Ответственность владельца автомобиля при дтп совершенном другим водителем

Обновлено: 28.04.2024

В большинстве случаев отвечать за последствия ДТП будет лицо, непосредственно находившееся за рулем в момент аварии. Его вина подтверждается протоколами ГИБДД, либо Европротоколом, составленным участниками дорожного инцидента. Но даже при передаче руля другому лицу, собственник может привлекаться к ответственности по ряду нарушений, прямо или косвенно связанных в ДТП. Об основаниях и порядке назначения наказания для собственников автотранспорта читайте в этом материале.

Может ли собственник отвечать за ДТП, если он не был за рулем

Если владелец машины сам сидит за рулем, проблем с привлечением к ответственности не возникнет. Его могут наказать за любое нарушение ПДД, не повлекшее аварию, либо за вину в дорожно-транспортном происшествии. В ряде случаев придется возмещать ущерб даже при отсутствии вины, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности.

В любой момент владелец машины может передать право управления другому лицу. Для этого можно оформить простую письменную или нотариальную доверенность, либо допустить за руль по устному распоряжению. На субъект, который получил машину по временное пользование, возлагаются следующие обязанность:

  • соблюдать ПДД при эксплуатации машины, управлять авто только в трезвом виде и при наличии разрешительных документов (права, полис ОСАГО);
  • отвечать за ущерб и вред, причиненный по его вине в ДТП (в большинстве случаев ущерб будет возмещен по страховке);
  • следить за исправным состоянием автомобиля перед выездом на дорогу.

Собственник не может контролировать, куда и как будет ездить доверенное лицо. Поэтому с него снимается ответственность по большинству видов нарушений. Также его не привлекают к ответственности за ДТП, за отдельными исключениями.

Исходя из норм действующего законодательства, собственника могут привлечь к ответственности за ДТП в следующих случаях:

  • если водитель скрылся с места аварии, а его личность не была установлена в ходе расследования – в это случае подразумевается, что машиной управлял именно владелец, а узнать его данные можно достаточно просто по госномерам авто;
  • если автотранспорт был передан лицу, которое заведомо было в состоянии опьянения – в данной ситуации речь идет не о возмещении ущерба от ДТП, а о наказании за передачу руля нетрезвому водителю;
  • если передаваемый автомобиль был в заведомо неисправном состоянии, что привело к дорожно-транспортному происшествию – здесь важно доказать, что собственник знал или не мог не знать о серьезном повреждении машины, но не поставил об этом в известность доверенное лицо.

Только в редких случаях невозможно установить, кому принадлежала машина, попавшая в ДТП. Даже если водитель скроется с места аварии, номера и другие идентификационные признаки машины могут увидеть свидетели. Еще больше вероятность, что автомобиль попадет в поле зрения камер фото- и видеофиксации. Эти данные можно использовать как доказательство в административных, уголовных и гражданских делах.

Варианты и виды ответственности

Если в ДТП попал человек на моей машине я виноват?

Так как машина является источником повышенной опасности, взыскать вред после ДТП могут даже при отсутствии вины водителя или собственника. Типичным примером является множественное ДТП, в котором участвовало несколько машин, пострадали люди. Так как каждое авто является источником повышенной опасности, потерпевшие могут предъявить вред к водителям или собственникам (в зависимости от ситуации).

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность заключается в возмещении имущественного ущерба, вреда здоровью и жизни гражданам, морального вреда. Вот несколько важных моментов, когда такая ответственность может наступать в отношении собственника:

  • вред жизни и здоровью потерпевших будет возмещать по страховке ОСАГО в пределах 500 тыс. руб., а превышение по сумме взыщут с водителя или владельца – например, если водитель скроется с места аварии, превышение по сумме вреда будет возмещать правообладатель авто;
  • имущественный вред возмещается аналогичным образом, но сумма возмещения по ОСАГО составляет всего 400 тыс. руб. – в данном случае ответственность собственника наступает, если личность водителя не установлена;
  • моральный вред по страховке ОСАГО не возмещается, поэтому его всегда будут взыскивать с водителя или владельца.

Гражданская ответственность может наступать и в порядке регресса. Например, если причиной аварии стала серьезная неисправность машины, о которой заведомо знал только собственник, на него может подать иск страховая компания. Но доказать этот факт очень сложно. Доказательством может стать диагностическая карта или заключение экспертов о состоянии авто, если собственник проходил такие проверки до передачи руля другому лицу. Не сообщив водителю о неисправности, правообладатель автоматически подпадает под гражданскую ответственность.

Административная ответственность

Наказание по КоАП РФ грозит за каждое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия. Собственник понесет административную ответственность в следующих случаях:

Если в отношении водителя протоколы обычно оформляются на месте ДТП, то по собственнику решение может приниматься позднее. Например, на месте аварии будут зафиксированы нарушения ПДД, допущенные водителем машины, уехавшей до окончания разбирательства. Когда будет установлены номера автомашины, легко найдут и владельца. Таким образом, можно неожиданно стать фигурантом сразу нескольких административных дел.

Избежать наказания в некоторых случаях можно, если подтвердить нахождение за рулем другого человека.

Уголовная ответственность

В сфере дорожного движения преступлением может являться повторное управление машиной в пьяном виде, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти граждан. Собственника авто за такие деяния не привлечь, если будет однозначно установлена личность водителя. Исключением могут быть следующие случая:

  • оставление места ДТП с жертвами или пострадавшими, когда реального водителя не получится найти;
  • техническая неисправность машины, о которой знал только собственник, в результате чего погибли или серьезно пострадали люди.

Если по вине пьяного водителя погибли или серьезно пострадали люди, у собственника наступит только административная ответственность. Наказанием будет лишение прав, штраф. Но уголовных санкций удастся избежать, так как полностью отвечать за действия пьяного водителя собственник не может.

Порядок привлечения собственника к ответственности за чужое ДТП

Как указывалось выше, главной проблемой для привлечения владельца автомобиля к ответственности за чужое ДТП, может быть определение номеров машины, подтверждение факта технической неисправности или передачи руля заведомо пьяному лицу. Доказывать виновность и состав нарушения обязаны государственные органы, либо истец по гражданскому делу. Но и самому собственнику придется защищаться, представлять доказательства со своей стороны. Об особенностях расследования таких дел и назначения наказания расскажем ниже.

Как выявляют кто был за рулем

Если водитель остается на месте ДТП, все документы будут оформляться с его участием. Это может быть протокол, составленный инспектором ГИБДД, либо по программе Европротокола. Собственника к составлению документов не привлекают, поскольку его вина в ДТП напрямую не прослеживается.

Если водитель покинул место дорожной аварии, для поиска виновного лица будут выполнены следующие мероприятия:

  • опрашиваются свидетели и другие участники аварии, которые могут видели номера, марку и цвет машины, ее другие признаки (лицо водителя описать сложно, если только он не выходил из машины после столкновения);
  • запрашиваются данные фото и видеокамер, установленных на месте ДТП, по пути следования автомобиля (в этом случае лицо водителя не узнать, но будут получены данные о номерах машины);
  • назначается автотехническая экспертиза, которая позволит узнать цвет и ряд других параметров скрывшейся машины (при жестком столкновении могут отлететь даже некоторые детали конструкции);
  • запрашиваются сведения из базы данных ГИБДД по номеру и другим признакам автомобиля.

Указанные мероприятия проводятся, чтобы установить истинного виновника дорожно-транспортного происшествия. Если это окажется невозможным, в распоряжении сотрудников МВД будут данные об автомобиле – госномер, марка и модель машины, цвет, другие характеристики. По ним могут предъявить претензии собственнику, которому придется доказывать, что он не мог находиться за рулем в момент аварии.

Проблема заключается в том, что на стадии расследования собственник может не знать о наличии к нему каких-либо претензий. Поэтому он не сможет своевременно нанять юриста, начать подготовку доказательств. Фактически, о привлечении к ответственности нередко можно узнать только из повестки или протокола, когда уже придется готовиться сразу к основному заседанию.

Протокол и постановление

Чтобы привлечь собственника к ответственности, необходимо доказать его вину. Так как автомобиль является источником повышенной опасности, сам факт его нахождения на месте аварии подразумевает виновность водителя. Если личность водителя не будет установлена, либо при наличии вины владельца в ненадлежащем техническом состоянии или при передаче руля пьяному, алгоритм привлечения к ответственности будет заключаться в следующем:

  • составляется один или несколько протоколов (в зависимости от количества нарушений ПДД);
  • материалы дела передаются на рассмотрение в суд, либо должностному лицу МВД (это зависит от состава правонарушения, вида санкций по статье);
  • выносится постановление о привлечении к ответственности, назначаются санкции (например, лишение прав на определенный срок, взыскание штрафа);
  • собственник может подать жалобу в течение 10 дней.

У гражданина, которого привлекают к ответственности, есть право на защиту. Он может собирать и представлять доказательства, нанимать защитника, использовать другие способы защиты. Так как сведения о машине, участвовавшей в ДТП, будут подтверждены документами или записями с камер, доказывать невиновность будет достаточно сложно.

Также к собственнику могут подаваться иски о возмещении имущественного, физического и морального вреда. Такие споры рассматриваются отдельно от административных дел. В рамках уголовного дела можно одновременно рассмотреть вопрос о возмещении ущерба. После вынесения судебного акта документы будут переданы в ФССП, а ущерб с владельца автомашины взыщут с зарплаты или других доходов, за счет имущества.

Можно ли избежать ответственности

Как и во всех остальных случаях, избежать ответственности собственник может, если докажет свою невиновность. В зависимости от оснований для привлечения к ответственности, придется доказывать следующие факты:

  • что за рулем находился не владелец, а другое лицо;
  • что другое лицо завладело автомашиной без ведома правообладателя (например, в результате угона или хищения);
  • что автомобиль был исправен на момент передачи доверенному лицу, либо собственник не знал о наличии недостатков;
  • что на момент передачи руля собственник не знал и не мог знать, что другое лицо находится в состоянии опьянения, либо ранее был лишен прав.

По административным и уголовным делам обязанность доказывания возлагается на государственные органы. Однако без активных действий самого собственника постановление будет наверняка вынесено не в его пользу. Поэтому желательно сразу обратиться к юристу или адвокату, вести дела с его помощью.

Доказать, что за рулем находилось другое лицо, которое и совершило ДТП, можно следующими способами:

  • справками из медицинских организаций, где собственник находился на лечении;
  • командировочными удостоверениями, проездными документами, справками из гостиницы, подтверждающими нахождение в другом городе или регионе в день ДТП;
  • показаниями свидетелей, видевших собственника в другом месте в момент ДТП;
  • материалами уголовного дела по факту угона или хищения транспортного средства (об этом нужно сразу подать заявление в полицию).

Естественно, точный перечень доказательств будет зависеть от оснований привлечения к ответственности, особенностей дела.

Доказать факт надлежащего технического состояния можно документами, либо в ходе автотехнической экспертизы. Провести экспертизу можно по своей инициативе, либо по определению суда. Эксперты могут определить, когда и при каких обстоятельствах у машины возник дефект, повлиял ли на безопасность эксплуатации, стал ли причиной аварии. По итогам экспертизы оформляется экспертное заключение, которое можно использовать как доказательство.

Доказывать, что в момент передачи машины водитель был пьян, должны правоохранительные органы. Сделать это практически невозможно, так как при передаче руля редко присутствуют свидетели. Кроме того, по внешним признакам нередко очень сложно понять, находится ли гражданин в состоянии опьянения. Освидетельствование по данному факту могут провести уже после ДТП, что не позволит привлечь собственника к ответственности.

Перечисленные доказательства лучше представить при рассмотрении дела по первой инстанции. На стадии обжалования добиться пересмотра дела и отмены наказания значительно сложнее. Тем не менее, если доказательства невиновности были получены уже после вынесения постановления, с помощью юриста можно успешно обжаловать наказание.

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 - 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге.

Ответственность собственника авто при ДТП совершенным другим лицом

Недавно Верховный суд РФ вынес решение по сложному случаю ДТП – водитель-виновник причинил ущерб чужому имуществу, находясь за рулем автомобиля, владельцем которого является третье лицо. Выплачивать компенсацию пришлось обоим сторонам: водителю и собственнику. Вопреки заблуждению, передача имущества другому человеку не снимает ответственности с его владельца. А значит, ущерб придется компенсировать и водителю, и, в некоторых ситуациях, собственнику авто.

Кто несет ответственность, если водитель не собственник автомобиля


В ситуациях, когда водитель является собственником транспортного средства, ответ на этот вопрос очевиден. Понести ответственность придется владельцу, который и управлял непосредственно автомобилем.

Сложнее определить ответственного в случаях, когда право управления ТС было передано другу, работнику организации или члену семьи. Законодательство РФ предусматривает, что при таких обстоятельствах компенсировать ущерб придется тому человеку, который непосредственно находился за рулем в момент аварии.

При этом у него должны быть законные основания для управления ТС: доверенность, внесение в полис ОСАГО, договор аренды. При соблюдении этого условия, вся ответственность с собственника авто полностью снимается.

Исключением являются ситуации, когда владелец автомобиля передал право управления лицу, заведомо находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо же лишенного (не имеющего) водительского удостоверения. В этом случае, к владельцу автомобиля будет применена мера ответственности: лишение водительского удостоверения на 24 месяца и штраф в размере 30 000 рублей.

Все виды ответственности

В результате наступления ДТП, его виновнику может грозить три вида ответственности:

  1. Административная. Применяется при наличии только материального ущерба или легкого вреда здоровью (несерьезные травмы, царапины, ушибы). Мера ответственности – штраф или временное лишение водительского удостоверения.
  2. Уголовная. Возникает в результате причинения тяжкого вреда здоровью или наступления летального исхода. Меру ответственности назначает суд, это может быть лишение свободы или исправительные работы.
  3. Гражданская. Предусмотренная мера ответственности – выплата компенсации за причиненный ущерб или оплата лечения. Она дополняет перечисленные выше варианты ответственности. В случае летального исхода, компенсацию получают родственники погибшего.

Ответственность водителя

Мера ответственности для водителя определяется обстоятельствами аварии и нанесенным ущербом:

  • штраф или лишение права управления транспортным средством на определенный срок;
  • уголовная ответственность по статье 264 УК РФ. Эта мера ответственности может быть применена только к лицу, непосредственно находящемуся за рулем;
  • компенсация ущерба пострадавшим (гражданская ответственность). Сумма выплат определяется в судебном порядке.

Ответственность владельца автомобиля при аварии

Даже если собственник авто не находился за рулём в момент аварии, к нему может быть применена административная мера наказания при наличии следующих условий:

  1. Неправомерная передача управления ТС лицу:
    • не имеющему водительского удостоверения – штраф 30 000 рублей;
    • временно лишенного ВУ – 30 000 рублей;
    • заведомо находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – штраф 30 000 рублей и лишение ВУ на 2 года.
  2. Для должностного лица, выпустившего в рейс водителя, не прошедшего медицинский осмотр – штраф 5000 рублей.
  3. Для должностного лица, выпустившего на рейс заведомо неисправный автомобиль – штраф 5000 рублей.

Что такое солидарная гражданская ответственность

В некоторых ДТП количество участников может быть более двух, при этом установить одного виновника не удается. При наличии таких обстоятельств применяется статья 1079 ГК РФ, в которой говорится солидарной ответственности.

Под этим термином подразумевает разделение суммы компенсации между всеми виновниками в судебном порядке. При распределении ответственности учитывается степень виновности каждого из них. Также, подобная практика применяется при одновременном взыскании ущерба и с водителя, и с собственника автомобиля (если вина последнего была доказана). Сумма компенсации распределяется между ними пропорционально, согласно установленной степени причастности.

Возмещение ущерба при происшествии


В зависимости от обстоятельств, обязательство по компенсации ущерба пострадавшей стороне может быть возложено как на владельца транспортного средства, так и на водителя. Определить причастность той или иной стороны должен суд.

Кто должен выплатить компенсацию

Собственник освобождается от выплаты компенсации в следующих случаях:

  • транспортное средство числилось в угоне, что подтверждается заявлением владельца, поданным в отделение полиции. При этом владелец не состоял в сговоре с угонщиком и не оказывал ему содействие;
  • право управление было передано по нотариальной доверенности или договору аренды.

В этих случаях компенсацию в полном объеме должен будет выплатить водитель.

Нюансы, которые следует учесть при определении ответственного за выплату компенсации:

  1. Статья 1079 ГК РФ гласит о том, что собственник наравне с владельцем может привлекается к выплате компенсации, за исключением случаев, описанных выше.
  2. Начиная с 2012 года, доверенность на право управления замещает включение водителя в полис ОСАГО. В этом случае, с собственника снимается его доля ответственности и полностью передается водителю.
  3. В статье 1083 ГК РФ дан перечень смягчающих обстоятельств, которые могут привести к полному освобождению владельца авто от ответственности. К таким факторам относятся умышленные действия потерпевшего (например, суицид пешехода, бросившегося под колеса машины). Также снизить размер компенсации можно, доказав неосторожность со стороны пострадавшего.
  4. Если авто принадлежит юридическому лицу, а водитель во время ДТП выполнял свои должностные обязанности, то компенсировать ущерб должен работодатель (статья 1068 ГК РФ). Затем он может взыскать всю сумму с работника на основании положений трудового договора.
  5. Если собственник авто выплатил компенсацию пострадавшему, то он вправе потребовать возмещения затрат с виновного водителя (статья 1081 ГК РФ).
  6. В случае угона, всю ответственность в полной мере несут лица, которые незаконно завладели транспортным средством. При этом не имеет значение тот факт, что они не были вписаны в полиса или не имели доверенности.

Возможно ли взыскать ущерб одновременно с виновника и хозяина автомобиля

Возможно, но для этого потребуется подтвердить свои требования к обоим ответчикам. Одно из оснований для этого – отказ страховой компании в осуществлении выплат. Другие требования к сторонам могут основываться:

  • к виновнику на основании статьи 1064 ГК РФ на основании совершенных им действий;
  • к собственнику на основании статьи 1079 ГК РФ на основании того, что он является владельцем имущества, обладающего повышенной опасностью и должен отвечать за обеспечение безопасности (например, надлежащее оформление полиса ОСАГО).

Компенсация по ОСАГО

Если водитель, непосредственно управлявший автомобилем, был вынесен в полис ОСАГО, то компенсация ущерба производится за счёт страховой компании. Оплате подлежит не только вред, причиненный имуществу, но и утрата здоровья. Если суммы возмещения недостаточна (так часто случается при летальном исходе), то потерпевшая сторона вправе взыскать дополнительные средства с виновника в судебном порядке.

В каком случае следует подавать в суд

Если сторонам не удалось договориться о досудебном решении вопроса, то пострадавший вправе передать свой иск на рассмотрение в суд. Согласно статье 996 ГК РФ такое заявление может быть удовлетворено, если с момента наступления ДТП прошло не более трех лет. По истечению этого срока требования выплат являются неправомерными.

Еще одной причиной для обращения в суд может стать умышленное затягивание сроков страховой компанией. Часто используемое основание для этого – отказ вследствие того, что за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис.

На кого подавать в суд


Принципы, которыми следует руководствоваться при выборе ответчика:

  1. Главный ответчик – владелец. В данном случае, он не синоним собственника. Лицо может стать владельцем на основании доверенности или договора аренды.
  2. Если водитель является наемным работником, то требовать компенсацию необходимо с его работодателя (при условии оформления между ними трудового соглашения). Тот, на кого оформлена машина, и является ответчиком.
  3. Если управление транспортным средством было передано водителю с целью выполнения задания от собственника (это должно быть подтверждено документально), то первый, также, может быть освобожден от выплаты.

Эти правила применимы не только при взыскании морального вреда, но и для понесенного материального ущерба. В зависимости от того, как будут сформулированы требования и в чей адрес они будут направлены, напрямую зависит сумма компенсации.

Возможно ли подать в суд на владельца машины

Ситуации, при которых отвечать за причиненный ущерб придется собственнику транспортного средства:

  • водитель, совершивший ДТП, не имел водительского удостоверения или не был вписан в полис ОСАГО. В этом случае, компенсацию выплачивает собственник. Исключение – угон автомобиля, в такой ситуации привлечь собственника удастся только если будут доказана его помощь при совершении преступления;
  • лицо, допустившее аварию, является наемным работником и выполняет свои прямые должностные обязанности. В этом случае, вся ответственность ложится на организацию-работодателя, с которой заключен трудовой договор.

После того как потерпевший взыщет с виновника все выплаты, последний вправе подать на водителя в суд с целью возмещения понесенных затрат. Для этого ему потребуется обратиться в суд и предоставить доказательства расходов.

Как правильно действовать

Гораздо вероятнее взыскать ущерб с собственника авто. Потому что у него имеется имущество – машина, а вместе с ним возникает и ответственность по обеспечению безопасности. Водитель же, чаще всего, оказывается неплатежеспособным.

Случай использования автомобиля друга или близкого родственника можно расценивать как солидарную ответственность. Такая стратегия наиболее выигрышна для пострадавшего, суд самостоятельно вынесет решение о причастности других лиц.

  1. Выявить размер понесенного ущерба. Для этого потребуется за свой счет провести автоэкспертизу. Ее необходимо сделать до начала ремонтных и восстановительных работ.
  2. Сбор документов и подача их в районный суд по месту проживания ответчика. Иск на сумму до 50 000 можно подать в мировой суд. Если ответчиков несколько, то местом обращения может стать любой из судов по их прописке.

В каком случае владелец т/с не подлежит ответственности


В статье 1079 ГК РФ дан точный перечень случаев, когда собственник авто может быть полностью освобожден от обязанности по выплате компенсации:

  • форс-мажорные обстоятельства. Наличие непреодолимой силы прекращает действие текущих правоотношений;
  • доказанный умысел потерпевшего. Виновный водитель осознавал последствия своих действий, но не предпринимал никаких мер для их устранения;
  • собственник лишился права владения транспортным средством не по своей инициативе (доказанный факт угона).

Передача права управления автомобилем третьему лицу не снимает ответственности за последствия ДТП с его владельца. В отдельных случаях, обязанность по возмещению ущерба будет возложена на две стороны: владельца и непосредственного водителя. Однако, такие сложные схемы выплат можно потребоваться только в судебном порядке с предоставлением полного пакета доказательств.

Один мужчина в Новгородской области ехал на жигулях и врезался в Тойоту Камри.

Когда стали разбираться, оказалось, что автомобиль принадлежал ему только на словах. Владелец машины и этот мужчина договорились, что когда-нибудь в будущем заключат договор купли-продажи, а пока пусть покупатель ездит без документов: денег-то у него все равно нет, а машину хочется. Собственник хотел себя обезопасить: вдруг переоформит машину, а денег не получит? Пусть уж лучше она по документам будет принадлежать ему.

Ни доверенность, ни договор мужчины тоже не оформляли, в ГИБДД переход права собственности не регистрировали. Единственное, что сделал собственник машины, — оформил полис ОСАГО с неограниченным количеством водителей. Правда, к моменту ДТП и его действие уже закончилось.

Пострадавший водитель Тойоты Камри не стал долго разбираться и подал в суд на них обоих: и на водителя, который управлял автомобилем в момент аварии, и на собственника, ведь по документам автомобиль принадлежал именно ему.

Аргументы сторон

Водитель Тойоты. Мужчина управлял жигулями на законном основании: автомобиль ему передали по договору купли-продажи, пусть и только устному. Он сам это подтвердил, когда сотрудники ГИБДД оформляли аварию. Но так как договор не зарегистрировали в ГИБДД и переход права собственности на машину не оформили, то виноваты оба — и водитель, и собственник. Они должны отдать мне деньги за ремонт — 60 тысяч рублей. Кто именно — без разницы, пусть между собой разбираются.

Собственник жигулей. В момент ДТП за рулем автомобиля был его новый владелец. Мы с ним договор купли-продажи не оформляли, потому что сейчас у него нет денег. На машине он ездит как бы в долг. Но мы все обговорили: как только появятся деньги, мы подпишем договор, я получу плату, а он зарегистрирует машину на себя. Я даже специально сделал страховку на неограниченный круг лиц, чтобы, если что, водитель мог всем доказать, что находится за рулем законно. Никакая доверенность не нужна: ведь по закону об ОСАГО главное, чтобы тот, кто за рулем, был вписан в страховку. А то, что на момент ДТП страховка закончилась, — это проблемы водителя, это же теперь его машина, должен был думать. Пусть он выплачивает эти деньги.

Водитель жигулей. Пожалуй, просто не пойду на судебные заседания. Пусть разбираются без меня.

Что сказали суды

За рулем машины, которая спровоцировала ДТП, был водитель, который якобы был ее новым собственником.

Возмещать ущерб будет тот, на кого записан автомобиль. Никаких других вариантов тут даже быть не может.

Собственник жигулей не согласился с таким решением суда. Он уже больше года не пользовался машиной и, конечно, не хотел платить 60 тысяч за эту аварию. Он подал апелляцию.

Ни собственник, ни водитель автомобиля не отрицали тот факт, что между ними заключен устный договор и автомобиль принадлежит водителю. Когда они заключали этот договор, действовал полис ОСАГО, по которому управлять автомобилем мог неограниченный круг лиц.

То, что этот полис закончился, а у водителя не было ни действующего полиса, ни документов на машину, не говорит о том, что водитель был за рулем неправомерно. Собственник ничего не должен возмещать, это ошибка райсуда. Разъяснения, на которые они сослались, касаются случаев причинения вреда жизни и здоровью, а не материального ущерба.

Решение суда первой инстанции отменяем. Виноват водитель, который находился за рулем жигулей в момент ДТП. Он должен выплатить владельцу Тойоты 60 тысяч рублей как возмещение ущерба, а еще 14 тысяч — как компенсацию судебных расходов. А владелец Тойоты должен возместить предыдущему собственнику жигулей его расходы на судебного представителя, так как он тут вообще ни при чем.

Такое решение не устроило уже владельца Тойоты Камри. У водителя жигулей не было денег даже на покупку старой машины — как же он выплатит 60 тысяч? Так дело дошло до Верховного суда.

Апелляционный суд ошибся. Доказывать, что машина сменила владельца, должен собственник. Если не докажет — он и возмещает ущерб.

Первая инстанция установила собственника автомобиля, а мужчина, который был за рулем жигулей, транспортным средством только пользовался. Суд апелляционной инстанции это не опроверг. Значит, доказывать, что автомобиль был продан, должен именно собственник, указанный в документах.

Отменяем апелляционное определение и возвращаем его обратно. Переделывайте.

Ой, и правда. Значит, решение районного суда надо оставить в силе.

Получается, что вред причинил водитель, который управлял автомобилем, не являющимся его собственностью. При этом собственник машины не застраховал ее по ОСАГО. Значит, он самостоятельно должен возмещать вред, причиненный чужому имуществу его транспортным средством.

Да, собственник убеждал нас в том, что на момент ДТП автомобиль ему уже не принадлежал. Но он ничем не мог это обосновать и никаких доказательств не представил. Он говорит, что заключил договор купли-продажи автомобиля, — но это только слова, документов-то нет. К тому же собственник передал право управления автомобилем третьему лицу без оформления каких-либо правомочий. С точки зрения закона владение транспортным средством должно основываться на юридическом, а не на фактическом владении. Собственник не смог доказать переход права собственности на автомобиль к водителю, поэтому и возмещать ущерб будет сам — как законный владелец.

Оставляем в силе решение суда первой инстанции. Собственник жигулей возмещает владельцу Тойоты все расходы — как на ремонт, так и судебные. Всего 74 тысячи рублей.

Что в итоге

В результате виновник аварии как будто бы и ни при чем, а собственник автомобиля вместо дохода от продажи получил обязательство исполнить решение суда. Как он будет выяснять отношения с водителем — можно только догадываться.

Читайте также: