В протоколе осмотра транспортного средства при дтп фиксируются сга

Обновлено: 28.03.2024

Яковлева А.Ю., адъюнкт кафедры криминалистики Московского университета МВД России.

Осмотр места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях (ДТП) является ключевым следственным действием, в ходе которого должен быть получен широкий круг доказательственной информации. На основе этой информации в дальнейшем будут приниматься решения по делу (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о виновности лиц, участвовавших в ДТП, и т.д.). На данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, будут основываться эксперты при производстве экспертиз.

Одним из важных объектов осмотра на месте ДТП являются транспортные средства.

Осмотр транспортных средств проводится в целях:

  • выявления следов, образовавшихся после аварии;
  • восстановления механизма ДТП;
  • установления технического состояния транспортного средства.

По изученным нами 130 уголовным делам осмотр транспортных средств проводился в 100% случаев.

Проводить осмотр транспортного средства необходимо на месте его обнаружения. Это связано с тем, что в процессе его перемещения многие следы могут быть утеряны, и кроме того, на транспортном средстве могут появиться иные следы, не имеющие отношения к произошедшему событию (например, следы от погрузки и перемещения транспортного средства на эвакуаторе или следы, образовавшиеся при буксировке транспортного средства тросом). В тех случаях, когда на месте происшествия невозможно провести осмотр транспортного средства, его проводят в приспособленном для этих целей месте (отразив это в протоколе).

В тех случаях, когда транспортное средство находится на месте ДТП, его осмотр является составной частью осмотра места происшествия.

Осмотр транспортного средства начинается с уяснения его положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра, другим транспортным средствам и потерпевшему .

См.: Севастьянова Е.Н. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: Учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. С. 16.

В протоколе осмотра фиксируют: тип, вид, марку (модель), регистрационный номер транспортного средства, его цвет; номера: двигателя, шасси (рамы), кузова; место нахождения транспортного средства (на проезжей части, на тротуаре, на обочине и др.). Указывают, куда обращена передняя часть транспортного средства.

Мы согласны с А.Г. Кольчуриным, что "для удобства осмотра лучше разделить автомобиль на зоны: передняя часть, левая сторона, задняя часть, правая сторона, капот, багажник, крыша, подкапотное пространство, шины и колеса, рулевой привод, тормоза, днище автомобиля, салон и содержимое багажника" .

Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности. Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 104.

В ходе наружного осмотра транспортного средства устанавливаются и фиксируются имеющиеся на нем следы и повреждения: их вид, форма, размеры, характер, положение относительно частей транспортного средства и дорожного покрытия.

Необходимо отметить, что в большинстве изученных нами уголовных дел следы и повреждения на поверхности транспортных средств не описывались и не измерялись, а просто перечислялись.

Так, гр. Т., управляя автомобилем марки ВАЗ-2104, совершил столкновение с автомобилем марки ВАЗ-2106 под управлением гр. М. В результате данного ДТП гр. М. погиб.

В протоколе осмотра транспортного средства имеются следующие описания повреждений транспортных средств: "Внешние повреждения: ВАЗ-2106: оба передние крыла, капот, крыша, передняя панель, левая фара, передний бампер, левый подфарник, обе передние двери, оба передних колеса, передняя подвеска, лобовое стекло, задний мост, возможны скрытые дефекты.

ВАЗ-2104: правое переднее крыло и дверь, правое заднее крыло, возможны скрытые дефекты" .

Архив Бутырского районного суда г. Москвы, уголовное дело N 83183 (2003 г.).

Из имеющихся в данном протоколе описаний невозможно получить какие-либо сведения о характере имеющихся на поверхности транспортных средств повреждений (например, вмятины это или разрывы). Кроме того, необходимо отметить, что и фотосъемка на месте происшествия в данном случае не проводилась. К сожалению, таких протоколов большинство.

Без сомнения, в тех случаях, когда транспортное средство полностью деформировано, невозможно описать все повреждения на его поверхности и их размеры, особенно если служба спасения для извлечения пострадавших из транспортного средства разрезала кузов.

При поиске следов на поверхности транспортного средства нужно исходить из характера произошедшего события. Так, например, если произошел наезд на пешехода, особое внимание уделяют осмотру передней части автомобиля (бампер, фары, капот и др.), а при столкновении - осмотру места контакта транспортных средств.

В дальнейшем сопоставлением повреждений и следов, имеющихся на транспортном средстве, с повреждениями и следами на пострадавшем или на предметах позволяет установить, могли ли эти следы и повреждения быть оставлены данным транспортным средством .

Котик М.М., Котик В.В. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Таллин: ВАЛГУС, 1980. С 104.

Кроме наружных поверхностей транспортного средства необходимо осматривать и его салон.

Например, в тех случаях, когда водитель транспортного средства с места происшествия скрылся или отрицает факт управления транспортным средством, в целях обнаружения и изъятия следов рук осматриваются гладкие поверхности тех механизмов и частей транспортного средства, до которых обычно дотрагивается водитель. Такими местами являются рулевое колесо, кнопка звукового сигнала, рычаг переключения скоростей, рычаг ручного тормоза, щиток с приборами, лобовое стекло, боковые стекла кабины, гладкая поверхность дверок и ручек дверок и т.д. .

См.: Жарский В.Е. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Лекция. М., 1968. С. 13 - 14.

В результате осмотра транспортного средства выявляют и фиксируют:

  1. количество осей и колес, ширину колеи передних и задних колес, размер шин, рисунок протектора шин (обыкновенный, комбинированный, повышенной проходимости), состояние шин (износ рисунка протектора, наличие повреждений на них и т.п.), давление воздуха в шинах каждого колеса;
  2. степень загруженности транспортного средства, характер груза, его габариты и способ увязки, повреждения груза;
  3. показания спидометра, манометра тормозной системы, положение рычагов ручного тормоза и переключения передач, состояние рулевого управления и состояние тормозной системы (по результатам внешнего осмотра);
  4. состояние осветительных сигнальных приборов, состояние лобового и боковых стекол транспортного средства, наличие и исправность стеклоочистителей и зеркал заднего вида;
  5. характер неисправностей других агрегатов и механизмов .

Для проверки технического состояния транспортных средств в ходе осмотра используются следующие основные приемы проверки: визуальный (внешний) осмотр; опробование функционального действия на месте (при неработающем и при работающем двигателе); дорожные испытания. Возможность применения тех или иных приемов (кроме визуального осмотра) зависит от степени и характера повреждений транспортного средства в ДТП .

Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие / Под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.Н. Шапорова. Минск: НИИПККиСЭ; Изд. "Харвест", 2004. С. 23.

Опрос 43 сотрудников УВД, специализирующихся на расследовании ДТП, показал, что наибольшую сложность у 55% из них вызывает как раз проверка технического состояния транспортного средства, проводимая в ходе осмотра транспортного средства на месте происшествия.

Такие сложности связаны с достаточно частым отсутствием:

  • технической возможности (например, при полном механическом повреждении транспортного средства);
  • специалиста (в большинстве случаев следователь не обладает достаточными познаниями, необходимыми для определения технического состояния рулевого управления, тормозной системы транспортного средства, и сделать выводы об их исправности или неисправности он не может);
  • соответствующего оборудования, необходимого для проведения проверки технического состояния транспортного средства на месте ДТП.

Одной из проблем, возникающих у следователей в г. Москве, является хранение задержанных транспортных средств. Это связано с тем, что практически все автостоянки являются платными. Например, в тех случаях, когда задерживается транспорт потерпевших, доставленных в медицинские учреждения с места ДТП, в дальнейшем они вынуждены платить за хранение транспортных средств, что вызывает их обоснованное возмущение. Кроме того, как отметили в ходе опроса следователи, в некоторых случаях при отсутствии эвакуаторов перемещение транспортных средств осуществляется не приспособленным для таких целей транспортом (бункеровозами для мусорных контейнеров и т.п.), что иногда приводит к нанесению дополнительных повреждений транспортным средствам .

Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.

По нашему мнению, должны быть организованы бесплатные закрытые стоянки при органах внутренних дел (особенно в крупных городах), предназначенные для хранения задержанных транспортных средств, участвовавших в ДТП, которые будут там находиться до момента проведения экспертных исследований.

Это нужно еще и для того, чтобы исключить случаи, когда водители (участники ДТП) успевают до проведения автотехнических экспертиз и исследований продать или отремонтировать транспортное средство (если оно не было задержано) .

Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Кроме того, в распоряжении СОГ, выезжающей на место ДТП, в обязательном порядке должен быть дежурный эвакуатор, который будет доставлять транспортные средства к месту их временного хранения.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Если очевидно, что повреждения автомобилю причинены не в результате ДТП, то факт причинения материального ущерба необходимо оформить в территориальном органе МВД России (полиции). Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

1. Зафиксируйте наличие повреждений транспортного средства

Сразу после обнаружения повреждений транспортного средства обратитесь в полицию по телефону 112 или 02 для фиксации обстоятельств происшествия

Ожидайте приезда следственно-оперативной группы либо дежурного наряда (сотрудника), которые по прибытии проведут необходимые следственно-оперативные действия по выявлению лиц, причастных к причинению повреждений автомобилю, и свидетелей, а также по составлению схемы места происшествия, фиксации следов и т.п.

2. Обратитесь с заявлением в полицию

Обратитесь в территориальный отдел полиции с письменным заявлением о факте причинения вреда автомобилю. Для более быстрого рассмотрения дела заявление можно подать в отдел полиции, к территории которого относится место происшествия. В заявлении подробно укажите все известные обстоятельства происшествия (например, где, когда и кто припарковал автомобиль, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружены повреждения на автомобиле).

При подаче заявления предъявите паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документы на автомобиль (свидетельство о регистрации транспортного средства), доверенность, если с заявлением в полицию обращается не собственник.

Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать ваше заявление, а затем выдать талон-уведомление — документ, подтверждающий факт подачи заявления (п. п. 23, 24 Инструкции; ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

При подаче заявления необходимо дать объяснения по факту случившегося и уточнить, насколько значительным для вас является причиненный ущерб, поскольку от этого зависит квалификация преступления.

Примечание. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5 000 руб. (примечание 2 к ст. 158 УК РФ).

Для определения размера причиненного ущерба сотрудникам полиции могут потребоваться соответствующие документы, например чеки на запчасти, заключение независимой экспертизы о стоимости восстановительного ремонта, заказ-наряд из автосервиса и т.п. При этом расходы на определение размера ущерба несете вы сами.

3. Получите решение по результатам рассмотрения заявления

В течение трех суток со дня поступления вашего заявления сотрудник полиции, проводящий его проверку, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела. При этом в ряде случаев по ходатайству лица, проводящего проверку, указанный срок может быть продлен до 30 суток (ч. 1, 3 ст. 144, ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Вам обязаны сообщить о решении, принятом по вашему заявлению (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).

В случае возбуждения уголовного дела расследование проводится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Примечание. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору, руководителю следственного органа или в суд (ч. 5 ст. 148 УПК РФ).

4. Предъявите требование к лицу, причинившему вред вашему автомобилю

Если по результатам рассмотрения заявления было установлено лицо, причинившее вред автомобилю, о чем должно быть указано в вынесенном постановлении, вы вправе потребовать от виновника возместить причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ). Порядок возмещения вреда следующий.

  1. Если возбуждено уголовное дело в отношении лица, причинившего вред автомобилю

После возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции вы вправе предъявить гражданский иск с требованием о возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда.

Госпошлину при этом уплачивать не нужно.

В случае неудовлетворения ваших требований в добровольном порядке вы вправе обратиться в суд с иском о возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня.

Но можно уложиться в один час или даже в 15 минут и не ездить потом за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Вкратце: как оформить европротокол

Следуйте такому плану:

  1. Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
  2. Проверьте, что авария соответствует требованиям европротокола.
  3. Заполните и подпишите извещение о ДТП совместно со вторым участником ДТП.
  4. Подайте документы в страховую, в которой приобретали полис.

Что вы узнаете

Что делать после аварии

Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:

    Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.

Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.

Что такое европротокол

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.

До 1 октября 2019 года европротокол можно было заполнить только на бумаге.

Но с 2019 года данные о ДТП можно фиксировать и передавать в автоматизированную систему при помощи электронных сервисов. Страховая должна получить некорректируемые фотографии и координаты со спутника. Сначала такой порядок в порядке эксперимента ввели в трех регионах, но на сегодняшний день это можно сделать на всей территории России.

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования — каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить на бумаге

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА.

Клиент Тинькофф-страхования может скачать бланк в личном кабинете. Он будет уже заполнен данными его автомобиля.

В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Совет

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП. Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании — вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность: книга, планшет или капот автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдет для заполнения.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.

Остальные графы имеют номера, заполняются они следующим образом.

Дата ДТП и время, с точностью до минуты.

Свидетели ДТП. Желательно указать фамилию, имя, отчество свидетелей, адрес их проживания и номер мобильного телефона — так их легче будет найти. Если свидетелей нет — поставьте прочерк, чтобы второй участник ДТП не смог вписать туда своих знакомых или друзей.

Собственник ТС — указываются данные собственника и данные об адресе его регистрации. Паспорт при этом не нужен — все эти данные есть в СТС.

Водитель ТС — данные человека, который находился за рулем автомобиля. Паспорт тоже не требуется — вся информация переписывается из водительского удостоверения.

Страховщик — указывают название страховой компании так, как оно написано в полисе, номер полиса, срок окончания его действия.

Место первоначального удара — стрелкой указывают ту часть автомобиля, в которую пришелся первоначальный удар. Кроме стрелки, никакие записи в этом пункте не делают.

Характер и перечень повреждений — чем конкретнее формулировки, тем лучше.

Нет Да
Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10 см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло
Помята боковая дверь Передняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50 × 10 см и глубиной 1 см
Царапины на крыле и бампере Бампер передний — глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое — царапины до металла на арке длиной 10 см

Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло

Важное для автовладельцев решение принял Верховный суд РФ. Оно касается той спорной ситуации, когда в ходе ремонта автомобиля после аварии в сервисе обнаружились скрытые повреждения. А страховая сумма уже заплачена. Верховный суд решил, что соглашение со страховой компанией о выплате ущерба можно отменить, если автовладелец заблуждался в оценке стоимости ремонта.

Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы. Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться. Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.

Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.

Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.

Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался "Рено". Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.

Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно. Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте. Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.

Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.

Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.

Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика. Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение. Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.

Решение Верховного суда - новый поворот в судебной практике. Будет всплеск исков от автовладельцев, которые сами оплачивали скрытые повреждения

Однако Верховный суд с такими выводами не согласился. Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.

Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

Фото: Юрий Зубко/ РГ

ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.

Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.

Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.

Фото: Виктор Васенин

Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор. Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего. Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.

И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.

Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.

Читайте также: