Особенности осмотра места происшествия при дтп

Обновлено: 14.05.2024

К одним из самых распространенных видов правонарушения относятся дорожно-транспортные происшествия, вследствие которых гибнут люди и получают повреждения транспортные средства. Расследовать такие дела помогают следователи и экспертно-криминалистические работники. Важной процедурой для определения виновника ДТП является подробное проведение осмотра того места, где оно свершилось. При таких обстоятельствах лучше отставить все свои волнения и нервы в сторону и проследить за правильностью проводимого осмотра. После того как схема ДТП и все сопутствующие документы будут подписаны, повторное возвращение на место аварии будет бессмысленно.

Понятие и характеристика осмотра места аварии

Осмотром называют самое главное действие в процессе расследования ДТП. Регламентируют его статьи 176, 177, а также 164-170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В них предусмотрено, как должен осуществляться осмотр, правила составления протоколирующего документа, наличие переводчика, понятых и специалиста. Несмотря на то, что аварии начинаются, развиваются и заканчиваются очень быстро, после них остается много следов и объектов, которые несут ценные сведения о произошедшем ДТП. Но учитывая, что надолго невозможно сохранить первоначальную обстановку, подробное изучение участка аварии нужно проводить незамедлительно. В осмотр входят последовательные и взаимосвязанные между собой действия, помогающие зафиксировать, исследовать и собрать улики с места дорожно-транспортного происшествия. Во время осмотра участка ДТП:

  • Выявляются следы, относящиеся к аварии;
  • Обнаруживаются и изымаются вещественные улики;
  • Устанавливается цепочка причин и факторов, вследствие которых возникло происшествие;
  • Выясняются другие обстоятельства, влияющие на расследование.

Кроме всего вышеперечисленного осмотр места происшествия должен обязательно сопровождаться составлением протокола и схемы. Схема ДТП — это неотъемлемое приложение к протоколу, которое заполняет лицо, проводящее осмотр согласно законодательным требованиям. Его приобщают к материалу происшествия и считают весомым доказательством. В случаях когда дорожно-транспортное происшествие произошло благодаря неудовлетворительному состоянию дороги, то к протоколу добавляется составление акта обследования условий на дороге.

Правила проведения

Важно отметить, что осматривать место аварии нужно только после того, как оно будет разделено на три условных зоны: исходная, промежуточная и зона совершения. Исходную зону считают участком, на котором была возможна оценка будущего происшествия. Промежуточную — местом, на котором водитель начал предпринимать действия для избежания аварии. Зону совершения — участком дороги, на котором случился удар, и остановились транспортные средства. После того как сотрудники ГАИ и следственная группа прибудут на место ДТП и определят указанные зоны, дальнейшие действия выполняются поэтапно:

  1. Фотографируется или снимается на видео само место аварии со всеми особенностями проезжей части.
  2. Осматривается весь участок происшествия (учитываются погодные условия и время суток; где расположены утраченные конструкции авто и тела погибших людей; машины, принимавшие участие в аварии и следы их шин).
  3. Осматриваются транспортные средства (фиксируются внешние повреждения, местоположение с учетом направления движения).
  4. Опрашиваются участники аварии.
  5. Опрашиваются свидетели происшествия.
  6. Разыскиваются скрывшиеся с места ДТП участники.

Все материалы, которые изымаются с участка аварии, должны упаковываться в специальные мешки. На них обязательно ставится номер и пломба, а затем они сшиваются. При этом должны присутствовать участники дорожно-транспортного происшествия и понятые (или свидетели). Чтобы в будущем никто не смог подменить вещественные доказательства, на пломбе должны стоять все подписи участников аварии и понятых.

Особенности процедуры

Изучение места аварии может производить только должностное лицо — инспектор ГАИ ГИБДД, следователь и дознаватель. Эта процедура выполняется в обязательном порядке, если после ДТП имеются серьезные последствия. Таковыми считается наличие причиненного вреда здоровью пострадавшего или его смерть, указанные в ст. 12.24 и ст. 12.30 части 2 КоАП. При этом должностные лица не имеют права проводить осмотр без двух понятых. Это регламентирует ст. 25.7 КоАП и ст. 60 УПК РФ. В то же время привлекают к процедуре осмотра и наделяют комплексными правами участников аварии. Они должны ознакомиться с составленным протоколом осмотра места ДТП и подписать его, а также предоставить пояснения, которые будут в него внесены.

Осмотр места ДТП

В законе закреплены те сведения, которые обязательно должны быть занесены в протокол осмотра, в том числе вся информация, относящаяся к участкам аварии, а также данные их транспортных средств, детали о дорожном покрытии, близлежащих объектах и так далее. При этом очень важно не упустить факты и объекты, которые наряду с остальными уликами будут иметь важное значение. К ним относятся следующие моменты:

  • В каком положении находится рычаг переключателя коробки передач (это поможет определить, с какой скоростью двигался автомобиль);
  • Насколько чистое лобовое и боковые стекла (можно выяснить какой обзор был у водителя на дорогу);
  • В каком положении был переключатель осветительных приборов (это даст информацию о свете и видимости в ночное время при движении автомобиля);
  • В каком состоянии находится интерьер салона и система управления (можно определить, насколько было затруднено управление машиной).

Если участниками или понятыми замечено, что должностные лица недобросовестно проводят изучение места аварии и не соблюдают принятые нормы, то они могут не согласиться с окончательными результатами (это могут быть замеры дороги, расстояние между автомобилями и т.д) и не подписывать составленный протокол осмотра. Но это не означает, что он будет автоматически отменен. Нужно обязательно взять его копию для дальнейшего обжалования в суде.

Заключение

В случае попадания в дорожно-транспортное происшествие всегда нужно стараться держать себя в руках и пристально наблюдать за всеми действиями следователей, инспекторов и при возникновении каких-то вопросов не стесняться их задавать. Также важно очень внимательно изучить протокол и другие документы перед их подписанием. В противном случае, если в дальнейшем выяснится несоответствие фактов с места происшествия и данных, указанных в протоколе, доказать что-то будет очень сложно.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Последствиями практически любого дорожного происшествия, являются повреждения целостности конструкции авто участников аварии и нанесение вреда здоровь .

Не все автомобилисты знают, что в случае попадания в любую аварийную ситуацию (ДТП) необходимо проведение процедуры дефектовки автомобиля. Такая проце .

Справка о дорожно-транспортном происшествии выдавалась для подтверждения факта аварии. Как правило, она была необходима для подачи заявки на возмещени .

Справка о ДТП — это документ, который был необходим участникам ДТП в разных ситуациях: при представлении искового заявления в суд о возмещении ущерба, .

  • Порядок оформления
  • Новые правила 2018 года
  • Оформление с участием ГИБДД
  • Правила оформления
  • Действия сотрудников ГИБДД
  • Необходимые документы
  • Перечень необходимых документов
  • Составление схемы ДТП
  • Заявление о ДТП в ГИБДД
  • Объяснительная при ДТП в ГИБДД
  • Разбор и расследование
  • Порядок и сроки расследования
  • Разбор ДТП в ГИБДД
  • Запрос о предоставлении материала по ДТП
  • Осмотр авто и места ДТП
  • Особенности осмотра ТС
  • Протокол осмотра места аварии
  • Дефектовка авто после ДТП
  • Справка о ДТП по форме 154
  • Отмена справки о ДТП
  • Справка по форме №154
  • Как получить справку?
  • Страховой портал.ру
  • ДТП
  • Порядок и правила осмотра места происшествия при ДТП

Страховой портал.РУ 2011-2022 © - Незаконное копирование и републикация запрещены!

Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой

Осмотр места происшествия позволяет доказательственно ответить на целый ряд вопросов, относящихся к точному расположению наезда, столкновений или иного вида ДТП, к дорожным условиям и организации движения в этом месте, к положению и состоянию транспортных средств, к нахождению потерпевших и последствиям ДТП, к вещественным доказательствам и следам. Он позволяет с начального этапа расследования построить правильную версию о механизме происшествия.

Главная задача осмотра места происшествия заключается в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом.

В процессе осмотра, наряду с выявлением и фиксацией объектов и следов, необходимо получить предварительную устную информацию от очевидцев ДТП, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, разумно ограничить территорию осмотра и скорректировать деятельность членов следственно - оперативной группы.

Составной частью осмотра места происшествия являются сведения о местности, характеристика дорожных условий, обнаруженных на дороге предметов и следов.

Начинать осмотр рекомендуется начинать с определения постоянного ориентира, к которому можно '' привязать '' все другие объекты осмотра. Таким предметом может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие предметы. Задача следователя заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.

Если место ДТП находится в населенном пункте—указывается название улицы, номер дома. Вне населенных пунктов - указывается номер шоссе (дороги), километр и ориентир.

Неточная '' привязка '' места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может в последствии серьезно затруднить расследование и послужить основанием для направления дела на доследование.

Осмотр следует производить, исходя из конкретных условий, учитывая рекомендации изложенные ранее. Направление дорожного полотна (направление осмотра) в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом - по населенным пунктам.

Важными элементами дорожного участка являются; проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, а за городом - так называемый надрез (т.е. та часть полосы отвода дороги, которая расположена за кюветом при отсутствии тротуара.)

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюров, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места ДТП отражается сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытий), наличие продольного или поперечного наклона дороги и его величина.

При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги (виража). Однако надо предостеречь от увлечения линейными измерениями на дороге. Трудно согласится с авторами (Стешниц В.К., Якушко В. И.) которые предлагают при проведении осмотра измерять, применяя специальные приборы: угол схождения улиц или дорог, радиус закругления, крутизну спуска или подъёма и т.п.

Если перечисленные величины остаются неизменными, производить эти измерения в процессе осмотра места происшествия не следует, поскольку это займёт много времени, а сама обстановка места происшествия динамично и быстро изменяется.

Так, например, частицы резины протектора, образующие след юза на покрытие, с течением времени выветриваются или смываются, вследствие чего длинна следа уменьшается. За 1-2 часа следы торможения на асфальтобетонном покрытии могут стать короче на 20-30 см, на влажных покрытиях малозаметными, а на обледеневшей и укатанной заснеженной дороге - исчезнуть совсем.

В ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров, которые подвержены быстрым изменениям. Что же касается крутизны спуска или подъёма, радиуса закругления и др., то все эти точные данные могут быть получены следователем в соответствующих государственных организациях, в ведении которых находятся дороги.




Указания в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т.п.) важны для уяснения механизма ДТП.

Не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия.

Поэтому следователем очень точно должно быть определено и качество дорожного покрытия, и его фактическое состояние (мокрое, заметённое, обледенелое и т.п.). В этих целях принята следующая терминология:

асфальт, бетон, гравий, грунт и т. п.;

сухое, ровное, шероховатое, очень чистое;

сухое, ровное, чистое (запылённое);

влажное, ровное, чистое;

ровное, мокрое, грязное;

снежный наст с песочно - солевой подсыпкой (или без неё);

Практика показывает, что в момент ДТП на поверхности проезжей части, как правило, отсутствует ровный слой воды или снега, льда, грязи и т.п., отсутствует и его однородность. Чаще на дороге имеются лужи воды, выбоины, фрагменты наслоения жидкой грязи. Все эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе. В понятие дорожных условий входит также характеристика и состояние обочин дороги, наличие или отсутствие тротуаров, разделительных полос, автобусных остановок и т.п. Все эти сведения должны быть также зафиксированы в ходе осмотра места ДТП.

Освещенность участка дороги также относится к характеристике дорожных условий. В зависимости от неё водитель выбирает скорость с тем, чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет, с учетом видимости, какой свет ему включить.

На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д. Одни из них фиксируются при осмотре, другие - выясняются при допросе свидетелей.

Важными, а порой определяющими элементами организации движения являются светофоры, дорожные знаки, разметка и другие атрибуты дороги.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направления выходов, их расстояние до места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Потом в процессе расследования будет установлено, какое значение они имеют в конкретном ДТП.

Приступая к осмотру места ДТП, следователь должен помнить, что нередко причиной происшествия является неосторожное поведение пострадавшего или лиц, управлявших другими транспортными средствами, которые появляются на проезжей части неожиданно для водителя, в непосредственной близости от проезжающего транспорта. Непрозрачные препятствия, из-за которых обычно появляются участники движения, как правило, образуются густо посажеными кустарниками и деревьями, заборами строительных площадок, припаркованными к обочине дороги крупногабаритными транспортными средствами. Именно из-за них чаще всего внезапно появляются пешеходы, выезжают автомобили и мотоциклы.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся; дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса, автобуса. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. В необходимых случаях все эти данные будут использованы при проведении следственного эксперимента.

Теперь о тех следах, которые могут быть обнаружены при проведении осмотра места происшествия.

Непременным объектом осмотра являются следы транспортных средств. При их изучении может возникнуть немало частных версий о виде, модели, направлении и скорости движения транспортного средства. При отражении в следах индивидуальных особенностей протектора шины, с помощью трассологической экспертизы возможна идентификация следообразавателя. С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки. Для установления модели шины (что дает возможность по справочным таблицам определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора. Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора, отграничивается часть следа равная одному шагу (шаг - это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается зарисовка.

Кроме того, измеряются размеры элементов рисунка. При обнаружении в следе, оставленным свободно вращающимся колесом, индивидуальных признаков шины, изготавливается гипсовый слепок этой части следа.

Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление движения транспортного средства особенно в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия.

Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др.

Точная фиксация следов торможения важна для уяснения механизма происшествия, позволяет установить расположение, длину, характер и форму следов. Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование.

Осмотр места происшествия при ДТП

Первоочередным действием, выполняемым должностным лицом правоохранительных органов, прибывшим для документирования дорожно-транспортного происшествия, является осмотр места происшествия.

Осмотр места происшествия при ДТП производится с участием сторон, их представителей и иных заинтересованных лиц, причастных к нему.

В целях достижения максимальной эффективности в реализации прав, принадлежащих участникам дорожного происшествия, при производстве по делу о ДТП, им необходимо знать и понимать правовую и сущностную природу осмотра места происшествия.

Характеристика осмотра места ДТП

Несмотря на то, что дорожно-транспортное происшествие, по своей природе, возникает, развивается и заканчивается за считанные секунды, на месте происшествия образуется большое количество объектов, которые содержат в себе всю информацию о ДТП.

Однако, первоначальная обстановка места происшествия не может сохраняться длительное время.

Вероятны и возможны воздействия погодных факторов, а в некоторых случаях, имеют место и умышленные действия недобросовестных лиц, направленные на уничтожение или искажение обстановки места происшествия.

Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость проведения безотлагательного и квалифицированного осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия при ДТП (ОМП при ДТП), включает в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных между собой действий, направленных на выявление, фиксацию, исследование и собирание доказательств, находящихся на месте дорожного автопроисшествия.

К целям осмотра места происшествия при ДТП относятся:

    Выявление следов, относящихся к происшествию.

К следам автодорожного происшествия относятся следы, оставленные на проезжей части дороги транспортными средствами – участниками происшествия (следы юза, скольжения, торможения, наслоения лакокрасочного покрытия и ГСМ).

К этой же категории относятся следы в виде царапин, задиров, заломов и выбоин.

При участии в ДТП пешеходов, часть следов могут принадлежать им.

Располагаются следы на поверхности дорожного покрытия, элементах дороги, на транспортных средствах, одежде пострадавших.

К вещественным доказательствам относятся осколки стекол от транспортных средств, частицы лакокрасочного покрытия, отдельные узлы и детали автомобилей и пр.

При производстве уголовного дела по правилам уголовного процессуального законодательства вещественными доказательствами по делу признаются транспортные средства, участвующие в ДТП.

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия принято понимать совокупность факторов, условий и причин, определяющих наступление ДТП.

Наибольшую значимость имеет определение фактического места столкновения, наезда, опрокидывания ( в зависимости от вида происшествия).

Определяются направления движения транспортных средств (пешеходов) на всех фазах происшествия, места контактного взаимодействия транспортных средств между собой.

Фиксируется окончательное положение транспортных средств и пешеходов по отношению друг к другу и элементам дороги.

Установление круга очевидцев происшествия, изъятие записей камер наблюдения и слежения, расположенных в зоне места ДТП, выявление причин, способствующих его совершению, направление участников происшествия для прохождения медицинского освидетельствования (наркологическое, судебно-медицинское).

В процессе осмотра места происшествия при ДТП составляется протокол и схема.

Схема места происшествия является неотъемлемым приложением к протоколу, который заполняется лицом, выполняющим осмотр, в соответствии с требованиями определенными Законом.

Данный документ приобщается к материалам происшествия и является доказательством по делу.

Если дорожная авария произошла по причине неудовлетворительного состояния дороги, то наряду с протоколом ОМП составляется акт обследования дорожных условий.

Подробности читайте в статьях:

При назначении по делу независимых автоэкспертиз протокол ОМП и схема наряду с другими материалами дела предоставляются в распоряжение экспертов.

Подробности читайте в статьях:

В установленных Законом случаях ОМП выполняется водителями транспортных средств - участниками ДТП, которые по его результатам самостоятельно составляют схему места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

Правовые основы осмотра места происшествия при ДТП

Процедура проведения осмотра места происшествия и оформления протокола регламентируется нормами административного, уголовно – процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательств.

Прикладное значение для участников автодорожных происшествий имеет знание правовых основ ОМП, установленных процессуальными нормами законодательства РФ об административных правонарушениях (статья 28.1.1 КРФ об АП) и уголовно-процессуальным кодексом РФ (статьи 176, 177, 180 УПК РФ).

Протокол осмотра места происшествия имеет ключевое значение при проведении автотехнической экспертизы, рассмотрении споров по делам о возмещении ущерба и обжалования вины.

Подробности читайте в статьях:

Общие условия производства ОМП

Производится должностным лицом – сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем.

Проведение осмотра места происшествия при ДТП обязательно при наличии последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего любой степени тяжести, либо причинении смерти, то есть при совершении правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 КРФ об АП, преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ.

К процедуре ОМП привлекается не менее двух понятых, права и обязанности которых регламентированы Законом (статьи 25.7 КРФ об АП и 60 УПК РФ).

Участники происшествия, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, привлекаются к процедуре осмотра и наделяются комплексом прав (знакомятся с протоколом и подписывают его, дают пояснения и заявления, подлежащие внесению в протокол).

Законом определен круг сведений, которые в обязательном порядке заносятся в протокол ОМП: сведения, относящиеся к месту происшествия, его участникам и транспортным средствам, погодные и иные условия и прочее.

Законодательно закреплена возможность применения технических средств и способов фиксации вещественных доказательств (фото- и киносъемки, видеозаписи).

Законом предусмотрена процедура изъятия и приобщения к материалам дела вещественных доказательств, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия при ДТП.

Рекомендации участникам ДТП при осмотре места происшествия

Соблюдайте меры личной безопасности на месте происшествия, по возможности оградите место аварии.

До прибытия на место сотрудников правоохранительных органов, примите меры к сохранению следов происшествия.

Примите активное участие в осмотре места происшествия.

Контролируйте полноту и достоверность сведений, заносимых в протокол.

Помните о том, что на месте происшествия нет главных и второстепенных следов и объектов.

Дублируйте результаты замеров, вносимых в схему места происшествия.

При необходимости фиксируйте проведение ОМП путем фото-видео съемки.

При выявлении нарушений порядка и правил со стороны должностного лица или других лиц, участвующих в осмотре, делайте об этом заявления.

При изъятии с места происшествия вещественных доказательств, удостоверьтесь о том, что в протоколе ОМП имеется об этом соответствующая запись.

По окончании ознакомления с протоколом ОМП выполните фотокопию протокола (при производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 28.1.1 КРФ об АП – получите копию протокола).

В заключение статьи, обращаясь к читателям, заинтересовавшимся темой осмотра места происшествия при ДТП, настоятельно рекомендую не ограничивать себя рамками изложенной информации.

Ищите, находите, читайте и анализируйте, Ваши знания - Ваш адвокат.

Комментарии

Добрый день. Игорь, Вашего брата, если будет установлена его вина в нарушении ПДД РФ, привлекут к ответственности (уголовной или административно й).. Если же в процессе дознания будет доказано, что Ваш брат не имел технической возможности избежать наезда на внезапно появившегося пешехода, вне зоны пешеходного перехода, то производство по делу будет прекращено. Таким образом, " краеугольным" камнем при решении вопроса об ответственности станет заключение автотехнической экспертизы.
Что касается обжалования протокола осмотра места ДТП, то Вы вправе ставить вопрос о недопустимости данного доказательства, если оно было получено с нарушением Закона. Более подробно ответить не могу, так как необходимо ознакомиться с материалом ДТП.

Качество материала на сайте свидетельствует о вашем профессионализм е! спасибо, с удовольствием к вам обращусь

В криминалистической науке осмотр места происшествия определяется, как неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события.

Осмотр места ДТП производится в соответствии с требованиями ст. 176, 177 и 180 УПК РФ, регламентирующими порядок проведения данного следственного действия.

Порядок осмотра места происшествия определенный ст. 177 УПК РФ, предусматривает обязательное наличие при осуществлении таких следственных действий присутствие понятых. Однако из этого правила по отношению к сотрудникам правоохранительных органов в законе есть исключение в части того, что понятыми не могут быть работники органов исполнительной власти, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (п. 3 ч. 2 ст. 60 УПК).

Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны.

1. Исходная зона — это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.

2. Промежуточная зона — место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).

3. Зона совершения ДТП — включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Границы места ДТП должны включать конечное положение транспортных средств, точку удара, точку, в которой каждое транспортное средство стало неуправляемым, и экстремальную точку видимости. Место ДТП может быть подразделено на три зоны: 1 - исходная зона, начинающаяся от точки возможного восприятия; 2 - промежуточная зона, начинающаяся от точки, где транспортное средство начало отклоняться от нормальной траектории движения; 3 - зона совершения ДТП, охватывающая конечное положение транспортных средств, точку удара и следы, непосредственно предшествовавшие удару (рис. 1). Поэтому легко понять необходимость ограждения места ДТП и осмотра довольно протяженного участка дороги.


Рис. 1. Зоны дорожно-транспортного происшествия: 1 – точка возможного восприятия; 2 – повреждения обочины; 3 – точка удара.

При общем осмотре объекты исследуются в том виде и положении,
в котором они были обнаружены к началу осмотра. Далее необходимо установить местонахождение центра происшествия по отделившимся частям и деталям транспортного средства (транспортных средств), по их расположению, по следам пролившейся жидкости (топливо, тормозная жидкость и т.д.), а также по следам, оставленными на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства. Для фиксации положения, пространственного размещения и особенностей объектов осмотра применяется ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка, составляются планы, схемы, делаются зарисовки и записи, необходимые для составления протокола.

Производится ориентирующая обзорная и узловая фото- либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. При обзорной съемке место происшествия также желательно сфотографировать и сверху, например, с верхних этажей близлежащих зданий, кузова или крыши автомобиля.

Ориентирующую съемку целесообразно вести методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Во время общего осмотра места происшествия производится узловая фотосъемка, в процессе которой фотографируются следы транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др. После определения границ места происшествия, фото- и видеосъемки в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки на месте происшествия. Определяя зону осмотра, необходимо убедиться, что следов или объектов, относящихся к данному ДТП, нет по ходу движения транспортного средства, как в прямом, так и в обратном направлениях.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

При детальном осмотреопределяется значимость следов и объектом окружающей обстановки в пределах границ места происшествия, их от- ношение к событию ДТП, выявляются и фиксируются следы и вещественные объекты обстановки происшествия, определяются их координаты относительно границ проезжей части и друг друга, производится осмотр транспортного средства (далее — ТС), узловая и детальная фотосъемки.

Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий. Определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия. Это факторы влияющие на скорейшее установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

При необходимости изымаются: обнаруженные следы (или слепки с них), предметы, имеющие значение для расследования (части и детали ТС, осколки стекол, частицы ЛКП и т. д.), неисправные узлы и агрегаты ТС (без их разборки). Необходимо точно и полно выявить и зафиксировать следы и вещественные объекты обстановки происшествия. Последовательность фиксации определяется устойчивостью следов. Предпочтителен следующий порядок работы:

1. Фиксируется точное месторасположение места ДТП в населенном пункте по адресным данным, на дорогах вне населенных пунктов – по расстоянию до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта, отдельно стоящего строения, любого другого неподвижно-определенного ориентира.

2. Определяется тип дорожного покрытия: асфальт, бетонные плиты, гравий, покрытый битумом, гравий в чистом виде, грунт (уплотненная песчано-гравийная смесь, глинистый, песчаный, земляной); его состояние: влажное, сухое, покрытое снегом, льдом, тающим снегом, снегом, смешанным с песком, антиобледенительным составом, нефтепродуктами и др.

3. Устанавливается наличие в зоне ДТП выбоин, ям, колдобин, разрытий, канализационных и др. люков, трещин в дорожном покрытии.

4. Устанавливается профиль дороги, наличие продольного или поперечного наклона, его величина, наличие и величина обочины, кюветов, их глубина; если ДТП имело место на закругленном участке дороги — определяется ракурс закругления.

5. Фиксируются находящиеся в зоне ДТП дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение дорожной разметки, остановки общественного транспорта, рельсовые пути, неохраняемые переезды, подземные или надземные переходы, иные объекты, имеющие отношение к ДТП (дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, и др.).

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие обочины.

6. Выясняется характер освещенности на месте ДТП, наличие, количество и вид осветительных приборов, находящихся в зоне ДТП, интенсивность естественного света (солнечного или лунного), погодные условия, степень видимости на этом различных объектов, имеющих отношение к ДТП (дорожных знаков, неподвижно находящихся объектов, пешеходов, движущихся транспортных средств и др.) и расстояние от них до искусственных светильников в ситуации, предшествующей ДТП и в момент возникновения ДТП.

7. Если ДТП имело место на регулируемом перекрестке, устанавливаются характер обзорности со всех сторон, место установки светофоров, режим их работы, наличие иных средств регулирования движения на перекрестке и на каждой из улиц, примыкающих к нему.

8. При заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста устанавливается радиус, по которому двигалось это транспортное средство.

9. Если ДТП произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальности видимости по всему участку обгона.

10. Выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств, причастных к ДТП.

11. Обнаруживаются, фиксируются и по возможности изымаются все следы, возникшие в результате ДТП.:

а) следы протектора шин автотранспортных средств;

б) отделившиеся от них части, частицы загрязнений; в том числе попавшие на дорожное покрытие, в кювет, на обочину, на иные транспортные средства, на одежду и тело потерпевших;

в) следы подтекания технологических жидкостей: бензина, дизельного
топлива, тосола, смазочных масел, жидкости для мытья стекол, тормозной
жидкости, электролита аккумулятора;

г) следы крови, возникшие в результате телесных повреждений любых
участников дорожного движения.

Осмотр следует производить исходя из принципа направления движения ТС. При осмотре необходимо выяснить и учесть:

1. Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомашины (у грузовой видимость больше, чем у легковой), от погодных условий, времени суток и т.д.. Это влияет на восприятие водителем обстановки на дороге, позволяет принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т.д.).

Общая видимость — это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести ТС в полосе движения, рекомендуемой ПДД.

На месте ДТП вполне возможно сразу определить общую видимость дороги. ТС, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения, особенно при наездах на массивные неподвижные препятствия. В связи с этим повреждаются либо полностью приходят в негодность их внешние световые приборы.

В этом случае необходимо ТС заменить однотипным. Особое внимание следует обратить при этом на соответствие внешних световых приборов по регулировке фар, по мощности ламп, по степени загрязненности фарных рассеивателей, на состояние и степень загрязненности переднего стекла кабины и других элементов, которые могут оказать влияние на видимость.

Для определения видимости дороги, ТС, из которого будет определяться видимость, размещается от места наезда (столкновения) в направлении, противоположном направлению движения перед наездом. ТС должнозаниматьту же полосудвижения, которую оно занимало, двигаясь к месту наезда (столкновения). С места водителя водитель-наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, границы правой кромки проезжей части с обочиной.

2. Фактическое время и место опасности позволяют сопоставить место (точку) видимости опасности, установленные следователем (возможного восприятия), с местом (точкой) видимости, указанным водителем (фактического восприятия), которые могут совпадать, что будет подтверждать правильность даваемых водителем показаний. И наоборот, несовпадение этих данных может уличить водителя в даче неправдивых показаний.

Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юза и т.п., представляется возможным, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС.

При столкновении двух автомобилей можно, по следам разброса их обломков, установить место столкновения, которое будет располагаться между местами разброса.

Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает следователю задачу по определению места столкновения.

Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения.

По следам бокового перемещения следов скольжения шин, можно довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, их порой трудно обнаружить. Вот почему по прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут:

• установить путь движения ТС до столкновения;

• получить информацию о возникновении ДТП;

• найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;

• установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у следователя возникнут трудности в определении направления первоначального движения;

• обнаружить отпечатки следов шин и других следов;

• решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).

Читайте также: