Уральскому следователю грозит до пяти лет колонии за дтп с пьяными которые сидели посреди дороги

Обновлено: 25.04.2024

По словам подсудимого, около полуночи на 7 июля приятели после распития спиртного уговорили его съездить за спиртным в круглосуточный магазин в сторону Курганово. Он вначале не соглашался, потом, узнав из соцсетей, что нарядов ДПС на трассе нет, поехал. Точнее, поехали — всей компанией. Рядом с водителем сидела 17-летняя Анастасия, трое парней и еще одна несовершеннолетняя девушка сзади. Все — не пристегнутые.

Скорость, как говорит Иванов, была около 80 километров в час, по выводам сотрудников ГИБДД — не менее девяноста. В салоне громко играла музыка. Выжившая пассажирка (сидевшая за водителем) рассказала на суде, что просила водителя ехать помедленнее, но он не отреагировал. А через несколько минут машину занесло на обочину, и она покатилась кубарем…

Анастасия, которой через месяц должно было исполниться 18 лет, умерла на месте от сочетанной травмы: перелом свода и основания черепа, кровоизлияние в мозг и легкие. 20-летнего юношу, сидевшего справа, выкинуло из машины. Врачи оказались бессильны — через 12 часов он скончался также от травмы головы в реанимации Ревдинской городской больницы.

Остальные не пострадали. Выбравшись из машины, Иванов позвонил в службу спасения. Наряд ГИБДД прибыл из Крылатовского — там в этот вечер мужчина врезался на квадроцикле в дерево и погиб.

Reshenie-suda_-mamam-po-570-tysyach-rublej-za-vychetom-uzhe-peredannyh-im-Ivanovym-30000-rublej-kazhdoj-sestrenke-600-tysyach-rublej.

По данным ГИБДД, его водительский стаж 14 лет, категории В, В1, С, С1, привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Reshenie-suda_-mamam-po-570-tysyach-rublej-za-vychetom-uzhe-peredannyh-im-Ivanovym-30000-rublej-kazhdoj-sestrenke-600-tysyach-rublej.

После провозглашения приговора осужденного, оставленного на время следствия и судебного разбирательства под подпиской о невыезде, взяли под стражу в зале суда. В течение десяти дней у него есть право обжаловать приговор. Но — уже из колонии.

«В состоянии алкогольного опьянения, ухудшающем реакцию и внимание, ставящем под угрозу безопасность движения, перевозил пять человек в автомобиле, не предназначенном для перевозки такого количества пассажиров, не пристегнутыми ремнями безопасности. Тем самым не обеспечив их должную безопасность, проявляя преступную небрежность и не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде смерти потерпевших, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должен был и мог их предвидеть. Умышленно избрал скорость более 90 км в час, превышающую установленное ограничение, которая не обеспечивала возможность постоянного контроля за движением автомобиля…

Reshenie-suda_-mamam-po-570-tysyach-rublej-za-vychetom-uzhe-peredannyh-im-Ivanovym-30000-rublej-kazhdoj-sestrenke-600-tysyach-rublej.-1

Согласно акту обследования дорожных условий, недостатков дорожных условий не выявлено. Дорога была ровной и сухой.

Мать погибшего, по ее ходатайству, будут информировать обо всем, что происходит с осужденным: о времени его прибытия к месту отбывания наказания, о перемещениях из одного исправительного учреждения в другое, о времени его освобождения. А также ее должны уведомлять о рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора: например, об условно-досрочном освобождении осужденного или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Судьба человека, совершившего ДТП

Согласно статистике Верховного суда России, в 2011 году по статье 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть одного и более лиц) в стране были осуждены 13 170 человек. Почти половина из них (5650 человек) были осуждены по ч. 1, которая предусматривает ответственность за причинения тяжкого вреда здоровью. За аварии, в которых погиб человек (ч. 3 ст. 264), были осуждены 3404 водителя. Еще 1510 человек были осуждены за ДТП, в которых жертв было две и более. Кроме того, в прошлом году были осуждены 2606 нетрезвых водителей. Большинство из них (1821) устроили аварии с тяжело пострадавшими. Еще 574 человека осудили за аварии с одной жертвой, а 211 — за ДТП с двумя и более погибшими. Примечательно, что число осужденных водителей годом ранее практически совпадают: 13 216 человек.

Юрист из Москвы Максим — один из отбывших наказание за ДТП. Он попросил не называть его имя полностью: после освобождения ему только удалось вернуться в нормальное русло жизни, и многие в его новом окружении не знают об уголовном прошлом. Вся жизнь его перевернулась в 2007 году, когда в возрасте 22 лет за рулем ВАЗ-2109 он сбил пьяного пешехода вне зоны пешеходного перехода (алкоголь по результатам экспертизы у пешехода был на уровне 1,8 промилле). Сам Максим был при этом трезв. Авария произошла в час пик — в будний день в 19.30 на оживленной улице. Никто из проезжавших водителей не остановился. Улицу Максим не назвал из соображений конфиденциальности, однако добавил, что дорога имеет по три полосы в каждом направлении плюс разделительный газон.

В итоге суд признал его виновным в гибели пьяного пешехода и приговорил к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении в Московской области. Также за моральный вред семье погибшего пешехода суд обязал Максима выплатить 330 тыс. рублей. Деньги выплачивали родители Максима.

Другие заключенные к осужденным по 264-й статье УК РФ, как правило, равнодушны. «Они понимают, что ты проходной человек, вне системы, — пояснил Максим. — Узнав статью, теряют интерес. И живешь спокойно.

Но самым страшным было за что-то провиниться. В таком случае для заключенного закрывалась возможность условно-досрочного освобождения (УДО). «Наказать могут за все что угодно – например, незаправленную постель или лишнюю вещь в тумбочке. Если выговор, то до свидания, выходные и, что самое страшное, — условно-досрочное. То есть, по сути, ты раб начальника колонии и его подчиненных.

Водить машину, как убийца

Судьба уголовников, осужденных за ДТП, примечательна тем, что за решеткой может оказаться абсолютно любой. Российская законодательная система выстроена таким образом, что, совершив аварию с пострадавшими, без серьезных связей во властных структурах избежать уголовного наказания практически невозможно. Оправдательные приговоры в судебной системе составляют менее одного процента. Сегодня ты врач, журналист, менеджер или юрист – мгновение, и вот ты уже в камере среди отморозков, воров и убийц живешь по их правилам в скотских условиях. И это на несколько лет. С ужесточением ответственности российские власти собираются не только ужесточить наказание для совершивших ДТП с жертвами, но и отправлять в тюрьму за повторную езду в пьяном виде. Учитывая, что в России действует порог в ноль промилле, среди уголовников может оказаться и совершенно невиновный человек.

Сейчас нашу с вами судьбу решают чиновники, которые редко сами садятся за руль и вряд ли когда-либо ощутят на себе всю суровость российского правосудия.

На фоне сохранения сухого закона за езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельствования власти уже в следующем году планируют ввести штраф в 50 тыс. рублей и лишение водительских прав на три года (сейчас за это предусмотрено только лишение прав на срок от полутора до двух лет).

Для водителей, которые в нетрезвом состоянии садятся за руль, уже будучи лишенными прав, вводится новая уголовная статья — 265 УК РФ, которая предусматривает лишение свободы до трех лет и лишение водительских прав на 10 лет.

Причем это коснется не только тех, кто уже лишен удостоверения, но и водителей, которые получили права обратно: для них вводят реабилитационный срок в один год, в противном случае наступает уголовная ответственность.

Если же нетрезвый водитель устроит ДТП, в котором погибнет человек, то благодаря новым поправкам в ст. 264 УК РФ нарушителю после принятия законопроекта будет грозить до 10 лет лишения свободы (сейчас – до семи), а если жертв от двух и более – до 15 лет колонии (сейчас – до девяти). Кроме того, в первом случае виновника аварии предлагается лишать прав на 10 лет после отбытия наказания в тюрьме, а во втором – пожизненно. Для сравнения, по статье 105 УК за умышленное убийство одного человека также предусмотрено наказание в виде 15 лет лишения свободы.

Ужесточается уголовная ответственность и для водителей, совершивших ДТП с жертвами в трезвом виде. Так, за нарушение ПДД, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью, предлагается наказывать реальным лишением свободы на срок до четырех лет (сейчас — три года). При этом если в аварии есть погибший, а виновник был трезв, то санкция не меняется: пять лет лишения свободы. Не изменится ответственность для трезвых водителей, если по их вине в аварии погибнут два и более человека, — до семи лет лишения свободы. Однако во всех случаях по истечении уголовной ответственности виновнику будет грозить лишение водительского удостоверения сроком на пять лет.

Каждого десятого трезвого водителя лишают прав за пьянку

В распоряжении издания оказался ответ из Мосгорсуда по количеству возбужденных административных дел по статье 12.8 КоАП (управление автомобилем в состоянии опьянения).

75 водителей – от 0,2 до 0,3 промилле. 230 водителей — от 0,5 до 1 промилле. Больше всего водителей – 339 — имели степень опьянения от 1 до 2 промилле. 177 водителей имели степень опьянения от 2 и более промилле. 69 сели за руль, употребив перед этим наркотические или психотропные вещества. Из всех 1161 дел в сентябре суд оправдал только трех человек. При этом у одного из них было обнаружено до 0,3 промилле, у второго – до 0,5 промилле, у третьего – до 1 промилле. Всех остальных, включая мизерное содержание алкоголя до 0,1 промилле, суд лишил прав.

По словам Вячеслава Лысакова, эти цифры подтверждают предположение о том, что сейчас ежегодно в России за пьянку прав лишают более 12% трезвых водителей. Учитывая, что в 2011 году судьи лишили прав 356,6 тыс. водителей, ежегодно из-за такой дыры в законодательстве прав лишаются около 40 тыс. человек, которых пьяными можно назвать только по цифрам на алкотестере.

Российские ученые о пьянстве за рулем

По мнению врачей, низкий порог в 0,2 промилле, за который ратует депутат Лысаков, все равно означает запрет на употребление алкоголя, но он позволяет избежать несправедливого наказания, исключив возможную погрешность прибора, температурный фактор и массу других случайностей, которые существуют при нынешней процедуре экспертизы и техническом уровне приборов. Медики замечают, что правильное восприятие тех или иных форм зависит от СМИ, которые нередко освещают проблему не объективно, а так, как нужно властям.

«Я думаю, в подавляющем большинстве люди отдают себе отчет в собственных действиях и сейчас, если бы вернули порог в 0,2 или 0,3 промилле, то сигнал все равно был бы однозначным: пить нельзя, — уверен Сергей Полятыкин. — Но

«Каким бы ни был допустимый порог, большинство людей, в том числе и я, все равно понимают, что пить за рулем нельзя, — вторит ему психиатр-нарколог Александр Ковтун. — И если есть какая-то разрешенная концентрация, то она служит исключительно для того, чтобы не ошибиться, ведь очень часто алкотестер вершит судьбы людей.

Врачи убеждены, что нулевой порог бьет прежде всего по водителям, которые вообще не пили. По их мнению, масса невинных людей из-за плохо выстроенной системы медосвидетельстования может пострадать гораздо больше, чем те, кто реально садится за руль пьяным. В качестве частичного выхода из ситуации эксперты говорят о необходимости дифференциации ответственности в зависимости от степени опьянения.

Медики в один голос критикуют действующую систему медицинского освидетельствования, отмечая в ней множество недостатков.

В России вступил в силу закон об ужесточении наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии для водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом или тяжёлыми травмами для участников. Теперь пьяниц, севших за руль, ждёт уголовная ответственность.


Большие любители выпить

Фото © Pixabay

Любая авария с участием пьяного водителя автоматически заканчивается обвинением в его адрес. Даже если другой участник нарушил правила, виноват будет именно тот, кто пил перед поездкой. Если в ДТП пострадали только автомобили и самооценка, максимальное наказание, которое грозит пьянице, — лишение водительских прав на 1,5 года и штраф в 30 тыс. рублей.

Если есть тяжело раненные или погибшие — дело совершенно другое. До недавнего времени ответственность за пьяное ДТП с погибшими варьировалась, но само по себе уголовное наказание за такой проступок подразумевалось по умолчанию. Во многих случаях на протяжении последних нескольких лет судимость у виновных в пьяных авариях со смертельным исходом была условной — всё зависело от тяжести преступления. Согласно официальной статистике, причинение лёгкого, среднего и тяжёлого вреда здоровью для 65 процентов виновников заканчивалось условными приговорами.

Максимальным наказанием за одну жертву в "ДТП по пьяни" последние несколько лет было заключение в колонию на срок девять лет. Минимальный срок за те же действия составлял два года, однако такой приговор получали далеко не все водители — на приговор влиял не только уровень алкоголя в крови, но и обстоятельства ДТП в целом. Максимально строгая ответственность наступала лишь в исключительных случаях, а в наиболее массовых, когда пьяный водитель организовывал ДТП с тяжёлыми травмами, водителей приговаривали к срокам от трёх до пяти лет лишения свободы.

Фото © Агентство городских новостей

Фото © Агентство городских новостей "Москва"

Всего, согласно официальным данным, за 2018 год в России произошло 16,5 тыс. ДТП с пьяными водителями. Если на первый взгляд эта цифра не выглядит большой, то стоит напомнить, что общее количество ДТП в России за 2018 год — почти 169 тыс. То есть аварии по вине пьяных водителей — почти 10 процентов от общего числа. Ведь пиковый по своей аварийности 2008 год, когда в ДТП погибло почти 30 тыс. человек и общее количество ДТП превысило 200 тыс., давно пройден, а дороги в целом стали гораздо безопаснее.

Для того чтобы отбить у любителей алкоголя тягу сесть за руль, 17 июня 2019 года президент России Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за ДТП, совершённое в состоянии алкогольного опьянения. Согласно новому закону, за причинение тяжкого вреда здоровью пьяный водитель получит от трёх до семи лет. В случае гибели одного человека максимально возможный срок увеличат на треть — до 12 лет колонии. Для виновников массовых аварий наказание будет ещё жёстче. Если жертв две или более — водитель отправится в тюрьму на срок от восьми до 15 лет.

Надо наказывать, а не входить в положение

Фото © Агентство городских новостей

Фото © Агентство городских новостей "Москва"

Юристы, чья специализация защищать людей в суде после тяжёлых аварий, отмечают, что ужесточение наказания — вынужденная мера, поскольку пьянство за рулём хоть и сокращается, но не исчезает окончательно. Адвокат Андрей Пантюхин в беседе с Лайфом отметил, что первые месяцы 2019 года показали снижение "пьяных" ДТП в общей статистике.

— В целом можно говорить, что идёт снижение по 10–15 процентов в год. Это если говорить о пьяных ДТП. Но одновременно с этим фиксируются случаи, когда аварии происходят более тяжёлые, с большим количеством жертв. Это в основном наезды на пешеходов, но контактные аварии, когда одна или несколько машин участвуют, продолжают происходить, — отметил Андрей Пантюхин.

При этом специалисты по работе с последствиями ДТП, в том числе и "пьяных", поясняют: в большинстве аварий получают травмы и погибают не водители, а именно пешеходы и пассажиры. Юрист Борис Анохин, неоднократно представлявший интересы пострадавших в "алкогольных" ДТП, сообщил, что, несмотря на постепенное снижение количества пьяных аварий, побороть эту проблему на корню пока не удаётся.

— Это традиционный русский авось. Сяду, доеду, авось пронесёт. Тот факт, что смертельных ДТП стало меньше, — это, конечно, хорошо. За первые полгода по вине пьяных водителей произошло на 30 процентов меньше аварий, чем в прошлом. Но проблема всё равно остаётся. При этом ужесточение наказания работает не так быстро, как хотелось бы. По-хорошему количество пьяных ДТП с жертвами и пострадавшими должно быть сродни форс-мажору и находиться где-то в пределах статистической погрешности, — считает Борис Анохин.

При этом юристы отмечают, что по-настоящему опасных водителей, вину которых удалось доказать в суде, нужно лишать возможности водить личный транспорт. По мнению юристов, едва ли не половина тех, кто сидел за рулём в "синем виде", повторно попадаются инспекторам и совершают аналогичные ДТП, а значит, могут быть приравнены к рецидивистам.

— Максим, ваша история хоть и освещалась в своё время СМИ, но в основном саратовскими. Давайте напомним нашим читателям вкратце, что с вами случилось.

— При таких обстоятельствах перекладывание вины на вас выглядит очень странным.

— C Загородных тоже не всё ясно. Не факт, что он был за рулём. Я думаю, машиной в момент аварии управлял другой человек.

— Почему вы так считаете?

— Мне следователи говорили, что в Daewoo не было третьего пассажира, но я сам видел, как от этой машины после столкновения убегал человек в сторону заправки. Меня переубеждали, что такого не может быть, что это неправда. Я даже стал верить, вдруг мне и правда просто показалось. Но, когда я смотрел одну из передач, где показывали, как Денис оправдывался на камеру, что, мол, машина его мамы и сам он ею не управлял, меня как будто осенило. Я понял, что всё-таки тот убежавший человек, видимо, и был за рулём.

— Есть предположения, кто это мог быть?

— Что-то ещё указывает на то, что за рулём был не Загородных?

— Да. При аварии задний пассажир Daewoo сломал ногу, вылетев вперёд, а у самого Дениса, который, как я понимаю, сидел на переднем пассажирском сиденье, были сильные гематомы и синяки на голове от удара о лобовое стекло. А вот третий человек смог спокойно убежать, потому что особо не пострадал. Дело в том, что в этой машине подушка безопасности была только у водителя, и она сработала. Если бы Загородных был за рулём, он бы так о стекло не стукнулся. Я, на самом деле, уже после выхода из колонии очень хотел с ним встретиться.

  • Результат медосвидетельствования Дениса Загородных. Допустимая законом погрешность алкотестера составляет 0,16 мг/л
  • © chpSaratov/ YouTube

— Для чего?

— Попросить его рассказать честно, как всё было. Всё равно уже ничего не изменишь. Но мне объяснили, что это плохая идея и к нему лучше не приближаться — мало ли что с ним случится, а все грехи на меня лягут.

— В вашем деле, судя по материалам СМИ, было сразу пять автотехнических экспертиз. Редко такое встретишь.

— Самую первую сделало наше следственное управление. И она была скорее нейтральной. И там указывалось, что если бы Загородных двигался с разрешённой скоростью, он мог бы избежать столкновения. Но даже её следователи трактовали не в мою пользу. Как говорится, работа с запятыми может сильно изменить смысл любого ответа. Потом были ещё экспертизы в Пензе, Волгограде, одну делал отец Ирины, ещё одну экспертизу мы делали в Москве — все в нашу пользу. Но несмотря на то, что эксперты на нашей стороне и подтверждали выезд Загородных на встречку, следствие всё подавало под своим углом.

— Вопрос со встречной полосой был ключевым?

— Да. Следователь мне говорил, что мои слова — это ложь, показания моих свидетелей купленные, и предлагал поверить на слово Загородных, который написал, что ехал по своей полосе.

— Как проходил судебный процесс?

— Можно сказать, что (процесса. — RT) было два. Сначала судья отправила моё дело на дополнительное расследование. Дело в том, что вызванные в суд полицейские неожиданно для обвинения дали показания в мою пользу. У судьи возникли вопросы, почему в деле одно написано, а сотрудники говорят другое. Например, один из них заявлял, что имевшуюся в деле объяснительную, якобы им написанную, он не писал и не подписывал, что там даже почерк не его.

— Ко второму суду такого уже не было?

— Таких нестыковок у них уже не было, все говорили то, что надо. Тех полицейских уже в суд не вызывали, потому что их перед этим ещё раз допросил следователь — и на этот раз никаких противоречий уже не было.

— У Загородных после аварии нашли наркотические вещества, изъятие у него свёртка сразу после ДТП даже попало на видео, но по итогам всей этой истории он отделался только лишением прав за пьяную езду. Почему его не привлекли к уголовной ответственности хотя бы за наркотики?

— Да, у него нашли траву, но якобы там не хватило веса, чтобы его привлечь к уголовной ответственности. А люди на зоне, которые отбывают наказание за такую же граммульку, мне потом сказали, что он за это однозначно должен был сесть. Некоторых из них даже за меньший вес привлекли. Это фантастика какая-то.

— Как я понимаю, сразу после аварии вопросов по виновнику особо и не было ни у кого. Кадры освидетельствования с места аварии, когда Загородных с трудом осознаёт, что происходит на медосвидетельствовании, очень красноречивы. В какой момент всё поменялось?

— Конечно, у меня был шок, когда всё повернулось против меня. Представьте, вы возвращаетесь домой после нескольких недель в больнице, до этого вас убеждают, что всё хорошо, мы его посадим, а тут в один момент всё встаёт с ног на голову — и начинается весь этот балаган. Нарушений было очень много, но суд не реагировал даже на очевидные факты.

— Например?

— Уже во время повторного процесса Загородных на заседании прямо сказал судье, что двигался всё-таки по встречной полосе. Ну и много всего другого интересного наговорил, но судья сделала вид, что не слышит этого.

— Вам дали три года колонии-поселения. Если посмотреть российскую судебную статистику, то она свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев за смертельные ДТП с одним погибшим, совершённые в трезвом виде, российские суды если и приговаривают к лишению свободы, то на практике дают не больше двух лет. Санкция данной статьи предусматривает до пяти лет, но даже три года — явление крайне редкое. Учитывая очень спорные обстоятельства в вашем случае, почему вам дали так много?

— Я думаю, потому что я не соглашался с обвинением, отказывался признавать вину. Им уже хотелось таким сроком подчеркнуть, что я обманщик и всё-таки виноват в ДТП. Хотя даже потерпевшие, родители Иры, в один голос заявляли на суде, что я не виноват, и просили меня отпустить. Я считаю, это о многом говорит.

— Они изначально были на вашей стороне?

— Нет. Сначала им следователь сказала, что виноват в аварии я, и отношение ко мне было очень враждебным. Отец Иры, ныне покойный, звонил мне, говорил, что я убил его дочь, мол, ему всё рассказали и объяснили, даже угрожал мне.

Но потом, когда мы вместе всё-таки приехали на этот перекрёсток, я показал всё, как было, привёл в пример запись с камеры, которую смогли добыть мои друзья. И они (родители погибшей. — RT) приняли мою правду.

Дядя Игорь, отец Иры, сам стал расследовать аварию и тоже нашёл доказательства моей невиновности, поэтому на суде родители Иры много высказывались в мою поддержку.

— Вас осудили на три года, но вышли вы раньше?

— Да, я отсидел половину срока, полтора года, и вышел по УДО. Мог выйти и раньше, с такой статьёй отпускают и после 1/3 срока, то есть в моём случае через год, но из-за коронавируса пришлось посидеть подольше.

— Что вы имеете в виду?

— Рассмотрение моего дела из-за него постоянно откладывали. Но был ещё момент, связанный с начальством колонии. Они, со своей стороны, тоже тянули — я же там работал в столовой, кормил людей, и они были заинтересованы, чтобы меня подержать подольше.

— Как устроена жизнь в колонии-поселении? Легко ли вообще по таким делам выйти по УДО?

— Всё, как и на воле, упирается в деньги. Если они есть, то можно ничего не делать, не работать — и освободишься. А если денег нет, то надо пахать по полной, чтобы у начальства колонии не было претензий и была хорошая характеристика. Если деньги есть, то будешь себя чувствовать очень хорошо, как дома. Но в целом надо вести себя в рамках, не хулиганить. Если пытаться проносить алкоголь, наркотики, то это, естественно, всё пресекается, из-за одного дурачка начинают страдать все.

— Какие люди попадают в колонии за ДТП? Кого вы встретили там?

— Там, на самом деле, самые разные люди, я бы не стал выделять какой-то типаж. Были люди и простые, и с двумя высшими образованиями. Это такая роковая ступенька в судьбе, когда ты не можешь ничего сделать. Ну вот типичная ситуация: человек спокойно возвращался домой, ему лоб в лоб выскочила машина, летевшая с превышением, и их после столкновения выносит на полосу этого нарушителя. И тот, кто не виноват, в кого врезались, в итоге и сел.

Были и другие истории. Человек из Краснодара. Выпили компанией, и его друзья поехали кататься на его машине, пока тот спал на заднем сиденье. Произошло ДТП, два друга автовладельца погибли, а его посадили.

— По вашему личному ощущению, сколько осуждённых за ДТП отправили в колонию действительно справедливо?

— Большая часть всё-таки сидит по делу. Надо понимать, что любой человек, попав в такую ситуацию, как тот же Загородных, будет себя оправдывать и доказывать, что ни в чём не виноват. Один говорил, что он сбил бабушку насмерть, она, мол, вышла неожиданно из-за автобуса — и он не успел ничего сделать. Но сбил-то он её на скорости 90 км/ч и на пешеходном переходе. Тут всё очевидно.

— Когда вы вышли на свободу?

— 10 июня 2020 года.

— За несколько дней до вашего выхода на свободу произошла смертельная авария с участием Михаила Ефремова, и СМИ активно интересовались вашим мнением о том, что его ждёт в колонии. Буквально на днях в Москве произошла ещё одна страшная трагедия: студентка Валерия Башкирова на зебре совершила наезд на детей, в результате чего двое из них погибли. Что вы думаете об этой аварии?

— Если честно, мне её (Башкирову. — RT) очень жалко. В какой-то степени она сама ещё ребёнок. Если бы была пьяной, то не было бы никакой жалости, но тут просто сработала её невнимательность — она отвлеклась от дороги. Тут есть вопросы и к родителям детей, потому что они пустили их вперёд на переходе, дорога — это всегда место повышенной опасности.

Тюрьма в любом случае человека не исправляет, а меняет в худшую сторону, не все оттуда выходят людьми.

Надеюсь, родители погибших всё-таки не будут требовать для неё (Башкировой. — RT) самого жёсткого наказания, потому что, сами пережив такое горе, они ещё лишат дочки и других людей. Очень надеюсь, что её дело не выльется в очередной показательный процесс с показательно жёстким приговором.

— Сейчас вы за руль садитесь?

— Нет, у меня по приговору суда действует ограничение права садиться за руль, но я сейчас начал собирать документы, чтобы вернуть себе удостоверение раньше. Я очень хочу за руль, и машина действительно мне нужна. Взять ту же маму Иры, которая осталась без мужа. Её надо возить на кладбище, а оно далеко очень находится, ехать через весь город и ещё там за город немного.

— Дала ли вам тюрьма хоть что-то полезное или время там можно считать полностью потерянным?

— Конечно, это абсолютно потерянное время. Дело это в целом длилось очень долго. За эти полтора года постарели мои родители, выросли братья, не стало некоторых родственников. Я сожалею, что не так жёстко отстаивал себя, как следовало бы. Пока ещё шло расследование, был шанс что-то изменить.

— Как сейчас протекает ваша жизнь, чем вы занимаетесь?

— Вернулся на прежнее место работы, работаю поваром в одном из кафе в Саратове. Не сказать, что я замкнулся или стал каким-то тихоней, но есть очень большое желание никак не сталкиваться с органами власти и избегать с ними любых контактов.

Я же нахожусь ещё под надзором из-за УДО, и даже обычный штраф за отсутствие маски может повлечь большие последствия, вплоть до отправки обратно в колонию. Поэтому просто хочу, чтобы наше государство от меня отстало, сотрудникам силовых структур я не доверяю.

— Вам 27 лет. Каковы в целом ваши дальнейшие планы на жизнь?

— До аварии я был целеустремлённым, куда только не хотел попасть! Но в данный момент мои мечты, к сожалению, серьёзно ограничены, эту ситуацию я пока не могу никак изменить.

— Что вы имеете в виду?

— Мне надо регулярно ходить отмечаться в УФСИН, носить справку, которую должен подписывать работодатель, и далеко не каждый согласится на это. Ведь есть люди, которые ведут свой бизнес не очень прозрачно, и далеко не каждый работодатель согласится привлекать к себе лишнее внимание, предоставляя работу человеку с таким статусом.

— Но ограничения по УДО рано или поздно закончатся.

— Пока я успокоился насчёт мечтаний. В данный момент хочу просто, чтобы не было никаких обременений, не надо было ходить куда-то отмечаться, чтобы вернули мне мои права, которые я не купил, как многие, а получил сам, ночами зубря правила и отучившись ездить. Поэтому хочется, чтобы всё вернулось в прежнее русло, ну а там уже судьба куда-то выведет.

— Насколько я знаю, перед аварией вы учились в институте. Не было мыслей вернуться туда?

— Я хотел вернуться, но пришлось бы заново идти на второй курс, к тому же надо было бы всё по новой оплачивать, и я не готов к таким расходам, тем более у меня ещё ипотека.

— Слышал, что из-за случившегося с вами несчастья косвенно пострадал и ваш брат.

— Да, он после армии собирался пойти служить в ФСБ, прошёл все испытания, подготовку, и куратор его уже ждал исхода моего дела. Если бы от меня отстали тогда, он бы пошёл туда, а так из-за моей судимости его туда не взяли.

— Прошу прощения за такой вопрос, но после всего пережитого вас в моральном плане ничего не тяготит? Не корите себя как-то внутренне за ту аварию, хотя и не считаете себя виновным в ней?

— Естественно, я об этом очень много думал, переживал, что родители Иры остались без ребёнка. Винил себя и в том плане, что зачем я вообще согласился на ту поездку и почему в аварии я пострадал меньше, хотелось себя на это место посадить, а не её. На душе до сих пор остаются такие терзания, и это никуда не уйдёт.

Думаю, теперь это мой крест, и эти чувства будут меня преследовать всю жизнь. Очень бы хотелось всё изменить, сделать всё иначе, но, к сожалению, это невозможно.

— Год назад, после выхода на свободу, вы говорили, что, возможно будете пытаться бороться дальше и пытаться добиться отмены приговора. Как с этим обстоят дела?

— Мы дошли до Верховного суда РФ, там нам отказали в пересмотре дела. Были мысли подавать в ЕСПЧ, но в итоге решили оставить это дело. И так уже натыкались на адвокатов-мошенников, не хотелось опять всех этих мытарств, траты денег, нервов, времени. Люди в нашей стране, наверное, больше привыкли зарабатывать на несчастье. Во всём, что связано с юристами, силовиками, добросовестных людей мало, хотя и они, конечно, есть.

Читайте также: