Причины дтп с участием пешеходов

Обновлено: 01.05.2024

Довольно часто бывают случаи, когда в результате аварии не только наносится вред чужим автомашинам, но также страдают пешеходы, оказавшиеся поблизости. ДТП с пешеходом способно повлечь за собой серьезные неприятности для виновника и вылиться в большие денежные траты.

В вопросе о виновности автомобилисты придерживаются двух мнений. Одни полагают, что за наезд всегда отвечает водитель, а другие перекладывают вину на самого пешехода.

Здесь стоит отметить, что разбираться необходимо на месте по каждому конкретному случаю. И, если автомобилист не виноват, то наказание он нести не должен.

Более подробно мы рассмотрим все возможные ситуации в этой статье.

ДТП с пешеходом, нарушившим правила

Противостояние двух лагерей будет длиться вечно, но это не повод рисковать своими жизнями.

Так или иначе, большой процент ДТП с участием пешехода приходится на вечер и ночь, когда на улице уже темно. Автомобилист может не сразу заметить человека, особенно если у него темная, неприметная в сумерках одежда.

Что касается самих пешеходов, то они нарушают правила в любое время суток одинаково, не делая скидку на то, что в темноте их труднее разглядеть.

По этой причине рекомендуется иметь одежду со светоотражающими элементами, нашитыми на куртку, штаны, головной убор. С такими нашивками человек становится более заметным на улице и имеет все шансы избежать попадания в неприятную ситуацию.

Пешеходы в большинстве случаев становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения ими правил ПДД. Они могут игнорировать светофор и переходить дорогу при красном свете или рискнуть перебежать улицу в неположенных местах.

Причин таких нарушений много. Наиболее частые:

  1. Спешка. Когда человек очень торопится, он может прийти к решению сократить путь и перейти улицу в удобном для него месте, пренебрегая всеми теми правилами, которым их учили в школе.
  2. Незнание ПДД. Если человек не понимает, где можно, а где нельзя пересекать полосу движения автотранспорта, он принимает решение по наитию – выбирает тот путь, который кажется ему самым безопасным и удобным. Здесь можно выделить несколько подпунктов:
  • — Ребенок может случайно выбежать на дорогу за мячом, увлекшись игрой или по иной причине. Это нередкий случай для спальных районов, именно там чаще всего устанавливаются ограничивающие скорость до 40 км/ч знаки.
  • — Пенсионер, который привык жить во времена дефицита автомашин на улицах, смело выходит на дорогу в любом удобном ему месте. Убедить его в том, что теперь это стало опасно и число транспорта на улицах стало больше, практически невозможно.
  • — Местный житель, привыкший к наличию пешеходного перехода ранее именно в этом месте. Переход могли демонтировать, а знак перенести, но человек может этого не заметить и по старой памяти пересекать улицу там, где это делал раньше.
  • — Человек, догоняющий общественный транспорт, может нарушить правила и легко попасть под идущие за автобусом машины.

В список включены самые распространенные варианты ДТП с участием пешехода, являющегося нарушителем. Автомобилистам и людям, передвигающимся пешком, стоит иметь их в виду во избежание столкновений и несчастных случаев.

Переходя через дорогу там, где отсутствует пешеходный переход, никто не имеет права создавать своим появлением помехи движению транспорта. Он не должен неожиданно возникать на пути автомобильного потока из-за стоящих у обочины грузовиков, других препятствий, которые ограничивают обзор.

Если случится ДТП, наезд на пешехода станет считаться виной водителя, однако пешеход может поплатиться здоровьем за такую оплошность со своей стороны.

Нарушение пешеходами правил дорожного движения наказывается штрафом, максимальная сумма которого составляет 1000 руб.

Но если последствием такого нарушения станет авария с более тяжкими последствиями, наказание будет следующим:

  • 1-1,5 тыс. руб. – вред здоровью легкой/средней тяжести,
  • уголовная ответственность (2 года лишения свободы) – тяжкий вред здоровью,
  • до 4 лет лишения свободы — смерть пострадавшего,
  • до 7 лет – за смерть 2 и более людей.

Мы видим, пешеход тоже будет серьезно наказан за нарушения ПДД, поскольку оно может повлечь за собой весьма серьезные последствия. Поэтому соблюдать все предписания, связанные с регулировкой движения на проезжей части, он обязан наряду с любым автомобилистом.

Наезд на человека по вине автомобилиста

Наезд на пешехода

Люди, управляющие транспортным средством, имеют больше шансов нарушить правила ПДД, да и последствия бывают более серьезными.

ДТП с пешеходом чаще всего случаются при следующих обстоятельствах:

  • Водитель не смог заметить идущего по нерегулируемому переходу человека или не придал значения тому, что подъезжает к пешеходному переходу.
  • Согласно ПДД, водитель обязан пропустить пешеходов, когда поворачивает или съезжает с трассы. Однако он забыл о данном пункте Правил или же не заметил людей по причине стоящих рядом автомашин или других высоких препятствий.
  • Автомобилист проигнорировал людей, идущих по переходу.
  • Автовладелец превысил дозволенную скорость или нарушил одно из иных правил ПДД, в результате смог вовремя притормозить при неожиданном появлении на дороге человека.

Во избежание ДТП с участием пешехода автомобилистам надо обращать особое внимание на следующее:

Апогеем для любого автомобилиста может стать ситуация, когда он подъезжает темным вечером к нерегулируемому переходу рядом с автобусной остановкой, а рядом на обочине стоит грузовик.

В этой и других схожих ситуациях следует снизить скорость до минимальной и проследить за всеми участниками движения, включая находящихся поблизости людей.

Виды наказаний для водителей

Любой автомобилист всеми силами будет избегать такой ситуации, как наезд. Это не зависит от того, нарушает ли пешеход правила, переходя трассу в непредусмотренных для этого местах, или соблюдает все условия ПДД.

ДТП по вине пешехода либо самого водителя чревато следующими негативными последствиями:

  • Водитель потеряет массу времени на оформление. Люди, попадавшие ранее в аварии, знают, что на оформление даже легких столкновений двух автомашин можно потратить целых 10 часов. Если же пострадал один или несколько человек, то процедура может растянуться на еще более длительный срок.
  • Если после ДТП по вине пешехода он скрылся с места аварии, разыскать его позже будет проблематично. Так что ремонт поврежденного транспорта владелец будет производить и оплачивать сам.
  • Наезд, пусть даже с незначительными последствиями, для многих является большим стрессом. В наше нелегкое время лишние переживания людям за рулем совершенно ни к чему.

Кроме траты времени, сил и нервов, виновника наезда ждет наказание более серьезное.

Если вы стали участником ДТП, сбили пешехода, это грозит вам следующим:

  • 1,5-2,5 тыс. руб. штрафа за наезд непосредственно на переходе либо при других обстоятельствах, являющихся нарушением ПДД.
  • Сопутствующие штрафы за иные виды нарушений, выявленные сотрудником ГИБДД при оформлении наезда: например, если у водителя нет полиса ОСАГО, он находится в алкогольном опьянении, номер на а/м нечитаем и др.

Административные/уголовные меры при нанесении сбитому человеку вреда:

  • — легкой степени – водитель заплатит 2,5-5 тыс. руб. либо лишится водительского удостоверения на 12-18 месяцев;
  • — средней степени – придется заплатить 10-25 тыс. руб. либо права отберут на полтора-два года;
  • — тяжелой степени – виновника аварии могут посадить на срок до 2-х лет.

В случае гибели одного пешехода водителя могут лишить свободы на 5 лет, при смерти двух и более людей – срок увеличивается до 7 лет.

При этом надо понимать, что наказание предусмотрено только для тех, кто нарушил предписания ПДД, что повлекло за собой несчастный случай. Наезд на человека является событием случайным и обусловлено не одним, а целым рядом обстоятельств.

Поэтому весьма важно, управляя транспортным средством, следить за всеми внешними факторами и учитывать ситуацию на дороге, не торопиться и не давать повода другим нарушать правила, рискуя собственной жизнью и жизнью других людей.

Формирования Общественной палаты

10 сентября 2020

Безопасность пешеходов в тёмное время суток



По статистике наезд на пешехода - один из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Основная доля данного вида ДТП приходится на вечернее и ночное время суток, когда водитель не в состоянии вовремя увидеть вышедшего на проезжую часть пешехода и оценить ситуацию.

Особо надо отметить, что б езопасность на дороге зависит от всех участников дорожного движения – водителя, велосипедиста, пешехода.

Довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте или резко выбегающие на проезжую часть из-за какого-либо препятствия, движущиеся по дороге с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации. Некоторые даже банально забывают (не знают), что перед тем, как ступить на проезжую часть необходимо несколько раз посмотреть по сторонам.

Анализируя дорожные происшествия с участием пешеходов, в темное время суток, сотрудники Госавтоинспекции пришли к выводу, что одной из основных причин возникновения ДТП явилось несвоевременное определение наличия пешехода на проезжей части, особенно, если пешеход одет в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой.

Так при движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии всего 25-50 метров, с дальним светом фар – на расстоянии до 100 м.

Добиться снижения количества данного вида ДТП – основная цель, достичь которую отчасти поможет применение световозвращающих элементов.

Световозвращающие элементы (световозвращатели) - это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику.

Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения ДТП с их участием: при движении автомобиля с ближним светом фар это расстояние увеличивается до 150-200 метров, а при движении автомобиля с дальним светом фар до 350 м. Это даёт водителю 15-25 секунд для принятия решения.

Использование световозвращающих элементов в темное время суток особенно актуально для дошкольников и учащихся общеобразовательных организаций, которые направляются из дома в утренние часы в школу или детский сад и зачастую вечером возвращаются домой из школы без сопровождения взрослых, или находятся на прогулке.

Родителям при приобретении одежды ребенку, особое внимание необходимо обратить на наличие на ней световозвращающих элементов. Световозвращающие элементы у ребенка ростом до 140 см должны быть размещены на рюкзаке, верхней части рукава, головном уборе. Чем больше световозвращающих элементов на одежде ребенка, тем он заметнее для водителя в темное время суток.

Размещать световозвращающие элементы на одежде необходимо на высоте от 80 см до одного метра от поверхности проезжей части. Наиболее всего заметна прямая световозвращающая полоска длиной не менее семи сантиметров, размещенная на одежде либо сумке. Лучше использовать одновременно несколько предметов со световозвращающими элементами различной формы и размеров.

Чем больше световозвращателей на одежде и вещах будет у вас и ваших детей, тем заметнее Вы и Ваш ребенок для водителя, и тем меньше вероятность несчастного случая.

Свердловское региональное отделение Всероссийского Совета местного самоуправления с 2017 года регулярно проводит творческие к

29.09.2020 - 01.10.2020 будет ограничен проезд на железнодорожном переезде, расположенном на 4 км 2 пк железнодорожной станци

Большой призовой фотоконкурс Всероссийской переписи населения! Любите смотреть на мир через фотообъектив, снимаете природу, л

© 2022 Официальный сайт Кушвинского городского округа

Общие положения
Муниципалитет

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России
  • Государственная дума Федерального Собрания РФ
  • Портал государственных услуг
  • Национальный антитеррористический комитет
  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Министерство промышленности и науки Свердловской области
  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
  • Счетная палата Свердловской области
  • Избирательная комиссия Свердловской области

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Если вы сбили пешехода, не уезжайте с места аварии. Вызовите скорую и ГИБДД, окажите человеку первую помощь. Также необходимо взять данные очевидцев и подробно описать обстоятельства аварии полицейским. Наказание за наезд на пешехода зависит от тяжести вреда его здоровью. За легкий и средний автомобилисту грозит арест или лишение прав, а за тяжкий или гибель человека – лишение свободы до 7 лет. В некоторых случаях водителям удается избежать такого сурового наказания.

По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.

В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.

Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).

Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.

Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).

Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.

Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).

Когда водителя не накажут за наезд на человека

Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.

Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.

Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).

Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).

Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.




Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Читайте также: