Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Обновлено: 07.05.2024


Вождение в горной местности

Горные дороги характеризуются наличием большого количества подъемов и спусков, крутых и закрытых поворотов, водостоков, размытых участков дорог, завалов и других препятствий. В высокогорных районах наблюдаются резкие изменения температуры и атмосферных условий, разряженность воздуха, осыпи, снежные лавины, гололед. Водители и пассажиры на высоте 4000 м уже чувствуют недостаток кислорода, у них затрудняется дыхание, появляются сердечные и головные боли, от ярких солнечных лучей раздражается слизистая оболочка глаза. На этой высоте двигатель теряет почти половину своей мощности, вода в системе охлаждения закипает при температуре около 87 °С , уменьшается электрическое сопротивление изоляции, что вызывает перебои в системе зажигания, возрастает внутреннее давление в шинах.

Постоянное использование автомобиля на высоте 2000 м и более требует особой и очень тщательной специальной подготовки автомобиля. Техническое состояние автомобиля должно быть безупречным, на машине надо иметь приспособления для предотвращения скатывания назад, цепи противоскольжения, буксир, шанцевый инструмент. Система охлаждения тщательно промывается и обеспечивается полная ее герметичность, клапан пробки радиатора регулируется на избыточное давление, проверяется работа термостата и натяжение ремня вентилятора. Система охлаждения заполняется низкозамерзающей жидкостью нормальной концентрации (то-сол-40), кроме того, создается ее запас. Горючая смесь, поступающая в двигатель при нормально отрегулированном карбюраторе, на высоте более 2000 м становится обогащенной. Чтобы ее стабилизировать, уровень топлива в поплавковой камере устанавливается ниже нормального. Угол опережения зажигания увеличивается на одно-два деления октан-корректора.

С увеличением высоты на каждые 1000 м давление воздуха в шинах возрастает примерно на 0,3 кгс/см2. Однако водитель корректирует его лишь после достижения высоты, на которой автомобиль будет постоянно эксплуатироваться. При этом сначала дают шинам остыть, а уж затем проверяют в них давление и устанавливают нормальное. При поездке по маршруту с преодолением лишь одного-двух горных перевалов и последующим движением опять по низменной местности специальная подготовка автомобиля для работы в высокогорных районах не проводится.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В горах двигаются, как правило, на невысоких скоростях, с соблюдением максимальной осторожности. В особо опасных местах пассажиры из машины высаживаются. Излишнее переключение передач не рекомендуем. Движение накатом запрещено. Особенно строго выдерживается правило: в любых условиях двигаться нужно только по правой стороне дороги. Это правило, когда его выполняют все водители, обеспечивает безопасный проезд закрытых поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги даже на сравнительно высоких скоростях.

Очень опасен выезд над обрывом на обочину, не имеющую следов других автомобилей: на мягких грунтах и Н3 пг?ЧИНе’ П0КРЫТ0Й снегом, это грозит обвалом.

Обгон в горах представляет повышенную опасность и возможен только на равнинных участках при отсутствии встречного транспорта и других помех на расстоянии Двух-трех зон обгона.

Крутые подъемы преодолеваются на первой или второй передаче в КП с таким расчетом, чтобы можно было преодолеть весь подъем без переключения передач. При движении по подъему с боковым креном возникают опрокидывающие моменты, которые перераспределяют нагрузку по осям и бортам автомобиля. В результате одно из ведущих колес, на которое нагрузка меньше, может забуксовать даже на плотном грунте, и автомобиль не сможет преодолеть подъем.

При скатывании назад на крутом подъеме автомобиль затормаживается и только после этого пытаются продолжать движение. Если автомобиль остановить не удалось и скатывание продолжается, включается передача заднего хода и автомобиль с подтормаживанием рабочим тормозом плавно спускается к основанию подъема. В критической ситуации автомобиль направляется на бугор, стену, дерево, дорожное сооружение или любое другое препятствие, способное удержать автомобиль от скатывания. Пологий затяжной подъем преодолевается на промежуточных передачах в КП при частоте вращения коленчатого вала в диапазоне АВ. С увеличением крутизны подъема переходят на более низкую передачу в КП, которая включается заблаговременно, пока частота вращения коленчатого вала не снизилась левее точки А.

При перегреве двигателя на подъеме автомобиль останавливают на участке, где обеспечивается его объезд. Охлаждают двигатель работой на малой частоте вращения коленчатого вала. Выключать перегретый двигатель можно лишь после 2—3 мин его работы на холостом ходу.

‘ Напомним, что на спусках, где встречный разъезд затруднен находящимся на дороге препятствием, независимо от того, на какой стороне дороги находится это препятствие, уступить дорогу должен водитель автомобиля, движущегося на спуск.

Особая осторожность проявляется при движении на серпантине. Здесь водители иногда выезжают перед поворотом на полосу встречного движения, а это на закрытых поворотах грозит лобовым столкновением с встречным транспортом. На серпантине надо выдерживать движение только по правой полосе дороги.

Развороты для движения в обратном направлении в горной местности необходимо выполнять при достаточной видимости дороги в обе стороны. Для разворотов используются уширения дороги на горизонтальных участках, а также имеющиеся съезды на боковые дороги. Такие же места выбираются и для остановок. При остановке на уклоне управляемые колеса поворачиваются так, чтобы они упирались в какой-либо упор (камень, бордюр) или под колеса подкладываются колодки, клинья, другие подручные предметы. Для продолжения движения они убираются с дороги.

Во время длительных стоянок на большой высоте устанавливается контроль за состоянием системы охлаждения, если она заправлена водой. При резком понижении температуры воздуха двигатель периодически прогревается или вода из системы охлаждения сливается.

Читайте также: