Особенности расследования дтп совершенных на железнодорожных переездах
Обновлено: 28.04.2024
По прибытии на место происшествия следователь должен начинать осмотр с повреждения ТС, вызванных пожаром, не обращая внимание на повреждения, полученные при столкновении или опрокидывании ТС.
Это обусловлено двумя причинами: повреждения ТС, возникшие в результате пожара более очевидны и поэтому их легче выявить: пламя во время пожара не сдвигает предметы со своих мест, тогда как во время осмотра ТС они могут быть случайно перемещены. Перед осмотром необходимо произвести фото- и видеосъемку, а также некоторые измерения, прежде чем пепел тех или иных доказательств будет развеян ветром.
Осмотр ТС, подвергшегося воздействию огня, необходимо начинать с внешней части кузова.
Если на поверхности кузова имеются участки сгоревшей и несгоревшей краски (небольшие вздутии участка), можно сделать вывод, что горел бензин. Если несгоревшая краска постепенно переходит в обгоревшую (длинный вздутый участок), можно предположить, что горение протекало медленно и без бензина. На основании этого следователь может сделать вывод: горел ли бензин или какие-то везли и детали.
При медленном горении (без участия бензина) стекла кузова ТС остаются неповрежденными. О таком горенки могут свидетельствовать и такие факты: непроникновение огня под капот и в багажник; при горении внутри салона кузова крыша будет иметь незначительные признаки деформации, коврики на полу сгорают, но при этом пол не повреждается, а пружины обгоревших сидений упругости не теряют. При сильном же огне с участием бензина, других горючесмазочных или легковоспламеняющихся веществ происходит оплавление стекол, сильная деформация крыши и т.д. Следует иметь в виду, что, если возгорание является результатом самовоспламенения, бензобак всегда остается без повреждений и в нем остается бензин, который в жидком состоянии не воспламеняется.
Основное правило при осмотре повреждений, вызванных пожаром: ничего не трогать.
Этого правила необходимо особенно строго придерживаться при производстве осмотра внутренней части салона кузова ТС. Прежде чем дотронуться до сгоревших предметов (бумага, вещи и пр.), необходимо произвести их фото- и видеосъемку, произвести необходимые замеры и указать месторасположение этих вещей и предметов относительно кузова ТС. Правильно проведенные осмотр, описание и фиксация повреждений ТС, вызванных пожаром, помогут следователю с помощью специалиста-экснерта установить причины возгорания и очаг воспламенения.
По окончании осмотра повреждений ТС, вызванных пожаром, следователь может приступить к осмотру повреждений, возникших в результате ДТП.
Повреждения, являющиеся следствием ДТП, имеют свои особенности:
• повреждения, полученные при столкновении ТС, расположены на внешней части кузова ТС, в то время как основная часть повреждений, возникших при пожаре, находится внутри;
• при ДТП происходит деформация кузова, при пожаре это происходит очень редко;
• повреждения, возникающие при ДТП, располагаются в одном направлении, имеют определенную форму и ограничены определенной частью кузова; при пожаре повреждению подвергается обширная часть ТС;
•в результате ДТП нарушается форма отдельных частей кузова, в то время как при пожаре она остается неизменной;
• в результате пожара старые и полученные при ДТП повреждения ТС выглядят одинаково, но при соскабливании ножом можно обнаружить отличительные черты: старые будут иметь ржавчину и грязь (эти участки не горят), новые - имеют чистый (блестящий) металл.
3.9. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий,
совершенных на железнодорожных переездах
Столкновение ТС с подвижным составом железных дорог на переездах является одним из наиболее тяжелых видов ДТП, так как влечет за собой многочисленные человеческие жертвы и увечья, связано с большими потерями времени и огромным материальным ущербом.
При расследовании ДТП на железнодорожных переездах следователь прежде всего должен выяснить причину этого происшествия.
Особенности расследования таких ДТП:
• ДТП совершается в строго определенном месте - на железнодорожном переезде;
• в происшествии участвуют различные виды ТС и железнодорожные подвижные составы;
• происшествия совершаются при определенных условиях: когда водитель ТС допускает нарушение ПДД по тем или иным причинам, а машинист железнодорожного состава не имеет технической возможности избежать наступления вредных последствий; ввиду неисправности средств сигнализации (без нарушений ПДД).
Основными причинами таких ДТП являются:
• недостаточное расстояние видимости как для водителей ТС, так к для машинистов локомотивов;
• недостаточное число полос движения и их ширина на переезде:
• отсутствие специальных дорожек для движения пешеходов;
• отсутствие носителей предупредительной информации или неисправность сигнализации на переезде;
• несоблюдение водителями, пешеходами и другими участниками установленных правил пересечения железнодорожных путей.
Расстояние видимости для водителей ТС на железнодорожных переездах должно быть не менее 400 м от переезда в обе стороны, для машинистов локомотивов - не менее 1000 м от переезда. Если эти условия невозможно выполнить, устанавливаются светофорно-предупредительная сигнализация и шлагбаумы, которые должны быть видны водителю на расстоянии не менее 400 м от переезда.
Скорость, обеспечивающая уверенное движение через переезд и безопасность, должна составлять не менее 30 км/ч.
В зимнее время следователю в протоколе осмотра необходимо отражать состояние покрытия переезда (обледенение, снежный накат и т.п.).
Ширина проезжен части на протяжении 200 м в обе стороны от переезда и ширина настила переезда должна составлять не менее 6 м.
Следует иметь в виду, что включение запрещающих сигналов светофоров и закрытие автоматических шлагбаумов осуществляется приближающимися поездами.
Опережение включения автоматической сигнализации составляет не менее 30 с, а при электрических и механических шлагбаумах и оповестительных сигналах — не менее
Основной причиной наездов на пешеходов ТС и железнодорожных составов на переездах является отсутствие самостоятельных пешеходных дорожек или отдельных пешеходных переходов, что ас позволяет разделить транспортные и пешеходные потоки.
Особое внимание при осмотре ДТП следователь должен уделять поиску и фиксации всех причин, условий и факторов, а также изъятию вещественных доказательств, которые позволила бы ему определить механизм совершения ДТП. Обязательно проведение фото- и видеосъемки места ДТП, отдельных деталей, узлов ТС и подвижного состава, подходов к переезду и т.п.
1. Каковы особенности расследования столкновения двух или нескольких ТС?
2. Каковы особенности расследования ДТП с участием автомобилей-тягачей и автопоездов?
3. В чем особенности расследования опрокидывания ТС?
4. Каковы особенности расследования наездов на пешеходов и ДТП, связанных с гибелью детей?
5. В чем особенности расследования ДТП, совершенных в темное
6. Каковы особенности расследования ДТП с участием
7. В чем особенности расследования ДТП, совершенных на железнодорожных переездах?
Читайте также: