Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

Обновлено: 26.04.2024

1. Действия водителя в сложных дорожных условиях и в критических ситуациях.

2. Движение по мокрое дороге.

Уменьшить скорость
движения.
Увеличить
дистанцию.
Прогнозировать
возможность
возникновения
аквапланирования.

3. Движение по участку, затопленному водой.

Проверить глубину брода ( наиболее
мелко в центре затопленного участка
дороги).
Проверить твердость дна.
Двигаться на первой передаче не
допуская пробуксовки колес, снять
ремень привода вентилятора.
Проехав водную преграду, просушите
тормоза. (проверить масло в главной
передаче и коробке передач).

При аквапланировании тормозить
только двигателем. (плавно убрать
ногу с педали газа. Не использовать
тормоза и не пытаться изменить
направления движения.
Вероятность возникновения
аквапланирования выше при больших
скоростях движения.
Вода снижает эффективность
тормозов. (периодически просушивать
тормозные колодки).

5. Управление автомобилем при встречном или боковом ветре.

Потеря устойчивости наиболее вероятна
на открытых участках дорог, мостах,
путепроводах, на
автомагистрали.(ощущение крена
автомобиля).
При обгоне мотоциклистов,
велосипедистов увеличить боковой
интервал.
Необходимо снизить скорость движения
до безопасной.

6. Управление автомобилем на заснеженной или обледенелой дороге.

Увеличьте дистанцию до автомобиля
впереди.
Время от времени мягким нажатием на
педаль тормоза необходимо проверять
исправность рабочей тормозной системы.
Снег может попасть в передние колеса и
повлиять на рулевое управление или
тормозную систему.
необходимо очищать ветровое стекло и
световые приборы. Стеклоочистители, даже
помощью обогрева, могут не справится с
большим количеством снега.

7. Управление автомобилем на заснеженной или обледенелой дороге.

8. Поворот на заснеженной и обледенелой дороге.

Рассчитайте скорость и
ваши действия таким
образом, чтобы в повороте
не пришлось тормозить.
Приближайтесь к повороту
на постоянной скорости.

9. Преодоление подъема на заснеженной или обледенелой дороге.

На обледенелой и скользкой дороге
необходимо снизить скорость. Но снижение
скорости может вызвать другие проблемы.
Например, при движении на подъем
автомобиль может двигаться по инерции, и
попутка снова набирать скорость и
продолжить движение приведет к потере
управления и заносу. если вы остановитесь,
будет трудно снова начать движение.

1. Держитесь по возможности на
увеличенном расстоянии от
автомобиля впереди.
2. Если он остановился вы по крайней
мере сможете объехать его.
3. Старайтесь одновременно не
поворачивать рулевое колесо и
тормозить.
4. Постоянно оценивайте ситуацию
впереди.
5. Будьте к неожиданностям и заранее
намечайте путь, по которому можно
избежать столкновения.

12. Лед.

ночные заморозки обычно приводят к
появлению на дорожной поверхности ледяной
корки. Наибольшая опасность возникает, когда
лед только начинает замерзать или таять. Вода
и лед создают чрезвычайно скользкую
поверхность. Вода, замерзающая на дороге
вовремя дождя (черный лед) представляет
невидимую опасность. О замерзании воды на
поверхности дороги вас предупредит легкость
управления рулевым колесом, как при
аквапланировании.

13. Двигаясь по льду необходимо

1. Сохранять низкую скорость.
2. Манипулировать педалями, рулем и
рычагом переключения передач очень
плавно и осторожно.
3. Следить за появлением знаков,
предупреждающих об изменениях в
движении и дорожной ситуации.
4. Если температура воздуха очень низкая,
считайте обледенелой любую
поверхность, которая выглядит мокрой.

14. Начало движения на заснеженной дороге.

1. Управляйте педалью газа осторожно.
2. Не выключайте сцепление без острой
необходимости.
3. Поворачивайте рулевое колесо
плавно, избегайте резких движений.
4. Выходя из виража, соблюдайте
повышенною осторожность.
5. При торможении рабочим тормозом на
заснеженной или обледенелой дороге
центральная сила будет продолжать
выталкивать автомобиль за пределы
дороги, что приведет к заносу.

16. Управление автомобилем в жаркую и солнечную погоду.

17. Яркий свет.

Светящее в глаза летнее солнце утомляет
зрение и снижает вашу способность к
концентрации.
Следует надеть солнечные очки, даже
если вы не чувствуете необходимости
защитить глаза.
Если дорога мокрая, отраженный свет
сильно ухудшает видимость. Снизить
скорость и соблюдать повышенную
осторожность.

Во время длительной поездки
делайте остановки для отдыха и
восстановления сил.
В жаркую погоду гудронное
покрытие на многих дорогах
становится очень мягким.
Соблюдайте осторожность при
торможении и прохождении
поворотов. При торможении
возможна блокировка колес.

19. Управление Т/С в условиях тумана

Контролировать скорость по спидометру.
Быть готовым остановиться в пределах
зоны видимости.
Включить противотуманные фары и
фонари ( 300м) или ближний свет фар.
Откажитесь от обгонов и резких маневров
В зоне тумана не рекомендуется
остановка и стоянка Т/С.

Снизить скорость движения до
минимума у пересечений и населенных
пунктов.
Использовать звуковой сигнал для
обозначения своего Т/С.
Старайтесь занять центральное
положение между линиями разметки.
При неисправности Т/С
останавливаться только за пределами
дороги.
Никогда не оставлять Т/С на полосе
встречного движения без включенных
внешних световых приборов.

21. Причинами заноса могут быть- 1.Торможение. 2. Ускорение движения. 3. Движение на уклон. или подъем.

Занос автомобиля
Причинами заноса могут
быть1.Торможение.
2. Ускорение движения.
3. Движение на уклон.
или подъем.

22. Действия водителя при заносе заднеприводного автомобиля

Прекратить начатое торможение.
Повернуть рулевое колесо в сторону
заноса и одновременно ослабить
нажатие на педаль газа.
При сильном заносе полностью
отпустить педаль газа и повернуть
рулевое колесо на больший угол в
сторону заноса.

23. Действия при заносе переднеприводного автомобиля

При заносе задней части
автомобиля влево,
повернуть руль ВЛЕВО.
При заносе задней части
автомобиля вправо,
повернуть руль ВПРАВО.
Лучше предотвратить занос,
чем пытаться выйти из
него.

26. Вождение ночью и в сумерки

Включать и выключать световые
приборы раньше других водителей.
Следить за чистотой фар.
Уметь действовать при ослеплении.
Своевременно переключать свет фар.
При выезде с освещенных участков,
дайте глазам адаптироваться.
Измените скоростной режим.

28. Крутые повороты

Правильно выбрать скорость движения
Построить траекторию поворота из
коротких участков движения по прямой.
Использовать всю ширину полосы
движения.
Правый поворот начинается и
заканчивается у левой границы её
полосы движения, а крутой левый
поворот – у правого края.

31. Маневрирование в ограниченном пространстве

33. Тормозной путь.

Тормозной путь на льду может по
длине в десять раз превышать
тормозной путь на сухой дороге.
Для уменьшения тормозного пути
применяют шины со специальным
протектором и шипами, цепи
противоскольжения (надеваются
поверх колес).

34. Торможение на уклоне.

Требует снижения скорости
задолго начала уклона, и
полного контроля за скоростью
во время движения. На
пониженной передаче
двигатель предотвращает
скатывание автомобиля и
набирание им скорости.

35. Антиблокировочная тормозная система (АБС).

Позволяет шинам при
торможении сохранять контакт
с заснеженной или
обледенелой дорогой без
скольжения по ней, однако не
всегда спасает от заноса и
скольжения.

37. Отказали тормоза


Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования - система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования - психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

Глава 1 Роль человеческого фактора

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах [4].

фаза важном восприятия на водителем - изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на - либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного [11]. Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие " расстояние ", включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.[7]

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению[7]. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения [2]. было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя [5]. изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие - развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная - скорость и реакции в критических , четкая координация;

- широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция - стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление - оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные - активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , - максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород - Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. - М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. - М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. - Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012

Дорожные условия и безопасность движения

Дорожные условия и безопасность движения - эти понятия не отделимы друг от друга. Сложные дорожные условия - одна из причин напрямую влияющая на безопасность движения.

К дорожным условиям можно отнести как качество самого дорожного покрытия (ямы,неровности,выбоины,разметка), так и погодные условия, а также рельеф местности (например, движение по серпантину в горах).В этой статье мы кратко остановимся на тонкостях управления автомобилем в наиболее сложных дорожных условиях.

Дорожные условия и безопасность движения

В соответствии с требованиями ПДД водитель обязан соблюдать необходимые меры безопасности, избегать возникновения аварийных ситуаций вплоть до полной остановки транспортного средства.

В то же время, дорожные службы обязаны вовремя реагировать на изменение погодных условий, на качество дорожного покрытия и предпринимать все меры по обеспечению безаварийного движения транспорта.

Однако на практике картина представляется несколько иной.

При сложных дорожных условиях безопасность движения в первую очередь зависит от мастерства водителя,его внимательности в сочетании с осторожностью.

Соблюдение несложных правил, позволит сократить вероятность ДТП в несколько раз.

Вождение в гололед

Одним из наиболее опасных дорожных условий является гололед. Характеризуется он стекловидным покрытием на дороге, которое состоит из льда, пыли и воды. Ввиду особого состояния воды при минусовых температурах, любой предмет на наледи легко скользит по произвольной траектории. Автомобиль, попадая на обледенелое дорожное покрытие, практически всегда теряет управление из-за недостаточного сцепления. Особо опасны состояния: лёд+свежий снег, лёд+вода. При гололеде несомненными плюсами будут:

- качественные шипы и квалифицированное шипование;

- антиблокировочная система тормозов ABS ;

- небольшая скорость движения;

К гололеду также относится и снежный накат, имеющий сходную структуру и низкий коэффициент сцепления.

Управление автомобилем в условиях гололеда:

- трогание плавное, без рывков в прямом направлении;

- торможение плавное, без выключения сцепления, при необходимости – переход на низшие передачи;

-использование приема прерывистого торможения (Для автомобилей без ABS);

- с механической коробкой, переключение передач должно быть максимально быстрым, с идеально подобранными оборотами двигателя;

- движение в гору следует производить на более повышенных оборотах двигателя, примерно +20% к номиналу. Это позволит переключаться более аккуратно, не допуская срыва колес в пробуксовку.

Вождение в снегопад

Также довольно частое явление в нашей стране. Влечет за собой две основные опасности – ухудшение видимости и изменение сцепления с дорогой. Первое очень опасно, особенно ночью. Свет фар мгновенно рассеивается падающими снежинками, лучи фар становятся бесформенными и дорожное покрытие практически не освещают. При сильном снегопаде ночью возможен эффект само ослепления – когда световое пятно ухудшает видимость почти до нуля.

Снегопад грозит снижением эффективности сцепления с дорогой. По этой причине стоит снижать скорость до максимально возможной. Заранее, при первых же признаках снегопада проверьте работу дворников и омывателя.

Стиль вождения аналогичен управлению в условиях гололеда. Очень опасны торможения на гладкой и/или неровной поверхности – на булыжных мостовых, трамвайных путях, дорожной разметке и т.д. Почти всегда это чревато потерей управления.

Нужно учесть, что снег почти всегда быстро забивает световую оптику. Неудивительно, что через полчаса езды ваши фары могут перестать освещать путь, а стоп-сигналы и указатели поворотов будут совершенно не видны! Это очень опасно!

Предельное внимание к разметке, знакам, светофорам, особенно на незнакомой дороге. Их может быстро замести, а вы, невольно, спровоцировать аварийную ситуацию. Почитайте статью: "Действия водителя при ДТП".

Снежные заносы и даже небольшие сугробы проезжаем медленно, чтобы не получить удар в бампер.

Зимой полезно иметь ремни или цепи противоскольжения – это может выручить в сложной ситуации. Позаботьтесь также о лопате и хорошем тросе.

Управление автомобилем в дождь

При попадании в лужу не следует менять траекторию движения и резко тормозить. Лучший выход – плавно сбросить газ с одновременным притормаживанием.

Движение в условиях тумана

При приближении к туману обязательно снижаем скорость практически до нуля, так как на расстоянии понять и почувствовать плотность тумана невозможно. Обязательно включаем все световые приборы. Некоторые специалисты рекомендуют открыть окна и периодически подавать звуковые сигналы. Если видимость нулевая, лучше не продолжать движение и найти возможность вообще съехать с дороги. Туманы явление не очень продолжительное, однако, крайне опасное. Каждый год мы видим жуткие аварии не только на отечественных трассах, но и на зарубежных автобанах с десятками, а то и сотнями разбитых авто и покалеченных водителей. Хорошим помощником будут качественные и правильно отрегулированные противотуманные фары.

Езда в ночное время

Тяжелый период для вождения. Особенно это касается неосвещенных загородных трасс. Несмотря на то, что интенсивность движения ночью падает в десятки раз, вероятность попасть в аварию, наоборот, значительно возрастает. Внимание ослабевает, нарушается привычный режим бодроствования и сна, естественно снижается время реакции водителя.

Основные опасности ночной езды:

- повышенная утомляемость и усталость,

- опасность засыпания за рулем,

- ослепление встречным и попутным транспортом,

- искажение видимости, необъективная оценка расстояния, цвета и структуры объектов.

Для движения ночью существуют свои правила и ограничения:

- всегда снижайте скорость до минимальной, особенно зимой и на незнакомой дороге.

- внимательно смотрите на обочину. Это позволит не съехать с покрытия (при отсутствии разметки) и вовремя заметить стоящий на обочине автомобиль или идущего пешехода.

- если встречный автомобиль слепит вас – поморгайте ему несколько раз дальним светом. Встречный автомобиль должен поморгать в ответ. Если этого не происходит – водитель встречного авто не понял вас или просто не замечает ваших сигналов. Тут имеется три варианта: остановиться и пропустить, продолжать движение с ближним светом, продолжать движение, но включив дальний. Каждый сценарий имеет своих сторонников и противников, определяйтесь сами. Наша рекомендация – снизить скорость вплоть до остановки.

- повороты проходятся медленно, особенно в незнакомой местности. Ночью без яркой разметки очень трудно оценивать кривизну поворотов, поэтому рисковать не стоит.

- самое опасное время около 4 часов утра. Обязательно попросите кого-то подменить вас, а если вы единственный водитель – стоит поспать. Найдите безопасное местечко и поспите хотя бы полчаса. Обычно этого срока хватает, чтобы восстановить силы.

Напоследок, учитывая начало курортного сезона, небольшие рекомендации по езде в горной местности.

Горные серпантины

Главное правило – снижение скорости. Если серпантин достаточно высок, непривычное кислородное голодание может влиять на восприятие скорости и расстояния, провоцировать иллюзии. Если у вас нет опыта вождения в горной местности, лучше исключить обгоны – это довольно опасно. Снижение скорости необходимо еще и потому, что горные повороты, как правило, очень крутые.

При необходимости остановки постарайтесь исключить ее на подъеме. Всегда останавливайтесь на спуске, причем величина подъема или спуска значения не имеет.

Заранее запаситесь противооткатными клиньями или, хотя бы, парой плоских булыжников – это может понадобиться.

Запаситесь тормозной жидкостью и тосолом. На горных дорогах тормоза часто выходят из строя, а автомобили закипают. Особенно это критично в летний зной.

Рекомендации по вождению в условиях горной дороги:

- исключите переключение передач на подъеме.

- если вы заметили впереди медленно движущийся автомобиль – не приближайтесь к нему, продолжая движение на расстоянии. Это необходимо на случай потери тем управления.

- при видимом препятствии на подъеме заранее переключитесь на пониженную передачу, но двигатель не перекручивайте – очень быстро получите перегрев!

- на спуске категорически запрещено глушить двигатель и выключать скорость!

Безопасность движения в сложных дорожных условиях зависит в первую очередь от самого водителя,его мастерства, осторожности, внимания и здравого выбора манеры вождения.

В заключении я предлагаю прочесть статью блога: "Культура вождения" ,что напрямую влияет как на безопасность движения,так и на вождение в сложных дорожных условиях.

Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, если есть что добавить или хотите оставить отзыв, в комментариях.


Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования - система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования - психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

Глава 1 Роль человеческого фактора

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах [4].

фаза важном восприятия на водителем - изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на - либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного [11]. Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие " расстояние ", включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.[7]

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению[7]. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения [2]. было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя [5]. изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие - развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная - скорость и реакции в критических , четкая координация;

- широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция - стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление - оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные - активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , - максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород - Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. - М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. - М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. - Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012

Читайте также: