Пдм машина шахтная какие права нужны

Обновлено: 16.05.2024


Курсы машиниста погрузочно-доставочной машины в СтройБизнесКонсалт

  • Обучение, проверенное временем - 19 лет на рынке образовательных услуг.
  • Нам доверяют - 100.000 обучившихся по всей России
  • Надежность обучения - бессрочная лицензия Министерства образования и науки РФ

Сроки, форма обучения и цена курсов машиниста погрузочно-доставочной машины

По результатам обучения вы получите удостоверение о присвоении профессии, свидетельство и выписку из протокола заседания комиссии.

Документы по обучению

Когда Вы пройдёте обучение, для Вас оформят удостоверение машиниста погрузочно-доставочной машины, свидетельство о прохождении курсов и выписку из протокола




О профессии машиниста погрузочно-доставочной машины

Код профессии: н/д

Программа обучения машиниста погрузочно-доставочной машины включает в себя теоретическую и практическую часть. При дистанционных курсах процесс обучения ускоряется до сдачи и получения документов.

Необходимые документы:

  • скан паспорта обучающегося;
  • заполненная заявка;
  • фотография.

Остальные документы предоставляются опционально, в зависимости от выбранной специальности: диплом, медицинская книжка, подтверждение стажа, водительские права и др.

Все документы оформляются на официальных бланках с необходимыми подписями и печатями.

Стоимость обучения

Лицензии центров обучения




Отзывы студентов СтройБизнесКонсалт

Прошел обучение по курсу для машинистов погрузочно-доставочной машины, занимался дистанционно. Понятный, доступный учебный материал, сотрудники всегда помогают. Удостоверение получил почтовой службой, хоть и с небольшой задержкой, затерялось где-то в дороге на почте как обычно. Пока ждал документы, сменил работу:) Спасибо начальству СтройБизнесКонсалт, предоставили работодателю скан удостоверения и свидетельства.

Я 8 месяцев искал работу и решил получить новую специальность. В СтройБизнесКонсалт прошел курсы на машиниста погрузочно-доставочной машины. Через 2 недели уже нашел работу! Причем компания положительно отнеслась к прохождению обучения в этом учебном центре. Сказали, что их персонал часто проходят там обучение рабочим профессиям и курсы повышения квалификации. В общем, еще раз спасибо за обучение и как итог, решение проблемы с работой.

Получали корочки в СтройБизнесКонсалт, предприятие отправило. Вопросов и жалоб нет, документы официальные, по цене могут немного уступить, по крайней мере в моем случае получилось договориться, но всё равно вышло по рынку дешево.

Проходил у них дистанционное обучение на машиниста погрузочно-доставочной машины, есть и другие услуги,но они мне пока были не актуальны. Мне понравились дружелюбные сотрудники и в целом как все происходило. Теперь когда знаю, что им можно доверится, планирую потом обратится за пром.безопасностью. А пока могу только поблагодарить за грамотный подход и профессионализм.

Долго обходился случайными заработками (охрана, такси и т.п), но хотелось конечно реально работы с гарантиями государства. Последовав совету друга отучился в СтройБизнесКонсалт на машиниста погрузочно-доставочной машины. По плате вполне приемлемо, а что касается трудоустройства, то с корочками взяли практически сразу в местную строительную фирму. По началу было не легко, но база, которую дали неплохо помогает.

7. Решил пройти дистанционное обучение на машиниста погрузочно-доставочной машины в СтройБизнесКонсалт, потому что программа обучения у них длится недолго и за адекватную стоимость. За качественную консультацию ставлю +, так как перед зачислением на курс оставил заявку, со мной быстро связались, ответили на все мои вопросы. По окончанию обучения получил удостоверение. Я доволен этой компанией.

Записаться на дистанционные курсы машиниста погрузочно-доставочной машины

Есть несколько способов обучения, чтобы оформить удостоверение и свидетельство о прохождении обучения. В зависимости от уровня подготовки, каждый рабочий может подобрать подходящий ему вариант.

Обучение. Обучение с нуля для людей без опыта, тех кто хочет сменить профессию или получить её впервые. Также подходит тем, кто уже имеет опыт и навыки, но нет соответствующего разрешения и документов для работы.

Переподготовка. Те, кто уже прошел обучение ранее, и кому требуется переподготовка в рамках соответствия современным требованиям профессии.

Повышение квалификации. Опытные сотрудники регулярно повышают собственную квалификацию.


Сегодня речь пойдет о технике, которую редко увидишь в автомобильных журналах, ТВ-программах и на интернет-сайтах. Большинство вообще не имеет представления о ее существовании. Хотя она заслуживает более чем пристального внимания: как благодаря сложнейшим технологиям, так и по своему предназначению — добыче полезных ископаемых. Сфера работы — шахты и рудники. У такой техники гигантские размеры и мощнейшие (дизельные и электрические) двигатели.

Я работал с 2008 года машинистом ПДМ (погрузочно-доставочная машина) как в небольших, так и довольно крупных горнодобывающих компаниях России и СНГ с парком ПДМ от 40 единиц. Мой рассказ основан на опыте работы на трех рудниках: первый — в Восточном Казахстане, второй — в Магаданской области и третий — в Мурманской.

Вахта

Вахта… Романтики тут — ноль. Разнокалиберная публика едет только за одним — подзаработать.

Много и плохого, и хорошего довелось повидать за это время. Конечно же, люди сюда идут работать исключительно за деньги. Примерный уровень зарплаты машиниста ПДМ сейчас от 300 000 до 500 000 рублей на руки за двухмесячную вахту. Немного меньше получают водители вспомогательной техники.

Обратная сторона медали — потерянное здоровье, которое уже ни за какие деньги не восстановишь.

Большинство рудников и шахт находится в отдаленных и пустынных уголках страны, где альтернативы вахте нет. Даже если есть город по соседству, без подвоза рабочей силы не обойтись. Как сейчас происходит в городе Кировске (Мурманская область), где местное население обеспечивает лишь половину кадрового состава. В том числе это связано и с текучестью кадров. И это притом, что в 2015 году при приеме на работу был жесточайший отбор — из десяти претендентов его проходил один — самый опытный и надежный.

В том же Кировске вахтовики могут проживать на съемных квартирах (очень разных по благоустройству, вплоть до клоповников) и питаться за свой счет. В вахтовых поселках условия получше: есть благоустроенные общежития с чистыми комнатами и услугой уборки, спортзал, круглосуточная столовая, прачечная. Минусы — слабый интернет и долгая, тяжелая дорога.


Едут на вахту в основном рабочие из Башкирии, Забайкалья, Краснодарского края, Казахстана. В последнее время почему-то много стало людей из Норильска.

График почти везде одинаковый: два месяца — вахта, два месяца — отдых. На вахте шесть рабочих дней по 12 часов, один выходной. 52 смены за 60 дней.

Востребованы и инженерно-технические работники (ИТР). Горные мастера требуются везде, работа у них сложная — отвечают за людей на смене, принимают сложные решения, постоянно пишут объяснительные, лишаются премии за какие-то нештатные ситуации. Есть среди них решительные, которые не боятся смелых поступков, а есть и те, кто без консультаций с начальством ничего сделать не могут, да еще на смене от них постоянная нервозность.

Машинисту ПДМ сейчас устроиться в стабильную компанию почти нереально. Вакансии, где платят хорошо и стабильно, всегда заняты, и на них очередь из желающих. Сейчас даже в прибалтийские компании попасть легче — работать по рабочей визе на новом тягаче Volvo за те же деньги, что платят на российских шахтах.

ПДМ и другая техника

В подземной добыче используют ПДМ, самосвалы, буровые установки, а также вспомогательную технику — топливозаправщики, автобусы, зарядчики взрывчатых веществ, торкрет-машины, миксеры, автогрейдеры. Да много различной техники, которая в своем амплуа незаменима.



Подземный автогрейдер. Отличается от обычного укороченной базой и низкой кабиной с защитой от падения камней


ПДМ — погрузочно-доставочная машина — по сути, это просто погрузчик, но по габаритам и функционалу кардинально отличается от всем привычных фронтальных. Подземные погрузчики сделаны с большим запасом прочности: и рама, и ковш, и стрела — все это раз в пять мощнее, потому как подземные условия эксплуатации очень жесткие (падающие с кровли камни, высокая температура в горных выработках, постоянная пыль, агрессивная жидкость из кислот, солей и прочих активных примесей).


ПДМ Caterpillar R1300G (грузоподъемность ковша 7 тонн) — довольно живучий и резвый погрузчик. Фото 2009 года

ПДМ специально выполнены компактными: они небольшие по высоте и ширине, но намного длиннее поверхностного погрузчика (то же самое можно сказать про всю технику, предназначенную для работы в шахте). Выхлопная система у подземной техники — с системой очистки каталитическими нейтрализаторами и прочими системами нейтрализации выхлопных газов.

Рассмотрим на примере ПДМ c грузоподъемностью ковша 10 тонн — Cat R1600G, Epiroc ST1030, Sandvik LH410. В среднем они весят 30 тонн, мощность ДВС — 270 л.с., расход дизельного топлива за 12-часовую смену — около 200 литров.


Управляются такие машины легко: двумя джойстиками и двумя педалями — тормоз и газ. Левый джойстик отвечает за управление поворотами и включение скоростей, правый — за работу ковшом.

В нашем регионе чаще всего используют в работе средние ПДМ грузоподъемностью ковша 10 тонн и тяжелые — 14 тонн. Основные производители — Caterpillar (сейчас сборка исключительно в Таиланде), Epiroc (Швеция), Sandvik (Финляндия). В последнее время на рынке СНГ все более популярны немецкие GHH-Fahrzeuge.


ПДМ и самосвал от немецкого GHH-Fahrzeuge: первые производственные экземпляры сразу повезли в Россию на масштабные испытания

Почти все (за небольшим исключением) горно-шахтное оборудование производится за рубежом: в Швеции, Финляндии, Германии, Таиланде, США, Канаде, Польше, Чехии. Российского нет почти ничего, хотя какая-то произведенная в единственном экземпляре техника присутствует. Как профессионал, проработавший на рудниках без малого 15 лет, скажу — российская горнодобывающая техника неконкурентоспособна. Она сделана из сырого металла, сборка — отвратительного качества! В итоге — поломки, простои, в общем, одни убытки.

Хотя какие-то просветления есть. В последние годы УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) совместно с чешским производителем горно-шахтного оборудования Ferrit собирают малыми партиями совместные ПДМ. За два года выпустили пару десятков ПДМ грузоподъемностью ковша 10 и 14 тонн, буквально недавно собрали первую 17-тонную машину. Сборка идет параллельно на Шадринском автоагрегатном заводе и в Чехии на производстве Ferrit. Техника работает исключительно на рудниках УГМК.



Ножничный подъемник Normet для работ на высоте. Не каждый рудник покупает такую узкоспециальную технику — многие пытаются работать с ковша ПДМ, что вообще-то категорически запрещено по технике безопасности. Но…

Государство постоянно ставит на пути импортной спецтехники все больше преград: пошлины, импортозамещение, утилизационный сбор. Но для горнодобывающих компаний альтернативы все равно нет, хотя цены астрономические, особенно на технику, которая работает под землей. Стоимость новой ПДМ, самосвала или буровой установки начинается от 50 млн и уходит далеко за 100 млн рублей.

Подавляющая часть специальной техники собирается по типу конструктора. Двигатели, мосты, гидравлику, электрооборудование и прочие комплектующие производят именитые мировые компании, а на заводе-производителе сваривают только рамы, ковши и делают окончательную сборку и тестирование техники перед отправкой заказчику. Конечно, у каждого завода-изготовителя свои нюансы, но общий принцип производства примерно такой. Кроме Caterpillar: здесь все основные агрегаты — собственного производства.


В секторе вспомогательной техники лидер рынка — финский Normet, популярна продукция и немецкого Paus. Оба производителя достаточно давно на рынке СНГ. Преимущество Normet — отлаженный сервис.

Безопасность

Главное для подземных машин — защита всего и вся! От падающих камней в шахте укрывает так называемая броня. Защищает она все что можно: фары, гидроцилиндры, двигатель, любые места, куда могут упасть камни, а снизу — воткнуться какой-нибудь стальной штырь.




Все кабины сделаны по общепринятым в отрасли стандартам Rops и Fops.

Но ни Rops, ни Fops не способны защитить от завалов камнями в 20 тонн.



ПДМ серьезно пострадала от падения камней в рабочей зоне. Здесь хотя бы есть возможность разборки на запчасти

Большую часть ПДМ и самосвалов оснащают автоматической системой пожаротушения Ansul и системой центральной смазки Lincoln. Хотя последняя — полностью бесполезна. Половина машинистов просто не заправляют систему смазкой, действуя по принципу — лишь бы смену отсидеть. Из-за этого сверхдорогая техника быстро выходит из строя.

Самые живучие двигатели — легендарный Detroit Diesel S60 и Caterpillar, а самые капризные — Cummins, у которых уже при наработке 10 000 моточасов начинаются мелкие проблемы с топливной системой, плавно перетекающие в серьезные — и вплоть до капитального ремонта.

Вспоминаю, как у нас работали самосвалы Toro 50 с двигателем Detroit Diesel S60: на одном было 41 000 моточасов и родной двигатель. А также Caterpillar 980H с наработкой 60 000 моточасов, а это почти десять лет эксплуатации (при этом была только замена одного инжектора, два раза заменили насос кондиционера). Вот оно, качество и ресурс!

В 2011 году двигатель Detroit Diesel S60 был снят с производства, и сейчас почти не встречается. Заменили его мотором Volvo Penta.

А вот двигателей Cummins даже близко с такой наработкой еще не встречал, и вообще эти моторы мне кажутся какими-то нежными.


На рудниках, где добывают полиметаллические руды (медь), техника изнашивается намного быстрее. Главный ее враг здесь — агрессивная вода или медный купорос (в принципе это одно и то же). Металл в такой среде разъедает буквально на глазах. Это подтвердят шахтеры Якутии.

А вот в Магаданской области или на Чукотке техника работает в сухих условиях — в шахте вечная мерзлота, воды мало, но зато много пыли. Так что вместо мойки водой в конце смены технику продувают воздушной струей. Зимой такие шахты специально открывают и промораживают, а летом все входы закрывают, чтобы холод в шахте оставался как можно дольше.

Лед служит аналогом бетона — замороженная выработка в этом случае не так опасна.

Но как только туда попадает ПДМ, от теплового излучения дизеля начинается дождь, да такой, что падают камни и льдины. Очень опасно! Иногда отвалившийся лед вдребезги разбивает стекла кабины.


Другая особенность ПДМ: на подземных погрузчиках применяется дистанционное радиоуправление: машинист перед заездом в опасную зону выходит из кабины. Дальнейшее управление загрузки ковша рудой в зоне очистной выработки выполняется дистанционно. В любой момент на машину может упасть камень весом этак в пару десятков тонн.



Был недавно несчастный случай в Норильске: машинист в кабине ПДМ заехал в опасную зону, где на машину упал негабаритный камень. От полученных травм человек погиб. Такое, увы, случается часто.

Про шины…


Самые практичные шины в моем рейтинге — Bridgestone. Они эксплуатируются дольше, чем конкуренты: 3000–4500 моточасов при норме 2500. Хотя и случаются случаи брака.

На втором месте Michelin, продукция которого по качеству и износостойкости лишь немного уступает Bridgestone.

Вот так выглядит китайский ноунейм:






Что только не делали с китайскими шинами, чтобы они выхаживали заявленный производителем ресурс: и перекачивали, и недокачивали, одевали в шинозащитные цепи. Итог один: в лучшем случае служат половину ресурса. Экономии на их покупке точно не получается.

Самосвалы

Подземные самосвалы делятся на четыре класса: легкие (15–20 тонн), средние (30 тонн) и тяжелые (40–45 тонн). Есть и супертяжелые — 60–65 тонн, но такие у нас не используются. Основные производители: Epiroc, Sandvik, Caterpillar. Есть единичные экземпляры из Китая и других стран.


Работать на самосвале под землей не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Смена начинается с получения наряда, далее — осмотр самосвала, и если все в порядке — выезд на линию. Главное — привыкнуть к габаритам и научиться сдавать задним ходом (сейчас практически все самосвалы оснащены камерой заднего хода).


Благо начальство это не заметило и не повысило план.


















Буровые установки

Основные производители этой техники на рынке России и СНГ — Epiroc (Швеция) и Sandvik (Финляндия). Рынок обе компании заняли во время Второй мировой войны, когда эти скандинавские страны рекордными темпами добывали руду для производства вооружения для вермахта. Это требовало развития технологии производства, и обе компании шагнули далеко вперед и вскоре стали самыми передовыми в производстве горно-шахтного оборудования.


Буровая установка — сложная и дорогая техника, здесь много электроники и различных систем и датчиков. Бывает, что из-за одного простого датчика машина простаивает, а неопытный персонал не может с этим разобраться. Приходится вызывать сервисного инженера от завода-изготовителя, но даже ему не всегда и не сразу удается разобраться в проблеме.


Причем один оператор с поверхности может управлять сразу несколькими буровыми.


Грустный эпилог

Мое мнение в итоге этого повествования: нужно очень хорошо подумать — стоит ли идти работать в шахту. После нескольких лет работы под землей вряд ли вы оттуда выберетесь без ущерба для здоровья и сможете вернуться к нормальной жизни.


Сегодня речь пойдет о технике, которую редко увидишь в автомобильных журналах, ТВ-программах и на интернет-сайтах. Большинство вообще не имеет представления о ее существовании. Хотя она заслуживает более чем пристального внимания: как благодаря сложнейшим технологиям, так и по своему предназначению — добыче полезных ископаемых. Сфера работы — шахты и рудники. У такой техники гигантские размеры и мощнейшие (дизельные и электрические) двигатели.

Я работал с 2008 года машинистом ПДМ (погрузочно-доставочная машина) как в небольших, так и довольно крупных горнодобывающих компаниях России и СНГ с парком ПДМ от 40 единиц. Мой рассказ основан на опыте работы на трех рудниках: первый — в Восточном Казахстане, второй — в Магаданской области и третий — в Мурманской.

Вахта

Вахта… Романтики тут — ноль. Разнокалиберная публика едет только за одним — подзаработать.

Много и плохого, и хорошего довелось повидать за это время. Конечно же, люди сюда идут работать исключительно за деньги. Примерный уровень зарплаты машиниста ПДМ сейчас от 300 000 до 500 000 рублей на руки за двухмесячную вахту. Немного меньше получают водители вспомогательной техники.

Обратная сторона медали — потерянное здоровье, которое уже ни за какие деньги не восстановишь.

Большинство рудников и шахт находится в отдаленных и пустынных уголках страны, где альтернативы вахте нет. Даже если есть город по соседству, без подвоза рабочей силы не обойтись. Как сейчас происходит в городе Кировске (Мурманская область), где местное население обеспечивает лишь половину кадрового состава. В том числе это связано и с текучестью кадров. И это притом, что в 2015 году при приеме на работу был жесточайший отбор — из десяти претендентов его проходил один — самый опытный и надежный.

В том же Кировске вахтовики могут проживать на съемных квартирах (очень разных по благоустройству, вплоть до клоповников) и питаться за свой счет. В вахтовых поселках условия получше: есть благоустроенные общежития с чистыми комнатами и услугой уборки, спортзал, круглосуточная столовая, прачечная. Минусы — слабый интернет и долгая, тяжелая дорога.


Едут на вахту в основном рабочие из Башкирии, Забайкалья, Краснодарского края, Казахстана. В последнее время почему-то много стало людей из Норильска.

График почти везде одинаковый: два месяца — вахта, два месяца — отдых. На вахте шесть рабочих дней по 12 часов, один выходной. 52 смены за 60 дней.

Востребованы и инженерно-технические работники (ИТР). Горные мастера требуются везде, работа у них сложная — отвечают за людей на смене, принимают сложные решения, постоянно пишут объяснительные, лишаются премии за какие-то нештатные ситуации. Есть среди них решительные, которые не боятся смелых поступков, а есть и те, кто без консультаций с начальством ничего сделать не могут, да еще на смене от них постоянная нервозность.

Машинисту ПДМ сейчас устроиться в стабильную компанию почти нереально. Вакансии, где платят хорошо и стабильно, всегда заняты, и на них очередь из желающих. Сейчас даже в прибалтийские компании попасть легче — работать по рабочей визе на новом тягаче Volvo за те же деньги, что платят на российских шахтах.

ПДМ и другая техника

В подземной добыче используют ПДМ, самосвалы, буровые установки, а также вспомогательную технику — топливозаправщики, автобусы, зарядчики взрывчатых веществ, торкрет-машины, миксеры, автогрейдеры. Да много различной техники, которая в своем амплуа незаменима.



Подземный автогрейдер. Отличается от обычного укороченной базой и низкой кабиной с защитой от падения камней


ПДМ — погрузочно-доставочная машина — по сути, это просто погрузчик, но по габаритам и функционалу кардинально отличается от всем привычных фронтальных. Подземные погрузчики сделаны с большим запасом прочности: и рама, и ковш, и стрела — все это раз в пять мощнее, потому как подземные условия эксплуатации очень жесткие (падающие с кровли камни, высокая температура в горных выработках, постоянная пыль, агрессивная жидкость из кислот, солей и прочих активных примесей).


ПДМ Caterpillar R1300G (грузоподъемность ковша 7 тонн) — довольно живучий и резвый погрузчик. Фото 2009 года

ПДМ специально выполнены компактными: они небольшие по высоте и ширине, но намного длиннее поверхностного погрузчика (то же самое можно сказать про всю технику, предназначенную для работы в шахте). Выхлопная система у подземной техники — с системой очистки каталитическими нейтрализаторами и прочими системами нейтрализации выхлопных газов.

Рассмотрим на примере ПДМ c грузоподъемностью ковша 10 тонн — Cat R1600G, Epiroc ST1030, Sandvik LH410. В среднем они весят 30 тонн, мощность ДВС — 270 л.с., расход дизельного топлива за 12-часовую смену — около 200 литров.


Управляются такие машины легко: двумя джойстиками и двумя педалями — тормоз и газ. Левый джойстик отвечает за управление поворотами и включение скоростей, правый — за работу ковшом.

В нашем регионе чаще всего используют в работе средние ПДМ грузоподъемностью ковша 10 тонн и тяжелые — 14 тонн. Основные производители — Caterpillar (сейчас сборка исключительно в Таиланде), Epiroc (Швеция), Sandvik (Финляндия). В последнее время на рынке СНГ все более популярны немецкие GHH-Fahrzeuge.


ПДМ и самосвал от немецкого GHH-Fahrzeuge: первые производственные экземпляры сразу повезли в Россию на масштабные испытания

Почти все (за небольшим исключением) горно-шахтное оборудование производится за рубежом: в Швеции, Финляндии, Германии, Таиланде, США, Канаде, Польше, Чехии. Российского нет почти ничего, хотя какая-то произведенная в единственном экземпляре техника присутствует. Как профессионал, проработавший на рудниках без малого 15 лет, скажу — российская горнодобывающая техника неконкурентоспособна. Она сделана из сырого металла, сборка — отвратительного качества! В итоге — поломки, простои, в общем, одни убытки.

Хотя какие-то просветления есть. В последние годы УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) совместно с чешским производителем горно-шахтного оборудования Ferrit собирают малыми партиями совместные ПДМ. За два года выпустили пару десятков ПДМ грузоподъемностью ковша 10 и 14 тонн, буквально недавно собрали первую 17-тонную машину. Сборка идет параллельно на Шадринском автоагрегатном заводе и в Чехии на производстве Ferrit. Техника работает исключительно на рудниках УГМК.



Ножничный подъемник Normet для работ на высоте. Не каждый рудник покупает такую узкоспециальную технику — многие пытаются работать с ковша ПДМ, что вообще-то категорически запрещено по технике безопасности. Но…

Государство постоянно ставит на пути импортной спецтехники все больше преград: пошлины, импортозамещение, утилизационный сбор. Но для горнодобывающих компаний альтернативы все равно нет, хотя цены астрономические, особенно на технику, которая работает под землей. Стоимость новой ПДМ, самосвала или буровой установки начинается от 50 млн и уходит далеко за 100 млн рублей.

Подавляющая часть специальной техники собирается по типу конструктора. Двигатели, мосты, гидравлику, электрооборудование и прочие комплектующие производят именитые мировые компании, а на заводе-производителе сваривают только рамы, ковши и делают окончательную сборку и тестирование техники перед отправкой заказчику. Конечно, у каждого завода-изготовителя свои нюансы, но общий принцип производства примерно такой. Кроме Caterpillar: здесь все основные агрегаты — собственного производства.


В секторе вспомогательной техники лидер рынка — финский Normet, популярна продукция и немецкого Paus. Оба производителя достаточно давно на рынке СНГ. Преимущество Normet — отлаженный сервис.

Безопасность

Главное для подземных машин — защита всего и вся! От падающих камней в шахте укрывает так называемая броня. Защищает она все что можно: фары, гидроцилиндры, двигатель, любые места, куда могут упасть камни, а снизу — воткнуться какой-нибудь стальной штырь.




Все кабины сделаны по общепринятым в отрасли стандартам Rops и Fops.

Но ни Rops, ни Fops не способны защитить от завалов камнями в 20 тонн.



ПДМ серьезно пострадала от падения камней в рабочей зоне. Здесь хотя бы есть возможность разборки на запчасти

Большую часть ПДМ и самосвалов оснащают автоматической системой пожаротушения Ansul и системой центральной смазки Lincoln. Хотя последняя — полностью бесполезна. Половина машинистов просто не заправляют систему смазкой, действуя по принципу — лишь бы смену отсидеть. Из-за этого сверхдорогая техника быстро выходит из строя.

Самые живучие двигатели — легендарный Detroit Diesel S60 и Caterpillar, а самые капризные — Cummins, у которых уже при наработке 10 000 моточасов начинаются мелкие проблемы с топливной системой, плавно перетекающие в серьезные — и вплоть до капитального ремонта.

Вспоминаю, как у нас работали самосвалы Toro 50 с двигателем Detroit Diesel S60: на одном было 41 000 моточасов и родной двигатель. А также Caterpillar 980H с наработкой 60 000 моточасов, а это почти десять лет эксплуатации (при этом была только замена одного инжектора, два раза заменили насос кондиционера). Вот оно, качество и ресурс!

В 2011 году двигатель Detroit Diesel S60 был снят с производства, и сейчас почти не встречается. Заменили его мотором Volvo Penta.

А вот двигателей Cummins даже близко с такой наработкой еще не встречал, и вообще эти моторы мне кажутся какими-то нежными.


На рудниках, где добывают полиметаллические руды (медь), техника изнашивается намного быстрее. Главный ее враг здесь — агрессивная вода или медный купорос (в принципе это одно и то же). Металл в такой среде разъедает буквально на глазах. Это подтвердят шахтеры Якутии.

А вот в Магаданской области или на Чукотке техника работает в сухих условиях — в шахте вечная мерзлота, воды мало, но зато много пыли. Так что вместо мойки водой в конце смены технику продувают воздушной струей. Зимой такие шахты специально открывают и промораживают, а летом все входы закрывают, чтобы холод в шахте оставался как можно дольше.

Лед служит аналогом бетона — замороженная выработка в этом случае не так опасна.

Но как только туда попадает ПДМ, от теплового излучения дизеля начинается дождь, да такой, что падают камни и льдины. Очень опасно! Иногда отвалившийся лед вдребезги разбивает стекла кабины.


Другая особенность ПДМ: на подземных погрузчиках применяется дистанционное радиоуправление: машинист перед заездом в опасную зону выходит из кабины. Дальнейшее управление загрузки ковша рудой в зоне очистной выработки выполняется дистанционно. В любой момент на машину может упасть камень весом этак в пару десятков тонн.



Был недавно несчастный случай в Норильске: машинист в кабине ПДМ заехал в опасную зону, где на машину упал негабаритный камень. От полученных травм человек погиб. Такое, увы, случается часто.

Про шины…


Самые практичные шины в моем рейтинге — Bridgestone. Они эксплуатируются дольше, чем конкуренты: 3000–4500 моточасов при норме 2500. Хотя и случаются случаи брака.

На втором месте Michelin, продукция которого по качеству и износостойкости лишь немного уступает Bridgestone.

Вот так выглядит китайский ноунейм:






Что только не делали с китайскими шинами, чтобы они выхаживали заявленный производителем ресурс: и перекачивали, и недокачивали, одевали в шинозащитные цепи. Итог один: в лучшем случае служат половину ресурса. Экономии на их покупке точно не получается.

Самосвалы

Подземные самосвалы делятся на четыре класса: легкие (15–20 тонн), средние (30 тонн) и тяжелые (40–45 тонн). Есть и супертяжелые — 60–65 тонн, но такие у нас не используются. Основные производители: Epiroc, Sandvik, Caterpillar. Есть единичные экземпляры из Китая и других стран.


Работать на самосвале под землей не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Смена начинается с получения наряда, далее — осмотр самосвала, и если все в порядке — выезд на линию. Главное — привыкнуть к габаритам и научиться сдавать задним ходом (сейчас практически все самосвалы оснащены камерой заднего хода).


Благо начальство это не заметило и не повысило план.


















Буровые установки

Основные производители этой техники на рынке России и СНГ — Epiroc (Швеция) и Sandvik (Финляндия). Рынок обе компании заняли во время Второй мировой войны, когда эти скандинавские страны рекордными темпами добывали руду для производства вооружения для вермахта. Это требовало развития технологии производства, и обе компании шагнули далеко вперед и вскоре стали самыми передовыми в производстве горно-шахтного оборудования.


Буровая установка — сложная и дорогая техника, здесь много электроники и различных систем и датчиков. Бывает, что из-за одного простого датчика машина простаивает, а неопытный персонал не может с этим разобраться. Приходится вызывать сервисного инженера от завода-изготовителя, но даже ему не всегда и не сразу удается разобраться в проблеме.


Причем один оператор с поверхности может управлять сразу несколькими буровыми.


Грустный эпилог

Мое мнение в итоге этого повествования: нужно очень хорошо подумать — стоит ли идти работать в шахту. После нескольких лет работы под землей вряд ли вы оттуда выберетесь без ущерба для здоровья и сможете вернуться к нормальной жизни.

Читайте также: