Почему происходит дтп на железнодорожных переездах

Обновлено: 27.04.2024

Ноябрь 2013-го — около Молодечно Mercedes оказался между двух поездов, трое погибших. Май 2015-го — в Костюковичском районе Opel протаранили на железнодорожном переезде, четыре жертвы. Июнь 2016-го — происшествие на рельсах близ Сморгони, в результате серьезно пострадал пассажир Audi. С Юрием Красновым мы выехали на железнодорожные переезды, чтобы понять — почему там время от времени случаются трагедии, а водители все же рискуют проезжать на красный сигнал светофора.

Поводом поговорить о наболевшем стала видеозапись, размещенная участником нашего форума. Перед железнодорожным переездом загорелся красный сигнал, шлагбаум опустился, образовалась очередь. А водитель Geely, словно воспользовавшись ситуацией, объехал машины по встречной полосе.

— Водитель кроссовера явно рассчитывал, что грузовик позволит ему проехать. Это, собственно, и произошло, — просматривает ролик Юрий Краснов. — А если бы там находился принципиальный, который решил бы проучить? Как минимум закончилось бы конфликтом.

Во время обсуждения ситуации возникла версия, что герой ролика действовал вынужденно. Допустим, за кадром остался перекресток. Водителю Geely нужно было повернуть налево, но очередь перед железнодорожным переездом не позволяла совершить маневр. Вот почему он выехал на встречную.

— Все это выглядело бы менее вызывающим, если бы кроссовер стал за грузовиком, где оставалось место, — замечает эксперт. — А вообще, по-хорошему следовало бы повернуть направо, развернуться в положенном месте и занять место в конце очереди.


Конечно, на этом видео зафиксирована не самая опасная ситуация. А вот когда автомобили глохнут прямо на рельсах или водители пытаются проехать на красный сигнал светофора. Почему происходят такие случаи? Их называют глупыми, но ведь это не исключения. Ситуация повторяется из раза в раз.

Чтобы посмотреть на обстановку вживую, мы выдвинулись на железнодорожный переезд в Колодищах, который разделяет новую и старую застройку. Движение автомобилей тут интенсивное. Электрички и грузовые поезда тоже ходят частенько. Вечером примерно каждые 5—10 минут загорается красный сигнал светофора и опускается шлагбаум. Кстати, то, что переезд для машин перекрывается, имеет важнейшее значение. Конструктивные решения во сто крат повышают безопасность.

— Не думаю, что кто-то рискнет выехать на встречную, — предполагает Юрий Краснов. — Это же как надо не дружить с головой, чтобы упереться во встречный поток. Придется проситься, ловить момент. А если не получится? Не-е-е, это не та ситуация.






Действительно, большинство аварий на железнодорожных переездах случаются, если те не оборудованы шлагбаумами. Редко когда водитель решает таранить преграду, хотя такое тоже бывает. Обычно на крайние меры автомобилисты идут при экстренной ситуации или после употребления больших доз алкоголя.

— Основная опасность в том, что человек, якобы контролирующий ситуацию, на самом деле не управляет обстановкой, — продолжает Юрий Краснов. — Достаточно небольшой неожиданности, и все. Знакомая рассказывала, как двигалась через переезд и заглохла: ехала на первой передаче, потом решила переключиться и дыр-дыр-дыр. Она в стрессе, пытается трясущимися руками завестись, ничего не получается. В салоне дети, все орут. А тут поезд вдалеке показался. Пришлось отталкивать машину — хорошо что успели.

Вся неотвратимость подобных ситуаций в том, что машинист, даже видя препятствие, не в состоянии остановить многотонную махину. Тормозной путь у поезда может составлять более километра.

На YouTube много роликов о таких происшествиях. Одно из самых громких в Беларуси случилось в прошлом году. На железнодорожном переезде недалеко от Дзержинска заглох трактор с полуприцепом. Водитель успел выскочить из кабины. Спустя некоторое время МТЗ был снесен пассажирским поездом Москва — Брест.

Разговорились с дежурной по станции в Колодищах как раз о подобных ЧП. Она объяснила, что на такой случай есть четкие инструкции. Увидев, что кто-то застрял на переезде, она обязана включить заградительную сигнализацию и сообщить по радиостанции машинистам всех поездов, находящихся поблизости.

По словам женщины, именно на этом переезде крупных аварий давно не случалось, хотя водители иногда пытаются проскочить на красный — до того, как опустится шлагбаум. Успевают не всегда — в результате помятые капоты и расстроенные чувства торопыг.


Анализируя дорожно-транспортный травматизм на железнодорожных переездах, происходят именно по вине водителей легковых автомашин-86 %.Они проезжают на красный сигнал железнодорожных светофоров, проламывают или объезжают шлагбаумы, выезжают на проезжую часть переездов в момент приближения поезда. Поэтому требуется принимать меры по снижению дорожного травматизма, связанного с железнодорожными переездами.

Ключевые слова: железнодорожный переезд, УЗП, аварийность, искусственная неровность.

Более высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды.

Автомобильный транспорт прочно вошел в современную жизнь, обеспечивая большой объем перевозок во всех сферах человеческой деятельности. Все больше легковых автомобилей и мотоциклов используется населением для личных целей в качестве транспортного средства.

Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети, оказывающие значительное влияние на безопасность автомобильного и железнодорожного транспорта в целом.


При использовании железнодорожных переездов все лица, обязаны руководствоваться одним из главных условий обеспечения безопасности дорожного движения, так как железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед всеми остальными видами наземного транспорта.

Чтобы спасти жизнь нерадивого водителя и его КамАЗ, дежурный по железнодорожному переезду вынужден был остановить грузовой поезд.

Несмотря на то, что в правилах дорожного движения четко расписано, как необходимо переезжать железнодорожные пути, в последнее время участились случаи, когда транспортные средства попадают в ДТП именно на рельсах. По данным статистки в ГИБДД большинство ДТП на железнодорожных переездах как регулируемых, так и не регулируемых возникают по причине банальной невнимательности и пренебрежения элементарными правилами поведения на дороге. К сожалению, современный водитель стал более агрессивен и более рискован. Это отчасти вызвано высокой динамикой транспортных средств, а отчасти и социальной составляющей общества. Но это совсем другая тема для разговора [2, с.1].

С начала 2014 года на переездах Куйбышевской железной дороги зафиксировано 7 дорожно-транспортных происшествий, для сравнения — в прошлом году за аналогичный период прошлого года был зафиксирован 1 случай. Все ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые выезжали на переезды при запрещающих показаниях автоматической сигнализации и закрытых шлагбаумах, пытались пересечь железнодорожные пути в неустановленных местах либо из-за неисправности автотранспортного средства врезались в проходящий подвижной состав.

Из семи одно ДТП произошло с пассажирским поездом, что могло привести к особо тяжким последствиям, так как водители автотранспорта создают смертельную опасность для себя, пассажиров автомобиля, поезда и работников железнодорожного транспорта.

В ходе проведенного обследования было установлено, что наиболее характерными недостатками в содержании переездов являлись: отсутствие нормативной видимости приближающего поезда; отсутствие горизонтальных площадок перед переездом; отсутствие необходимого количества дорожных знаков; отсутствие светофорной и звуковой сигнализации; не работает наружное освещение; настилы переездов повреждены и требуют проведения капитального ремонта [3,с.3].

На устранение недостатков должностным лицам дорожных, коммунальных и железнодорожных организация, ответственных за содержание и обустройство переездов, было выдано 49 предписаний. За нарушение правил содержания железнодорожных переездов и подходов к ним, а так же за невыполнение в срок законного предписания к административной ответственности было привлечено 11 должностных лиц выше указанных организаций [3, с.2].

Не все переезды могут быть оборудованы системами УЗП из-за недостатка средств, так как это достаточно трудоемкий процесс, особенно зимой когда лотки этих устройств не обходимо регулярно очищать от снега. На практике этим занимаются дежурные по переезду, что является нарушением инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов. Согласно этому документу дежурный должен находиться на своем посту, а не чистить переезд на свой страх и риск — при закрытых шлагбаумах и в отсутствие поездов и автомобилей [5, с.2]. Однако на некоторых переездах дождаться таких условий практически невозможно. Например, на переезде, расположенном на участке Пелла– Сапёрное ежесуточно проходит порядка 10 тыс. автомобилей.

Оборудование одного железнодорожного переезда стоит 1,5 млн. руб., что выливается для дороги расходами в 35 млн. руб. в год, выделяемых по программе безопасности [6, с.1]. Сотрудничеству дорог с федеральной исполнительной властью мешают и недоработки в законодательстве, так как капитальный ремонт пути на переезде предусматривает замену рельсов, шпал, очистку щебня, эти работы, как и оборудование переезда УЗП, требуют вскрытия автодорожного полотна.

Поэтому на наш взгляд надо доработать в этой области законодательства для разрешения споров между железными дорогами и администрации субъектов Российской Федерации по проблеме эксплуатации переездов.

Основные термины (генерируются автоматически): переезд, дорожное движение, железнодорожный переезд, железнодорожный транспорт, Пензенская область, автотранспортное средство, административная ответственность, вина водителей, грузовой поезд, профилактическое мероприятие.

Читайте также: