Ответственность за нарушение ответственного хранения авто

Обновлено: 10.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сентябрь 2, 2014

Проблема в следующем. Мне на ответственное хранение был оставлен автомобиль. Я имел глупость, уехав в отпуск, оставить автомобиль около дома, откуда его и угнали

Comments:

а как на хранение принимали? по описи? есть договор хранения?

Edited at 2014-09-02 07:29 (UTC)

и что в нем написано об утрате хранимого имущества?

Edited at 2014-09-02 07:44 (UTC)

Статья 901 ГК
1. Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.

Статья 401 ГК
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как вы думаете, вы приняли какие-нибудь меры для охраны автомобиля?

Статья 902 ГК
2. При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

Конечно, человек закрыл его на ключ.
Разумеется, ничего ему не будет, если конечно заявление в полицию подано

Определение ВАС РФ от 31.01.2011 N ВАС-513/11 по делу N А36-4711/2009
". Судом установлено, что между автоколонной и обществом заключен договор от 02.03.2006 на предоставление места для стоянки транспортных средств, согласно которому автоколонна предоставила обществу место стоянки для грузового автомобиля "КАМАЗ", г/н А160УХ 48, с полуприцепом.
В период с 27.08.2006 по 19.09.2006 совершена кража карданного вала с указанного автомобиля КАМАЗ 5410.
Полагая, что в результате кражи заявитель был лишен возможности эксплуатировать автомобиль и понес убытки, общество обратилось с настоящим иском о взыскании 7 193 рублей 56 копеек стоимости карданного вала и расходов по его установке, 321 307 рублей 89 копеек вынужденных расходов (почтовые расходы, расходы на оказание юридической помощи в 2007 году, арендная плата, страховые взносы, плата за хранение автомобиля, стоимость автозапчастей), 2 626 593 рубля упущенной выгоды, всего 2 955 094 рубля 34 копейки.
Исследовав обстоятельства дела и условия договора от 02.03.2006, оценив доказательства, суды пришли к выводу о том, что между сторонами сложились договорные отношения по хранению, которые регулируются главой 47 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 901, 902 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 Кодекса. Убытки, причиненные, поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 Кодекса, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.
Исходя из фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания убытков в размере стоимости похищенного карданного вала и расходов по его установке и об отсутствии оснований для возложения на автоколонну ответственности в виде вынужденных расходов и упущенной выгоды.

Возникает закономерный вопрос: чем в таком случае заключались услуги хранения?

В нажатии кнопки на брелке сигнализации?

Очевидно, что нет. Хранение - это процесс, а не выполнение одномоментного действия.

Автостоянка ставит ограждение, систему видеонаблюдения, нанимает охранников, оборудует пропускной пункт - это и есть "все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота".

автомобиль на парковке картинка

Автомобиль на парковке

Количество автомобильного транспорта в городах намного превышает число личных гаражей, многие авто ночуют возле дома. Опасно оставлять транспортное средство без присмотра, если необходимо уехать на долгое время. Определить, что машиной давно не пользуются, достаточно просто, на это указывает слой пыли, листвы и другого мусора. Велик шанс лишиться машины или обнаружить её в разбитом состоянии. Если нет личного гаража, лучший выход – передача авто на ответственное хранение.

Особенности хранения автотранспортных средств

С юридической точки зрения между платной парковкой и ответственным хранением есть существенная разница. Владельцы автостоянок обеспечивают услуги по парковкам, получают за это определенную плату. Принимая транспортное средство на ответственное хранение, автостоянка гарантирует, что оно будет передано владельцу по окончанию срока в неизменном виде. Автостоянка выступает хранителем транспортного средства, поклажедателем может быть владелец или лицо, пользующееся авто на законных основаниях.

На ответственное хранение можно передать любой вид транспорта:

  • автомобиль;
  • автобус;
  • мотоцикл;
  • фуру;
  • грузовой контейнер;
  • спецтехнику и прочее.

Чтобы избежать возможных проблем, стороны заключают специальный договор. Хранитель гарантирует обеспеченность сохранности, недопущение проникновения посторонних лиц к авто, выдачу по первому требованию законного владельца.

Перед подписанием договора сотрудники автостоянки совместно с владельцем авто составляют опись, в которой указаны следующие сведения:

Стоянка автомобилей картинка

Стоянка автомобилей

  • марка;
  • модель;
  • год выпуска;
  • цвет;
  • государственный номерной знак;
  • свидетельство о регистрации;
  • номер и объём двигателя;
  • пробег;
  • номер кузова;
  • паспортные данные владельца или его законного представителя.

В документе имеются сведения о состоянии и комплектности узлов и агрегатов, перечень повреждений и дефектов. По желанию поклажедателя можно указать оценочную или среднюю рыночную стоимость транспорта на данный момент. Указывается размер оплаты за услуги ответственного хранения – общая сумма за весь срок или ежедневный тариф.

Процедура приема авто на ответственное хранение осуществляется следующим образом:

  1. Ознакомление поклажедателя с правилами ответственного хранения.
  2. Предъявление документов удостоверяющих личность, свидетельства о регистрации, страхового полиса (если авто застраховано).
  3. Составление перечня предметов, находящихся в салоне, которые не предусмотрены изготовителем. Список заносится в журнал учета, заверяется владельцам и представителем автостоянки.
  4. Осмотр авто дежурным.
  5. Перемещение транспорта на место хранения, фиксация.
  6. Оплата услуги.

Чтобы получить своё имущество, поклажедатель обязан предъявить квитанцию, расписаться в журнале учета.

Ответственное хранение транспортных средств в Москве и Санкт-Петербурге

Компания Parking Cars является собственником двух стоянок, предназначенных для размещения всех видов транспортных средств. Предлагаем юридическим лицам аренду площади для хранения транспорта. Наши услуги должны заинтересовать строительные компании, представителей ЖКХ, и других организаций, которые сталкиваются с проблемами с хранением техники, используемой только в течение определенного сезона.

  1. Определение на ответственное хранение всех видов транспорта – легкового, грузового, спецтехники.
  2. Близость стоянок от станций метрополитена и МЦК.
  3. Просторное помещение, предназначенное для крупногабаритной техники.
  4. Гарантия сохранности, стоянки постоянно освещены, ведется круглосуточное видеонаблюдение.
  5. Охрана объекта сотрудниками охранного агентства.
  6. Возможность забрать авто в любое время суток.

Стоимость услуги зависит от арендуемой площади и сроков аренды. Заказчикам, оформившим договор на длительное хранение, сделаем скидку. Принимая авто на ответственное хранение, стоянка гарантирует его сохранность, при необходимости осуществляет работы по консервации и мелкому ремонту.

Необходимое тысячам автомобилистов решение вынес Верховный суд. Его Судебная коллегия по гражданским делам четко растолковала, в каких ситуациях за повреждение машины, оставленной гражданином на стоянке, отвечают ее охранники. А также разъяснила, кто и что должен доказывать в подобной спорной ситуации. И какими конкретно нормами закона может руководствоваться гражданин, если его машине, пока она оставалась на парковке, нанесен ущерб.

Ставя машину на стоянку, ее хозяин не обязан хранить квитанции на договор. Это не его проблема. Фото: AP

Ставя машину на стоянку, ее хозяин не обязан хранить квитанции на договор. Это не его проблема. Фото: AP

Подобные конфликты между автомобилистами и охранниками автостоянок уже давно не редкость. Все знают, что деньги с гражданина хозяева автостоянок брать никогда не забывают, но при этом стараются за машину и все, что с ней произойдет, не отвечать. В споре хозяина пострадавшей машины и охранников автостоянки Верховный суд встал на сторону автовладельца.

Спор, который пересматривал Верховный суд, начался в городе Калининграде. Там на охраняемой автостоянке, которая принадлежала некой фирме, ночью сгорел автомобиль. Машина была не новая, но все равно жалко. На место пожара приехала полиция. Было возбуждено уголовное дело, так как следователь точно установил - загорелось авто не само по себе, это был поджог. Хозяйку машины признали потерпевшей по уголовному делу. Но того, кто это сделал, так и не нашли.

Пострадавшая гражданка свои претензии изложила в иске. Ответчик - фирма, владелец автостоянки. Хозяйка машины посчитала, что стоянка не обеспечила надлежащее хранение машины. А раз так, то пусть за нее заплатит. Фирма на суд не явилась, и решение райсуда было заочным.

Суд согласился с хозяйкой сгоревшей машины. Жалобу в областной суд подала уже фирма, и районное решение там отменили, посчитав, что вины охранников нет никакой.

Истица дошла до Верховного суда, который проанализировал дело и решил, что пострадавшая автовладелица была права.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Вот как рассуждал Верховный суд. Рассматривая дело, районный судья посчитал доказанным, что между гражданкой и фирмой были совершены действия по сдаче-принятию автомобиля на хранение. То есть заключен договор хранения. А еще местный суд сказал, что фирма-ответчик, фактически принявшая на сохранение машину, не обеспечила ее нормальное содержание и не контролировала качество охраны объекта. Отменяя это решение, областной суд сослался на то, что доказательств заключения договора на хранение машины между сторонами нет. И вообще, сказал облсуд, место, где стояла машина, вовсе не автостоянка, а парковка.

С такими доводами Верховный суд не согласился и заявил следующее.

По статье 886 Гражданского кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется сохранить вещь, переданную ей другой стороной, которую на юридическом языке зовут поклажедателем, и вернуть в том виде, в котором взяла. По следующей, 887-й статье Гражданского кодекса такой договор должен быть в письменной форме. Простая письменная форма такого договора считается соблюденной, если взятие вещи на хранение удостоверено распиской, квитанцией, жетоном, номером - всем, что удостоверяет прием вещи на хранение. А еще ВС подчеркнул - несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетелей.

Статья 162 Гражданского кодекса говорит о том, что даже без письменной формы сделки в таком случае в споре можно приводить другие доказательства.

Другими словами, несоблюдение простой письменной формы не делает договор хранения недействительным, а только ограничивает стороны в средствах доказывания.

А теперь о терминах, которые имеют основное значение в такого рода конфликтах. Так, место хранения машины в таком случае - это парковка или автостоянка? По Градостроительному кодексу парковкой считается специально обозначенное место, которое может быть одновременно частью дороги или примыкает к ней. А может быть частью тротуара или обочины. Парковка предназначена для организации стоянки транспорта за деньги или даром. Последнее решает собственник здания или земли. Такое же определение парковки есть и в Правилах дорожного движения.

Фото: depositphotos.com

Вывод из всего сказанного таков: парковка - это элемент благоустройства дорог, зданий, тротуаров и прочего. Она выполняет вспомогательную роль в организации стоянки транспорта.

Ну, а работу автостоянок регулируют Правила оказания услуг автостоянок. Их утвердило правительство 17 ноября 2001 года (N 795). Там написано, что автостоянкой является здание, часть его или специальная площадка для хранения транспортных средств. По правилам оказания услуг автостоянок (пункт 32) в случае утраты, хищения, повреждения или "нарушения комплектности" машины при хранении на стоянке хозяин стоянки обязан возместить ущерб. Если из-за повреждения качество машины изменилось настолько, что пользоваться ею нельзя, водитель может требовать от хранителей возмещения полной стоимости машины.

Верховный суд особо подчеркнул, если суды выясняют, было ли место, где пострадал автомобиль, парковкой или автостоянкой, то они должны исходить из конкретных обстоятельств, говорящих о назначении площадки. В частности: самостоятелен ли этот объект, есть ли оборудование, ограждения, как оформлен въезд и выезд машин.

По Правилам оказания услуг автостоянок, если услуга предусматривает, что машина будет регулярно приезжать и уезжать, то при заключении договора оформляется постоянный пропуск. В нем записывается марка машины, ее госномер, место на стоянке, срок окончания действия пропуска. Если машину поставили, как говорится, разово (на срок больше суток), то заключением договора будет выданная расписка или квитанции с номером машины. Обязанность оформления документов и учета полученных от клиентов денег лежит на исполнителе услуг.

В нашем случае факт того, что сгоревшая машина стояла на территории фирмы и то, что ее туда поставил владелец - доказанный факт, который ни одна из сторон не оспаривала.

Из материалов дела видно, что территория стоянки, где сгорела машина, обособлена. Там есть ограждение, охрана, КПП, оборудован въезд. Из договора фирмы с городом видно, что она арендовала земли именно для автостоянки. И эксплуатация автостоянки - это один из основных видов деятельности фирмы. Автовладелица, судя по документам, ежемесячно платила фирме 1800 рублей. Но квитанции, которые одновременно были и пропуском на стоянку, сгорели вместе с машиной. Отбиваясь в суде от претензий, фирма доказывала, что машину у гражданки они приняли не на условиях хранения, а просто предоставили парковочное место. По мнению Верховного суда, фирма ничем не подтвердила свои слова. У коммерсантов не оказалось на руках данных, сколько женщина им платила, не было доказательств, что коммерсанты приняли машину только на условиях парковки и без условий сохранения .

Фото: Depositphotos

ВС подчеркнул, что оформление договора и кассово-бухгалтерский учет оплаты услуги лежат на исполнителе услуги. То есть на фирме. А утрата гражданкой квитанции - не основание для лишения потребителя прав, предусмотренных законодательством.

Еще Верховный суд обратил внимание на правила оказания услуг автостоянки, которые в суд принесла фирма. Эти правила подписал ее директор. И там сказано, что стоянка вообще не несет никакой ответственности за утрату или повреждение машин. Судебная коллегия по гражданским делам на это заявила - апелляция проигнорировала, что есть Правила оказания услуг автостоянок, которые утвердило правительство страны. И там сказано, что исполнитель как раз несет ответственность за хранение автотранспорта.

По закону профессиональный хранитель, каким является стоянка, освобождается от возмещения ущерба только в том случае, если докажет, что вред причинен "обстоятельствами непреодолимой силы" или если вред случился из-за "свойств вещи, о которых он знать не мог и не должен". Поджог к таким случаям не относится.

автомобиль на парковке картинка

Автомобиль на парковке

Количество автомобильного транспорта в городах намного превышает число личных гаражей, многие авто ночуют возле дома. Опасно оставлять транспортное средство без присмотра, если необходимо уехать на долгое время. Определить, что машиной давно не пользуются, достаточно просто, на это указывает слой пыли, листвы и другого мусора. Велик шанс лишиться машины или обнаружить её в разбитом состоянии. Если нет личного гаража, лучший выход – передача авто на ответственное хранение.

Особенности хранения автотранспортных средств

С юридической точки зрения между платной парковкой и ответственным хранением есть существенная разница. Владельцы автостоянок обеспечивают услуги по парковкам, получают за это определенную плату. Принимая транспортное средство на ответственное хранение, автостоянка гарантирует, что оно будет передано владельцу по окончанию срока в неизменном виде. Автостоянка выступает хранителем транспортного средства, поклажедателем может быть владелец или лицо, пользующееся авто на законных основаниях.

На ответственное хранение можно передать любой вид транспорта:

  • автомобиль;
  • автобус;
  • мотоцикл;
  • фуру;
  • грузовой контейнер;
  • спецтехнику и прочее.

Чтобы избежать возможных проблем, стороны заключают специальный договор. Хранитель гарантирует обеспеченность сохранности, недопущение проникновения посторонних лиц к авто, выдачу по первому требованию законного владельца.

Перед подписанием договора сотрудники автостоянки совместно с владельцем авто составляют опись, в которой указаны следующие сведения:

Стоянка автомобилей картинка

Стоянка автомобилей

  • марка;
  • модель;
  • год выпуска;
  • цвет;
  • государственный номерной знак;
  • свидетельство о регистрации;
  • номер и объём двигателя;
  • пробег;
  • номер кузова;
  • паспортные данные владельца или его законного представителя.

В документе имеются сведения о состоянии и комплектности узлов и агрегатов, перечень повреждений и дефектов. По желанию поклажедателя можно указать оценочную или среднюю рыночную стоимость транспорта на данный момент. Указывается размер оплаты за услуги ответственного хранения – общая сумма за весь срок или ежедневный тариф.

Процедура приема авто на ответственное хранение осуществляется следующим образом:

  1. Ознакомление поклажедателя с правилами ответственного хранения.
  2. Предъявление документов удостоверяющих личность, свидетельства о регистрации, страхового полиса (если авто застраховано).
  3. Составление перечня предметов, находящихся в салоне, которые не предусмотрены изготовителем. Список заносится в журнал учета, заверяется владельцам и представителем автостоянки.
  4. Осмотр авто дежурным.
  5. Перемещение транспорта на место хранения, фиксация.
  6. Оплата услуги.

Чтобы получить своё имущество, поклажедатель обязан предъявить квитанцию, расписаться в журнале учета.

Ответственное хранение транспортных средств в Москве и Санкт-Петербурге

Компания Parking Cars является собственником двух стоянок, предназначенных для размещения всех видов транспортных средств. Предлагаем юридическим лицам аренду площади для хранения транспорта. Наши услуги должны заинтересовать строительные компании, представителей ЖКХ, и других организаций, которые сталкиваются с проблемами с хранением техники, используемой только в течение определенного сезона.

  1. Определение на ответственное хранение всех видов транспорта – легкового, грузового, спецтехники.
  2. Близость стоянок от станций метрополитена и МЦК.
  3. Просторное помещение, предназначенное для крупногабаритной техники.
  4. Гарантия сохранности, стоянки постоянно освещены, ведется круглосуточное видеонаблюдение.
  5. Охрана объекта сотрудниками охранного агентства.
  6. Возможность забрать авто в любое время суток.

Стоимость услуги зависит от арендуемой площади и сроков аренды. Заказчикам, оформившим договор на длительное хранение, сделаем скидку. Принимая авто на ответственное хранение, стоянка гарантирует его сохранность, при необходимости осуществляет работы по консервации и мелкому ремонту.

Читайте также: