Особенности вождения автомобиля в зимний период

Обновлено: 26.04.2024

Подготовка автомобиля

Перед зимним сезоном необходимо выполнить профилактическое обслуживание автомобиля:

  • проверить работу обогревателя;
  • проверить и зарядить аккумуляторную батарею;
  • оценить состояние и работу рулевых тяг, шаровых опор, тормозов;
  • скорректировать развал-схождение колес;
  • проверить работоспособность осветительных приборов;
  • подготовить комплект свечей зажигания;
  • подготовить комплект зимней резины;
  • приобрести незамерзающую жидкость для омывателя ветрового стекла.

Начало зимнего сезона

Началом сезона считается время, когда температура устойчиво становится близкой к нулю градусов днем и минусовой ночью. В это время рекомендуется сменить комплект летней резины на зимнюю и установить новый комплект свечей зажигания. В зимнее время резко меняются условия сцепления колес с полотном дорожного покрытия. Именно в эти месяцы происходит большое число аварий, причиной которых являются ухудшившиеся дорожные условия и неготовность водителей к зимней езде.

Начало движения

Выезд зимой требует большего времени на подготовку. Следует придерживаться такой последовательности действий:

  • перед движением двигатель должен быть полностью прогрет;
  • стекла салона очищаются от снега, льда, изморози;
  • с начала движения нужно медленно проехать до 500 метров для прогрева трансмиссии и оценки реакции автомобиля на дорожную обстановку.

Основные правила зимней езды

Главная опасность, которая подстерегает автомобиль зимой, - это вход в занос. Занос может быть управляемым и неуправляемым. Управляемый занос возможен, если есть автоматические навыки управления автомобилем в состоянии заноса. Это умение вырабатывается только упорной и длительной тренировкой на специальных площадках. Никакие теоретические знания здесь не помогут, счет идет на доли секунды и все технические действия должны быть абсолютно правильными.

Поэтому основная задача безаварийной езды зимой для автолюбителя - не допустить ухода машины в занос.

Для этого нужно просто выполнять ряд простых обязательных правил:

  • Не нажимать и не отпускать резко педаль акселератора.
  • Начинать движение и выполнять остановку плавно, без резких ускорений и торможений.
  • Основное торможение выполнять двигателем.
  • Следует применять только прерывистое торможение за 3–4 раза без нажатия на педаль сцепления.
  • Не тормозить при входе и прохождении поворота.
  • Плавное увеличение скорости возможно только при прямолинейном движении.

Скорость должна соответствовать зимней манере вождения. Средняя скорость движения в городе зимой должна быть уменьшена на 10–15 км/час. Это относится и к движению по загородным трассам, скорость снижается на 20–25 км/час.

Дистанция до впереди идущего транспорта должна быть увеличена, как минимум, в два раза из-за увеличения тормозного пути.

По возможности следует избегать длительных поездок в темное время суток, зимой это делать гораздо труднее, чем летом.

При планировании длительной поездки обязательно следует уточнить прогноз погоды и дорожную обстановку по трассе движения. При неблагоприятных погодных условиях (гололед, метель, снегопад, сильный мороз и другие аномалии) поездку лучше отложить.

Обгон считается опасным маневром, а зимой его опасность возрастает многократно, и он должен тщательно готовиться. Резкий уход со встречной полосы из-за неправильной оценки ситуации в большинстве случаев является причиной неуправляемого заноса.

Чтобы уверенно чувствовать себя за рулем зимой, необходимо отвести одну–две недели начала сезона на изменение манеры вождения. Более опытные водители быстрее проходят период адаптации, а вот новичкам это нужно сделать обязательно. За это время водитель привыкает к новой реакции автомобиля и учитывает это в своих действиях.

Зимнее вождение автомобиля - особенности и правила езды зимой

Никому не секрет, что поведение машины летом будет кардинально отличаться от зимнего вождения автомобиля. Есть много причин для этого, которые мы разберем сегодня. Кроме этого, дадим основные уроки езды зимой. Разберём все возможные ситуации на зимней дороге.

Данные рекомендации будут полезными тем, у кого это первая зима, особенно, если вы начинаете первый раз ездить при минусовой температуре. Если не было практики вождения летом и осенью, то эти уроки будут полезными для вас.

Подготовка к зимнему периоду

Покрышки

Химический состав зимней резины подобран так, что при низких температурах она остается эластичной. Это дает возможность не терять контроль над автомобилем, вождение зимой становиться безопасным.

Не стоит экономить на своей безопасности. Устанавливайте на свой автомобиль покрышки по сезону. Летом – летние, для езды зимой – зимние колеса.

Обувь

Какая обувь нужна для вождения автомобиля по зимним дорогам

Это тоже покажется странным, но обувь для безопасного зимнего вождения играет немаловажную роль. Так какие ботинки нужны?

  1. Вам должно быть в них комфортно управлять машиной зимой.
  2. Они не должны скользить по педалям и полу.
  3. Несильно толстая подошва.
  4. Надежный каблук.

Зимняя обувь не должна вызывать дискомфорт во время управления автомобилем. Это касается не только зимнего вождения, но и езду летом. Чем удобнее ботинки, тем выше реакция при работе с педалями.

Подбирая обувь для вождения зимой, стоит помнить – она не должна скользить по педалям. При нажатии на тормоз, нога может соскочить с него и тогда ДТП не избежать.

Совет от автоинструкторов. Даже если у вас очень большой протектор и мягкая подошва, то рекомендуется в снежную погоду струшивать снег с обуви перед посадкой в салон. Перед нажатием на педали, нужно тщательно вытереть подошву об коврик . Потому что снег и грязь может остаться на обуви, а на педалях может остаться влага после последней поездки. Всё это в куче приведет к соскальзыванию ноги в самый ответственный момент.

Надежный каблук нужен для хорошей фиксации пятки на полу. Если пятка будет висеть в воздухе, то нога будет скользить по педали. Точного нажатия тоже не будет. Это увеличивает время реакции на дорожную ситуацию. Кроме этого, быстро устанут ноги.

Помните, если у вас огромные зимние ботинки, то есть шанс случайно нажать одновременно на две педали. Также можно перепутать газ с тормозом.

Чтобы не замерзли замки и двери

Особенностью зимней эксплуатации автомобиля – примерзание резиновых уплотнителей дверей. Бывает, что утром невозможно открыть замок двери. Я не раз был свидетелем, как водители зимой забирались в салон через пассажирскую дверь. А всё потому, что открылась только одна из четырех, другие замерзли.

Этот случай касается, когда машина храниться на улице. Перепад температур, мороз и автомобиль не открыть.

Можно дождаться весны и всё оттает. Или залезть в салон, каким-то образом и прогреть машину изнутри. Тогда всё откроется. Но это не вариант, нужно готовиться к зимнему периоду заранее.

Для предотвращения примерзания, используют силиконовую смазку. Ей обрабатывают резиновые уплотнители дверей. Её заливают в замочные скважины. Чтобы силикон точно попал в замок, лучше облить ключ и им смазать замок. Достаточно несколько раз вставить, вытащить и повернуть его в замочной скважине двери.

Подготовка автомобиля к вождению зимой

Так же обрабатывают щётки дворников. Они покрываются жирной пленкой, отталкивающей воду. Так они не примерзнут к лобовому стеклу.

Начинаем движение на скользкой дороге

В независимости от дорожного покрытия: снег, снежная каша или лёд, – зимой трогаться нужно плавно, в натяг. Так вы не дадите ведущим колёсам буксовать. Чем дольше вы буксуете, тем сильнее зарывается машина.

Если колеса пробуксовывают, нужно выжать сцепление. Легким нажатием на газ, поднять обороты двигателя и зафиксировать ногу в таком положении. Плавно отпускаем сцепление до момента его схватывания. Чуть-чуть добавляем газу и приподнимаем ногу на сцеплении. Автомобиль должен начать движение.

Если его колеса не могут преодолеть снежную преграду перед ними, то чуть больше отпускаем педаль сцепления. При необходимости слегка добавляем газу. Играя этими двумя педалями, вытаскиваем машину из снежного плена.

Рекомендуется при гололеде или глубоком снеге начинать движение со второй передачи. Так меньше будет крутящего момента передаваться на ведущие колеса. И проще контролировать пробуксовку.

Как безопасно проезжать перекрестки зимой

Как правильно проезжать перекрестки в зимних условиях

Обычно на перекрестках лежит укатанный снег. Это самое скользкое место на дороге, так как многие на нём тормозят, буксуют, утрамбовывая снежную кашу. На этом участке нужно быть предельно внимательным.

Подъезжая к перекресткам в гололед нельзя снижать скорость автомобиля педалью тормоза. Во время зимней поездки шанс заблокировать колеса при торможении выше, чем летом. Даже незначительное нажатие на тормоз может вызвать блокировку передних колес.

Если колеса заблокировались, то их вращение никак не повлияет на траекторию движения машины. Особенно это опасно на перекрестках. Можно выехать на его середину, где оживленное движение. А это чревато ДТП.

Чтобы избежать этого и эффективно замедлиться, забудьте о педали тормоза. Тормозить нужно двигателем. Автоматические коробки передач тоже умеют это делать. Подъезжая к перекрестку нужно:

  1. Заблаговременно снизить скорость. В отличие от летнего периода, при вождении зимой интервал торможения нужно увеличивать в два раза. То есть, если летом замедлялись за 2 секунды до перекрестка, то зимой – за 4-5 секунд.
  2. Плавно отпускаем педаль газа, не выключая передачу. Вы начинаете тормозить двигателем.
  3. Подъезжая к стоп-линии перекрестка, слегка нажимаем тормоз. Нажатия должны быть плавными. Педаль сильно жать нельзя, усилие должно быть в два раза меньше, чем летом. Передачу не выключаем, сцепление не выжимаем.
  4. Снизив значительно скорость, можно выключить передачу и окончательно нажать педаль тормоза. Автомобиль должен полностью остановиться.

Рекомендуется прерывистое использование педали тормоза, имитируя работу АБС. То есть, слегка нажали на педаль до момента схватывания колодок и отпустили её. Затем вновь повторили нажатие. И так несколько раз пока машине не замедлиться.

Как поворачивать в гололёд

Как безопасно поворачивать на зимней дороге

Здесь принцип такой же, как и при проезде перекрестков. Только полностью останавливаться не нужно. Поступаем также, тормозим двигателем, не трогаем педаль тормоза.

Подъехав к повороту, плавно поворачиваем руль. В этот момент нельзя жать на тормоз. Колеса могут заблокироваться, и машина поедет своей дорогой, куда вам не нужно.

Важно рассчитать скорость, с которой вы должны подъехать к повороту, чтобы не использовать тормоз во время маневра. Заблаговременно снижаем скорость, используя коробку передач и мотор. При необходимости используем прерывистое торможение педалью. Но только до поворота.

Пройдя половину траектории поворота, нежно нажимаем на газ. Выходя из поворота, плавно возвращаем руль в нулевое положение.

Важно знать. При езде на автомобиле зимой нужно избегать резких движений рулем и сильных нажатий на педали. Это касается как газа, так и тормоза. При обгонах и опережениях на трассе, используем это же правило.

Подведем итог

При вождении автомобиля по зимней дороге соблюдаем такие правила:

  1. Сокращаем среднюю скорость. Она должна быть в 2-2,5 раза меньше, чем в летний период.
  2. Увеличиваем дистанцию до впереди едущей машины в 1,5-2 раза. Так вы сможете вовремя среагировать, если спереди будет аварийная ситуация.
  3. Стараемся тормозить двигателем, забываем о педали тормоза. При необходимости переключаемся на пониженные передачи при снижении скорости. Особенно это важно для начинающих, у которых это первая зима.
  4. Никаких резких движений рулём при поворотах и обгонах. Всё делаем плавно. Это касается и педалей. Не важно, управляете зимой авто на автомате или механике.
  5. Вы и транспортное средство должны быть подготовленными к особенностям зимнего вождения – резина, обувь и т.д.

Помните, машина на зимней дороге ведёт себя абсолютно не так, как в теплое время года. Большинство ваших летних навыков не пригодится, нужно вовремя перестроиться, чтобы безопасно управлять машиной в зимних условиях.

Видео, как водить автомобиль в городе в зимних условиях:

У меня к вам большая просьба. Если вы встретили неточности в моём тексте, поправьте меня. Давайте поможем всем автомобилистам благополучно провести эту зиму.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Особенности вождения автомобиля зимой: советы новичкам

13.01.2018

По статистике автомобильный рынок наиболее оживлен в весенний период. Причин этому несколько. Одна из них — недавно окончившие автошколу водители, желающие приобрести личный автомобиль и наработать первичный опыт самостоятельного вождения в благоприятных условиях, без снега и льда на дорогах. Однако большинство новичков покупает автомобиль вне зависимости от времени года. И первый опыт вождения зимой без определенных знаний и навыков порой приводит к неприятным последствиям. Поэтому в данной статье мы рассмотрим особенности вождения автомобиля зимой и некоторые организационные моменты эксплуатации в морозы.

Вождение зимой для новичков: организационные моменты

Своевременное обслуживание и правильная подготовка автомобиля к эксплуатации в зимний период — залог безотказного и безопасного передвижения. Рассмотрим несколько мероприятий, которые необходимо выполнить перед наступлением холодов:

вождение зимой для новичков

При покупке автомобиля не забудьте уточнить у предыдущего владельца, как давно менялись масло и фильтры. Если регламентный срок замены уже подходит или ориентировочно выпадет на зиму, желательно установить новые расходники до наступления холодов. Особенно это касается топливного фильтра, который может зимой подмерзнуть и парализовать систему питания скопившейся в нем воды.

Правила вождения зимой и основные приемы безопасного маневрирования

Управление автомобиля в зимний период требует от водителя определенных навыков. Но существует ряд несложных приемов и принципов, руководствуясь которыми даже новички смогут довольно успешно управлять автомобилем на зимней дороге. Рассмотрим их подробно:

  • Держите дистанцию. Есть негласное правило: зимой необходимо увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля в 2 раза по сравнению с привычной дистанцией при вождении в теплое время года. Также важно помнить про боковую дистанцию, в особенности на дорогах с накатанной колеёй.
  • Плавное ускоряйтесь и тормозите. Резкое нажатие на педаль газа или тормоза может спровоцировать неконтролируемый занос. Особенно это опасно, когда дорога имеет участки с разным коэффициентом сцепления. Например, если асфальт частично покрыт наледью или снегом.
  • Учитывайте тип привода вашего автомобиля. Для зимней езды лучше всего подходят полноприводные модели, так как передне- и заднеприводные более сложны в эксплуатации. Например, если автомобиль с задним приводом пошел в занос, необходимо сбросить газ или выполнить краткосрочное торможение. Если в занос сорвалась машина с передней ведущей осью, то поможет небольшое ускорение.
  • Избегайте колеи или обочин. Выезд из накатанной колеи так же опасен, как и заезд на обочину или любой другой непрокатанный участок дороги. Наиболее коварны такие участки во время гололеда, так как автомобиль может просто выбросить с занимаемой полосы. Любое маневрирование в условиях оледенелых перепадов допускается только на минимальной скорости в отсутствии находящихся рядом автомобилей.
  • Не забывайте про наличие или отсутствие на вашем автомобиле ABS (АБС — антиблокировочная система). При наличии ABS тормозить просто: все работает так же, как и летом. Если антиблокировочной системы нет, то тормозить следует короткими прерывистыми нажатиями. Отпускать педаль тормоза нужно в момент, когда колеса блокируются. Таким образом создается некая имитация работы ABS. Эффективность этой методики торможения доказана многочисленными экспериментами.

вождение зимой для новичков

Существует и несколько хитростей, которые помогут избежать некоторых неудобств зимней эксплуатации:

  • используйте стояночный тормоз через некоторое время после остановки — это позволит барабанам и колодкам остыть и снизит вероятность их взаимного примерзания;
  • регулярно очищайте колеса от снега и льда — это исключит разбалансировку колес и снизит биение руля на скорости;
  • перед стоянкой откройте окна или двери автомобиля на пару минут, чтобы запустить в салон холодный воздух — это уменьшит образование наледи и инея на стеклах.

И не забывайте, что основной принцип безопасного вождения в зимний период — плавность и предсказуемость маневров.



Какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить? Предлагаем подробно изучить эти вопросы.


В этой статье мы выбираем передние и задние тормозные колодки с оптимальным соотношением цены и качества, учитывая разные стили вождения и условия езды.


Зимнее вождение кардинально отличается от летнего. На то есть причины: скользкая дорога, снежные заносы, низкие температуры. Они накладывают на водителя ряд ограничений и диктуют свои условия.

Далеко не всегда опыт и водительский стаж играют решающую роль в зимнем вождении: за время теплого сезона эти навыки можно забыть. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге, вспомним основные правила зимней езды.

Подготовка автомобиля к зиме

Народная мудрость гласит: готовь сани летом. Сани эволюционировали, а принцип остался: если хотите обезопасить себя от неприятных происшествий зимой, заранее подготовьте машину.

Ранее мы подробно писали о том, как подготовить машину к зиме. Здесь кратко обозначим ключевые моменты.

Зимняя резина

К тому же, согласно ГОСТ 52900-2007, срок годности зимних шин составляет 5 лет с момента изготовления. Поэтому никогда не покупайте подержанные шины: вряд ли вы узнаете достоверную информацию о том, как покрышки использовались и в каких условиях хранились. А между тем сцепные свойства резины напрямую влияют на вашу безопасность на дороге.

Автомобильные узлы и агрегаты

Обязательно проверьте и при необходимости замените эксплуатационные жидкости в автомобиле: тормозную жидкость, масло в двигателе и КПП, антифриз. Подробно мы уже говорили о периодах, когда стоит проводить их замену.

Не лишним будет проверить все резиновые детали: сайлентблоки, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг — с этим вам помогут в автосервисе.

Обязательно возите с собой хотя бы один литр стеклоомывающей жидкости, независимо от того, как давно вы пополняли бачок. Предусмотрительность не раз выручала водителей в зимнее время.

Комфорт водителя

Удобство за рулём — это не только спокойное состояние водителя, но и уверенность в том, что в экстренной ситуации никакая мелочь не отвлечёт от дороги.

Вот небольшой список полезных советов, который минимизирует дискомфорт от зимней езды:

  1. Замените в машине коврики на специальные зимние: на них ноги не будут скользить при попадании влаги.
  2. Регулярно мойте стёкла и зеркала — из-за снега, мокрого дождя и реагентов они пачкаются особенно часто.
  3. Обязательно включайте ближний свет даже днем, особенно если идет снег — это позволит другим водителям увидеть вашу машину даже в сильный снегопад.
  4. В багажнике возите щётку, лопату для снега, перчатки, буксировочный трос.
  5. На случай если двигатель не сможет работать (например, из-за внезапной поломки или ДТП с повреждением мотора), хорошо иметь при себе тёплый плед, зимнюю одежду и тёплую обувь.
  6. Верхняя одежда сковывает движения, поэтому прежде чем сесть за руль и пристегнуться ремнём безопасности, снимите её, предварительно прогрев салон.

Как правильно ездить зимой

Помните, что зимняя дорога очень коварна. Сложно предугадать, какие сюрпризы могут поджидать вас буквально через 50 метров: снежные заносы, обледенение и прочие неприятности. Мы выделили несколько основных правил поведения на зимней дороге.

Не теряйте тягу на ведущих колесах

Тормозите аккуратно

Экстренное торможение порой не менее опасно, чем разгон. Следите за обстановкой спереди и сзади, держите дистанцию.

Если машина оснащена системой ABS, торможение должно быть плавным — в противном случае возникает риск блокировки колёс. Если они всё же заблокировались или ABS отсутствует, тормозите прерывисто, не выключая передачи, чтобы колёса не проскальзывали.

Вне зависимости от того, какая у вас тормозная система, стоит помнить о её своевременном обслуживании. Для этого в линейке продуктов ЛУКОЙЛ есть тормозные жидкости, которые отвечают всем современным требованиям.

Не тормозите в повороте

На заснеженной или обледенелой дороге тормозить при повёрнутых колёсах крайне опасно: автомобиль может в этот момент быстро и не всегда предсказуемо изменить траекторию.

Безопасную скорость нужно выбрать до поворота, а поворот проходить на небольшой, но постоянной тяге. Безопасная скорость в данном случае та, что указана на дорожных знаках: обычно это 40 км/ч и ниже.

Стоит также помнить, что зимой, когда на дорогах гололедица, тормозной путь куда длиннее и может составить около 100-150 метров.

Не буксуйте без толку

Это правило относится к ситуациям, когда вы увязли в сугробе: не успели расчистить снег во дворе дома или застряли где-то за городом. Общий принцип тот же: держите постоянную небольшую тягу на колесах и не поворачивайте руль без нужды.

Не забывайте включить фары

Это правило особенно актуально зимой, когда день непродолжительный и серый. Перед каждой поездкой проверяйте лампы, протирайте оптику и, конечно, не забывайте её включать — так вас точно заметят на любой, даже самой заснеженной, дороге.

Что делать, если машину занесло

Для начала определимся с терминологией: снос — это скольжение передней оси, а занос — задней. Сперва поговорим о заносе.

Но мы находимся на дорогах общего пользования, а значит наша цель — занос предотвратить. На автомобилях с разным типом привода есть свои особенности преодоления внештатной ситуации.

Для машин с передним приводом

  1. Развернуть руль по направлению заноса, скорости авто не снижать.
  2. При сильном развороте автомобиля обороты у двигателя нужно увеличить (поддать газа).
  3. Начинать сбрасывать скорость лишь после того момента, когда машина начнет поворачиваться.

Машина с задним приводом

  1. Снизить скорость сразу при попадании в занос: не тормозить, а отпустить газ.
  2. В этот же момент повернуть руль в направлении заноса.
  3. Как только авто стабилизируется, верните руль в исходное положение.

Полноприводные автомобили

Главная проблема заключается в том, что педаль газа воздействует сразу на все четыре колеса. И на каждое из колёс приходится определённая доля крутящего момента, идущего на них от двигателя.

Рекомендации по снижению или добавлению газа либо оборотов двигателя не всегда смогут привести к положительному результату. Единственный совет — поверните руль в направлении заноса, а далее регулируйте уровень подачи топлива: больше—меньше, пока авто не стабилизируется или не сумеете остановиться. Повторим, полноприводный — самый сложный автомобиль по управлению в заносе. Нужно четко чувствовать баланс руля и газа. И для этого нужны постоянные тренировки.

Как вывести автомобиль из сноса

Большинство водителей, не ощущая отклика от авто при повороте руля, начинают выкручивать его на ещё больший угол. Делать нужно диаметрально противоположное — немного уменьшить угол. Нажимать на газ в этот момент категорически запрещено. Если в момент начала сноса была нажата педаль газа, её нужно бросить. Так вы немного загрузите поворотную ось.

Также можно легонько нажать педаль тормоза. Если на авто не установлена система ABS, ее работу можно имитировать прерывистыми нажатиями на педаль. Важно не допустить блокировки колёс ведущей оси.

Как только машина начнет поворачивать, попробуйте снова немного довернуть руль. Таким способом вы сможете нащупать грань сцепления колес с дорожным полотном, побороть снос и не допустить занос автомобиля.

Зима — не повод отказываться от машины!

Зимой на дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед капотом, но и на несколько машин вперёд и назад.

Все движения автомобиля должны быть максимально аккуратными — разгон, торможение, вход и выход из поворота. Чтобы зима прошла без лишних приключений на дороге, уделите особое внимание скорости и дистанции между автомобилями.

Однако даже идеальное понимание теории не поможет вам адекватно действовать в экстренной ситуации. Главный ключ — практика. Необходимо научиться чувствовать автомобиль, ощущать силу инерции, чтобы адекватно работать педалями и рулем.

Начинать такую практику лучше всего зимой, так как сухое покрытие будет сильно изнашивать узлы автомобиля. Найдите пустынный участок дороги, где можно без лишних опасений попробовать спровоцировать занос, снос или скольжение всех четырех колес. Отточить приемы контраварийного вождения можно и на специализированных курсах.

Читайте также: