В результате дтп пассажир а 17 лет который сидел на заднем сидении получил огнестрельное ранение

Обновлено: 16.06.2024

Автомобильный травматизм, связанный с интенсивным развитием автомобильного транспорта, начиная с 60-х годов приобрел форму эпидемии и занял третье место среди причин смертельных исходов. Это негативное явление стало характерным для всех регионов нашей страны [16,48,65,162,164]. Уровень аварийности и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в последние года в СССР в три раза выше, чем в странах с развитой автомобилизацией [175]. Наблюдается рост числа жертв среди водителей и пассажиров [51,147]. Проблема автомобильного травматизма проблема общегосударственное значение.

Расследование автомобильных происшествий сопряжено с решением многих вопросов, среди которых выделяется необходимость установления лица, управлявшего автомобилем перед происшествием [34,38,81]. Вопрос о водителе при автомобильных катастрофах нередко встает, если в живых остается только часть пострадавших [56]. Он также возникает, если водитель и пассажиры при автомобильном происшествии выбрасываются из кабины [35,180] если водитель скрывается с места происшествия или действительный водитель указывает на погибшего, как на виновника происшествия. Решение этого вопроса приобретает особое значение тогда, когда происшествие произошло в пустынном месте, без заслуживающих доверия свидетелей, в случаях сокрытия занимаемого в автомобиле места участниками происшествия [205]. В некоторых случаях возникает необходимость установления лица, занимавшего место рядом с водителем [144], а также установления возможности получения повреждений погибшим при условии его расположения на месте водителя в случаях симуляции автомобильного происшествия после совершенного убийства [182]. Несмотря на злободневность, самостоятельное отражение в судебной медицины данный вопрос получил лишь в отдельных работах, что было связано с необходимостью изучения растущего автомобильного травматизма, в том числе, травмы внутри кабины автомобиля, а также преимущественной необходимостью выработки рекомендаций по повышению безопасности автомобиля. Основное внимание при изучении травмы внутри автомобиля удалено случаям встречных (фронтальных) столкновений автомобилей с другими автомобилями или препятствиями, которые составляют 42,2% среди всех случаев столкновений автомобилей и отличаются наибольшей тяжестью [48]. В связи с чем, дифференциально-диагностические возможности судебно-медицинской экспертизы по распознанию водителя и пассажиров, в основном, относятся к автомобильным происшествиям, сопровождающимся встречными столкновениями [5-7, 9, 19, 64, 69, 81, 86, 94, 103–110, 126-130, 143, 176, 180, 183, 184, 186, 187, 188, 196, 206, 210].

Этому же типу столкновений посвящены экспериментальные исследования с использованием антропометрических и биологических манекенов [26-28, 31, 33, 98, 99, 130, 132, 190, 195, 197, 203, 209].

Основанием для установления места, занимаемого в кабине пострадавшим, многие авторы считают выявление особенностей имеющихся у них повреждений, характер которых обуславливается конструкцией и внутренней отделкой кабины [134, 142, 144, 171, 177].

Положение тела водителя в кабине движущегося автомобиля определяется его рабочей позой [85]. В связи с контактом с деталями рычагами управления тело водителя меньше смещается под воздействием силы инерции. Поэтому для водителей более характерны повреждения, возникающие от прямых ударов спереди, среди которых выделяются повреждения от рулевого колеса и рулевой колонки на передней поверхности груди в виде ссадин и кровоподтеков, частично отображающих их форму, поперечных переломов грудины, продольных переломов I и III ребер, разрывы связок грудино-ключичного сочленения, ушиба сердца и переломов ребер, преимущественно левых, рваные раны кистей между I и II пальцами с вывихом или переломом костей, а также переломы вертлужной впадины, надколенника, костей нижних конечностей, больше слева.

Считается, что у пассажиров подобные ранения в таком сочетании не встречаются. Тела пассажиров в кабине легче смещаются, поэтому и повреждения у них не только большее число, но иной раз повреждения имеют совершенно другой вид, характер и тяжесть [144]. Ввиду большей подвижности, для пассажиров характерны повреждения от сотрясения тела, у них наблюдается более высокая повреждаемость внутренних органов. Контактные повреждения у пассажиров переднего сидения связаны с ударами о панель щитка приборов, лобовое стекло, панель правой двери [144]. Наличие на месте водителя деталей и рычагов управления определяет различие в повреждениях у водителя и пассажиров [176,187]. Кинематика движения тела водителя и пассажиров разделяется на фазы [131].В связи с наличием перед водителем рулевого управления, фаз перемещения его тела, в сравнении с движениями тела пассажиров, при фронтальном столкновении больше, т.к. тело водителя, наталкиваясь на рулевое колесо, как бы огибает его, в то время как тело пассажира сразу же смещается к панели щитка приборов и лобовому стеклу. Большей смещаемости подвержены и тела пассажиров, располагающихся на задних сидениях которые в момент лобового столкновения увлекаются вперед вверх, иногда достигая лобового стекла, а затем вталкиваются назад [197]. На теле водителя и пассажира при лобовых столкновениях действуют силы, направленные вперед и вверх. При этом фиксированное положение водителя снижает уровень этих сил [115,130].

При лобовом столкновении перемещение человека в кабине происходит в виде вращения относительно оси, проходящей через пяточные кости [127] или коленные суставы [130]. Степень смещения зависит от скорости движения автомобиля перед столкновением. Поэтому повреждения от рулевого управления могут располагаться на различном уровне [128]. К характерным повреждениям от рулевого колеса относятся прямые переломы грудины на уровне III или IV межреберий в сочетании с контактными повреждениями на коже, подкожные поперечные разрывы мышц передней брюшной стенки, разрывы желчного пузыря, общего желчного протока, повреждения 12-перстной кишки [110].На груди водителей обнаруживаются ссадины и кровоподтеки, дважды повторяющие форму рулевого колеса [22]. В некоторых случаях у водителей при ударе головой о верхнюю часть рулевого колеса или его ступицу могут возникать характерные горизонтальные или дугообразные ссадины и ушибленные раны [131]. Описаны следы удара о рулевое колесо у водителя автомобиля М-20 на внутренней поверхности плеч в виде дугообразных полосовидных пятен [81]. К характерным повреждениям для водителей относится перелом надколенника от ударов о рулевую колонку [105].

Особенности переломов бедренных костей у водителей объясняются причастностью к их формированию рулевого колеса, на которое наталкивается водитель, тело которого смещается вперед вверх. В связи с меньшей смещаемостью тела водителя, а также контактом с рулевым колесом, объясняют наличие только у водителей двусторонних и тройных переломов бедренных костей [9].

К характерным повреждениям для водителей отнесены “резано-ушибленные” раны в области первых межпальцевых промежутков, рваные раны в 1 межпальцевых промежутках, вывихи и переломы костей пястья, переломы нижних частей костей предплечья и вывихи в области лучезапястных суставов [128]. У пассажиров же переднего сидения преимущественно наблюдаются ушибленные раны ладонной и тыльной поверхности кистей, поперечные переломы костей предплечий от деталей панели приборов [131].

К характерным повреждениям для водителей относят также травму голеностопных суставов и стоп, возникшую при столкновениях от контакта ног с педалями [22,131].

Среди особенностей травмы водителей и пассажиров переднего сидения различные авторы отмечали травму шейного отдела позвоночника, возникшую по типу “хлыста” или “подбородочного крючка” [22]; вывих головки бедра, именуемый вывихом от щитка приборов [144,210]; перелом таза от ударов обеими ногами о панель [73-75,126,131]; гидродинамические разрывы аорты [8]; переломы грудины у водителей от удара о панель щитка приборов управления [94] и множественные переломы ребер, позвоночника [125,136]; повреждения шеи с переломами щитовидного хряща или подъязычной кости [54,55,105,144].

Ряд авторов отмечали преимущественное расположение повреждений у водителей на левой, у пассажиров – на правой боковых поверхностях [82, 83, 126, 128, 144]. Исключением явилась противоположная локализация повреждений на грудной клетке [126].

У водителя, вследствие касательных столкновений, встречается травма левого лучезапястного сустава [12,179], левой голени и стопы [50], полное отделение головы [165]. Преимущественное образование переломов костей левой нижней конечности у водителя объясняется тем, что “водитель перед столкновением стремиться максимально снизить скорость, для чего нажимает левой ногой на тормозную педаль и поэтому левая нога испытывает первой удар [82], а перед столкновением (с точки зрения водительского мастерства в условиях правостороннего движения) водитель старается “уйти” вправо и подставляет под удар левую часть автомобиля и, следовательно, левую половину своего тела [169].

У водителей и пассажиров переднего сидения от ударов о лобовое стекло, а также от осколков стекол возникают резаные раны на лице и скальпированные раны в волосистой части головы, которые в диагностическом отношении считаются близкими к специфическим [64].Резаные раны на кистях, включая пальцы и предплечья, обнаруживались только у пассажиров. В одном случае у водителя обнаружились множественные параллельные ссадины на левой боковой поверхности груди, вследствие попадания осколков стекла в промежуток между туловищем и панелью двери [110], описан случай аспирации осколков стекла у пассажиров[183].

С 1.04.75 г. в СССР “Правилами дорожного движения” было введено положение об обязательном применении ремней безопасности водителям и пассажирами легковых автомобилей. Наиболее эффективны они при фронтальных столкновениях, опрокидываниях и частично боковых столкновениях [16]. По мнению ряда авторов, их применение снижает уровень тяжести травмы и смертельных исходов при автомобильных происшествиях [116, 139, 184, 189, 197, 200, 211]. Однако, в связи с тем, что многие водители и пассажиры не пристегиваются ремнями безопасности [211] и эффективность их проявляется при правильной подгонке и сравнительно небольших скоростях [102,160], возникает интерес к дифференциально-диагностической трактовке повреждений у водителей и пассажиров в автомобилях, оснащенных ремнями безопасности.

Неправильная подгонка ремней безопасности влечет за собой травму от удара о ремень: травму груди с повреждением ключицы, ребер, грудины, органов груди и живота. По ходу ремня безопасности на коже груди возникают ссадины, подкожные кровоизлияния. При столкновениях на большой скорости возникают разрывы аорты, отрывы сердца и аорты, разрывы стенки сердца [102,159,160].

У пассажира по ходу ремня безопасности может наблюдаться целый комплекс повреждений – небольшое кровоизлияние в кожу передней поверхности шеи, ссадина, идущая от правой стороны шеи книзу влево от уровня пупка с разрывами подкожно-жировой клетчатки с отслоением лоскута жира кверху, переломы нескольких ребер, разрывы перикарда, печени и селезенки, травма шейного и верхнего отдела грудной части позвоночника, при отсутствии повреждений на голове [202].

На дифференциально-диагностическое значение характера и локализации указанных повреждений для определения места расположения пострадавших в кабине автомобиля авторы не акцентируют внимание.

При фронтальных столкновениях у пассажира, фиксированного трёхточечным ремнем безопасности, сильному воздействию подвергается шейный отдел позвоночника, которое связывается со сгибанием головы, достигающим 85º [202].

Кроме травмы шеи и шейного отдела позвоночника, в случаях плохой подгонки ремней безопасности, могут возникнуть повреждения лица с переломами костей от удара пассажира головой о панель, круговые переломы основания черепа, множественные переломы в передней черепной ямке. У водителей – повреждения от рулевого колеса. Было отмечено, что тяжесть травмы впереди сидящих лиц увеличивалась в случае нахождения на заднем сидении пассажиров, тела которых при фронтальных столкновениях обрушились на передние сидения [202].

У пассажиров заднего сидения, не закрепленных ремнями безопасности, при фронтальных столкновениях какой-либо четкой закономерности в возникновении не наблюдалось. У них преобладает повреждения головы, груди, никаких конечностей [135, 136]. Причем, у пассажиров, расположенных на сидении справа или слева, нередко возникают ушибленные раны и переломы верхних и нижних конечностей, отмечались также вывихи шейных позвонков.

Дифференциально-диагностические признаки повреждений у водителей и пассажиров при нефронтальных столкновениях представляются мало разработанными.

Механизм возникновения повреждений при таких столкновениях затронут в отдельных работах [74, 105, 135, 136, 137].

При столкновении автомашины под различными углами “пассажиры лишаются защиты в виде мотора автомашины, а непрочные дверцы являются ненадежным противодействием силе удара. В связи с чем у пассажиров заднего сидения, особенно у ближайших к месту удара, встречаются размозженные раны и открытые переломы костей нижних конечностей, переломы черепа, таза, ключиц и т.д.” [105].

При боковых столкновениях повреждения преимущественно выражены у лиц, которые находятся на стороне удара. Повреждения нередко возникают на боковых поверхностях головы и туловища. Удар по дверце автомобиля передается на боковую поверхность таза, происходит оскольчатый перелом крыла подвздошной кости, 0раздробление вертлужной впадины с центральным вывихом бедра, а также перелом переднего отдела таза. У пострадавших в автомобилях “Москвич” при ударах сбоку [135] наблюдались переломы от одного до нескольких ребер, гиперэкстензионная травма шейного отдела позвоночника. В автомобилях “Волга” отмечено преобладание повреждений груди и нижних конечностей. При передне-боковых столкновениях значительное число повреждений причиняется деформированной панелью двери с расположенными на ней ручками [136].

Травма водителей и пассажиров при ударе в автомобиль сзади другим транспортным средством характеризуется меньшей тяжестью. Основным повреждением при этом виде столкновений является повреждение шейного и верхне-грудного отдела позвоночника [209]. С инерционным отбрасыванием тела водителя на спинку сидения связывается возможность возникновения на коже спины пострадавшего отпечатков каркаса сидения, разрывов и размозжений мышц спины, разрывов шейного отдела позвоночника [86].

Наиболее сложной с точки зрения определения месторасположения в кабине пострадавших представляется травма, возникающая при опрокидывании или падении автомобиля с высоты, которой посвящены лишь отдельные работы [49, 53, 107, 197].

Трудности дифференциальной диагностики повреждений у водителей и пассажиров при травме в кабине связываются с аналогичным механизмом травмы, обуславливающим возникновение у них повреждений, в большинстве случаев сходных по локализации и характеру. Поэтому рекомендуется изыскивать другие возможности, в частности использовать особенности конструкции и внутренней отделки кабины автомобиля, влияющие на характер образующих повреждений [144].

Особое значение при этом придается контактным повреждениям. Определение месторасположения пострадавших в кабине возможно спустя 3,5 месяцев после автомобильного происшествия по рубцам, методом сопоставления их с выступающими частями в салоне [96]. Описаны случаи обнаружения у пострадавших проникающих ранений грудной клетки, дырчатых переломов свода черепа, которые сопоставлялись с выступающими деталями интерьера кабин [82, 173]. В глубине таких повреждений могут быть обнаружены отломки деталей салона [83, 108].

Иногда повреждения водителю и пассажирам причиняются деформирующими или разрушающимися конструкциями кабин, которые легко обнаруживаются в месте, где располагался пострадавший [170].

В некоторых случаях выявляемые повреждения кабин автомобиля могут быть настолько характерными, что предполагают определенный характер травмы у пострадавших [144, 170].

В ряде случаев вопрос о месте расположения пострадавших решается в комплексе с другими данными: с обнаружением в салоне на различных местах следов крови, кусочков кожи, мозгового вещества [35,170]. При этом, в связи со смещением тел пассажиров придается особое значение подразделению следов крови, обнаруживаемых в салоне, по механизму их образования на статические и динамические [171].

На подошвенной поверхности обуви водителей иногда обнаруживается следы рельефа и рисунка педалей акселератора, торможения [171, 180]. На подошвах обуви пассажиров – следы контакта с резиновыми ковриками, располагавшимися на полу перед сидениями [82, 180].

Важное значение для установления лица, управлявшего автомобилем, придается определению конкретного травмирующего элемента салона автомобиля, а также следами взаимного контакта человека и автомобиля, выявляемым на жестких конструкциях салона – частиц одежды, кожных покровов, наличию следов металлизации и частиц от различных покрытий на поверхностях одежды и тела. Такие следы относятся к судебно медицинским трасологическим характеристикам [43, 49, 134].

Отдельные авторы решение вопроса: кто управлял транспортным средством, связывают с реконструкцией позы пострадавших, с учетом положения других лиц, находившихся в кабине. При этом они рекомендуют учитывать силу удара и направление инерционного смещения для каждого участника происшествия. Которые иногда удается получить путем расчетов, выполненных специалистами с познанием в теоретической механике [86].

Многие авторы высказались о целесообразности участия судебно-медицинского эксперта в осмотре места происшествия и автомобиля [14, 19, 43, 70, 77, 124, 143, 144, 167, 176]. К необходимым этапам судебно-медицинской экспертизы по установлению механизма травмы относят следственный и экспертный эксперименты [168].

Все авторы, изучившие травму в кабине автомобиля, приходили к единому мнению, что вопрос о местах расположения пострадавших в кабине в момент автомобильного происшествия решается на основании совокупности судебно-медицинских данных исследования пострадавших, исследования их одежды, обуви, данных осмотра места происшествия, автомобиля, материалов дела, с учетом опыта совместной работы судебных медиков и специалистов технических специальностей [21, 49, 108, 112, 113, 128, 134-136, 138,144, 170, 171, 191 и др.].

Несостоятельность выполнения таких экспертиз в рамках одной специальности [163] и полезный опыт совместной работы судебных медиков и автотехнических специалистов [21, 49, 193] обусловил появление в 1982 году “Инструкции об организации производства комплексных медико-криминалистических и медикоавтотехнических экспертиз”, в которой предписывается ставить вопрос “кто сидел за рулем” на разрешение комплексной судебно-медицинской, трасологической и автотехнической экспертизы.

Практика проведения таких экспертиз требует выработки взаимно сопоставимых автотехнических и судебно-медицинских критериев [163].

Половина россиян, как показывают исследования Госавтоинспекции, не пользуются ремнями безопасности. На задних сиденьях, по данным ВЦИОМ, не пристегиваются более 80%. При этом пристегнутый ремень защищает вас от тяжелых травм и может спасти жизнь: и когда вы едете сами, и когда за рулем кто-то из друзей или родных, и когда вы едете в каршеринге или такси.

Что происходит с телом непристегнутого человека во время аварии и как это вредит другим пассажирам? Какие травмы чаще всего получают непристегнутые пассажиры? Разбираем реальные примеры и выясняем, как ремни безопасности могут спасти вам жизнь.

Далее в тексте — данные Экспертного центра “Движение без Опасности”.

Что происходит с человеком во время аварии?

Во время удара непристегнутые пассажиры продолжат двигаться вперед со скоростью, как у автомобиля до аварии. После удара на автомобиль и пассажиров начинает действовать сила тяжести, из-за чего вес пассажиров становится гораздо больше реального. Например, при аварии на скорости 80 км/ч вес пассажиров увеличивается в 80 раз. В таком случае человек весом 50 кг получит удар весом в 4 тонны.

Что произойдет при лобовом ударе?

  • Если вы не пристегнуты сзади, то получите тяжелые травмы сами и травмируете сидящих впереди пассажиров. Ведь при ударе и после него вы вылетаете на передние сиденья и “давите” ими и своим весом пассажиров спереди.
  • Если вы сидите посередине заднего ряда сидений и не пристегнуты, то при фронтальном ударе вылетите в лобовое стекло. Это неизбежно приведет к тяжелым травмам черепа. По данным исследований, которые имеются у центра “Движение без опасности”, вероятность смерти у человека, вылетевшего через лобовое стекло, в 10 раз выше , чем у человека, оставшегося в салоне.
  • Если вы не пристегнуты на переднем пассажирском сиденье , то можете сломать грудную клетку, нос и травмировать брюшную полость при ударе об руль. Непристегнутый водитель получит такие же травмы при ударе о торпеду. В 90% случаев он сломает грудную клетку и повредит брюшную полость, также есть риск пробить головой лобовое стекло.

Здесь видно, как двигается непристегнутый водитель и о какие детали автомобиля ударяется. Видео: GWR Safety Systems Inc

Здесь видно, как двигается непристегнутый водитель и о какие детали автомобиля ударяется. Видео: GWR Safety Systems Inc

Риск тяжелых травм и гибели при фронтальном столкновении для пассажиров на задних сиденьях снижается в 2-2,5 раза, если они пристегивают ремни безопасности. А если они не пристегиваются, то в том числе увеличивают вероятность гибели пассажиров, которые сидят впереди, — в 5 раз.

Вот что произойдет с пассажиром, который не был пристегнут сзади, при аварии на скорости 40 км/ч. Он вылетит вперед, получит травмы сам и травмирует сидящего впереди пассажира. Видео: Insurance Institute for Highway Safety

Вот что произойдет с пассажиром, который не был пристегнут сзади, при аварии на скорости 40 км/ч. Он вылетит вперед, получит травмы сам и травмирует сидящего впереди пассажира. Видео: Insurance Institute for Highway Safety

Что если удар был сбоку?

  • Непристегнутые пассажиры сзади из-за удара начинают неконтролируемо перемещаться по салону. Они ударяются о дверь автомобиля, окно и друг о друга. Это высокий риск травмировать голову и руки, грудную клетку.
  • Непристегнутый пассажир спереди может удариться о дверь и водителя, задеть торпеду. Это грозит травмами головы и рук.

Вот пример аварии, где удар произошел сбоку и пассажир сзади не был пристегнут. Девушка ударилась об дверь и затем отлетела на другой конец сиденья. Видео: 1SECOND

Вот пример аварии, где удар произошел сбоку и пассажир сзади не был пристегнут. Девушка ударилась об дверь и затем отлетела на другой конец сиденья. Видео: 1SECOND

Если пассажиры с задних сидений пристегнуты, то при боковом ударе риск получить тяжелые травмы или погибнуть для них снижается в 1,8 раз.

А если автомобиль опрокинулся?

  • Когда автомобиль переворачивается, пассажиров крутит, как в снежном коме. Если они не пристегнуты, то во время опрокидывания автомобиля не только получают травмы сами, но и травмируют других пассажиров
  • В основном при опрокидывании автомобиля пассажиры получают травмы головы, шеи и позвоночника из-за ударов о разные части автомобиля: двери, крышу, сиденья. Такие удары зачастую приводят к гибели.

На видео — эксперимент компании Ford. Внутри автомобиля было 6 непристегнутых манекенов. При опрокидывании машины они все вылетели из салона через окна. Видео: Zero Fatalities

На видео — эксперимент компании Ford. Внутри автомобиля было 6 непристегнутых манекенов. При опрокидывании машины они все вылетели из салона через окна. Видео: Zero Fatalities

Риск тяжелых травм и гибели для пассажиров на задних сиденьях снижается в 5 раз, если при опрокидывании автомобиля они были пристегнуты. Ремень фиксирует тело человека в одном месте. Это помогает избежать травм из-за неконтролируемого перемещения по салону.

Что случится, если удар был сзади?

При ударе сзади пассажиры чаще всего получают так называемые хлыстовые травмы. Они возникают при резком смещении головы и шеи назад и затем вперед. При этом неважно, сидите вы сзади или спереди.

  • Вас отбрасывает назад. Удар спиной о собственное кресло грозит травмами позвоночника. Также можно получить травму головы при ударе о подголовник сиденья.
  • Если вы сидите сзади и не пристегнуты, то можете сломать нос и получить травму головы при ударе о впереди стоящее сиденье, когда вас бросит вперед. Если сидите впереди без ремня , то получите похожие травмы при ударе о торпеду.

На видео краш-теста видно, как пассажира при ударе сзади отбрасывает назад, а затем вперед. Так он получает хлыстовую травму. Видео: Cars Garage

На видео краш-теста видно, как пассажира при ударе сзади отбрасывает назад, а затем вперед. Так он получает хлыстовую травму. Видео: Cars Garage

Использование ремней безопасности на 25% снижает вероятность гибели для пассажиров на задних сиденьях и почти на 50% — для водителей и пассажиров на передних сиденьях.

Эти данные и многочисленные краш-тесты показывают, насколько важно пристегиваться в любой ситуации. Даже на коротких поездках и небольшой скорости. В случае аварии ремень зафиксирует ваше тело в одном месте и поможет избежать тяжелых травм и гибели.

Так что не забудьте пристегнуться во время следующей поездки и напомните об этом друзьям и родным. Позаботьтесь о здоровье и жизни не только себя, но других пассажиров.

Риск попадания в ДТП у водителя при опьянении в 1,5 промилле вырастает более чем в сто раз


Разумеется, все травмы, полученные в результате ДТП, относятся к транспортным. Даже при таких атипичных случаях, как 20—30 лет назад в Минске: тогда то ли от автобуса, то ли от троллейбуса отлетело колесо и попало в прохожего, который скончался.

— Автомобильный травматизм на данный момент очень распространен: он составляет 60% от общей доли транспортного, — приводит статистику собеседник.

Наезды на пешеходов: если удар неизбежен — лучше подпрыгнуть и сгруппироваться

Чаще всего автотравмы получают пешеходы, которых сбивают при разных обстоятельствах. Однако механизм подобных ДТП примерно одинаков. Мало кто представляет, что происходит с человеком во время таких происшествий.

— Момент наезда на пешехода принято делить на несколько фаз, — рассказывает Алексей Сорокин. — Во время первой наносится удар выступающими элементами транспортного средства — как правило, в область голени. Затем происходит забрасывание тела с соударением о капот и ветровое стекло. Если скорость значительная, то пешеход перелетает через автомобиль. Это вторая фаза. К третьей относят падение на дорожное покрытие с ударом о него. Наконец, четвертая — это скольжение по поверхности, поскольку ранее телу была придана кинетическая энергия.

Каждый из этих этапов сопровождается получением комплекса травм. Эксперту предстоит установить, в какой из фаз получены телесные повреждения, в каком положении находился пешеход, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, бежал человек, шел или стоял и т. д.

В момент первоначального удара (первая фаза) взрослый человек обычно получает повреждения костей голени, ребенок — коленей и бедер. Эксперты во время исследования должны установить, какой именно частью автомобиля нанесена травма. Учитывается множество факторов. Например, расстояние от подошвы обуви, в которой находится пешеход, до места перелома и т. д.


Клиренс автомобиля при наезде на пешехода имеет существенное значение. Чем выше находится бампер над проезжей частью, тем серьезнее травмы. На одной из конференций чилийский эксперт назвал большие внедорожники в этом смысле злыми машинами. Насколько верно такое утверждение?

— Безусловно, внедорожник более опасен для пешехода, чем седан, — считает начальник главного управления судебно-медицинских экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз. — Ведь первый удар наносится выступающими частями автомобиля. Даже если человек перелетает через машину, то у него остаются шансы выжить. А в случае наезда полноценным внедорожником они резко снижаются: посудите сами, решетка радиатора находится примерно на уровне центра тяжести тела либо выше его. Что происходит?

Как правило, самые тяжелые травмы пешеход получает в результате забрасывания на капот и последующего удара о дорожное покрытие. В эти фазы ломаются кости таза, ребер, позвоночника, верхних конечностей, черепа, происходят разрывы внутренних органов, сопровождаемые внутренним кровотечением (печень, селезенка, почки, легкие). Медики называют это сочетанной травмой нескольких областей тела.

Примерно такие же травмы человек получает при падении с высоты. Неспроста эксперты в области дорожного движения часто проводят аналогию, упоминая важность скоростных ограничений.


— Какие действия может предпринять человек, понимая, что наезд неизбежен? — спрашиваем.

— Честно говоря, сам представлял себя в такой ситуации. Если речь о транспортном средстве фургонного типа (фура, автобус, троллейбус и пр.), то шансов мало — разве что отпрыгнуть или убежать. А вот в случае, если бы двигался легковой автомобиль и наезд был бы неизбежен, я бы просто подпрыгнул, поджав ноги. Это позволило бы, во-первых, уберечь кости голени, а во-вторых, сгруппироваться и минимизировать повреждения от ударов о капот, стекло и асфальт. Подчеркну, это не гарантирует, что пешеход не получит травм, но они хотя бы будут не такими тяжелыми.

Вспоминается происшествие в Молодечно, которое несколько лет назад попало в объектив камеры видеонаблюдения. Напомним, во время опрокидывания служебного УАЗа сотрудник милиции, выпав из салона, смог сгруппироваться и сделать серию кувырков. Разумеется, выжить и не получить тяжких травм ему помог не только счастливый случай, но и хорошая физическая подготовка.

Иногда перед судмедэкспертами ставится сложнейшая задача: произошел двойной наезд на пешехода, надо выяснить, каким из автомобилей нанесены фатальные повреждения. Столь же непростое исследование касается установления водителя. Случается, находившиеся в момент ДТП в машине сваливают вину друг на друга или вовсе на погибшего. Тогда назначается комплексная экспертиза и по мельчайшим деталям устанавливается истина. А задача судебных экспертов — выяснить по характеру полученных травм, какие места занимали в салоне автомобиля люди.

Почему пешеходы уходят после ДТП?

Алексей Сорокин прокомментировал распространенную ситуацию, когда пешеход, на которого был совершен наезд, сам уговаривает водителя не вызывать скорую и ГАИ и уходит с места происшествия. А через несколько часов, когда первый шок проходит и человек понимает, что боль не унимается, все-таки обращается к медикам. Далее запускается закономерный механизм: врачи обязаны сообщить о причине получения такой травмы в правоохранительные органы, и начинается поиск скрывшегося автомобилиста.

— Уместно будет провести сравнение с боксерским поединком. Что происходит на ринге со спортсменами? Все силы организма брошены на спасение и защиту. Просыпаются инстинкты, дающие возможность отпрыгнуть, убежать или дать отпор. Адреналин выделяется в больших количествах и нивелирует болевые ощущения. Даже при незначительном ДТП происходит примерно то же самое. Учащается сердцебиение, повышается давление, пульс увеличивается. Человек может не ощущать боли. Понимание того, что он серьезно пострадал, приходит лишь через некоторое время.

Известны несколько случаев, когда пострадавшие в ДТП некоторое время ходили, давали первые пояснения, а потом теряли сознание и умирали. Эксперты называют это неосознанными действиями в стрессовой ситуации.

— Разумеется, водителю следует учитывать эту физиологическую особенность человеческого организма и самому вызывать соответствующие службы на место происшествия, несмотря на активные возражения пострадавшего, — советует судмедэксперт.

Абсолютно безопасного места в автомобиле нет

Во время самых успешных кампаний по повышению безопасности на Западе удавалось добиться, чтобы в салоне автомобиля пристегивались 70—80% водителей и пассажиров. Даже в образцовом обществе не удается достигнуть 100%-ного результата. В Беларуси же многие считают, что едущие сзади вообще могут не пристегиваться и за это штраф не положен (на самом деле, конечно, не так).

— Ремень безопасности действительно спасает, а вкупе с подушкой безопасности спасает еще лучше, — говорит Алексей Сорокин. — Если водитель или пассажир не пристегнут, то во время столкновения на него обрушивается сила, которая не позволит остаться в неподвижном состоянии, как бы вы ни готовились к удару. Посмотрите видео краш-тестов, которые проводятся на скорости в 50 км/ч. А ведь у нас столкновения нередко происходят при 100 км/ч и выше.

Шансы выжить у тех, кто вылетел из автомобиля, уменьшаются в 3—5 раз. Происходит это довольно часто, особенно если машине придается вращательный момент, а находящиеся внутри водитель и пассажиры не пристегнуты.

Высказывается много мнений, какое место считать самым безопасным в автомобиле. Эксперты развеивают заблуждения: критичные травмы можно получить на любом сиденье — многое зависит от места удара, типа транспортного средства и других факторов.

— При лобовом столкновении самые тяжелые травмы получает не водитель, как принято думать, а передний пассажир, — замечает собеседник. — Последний находится в расслабленном состоянии, а у водителя есть доли секунды, чтобы сгруппироваться перед ударом, упереться руками в рулевую колонку, ногами — в пол. В меньшей степени страдают задние пассажиры, так как энергия гасится по убывающей.

Когда столкновение происходит под углом, наиболее тяжелые травмы получают те пассажиры (или водитель), с чьей стороны произошел удар. Такая же ситуация с боковыми столкновениями.

— Но многое зависит от конструктивных особенностей автомобиля, — обращает внимание судмедэксперт. — Как мы убеждаемся, оценка, которую получила машина в результате проведения краш-тестов, имеет важное значение. В премиальных моделях шансы выжить и уберечься от тяжких травм выше, чем в более дешевых.


По поводу конструктивных особенностей. Участники аварий иногда жалуются на то, что выстрелившей подушкой безопасности им сломало кости носа (при этом неизвестно, были ли они пристегнуты в момент ДТП). Насколько это распространенный вид травмы? Влияло ли положение человека в салоне, настройки автомобиля или что-то другое?

— Это скорее случайность, — считает Алексей Сорокин. — Задача подушки — предотвратить удар о лобовое стекло, части салона. Важным условием является ее мгновенное открытие и наполнение воздухом или газом. Безусловно, человек подается вперед и может получить удар определенной силы о поверхность оболочки. Но даже если произошел перелом костей носа, это несопоставимо с повреждением черепной коробки, хрящей и костей гортани и так далее. Поверьте, переломанный нос — не самый печальный итог ДТП. Вероятно, подушка в данном происшествии уберегла от более серьезных повреждений.

Какие характерные травмы получают водитель и пассажиры автомобиля, попавшего в ДТП? По словам экспертов, чаще всего диагностируются переломы нижних конечностей. Во время резкой остановки бедренные кости (которые имеют некоторый изгиб) у сидящих впереди упираются в приборную панель, под давлением происходит перелом. У водителей часто обнаруживается перелом костей стоп, так как они упираются в пол и находятся в зафиксированном положении.

Те, кто не был пристегнут, получают множественные резаные раны лица и рук, — продолжает собеседник. — При этом есть особенность: передний пассажир летит вперед ладонями, а водитель, который держит руки на руле, не успевает их разогнуть и ударяется тыльной поверхностью кистей. Также водитель, не воспользовавшийся ремнем безопасности, часто ударяется о рулевую колонку и ломает грудину, ребра, получает повреждения легких, сердца и других внутренних органов, ушибы.

Иногда в больницы доставляют водителей, получивших довольно специфичный вид травмы — стремительный перелом локтевого отростка.

Это происходит из-за водительской привычки класть руку во время движения на оконный проем. Достаточно, чтобы на скорости локоть задело боковым зеркалом встречного автомобиля.

Типичны также признаки общего сотрясения тела. При резкой остановке машины (или наезде на пешехода) тело продолжает подаваться вперед до тех пор, пока не наткнется на препятствие (ремень безопасности, приборная панель, кресло и пр.). Однако внутренние органы в силу инерции продолжают свое движение, в результате чего получают характерные повреждения (надрывы, разрывы, кровоизлияния).

Мотоэкипировка не спасает от переломов, получаемых в результате сильного удара

— Если случается столкновение с транспортным средством фургонного типа, то происходит сильнейший удар со всеми закономерными последствиями: перелом костей скелета и повреждение внутренних органов с кровоизлиянием, — перечисляет Алексей Сорокин. — В ДТП с легковыми автомобилями мотоциклист обычно перелетает через кузов и основные травмы получает при падении на асфальт и последующем скольжении.

Иногда мотоциклисты, понимая, что столкновение неизбежно, кладут свое транспортное средство на бок. Однако проводились тесты, доказавшие, что скользящий на боку байк преодолевает большее расстояние, чем если бы водитель тормозил. А кроме того, происходит столкновение с автомобилем.

У велосипедистов или легкие травмы, или смертельные

В основном велосипедистов сбивают в темное время суток, когда они движутся по проезжей части без габаритных огней и световозвращающих элементов. Как правило, это происходит в сельской местности и является наиболее частой причиной гибели велосипедистов в ДТП, говорят в Государственном комитете судебных экспертиз.

Несмотря на большой резонанс, который получают случаи столкновения двух велосипедистов, таких происшествий регистрируется не так много.

— Актуальнее, когда велосипедист не справляется с управлением и падает на асфальт, — замечает Алексей Сорокин. — Страдают в первую очередь руки и выступающие части лица (лоб, надбровная и скуловая область, нос, подбородок). Поэтому велосипедистам тоже стоит надевать экипировку — в первую очередь шлем и перчатки.

Как помочь пострадавшему в аварии?

Важнейший вопрос касается оказания помощи при ДТП. Насколько велика роль очевидцев и тех, кто пытается помочь? И врачи скорой, и судмедэксперты в один голос говорят: от присутствующих на месте происшествия требуется совершить только два действия — остановить кровопотерю и провернуть набок голову пострадавшего (чтобы освободить дыхательные пути в случае тошноты).

— Иными действиями можно только нанести больший вред, — подчеркивает собеседник. — Так, при попытке переместить пострадавшего с переломом позвоночника может произойти смещение позвонков и повреждение спинного мозга. Как следствие — паралич конечностей, нарушение функций тазовых органов.


Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Пострадавший извлечен из кабины грузового автомобиля с работающим двигателем. Находится в коматозном состоянии. Кожа гиперемирована с синюшным оттенком, зрачки расширены, на свет не реагируют, рефлексы отсутствуют.

Пульс аритмичный, нитевидный, около 100 ударов в минуту, тоны сердца резко ослаблены, АД - 80/50 мм рт. ст., дыхание Чейна-Стокса. Температура тела 39,5° С.

Поставьте диагноз, проведите медицинскую сортировку, окажите пораженному первую, доврачебную, первую врачебную медицинскую помощь.

= поражение СО, тяжелая степень.

Задача 18.

Пострадавший доставлен в приемный покой больницы через 8 часов после отравления. Сознание отсутствует. Со слов сослуживцев известно, что с целью опьянения выпил около 150 мл жидкости с запахом алкоголя. Почти сразу развилась картина опьянения, затем появилась слабость, тошнота, неоднократная рвота. Жаловался до потери сознания на боли в животе, нарушение зрения, затем потерял сознание.

При осмотре – кома. Кожа бледная, шумное дыхание, запах алкоголя изо рта. Пульс 116 ударов в минуту, ритмичный. АД – 90/60 мм рт. ст. Число дыханий 24 в минуту. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии.

Поставьте диагноз, проведите медицинскую сортировку, окажите пораженному первую, доврачебную, первую врачебную медицинскую помощь.

= поражение метанолом, тяжелая степень.

Пострадавший Н был в жилом помещении во время аварии на АЭС.

Показание индивидуального дозиметра-200 р. Жалуется на головную боль, общую слабость, тошноту, однократную рвоту, головокружение, раздражение. На этап доставлен санитарным транспортом.

Сформулируйте диагноз. Перечислите мероприятия первой помощи, расскажите порядок сортировки и оказания (перечислите мероприятия) мед. помощи в ОПВП и ОМП, укажите направления дальнейшей эвакуации.

= Острая ЛБ - легкая степень (до 200 – до 300-ср, и выше-тяж) (признаки - тошнота, рвота).

ПП: радиозащитное ЛС №2 калия йодид,

Радиозащ №1 – цистамин (за 30 мин до взрыва),

Введение больному противорвотное ЛП - Этаперазин

Можно респиратор,средства защиты ОД, кожи, противогазы.

1 этап мед эвакуации – ОПВП

2-сорт пункт – индивид дозиметр и препараты индикации.

===скорейшая эвакуация == ТТГ

Рабочий Л. обратился к медсестре цеха с жалобой на тупые, ноющие боли в левой эпигастральной области. Боли появляются спустя 2-4 часа после приема пищи. Жалуется также на голодные ночные боли, отдающие в спину. После приема пищи часто бывает рвота. Примеси крови в рвотных массах макроскопически не обнаруживаются.

Больной бледен. Язык слегка обложен, живот болезненный при пальпации в эпигастральной области слева. Часто беспокоит отрыжка, изжога. Питание пониженное. Сформулируйте диагноз. Перечислите мероприятия первой и доврачебной помощи, укажите направления дальнейшей эвакуации.

СП == эвакоплощадка (для ходячих больных) == ТТГ

В данном случае помощь отсрочена, эвакуация вместе с легко пораженными.

В результате террористического акта пострадавший П. был ранен. При оказании помощи спасателем обнаружено рассечение брюшной стенки в области пупка с выпадением сальника. На месте поражения раненому была наложена повязка, после чего он был перевезен на ОПВП.

Раненый бледен. Безучастен. Пульс 110 ударов в минуту. На боли не жалуется. Сознание сохранено. На вопросы отвечает неохотно. Конечности холодны на ощупь. При ощупывании отмечается напряжение брюшной стенки. Повязка на животе промокла кровью. Сформулируйте диагноз. Перечислите мероприятия первой и доврачебной помощи, расскажите порядок сортировки и оказания (перечислите мероприятия) мед. помощи в ОПВП и ОМП, укажите направления дальнейшей эвакуации.

= Проникающая ранение брюшной полости с выпадением сальника

Выпавшие внутренние органы - влажная повязка асептическая. Повязку необходимо постоянно увлажнять - чтобы кишки не ссохлись.

Наложите на рану стерильную салфетку, затем толстый слой ваты и сделайте плотную (нетугую) повязку.

Положение туловища при транспортировке - лежа на спине, под согнутые в коленях ноги подложите валик.

Направление в ОПВП:

СП-сортировочнвя площадка, где ставят дагноз, и продолжают ЛС = промедол, противостолб сыв-ка, повязки

== перевязочная, где новую повязку+ ССЛС, переливание крови, кровезаменителей

= эвакуационные мероприятия Э1= сантранспорт, лежа = ХПГ

После наводнения гражданин Н жалуется на резкую слабость, сильную головную боль, боли в груди и затрудненное дыхание. При кашле выделяется кровянистая мокрота. Общее состояние тяжелое. Выраженная гиперемия лица. Язык сухой, покрыт густым белым налетом. Пульс 110 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения, ритмичный.

Дыхание частое и поверхностное. Врачом ОПВП заподозрена легочная чума. Сформулируйте диагноз. Перечислите мероприятия первой и доврачебной помощи, расскажите порядок сортировки и оказания (перечислите мероприятия) мед. помощи в ОПВП и ОМП, укажите направления дальнейшей эвакуации.

Легочная чума= СП ==изолятор инфекции( хлортетрациклин,леч.сыворотки в противочумных костюмах, дезинфекция помещений),

ОВП переходит на карантин, состояние больного тяжелое

. советовалась насчет этой задачи - кто-то говорит это вторичное утопление - кому попадется, отпишитесь на благо, что же это

В результате ДТП пассажир на заднем сидении В. был ранен. При оказании помощи инспектор ДПС обнаружил только входное отверстие в правой половине грудной клетки на уровне 3-5 ребра. Рана присасывает воздух, раненый задыхается, отмечается цианоз.

Фельдшер скорой помощи, оценив как общее состояние раненого, так и состояние раны, наложил герметическую повязку. Сформулируйте диагноз. Перечислите мероприятия первой и доврачебной помощи, укажите направления дальнейшей эвакуации.

Читайте также: