Разряд водителя автомобиля от чего зависит

Обновлено: 25.04.2024

Стоимость консультации адвоката: 75 рублей

Ранее квалификация водителей автомобиля определялась квалификационными классами (1, 2 и 3-ий классы). С 1 января 2015 г. вступило в силу Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, которым утверждена тарификация по разрядам водителей автомобилей (4, 5, 6 и 7-му разрядам).

До 1 января 2015 г. водителям автомобилей необходимо было присвоить квалификационные разряды с учетом категории транспортного средства, закрепленного за водителем автомобиля, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

Уведомлять работников за 1 месяц об изменении существенных условий труда не нужно было, так как данный случай подпадает под приведение условий трудового договора в соответствие с законодательством.

Порядок действий:

1. Издание приказа с указанием ФИО водителей, транспортных средств, закрепленных за ними, таблицы соответствия категорий транспортных средств квалификационным разрядам.

Пример:

таблицы соответствия категорий транспортных средств квалификационным разрядам

Ф.И.О. водителя автомобиля

Закрепленное транспортное средство (транспортные средства)

2. Утвердить таблицу соответствия категорий транспортных средств квалификационным разрядам с 01.01.2015

Категория транспортного средства

Директор ______________________ ФИО

2. Издание приказа о присвоении водителям автомобилей квалификационных разрядов.

Пример:

ФИО - ____ разряд;

ФИО - ____ разряд.

2. Должность ФИО в трехдневный срок произвести соответствующие записи в трудовых книжках работников.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на должность ФИО.

ст.19 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Директор ______________________ ФИО

С приказом ознакомлен: _____________________

Если за водителем автомобиля закреплено несколько транспортных средств, то квалификационный разряд присваивается по транспортному средству, которое относится к наибольшему разряду.

3. Внесение изменений в трудовые договоры (контракты) путем заключения дополнительных соглашений к ним.

Пример:

Наименование организации в лице ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­директора ____________________________________________, действующего на основании­­­­­­­­­­_____________ (далее - Наниматель), и гражданин ____________________________(далее - Работник) заключили настоящее дополнительное соглашение к контракту о нижеследующем:

1. Изложить пункт _____ в следующей редакции:

2. Остальные условия контракта остаются неизменными.

3. Соглашение составлено в 2 экземплярах - по одному для каждой из Сторон.

4. Соглашение вступает в силу с 01.01.2015 и является неотъемлемой частью контракта.

4. Внесение записи в трудовую книжку.

таблица

5. Внесение изменений в рабочие инструкции, штатное расписание, локальные нормативные акты.

Заработная плата сохраняется прежней, её уменьшение, отмена каких-либо видов выплат водителям автомобилей не допускается.

После 1 января 2015 г. присвоение квалификационного разряда водителям автомобиля осуществляется с учетом требований Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34.

Понятие классности сохранено (за исключением 3-го класса), но теперь классность означает профессиональное мастерство, а не уровень квалификации. Водителям, имеющим класс, после 1 января 2015 года подтверждать его не нужно. Классы присваиваются с 1 января 2015 года в порядке, утвержденном локальными нормативными правовыми актами, по решению квалификационной комиссии. Требования для присвоения классов согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 Об утверждении выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих:

1) для присвоения 2-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее двух лет и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних двух лет работы;

2) для присвоения 1-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее одного года и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних трех лет работы.

В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями "B", "C" или только "D", 2-й класс - "B", "C" и "E" или только "D" ("D" и "E"), а 1-й класс - "B", "C", "D" и "E".

Источник: А Разряд по моему Только у Поворов и Электриков))) Только если Шофёр ещё и по совместительству Автослесарь?)))

У водителей есть разряды, всё зависит от типа используемого автомобиля

Разряд водителяВыполнение работ
4-й

Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемности до 10 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности
автомобиля и прицепа).
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждаю-щей жидкостью.
Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возращении в авто-хозяйство (транспортную организацию).
Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за по-грузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.
Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
Оформление путевых документов.
Выполнение

я водитель 5 разряда. как это нету разрядов у нас? у меня и в труд. договоре это написано. я водитель 5 разряда, 1 класса.

NIK Искусственный Интеллект (100575) Возможно, верю, у нас сейчас тоже что то типа этого хотят слепить, а так пока ещё всё по старинке, просто классность и всё

Разряд водителя определяется его квалификацией и объемом выполняемых работ. Для ознакомления Вам нужен ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник профессий) . Почитав его статьи про водителей Вы сами все поймете.
Классность присваивается в зависимости от количества открытых категорий, безаварийной работы и выработки управляемого водителем подвижного состава. Присвоение регламентируется локальным документом организации-работодателя.

Уж более десяти лет все водители в фирме по разрядам работают, примитивно схема такая;
Легковые-4разряд
Грузовые, автобусы-5разряд
Грузовые с прицепом, краны 6разряд, есть еще "персональные"надбавки к разряду.
Чисто за "классность"давно уже не платят.

имею водительские права 1 класса стаж 35 лет берут на работу в автобусный парк по 5 разряду почему снижают классность.

снижают по усмотрению начальства, если начнёте подлизываться к начальнику то может и поставить 1 класс

Ясно почему. что бабок за классность не доплачивать. меня вот с авиатехника перевели в супервайзеры. а то и выслуга была бы на бетоне (раньше пенсия) и получал бы как раньше 50-60т. р и что интересно сейчас так везде.. ну они бляд.. доекономяться когда борты падать будут. ведь супервайзером работают и люди без авиационного образования.

Водитель автомобиля 5-й разряд

Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах.
А вот если Автобус от 13м длинной, то: Водитель автомобиля 6-й разряд

Характеристика работ. Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияния погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; особенности организации междугородных перевозок.

Характеристика работ. Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до

С ума бы не сойти от этих разрядов. Отработал 38 лет на городском автобусе, имея 1 класс с 1984 года ни разу не слышал ни о каких разрядов. И вот вышел на пенсию, немного отдохнул и решил поработать. Вот тут-то и столкнулся с этими разрядами, которые, наверно, придумали работодатели, чтобы меньше платить. Лучшего в голову не приходит.

Требования к опыту и квалификации: Водитель автомобиля 5 разряда относится к категории рабочего персонала;
На должность водителя автомобиля 5 разряда назначается лицо, имеющее водительские права необходимой категории и опыт вождения от 3 лет.

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;
признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей;
объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей;
правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;
особенности организации междугородных перевозок.

Квалификационные классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей автомобиля. Они зависят от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя автомобиля.

Согласно трудовому законодательству присвоение водителю автомобиля квалификационного класса осуществляется нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) и Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения) (ст. 61 Трудового кодекса (далее – ТК)).

Класс водителю автомобиля может присваиваться как при приеме на работу после подготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию, так и в процессе их работы, в т.ч. в связи с переподготовкой.

Обратите внимание
на особенности понятия классности для водителя

Особенность тарификации профессии водителя автомобиля в отличие от большинства других профессий заключается в том, что она не тарифицируется по разрядам, но по ней предусмотрено 3 квалификационных класса (соответственно 3-й, 2-й, 1-й).

Таким образом, вначале водителю автомобиля присваивается квалификационный класс, а затем наниматель может (но не обязан) поручить такому работнику в порядке перевода работу по присвоенному квалификационному классу.

Например, в организациях, в которых система оплаты труда построена на Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь, квалификационный разряд соответствует тарифному разряду и непосредственно влияет на формирование тарифной части заработной платы.

У водителей автомобилей тарифная часть заработной платы в такой ситуации зависит в первую очередь от характеристики автомобиля, управление которым поручено водителю.

А классность вообще может никак не влиять на оплату труда, так как за нее выплачивается надбавка, которая является выплатой стимулирующего характера (т.е. она выплачивается по усмотрению нанимателя).

Еще одной особенностью квалификационного класса является то, что он в отличие от квалификационного разряда присваивается только нанимателем, у которого работает водитель автомобиля.

Есть различие: присвоение водителю нового класса и поручение работы по другому классу

Присвоение квалификационного класса и поручение работнику работы по другой квалификации (другому квалификационному классу) – это два различных действия: одно оформляет результат успешного профессионального обучения работника, а второе является изменением трудовой функции работника по сравнению с обусловленной в трудовом договоре.

Присвоение квалификационного класса происходит в соответствии с Общими положениями на основании приказа руководителя организации с учетом заключения квалификационной комиссии.

При присвоении работнику квалификационного разряда, класса, категории по его профессии, специальности, должности (впервые либо нового, более высокого) делается запись о присвоении разряда (класса, категории) (заметим, не о переводе).

Поручение работнику работы по другой квалификации само по себе не влечет изменения присвоенного работнику ранее квалификационного класса.

Например, водителю автомобиля, имеющему 2-й класс, может быть поручена работа по 3-му классу. В этой ситуации присвоенная работнику квалификация не изменяется (что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке о присвоении ему 2-го класса и т.п.).

Выбор кадровой политики в части присвоения классов водителям автомобилей

Наниматель самостоятельно в зависимости от ситуации в организации выбирает необходимую кадровую политику, в частности:

– необходимость и возможность организации обучения работников организации на получение права управления транспортными средствами высшей категории. В данной ситуации организация принимает решения о подготовке необходимых ей водителей автомобилей из числа имеющихся работников или посредством их привлечения;

– необходимость и возможность установления надбавки за классность и (или) иных мер стимулирования профессионального роста водителей автомобиля;

– необходимость и возможность создания в организации квалификационной комиссии (или обращение при необходимости за услугами к сторонним квалификационным комиссиям) и т.п.

При этом важным является закрепление в локальных нормативных правовых актах выбранной кадровой политики в области классности водителей.

ЭТО ВАЖНО! Организация самостоятельно определяет порядок присвоения квалификационных классов водителей автомобилей.

В локальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок присвоения классов водителям автомобилей, желательно также предусмотреть порядок понижения класса (на срок не более
3 месяцев) в случае систематических нарушений
правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия, лишение водителя прав на управление транспортным средством, нарушение трудовой дисциплины и т.п.

Так, в организации может быть разработано и утверждено, например, положение об обучении в организации. В данном положении, в частности, может быть предусмотрен порядок определения потребности организации в обучении своего персонала (организация подачи заявок на обучение, их согласование, составление смет на обучение, составление и утверждение годового плана на обучение и т.п.).

Общие требования для присвоения классности водителю

Вопрос присвоения (повышения) класса рассматривается квалификационной комиссией организации на основании заявления водителя автомобиля и по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения. Проверка теоретических знаний и практических навыков производится на основе требований, предусмотренных в квалификационных характеристиках водителей, содержащихся в выпуске 52 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147.

Общими условиями присвоения классов водителям являются:

– прохождение подготовки или переподготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия;

– сдача квалификационных экзаменов и получение в органах ГАИ МВД водительского удостоверения и талона к нему установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями механических транспортных средств;

– соблюдение требований по стажу работы в качестве водителя;

– знание водителем слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда.

Подтверждение квалификации
и стажа работы

Присвоение классов водителям автомобилей осуществляется в порядке, предусмотренном нанимателем, а в трудовой книжке работника производится соответствующая запись.

Заметим, что Общие положения и иные акты законодательства не требуют подтверждения в дальнейшем присвоенного ранее водителю автомобиля в установленном порядке класса.

Таким образом, квалификация и опыт работы подтверждаются трудовой книжкой. Водительским удостоверением подтверждается стаж управления автомобилем.

Условия присвоения классов водителям

Для присвоения 3-го класса:

– требования по стажу не предъявляются;

– для управления автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее 2 лет;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда.

Для присвоения 2-го класса:

– непрерывный стаж работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда.

Для присвоения 1-го класса:

– непрерывный стаж работы не менее одного года в качестве водителя автомобиля 2-го класса;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда.

Инициализация присвоения класса

Вопрос о присвоении (повышении) квалификационного класса водителю автомобиля рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.).

Кроме того, право на повышение квалификационного класса в установленном порядке имеют рабочие, успешно выполняющие работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года.

Также более высокий квалификационный разряд рабочему наниматель вправе присваивать с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов (п. 13 Общих положений).

Таким образом, действующее законодательство выделяет 3 основания для присвоения в т.ч. квалификационного класса:

– прохождение работником обучения;

– успешное выполнение работником работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года;

– разработка и реализация эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Инициировать присвоение водителю автомобиля более высокого класса может как сам работник, так и руководитель соответствующего подразделения. Ниже приведены различные варианты оформления заявлений работников о присвоении им более высокого квалификационного класса.

Порядок присвоения классности водителю

Поскольку обязательные требования к проведению процесса присвоения классности ТК и другими нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены, то для проведения процедуры присвоения классов водителям автомобиля в организации необходимо разработать ряд локальных нормативных правовых актов.

На основании требований Общих положений для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) в организации создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации.

Для рассмотрения вопроса о присвоении класса водитель автомобиля пишет заявление, его непосредственный руководитель оформляет представление. В представлении даются оценка деятельности работника, его деловых качеств, информация о стаже работы и предложение о присвоении квалификационного класса.

Проведение квалификационного экзамена

Для присвоения водителю автомобиля класса квалификационной комиссией проводится квалификационный экзамен, который может состоять из 2 частей:

– проверки теоретических знаний;

– проверки практических знаний (выполнения пробной работы).

Оформление результатов квалификационного экзамена в форме заключения квалификационной комиссии

Заключение квалификационной комиссии о присвоении квалификационного класса водителю автомобиля оформляется протоколом.

Затем необходимо издать приказ о присвоении класса и снести соответствующую запись в трудовую книжку.

Кроме того, сведения вносятся в личную карточку водителя о присвоении класса.

Сведения о повышении класса могут быть внесены в личную карточку, если они в ней предусмотрены.

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

Содержание

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Расчет повременной оплаты

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.

. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (Vп),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Формула 2: Расчет сдельной оплаты

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

Кп – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

Читайте также: