Омбудсмен осаго кто это

Обновлено: 23.05.2024

Если после ДТП вы остались недовольны работой страховой, а на жалобы она не реагирует, с 1 июня нужно обращаться не в суд, а к омбудсмену

В июне 2019 года радикально изменились принципы споров по ОСАГО и каско: не важно, занизили вам выплату или сделали некачественный ремонт, обращаться со своей болью теперь нужно к финансовому уполномоченному — омбудсмену. Сидит он в Москве, но его возможности настолько велики, что страховым невыгодно доводить дело до разбирательств такого рода, уверены власти. Мы узнали, как воспользоваться услугами омбудсмена: оказалось, это совсем несложно.

Омбудсмен стал обязательным

До 1 июня споры со страховыми подразумевали два этапа: сначала вы писали досудебную претензию и, если она оставалась без удовлетворения или вас не устраивало новое решение страховой, обращались в суд. Теперь между этими двумя этапами появился третий, тоже обязательный — обращение к финансовому омбудсмену. Подобная практика легализована еще в прошлом году, а с июня её распространили на споры по ОСАГО.

В чем сила омбудсмена

Обращение к нему бесплатно для клиента, но может дорого обойтись страховой. Если омбудсмен обнаружит нарушение закона, страховая заплатит ему штраф в 45 тысяч рублей (или до 30 тысяч, если стороны примирились). Другими словами, страховым невыгодно попадать в поле зрения омбудсмена.

Решение омбудсмена подлежит исполнению, а если страховая откажется — дело уйдет судебным приставам для принудительного взыскания долгов.

Если для граждан услуги омбудсмена бесплатны, то при обращении к нему юристов тариф составляет 15 тысяч рублей. Почему?

Как выглядит омбудсмен и где он находится

Виктор Климов назначен уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования: он займется спорами по ОСАГО, каско, ДСАГО, а с конца ноября — и другими видами страхования

Фото: сайт Службы финансового омбудсмена

Разумеется, один человек не разрешит весь шквал претензий автомобилистов к страховым. Речь скорее о создании персонифицированной службы, в которой самому омбудсмену помогает большое количество специалистов. Но финальное решение визирует именно он.

Будут ли свои омбудсмены в регионах? На первых порах нет, но со временем могут появиться представительства.

— Воспользоваться услугами уполномоченного может каждый гражданин вне зависимости от места проживания, — пояснили нам в пресс-службе отделения Банка России. — При этом в некоторых регионах будут созданы территориальные подразделения для первичной обработки документов. Однако рассматриваться все обращения будут лично уполномоченным.

Сначала жалуйтесь в страховую

Как и раньше, в первую очередь нужно попытаться решить вопрос напрямую, обратившись с претензией в страховую. Сделать это лучше в электронной форме в течение 180 дней. Страховая должна дать мотивированный ответ в течение 15 дней.

Виртуальный омбудсмен

Если ответ страховой вас не устроил или вас проигнорировали, обращайтесь к финансовому омбудсмену. Пропустить эту стадию нельзя, но процесс немногим сложнее, чем заказ суши через интернет.

Фрагмент формы для обращения: здесь конкретизируется тип претензии

Форма для прикрепления сканов: документы можно сфотографировать на телефон и прицепить файлами

В течение трёх дней омбудсмен уведомит вас о получении дела, ещё в течение 15 дней вынесет своё решение (при обращении юристов — 30 дней). При необходимости проведения экспертиз срок рассмотрения может быть приостановлен, но не более чем на 10 дней.

Если каких-то данных не хватает или документы поданы неверно, с вами свяжутся и помогут составить обращение грамотно. Если вы совсем запутались, к вашим услугам служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, проще говоря, штат консультантов.

А вот если вас не устроило даже решение омбудсмена или он не уложился в срок, можете идти в суд.

Шерифы финансового рынка

Создание службы финансового уполномоченного инициировал Банк России, который является и регулятором рынка страхования. По мнению руководства Банка, появление службы дисциплинирует страховые, потом что необоснованно отмахиваясь от клиента, они теперь рискуют.

— Так как проигрыш страховой компании в споре с омбудсменом будет означать штраф в размере 45 тысяч рублей, страховая компания будет заинтересована в том, чтобы урегулировать отношения с потребителем, не дожидаясь, пока потребитель обратится к финансовому омбудсмену, — рассказал первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. — Поэтому 99% всех разногласий будет решаться ещё до обращения гражданина к омбудсмену.

Хотели как лучше?

— По замыслу он является именно арбитром, но как будет на практике, мы не знаем, — рассуждает Кирилл Смолин. — Полагаю, если омбудсмен будет слишком часто выносить неудовлетворительные решения для страховых, они начнут жаловаться на него в Банк России, что может иметь последствия.

Эксперт считает, что если решение омбудсмена не удовлетворило автомобилиста, дальнейшее обращение в суд может быть осложнено.

— Судья посмотрит и скажет: дело уже рассматривал омбудсмен и нарушений не обнаружил, поэтому нет смысла изучать случай в деталях, — поясняет Кирилл Смолин.

Автоюрист Лев Воропаев считает, что новая практика сделана в ущерб интересам автомобилистов:

Также эксперт отмечает увеличение сроков, отведенных на ответ страховой: так, на жалобу клиента компания должна отреагировать в течение 15 дней, а не 10 дней, как раньше.

Частенько клиенты недовольны качеством ремонта, если делают автомобиль в рамках натурального возмещения убытков. Омбудсмен разберет и такие споры, но кто и как будет делать экспертизу, пока неясно

Омбудсмен по ОСАГО

Если страховая компания занизила размер возмещения или отказываются его выплачивать, омбудсмен по ОСАГО поможет урегулировать спор между страховщиком и страхователем в досудебном порядке.

Расскажем, в каких ситуациях обращаются к финансовому уполномоченному по ОСАГО, сколько это будет стоить, как правильно подать заявление и каковы сроки его рассмотрения.

Что это за должность

Финансовый уполномоченный – независимый эксперт, выступающий в качестве примирителя сторон в случае возникновения спорных ситуаций на финансовом рынке, в том числе в сфере страхования.

С 1 июня 2019 года страховые компании, осуществляющие деятельность, связанную с ОСАГО, ДСАГО и КАСКО, обязаны заключать соглашение с уполномоченным.

Согласно ст. 2 ФЗ №123, общественный примиритель является независимым лицом и осуществляет свою деятельность исходя из принципов:

  • Законность;
  • Добросовестность;
  • Справедливость;
  • Уважение прав, свобод человека.

Кто может попросить защиты

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда от 28.06.2012 г. №17 потребителем может быть признан не только собственник, но и третье лицо, которому передано право собственности на законном основании.

Финуправляющий рассматривает споры, размер которых не превышает 500 тысяч рублей.

Однако, как указано в разъяснениях Президиума Верховного Суда РФ от 18.03.2020 года, установленный лимит не распространяется на споры, связанные с ОСАГО.

Важно знать, что подавать, иск в суд можно только когда все возможности досудебного решения вопроса исчерпаны. Соответственно процедура подачи ходатайства специалисту является важным досудебным звеном при разрешении вопроса о нарушении прав страхователя.

Исходя из толкования ст. 2 закона № 123, помощью общественного примирителя может воспользоваться физическое лицо, заключившее договор оказания страховых услуг.

Правда есть одно исключение, если физическое лицо получает услугу как индивидуальный предприниматель, то общественный примиритель не будет заниматься рассмотрением такого ходатайства.

Основания для обращения

Поводом для посещения общественного примирителя могут стать следующие споры:

  • отказ в принятии заявления гражданина о выплате возмещения;
  • страховщиком нарушены условия договора;
  • размер компенсационной выплаты необоснованно занижен;
  • частичная невыплата страхового возмещения;
  • получение отказа в возмещении ущерба;
  • нарушение сроков выплат или окончания ремонтных работ.

Сколько будет стоить

Стоимость решений споров, связанных с ОСАГО, будет зависеть от следующих факторов:

  • если вы подаете жалобу лично, процедура будет бесплатной;
  • если заявление направляется от третьего лица, которому вы переуступили право требования к организации, придется заплатить 15000 рублей (п. 6 ст. 16 123-ФЗ).

Особенности обращения к омбудсмену по страхованию

Статья 16 закона гласит, перед обращением к страховому омбудсмену по ОСАГО, направьте претензию страховой компании.

Претензия должна быть оформлена в письменном виде и направлена страховщику в течение 180 дней с момента возникновения спорной ситуации.

Страховая компания должна дать мотивированный ответ, соблюдая следующие сроки (ст. 16 123-ФЗ):

  • 15 дней: если жалоба была направлена электронно, а с момента спора не прошло 180 дней;
  • 30 дней: заявление отправлено через почтовое отделение или при несоблюдении 180-дневного срока.

Если ответ не поступил или не устроил, обратитесь к страховому защитнику. Омбудсменом рассматриваются только те споры, в отношении которых не было судебных разбирательств, и если с момента возникновения спора прошло не более 3 лет (ст. 15 123-ФЗ).

Формы подачи заявления

Образец обращения оформляется согласно положениям, изложенным в ст. 17 закона.

Заполняя документ укажите:

  1. ФИО;
  2. Год, место рождения;
  3. Контактные данные;
  4. Наименование, место нахождения стороны договора;
  5. Суть спора или претензии;
  6. Сведения о сумме требуемой выплаты, номер, дату заключения договора;
  7. Информацию о направлении заявления стороне, ее ответ (либо информация об его отсутствии);
  8. Дату заполнения заявления.

Перечень необходимых документов

Приложением к ходатайству направьте:

  1. Копия паспорта заявителя;
  2. Копию заявления уполномоченному;
  3. Копию договора между заявителем и компанией;
  4. Заявление, направленное страховщику;
  5. Ответ компании (если таковой имеется);
  6. Доверенность (при необходимости).
  7. Чек, подтверждающий уплату за рассмотрение финансовым омбудсменом обращения, когда имеет место уступка права требования;

Порядок действий при онлайн обращении

Прежде всего, пройдите процедуру регистрации:

Форма предусматривает заполнение данных как самим собственником, так и лицом, которому было передано право потребителя.

Порядок рассмотрения жалоб

Как рассматривается

После принятия документа, эксперт не позднее 2-х рабочих дней направляет копию заявления страховой компании.

Специалист рассматривает ходатайство заочно, без участия сторон, руководствуясь законом и представленной документацией.

По инициативе эксперта, или если об этом ходатайствует одна из сторон, обращение может рассматриваться в очной форме.

Финансовый омбудсмен имеет право самостоятельно организовывать независимую экспертизу, с целью выявления всех аспектов спора между заявителем и страховщиком.

Сроки рассмотрения и принятия решений

Исходя из ст.20 ФЗ, финансовый омбудсмен по ОСАГО обязан рассмотреть обращение и принять по нему решение в следующие сроки:

  • 15 рабочих дней, если он было направлено вами лично;
  • 30 рабочих дней, если заявление было направлено представителем на основании переуступки прав требования.

В случае назначения независимой экспертизы, срок может быть увеличен еще на 10 рабочих дней.

О полном, частичном удовлетворении требования или об отказе вас должны уведомить в течение 1 рабочего дня:

  • в форме электронного документа;
  • на бумажном носителе по почтовому адресу заявителя.

Как исполняется решение финомбудсмена

Решение вступает в законную силу спустя 10 дней с момента подписания и должно быть исполнено страховой компанией в срок, указанный в официальном документе (статья 23 ФЗ № 123).

Если предъявленные требования страховщиком не выполняются, необходимо снова обратиться к омбудсмену за получением исполнительного документа – удостоверения (Постановление Правительства РФ № 1532 от 14.12.2018 г.).

Страховщик, добровольно не исполняющий требования финансового уполномоченного, заплатит неустойку в размере 50% от требуемой потребителем суммы (ст. 24 123-ФЗ).

С полученным удостоверением обратитесь к судебным приставам.

Срок обращения – не более 3 месяцев с момента получения исполнительного документа (может быть продлен на основании соответствующего ходатайства).

Если страховая компания объявила себя банкротом, вводится мораторий на удовлетворение кредиторных требований, а это гарантирует гражданину выплату денежный средств как первоочередному лицу.

Можно ли оспорить решение омбудсмена в суде

Согласно ст. 25 123-ФЗ Вы вправе пожаловаться на действия финансового уполномоченного через суд в следующих случаях:

  • решение страхового омбудсмена по ОСАГО не решило вашу проблему;
  • ваше обращение не было рассмотрено вовремя;
  • заявление вовсе не было принято к рассмотрению;
  • рассмотрение прекращено на основании ст. 27 ФЗ №123.

Срок обжалования решения финансового уполномоченного по ОСАГО составляет 10 дней с момента его вступления в законную силу (ст. 26 123-ФЗ).

Если после ДТП вы остались недовольны работой страховой, а на жалобы она не реагирует, с 1 июня нужно обращаться не в суд, а к омбудсмену

В июне 2019 года радикально изменились принципы споров по ОСАГО и каско: не важно, занизили вам выплату или сделали некачественный ремонт, обращаться со своей болью теперь нужно к финансовому уполномоченному — омбудсмену. Сидит он в Москве, но его возможности настолько велики, что страховым невыгодно доводить дело до разбирательств такого рода, уверены власти. Мы узнали, как воспользоваться услугами омбудсмена: оказалось, это совсем несложно.

Омбудсмен стал обязательным

До 1 июня споры со страховыми подразумевали два этапа: сначала вы писали досудебную претензию и, если она оставалась без удовлетворения или вас не устраивало новое решение страховой, обращались в суд. Теперь между этими двумя этапами появился третий, тоже обязательный — обращение к финансовому омбудсмену. Подобная практика легализована еще в прошлом году, а с июня её распространили на споры по ОСАГО.

В чем сила омбудсмена

Обращение к нему бесплатно для клиента, но может дорого обойтись страховой. Если омбудсмен обнаружит нарушение закона, страховая заплатит ему штраф в 45 тысяч рублей (или до 30 тысяч, если стороны примирились). Другими словами, страховым невыгодно попадать в поле зрения омбудсмена.

Решение омбудсмена подлежит исполнению, а если страховая откажется — дело уйдет судебным приставам для принудительного взыскания долгов.

Если для граждан услуги омбудсмена бесплатны, то при обращении к нему юристов тариф составляет 15 тысяч рублей. Почему?

Как выглядит омбудсмен и где он находится

Виктор Климов назначен уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования: он займется спорами по ОСАГО, каско, ДСАГО, а с конца ноября — и другими видами страхования

Фото: сайт Службы финансового омбудсмена

Разумеется, один человек не разрешит весь шквал претензий автомобилистов к страховым. Речь скорее о создании персонифицированной службы, в которой самому омбудсмену помогает большое количество специалистов. Но финальное решение визирует именно он.

Будут ли свои омбудсмены в регионах? На первых порах нет, но со временем могут появиться представительства.

— Воспользоваться услугами уполномоченного может каждый гражданин вне зависимости от места проживания, — пояснили нам в пресс-службе отделения Банка России. — При этом в некоторых регионах будут созданы территориальные подразделения для первичной обработки документов. Однако рассматриваться все обращения будут лично уполномоченным.

Сначала жалуйтесь в страховую

Как и раньше, в первую очередь нужно попытаться решить вопрос напрямую, обратившись с претензией в страховую. Сделать это лучше в электронной форме в течение 180 дней. Страховая должна дать мотивированный ответ в течение 15 дней.

Виртуальный омбудсмен

Если ответ страховой вас не устроил или вас проигнорировали, обращайтесь к финансовому омбудсмену. Пропустить эту стадию нельзя, но процесс немногим сложнее, чем заказ суши через интернет.

Фрагмент формы для обращения: здесь конкретизируется тип претензии

Форма для прикрепления сканов: документы можно сфотографировать на телефон и прицепить файлами

В течение трёх дней омбудсмен уведомит вас о получении дела, ещё в течение 15 дней вынесет своё решение (при обращении юристов — 30 дней). При необходимости проведения экспертиз срок рассмотрения может быть приостановлен, но не более чем на 10 дней.

Если каких-то данных не хватает или документы поданы неверно, с вами свяжутся и помогут составить обращение грамотно. Если вы совсем запутались, к вашим услугам служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, проще говоря, штат консультантов.

А вот если вас не устроило даже решение омбудсмена или он не уложился в срок, можете идти в суд.

Шерифы финансового рынка

Создание службы финансового уполномоченного инициировал Банк России, который является и регулятором рынка страхования. По мнению руководства Банка, появление службы дисциплинирует страховые, потом что необоснованно отмахиваясь от клиента, они теперь рискуют.

— Так как проигрыш страховой компании в споре с омбудсменом будет означать штраф в размере 45 тысяч рублей, страховая компания будет заинтересована в том, чтобы урегулировать отношения с потребителем, не дожидаясь, пока потребитель обратится к финансовому омбудсмену, — рассказал первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. — Поэтому 99% всех разногласий будет решаться ещё до обращения гражданина к омбудсмену.

Хотели как лучше?

— По замыслу он является именно арбитром, но как будет на практике, мы не знаем, — рассуждает Кирилл Смолин. — Полагаю, если омбудсмен будет слишком часто выносить неудовлетворительные решения для страховых, они начнут жаловаться на него в Банк России, что может иметь последствия.

Эксперт считает, что если решение омбудсмена не удовлетворило автомобилиста, дальнейшее обращение в суд может быть осложнено.

— Судья посмотрит и скажет: дело уже рассматривал омбудсмен и нарушений не обнаружил, поэтому нет смысла изучать случай в деталях, — поясняет Кирилл Смолин.

Автоюрист Лев Воропаев считает, что новая практика сделана в ущерб интересам автомобилистов:

Также эксперт отмечает увеличение сроков, отведенных на ответ страховой: так, на жалобу клиента компания должна отреагировать в течение 15 дней, а не 10 дней, как раньше.

Частенько клиенты недовольны качеством ремонта, если делают автомобиль в рамках натурального возмещения убытков. Омбудсмен разберет и такие споры, но кто и как будет делать экспертизу, пока неясно

Если после ДТП вы остались недовольны работой страховой, а на жалобы она не реагирует, с 1 июня нужно обращаться не в суд, а к омбудсмену

В июне 2019 года радикально изменились принципы споров по ОСАГО и каско: не важно, занизили вам выплату или сделали некачественный ремонт, обращаться со своей болью теперь нужно к финансовому уполномоченному — омбудсмену. Сидит он в Москве, но его возможности настолько велики, что страховым невыгодно доводить дело до разбирательств такого рода, уверены власти. Мы узнали, как воспользоваться услугами омбудсмена: оказалось, это совсем несложно.

Омбудсмен стал обязательным

До 1 июня споры со страховыми подразумевали два этапа: сначала вы писали досудебную претензию и, если она оставалась без удовлетворения или вас не устраивало новое решение страховой, обращались в суд. Теперь между этими двумя этапами появился третий, тоже обязательный — обращение к финансовому омбудсмену. Подобная практика легализована еще в прошлом году, а с июня её распространили на споры по ОСАГО.

В чем сила омбудсмена

Обращение к нему бесплатно для клиента, но может дорого обойтись страховой. Если омбудсмен обнаружит нарушение закона, страховая заплатит ему штраф в 45 тысяч рублей (или до 30 тысяч, если стороны примирились). Другими словами, страховым невыгодно попадать в поле зрения омбудсмена.

Решение омбудсмена подлежит исполнению, а если страховая откажется — дело уйдет судебным приставам для принудительного взыскания долгов.

Если для граждан услуги омбудсмена бесплатны, то при обращении к нему юристов тариф составляет 15 тысяч рублей. Почему?

Как выглядит омбудсмен и где он находится

Виктор Климов назначен уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования: он займется спорами по ОСАГО, каско, ДСАГО, а с конца ноября — и другими видами страхования

Фото: сайт Службы финансового омбудсмена

Разумеется, один человек не разрешит весь шквал претензий автомобилистов к страховым. Речь скорее о создании персонифицированной службы, в которой самому омбудсмену помогает большое количество специалистов. Но финальное решение визирует именно он.

Будут ли свои омбудсмены в регионах? На первых порах нет, но со временем могут появиться представительства.

— Воспользоваться услугами уполномоченного может каждый гражданин вне зависимости от места проживания, — пояснили нам в пресс-службе отделения Банка России. — При этом в некоторых регионах будут созданы территориальные подразделения для первичной обработки документов. Однако рассматриваться все обращения будут лично уполномоченным.

Сначала жалуйтесь в страховую

Как и раньше, в первую очередь нужно попытаться решить вопрос напрямую, обратившись с претензией в страховую. Сделать это лучше в электронной форме в течение 180 дней. Страховая должна дать мотивированный ответ в течение 15 дней.

Виртуальный омбудсмен

Если ответ страховой вас не устроил или вас проигнорировали, обращайтесь к финансовому омбудсмену. Пропустить эту стадию нельзя, но процесс немногим сложнее, чем заказ суши через интернет.

Фрагмент формы для обращения: здесь конкретизируется тип претензии

Форма для прикрепления сканов: документы можно сфотографировать на телефон и прицепить файлами

В течение трёх дней омбудсмен уведомит вас о получении дела, ещё в течение 15 дней вынесет своё решение (при обращении юристов — 30 дней). При необходимости проведения экспертиз срок рассмотрения может быть приостановлен, но не более чем на 10 дней.

Если каких-то данных не хватает или документы поданы неверно, с вами свяжутся и помогут составить обращение грамотно. Если вы совсем запутались, к вашим услугам служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, проще говоря, штат консультантов.

А вот если вас не устроило даже решение омбудсмена или он не уложился в срок, можете идти в суд.

Шерифы финансового рынка

Создание службы финансового уполномоченного инициировал Банк России, который является и регулятором рынка страхования. По мнению руководства Банка, появление службы дисциплинирует страховые, потом что необоснованно отмахиваясь от клиента, они теперь рискуют.

— Так как проигрыш страховой компании в споре с омбудсменом будет означать штраф в размере 45 тысяч рублей, страховая компания будет заинтересована в том, чтобы урегулировать отношения с потребителем, не дожидаясь, пока потребитель обратится к финансовому омбудсмену, — рассказал первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. — Поэтому 99% всех разногласий будет решаться ещё до обращения гражданина к омбудсмену.

Хотели как лучше?

— По замыслу он является именно арбитром, но как будет на практике, мы не знаем, — рассуждает Кирилл Смолин. — Полагаю, если омбудсмен будет слишком часто выносить неудовлетворительные решения для страховых, они начнут жаловаться на него в Банк России, что может иметь последствия.

Эксперт считает, что если решение омбудсмена не удовлетворило автомобилиста, дальнейшее обращение в суд может быть осложнено.

— Судья посмотрит и скажет: дело уже рассматривал омбудсмен и нарушений не обнаружил, поэтому нет смысла изучать случай в деталях, — поясняет Кирилл Смолин.

Автоюрист Лев Воропаев считает, что новая практика сделана в ущерб интересам автомобилистов:

Также эксперт отмечает увеличение сроков, отведенных на ответ страховой: так, на жалобу клиента компания должна отреагировать в течение 15 дней, а не 10 дней, как раньше.

Частенько клиенты недовольны качеством ремонта, если делают автомобиль в рамках натурального возмещения убытков. Омбудсмен разберет и такие споры, но кто и как будет делать экспертизу, пока неясно

Читайте также: