы

10 Организационная структура подразделения предприятия-цеха отгрузки Классификатор материальных ресурсов для обеспечения производства

11 Недостатки, отмеченные в иерархической системе, отсутствуют в других системах, которые относятся к классу многоаспектных систем классификации. Аспект точка зрения на объект классификации, который характеризуется одним или несколькими признаками. Многоаспектная система это система классификации, которая использует параллельно несколько независимых признаков (аспектов) в качестве основания классификации. Существуют два типа многоаспектных систем: фасетная и дескрипторная. Фасет это аспект классификации, который используется для образования независимых классификационных группировок. Дескриптор ключевое слово, определяющее некоторое понятие, которое формирует описание объекта и дает принадлежность этого объекта к классу, группе и т.д.

13 большую емкость системы и высокую степень гибкости системы сложность структуры и низкую степень заполненности системы Правила классификации продукции ФАСЕТНАЯ СИСТЕМА Принята классификация выпускаемой продукции по следующему ряду уровней (Иерархическая классификация): семейство продуктов; группа продуктов; серия продуктов. Однако эта система классификации не обеспечивает идентификацию любого выпускаемого изделия. Для каждой единицы продукта должны указываться следующие атрибуты (Фасеты): код серии продукта; конфигурационные параметры; свойства.

14 Для поиска показателей и документов по набору содержательных признаков используется информационный язык дескрипторного типа, которой характеризуется совокупностью терминов (дескрипторов) и набором отношений между терминами. Дескриптор это термин естественного языка (слово или словосочетание), используемый при описании документов или показателей, который имеет самостоятельный смысл и неделим без изменения своего значения. Все выделенные отношения явно описываются в систематическом словаре понятий тезаурусе, который разрабатывается с целью проведения индексирования документов, показателей и информационных запросов.

15 Кодирование технико-экономической информации Кодирование это процесс присвоения условных обозначений объектам и классификационным группам по соответствующей системе кодирования. Кодирование реализует перевод информации, выраженной одной системой знаков, в другую систему, то есть перевод записи на естественном языке в запись с помощью кодов. Система кодирования это совокупность правил обозначения объектов и группировок с использованием кодов. Код это условное обозначение объектов или группировок в виде знака или группы знаков в соответствии с принятой системой.

16 Код характеризуется следующими параметрами: длиной; основанием кодирования; структурой кода, под которой понимают распределение знаков по признакам и объектам классификации; степенью информативности, рассчитываемой как частное от деления общего количества признаков на длину кода; коэффициентом избыточности, который определяется как отношение максимального количества объектов к фактическому количеству объектов.

17 Методы кодирования могут носить самостоятельный характер – регистрационные методы кодирования, или быть основанными на предварительной классификации объектов – классификационные методы кодирования. Регистрационные методы кодирования бывают двух видов: порядковый и серийно- порядковый. Классификационные коды используют для отражения классификационных взаимосвязей объектов и группировок и применяются в основном для сложной логической обработки экономической информации.

18 Последовательные системы кодирования характеризуются тем, что они базируются на предварительной классификации по иерархической системе Параллельные системы кодирования характеризуются тем, что они строятся на основе использования фасетной системы классификации и коды группировок по фасетам формируются независимо друг от друга. Группу классификационных систем кодирования можно разделить на две подгруппы в зависимости от того, какую систему классификации используют для упорядочения объектов: системы последовательного кодирования и параллельного кодирования.

19 Понятие унифицированной системы документации Система документации это совокупность взаимосвязанных форм документов, регулярно используемых в процессе управления экономическим объектом. Для того чтобы упростить систему документации, используют следующие два подхода : проведение унификации и стандартизации документов; введение безбумажной технологии, основанной на использовании электронных документов и новых информационных технологий их обработки. Унифицированная система документации (УСД) это рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию, необходимую для управления некоторым экономическим объектом. По уровням управления, они делятся на межотраслевые системы документации, отраслевые и системы документации локального уровня, т. е. обязательные для использования в рамках предприятий или организаций.

20 Любой тип УСД должен удовлетворять следующим требованиям: 1.документы, входящие в состав УСД, должны разрабатываться с учетом их использования в системе взаимосвязанных ЭИС; 2.УСД должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система; 3.УСД должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации; 4.УСД должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней; 5.все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов.

Целью изучения данной темы является ознакомление со\ структурой и содержанием информационного обеспечения компьютерной информационной системы налоговых органов. Изучая этот вопрос, необходимо проработать параграф 10.3 главы 10 учебника Информационные системы в экономике" или одноименный параграф 4.2 главы четвертой учебного пособия "Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах".

Тема 2 включает в себя следующие блоки:

Понятие и структура информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов

Характеристика внемашинного информационного обеспечения

Характеристика внутримашинного информационного обеспечения Выводы к материалам темы 2

Понятие и структура информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов

Следует знать, что информационное обеспечение АИС "Налог" представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно обеспечивать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Перед тем как приступить к разработке информационного обеспечения необходимо выбрать организационную форму использования технических средств, определить функции пользователей системы, установить круг решаемых ими задач, формы обмена информацией и ряд других вопросов. Следует иметь в виду, что информационное обеспечение организуется параллельно с программным обеспечением и информационной технологией.

Знакомясь с информационным обеспечением автоматизированной системы налогообложения нужно понять что, как и в любой другой системе организационного типа, она состоит из внемашинного и внутримашинного.

Характеристика внемашинного информационного обеспечения

Внемашинное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота информационных потоков. Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах. Документы являются наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к документам в части их формы, содержания, порядка заполнения. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К таким документам можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения, в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. С классификацией документов можно познакомиться на страницах 381-382 учебника "Информационные системы в экономике".

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

Следует иметь в виду, что развитие автоматизированных систем предполагает широкое использование унифицированной документации. Среди документов, поступающих в налоговые органы, много унифицированных форм и, прежде всего, это формы бухгалтерской отчетности предприятий и организаций. Однако в налоговых органах, как и в любом другом ведомстве, используется множество внутренних форм документации, которые можно отнести к отраслевым формам Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, т.к. позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС "Налог" должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения различных классификаторов.

Классификаторы, используемые в АИС "Налог":

а) общероссийские классификаторы:

- стран мира (ОКСМ);

- объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (ОКАТО);

- продукции и услуг (ОКП);

б) ведомственные классификаторы:

- форм собственности (КФС);

- организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

- доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

- типовых банковских счетов (КБС);

в) системные классификаторы:

- налогов и платежей (КНП);

- объектов налогообложения (КОН);

- штрафных санкций (КШС);

- идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН); и др.

Используемые в налоговых органах классификаторы разрабатываются по общим правилам и с учетом требований, предъявляемым к построению кодов.

Структура системного классификатора.

Рассмотрим структуру системного классификатора, на примере ИНН юридических и физических лиц. Идентификационной номер налогоплательщика - юридического лица представляет собой десятизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования: Т Т N N ХХХХХС

- ТТ - код территории административно-территориального деления России;

- NN — код территориальной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;

- ХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

- С - служебный символ (контрольное число).

Идентификационной номер налогоплательщика - физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования: TTNNXXXXXXCC

- ТТ - код территории административно-территориального деления России;

- NN - код территориальной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;

- ХХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС - служебный символ (контрольное число).

Далее следует подробно изучить внутримашинное информационное обеспечение.

Внемашинное информационное обеспечение включает: систему классификации и кодирования информации; системы управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменений в документации.

Во внемашинной сфере в процессе управления обмен информацией реализуется в виде движения документов между управляемой и управляющей системами: от органа управления к объекту следуют документы, содержащие плановую информацию (приказы, распоряжения, плановые задания, планы-графики и т. п.); по линии обратной связи – от объекта к органу управления – следуют документы, содержащие учетно-отчетную информацию (информация о текущем или прошлом состоянии объекта управления). Внемашинное информационное обеспечение позволяет провести идентификацию объекта управления, формализовать информацию, представить данные в виде документов.

нутримашинное информационное обеспечение

Внутренняя машинная информационная база — часть информационной базы, которая является совокупностью информации и используется в информационной системе на машинных носителях данных.

В свою очередь внутренняя информационная база может иметь форму хранения данных в виде базы данных или совокупности локальных файлов. База данных — совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ. Совокупность же локальных файлов не предусматривает описания хранимых данных, ее структура напрямую зависит от используемого приложения и между файлами отсутствуют какие-либо связи. В данном проекте в качестве формы хранения используется база данных, так как она дает большую гибкость в изменении ее структуры, более быструю работу с ней и независимость от прикладного приложения, а также с помощью СУБД автоматическую поддержку целостности базы данных.

Требования при создании внутримашинной информационной базы:

  • полнота представления данных;
  • минимальный состав данных;
  • минимизация времени обработки данных;
  • независимость структуры массивов от внутренних средств ее организации,
  • динамичность структуры информационной базы.

Требования к получению информации.

  • Информация должна быть получена:
  • оперативно;
  • быть достоверной;
  • должна быть всегда под рукой.

1. Мировые компьютерные сети:

Интернет – мировой кладезь информации, в том числе и связанной с новостями, поездками и другими источниками. Так в интернете имеют свои странички и сайты. С помощью интернета можно устраивать конференции, общаться в реальном режиме, переписываться, и очень многое другое. Интернет представляет дешевую информацию и очень многое другое: электронные библиотеки, форумы.

Очень удобно содержать страничку в интернете в целях распространения информации, общения с гражданами.

2. Локальная компьютерная сеть.

Ее существование в организации обеспечит связь всех компьютеров с их информационными базами. Что позволит, всем полномочным сотрудникам предприятия иметь доступ к информационной базе.

Персональный компьютер — самое необходимое средство в работе специалиста. В идеале он должен состоять как минимум из:

  • памяти, предназначенной для хранения данных и программ, необходимых компьютеру для работы;
  • центрального процессора, предназначенного для выполнения команд;
  • устройств ввода, предназначенных для ввода в компьютер данных и программ;
  • устройств вывода, предназначенных для вывода результатов.

Кроме того, в современных компьютерах используются накопители — устройства, предназначенные для постоянного хранения (накопления) данных и программ, необходимых для работы компьютера, и обмена этой информацией между накопителями и оперативной памятью компьютера.

Накопители бывают на жестких магнитных дисках (винчестерах) и гибких магнитных дисках (дискетах, лазерных дисках, картах флэш-памяти). Такие накопители называются дисковыми накопителями.

Процессор, память и накопители на жестких и гибких магнитных дисках составляют системный блок современного ПК.

Устройства ввода вывода — это периферийные устройства ПК. Несмотря на то, что накопители на жестких и гибких магнитных дисках расположены в системном блоке компьютера, они относятся к периферийным устройствам и используются в качестве как устройств ввода, так и устройств вывода информации. При считывании данных и программ, хранимых на накопителях, в оперативную память компьютера они выполняют роль устройств ввода. При записи программ и результатов работы компьютера из оперативной памяти на накопители они выполняют роль устройств вывода. Периферийными устройствами являются:

  • клавиатура — необходимое устройство ввода;
  • манипулятор типа мышь — вспомогательное устройство ввода;
  • дисплей (монитор) — необходимое устройство вывода;
  • принтер;
  • сканер;
  • модем.

Установлена связь с Интернетом скорость доступа — 10 мбит/с, коллективное абонентское подключение. Это очень помогает в работе, отправлять заявки на бронирование по e-mail, а не по факсу, т.к. это гораздо удобнее и быстрее.

Так же для удобной работы сотрудников есть в наличии основные канцелярские принадлежности, которые облегчают многие вопросы, связанные с работой с бумагами, оформлением договоров, составлением различных документов.

Статьи к прочтению:

Информационно-технологическое обеспечение геологоразведочной отрасли. Чесалов Л.Е., ВНИИГеосистем


Похожие статьи:

Общее описание системы Назначение системы Система вывода данных о заказах по запросу администратора предназначается для автоматизации процесса получения…

Вычислительных систем Наряду с аппаратным и программным обеспечением средств вычислительной техники в некоторых случаях целесообразно рассматривать…

Читайте также: