Особенности крим характеристики дтп

Обновлено: 01.05.2024

ДТП могут возникать по вине людей (водителей, пассажиров, пешеходов), вследствие непреодолимой силы природы и вследствие стечения обстоятельств.

Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в:

1) превышении безопасной скорости при маневрах, попадании на участок дороги с худшими характеристиками;

2) обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков;

3) неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала;

4) неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия;

5) нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;

6) несоблюдении безопасной дистанции;

7) неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар;

8) стоянке на проезжей части без освещения;

9) нарушении правил перевозки пассажиров;

10) нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость, и др.

Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в:

1) неожиданном появлении пешехода из-за препятствия;

2) внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;

3) непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом;

4) выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено;

5) внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и др.

При ДТП подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия;

2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;

3) какие последствия наступили в результате ДТП;

4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

5) какова форма вины каждого участника;

6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;

7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП.

При расследовании ДТП следует провести тщательный осмотр места происшествия, транспорт, допроситьсвидетелей, потерпевших, подозреваемых и других лиц. Назначается экспертиза транспортного средства, в ходе которой могут быть установлены факты наступления ДТП вследствие неисправности транспортного средства. Осмотр места происшествия следует проводить тщательно, но как можно быстрее, так как это обычно создает препятствия дорожному движению. При осмотре следует составить точный план места происшествия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

66. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВ

66. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВ Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105–108 УК РФ).В зависимости от объема и характера первичной информации, имеющейся в распоряжении следователя на момент возбуждения уголовного дела, все убийства

72. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ

72. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ Способы хищения можно подразделить на две большие группы:1) хищение ценностей, учтенных на балансе предприятия;2) хищение ценностей, не учтенных на балансе предприятия.При хищениях подлежат установлению следующие

PAGE73. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЖ

PAGE73. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЖ Различают следующие виды краж:1) государственного или общественного или лично-го имущества граждан из помещений; 2)личного имущества граждан, не связанные с проникновением в помещение;3 совершаемые путем злоупотребления

76. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСВОЕНИЙ И РАСТРАТ

76. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСВОЕНИЙ И РАСТРАТ Характерными чертами присвоения в современных условиях являются:1) активная адаптация расхитителей к новым формам и методам предпринимательской деятельности;2) совершение присвоений под видом заключения и

77. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОШЕННИЧЕСТВА

77. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОШЕННИЧЕСТВА Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.При мошенничестве подлежат установлению следующие обстоятельства: 1)имело ли место

79. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

79. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ К преступлениям рассматриваемой группы относятся:1) незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или

82. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ

82. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ Организованная преступная группа – устойчивое объединение лиц, организовавшихся для регулярной совместной преступной деятельности в корыстных целях и для

83. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЖОГОВ

83. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЖОГОВ Ущерб имуществу в результате поджога причиняется в целях:1) сокрытия ранее совершенного преступления или иного события;2) создания обстановки, облегчающей совершение другого преступления;3) мести собственнику имущества,

84. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

84. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Существует довольно большое количество различных следственных ситуаций, но можно выделить несколько наиболее распространенных:1) первичная информация о факте загрязнения, порче, повреждении земли,

85. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

85. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Компьютерные преступления очень сложно раскрыть вследствие ряда причин:1) требуются специальные познания;2) малое количество следственной практики;3) широкий выбор программного обеспечения,

60. Криминалистическая характеристика лиц, имеющих психические аномалии

1. Понятие, предмет и задачи криминалистики Криминалистика — специальная юридическая наука прикладного характера. Ее социальное назначение заключается в содействии деятельности органов дознания, предварительного следствия, суда, криминалистической экспертизы.

5.3. Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях

5.3. Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях Для водителя, ставшего виновником ДТП, предусмотрено несколько видов ответственности (схема № 19). Уголовная — в виде лишения свободы; административная — штраф, лишение права управления автомашиной;

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.

По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие.

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной обстановке. Это – и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.

Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д. Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).

Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.

В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.

Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.

Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, -- результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Криминалистическая характеристика ДТП

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие с участием любого транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, автобуса и так далее), в результате которого произошла гибель людей, повреждение транспорта и причинен иной материальный или моральный ущерб. Часто в результате ДТП люди не погибают, но становятся инвалидами или при травме головы теряют память.

Криминалистическая характеристика ДТП

Все дорожно-транспортные происшествия условно можно разделить на несколько видов согласно их механизму:

  1. Столкновение транспортных средств.
  2. Наезд на пешеходов.
  3. Опрокидывание автомобиля (обычно это бывает в результате несчастного случая, но иногда имеет место и заранее спланированное убийство, которое злоумышленник маскирует под ДТП).
  4. Выпадение людей из транспортного средства. Так часто поступают похитители при преследовании. Они на полном ходу выбрасывают заложника из автомобиля, что может привести к его гибели.

При возникновении ДТП возможны два вида развития дальнейших событий:

  1. Виновник ДТП остался на месте, вызвал полицию и скорую помощь, оказал помощь пострадавшим, принял все меры для того, чтобы следы аварии сохранились. Также имеются свидетели происшествия. Это могут быть водители и пассажиры из пострадавших автомобилей, либо пешеходы, на глазах у которых произошло ДТП.
  2. Виновник ДТП скрылся с места преступления. Обычно такое бывает, если водитель насмерть сбил пешехода, причем свидетелей при этом не было (темное время суток, спальный район города и так далее). В таких случаях преступник старается скрыть следы происшествия. Он может уехать с места ДТП, не оказать помощь, попытаться спрятать труп. После этого обычно он отправляет автомобиль в ремонт, чтобы заделать и закрасить вмятины на капоте.

При осмотре места ДТП наиболее характерной для криминалистической характеристики является ситуация, когда присутствуют все необходимые для осмотра элементы:

  • Транспортные средства, принимавшие участие в ДТП.
  • Труп.
  • Живой человек, пострадавший в ДТП.
  • Участок дороги, где произошло ДТП.
  • Местность, которая прилегает к этом участку (жилые дома, офисные здания, предприятия, магазины и так далее).

Важным следственным действием при расследовании ДТП является допрос водителей, пассажиров, потерпевших, свидетелей. Он проводится на месте, потому что многие детали могут через некоторые время стереться из памяти. Также в настоящее время практически на каждом здании расположены камеры видеонаблюдения. Если ДТП случилось в городе, а не на трассе, то камеры на близлежащих домах могут его зафиксировать. Для этого по постановлению следователя проводится изъятие и просмотр записи.

Если пострадавшего в ДТП человека увезли в больницу, то проводить его допрос следователь может только с разрешения врача. Поэтому для начала он беседует именно с врачом о состоянии здоровья потерпевшего. Иногда больной находится без сознания. В таком случае следователь узнает приблизительный врачебный прогноз о том, когда человек должен прийти в себя и будет ли он в состоянии давать показания. Если потерпевший в коме, то даже врачи ничего не могут гарантировать.

При расследовании ДТП обязательно проводится автотехническая экспертиза всех транспортных средств, которые пострадали при этом. Проверяются тормозные колонки на наличие намеренного вредительства, общая исправность или неисправность автомобиля. Кроме того, обязательна судебно-медицинская экспертиза (при наличии трупа). Если человек выжил (обычно он определенное время находится в больнице), то следователь обязательно приобщает к делу выписки из его истории болезни.

Таким образом, с точки зрения криминалистики, ДТП ничем не отличается от любого другого происшествия. Оно так же представляет собой место происшествия, оставление следов, наличие виновного, потерпевшего и свидетелей. И следственные действия по факту ДТП проводятся самым обыкновенным образом.


Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью.

Актуальность темы состоит в том, что с развитием научно-технических средств, преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

Данный вопрос 14 марта 2016 года также затронул глава РФ Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения и назвал недопустимой статистику смертности на российских дорогах и заявил о необходимости общими усилиями добиваться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП. За последние 10 лет, по его словам, погибло 350 тысяч человек, более трех миллионов получили травмы. Президент заявил, что к проблеме безопасности на дорогах в РФ относятся поверхностно и необходимо оперативно внести в Госдуму законопроекты по безопасности дорожного движения, это должно быть сделано под личную ответственность министров. По словам президента РФ, воспитывать культуру вождения в обществе необходимо параллельно с ужесточением наказаний за нарушения ПДД.

Я согласна с президентом РФ, но помимо ужесточения наказаний за подобные преступления, можно создать условия, при которых дорожно- транспортные преступления будут совершаться реже и ввести некоторые новшества в криминалистическую методику расследования преступлений, тем самым уменьшить риск совершения ДТП.

Объектом исследования в данной работы является процесс расследования дорожно-транспортных преступлений и применяемая криминалистическая методика.

Целью работы является раскрытие трудностей, с которыми сталкивается следователь при рассмотрении дорожно-транспортных преступлений и некоторых недостатков в криминалистической методике расследования.

Дорожно-транспортные преступления очень распространены и несут общественную опасность. Успешное расследование таких преступлений в частности зависит от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Существует классификация ДТП, которая состоит из девяти видов:

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения: с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т. д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза; отброшенный колесом транспортного средства предмет на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Все эти обстоятельства должны быть выяснены и должна быть дана криминалистическая характеристика произошедшему ДТП несмотря на то, что для каждого дорожно-транспортного преступления существуют свои следы: осколки стекол, предметы, части одежды и др.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного преступления включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме совершения и обстановки на месте ДТП, виде транспортного средства, а также особенностях личностного характера участников. Главным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. [6, 321]

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее так как дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением и нередко сопровождаются неблагоприятными погодными условиями, вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. [4, 261] От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка, произведенный квалифицированно и своевременно, позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытии его эксплуатационное состояние, особенности. Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров. На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины. Нередко данное следственное действие проводится с грубыми ошибками, даже не совершая ошибок, следы дорожно-транспортного преступления могут быть стерты погодными условиями или другими обстоятельствами, произошедшими на дороге, что повлечет неправильное расследование в дальнейшем.

Для раскрытия дорожно-транспортных преступлений применяются самые разные методы, установленные в УПК, например, такие как следственный эксперимент. Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности или невозможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.

Целью данного процессуального действия является уточнение и более полное понимание всех обстоятельств совершенного преступления. При совершении следственного эксперимента могут совершаться сложные действия по установлению видимости конкретного препятствия, установлению темпа, времени движения пешехода, контрольное торможение автомобиля. Но не всегда даже проведение следственных действий дают достоверную информацию так как до совершения данных действий существенно меняется степень освещенности, возможно изменение погодных условий, между тем и установление темпа движения проходящего пешехода тоже практически невозможно. Таким образом, совершенное в таких условиях следственное действие не будет подходить определенным требованиям.

Также используется такое следственное действие как назначение и производство судебно-автотехнической экспертизы ТС помощью проведения подобной экспертизы можно выяснить вопросы, касающиеся обстоятельств ДТП, а именно определить скорость движения транспортного средства, величину тормозного пути, возможность предотвратить столкновение, допустимую скорость движения на данном участке и другие вопросы. Для полной и правильной дачи заключения эксперту необходимо знать наиболее точную информацию, касающуюся совершенного преступления. Но нередко исходные данные, предоставленные экспертам, основываются на показаниях подозреваемого либо результатах следственных действий только с его участием. Подобные исходные данные субъективны, обусловлены интересами подозреваемого. Часто подобные сведения носят характер предположений. А если учесть, что заключение эксперта — это ключевое доказательство виновности, то манипуляция сведениями, сообщенными подозреваемым в качестве исходных данных, противоречит принципу презумпции невиновности.

Исходные данные должны формироваться из достоверных источников, из совокупности доказательств, собранных по уголовному делу. Сведения, сообщенные подозреваемым должны быть лишь дополнением к совокупности собранных доказательств. В противном случае заключение эксперта не будет достоверным. Такое заключение эксперта не может выступать в качестве доказательств в уголовном деле.

Применяя в совокупности всю криминалистическую методику, которая используется на территории РФ, невозможно установить абсолютно точные обстоятельства дорожно-транспортных преступлений и как показывает практика, следователи очень часто допускают ошибки, что порождает затягивание всего процесса, а в худшем случае — вынесение на основании недостоверных данных приговора. [5,110]

Объектами контроля данной системы являются, как жилые секторы, подъезды, дворовые территории так муниципальные здания, школы, детские сады, объекты промышленного и энергетического комплексов, объекты транспортной инфраструктуры, проезжие части, остановки и салоны общественного транспорта, вокзалы и аэропорты, метрополитен, места массового скопления людей.

Целью данного проекта являются:

– обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;

– повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГАИ и других, координация их действий;

– пресечение антисоциального поведения и вандализма;

– возможность оперативного получения информации с объектов города и доступа к видеоархивам;

– усиление защищенности стратегически важных объектов города;

– повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.

Рассмотренные в данной работе процессуальные и криминалистические проблемы образуют, на мой взгляд, достаточные посылки для пересмотра методики расследования, тактики совершения следственных действий, а также совершенствование криминалистической методики расследования дорожно-транспортных преступлений.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, движущееся транспортное средство, следственное действие, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, криминалистическая характеристика, место происшествия, преступление, происшествие, дорожно-транспортное преступление.

Похожие статьи

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия, водитель, место совершения, мероприятие, ДТП, дорожное движение, административное правонарушение.

К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного.

Дорожно-транспортное происшествие является событием, которое фактически возникает в процессе движения транспортных средств и.

Криминалистическая методика расследования.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках.

дорожно-транспортное происшествие, безопасность, транспортное средство

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений.

- для регулирования движения транспортных средств общественного пользования.

К вопросу о применении логистических решений при устранении.

В данной статье рассмотрены дорожно-транспортные происшествия как один из основных источников появления так называемых пробок — дорожных заторов, одной из важных проблем больших городов.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия, водитель, место совершения, мероприятие, ДТП, дорожное движение, административное правонарушение.

Дорожно-транспортное происшествие является событием.

дорожное движение, УК РФ, транспортное средство, нарушение правил, средство, уголовная ответственность, причинная связь, нарушение правил эксплуатации, правило эксплуатации.

Особенности расследования преступлений, связанных.

Осмотр места происшествия: необходимо более детально осматривать место происшествия. Это позволит обнаружить значительно больше следов, которые мог оставить преступник. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных.

Дорожно-транспортное происшествие является событием.

Дорожно-транспортное происшествие является событием, которое фактически возникает в процессе движения транспортных средств и порою влечет за собой гибель или физиологическое травмирование людей, повреждение транспортных средств, сооружений.

К вопросу о методике расследования преступлений

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и обстоятельства, подлежащие.

Читайте также: