Срок выплаты по осаго

Обновлено: 06.05.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Благодаря обязательным полисам ОСАГО автовладельцы, пострадавшие в ДТП, получают возмещение от страховой компании, обслуживающей виновника. Но после совершения аварии в голове водителя много вопросов: как обращаться в страховую после ДТП, какие нужно предоставить документы, в течение какого срока. С этим и разберемся.

Специалист Бробанк.ру дает подробную инструкцию о том, как обратиться в страховую после ДТП и получить возмещение. Важно сделать все правильно и вовремя, чтобы не было проблем. Рассмотрим и сроки обращения в страховую — их крайне важно соблюсти.

В какую страховую обращаться

Прежде чем разбирать порядок обращения в страховую компанию при ДТП рассмотрим, в какую именно компанию обращаться. Если вы пострадали от действий другого водителя, то возмещать вам ущерб будет именно его страховая. Если вы стали виновником, тогда ваша страховая сделает выплату пострадавшему.

Не будем отдельно рассматривать действия водителей непосредственно после аварии и страховые случаи. Наша ситуация — пострадавшему положено возмещение, и он хочет знать порядок действий и срок подачи документов в страховую после ДТП.

При соблюдении ряда условий, вы можете обратиться в свою страховую компанию, а не виновника

Раньше потерпевший мог обратиться только в страховую виновника, что не всегда было удобно — порой офисы располагались вообще в другом городе. Поэтому законодательно закрепили возможность обращения в свою компанию, но при выполнении важных условий, которые регулирует ФЗ-40 ст 14.1 Прямое возмещение убытков:

  • вред причинен только транспортным средствам, люди в аварии не пострадали;
  • все участники имеют полисы ОСАГО или КАСКО.

Это называется прямое возмещение убытков по ФЗ-40 ст 14,1. Согласно нормам этой статьи ваша страховая занимается оформлением и оценкой ДТП и выплачивает вам деньги. После компания получает возмещение от страховой виновника.

Так что, вы можете обратиться после ДТП в страховую, которая обслуживает ваш полис, или в ту, которая обслуживает виновника. Действуйте как удобно. Но если у виновника нет полиса, или в аварии пострадали не только машины, ваша страховая вам не поможет.

В течение какого времени нужно обратиться в страховую после ДТП

Важно соблюсти срок уведомления страховой о ДТП, чтобы не возникло проблем. Вообще, после аварии лучше действовать быстро и решительно, не затягивать процесс. Желательно как можно быстрее уведомить компанию и начать процесс оценки и возмещения.

Статья 11 ФЗ-40 говорит о том, что потерпевший должен уведомить страховую о событии в сроки, установленные правилами обязательного страхования. А они говорят, что срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО в 2021 году — 5 рабочих дней после заполнения извещения о происшествии.

Уложиться в срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО должен не только пострадавший, но и виновник. Он обязательно обращается к компании, в которой купил полис, и заявляет о событии.

Но, опять же, ситуации бывают разными. Если потерпевший не уложился в установленные временные рамки по уважительной причине, его заявление все равно примут.

Нужно разделять сроки уведомления и подачи заявления. Согласно положению Банка России №431-П главе 3 пункту 3,9 потерпевший уведомляет страховщика “при первой возможности”. Подать документы — в течение 5 дней.

Так что, если рассматривать, в течении какого времени можно обратиться в страховую после ДТП, обеим сторонам желательно это сделать в течение пяти рабочих дней. Но потерпевший по уважительной причине может опоздать.

При этом страховая может устанавливать свои сроки приема заявления о ДТП, превышающие те, что установлены законом. Например, Совкомбанк Страхование дает владельцам полиса КАСКО 10 дней. Если есть какие-то свои сроки, они указаны в документах на страховку.

Как подать заявление в страховую после ДТП

Некоторые страховые компании облегчают жизнь своим клиентам, они принимают заявления дистанционно. Например, если полис обслуживается Тинькофф Страхование, заявить о страховом событии можно в приложении. Аналогичный сервис предлагает Росгосстрах и некоторые другие компании.

Напомним, что виновник также уведомляет страховую после ДТП. Какие каналы обращения при этом существуют — это зависит от конкретной компании. Некоторые более современные, принимают уведомления в приложении, на своем сайте или по телефону горячей линии. Другие до сих пор принимают только письменные обращения.

Вы можете позвонить в страховую после ДТП по ее бесплатному телефону горячей линии и получить консультацию по дальнейшим действиям.

То есть сначала вы просто уведомляете страховую, а уже после пишете заявление и собираете пакет необходимых документов. Чтобы обратиться в страховую после ДТП для написания заявления, потерпевший предоставляет следующую документацию:

  • паспорт;
  • документ о собственности на автомобиль, например ПТС;
  • документы из ГИБДД. Это протокол или постановление, где указаны все детали аварии, номера документов;
  • извещение о ДТП;
  • если выбран способ возмещения — наличными, реквизиты банковского счета потерпевшего.

Если речь об оформлении события по европротоколу, тогда нужно предоставить составленный и подписанный обоими водителями бланк, собранные фото и видео материалы.

Что будет дальше

Сроки обращения в страховую компанию при ДТП вы соблюли, оперативно уведомили компанию о событии, в течение 5 рабочих дней собрали необходимый пакет документов и написали заявление. Но что будет дальше?

А дальше страховой компании нужно будет осмотреть автомобиль, чтобы оценить причиненный ущерб. Если авто на ходу, можно подъехать в указанное страховщиком место. Если не на ходу — эксперт приедет сам, ничего платить за это не нужно.

Пострадавший может выбрать денежное возмещение или ремонт, который проведет партнерский сервис страховой компании. Если выбрано денежное возмещение, оно должно случиться в течение 20 дней после подачи заявления.

Но сначала компания делает расчет, результаты которого оглашает в течение 15 суток после приема заявления. И уже после, в течение 5 дней совершает перевод. Все вместе и занимает до 20 дней.

Часто пострадавших не устраивает рассчитанный размер возмещения (не секрет, что его часто занижают). Тогда нужно выразить свое несогласие, заявить о нем компании. После неудачных попыток договориться обращайтесь к финансовому омбудсмену.

Если у виновника нет полиса ОСАГО

Это уже сложная ситуация. Она осложняется тем, что кроме виновника никто не сможет вам оплатить ущерб. В этом случае не стоит вопрос, когда обращаться в страховую при ДТП. Обращаться вообще не нужно, так как выплаты по ОСАГО вам не положены.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, то получить денежную выплату от страховой компании не получится

Многие водители до сих пор ошибочно предполагают, что если у них есть полис ОСАГО, то они в любом случае получат возмещение, если пострадали. Но страховка работает иначе: ваша страховая сделает выплату за вас пострадавшим, если вы стали виновником.

Сама авария в этом случае оформляется как обычно, за отсутствие страховки участнику ДТП выпишут штраф в 800 рублей. А после пострадавшему придется заказывать независимую экспертизу, определять сумму ущерба и обращаться в суд за взысканием (если не получится урегулировать вопрос досудебно).

В какой срок должны осуществить выплату по ОСАГО

Практически каждое действие и исполнение обязанности страховой компании (равно как потерпевшего, а в ряде случаев и виновника) законом урегулировано установленными сроками. Не является исключением и страховое возмещение убытков, которое может быть в 2 формах: в виде направления на ремонт или денежной компенсации. В этой статье мы выясним, в какие сроки страховая по закону обязана произвести выплату страхового возмещения ущерба при ДТП, с какого дня считаются эти промежутки времени и в каких случаях они могут быть продлены. Также узнаем, как можно взыскать неустойку и в какой сумме за нарушение этих "дедлайнов" страховщика.

Какой общий срок для выплаты после ДТП в 2021 году?

Он составляет 20 дней и считается со дня подачи заявления о страховом возмещении и всех приложенных к нему документов и устанавливается пунктом 21 статьи 12 Федерального закона Об ОСАГО. Но это не просто календарные дни. Равно как не рабочие, не банковские и иные.

Обратите внимание, что срок выплаты возмещения ущерба по страховому случаю в 2021 году составляет 20 календарных дней, не считая праздничных нерабочих.

Течение срока 20 календарных дней для страхового возмещения после ДТП

Таким образом, простейший сценарий обращения в страховую компанию выглядит в стандартных случаях следующим образом.

Ещё одна важная тонкость: 20 дней даётся именно для выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт, а не получения их вами. То есть, если перевод выплаченной суммы денег будет идти 3 дня или более, либо направление отправят вам по почте, а письмо будет идти 2 недели, то страховщик выполнил свои обязательства в полном объёме, если отправил их в пределах 20 дней.

Теперь давайте объясним подробнее и в примерах, как считать этот промежуток времени, и вы поймёте, когда настаёт крайняя дата для возмещения в конкретно вашем случае.

Примеры расчёта дат выплаты

Начнём мы с того, с какого дня следует начать считать срок 20 дней для выплаты по ОСАГО. Он отсчитывается со следующего дня после подачи заявления и документов о ДТП. Обратите внимание, что закон об автостраховании прямо не указывает это правило. Однако, в этом случае принято учитывать сферу действия смежных или просто иных законодательных актов. И все они устанавливают именно такой порядок расчёта сроков. Вот, к примеру, самая первая часть статьи 4.8 КоАП предписывает начало действия со следующего дня.

Например, вы попали в ДТП 1 февраля 2021 года. Получили на руки все документы об аварии 3 февраля, а 4 подали их с заявлением страховщику. Тогда начало срока следует считать с 5 февраля. А последний день для выплаты приходится на 25 число. С 26 февраля 2021 года начинает "капать" неустойка за просрочку.

Но в примере выше мы никак не учли праздничные нерабочие дни. Что ж, давайте усложним: допустим, период с 20 по 23 числа установлены трудовым законодательством выходными. При этом, праздничными из них являются только 22 и 23, так как 20-21 приходятся на обычные выходные. А они учитываются при течении срока для возмещения по ОСАГО.

Тогда с учётом нерабочих праздничных дней срок выплаты продлевается ещё на 2 дня – то есть крайняя дата возмещения по страховому случаю после ДТП – 27 февраля.

Пример расчёта периода компенсации убытков страховой компанией

Давайте рассмотрим для закрепления понимания исчисления ещё несколько примеров – от простейшего к сложным.

  • Заявление подано 1 апреля 2021 года. Последняя дата для выплаты в этом случае – 21 апреля (течение периода начинается со 2 числа, а со 2 по 21 число получается ровно 20 дней). В этом периоде не было никаких официальных праздничных выходных. Поэтому ничего никуда не продлевается.
  • Документы на компенсацию поданы 1 марта 2021 года. Но 8 марта – Международный женский день – считается нерабочим праздничным. Тогда течение срока выплаты страховой компании начинается со 2 марта и длится по 22 марта включительно (21 день в этом периоде с учётом 1 нерабочего дня).
  • Документы вы подали 28 апреля 2021 года. Нерабочими признаны майские выходные, разделённые на 2 периода: с 1 по 3 мая и с 7 по 9 мая включительно – то есть суммарно 6 дней. Тогда последний день срока для возмещения придётся на 22 мая.

Здесь также есть важный момент. У вас должно быть обязательно подтверждение подачи заявления страховщику в указанный срок. Таковым может являться входящий номер от страховой со штампом на втором экземпляре заявления, расписке о его принятии, либо документы с почты, если вы отправляли его посредством её: опись вложений и уведомления о вручении письма. Обманы страховых компаний, что якобы те не видели от вас никаких документов на практике 2021 года, конечно же, очень редки, однако, формально не исключены.

Обратите внимание, что есть небольшая тонкость и в том случае, когда последний день приходится на выходные. Закон Об ОСАГО этот вопрос никак не решает. И этот случай является спорным, потому что в смежных законах указано, что и в этом случае последний день течения срока сдвигается на первый рабочий день. Но по факту здесь стоит вопрос не о факте выплаты, а о факте перевода денег или отправления письма. Ведь по закону, если страховщик отправил это в пределах срока, то ничего не нарушено. И смотрите, какое положение дел получается из этого, в зависимости от способа возмещения вреда:

  • если речь идёт о выплате, а страховая компания отправила платёжное поручение в последний его день, который пришёлся на выходные, то ничего не нарушено, просто платёжка будет исполнена в первый рабочий (банковский) день по общему правилу после этого;
  • в случае же отправления вам почтой направления на ремонт, пусть страховщик попробует найти почтовое отделение, которое работает по выходным – такие, конечно, есть; в этом случае фактически почтовое отделение примет письмо, но также отправит его фактически позднее.

Но не было бы данной статьи, если бы всё было так просто и разъяснения требовало бы только течение срока выплаты ущерба после ДТП. Ниже мы рассмотрим ещё несколько тонкостей.

А при европротоколе?

В какой срок страховая обязана выплатить деньги в случае заполнения извещения? Это не имеет значения – всё те же 20 календарных, кроме нерабочих праздничных, дней.

Есть лишь одна тонкость – закон обязывает вас подать заявление о возмещении убытков в течение 5 рабочих дней после ДТП. Однако, и этот срок непресекаем – если вы обратитесь за компенсацией ущерба позднее, никаких последствий не будет.

Может ли по закону страховая установить свои сроки?

Нет. Для того и существует закон, чтобы устанавливать единые правила для соблюдения прав и свобод граждан для всех без исключения.

Поэтому, не имеет значения, о какой страховой компании идёт речь: Росгосстрах, Ингосстрах, Альфастрахование, РЕСО или иные – 20 дней едины для всех, и этим сроком для выплаты обязаны руководствоваться все страховщики.

Право страховщиков устанавливать собственные сроки рассмотрения обращений

В какой срок приходит выплата на практике 2021 года?

Чаще всего ситуация и обстоит, как мы указали немного выше – страховые компании отправляют выплаты или письма с направлением на ремонт в один из последних дней срока. Но происходит это, конечно же, не всегда. Нередко страховщики укладываются и в 10 дней.

Следует учитывать ещё и тот факт, что 5 дней после получения заявления страховой даётся на выставление требования об осмотре повреждений машины от ДТП, и ещё такой же срок – на предоставление авто потерпевшего страховщику. Поэтому, наиболее вероятный и распространённый на практике 2021 года период получения выплаты – с 10 по 20 день. Но и просрочки по возмещениям, к сожалению, не являются редкостью на сегодняшний день.

Выплата будет или направление на ремонт?

Вообще, это отдельная большая тема для разговора. И мы писали об этом максимально подробно. Определить это достоверно на 100% в период ожидания страхового возмещения по ОСАГО, к сожалению, невозможно.

Однако, следует учитывать следующие обстоятельства:

  • по умолчанию ремонт – это обязанность страховщика (мифом является утверждение, что якобы страховая имеет право сама выбирать это – читайте 15.3 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО),
  • но выплата может быть, если вы на этапе подачи заявления (или после) заключили письменное соглашение со страховщиком об этом (пункт 16.1, а также другие условия в этом пункте),
  • но если у компании нет ни одного автосервиса, соответствующего требованиям закона об организации ремонта, то тоже полагается выплата (пункт 15.2).

А не ответят ли мне отказом?

Ожидая отведённый срок выплату по страховке вы можете не дождаться денег не только по той причине, что в ответ придёт письмо с направлением на ремонт. Дело в том, что письмо то придёт, но в нём не будет заветного "рецепта для автомобильной аптеки", а будет отказ. По закону он должен быть мотивированным.

Но, на самом деле, законных оснований для отказов у страховых ну совсем мало. Например, в их числе могут быть:

  • если вы отказались предоставить машину для осмотра или экспертизы,
  • повреждения явно не соответствуют обстоятельствам ДТП,
  • у виновника не было страховки ОСАГО (сюда не относятся случаи, когда ехал невписанный водитель)
  • и некоторые другие.

Полный список причин для отказа в выплате, а также что делать в таком случае, мы рассмотрели со всеми претензиями и исками в суд в специальной статье об этом.

В какие сроки страховая должна выплатить за вред здоровью и/или жизни?

Это тоже не имеет значения. Закон Об ОСАГО устанавливает единое требование, какой срок для выплаты страхового возмещения после ДТП должен быть во всех случаях (если быть точнее, почти во всех, но сюда не относится вид причинённого вреда). И он составляет 20 дней, кроме праздничных нерабочих.

Чтобы удостовериться в этом, прочитайте внимательно ещё раз пункт 21 статьи 12 закона – здесь не разделяется вид ущерба: имуществу ли он только причинён, или же в том числе здоровью или даже жизни. Всё те же 20 дней.

Когда 20 дней для страхового возмещения по ОСАГО могут продлить?

Выше мы упомянули, что не всё так просто в нашем случае. Действительно, указанные 20 дней могут быть продлены на неограниченное время, если это установлено законом, либо не зависело от возможностей страховщика и/или если в этом была вина самого потерпевшего.

Какой срок продления выплаты

Давайте рассмотрим все этим случаи.

Когда срок составляет 30 дней?

При возмещении в виде ремонта у вас есть право отремонтировать автомобиль не в том сервисе, с которым у страховщика заключён договор, а в выбранном вами. Но только при одном условии – вы, собственно, получили согласие страховой компании оплатить счёт за ремонт в выбранном СТО.

И это как раз является исключением, когда направление в этот автосервис страховщик имеет право выдать в срок не 20, а 30 дней – аналогично кроме тех же праздничных нерабочих. Это регулирует пункт 21, ссылающийся на пункт 15.3 статьи 12 закона.

Таким образом, ремонт в выбранном вами автосервисе с согласия страховой компании – это единственный случай, когда срок рассмотрения заявления по закону может составлять 30 дней вместо 20.

Продление срока, если не хватает документов

Обратите внимание, что пункт 21 статьи 12 говорит о 2 условиях начала течения 20 дней:

  • если вы подали заявление о страховом возмещении,
  • и если вы приложили к нему необходимый набор документов.

Так вот! Если каких-то бумаг в списке не хватает, то срок начинает отсчитываться именно со дня, следующего за днём, когда вы донесёте недостающие. Но это ещё не значит, что страховщик может сидеть и молчать о недостатке документов, чтобы подольше вам не платить, пока вы сами не спросите об этом. Предпоследний абзац пункта 1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО обязывает страховщика сообщить о недостаче бумаг, и устанавливает 2 срока для этого:

  • 3 рабочих дня, если документы от вас были получены по почте,
  • в день обращения, если вы привезли их лично в офис страховой компании.

Это же правило закрепил Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. в пункте 24.

Кроме того, обратите внимание, что страховщик не имеет права требовать документы, которых нет в официальном перечне из Правил страхования (абзац последний пункта 1 статьи 12 закона).

Но суть всё же остаётся одна: 20 дней для выплаты – это не безусловный срок. Он может быть продлён, если вы предоставили не все бумаги вместе с заявлением.

К слову, вы вообще можете подать документы, заранее зная о том, что это не полный список. Такое часто бывает при ДТП с пострадавшими – здесь документы о вреде здоровью можно ждать до года и более в исключительных случаях. Поэтому можно занести страховщику их часть, а остальные предоставить позднее.

Но и это не все случаи возможности продления по закону 20 дней для выплаты.

Выплата ущерба по страховому случаю ОСАГО

Если потерпевший не предоставил автомобиль после ДТП

Для осмотра и/или экспертизы страховой после происшествия положены свои сроки:

  • в течение 5 рабочих дней вы обязаны предоставить машину для осмотра страховщику – со дня подачи заявления (пункт 10 статьи 12),
  • тот же срок установлен и для страховщика (пункт 11)
  • в течение 10 дней страховая имеет право осмотреть автомобиль виновника (абзац 2 пункта 10).

При этом, если вы, являясь потерпевшим, не предоставили в установленный срок авто для осмотра в страховую, то и срок для выплаты ущерба продляется на тот период, когда вы предоставите (но не более 20 дней) – абзац 2 пункта 11 статьи 12 закона.

Можно ли узнать сумму выплаты до перевода денег?

Да, можно. Об этом говорит пункт 4.23 Правил страхования, утверждённых Банком России, указывая, что такая информация получается с помощью так называемого акта о страховом случае.

Но и здесь есть свои сроки: 3 календарных дня, кроме нерабочих праздничных, со дня подачи вами письменного требования с запросом такого акта. И только в том случае, если соответствующий акт уже готов.

Максимально подробно мы рассмотрели данный вопрос в статье о запросе расчёта суммы выплаты.

Подозреваю, что заплатят мало – стоит ли делать экспертизу до возмещения?

Однозначно, не стоит. Просто потому что не так давно произошли изменения, и в претензионных спорах между потерпевшими и страховщиками введён ещё один "посредник" в виде финансового уполномоченного.

Это означает, что решать вопрос о недостаточности денежных средств выплате теперь следует на этапе появления вырисовывающейся соответствующей проблемы. И экспертизу эту проводит как раз указанный финансовый уполномоченный.

Проще говоря, независимую экспертизу, сделанную вами самостоятельно, могут вполне не принять на этапе рассмотрения спора о недостаточно суммы компенсации ущерба от ДТП.

Что будет, если страховщик нарушит срок рассмотрения заявления при ДТП?

За это для страховой компании предусмотрены 2 довольно жёстких санкции:

  1. неустойка в размере 1% за каждый день просрочки страхового возмещения по ОСАГО,
  2. штраф в размере 50% за сам факт нарушения прав потребителя (финансовых услуг в нашем случае).

Первая предусмотрена абзацем вторым пункта 21 статьи 12 закона. А штраф – пунктом 3 статьи 16.1.

Рост неустойки за нарушение в виде пропуска срока выплаты ущерба от ДТП

Рассмотрим очередной пример. Допустим, вы подали документы на выплату 1 июня 2021 года. Тогда 21 числа истекает срок 20 дней для осуществления возмещения. А с 22 числа начинает начисляться неустойка за нарушение сроков выплаты за каждый день. Фактически страховщик осуществил компенсанцию, переведя деньги в размере 100 000 рублей суммы убытка по страховому случаю, 27 июня – то есть просрочка составила 5 дней.

В этом примере неустойка будет составлять 5 000 рублей – по 1 проценту на каждый из 5 дней просрочки. А платится она только по заявлению с вашей стороны (о разногласиях).

А вот штраф положен только в том случае, если вы были вынуждены обращаться за защитой своих прав в суд. Напомним, что теперь споры решаются в 3 этапа:

  1. сначала вы должны подать заявление о разногласиях страховщику по поводу нарушения сроков выплаты возмещения по ОСАГО,
  2. затем нужно обратиться к финансовому уполномоченному,
  3. и только, если оба ведомства не удовлетворят вашу претензию, следует идти в суд.

Максимально подробно о порядке взыскания долгов от страховой с образцами и бланками претензий и заявлений мы рассказали в отдельной статье.

Страховой полис ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности. Его оформляют для того, чтобы не платить деньги во время ДТП, если владелец оказался виновником. Целью страхования по полису ОСАГО является снижение финансовых затрат в случае возникновения непредвиденной ситуации. Существует множество особенностей проведения выплат, а в некоторых случаях возмещение ущерба вовсе не выдается.

Страховые выплаты по полису ОСАГО

Согласно этим официальным данным, процедура страхования при участии транспортного средства разделена на несколько случаев. После их установления и принятия, финансовая выплата передается указанным в соглашении лицам. Среди них:

  1. Нанесение имущественного вреда.
  2. Нанесение вреда здоровью и жизни.
  3. Летальный исход.

Для каждой ситуации действует ограничение по выплатам, которые получает застрахованный человек или выгодоприобретатель.

Образец полиса ОСАГО

Что не возмещают по ОСАГО

Любые финансовые операции по полису ОСАГО контролирует законодательная и исполнительная система Российской Федерации. Условия получения четко прописывают в соглашении. Тем не менее, существует ряд случаев и ситуаций, когда владелец полиса не может получить возмещение ущерба. Определяет их страховая компания после проведения проверок и расследования инцидентов. На решение комиссии могут оказать влияние следующие обстоятельства:

  1. ДТП случилось по вине природных катаклизмов или в результате маневров, проводимых военными.
  2. Случаи, которые официально признаны не страховыми и описаны в законодательстве страны. Например, это повреждение транспортного средства участвующего в гонках, проведение тест-драйва или обучения новых водителей.
  3. Выплата не проводится в том случае, если владелец полиса подал заявление на возмещение ущерба по истечению срока, указанного в соглашении. Изменить эту ситуацию может только постановление суда. Для этого заявителю придется представить документы, подтверждающие наличие уважительной причины просрочки.
  4. Преступное деяние, которое привело к преднамеренному возникновению страховой ситуации.
  5. Автомобиль был отремонтирован до осмотра страховым агентом.
  6. Если водитель, попавший в ДТП, не является владельцем транспортного средства.
  7. Страховой полис ОСАГО был подделан.
  8. Просрочен платеж за страхование автомобиля, оформленного в рассрочку.
  9. В момент возникновения страхового случая, у владельца отсутствовал действующий полис ОСАГО.

Большую часть вышеописанных ситуаций удается избежать соблюдением пунктов договора, подписанного страховой компанией и лицом, открывающим полис ОСАГО. Достаточно всегда оставаться внимательным к документам и своему автомобилю.

Сумма страховых выплат по ОСАГО

Всего существует три вида выплат, которые может получить владелец страхового полиса. За них можно получить деньги, фиксированной законодательством суммы. А именно:

  1. За нанесение вреда имуществу. Согласно действующим правилам полиса ОСАГО, каждый пострадавший может получить до 400 000 российских рублей.
  2. За причинение вреда здоровью или жизни. Если в результате ДТП нанесены увечья или травмы, пострадавшая сторона может получить до 500 000 российских рублей компенсации.
  3. За смерть застрахованного лица. В данном случае выплата делится на две части. Первые 475 000 российских рублей получает лицо, указанное как выгодоприобретатель. Другую часть, в размере 25 000 российских рублей получает организатор погребения.

Указанные суммы являются максимально допустимыми. Количество получаемых денег застрахованным лицом, в большинстве случаев, зависит от тяжести страхового случая.

Существует вероятность, что пассажир, пребывающий в транспортном средстве на момент ДТП, был застрахован в другой организации. В этом случае действие полиса ОСАГО на него не распространяется.

Выплата ОСАГО по европротоколу

При возникновении аварии, ее участники могут составить протокол европейского образца. Это официальный документ, который позволяет не только решить ситуацию без прибытия правоохранительных органов, но и окажет влияние на сумму выплат по страховому полису ОСАГО.

Европротокол - образец

На данный момент сумма финансового возмещения ущерба равна 100 000 российских рублей по всей территории Российской Федерации, за исключением, городов Москва и Санкт-Петербург, а также их областей. В этих регионах страны размер выплаты равен максимум 400 000 российских рублей.

Для того чтобы европротокол приняли во внимание в страховой компании, его должны заполнить оба участника ДТП. После этого документ направляют на рассмотрение, но не позже, чем за 5 суток после аварии. К протоколу должны быть приложены видео или фото доказательства нанесенного ущерба. Единственным условием, которое должны соблюдать оба участника ДТП до момента осмотра работником страховой компании, является отсутствие ремонта пострадавших автомобилей.

Образец заполнения европротокола

ВАЖНО! Европротокл можно составить только при участии в ДТП не более двух автомобилей. При этом водители и их пассажиры не должны иметь травм. Согласно последним изменениям в законах страны, составить протокол европейского образца можно даже в случае возникновения разногласий у одной из стороны конфликта.

Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО

Самостоятельно рассчитать выплату может каждый владелец полиса ОСАГО. Для этого специально разработана формула. Главную роль в ней играет базовый тариф и переменные, указанные в договоре или получаемые после оценки ущерба от ДТП. Формула выглядит следующим образом:

ОСАГО=БТ×ТК×КБМ×КВС×КДВ×КМ×КПИТ×КСОП×КН

Все сокращения имеют стандартную расшифровку. Данные для их значения можно получить, проведя самостоятельные расчеты.

Расшифровка буквенных символов:

  • БТ – базовый коэффициент.
  • ТК – территориальный коэффициент.
  • КБМ – коэффициент бонус-малус.
  • КВС – коэффициент возраста и стажа водителя.
  • КДВ – коэффициент допущенных водителей.
  • КМ – коэффициент мощности.
  • КПИТ – коэффициент периода использования транспорта.
  • КСОП – коэффициент срока оформления полиса.
  • КН – коэффициент нарушений ОСАГО. Его используют лишь в тех случаях, когда имеет место грубое нарушение договора страхования.

Например, владелец автомобиля устроился таксистом. Водительское удостоверение он получил в возрасте 20 лет. На момент возникновения страхового полиса ему исполнилось 35. Согласно БКМ он имеет 5-ый класс. Мощность мотора его транспортного средства составляет 75 л. с. Машину он будет использовать все время на протяжении действия страхового полиса. Соответственно, для него ОСАГО=4110×2×0,9×0,96×1×1,1×1×1×1=7 812,29 российских рублей.

Как рассчитывается выплата по ОСАГО

Самостоятельно трудно, а в большинстве случаев и невозможно осуществить подсчет выплаты, которую владелец транспортного средства получит по полису ОСАГО. Причиной тому являются отсутствие информации о стоимости ремонта, оценки повреждений специалистом-ремонтником, цены на приобретаемые материалы, а также расценок на детали, которые невозможно отремонтировать.

Тем не менее, Банк России разработал особую методику. Согласно этой информации, ее должны применять для расчета размер выплаты пострадавшему лицу в страховых компаниях. Однако методичные указания во многом противоречивы и запутаны.

Самым интересным пунктом считается то, что сумма выплаты зависит от даты ДТП и места где оно произошло. Поэтому стоимость и ремонта одних и тех же повреждений будет разной, так как в календаре стоит другое число, а авария случилась в другом регионе страны.

В процессе применения методик Банка России, работник страховой компании обязан обратить внимание на износ автомобиля и его отдельных механизмов. Расчет же стоимости материалов, потраченных на ремонт, высчитывает исходя из средней цены на них по всей стране, а не в конкретной области.

Тем не менее, формула, позволяющая рассчитать сумму выплаты такова:

РК=СР+СМ+СД

  • Где РК – размер компенсации;
  • СР – стоимость ремонта;
  • СМ – стоимость материалов;
  • СД – стоимость деталей.

Специальный калькулятор для подсчета размещен на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.

Выплаты при отсутствии ОСАГО

Если у пострадавшего участника дорожно-транспортного происшествия нет полиса ОСАГО, а виновник его имеет, то возмещение ущерба может быть затребовано у страховой компании.

Эта информация четко прописана в п. 1 ст. 1064 и п. 1 ст. 913 Гражданского кодекса, а также в ст. 1 Федерального закона №40-ФЗ.

Если же виновник ДТП не имеет страхового полиса ОСАГО, а пострадавшее лицо имеет, то страховая компания не праве осуществить выплату. Вся ответственность за нанесенный урон транспортному средству ложится на плечи виновника.

Если же полиса ОСАГО нет у обоих участников ДТП, то урегулировать конфликт можно без судебного разбирательства. Для этого виновник должен будет возместить ущерб или провести ремонт автомобиля. Если же он отказывается, придется обратиться в суд. Страховые компании в этом случае никаких выплат не делают.

Документы для выплаты по ОСАГО для страховой

Чтобы лицо, имеющее оформленный страховой полис ОСАГО, смогло получить компенсацию, понадобится собрать комплект документов. Среди них:

  • заявление, написанное для получения выплаты;
  • договор страхования и протокол, описывающий ДТП с подписями обеих сторон;
  • в зависимости от ситуации – европротокол, документ об административном правонарушении, постановления по делу или отказ от его возбуждения;
  • права собственности на машину;
  • доверенность на управление автомобилем, в случае аварии без участия владельца ТС;
  • расчетный счет для проведения выплаты, а также разрешение социальной защиты, если выгодоприобретатель не достиг совершеннолетия;
  • документы, указанные в правилах и договоре ОСАГО.

В зависимости от страховой ситуации, перечень документов может изменяться. Детальную информацию об их предоставлении следует уточнить у представителя страховой компании.

Типы возмещений по полису ОСАГО

Любая страховая организация, имеющая юридическое право выдавать ОСАГО, может проводить выплаты двумя различными способами. Среди них:

Первый тип возмещения ущерба является приоритетным. Это означает, что страховая компания за свои личные деньги, исходя из расчета по полису ОСАГО, проводит ремонтные и восстановительные работы. При этом организация уполномочена сама выбрать СТО. У большинства компаний имеются заключенные договора со станциями технического обслуживания. Если же автомобиль новый и у него не истек срок гарантийного ремонта, его отправляют на восстановление к дилеру. Любые работы, проведенные таким способом, имеют гарантийное обязательство, которое действует 1 год.

Чтобы владелец автомобиля смог получить денежную компенсацию, нужно появление особых условий. Среди них:

  1. Автомобиль получил серьезные повреждения, которые невозможно устранить во время ремонта.
  2. Пострадавший в автомобильной аварии погиб.
  3. Водитель получил тяжелые и средней тяжести травмы, а также указал именно этот вид компенсации в заявлении.
  4. Стоимость ремонтных работ оценивается дороже, чем максимально допустимая выплата.
  5. Потерпевшим является инвалид, имеющий медицинское заключение, разрешающее управление транспортным средством. При этом он обязан указать этот способ выплаты в заявлении.
  6. Если станция обслуживания, из перечня тех, с которыми заключен договор страховой компании, не может выполнить ремонтные работы из-за отсутствия компетенции.

Получить подробное описание типов возмещения ущерба можно у консультанта, представляющего страховую организацию, оформившую полис ОСАГО.

Выплата по ОСАГО, если виновник скрылся

Если виновник аварии не был установлен, а соответственно, скрылся с места происшествия, получить выплату по страховому полису ОСАГО становится весьма проблематично. Ведь в договоре такая ситуация четко прописана.

В большинстве случаев возместить ущерб, нанесенный автомобилю, не получится. Владельцу придется проводить ремонт за собственные деньги. Исключением является ситуация, когда в результаты ДТП пострадало здоровье водителя и/или пассажиров. В этом случае выплату можно получить. Только рассчитываться с пострадавшей стороной будет Российский Союз Автостраховщиков.

Куда направлять претензию по выплатам ОСАГО

Если ответ не поступил по истечению выделенного периода на рассмотрение заявления, можно обращаться в компании, защищающие права страхователей.

Этот минимум полезной информации поможет каждому получить возмещение ущерба по полису ОСАГО. Нужно только следовать прописанным инструкциям и условиям договора, выданного страховой организацией.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Неустойка по ОСАГО: в каких случаях выплачивается, правила расчёта, формула и пример, как взыскать

При получении обязательных выплат собственниками, ТС которых пострадало в аварии, помимо размера назначенного возмещения, большое значение имеют сроки выполнения страховщиком своих обязательств. Простой автомобиля в период восстановления после аварии оборачивается для владельца серьезными неудобствами, а зачастую и материальными потерями. Для урегулирования взаимоотношений страховых компаний и получателей компенсации в законе 40-ФЗ четко определены обязательства сторон, сроки реализации достигнутых договоренностей. В статье 12 предусмотрена неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения по ОСАГО.

ГК РФ о неустойке

Основным нормативным актом, регламентирующим отношения договаривающихся сторон, является Гражданский кодекс РФ. Неустойка в нем определяется как объем денежных средств, который обязан перечислить должник кредитору за неисполнение своих обязательств. Речь может идти о твердой сумме (штрафе) либо о периодически начисляемых выплатах (пенях). За несоблюдение сроков чаще всего применяется наказание в форме пени, сумма которой исчисляется ежедневно в процентах от задолженности и напрямую зависит от периода неисполнения договорных условий. >[/button]-->ГК РФ требует обязательного письменного оформления соглашения о неустойке, за исключением тех случаев, когда эта санкция является законной, то есть прописана в законодательстве.

Пеня, которую обязана выплатить за несоблюдение сроков СК, определена в 40-ФЗ, поэтому начисляется независимо от того, упоминается она в полисе ОСАГО или нет.

Когда можно рассчитывать на неустойку

Получателю компенсации по ОСАГО надлежит четко знать правила и сроки оформления документов и выплаты денег, чтобы оценить соблюдение страховщиком договорных условий и потребовать применения санкций, если компания нарушает 40-ФЗ.

Как должны действовать стороны договора ОСАГО, если произошел страховой случай

В 40-ФЗ и Положении Центробанка об ОСАГО № 431-П предусмотрены следующие правила для пострадавших в авариях и страховщиков:

Как рассчитать пеню за несвоевременную выплату по ОСАГО в денежной или натуральной форме

В соответствии со ст.12 40-ФЗ, по истечении двадцатидневного периода, отведенного на рассмотрение заявления, не исполнившая свои обязательства СК обязана уплатить пеню, начисляемую ежедневно в период просрочки. Размер неустойки составляет 1% от положенной потерпевшему суммы возмещения, что является достаточно серьезным наказанием. Для сравнения: за недоимку по налогам при действующей ставке рефинансирования 7.75% полагается пеня 0.026% за первые тридцать дней и 0.052% за последующие.Началом расчетного периода является следующий за датой окончания законодательно определенного срока день. Конец периода – день, когда СК полностью выполнила все договорные обязательства. Формулу для определения неустойки в денежном выражении можно представить в виде уравнения:Н = ДП × СВ × ЗН / 100, в котором:

  • Н – размер пени
  • ДП – число дней в периоде неисполнения обязательств
  • СВ – общий размер возмещения, рассчитанный СК в соответствии с 40-ФЗ
  • ЗН – размер законной неустойки по ст.12 40-ФЗ

Пример.Документы, подготовленные автовладельцем, получены СК 25.11.2018 года. Попавшее в аварию ТС своевременно доставлено выбранному страховщиком эксперту. Страховое возмещение в сумме 150000 руб. перечислено с расчетного счета 28.12.2018 года.Двадцатидневный срок нужно отсчитывать с 26.11.18 года. Предельная дата выплаты в соответствии с 40-ФЗ – 15.12.2018 года. Период просрочки с 16.12.2018 года по 28.12.2018 года – 13 дней. Расчет:Н = 13 × 150000 × 1 / 100 = 19500 рублейПеня за несвоевременную выплату или выдачу направления на ремонт перечисляется СК только по требованию автовладельца, оформленному в письменной форме с обязательным приведением расчетов и указанием банковских реквизитов получателя. Максимальная сумма пени, перечисляемой физическим лицам, ограничена размером предельных выплат по данному виду страхования (ст.16.1 40-ФЗ). Для юридических лиц ограничений нет.

Что делать, если потерпевший не согласен с размером компенсации

При несогласии получателя страховой выплаты с выводами экспертизы или расчетами, выполненными сотрудниками компании, ему должна быть своевременно перечислена та сумма, которую установил страховщик. Если в результате произведенной по собственной инициативе потерпевшего дополнительной экспертизы и судебного разбирательства возмещение было увеличено, страховщик доплачивает разницу. При этом возникает обязанность уплатить неустойку, так как несоблюдение сроков – это вина компании, продавшей ОСАГО. Размер пени останется прежним (1%), но начисляться она будет только на дополнительное перечисление.Чем грозит несоблюдение графика ремонтных работ на СТОПри получении возмещения в натуральной форме ответственность за соблюдение договорных отношений перед потерпевшим несет СК. Она обязана следить и за соответствием закону сроков выполнения ремонтных работ. Период нахождения ТС на СТО должен составлять максимум 30 дней на основании ст.12 40-ФЗ. Закон разрешает изменять этот срок по согласованию с СТО, компанией и автовладельцем. Если машина ремонтировалась свыше 30 дней, хотя владелец не давал на это согласия, следует настаивать на выплате неустойки.Размер ежедневной пени при этом составит 0.5% от стоимости ремонта. Период просрочки начинается с даты, наступающей за днем истечения законного срока, по дату реального получения собственником своего ТС и подписания им акта приемки.Пример.Потерпевший в ДТП доставил машину на СТО 10.10.2018 года, а получил после проведения необходимых работ 29.11.2018 года. Никаких документов о продлении срока он не подписывал. Страховщик оплатил СТО 35000 руб.Период ремонта, разрешенный 40-ФЗ – с 11.10.2018 года по 10.11.2018 года (нерабочий праздник 4.11.2018 года исключен). Просрочка с 11.11.2018 года по 29.11.2018 года – 19 дней. Расчет:Н = 19 × 35000 × 0.5 / 100 = 3325 руб.При оформлении компенсации в натуральной форме общая сумма пени ограничена стоимостью выполненных работ, оплаченных СТО.Сколько заплатит СК за не отправленный вовремя отказИзучив заявление и остальные документы признанного потерпевшим автовладельца, СК может вынести вердикт о невозможности выплаты возмещения. Решение может основываться на существующем законодательстве и быть вполне обоснованным, но, если вовремя не довести его до сведения автовладельца, придется выплачивать пеню. Она не очень велика – 0.05%, но рассчитывается от определенной в 40-ФЗ предельной страховой суммы:

  • 500000 рублей, если возмещается вред здоровью либо жизни
  • 400000 рублей, если компенсируется ущерб, причиненный ТС
  • 100000 тыс. руб., если документы о ДТП были составлены без привлечения сотрудников дорожной полиции

Если компания не направила потерпевшему официальный отказ в двадцатидневный срок, придется заплатить неустойку:

  • Н = 500000 × 20 ×05 / 100 = 5000 рублей, если в ДТП пострадали люди
  • Н = 400000 × 20 ×05 / 100 = 4000 рублей, если нанесен ущерб ТС
  • Н = 100000 × 20 ×05 / 100 = 1000 рублей, если протокол оформлен без привлечения полицейских из ГИБДД

Несвоевременный полный или частичный возврат внесенной автовладельцем страховой премии

Договор ОСАГО расторгается при следующих обстоятельствах:

  1. По закону: при смерти собственника-физлица, либо ликвидации собственника-юрлица, прекращении деятельности СК, гибели ТС.
  2. По желанию приобретателя полиса: при отзыве у СК лицензии на заключение договоров страхования автогражданки или при смене владельца авто.
  3. По решению страховщика: при обнаружении недостоверных данных, предоставленных собственником ТС, оказывающих существенное влияние на установление уровня риска.

Все обстоятельства, кроме ликвидации юрлица и предоставления недостоверных данных, являются основаниями для возврата той части страховой премии, которая приходится на неистекший срок действия договора. Вернуть деньги компания обязана в течение 14 календарных дней с того момента, как она получила подтвержденные сведения о смерти физлица, гибели ТС, замене собственника или направила извещение страховщику о расторжении договора из-за ликвидации или отзыва лицензии. Пеня за несоблюдение сроков составит 1% от суммы премии за неистекший период.Пример.Автовладелец, заключивший договор 10.05.2018 года предоставил в СК сведения о гибели ТС и подтверждающие документы 20.11.2018 года. Премия по договору 4000 руб., неиспользованная часть в сумме:4000 / 365* (365 – 194) = 1873 рубля, была возвращена 23.12.2018 года.В расчете:

  • 4000 / 365 – сумма премии за день
  • 194 – количество дней действия полиса до получения данных о гибели ТС
  • (365 – 194) – неистекший срок действия договора

Возврат премии должен быть произведен по 04.12.2018 года, просрочка составила 19 дней. Расчет неустойки:Н = 1873 × 19 × 1/100 = 355.87 руб.Предельный размер пени в этом случае не должен превышать общего объема возвращаемой премии.

Можно ли изменить сумму неустойки или совсем ее не платить

В ГК РФ приведено единственное основание, по которому кредитор теряет право добиваться выплаты неустойки, – прекращение ответственности должника за соблюдение соглашения. Обычно это происходит вследствие какого-то форс-мажора: стихийных бедствий, военных действий, принятия каких-либо законодательных актов, которые делают надлежащее исполнение соглашения невозможным. В 40-ФЗ дополнительных причин для неуплаты пени не указано.Страховая компания вправе не перечислять неустойку потерпевшему, если докажет, что все обязательства были выполнены в соответствии с договором, а задержка выплат произошла по вине получателя. Например, не были предоставлены банковские реквизиты для перечисления денег.ГК РФ в ст.332 предусматривает возможность для договаривающихся сторон увеличить размер законной неустойки при взаимном согласии, если это не запрещено законом. К пеням, связанным с выплатами по ОСАГО, это не относится, потому что 40-ФЗ в ст.16 не разрешает их повышать. Кроме того, этот нормативный акт запрещает применять к участникам договора о страховании автогражданки другие взыскания. Например, в ст.395 ГК РФ за неисполнение в срок денежных обязательств предусмотрены пени, равные действующей ключевой ставке ЦБ. К нарушителю сроков перечислений по ОСАГО это наказание не применяется.Уменьшить сумму начисленной неустойки вправе только суд по заявлению страховщика. Делается это в исключительных случаях, когда СК сможет доказать:

  1. Несоразмерность рассчитанной суммы пени тем последствиям, которые повлекло неисполнение обязательства
  2. Приобретение потерпевшим в ДТП необоснованной выгоды

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 года № 81 указано, что размер пени, присужденной судом к выплате, не может быть ниже начисленного с использованием ключевой ставки Центробанка.

Чем поможет финансовый омбудсмен

В 2018 году законом 123-ФЗ от 04.06.2018 года введен институт финансовых уполномоченных (омбудсменов), которые займутся защитой прав потребителей страховых услуг, прежде всего, страхователей по ОСАГО. Судебная практика показывает, что в год поступает около 300 тыс. исков по этому виду страхования. В 123-ФЗ предусмотрено, что при возникновении претензий к страховщику автовладелец сначала должен обратиться к финансовому уполномоченному. Это обязательно нужно сделать, если сумма иска не превышает 500 тыс. руб. Идти в суд можно в следующих случаях:

  1. Уполномоченный не принял решение в определенный законом срок.
  2. Уполномоченный прекратил рассмотрение обращения.
  3. Страхователь не согласен с решением омбудсмена.

Если у автовладельца возникли проблемы по взысканию пени со страховой компании, в 2019 году следует обращаться в службу финансовых уполномоченных.

Консультация адвоката при формировании неустойки по ОСАГО

Как правильно формируется неустойка по ОСАГО и что это такое? Можно уточнить у наших специалистов с помощью формы ниже.

Читайте также: