Причины дтп с участием пешеходов статистика

Обновлено: 15.05.2024

На этой неделе в режиме видеоконференции состоялось заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Главная тема – повышение безопасности пешеходов.

Говорить про существующие проблемы на российских дорогах важно и нужно, с этим никто не спорит. Вот только предложения по решению накопившихся проблем вызывает порой еще больше вопросов. Текущую ситуацию можно назвать катастрофой, количество смертей на наших дорогах в год можно сравнить с падением около 90 полностью заполненных самолетов Боинг 737, где никто не выжил. Страшные цифры вновь были озвучены и сейчас:

На заседании было отмечено, что 917 смертельных случаев произошли на переходах, – то есть в местах, где пешеходы должны чувствовать себя в безопасности. Вдумайтесь, почти тысяча человек лишились жизни только на переходах за один год. А сколько еще стали инвалидами, получили травмы различной степени тяжести? А искалеченные жизни водителей, многие из которых наверняка лишились свободы на многие годы?

Прозвучали даже вполне логичные причины столь плачевной статистики. Михаил Черников, руководитель российской Госавтоинспекции, назвал факторы, оказывающие существенное влияние на риск совершения и тяжесть последствий ДТП с участием пешеходов:

  • скорость движения транспорта;
  • отсутствие дорожно-транспортной инфраструктуры для пешеходов;
  • плохая видимость пешеходов, то есть недостаточная освещенность на дорогах или ее полное отсутствие.

Вот только с решением возникли проблемы.

С одной стороны, были названы достаточно правильные меры: введение ограничения скорости в жилых районах и местах интенсивного движения пешеходов, установка перед пешеходным переходом искусственных дорожных неровностей, создание шумовых полос, организация освещения пешеходных переходов, а также мест подходов к ним, переоборудование наземных переходов из нерегулируемых в регулируемые.

С другой стороны, в качестве мер, направленных на снижение количества смертей пешеходов, в очередной раз прозвучали совершенно безумные предложения. И если практика проведения массовых пропагандистских и социальных кампаний – это в достаточной степени бесполезная работа, но которая хотя бы не прибавит дополнительных смертей, то часть из озвученного сделает все действительно хуже:

  • сооружение подземных и надземных переходов;
  • установка перильных пешеходных ограждений.

Опять?! Еще больше подземных переходов и ограждений? Это именно то, чего сейчас не хватает в наших городах? Это именно те меры, которые показали отличные результаты и поставили Россию на один уровень со странами, где на дорогах перестали гибнуть пешеходы?

В очередной раз под видом создания качественной инфраструктуры для пешеходов пытаются пропихнуть дорогие идеи, которые только ухудшат положение вещей. Уже неоднократно писал, что к безопасности ни подземные переходы, ни заборы, никакого отношения не имеют. Единственное логическое объяснение их появлению – кто-то решил распилить бюджет.

Пешеходы погибают на переходах? О, а давайте их под землю всех загоним! А еще огородим все заборчиками, чтобы машины могли гонять по улицам. В целом проблему со смертностью на дорогах это не решит, поэтому ради приличия поставим знаки ограничения скорости и установим парочку лежачих полицейских. А через год вновь соберемся и еще что-нибудь придумаем.

Никто не хочет разбираться, почему люди действительно гибнут на существующих переходах, почему перебегают на красный или вообще в неустановленных местах. Может, самих переходов не хватает? Или светофоры настроены таким образом, что для перехода обычной дороги нужно потратить очень много времени? Или переходы опасные – нет островков безопасности, а из-за заборов и припаркованных машин не видно приближающихся пешеходов?

А причина многих смертей очень проста. Там, где должна быть зебра со светофором, людям предлагают либо подземный переход, куда неудобно и тяжело спускаться, либо крюк в полкилометра. И, к большому сожалению, менять сложившуюся практику никто явно не собирается.

Каждое третье ДТП сейчас происходит с участием пешеходов. Каждое седьмое из них - по вине пешехода.

Давайте посмотрим статистику по месяцам. В августе в Московской области произошло 291 ДТП с участием пешехода — это на уровне среднемесячного количества таких происшествий за год. В сентябре — 318. В октябре — 366. За половину ноября — уже 223 наезда. В чем же дело?

По мнению сотрудников ГИБДД, дело в том, что световой день резко сократился. Большинство наездов происходит именно в темное время суток. В этом году не стали переводить стрелки часов на час вперед, поэтому утро для большинства людей начинается еще в полной темноте. Пожалуй, впервые за многие годы утренние часы стали также опасны для пешеходов, как и ночные.
Вот статистика аварий за одни сутки в Подмосковье. С 7.00 до 8.30 утра произошло 9 наездов на пешеходов. Это за полтора часа. С 18.30 до 22.00 — 8 наездов. Это за 3,5 часа. С 8.30 до 18.30 — только 4.

Короткий световой день — одна из причин автотрагедий. Между тем в правилах дорожного движения прописано, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями. Однако этот пункт носит только рекомендательный характер. Поэтому появление на дороге человека в черной куртке, черных джинсах, черной шапке, в черных ботинках — вполне обычное явление. И ведь он даже не подозревает, что увидеть его темной ночью можно только на капоте машины. Вероятно, имеет смысл в законодательном порядке обязать пешеходов носить на себе в темное время суток такие световозвращающие элементы?

Впрочем, есть и еще нюанс. Ответственность пешехода у нас катастрофически мала по сравнению с ответственностью водителя. Теоретически пешеход должен знать правила. Но на практике привлечь его за нарушения очень сложно. У него может не быть документов, его трудно поймать, его личность сложно установить, ведь номеров на нем нет.

И тем не менее, если нарушитель поздно ночью в пьяном виде перебегает, например, МКАД, где разрешенная скорость 100 км/час, а автомобили зачастую едут быстрее, то максимум, который ему грозит, — 500 рублей штрафа. Водителю же, который был абсолютно трезв, не превышал скорость и который виноват лишь в том, что управлял автомобилем, возможно, удастся избежать наказания, но оплачивать лечение или похороны пешехода-нарушителя придется. Такова логика наших законов.

Это было установлено пленумом Верховного суда. Он, сославшись на статью 1083 Гражданского кодекса, постановил, что в подобных ситуациях водитель должен отвечать и, соответственно, платить. То есть возместить ущерб, причиненный здоровью пешехода. Потому что водитель — владелец источника повышенной опасности. А при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности, наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не вправе полностью освободить владельца машины от ответственности. В этом случае размер возмещения вреда подлежит уменьшению. Между тем, по статистике в той же Московской области, большинство наездов на пешеходов происходит вне пешеходных переходов.

— Ответственность должна быть равнозначной. Я двумя руками за права пешеходов, я прекрасно понимаю, что водитель транспортного средства защищен металлическим кузовом, я поддерживаю поправки, которые союз пешеходов предлагает внести в закон об ОСАГО. Но бывает, что по вине пешеходов происходят страшные аварии. Тем более, что в последнее время выявляется все большее количество нарушителей среди пешеходов. Я за паритетную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Другое дело, как это администрировать. Даже сейчас с этим проблемы. Ведь необходимо остановить пешехода, установить его личность. Не всякий человек носит с собой документы. Значит, надо вести его в отделение полиции. А кем он там представится, тоже надо проверить. Доступных информационных баз у сотрудников МВД пока нет.

Последнее повышение штрафов для водителей сыграло злую шутку с пешеходами. Череда последних ужасных наездов показала, что проявляется некая их беспечность. Да, водитель должен уступить дорогу пешеходу, но пешеход должен убедиться, что ему уступают, а не бросаться под колеса. У нас многие переходы не оборудованы пешеходными переходами, нет предупреждающих знаков о том, что впереди переход. Для водителя он может возникнуть внезапно. А даже при скорости 60 км/час на сухой дороге тормозной путь у машины около 16 метров. Зачастую освещение плохое, нет виброполос, нет разметки. Поэтому появление пешехода даже на зебре бывает неожиданным, особенно если он пренебрегает правилами осторожности.

— Повысить ответственность, конечно, можно. Но кто и как будет взимать штрафы? У человека может не оказаться с собой 500 рублей. Что его из-за этого транспортировать в отделение полиции? Не у всех пешеходов есть с собой такая сумма. Гораздо эффективней было бы поставить заграждения, чтобы людям было сложно выйти на проезжую часть там, где нет перехода.

Как только возникают проблемы с аварийностью, сразу появляется идея: а давайте всех накажем. В целом по России 25 процентов аварий приходится на наезд на пешеходов на переходе. В 90 процентах случаях этих наездов виноваты водители.

Теперь, что касается пешеходов, которых сбивают вне переходов. Во многих городах стали убирать переходы в соответствии с новыми национальными стандартами. Если раньше расстояние между переходами должно было не превышать 150 метров, то по этому стандарту — 300 метров. Так, например, в Рязани в том месте, где убрали переход, уже погиб один пешеход. То есть сначала надо людей обеспечить пешеходными переходами, поставить ограждения, информацию для пешехода. Поймите, что человек, который идет по пешеходному переходу, у нас рискует точно также, как и тот, который перебегает дорогу в неположенном месте. Сделайте что-нибудь для пешехода, а потом уже штрафуйте.

Читайте также: