Виды дтп и причины их возникновения

Обновлено: 16.05.2024

История свидетельствует, что первая авария с участием автомобиля произошла в 1896 г. Это был наезд на пешехода, который не успел вовремя покинуть проезжую часть. Мировая статистика современности утверждает, что дорожно-транспортные происшествия становятся причиной гибели более миллиона человек ежегодно. Причины повышенной аварийности основаны как на человеческом факторе, так и на качестве дорожного покрытия, уровне освещенности трасс. Существует несколько видов и классификаций ДТП, которые отражают наиболее частые причины и последствия аварийных ситуаций на дороге.

Классификация по тяжести последствий

По тяжести последствий происшествия на дороге можно разделить на несколько видов. Наиболее легкими считаются ДТП, повлекшие лишь материальный ущерб для участников. В этом случае учитывается не только порча транспортных средств или имущества пассажиров, но и стоимость ремонтно-восстановительных работ, оплата труда работников автоинспекции, выезжающих на место ДТП, медиков и т.д. Остальные виды ДТП обусловлены наличием пострадавших, которые:

  • Получили легкие повреждения или утратили трудоспособность на короткое время;
  • Получили повреждения средней тяжести (длительное расстройство здоровья) и тяжкие (серьезная и длительная потеря трудоспособности, увечье, опасность для жизни);
  • Скончались на месте или после транспортировки в медучреждение.

К категории особо тяжких отнесены аварии, когда гибнет несколько человек (4 и более), есть больше десятка раненых. Участниками таких ДТП чаще всего бывают транспортные средства, перевозящие большое количество пассажиров (общественный транспорт, междугородние рейсы). Причиной может стать состояние дорожного покрытия (обледенение, снежные заносы), человеческий фактор (несоблюдение водителем правил, смерть за рулем), столкновение с большегрузом или поездом.

Столкновение и опрокидывание авто

Основные виды ДТП

Частое место опрокидываний — загородные и скоростные трассы, поскольку ТС может опрокинуться при высокой скорости движения. Также причинами могут быть: неудовлетворительное качество дорожного покрытия (ямы, кюветы, обледенение), прокол резины, резкий маневр. Опрокидывание очень опасно для пассажиров, которые не пристегнулись ремнями безопасности. Опрокинувшееся авто загорается в считанные минуты, поэтому главная задача для людей — покинуть салон. Материальный ущерб также значителен, так как отремонтировать машину будет сложно — нарушается кузовная геометрия. Опрокидывание ТС может стать продолжением столкновения, однако в протоколе сотрудники ГИБДД фиксируют ДТП как столкновение, поскольку машина переворачивается после удара. Реже переворачиваются авто из-за неисправности. Стоит отметить, что опрокидывание является ДТП, только если произошло во время движения.

Виды наездов

Аварии с участием детей и иные происшествия

С каждым годом количество аварий, в которых участвуют дети, растет. Основная причина — невнимательность детей, незнание или несоблюдение правил движения, игры возле проезжей части. При этом виновной стороной практически всегда оказывается водитель, который не смог предотвратить ДТП. Родителей наказывают крайне редко и только в том случае, если невиновность водителя очевидна. Распространенные причины возникновения ДТП с участием детей:

  • Катание на велосипедах, коньках на проезжей части;
  • Пересечение улицы на запрещающий сигнал светофора;
  • Самостоятельный переход дороги дошкольниками и младшими школьниками (дети в таком возрасте еще не могут реально оценить возможность наезда);
  • Переход дороги в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • Низкое качество преподавания ПДД в школе (только теория);
  • Пример родителей, которые игнорируют правила перехода через дорогу;
  • Невнимательность водителей, неадекватно оценивающих поведение детей.

Заключение

Классификация дорожно-транспортных происшествий зависит от вида и тяжести ущерба, причины аварии. Некоторые дорожные происшествия не квалифицируются как ДТП, а значит, страховые выплаты исключены. Чаще всего на дорогах РФ фиксируются столкновения, наезды, аварии с участием детей.

Классическая картина дорожно-транспортного происшествия, а по-простому, ДТП, выглядит так: тянущаяся вереница машин, мигание аварийной сигнализации, напряженные лица водителей-участников аварии.

В некоторых ситуациях, инцидент на дороге характерен криками и помощи, мигалками карет скорой помощи, выяснением отношений. Ситуации на дороге могут быть простыми и крайне сложными. Давайте разбираться, что же такое ДТП в юридическом ключе и каковы его причины и последствия.

Понятие ДТП

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой эпизод, возникший в процессе движения на дорожном полотне с участием транспортного средства, при котором участники получили физический вред в виде ранения или смерти, а также материальный вред в виде порчи автотранспорта.

Авария на дороге

Основными признаками ДТП являются следующие события:

  1. Участие транспортного средства в инциденте.
    Так, например, брошенный предмет в пешехода из окна автомобиля не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.
  2. Движение – главное условие.
    Так, например, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, либо на машину упало дерево – это не есть ДТП. Однако, если движущийся автомобиль сбил пешехода или столкнулся с другим автомобилем – это дорожно-транспортное происшествие.
  3. Ущерб.
    Если в результате столкновения двух автомобилей нет никаких царапин, сколов, вмятин, если нет ущерба для пассажиров и водителей, то это не может быть квалифицированно, как ДТП. Если же есть хотя бы небольшой ущерб, значит данная ситуация уже будет считаться аварией.

По статистике ГИБДД, в период с января по июнь 2016 года в России произошло 72889 дорожно-транспортных аварий, которые унесли жизни свыше 8 тысяч человек.

Причинами этих инцидентов являются несоблюдение правил дорожного движения, превышение скоростного режима, а также, употребление алкоголя до или в момент управления автомобилем. Мы поговорим о ситуациях, которые приводят к ДТП немного позже.

Виды дорожно-транспортных происшествий

Сегодня сотрудники ГИБДД в протоколах фиксируют происшествия на дорожном полотне и условно разделяют их на несколько категорий.

Столкновение

Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существует несколько видов столкновений:

  1. Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения.
    Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
  2. Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть.
    Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
  3. Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди.
    Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
  4. Заднее столкновение.
    Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Также, нередкими бывают столкновения с железнодорожным транспортом, виновником которого в 99% случаев является водитель автомобиля. Поэтому, чтобы избежать наезда поезда на авто, следует выполнять правила проезда железнодорожных переездов.

Опрокидывание

Рисунок аварии

Опрокидыванием является инцидент, в результате которого одно или несколько транспортных средством опрокинулись.

Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.

Часто опрокидывание случается в результате столкновения, однако, в протоколе это фиксируется непосредственно, как столкновение, поскольку это первичное ДТП, а перевернулся транспорт уже позднее.

Наезд на препятствие

Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д. Такие дорожные инциденты достаточно опасны.

Как правило, не пристегнутые водители и пассажиры могут получить серьезные травмы, особенно, если автомобиль не оборудован системой безопасности на достаточном уровне.

Также, наездом на препятствие будет считаться, если маршрутка наехала на бордюр, а пассажир при этом разбил нос о стекло. Такой инцидент не может остаться без разбирательства, поскольку есть транспорт, есть движение и есть физический ущерб пассажира.

Наезд на пешехода

Инспектор дпс

Такой вид происшествий очень опасен. Как правило, наезды могут происходить на пешеходном переходе, не смотря на то, что это место должно быть максимально безопасным для людей.

Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.

К пешеходам в данных ситуациях относят:

  • катающихся на коньках, лыжах, санках;
  • инвалидов, перемещающихся в инвалидном кресле без мотора;
  • дети на трехколесных велосипедах.

Следует заметить, что наезд на человека, движущегося на велосипеде квалифицируется отдельной категорией.

Наезд на велосипедиста

Не смотря на то, что данное понятие говорит само за себя, уточним: под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство.

Однако, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.

Наезд на животное

Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону.

В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.

Наезд на гужевой транспорт

Аварийный треугольник на снегу

Подобное происшествие может возникнуть, если транспортное средство осуществило наезд на повозки или упряжку с животными, либо же повозки столкнулись с движущимся ТС.

Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.

Иные виды аварий

Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Поэтому невозможно вынести каждое в отдельную категорию. Для оформления документации по той или иной автокатастрофе можно вносить и другие причины.

Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.

Причины дорожно-транспортных аварий

К сожалению, многие автомобильные происшествия приносят большое горе близким. Для них разбираться в причинах в такой ситуации нет смысла, ведь человека уже не вернуть.

Однако, если задуматься, то анализируя то или иное ДТП, можно сделать вывод для себя, чего нельзя допускать, чтобы такое не произошло с другими.

Условно, причины ДТП делятся на 2 категории: субъективные и объективные. Первые зависят от действий и манеры вождения самих участников дорожного движения. Это нарушение ПДД и правил эксплуатации автотранспорта

Объективные причины – это общая дорожная ситуация, не зависящая от поведения водителя на дорожном полотне. К ним относят неправильные развязки, некачественное дорожное покрытие, недостаточная освещенность улиц, недостаток дорожных знаков и регулирующих элементов, а также техническое состояние непосредственного транспортного средства.

Как правило ДТП является результатом совокупности факторов, поэтому важно установить и определить, дабы понять какую ответственность будет нести каждая сторона.

Субъективные причины

Дтп из трех машин

Таких причин достаточно много. Но все они не могут оправдывать водителя в случае, если произошла трагедия.

Люди звонят в страховую после аварии

  1. Употребление алкоголя или наркотических веществ является одной из вероятных причин, ведущих к авариям.
    Поскольку в результате снижается концентрация и замедляется реакция у водителя, вполне возможны не только дорожные инциденты, но и тяжелые последствия в виде больших штрафов, лишения водительских прав, а также физического вреда себе и окружающим.
  2. Нарушение скоростного режима имеет место практически в любом большом городе.
    На сегодня, по правилам дорожного движения разрешенная скорость в населенном пункте 60 км/ч, в некоторых местах до 80 км/ч, но если двигаться в общем потоке, то зачастую скорость других участников 100 и выше. И не смотря на то, что считается, что придерживаться скорости транспортного потока – это максимально безопасно для себя и окружающих, непредвиденные обстоятельства могут сильно повлиять на исход ДТП. Так, при лобовом столкновении при скорости 60 км/ч у двух транспортных средств, люди, находящиеся в автомобилях практически не имеют шансов на выживание. А если взять скорость свыше 100?
  3. Нарушение безопасной дистанции часто приводит к задним столкновениям в транспортном потоке.
    Место аварии в таком случае, может быть и не похоже на катастрофу, но даже замена бамперов сегодня достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому, соблюдайте безопасную дистанцию и на дорогах, и в городской черте, на светофорах, рядом с остановками и пешеходными переходами.
  4. Усталость водителя.
    Правила безопасности на дороге четко регламентируют необходимость отдыхать каждые 2-3 часа дороги в течение 15-30 минут. Тем не менее, большинство водителей легковых и грузовых автомобилей игнорируют эти правила и теряют концентрацию внимания.
  5. Отвлечение водителя.
    К этому относятся посторонние разговоры, звонки по телефону, курение за рулем, настройка радио. Также, частой причиной аварий в современном мире являются социальные сети.
  6. Плохие навыки вождения.
    Как правило, сразу после автошколы, молодые водители сразу же сталкиваются в реальной дорожной обстановкой, а некоторые попросту не знают, какое решение следует принять. Неуверенность и недостаточный опыт – причина ДТП в первый год вождения. Кроме того, проблема многих новичков в том, что сначала они получают водительское удостоверение, а автомобиль появляется лишь спустя 2-3 года. За эти годы навыки вождения теряются, а на дорогах в большой загруженностью восстановить их достаточно сложно.
  7. Лихачество.
    Так случается у молодых водителей спустя несколько месяцев самостоятельного вождения. Появляется лишняя самоуверенность, ощущение расслабленности за рулем, нарушение ПДД. Все это рано или поздно приводит к трагическим последствиям.
  8. Невнимательность и хамское отношение к другим участникам дорожного движения.
    Эта причина аварий является очень частой, а уж говорить о уважительном отношении водителей к пешеходам можно очень долго.

Объективные причины

Объективные причины сводятся к плохому состоянию дорог, техническому состоянию автотранспорта, а также к погодным условиям.

Довольно-таки часто одной большой причиной является трагическое стечение всех этих обстоятельств, к которым добавляются еще и манера езды, и нарушение ПДД.

Что делать в случае ДТП?

Памятка, которую наизусть должен помнить каждый водитель, сводится к простым правилам, которые помогут в сложной ситуации.

Если вы попали в ДТП, следуйте по данной схеме:

  1. Немедленно остановите и не перемещайте транспортное средство, включите аварийную сигнализацию и оформите место дорожно-транспортного происшествия аварийными знаками.
  2. Проверьте состояние здоровья ваших пассажиров, а также убедитесь, что другим участникам дорожного происшествия помощь не нужна. В противном случае, вызовите машину скорой помощи, а при необходимости окажите первую доврачебную помощь пострадавшим.
  3. Освободите проезжую часть только в том случае, если ваше транспортное средство мешает движению других участников.
  4. Сообщите о ДТП в ГИБДД, а также сразу свяжитесь со своей страховой компанией для возмещения ущерба.
  5. Оставайтесь спокойны и не покидайте место дорожно-транспортного происшествия до тех пор, пока не будут решены все формальные и неформальные вопросы.
  6. Если ДТП произошло по вашей вине, обязательно зафиксируйте все данные об аварии, поговорите со свидетелями. Вины с вас это не снимет, но учтется в суде, как сотрудничество.
  7. Если вы невиновны в случившемся, то следует внимательно осмотреть место происшествия и сделать фото и видео фиксацию, которая может дополнительно помочь вам в ходе разбирательств.
  8. Ни в коем случае не соглашайтесь подписывать протокол, в котором есть неточности. Это может стать поводом отказа для выплаты компенсации по страховке.

Дорожно-транспортное происшествие всегда влечет за собой серьезные последствия, даже при минимальных столкновениях. Застраховаться от них невозможно, но понимая, что делать в сложной ситуации, намного легче выйти из неё.

Каждый водитель, садясь за руль транспортного средства и выезжая на дорогу, рискует попасть в аварию. Что такое ДТП или авария на дороге? Последствия происшествия могут быть самые различные – от лёгкого испуга до смертельного исхода. Также существует множество нюансов, которые должны знать все водители.

Определение ДТП

Определение ДТП – это дорожно-транспортное происшествие, участниками которого стали автотранспортные средства. Результат происшествия может быть разным. Регулируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 года.

Признаки ДТП

Чтобы правильно квалифицировать произошедшее на дороге происшествие, нужно определить признаки:

  • Происшествие произошло по обстоятельствам, зависящим от действий или бездействия человека. Последствия происшествия разворачиваются без участия человека.
  • Хотя бы одно транспортное средство должно находиться в движении. Если повреждение авто стало следствием отлетевшего от дорожного полотна камня – это не ДТП.
  • Происшествие произошло в результате дорожного движения. Движение во дворах, на прилегающих территориях должно осуществляться с соблюдением ПДД. Если транспортные средств столкнутся на замёрзшей реке – это не ДТП.
  • В аварии задействовано как минимум одно транспортное средство – техническое устройство, разработанное таким образом, чтобы осуществлять перевозку людей и грузов по дорогам. Мотоблок со специальным прицепным устройством, которое идёт как дополнение к нему, не является ТС. Если он станет участником происшествия на дороге – это не будет считаться ДТП.
  • Последствия носят материальный или физический характер – ранения и увечья людей, повреждение авто, прочее.

Важно! Если водитель сбивает пешехода, но последний не пострадал никоим образом, происшествие не будет отнесено к ДТП, хотя водитель нарушил ПДД. Но, если пешеход уронил и разбил телефон, это уже материальный вред. Произошедшее будет квалифицировано как дорожно-транспортное происшествие и, одновременно, нарушение правил.

Признаки ДТП

Причины ДТП

Могут быть различными, но всегда присутствует человеческий фактор. Основная причина – нарушение правил, по которым необходимо осуществлять движение по дорогам. Водители нередко игнорируют дорожные знаки. Причинами происшествия на дороге могут быть:

  • пренебрежение дорожными знаками;
  • несоблюдение скоростного режима;
  • нарушение правил проезда перекрёстков;
  • игнорирование запрещающего сигнала светофора;
  • нахождение водителя в нетрезвом виде или ином опьянении;
  • несоблюдение правил проезда ж/д переездов;
  • иные причины.

Важно! Пешеход так же может стать причиной аварии на дороге. Например, он переходил дорожное полотно в неположенном месте, водитель, чтобы не совершить наезд, пересёк сплошную линию, врезался во встречную машину. Оба водителя ехали по правилам, причиной ДТП стал нерадивый пешеход.

Причины ДТП

Классификация видов ДТП

Законодательно выделяют несколько видов ДТП. Классификация происходит по признакам аварии. Определение вида ДТП необходимо для правильного составления протокола.

Классификация видов ДТП

Столкновение

Это физический контакт одного транспортного средства с другим. Может быть несколько ТС. Если у авто происходит физический контакт с поездом, что стало следствием нарушения правил пересечения ж/д переездов, происшествие будет классифицировано, как столкновение.

Опрокидывание

Если движущаяся машина переворачивается на бок или на крышу, происшествие будет квалифицировано как опрокидывание. Причиной является потеря водителем контроля над ТС.

Важно! Если авто перевернулось на крышу или на бок в результате сильнейшего столкновения с другим авто, происшествие так же будет классифицировано как опрокидывание.

Наезд на пешехода

Это наезд на пешехода, переходящего дорогу в положенном или неположенном месте. Не играет роли, получил пешеход травмы и увечья или нет.

Наезд на велосипедиста

Велосипедист является таким же участником дорожного движения, как автомобили и мотоциклы. Ситуация очень похожа на предыдущую, но пострадавший идёт не пешком, а едет на велосипеде.

Провокатором ДТП может быть сам велосипедист или водитель. Происшествие классифицируется как наезд.

Наезд на велосипедиста

Наезд на гужевой транспорт

К гужевому транспорту относятся повозки, телеги и прочие средства передвижения, которые управляются с помощью животных (не обязательно лошадей). В черте города такие повозки не встречаются, но вероятность аварии увеличивается в сельской местности.

Не имеет значения, кто стал инициатором ДТП – авто или гужевая повозка. Авария будет считаться наездом.

ДТП с участием более двух автомобилей

Если сталкиваются несколько авто – это также ДТП, но с участием более двух ТС. Аналогичная ситуация, если итогом происшествия стали травмы у нескольких пешеходов.

Порядок возмещения ущерба пострадавшим сторонам определяется в зависимости от многих факторов. Взаимодействуют сразу несколько страховых компаний, которые определяют размер ущерба по ОСАГО и занимаются возмещением. В таких случаях нередки судебные разбирательства.

Бесконтактные ДТП

На дороге может произойти ситуация, когда авто или пешеход не испытывают определённого контакта с другим авто или пешеходом, при этом получают урон.

На парковке

Авария может произойти и со стоящим автомобилем. Часто подобное ДТП происходит на парковках – стационарных или возле жилых домов.

ДТП на парковке

Столкновение с предметами (наезд на препятствие)

Авто может столкнуться со препятствием – стационарным предметом. Например, с фонарным столом, рекламным столбом. Не имеет значения – наехал водитель на предмет или столкнулся с ним. Происшествие будет расценено как ДТП, потребуется оформление соответствующих документов.

Столкновение автомобиля с препятствием

Категории участников ДТП

Если применять классификацию с точки зрения ДТП, которое уже произошло, то можно выделить следующие категории участников движения:

  • Владелец ТС – собственник или иное лицо, пользующееся авто на законных основаниях.
  • Виновник – человек, по вине которого произошло происшествие на дороге.
  • Виновник в причинении ущерба – лицо, по вине которого произошло причинение имущественного или морального вреда участнику аварии на дороге. Не всегда, но оба понятия могут быть заключены в одном человеке. Но виновником ущерба также может быть признано стороннее лицо. Например, механик в автосервисе, который плохо закрутил винты, когда менял колёса. Колесо отлетело – спровоцировало ДТП.
  • Потерпевший – лицо, которому причинён вред различной категории.

Ответственность за ДТП

Если присутствует человеческий фактор, то виновного нужно привлекать к ответственности. Вид ответственности, к которому нужно привлечь виновного, зависит от вида ДТП и степени тяжести ущерба. Иногда виды ответственности пересекаются между собой и виновного привлекают по нескольким статьям законодательства.

Ответственность за ДТП

Гражданско-правовая

Редкая авария обходится без привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Это денежная компенсация, которую виновный выплачивает пострадавшему. Согласно ст. 1079 ГК РФ, данный вид ответственности наступает, если возможно определить виновника. То есть, авария не стала следствием, например, стихийного бедствия.

Когда виновник ДТП будет выявлен и установлен, он должен оплатить весь ущерб, который причинил. В состав входит:

  • Материальный вред, который был причинён предметам, принадлежавшим пострадавшему – ТС, груз внутри.
  • Вред, который был причинён зданиям, сооружениям, находящимся вокруг места аварии.
  • Компенсация расходов, которые понёс пострадавший для восстановления здоровья – медобслуживание, покупка медикаментов, приобретение специальных устройств для реабилитации.
  • Расходы на погребение, если следствием аварии стала смерть человека.
  • Моральный вред – взыскивается не всегда и только по решению суда (иногда по договорённости между сторонами).

Важно! Сумма морального вреда должна быть обоснована. Например, после лечения пострадавшему потребовалась помощь психолога. Расходы на него не включишь в смету медицинских расходов. Но взыскать траты в качестве морального вреда можно.

Административная. Штрафы

Административная ответственность наступает в том случае, если авария произошла по причинам, прописанным в КоАП РФ. С юридической точки зрения, ответственность наступает не за происшествие на дороге, а за нарушение ПДД.

Виновнику ДТП нужно заплатить штраф, если следствием аварии стал лёгкий или средней тяжести вред здоровью. Сумма штрафа отличается – от 2 до 25 тысяч рублей. Водителя также могут лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, если следствием аварии стали тяжёлые травмы людей или смерть. Причина происшествия на дороге определяется как нарушение ПДД или нарушение правил эксплуатации ТС.

Смертельным исходом считается смерть человека не только сразу же после ДТП, но и в течение 7 суток после происшествия.

Виновника привлекают по ст. 264 УК РФ. Последствия могут быть следующие:

  • Следствием аварии стал тяжкий вред здоровью. Виновнику могут ограничить свободу на 3 года, приговорить к принудительным работам на 2 года, арестовать на полгода или полностью лишить свободы на срок до 2 лет. Применяется один из видов наказания, а не в совокупности.
  • Следствием происшествия на дороге стал тяжкий вред здоровью, а виновник находился в состоянии алкогольного или иного опьянения. Его могут приговорить на 3 года к принудительным работам или к тюремному заключению сроком до 4 лет.
  • Следствием аварии стал смерть одного человека – принудительные работы на 4 года или тюремное заключение сроком до 5 лет.
  • Следствием аварии стала смерть одного человека, а у виновника доказано алкогольное или иное опьянение. Наказывают только в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет.
  • Следствием происшествия на дороге стала смерть 2 и более людей. Наказать могут так – приговорить к принудительным работам на срок до 5 лет или к тюремному сроку до 7 лет.
  • Следствием аварии стала смерть 2 и более людей, виновник был пьян (факт доказан) – реальный тюремный срок от 4 до 9 лет.

Важно! Во всех случаях человека, который виноват в произошедшем, лишают возможности заниматься определённым видом деятельности или занимать конкретные должности на 3 года.

Оставление места ДТП

Вне зависимости, кто виноват в аварии, если один из участников покинет место происшествия – его можно привлечь к ответственности. Наказанием будет лишение прав или арест на срок до 15 суток.

Норма прописана в ст. 12.27 КоАП РФ.

Порядок действий при аварии

Если на дороге произошло происшествие, необходимо предпринять следующие действия:

  • остановить ТС, даже если оно мешает прочим участникам движения;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • дождаться их приезда.

Порядок действий при ДТП

Обязательно нужно выставить знак аварийной остановки. Знак должен быть в двух местах:

  • на багажнике авто каждого участника аварии;
  • на дорожном полотне.

Убрать знак можно только тогда, когда сотрудники ГИБДД закончат оформление документов.

Порядок действий при ДТП нужно соблюдать неукоснительно. Это позволит достичь максимально положительного результата при проведении разбора произошедшего.

Если есть свидетели, рекомендуется взять их номера телефонов. Они могут не дождаться инспекторов ГИБДД (спешат, не хотят принимать участие или иное). Но их показания могут пригодиться при судебных разбирательствах, если придётся отстаивать свою позицию и доказывать правоту в суде.

Заключение

ДТП, даже с минимальным ущербом, всегда неприятно! Важно соблюсти порядок действий, не паниковать и не нервничать. Сотрудники ГИБДД предложат пройти медицинское освидетельствование – отказываться ни в коем случае нельзя! Отказ приравнивается к признанию алкогольного или иного опьянения. Степень вины от этого будет отягчена нежелательными причинами и последствиями.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.









Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб [1] Экономический ущерб от ДТП может доходить до 5% валового национального продукта (ВНП); в России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России, [2] за 5 лет ущерб российской экономики составил 5,5 триллиона рублей, [3] что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. [4]

Содержание

Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

Классификация ДТП





  • столкновение
  • опрокидывание
  • наезд на стоящее транспортное средство
  • наезд на препятствие
  • наезд на пешехода
  • наезд на велосипедиста
  • наезд на гужевой транспорт
  • наезд на животное
  • падение пассажира
  • иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)

Основные поражающие факторы при ДТП

  • динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства
  • травмирование обломками и частями транспортных средств при зажатии пострадавших частями транспортных средств
  • воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара
  • воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы

Факторы риска

К факторам риска относят:

  • нарушение правил дорожного движения, в том числе:
      ;
    • превышение допустимой скорости движения;
    • неиспользование ремней безопасности;
    • использование неисправного транспортного средства.

    Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

    ДТП в России

    В России число ДТП составляет в год около 200 тыс., в которых погибают примерно 27 тыс. человек (в основном по вине самих водителей), ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 % ВВП. [5] [6] В 2010 году приводилась оценка экспертов, что за последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. [7] При этом число погибших на 100 тыс. автомобилей является одним из самых низких среди стран СНГ и в последние годы сокращается. [8] С 2004 по 2011 год число погибших в ДТП снизилось на 19 % при росте автомобильного парка за тот же период на 35 %. [9]

    По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. [источник не указан 16 дней]

    Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в России / РСФСР (по статистике ГИБДД)

    Год Кол-во ДТП Погибло Ранено
    1980 ? ≈27 500 ≈138 100
    1985 139 035 22 676 148 645
    1986 138 637 20 651 150 356
    1987 142 695 21 243 155 684
    1988 161 320 25 938 176 583
    1989 189 986 32 739 207 628
    1990 197 362 35 366 214 820
    1991 197 659 37 510 214 409
    1992 184 975 36 471 200 026
    1993 178 651 37 120 192 802
    1994 174 908 35 599 189 877
    1995 167 280 32 791 183 926
    1996 160 523 29 468 178 378
    1997 156 515 27 665 177 924
    1998 160 300 29 021 183 846
    1999 159 823 29 718 182 123
    2000 157 495 29 594 179 401
    2001 164 401 30 916 187 790
    2002 184 360 33 243 215 678
    2003 204 267 35 602 243 919
    2004 208 558 34 506 251 386
    2005 223 342 33 957 274 864
    2006 229 140 32 724 285 362
    2007 233 809 33 308 292 206
    2008 218 322 29 936 270 883
    2009 203 603 26 084 257 034
    2010 199 431 26 567 250 635
    2011 199 868 27 953 251 849
    Всего 4 936 265 855 866 5 856 134

    Примечания к таблице:

    1. В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
    2. До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали [11][12] . С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток [13] . Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года [источник не указан 65 дней] .

    Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:

    • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
      • 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
      • 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
      • 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.

      Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.

      ДТП в Европе

      В большинстве стран Европы погибшими также считаются лица, скончавшиеся в течение 30 суток после ДТП. Однако в Молдавии погибшими считаются скончавшиеся в течение 1 года после ДТП, в Словакии — в течение 1 суток, в Португалии и Албании — на месте ДТП.

      Государство Погибло (2007 год)
      Австрия 691
      Белоруссия 1517
      Бельгия 1067
      Болгария 1006
      Босния и Герцеговина 428
      Великобритания 3298
      Венгрия 1232
      Германия 4949
      Греция 1657
      Ирландия 365
      Исландия 30
      Испания 4104
      Италия 5669
      Кипр 89
      Латвия 407
      Литва 759
      Люксембург 43
      Македония 140
      Мальта 14
      Молдавия 589
      Нидерланды 781
      Норвегия 233
      Польша 5583
      Португалия 854
      Румыния 2712
      Сербия 962
      Словакия 627
      Словения 293
      Украина 9921
      Финляндия 380
      Франция 4620
      Хорватия 619
      Черногория 122
      Чехия 1222
      Швейцария 370
      Швеция 471
      Эстония 196

      ДТП в Азии

      Ответственность

      Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия [15] .



      Оказание помощи пострадавшим

      Во многих странах в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструкторы медицинской специальной подготовки и др. Причем они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.

      Читайте также: