Освидетельствование машин это основное мероприятие технического надзора его целью является контроль

Обновлено: 07.05.2024

Что закон относит к объектам

ВИД ОБЪЕКТА

ПОЯСНЕНИЕ

Территории, вкл. водные, земельные и лесные участки

Оборудование, устройства, предметы, материалы

Компоненты природной среды

Уточним, что обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).

  • промышленная безопасность;
  • безопасность гидротехнических сооружений;
  • пробирный надзор.

Учёт объектов контроля

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля контрольные (надзорные) органы используют следующие источники:

  • информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • получаемую в рамках межведомственного взаимодействия;
  • общедоступные данные (СМИ, Интернет, соцсети и др.).

При учета объектов контроля по общему правилу контролируемых лиц не могут обязать представлять сведения о них. Но есть 2 исключения:

  • иное предусмотрено федеральными законами;
  • соответствующие сведения/документы есть в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Какое значение имеют объекты контроля

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск (если объект отнесли к этой категории, то его плановые проверки не проводят).

КАТЕГОРИЯ РИСКА

КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА

  • Положением о виде контроля могут быть установлены сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий, их особенности;
  • федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение от плановых мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный нарушением обязательных требований.

Положением о виде контроля может устанавливать запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении таких объектов контроля.

При отнесении объектов контроля к категориям риска проверяющие учитывают в совокупности ряд факторов:

  • степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований;
  • вероятность их наступления (выделяют видов объектов контроля со схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда/ущерба);
  • добросовестность контролируемого лица при соблюдении обязательных требований.

Использование системы управления рисками позволяет инспекторам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.

В свою очередь, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.

В решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязательно должен быть назван объект контроля, его адрес.

  • внутренних правил и/или установлений контролируемых лиц;
  • режима работы объекта контроля.

1. Инструкция по организации и проведению экспертизы технической безопасности объектов гостехнадзора, входящих в состав ВВСТ (далее – Инструкция) устанавливает порядок проведения, оформления и утверждения заключений экспертизы технической безопасности объектов гостехнадзора, входящих в состав ВВСТ, а также требования к экспертным организациям.
2. Инструкция обязательна для выполнения органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иными организациями (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности), осуществляющими проектирование, изготовление, модернизацию, реконструкцию, монтаж, наладку, обслуживание, ремонт и эксплуатацию объектов гостехнадзора, входящих в состав ВВСТ.
3. В Инструкции применяются следующие понятия и определения:
Экспертиза технической безопасности (далее – экспертиза) – оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям технической безопасности, результатом которой является заключение.
Объекты экспертизы – объекты гостехнадзора, входящие в состав ВВСТ или техническая (проектная) документация на них.
Экспертная организация – организация, обладающая организационными и техническими возможностями для проведения экспертизы технической безопасности.
Заключение экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям технической безопасности.
Эксперт – специалист, осуществляющий проведение экспертизы технической безопасности.
Техническое диагностирование – определение технического состояния объекта гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ. Задачи технического диагностирования – контроль технического состояния объекта, поиск мест и определение причин неисправности, прогнозирование технического состояния.
4. Деятельность по проведению экспертизы технической безопасности в соответствии с настоящей Инструкцией включает в себя:
проведение экспертизы документации на изготовление, монтаж, модернизацию, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов гостехнадзора;
проведение экспертизы конструкции вновь изготавливаемых объектов гостехнадзора;
разработку методик технического диагностирования объектов гостехнадзора, находящихся в эксплуатации, с целью оценки технического состояния и определения возможности, условий и сроков безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора;
проведение технического диагностирования (технического освидетельствования) объектов гостехнадзора, находящихся в эксплуатации, с целью оценки технического состояния и определения возможности, условий и сроков безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора.
5. Техническое диагностирование объектов гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ, проводится в следующих случаях:
по окончанию расчетного срока службы или при исчерпании установленного ресурса;
после аварий (54) на объектах гостехнадзора;
при выявлении в процессе эксплуатации объектов гостехнадзора дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
при наступлении сроков, установленных по результатам предыдущего технического диагностирования (технического освидетельствования).
6. Техническое диагностирование объектов гостехнадзора проводится по программам, разработанным совместным решением заказчика и исполнителя проведения работ на основании методических указаний разработчика конструкции объекта. На основании методических указаний разработчика конструкции объекта (головной организации (НИИ) в области краностроения, котлостроения промышленности, федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в областии промышленной безопасности), программы проведения работ, специализированной организацией, имеющей соответствующую компетенцию и опыт работы в области экспертизы безопасности объектов гостехнадзора, разрабатываются частные методики технического диагностирования объекта гостехнадзора, предусматривающие объем, последовательность и порядок проведения работ по техническому диагностированию объекта гостехнадзора, с учетом его конструктивных особенностей специфики эксплуатации. Методики должны быть согласованы с Управлением гостехнадзора и утверждены в установленном порядке. При проведении технического диагностирования объектов гостехнадзора, разработка и производство которых осуществлялось по НД Ростехнадзора [43], по согласованию с Управлением гостехнадзора возможно применение методик согласованных (утвержденных) Ростехнадзором (ранее – Госгортехнадзором России).

II. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

III. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ РЕГИСТРАЦИИ

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

28. Проведение экспертизы заключается в установлении соответствия объекта экспертизы требованиям технической безопасности.

Подготовка к проведению экспертизы

34. Эксперты должны быть назначены официально. Для проведения экспертизы назначается один или, в случае необходимости, группа квалифицированных экспертов, аттестованных в установленном порядке и для которых работа в экспертной организации является основной. В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов. Экспертная группа должна, по ее требованию, получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.
35. Работы по определению остаточного ресурса объектов гостехнадзора проводятся экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного ресурса.

Проведение экспертизы технической безопасности

36. Экспертиза технической безопасности объектов гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ, выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых специалистов в соответствии с программой работ.
При проведении технического диагностирования объектов гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ, должны быть проведены:
анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации (при наличии);
неразрушающий контроль основного металла и сварных швов расчетных металлоконструкций;
определение механических характеристик, металлографические исследования, химического состава материалов из которых изготовлены силовые (расчетные) элементы металлоконструкций объекта гостехнадзора;
оценка коррозии, износа и других дефектов;
испытания на прочность, устойчивость и другие виды испытаний;
расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие:
расчет режимов работы;
установление и выбор критериев предельного состояния;
исследование напряженно-деформированного состояния;
определение возможности и срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния).
37. Программа работ по экспертизе безопасности объектов гостехнадзора должна предусматривать:
разработку (при необходимости) организационно-методических документов по выполнению отдельных работ с последующим согласованием Управлением гостехнадзора;
сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности аналогичных объектов гостехнадзора;
проведение по специальным методикам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также объектов гостехнадзора в целом, с целью оценки технического состояния;
разборку (демонтаж) объектов гостехнадзора на составные части и комплектующие изделия (при необходимости), а также поиск мест и причин отказов (неисправностей);
оценку технического состояния и выработку решения о возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации объектов гостехнадзора;
разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итоговых заключений) по результатам выполненных работ;
разработку проекта решения о возможности, условиях и сроках безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора.
Программа и методики проведения работ разрабатываются с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов объектов гостехнадзора.
38. По достижении расчетного срока службы, установленного в конструкторской и (или) эксплуатационной документации, дальнейшая эксплуатация объекта гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ, без проведения работ по оценке его технического состояния, определению возможности, условий и срока безопасной эксплуатации не допускается. По результатам работ принимается одно из следующих решений:
продолжение эксплуатации на установленных параметрах;
продолжение эксплуатации с ограничением параметров;
ремонт;
реконструкция (доработка);
использование по иному назначению;
вывод из эксплуатации.
39. В случае отсутствия в конструкторской и эксплуатационной документации сведений о расчетном сроке службы, органами военного управления должна быть проведена работа по его установлению. Работа должна проводиться в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом условий эксплуатации объекта гостехнадзора.
40. В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов срок эксплуатации объекта гостехнадзора ограничивается прогнозируемым сроком наступления предельного состояния (остаточный ресурс). Возможно установление срока дальнейшей эксплуатации объекта гостехнадзора на определенный период (поэтапное установление срока безопасной эксплуатации) в пределах остаточного ресурса.
41. Разрешается проведение работ по техническому диагностированию как работающих (эксплуатируемых) объектов гостехнадзора, так и находящихся на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после ввода их в работу.
42. Работы по определению возможности и сроков безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими расчетного срока службы.
43. Допускается совмещать, в пределах одного года, работы по техническому диагностированию с работами по техническому освидетельствованию, при согласовании принятого решения с соответствующими органами гостехнадзора (3).
44. Работы по определению возможности и срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях объектов гостехнадзора, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки службы.
45. Работы по реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора на продлеваемый период в соответствии с требованиями технической безопасности выполняют организации, эксплуатирующие эти объекты.
46. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) объекта гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ (формуляре (паспорте) на агрегат (систему ВВСТ).
47. Если по результатам технического диагностирования установлено, что объект гостехнадзора находится в состоянии, опасном для дальнейшей эксплуатации, информация об этом экспертной организацией направляется в территориальный орган гостехнадзора и использование по назначению владельцем такого объекта должно быть прекращено.
48. Изменение эксплуатационных параметров объектов гостехнадзора, предлагаемое по результатам технического диагностирования и зафиксированное в заключении, должно быть подтверждено техническими расчетами.

Выдача заключения экспертизы.

49. Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма приведена в приложении № 3 к настоящей Инструкции) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.
Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.
Условия, подлежащие выполнению - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении.
50. Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы. Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы. Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения экспертизы направляются заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее, чем через 14 дней после получения проекта.
51. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта и проведения необходимых испытаний.
52. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.
53. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность территориальный орган гостехнадзора.
54. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику экспертизы должны быть представлены обоснованные выводы:
о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);
о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований технической безопасности.
55. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик экспертизы вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний.
56. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.
57. Заключение экспертизы должно содержать:
наименование заключения экспертизы;
вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и на право проведения экспертизы технической безопасности;
перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
данные о заказчике экспертизы;
цель экспертизы;
сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, эксплуатационных и ремонтных), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку (в зависимости от объекта экспертизы);
краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
результаты проведенной экспертизы;
заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;
приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).
58. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику экспертизы.
59. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий к итоговому заключению прилагают план мероприятий по обеспечению эксплуатации объектов гостехнадзора на дальнейший период эксплуатации и выполнению требований технической безопасности, согласованный заинтересованными организациями.
60. Заключение экспертизы технической безопасности объекта гостехнадзора, входящего в состав ВВСТ, после утверждения его заказчиком экспертизы, подлежит регистрации и утверждению в соответствующем органе гостехнадзора.
61. Решение о продолжении эксплуатации объектов гостехнадзора, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).

Врид начальника Управления государственного технического надзора
Министерства обороны Российской Федерации
С. Крачковский


Множество производственных процессов связано с необходимостью поднимать и перемещать тяжелые предметы: материалы, оборудование, сырье. Поэтому использование грузоподъемных механизмов достаточно распространено. Для их безопасной эксплуатации собственник должен проводить обязательные мероприятия по обслуживанию, в частности техническое обследование.

Техническое освидетельствование


Все грузоподъемные краны и грузозахватные органы, на которые распространяются правила промышленной безопасности подвергаются периодическому освидетельствованию, согласно требованиям нормативной документации Российской Федерации. Техническое освидетельствование подъемных машин бывает плановым и внеплановым.

Плановому техническому освидетельствованию должны подвергаться все грузоподъемные механизмы:

  1. Частичное техническое освидетельствования (ЧТО) – не менее 1 раза в год
  2. Полное техническое освидетельствование (ПТО) – не менее 1 раза в 3 года

Внеплановое техническое освидетельствование подъемных машин проводится:

  • По итогам монтажа крана, переноса на новое место.
  • При проведении реконструкции: замены узлов передвижения, подъема, переоборудование тележки под другой грузозахватный механизм(грейфер, магнит), уменьшение/увеличение пролета,, увеличение грузоподъемности.
  • Ремонт несущих металлоконструкций крана
  • Замена крюковой подвески
  • Проведение работ по капитальному ремонту

Техническое освидетельствование подъемных механизмов является обязательным комплексом работ в процессе эксплуатации. Грамотно проведенное освидетельствование позволяет обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию и безотказную работу.

Что такое ЧТО и ПТО подъемных сооружений

Нормативная документация по использованию в производственных процессах подъемных сооружений определяет, что они должны с определенной периодичностью проходить два вида технического обследования: частичное и полное. По итогам которого выдается документ, разрешающий эксплуатацию сооружения.

Полное техническое освидетельствование кранов

При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:

б) статическим испытаниям;

в) динамическим испытаниям.

Каким законодательством регулируется проведение ЧТО и ПТО ОПО

Частичное техническое освидетельствование кранов

Частичное техническое освидетельствование кранов отличается от полного тем, что статические и динамические испытания крана не проводятся.

Комплексное обследование


Комплексное обследование пути обязательно для проведения в соответствии с требованиями правил промышленной безопасности, работы по комплексному обследованию проводятся специализированными экспертными организациями, имеющими соответствующую лицензию на выполнение работ данного вида.

Периодичность проведения комплексного обследования – не реже 1 раза в 3 года. В промежутках между работами по обследованию не менее 1 раза в год владелец грузоподъемного сооружения должен обеспечить проведение нивелировки крановых путей для контроля планово-высотного положения и обеспечения безопасных условий эксплуатации. При отсутствии должного закрепления направляющих, наличии отклонений превышающих допустимые нормы – существует вероятность возникновения аварийной ситуации, угрозы жизни и здоровью работающего персонала. При аварийном выходе из строя оборудования возникает непредвиденный простой оборудования, что неизбежно влечет за собой экономические потери производства.

В ходе работ по комплексному обследованию проверяются.

  • Наличие организованной службы эксплуатации подъемного сооружения
  • Техническая и эксплуатационная документация
  • Проводится планово-высотная съемка и обследование элементов кранового пути
  • Направляющие (рельс, квадрат, двутавр)
  • Стыковые и промежуточные крепления
  • Тупиковые упоры, ограничители, ограждения, предупредительные знаки, заземление
  • Металлоконструкции и узлы их крепления

Комплект документации по итогам проведения комплексного обследования:

По итогам проведения работ по техническому освидетельствованию предоставляется следующая документация:

  • Акт комплексного обследования кранового пути
  • Ведомость дефектов по итогам обследования (при их наличии)
  • Планово-высотная съемка элементов кранового пути

Что включает в себя ТО грузоподъемных кранов

Во время проведения ТО крана осматриваются его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности, в т. ч. ограничитель грузоподъемности. В обязательном порядке проверяется:

  • Состояние металлоконструкций крана и его соединений, кабины, лестницы, площадка и ограждение;
  • Состояние крюка и блоков;
  • Расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя;
  • Состояние проводов и заземления крана с определением их сопротивления;
  • Соответствие массы противовеса у кранов стрелового типа;
  • Состояние кранового пути, канатов и креплений, освещения, сигнализации.

Статические испытания проводятся нагрузкой, на 25 % превышающей его паспортную грузоподъемность. Кран помещается над опорами пути, а тележка в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Груз поднимется на высоту 100-200 мм и выдерживается в таком положении 10 минут.

Динамические испытания крана проводятся нагрузкой, на 10% превышающей его паспортную грузоподъемность. Проводятся многократные подъем и опускание груза, а также проверка всех механизмов при совмещении рабочих движений, согласно руководству по эксплуатации крана.

Важно: владелец должен обеспечить наличие комплекта испытательных грузов с указанием их фактической массы.

Какая документация ОПО заполняется при проведении ЧТО и ПТО подъемных сооружений

ЧТО и ПТО подъемных сооружений сопровождается заполнением определенного набора документов, фиксирующих факт проведения осмотра и его результаты:

  • Акт ЧТО или ПТО, в зависимости от того, какое из них проводилось;
  • Результаты проведенных испытаний;
  • Ведомость выявленных дефектов;
  • Акт, разрешающий или запрещающий дальнейшую эксплуатацию.

Также запись о проведенном обследовании вносится в паспорт грузоподъемного сооружения с указанием даты следующего частичного и полного осмотра.

Заключение

Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кра­нов, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. Записью в паспорте действующего крана, подвергнутого периодическому техническому осви­детельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям Правил ПБ №533, находится в исправном состоянии и выдержал испытания. Разрешение на дальнейшую работу крана в этом случае выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

Техническое освидетельствование кранов может осуществляться специализированной организацией.

Дополнительные услуги


Проектный отдел компании ПроектКранМонтаж разрабатывает:

  • Паспорт крана
  • Инструкция по эксплуатации
  • Паспорт кранового пути
  • Проекты модернизации
  • Проекты реконструкции кранов

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 9895
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:


Техническое освидетельствование [1] — экспертиза различных технических объектов специалистами, обычно комиссией, представляющими государственные надзорные органы или имеющими государственную лицензию на право проведения или участия в таких экспертизах. Область, в которой применяется техническое освидетельствование, чрезвычайно широка: в обязательных случаях ему подвергаются различные технические устройства, оборудование, сосуды под давлением, здания, сооружения, суда и многие другие технические объекты.

Понятие технического освидетельствования тесно связано с технической диагностикой, главная их цель — обеспечение работоспособности технического объекта и недопущение аварий по техническим причинам, но если диагностика имеет обычно прикладное эксплуатационное значение, то освидетельствование является административно-бюрократическим действием, с помощью которого осуществляется государственный контроль в области промышленной безопасности. Следует также отметить, что диагностика производится и при ремонте, и во время эксплуатации, тогда как техническое освидетельствование проводится в то время, когда эксплуатация по каким-либо причинам (чаще всего из-за ремонта) остановлена или вовсе ещё не начиналась.

Причины, обуславливающие обязательность проведения технического освидетельствования могут быть разными: объект может эксплуатироваться на опасном производственном объекте, сам являться таковым (например сосуд, работающий под давлением или сооружение) [2] или по иным причинам отнесён к таким объектам специальными государственными нормативными документами или приказами (например технические системы, поднадзорные МЧС [3] , или технические объекты МинОбороны [4] в России). Среди объектов, которые должны регулярно подвергаться техническому освидетельствованию, есть различные устройства и сооружения, с которыми современный человек сталкивается очень часто, например лифты [5] или общественные пляжи [6] .

Периодичность технического освидетельствования может быть разной, она зависит от принятых правил и норм в том или ином государстве, отрасли промышленности, области применения и пр. Чаще всего эта процедура проводится после монтажа технического объекта, до его пуска в эксплуатацию, во время эксплуатации (обычно раз в 4-5 лет [7] ),так называемые периодические технические освидетельствования [8] , и в необходимых случаях, к которым правилами, инструкциями или приказами могут быть отнесены ремонты, реконструкции, какие-либо изменения в устройстве или технологической схеме, а также отклонения от нормальной эксплуатации, какие-либо инциденты, аварии и многие другие причины. В некоторых областях технические освидетельствования должны проводиться только после окончания установленного срока службы, для его продления, это относится например к электроустановкам [9] . Также в некоторых областях различают полные и частичные [10] технические освидетельствования, различающиеся объемом подготовительных и экспертных действий, а также сроками проведения; характерным примером такой области является сфера технического обслуживания грузоподъемных механизмов [11] . Периодичность технического освидетельствования должна указываться проектной организацией или предприятием-изготовителем в технической документации объекта. В случае, если периодичность там не указана, необходимо руководствоваться государственными отраслевыми правилами и нормами [12] .

Ход процедуры

В соответствие со спецификой области применения, конструкцией и важностью технического объекта для безопасности, определяемой нормативными государственными документами той или иной отрасли, техническое освидетельствование может предваряться различными проверками и испытаниями, например гидравлическими испытаниями в энергетике [13] или испытаниям мореходных качеств для судов [6] , результаты которых учитываются экспертами и заносятся в специальные документы. В современной промышленности применяется множество различных методов неразрушающего контроля, использующихся при техническом освидетельствовании, конкретные способы и объемы испытаний указываются проектными организациями и предприятиями-изготовителями технических устройств, а также содержатся в государственных отраслевых правилах и нормах [12] [14] .

Если объект уже побывал в эксплуатации, к внутреннему и наружному осмотру его тщательно подготавливают, к примеру снимается теплоизоляция, зачищаются сварные соединения, а иногда и основной металл, очищаются внутренние полости и т.д. Процедура чрезвычайно важная, поэтому лица, ответственные за подготовку, стараются в этих случаях максимально добросовестно относиться как к самому ремонту, так и к подготовке к техническому освидетельствованию. Также при техническом освидетельствовании проверяется соответствие технической документации на проверяемый объект требованиям промышленной безопасности [12] [13] .

После окончания всех подготовительных действий и испытаний, проводится внутренний и/или наружный осмотр [15] , после которого, в случае удовлетворения технического объекта определённым требованиям, свидетельствующим о его готовности (или неготовности) к дальнейшей эксплуатации, экспертом или комиссией экспертов выносится решение, которое протоколируется. Решение основывается на результате всех видов испытаний и осмотров, опираясь при этом на широкий круг документов, среди которых отраслевые правила и нормы, инструкции и приказы, действующие в организации или предприятии, специальные методические указания [16] , должностные инструкции самих экспертов и многие другие.

Результатом успешного технического освидетельствования является составление и визирование экспертами специального документа или нескольких документов [17] , чаще всего называющихся актами [18] , которые могут использоваться в различных административных процедурах, например в России — при регистрации опасного производственного объекта Ростехнадзором [19] .

Читайте также: