Очень сложно на дороге не попасть в дтп

Обновлено: 06.05.2024

Вопрос о том, как ездить в гололед, касается отнюдь не только тех, кто на летней резине, на заднем приводе и так далее. Скользкая дорога опасна и сложна абсолютно для всех, кто по ней движется. В гололед трудно трогаться с места, маневрировать, и особенно тормозить. К тому же, выполнение всех этих действий отличается для владельцев автомобилей с разным приводом и шинами.

В этой статье детально рассмотрены наиболее часто встречающиеся ситуации и обстоятельства, касающиеся езды в гололед. Полезная информация найдется и для новичков, и для опытных. У вас зимняя резина? Это вовсе не значит, что вы в полной безопасности на скользкой дороге. Не успели сменить летнюю резину? В гололед и на ней можно ехать. Но не всегда и не везде это будет безопасно…

Гололед гололеду рознь

Начинать знакомство с особенностями езды в гололед надо с понимания того, что скользкая дорога бывает разной. При тех или иных обстоятельствах свойства дорожного покрытия меняются. Разным бывает и взаимодействие шин со скользкой дорогой. При всем при этом надо отдавать себе отчет, что универсальной резины на все виды гололеда не существует в природе. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Чистый асфальт с ледяной корочкой

Это не самый сложный гололед, но один из самых опасных и коварных. На твердом дорожном покрытии с тонкой ледяной корочкой особой эффективностью не отличается никакая резина. Так называемые липучки относительно стабильно себя ведут только без нагрузок, но в экстренной ситуации дорогу они не держат, и очень легко срываются в занос.

Шипованная резина, на которую многие возлагают большие надежды, на таком дорожном покрытии не просто бесполезна, а даже в некоторой степени опасна. Металлическим шипам при тонкой ледяной корочке зацепляться не за что, а значит толку от них никакого при данных конкретных обстоятельствах толку нет. Опасность же кроется в том, что шипованная резина лучше скользит по такой дороге, чем обычные липучки. Происходит это из-за того, что коэффициент трения между металлом и асфальтом очень маленький.

Пример 2. Снежная каша

В некотором смысле даже летняя резина с неизношенным протектором ведет себя стабильнее на снежной каше, нежели шипы. Температура окружающей среды при таком дорожном покрытии низкой не бывает, а следовательно шины не дубеют окончательно. А вот наличие протектора на летних шинах, рассчитанного на отвод воды из-под колес, вполне эффективно справляется и с кашей.

Последняя мысль отнюдь не является призывом рассекать по снежной каше на летней резине. Пример приведен лишь для того, чтобы объяснить процесс взаимодействия шин с конкретным видом дорожного покрытия.

Пример 3. Гололед + сильный мороз

Это, пожалуй, самый сложный и коварный вид гололеда. Дело в том, что при морозах ниже 15 градусов по Цельсию накатанный снег и лед становятся настолько твердыми и прочными, что шипы вгрызаться в них уже не могут. Соответственно, машина с такой резиной ведет себя, как говорится, что корова на льду.

Более безопасные в данном случае обычные липучки, то есть, зимняя резина без шипов. Она не теряет эластичности и упругости на сильном морозе, обеспечивая наилучшее сцепление с дорогой, какое только возможно при данных обстоятельствах.

Машина и гололед

Теперь, когда с разными видами гололеда более или менее все понятно, рассмотрим четыре основных действия, из которых состоит езда на машине:

  1. Трогание.
  2. Движение.
  3. Маневрирование.
  4. Торможение.

Понимание этих моментов в совокупности с правильно подобранной резиной повысит ваши шансы отъездить зиму без ДТП и посещений мастерских по кузовному ремонту автомобиля.

Трогание в гололед

Тронуться и начать движение на машине в гололед – не самое простое действие из перечисленных четырех. Опять же, очень многое зависит от конкретных обстоятельств, а также от конструкции автомобиля. Поэтому, как и в случае с разными видами гололеда рассмотрим несколько конкретных примеров.

Пример 1. Трогание на заднеприводном автомобиле

Все это означает только одно – трогаться на заднеприводном автомобиле нужно так, чтобы ведущие колеса не срывались в пробуксовку. Если же это происходит, нужно сбрасывать газ. Иногда удержать ведущие задние колеса в зацеплении помогает трогание с немного выжатым сцеплением. При таких действиях первыми начинают скользить не колеса, а диски сцепления, что, в общем то, безопаснее, чем занос.

Пример 2. Трогание в горку

Усложняется тем обстоятельством, что требуется больше усилий, чтобы сдвинуть автомобиль с места. Соответственно, ведущие колеса легче теряют зацепление и срываются в пробуксовку. Задача при трогании в горку – не допустить этого. Решается одним из нескольких приемов:

  • Адаптивная работа педалью газа – обороты добавляются и своевременно сбрасываются по мере возникновения пробуксовки.
  • Работа педалью сцепления – скольжение можно перенести с ведущих колес на диски сцепления, не отпуская педаль до конца, пока автомобиль не тронется, и не начнет стабильно двигаться.
  • Трогание со второй передачи – если на скользкой дороге включить не первую, а вторую передачу, и плавно работать педалями газа и сцепления, ведущим колесам будет труднее начать скользить.
  • Трогание с ручником – этому приему учат еще в автошколах, и зимой он тоже прекрасно работает. Особенно на заднеприводных автомобилях – не полностью отпущенный ручник как бы придерживает ведущие колеса, не давая им легко сорваться в пробуксовку.

А вообще, в гололед надо стараться парковаться так, чтобы начало движения вам не пришлось осуществлять в горку. Во многих ситуациях это более, чем реальная задача.

Пример 3. Трогание из глубокого рыхлого снега

Проще всего трогаться при таких обстоятельствах враскачку. Задача – раскачать автомобиль, работая педалью сцепления. Газовать при этом можно на одних, небольших, оборотах. Когда автомобиль прекращает подаваться вперед, педаль сцепления резко выжимается. Как только автомобиль откатится назад, сцепление плавно (но уверенно) возвращается в исходное положение. Таким способом машину можно раскачать достаточно для того, чтобы выскочить из глубокого снега.

Движение в гололед

При движении в гололед самое главное – это скоростной режим и дистанция. Следует постоянно помнить о том, что на скользкой дороге машина и поворачивает, и останавливается не так уверенно, как на сухом твердом покрытии. Умеренную скорость стоит поддерживать даже на тех участках дороги, где гололеда вроде бы нет. Скользкая дорога может начаться в любой момент, и тогда вы просто не успеете остановится перед светофором или каким-либо препятствием. Резко объехать внезапно возникшее на пути препятствие в гололед тоже сложно.

Какая скорость в гололед оптимальная? Конкретных цифр в данном случае не существует. Чтобы понять, с какой скоростью двигаться по скользкой дороге безопасно, и какую дистанцию надо при этом держать, можно узнать только с опытом. А для этого не лишним будет потренироваться в аналогичных обстоятельствах, но в месте, где нет других участников дорожного движения и каких-либо препятствий, которые могут повредить ваш автомобиль.

Чувство правильной скорости (как и другие навыки вождения автомобиля) при езде в гололед само приходит с опытом. С наступлением зимы обязательно потренируйтесь на какой-либо площадке со скользким покрытием. Прочувствуйте, как ведет себя автомобиль, и как долго он останавливается при той или иной скорости. Так вы приобретете свой опыт безопасно, а не через пережитое ДТП.

Маневрирование в гололед

Неправильное выполнение поворотов в гололед – вторая распространенная причина (после торможения) ДТП зимой. Если маневр осуществляется на слишком большой скорости, то масса автомобиля постоянно таит в себе слишком сильный и коварный момент инерции. Сдерживают эту самую инерцию поворачивающие колеса. А делают они это до тех пор, пока им хватает силы трения со скользким дорожным покрытием. Как только этой силы не хватает, инерция преобладает, и при повернутых в какую-либо сторону колесах автомобиль начинает ехать туда, куда направлен вектор инерции (куда вы двигались до выполнения маневра).

Поэтому, ключ к безопасному маневрированию в гололед, как бы банально и просто это не звучало – это правильная скорость движения. Опять же, конкретных цифр и здесь никаких нет. Как быстро машина безопасно может входить в повороты на скользкой дороге, помимо скорости, зависит от:

  • вида гололеда;
  • типа шин и их состояния;
  • веса автомобиля;
  • угла поворота.

Для каждого из этих обстоятельств есть своя безопасная скорость, узнать которую можно, к сожалению, только экспериментальным путем. Поэтому, повторимся – тренируйтесь и набирайте опыт в безопасном для этого месте.

Торможение в гололед

Это самое сложное при езде в гололед. Хотя задача при торможении на скользкой дороге абсолютно такая же, как и при трогании – нельзя допускать скольжения. С этой задачей легко справляются автомобили, оснащенные системой ABS. Работает она очень просто – автоматика отслеживает вращение колес при торможении, и не допускает их блокировки, как бы сбрасывая усилие, с которым водитель давит на педаль тормоза.

С автомобилями без системы ABS немного сложнее, так как решать обрисованную выше задачу водитель вынужден решать самостоятельно. Тем не менее, экспериментальным путем было давно доказано, что при определенном опыте и мастерстве автомобиль без ABS возможно остановить немного раньше, чем тот, который этой системой снабжен.

Принцип торможения в гололед на автомобиле без ABS очень прост, но тоже требует опыта и тренировки. Чтобы как можно быстрее остановить машину в таких обстоятельствах, педаль тормоза надо поочередно нажимать и отпускать. При этом, нажимать надо не ударами, а как можно более плавно. Чем плавнее и увереннее будет этап нажатия, и чем своевременнее педаль будет отпускаться после начала скольжения колес, тем короче будет тормозной путь.

Техника прерывчатого торможения, кстати говоря, полезна и на сухом дорожном покрытии. Ее применение сокращает тормозной путь эффективнее, чем паническое вдавливание педали тормоза в пол. Но, опять же, избавиться от паники и инстинктивного экстренного торможения можно только тренировками.

Движение по скользкой дороге на зимней резине

Самая большая опасность при езде в гололед на зимней резине кроется в избыточной самоуверенности водителя. Многие ошибочно полагают, что купленная новенькая зимняя резина – это гарантия безопасности на скользкой дороге. Однако это далеко не так. Зимние шины (это если они еще правильно подобраны) всего лишь немного улучшают сцепление колес с дорогой, но отнюдь не превращают ситуацию в идентичную сухому асфальту.

Поэтому, даже если на вашем автомобиле установлены новенькие зимние покрышки, не забывайте, что под колесами, все же, гололед.

Езда в гололед на летней резине

На летней резине ездить зимой запрещено законом. Однако на дорогах общего пользования все равно встречается много автомобилей, владельцы которых не успели, не смогли или не захотели вовремя переобуться. Если вы, вдруг, относитесь к таким водителям, то вам следует знать, что летние шины на морозе, даже если они совсем новые, превращаются в аналог пластмассы. А сила трения между льдом и пластмассой – практически нулевая.

Как ездить в гололед на переднем и заднем приводе

В завершение остается только рассмотреть момент с гололедом, и поведением на нем заднеприводных и переднеприводных машин. Собственно, больше всего автомобили с разными приводами отличаются правилами выхода из заноса. Многие их знают и применяют на практике, но все же, вот они:

Лихачи, неумехи и новички за рулём. Одни уверены в собственных навыках вождения, другие становятся виновниками аварий со смертельным исходом из-за глупости и неумения действовать. Лайф разбирался, почему люди гибнут на дороге и как не превратиться в жертву.


Не нужно становиться гонщиком

Даже после того, как дороги в городе и трассы облепили камерами, которые штрафуют водителя за малейшую неосторожность, водители продолжают гонять. Купить "боевую" машину можно за сравнительно небольшие деньги и без особых проблем. В 18 лет, сразу после получения прав, можно найти более-менее живого "японца" со спортивной историей — и потенциальный убийца уже готов. Инспекторы и инструкторы по экстремальному вождению предупреждают, что не нужно пытаться "навалить" на машине сразу после получения прав. Из-за нулевого опыта такая поездка может закончиться в морге.

text

Не уверен — не гоняй

Главное правило — соблюдать скоростной режим даже там, где нет знаков. Предел для города — 60 километров в час, для трассы — 90

Как не погибнуть из-за смартфона

Всё больше водителей и пешеходов используют смартфоны во время движения. Из-за этого страдают сразу все: первые "догоняют" машины тех, кто едет впереди, вторые переходят дорогу на красный.

text

Проще всего — не использовать смартфон в движении

Нужно отложить социальные сети в сторону и ни в коем случае не принимать звонки. Единственное, что можно, — использовать навигатор

Как распознать новичка за рулём и действовать

Неопытные водители не только часто попадают в мелкие ДТП, но и регулярно провоцируют крупные аварии. Отличительный признак "опасного" водителя — машина с жёлтым восклицательным знаком. Часто такие люди двигаются по крайней левой полосе и на сигналы фарами, равно как и на клаксон, не реагируют.

text

Не нужно учить вождению — просто обгоните

Не пытайтесь подрезать такого водителя и не выходите разбираться. Чем больше дистанция от "новобранца" — тем спокойнее движение

Нужно думать за других

Не подстраховываться — первый шаг к смертельной аварии. Во время движения в потоке важно не только контролировать собственные действия, но и думать, как могут повести себя другие водители.

text

В городе выше риск повредить машину, на трассе выше риск погибнуть

Держать дистанцию, не превышать скорость и трезво оценивать дорожные условия. "Притопить" можно только там, где дорога позволяет

Контроль за скоростью и знание законов физики

Автомобиль может двигаться по инерции. Закон сохранения энергии ещё не отменили, поэтому автомобиль может двигаться как самостоятельно, так и после столкновения с другой машиной.

text

При остановке для поворота направо и налево колёса должны стоять только прямо

Любой удар сзади — и автомобиль улетит на полосу встречного движения, где его ждёт лобовое столкновение

Делать выводы из нарушений

Сотрудники ГИБДД и специалисты по контраварийной подготовке отмечают, что больше половины людей попадают в аварии повторно, причём в тех же самых ситуациях. Умение понимать природу нарушений и "механику" системы управления движением — ключ к беспроблемной езде.

text

Важно учиться на собственных ошибках

Экстренное торможение, лёгкий тычок в другой автомобиль — верные знаки, что водитель ездит неправильно и не чувствует автомобиль

Читать знаки и видеть светофоры

Проблема дорожного движения чаще всего кроется в невнимательности водителей. Там, где нужно ехать 60, они могут ехать 90, а там, где разрешено ехать только прямо, поворачивают. Как и при проезде на красный свет, такое нарушение может закончиться похоронами в закрытом гробу.

text

Перепроверять сигнал светофора и запрещающие знаки поворота

Добиться этого несложно — нужно держать лобовое стекло в чистоте и следить за исправностью света в автомобиле ночью

Дай дорогу дураку

Соблюдение правил, как ни странно, не гарантирует безопасности во время движения. Всегда может найтись водитель, который, нарушая правила, может создать аварийную ситуацию. Важно сторониться таких нарушителей и не лезть под колёса, когда нарушения уже не избежать.

text

Пропустить хама проще, чем тратить время на оформление ДТП

Каждый на дороге отвечает за себя. Пропустить того, кто мчит изо всех сил, перестроиться или просто впустить в ряд — несложно

Как избежать ДТП?

Любое ДТП причиняет ущерб, и его размеры могут быть разными в зависимости от количества участников дорожного происшествия, скорости движения, погодных условий, степени повреждения и характеру травм. Нужно понимать, что дорожно-транспортное происшествие возникает только лишь при движении автомобиля. В любом ином случае если машина была повреждена на парковке вандалами, а не другим автомобилем считаться ДТП не может по закону.

Дорожно-транспортные происшествия как расплата за прогресс?

Как избежать ДТП?

Первые автомобили своим появлением на дорогах городов всегда собирали толпы зевак, которые, толкая друг друга и кивая головами, таращили глаза, стараясь рассмотреть невиданный механизм, перемещающийся без участия лошадей.

Созданные инженерами первые машины были похожи на неуклюжих младенцев, делающих свои первые шаги. Некоторые из них не могли проехать и несколько километров без поломок. Автомобильная отрасль делала свои первые робкие попытки закрепиться и развиваться. Как мы видим, выглянув в окно, где снуют по серым дорогам словно разноцветные муравьи автомобили, это ей удалось в полной мере.

Первоначально количество машин на улицах городов было невероятно малым и они не создавали помех для движения людей и конных экипажей. Развитие автомобильной отрасли шло просто огромными шагами (благодарить надо дедушку Форда) и их число с каждым годом увеличивалось.

Возросшее количество машин привело к первым ДТП и заставило городские власти задуматься о выработке неких правил способных регулировать потоки движения. Зачастую в большей части населённых пунктов просто не существовало пешеходной или автомобильной зоны. Все ездили и ходили где им заблагорассудиться.

Именно так появились правила дорожного движения регулирующие потоки пешеходов и машин. Сегодня количество автомобилей продолжает расти и если такая динамика сохраниться скоро на улицах городов можно больше будет увидеть машин, чем пешеходов. Дорожно-транспортные происшествия являются расплатой за прогресс человека. Их величина зависит от количества машин на дорогах любой страны, и конечно культуры вождения.

Как избежать ДТП?

Как избежать ДТП?

Многие водители наивно считают, что дорожно-транспортные происшествия их не коснутся, и не затронут. На самом деле риск попасть в ДТП очень велик независимо от стажа вождения и опыта. От ДТП как от тюрьмы не стоит зарекаться.

Выделяют следующие виды аварий, отличающиеся между собой по сумме причинённого ущерба и тяжести:

Мелкие ДТП

При столкновении автомобиля с движимым и недвижимым объектом произошло незначительное техническое повреждение элемента кузова машины (царапина, вмятина, потёртость, трещина и прочие) без травмирования водителя и пассажиров.

Средние ДТП

К средним дорожно-транспортным происшествиям относятся аварии, где кузова машины получили технические повреждения различной степени без причинения серьёзного физического вреда для водителя и пассажиров автомобиля..Тяжёлые ДТП

К тяжёлым ДТП относятся аварии в результате которых транспортные средства не подлежат восстановлению, произошла гибель или получены тяжёлые увечья водителем и пассажирами автомобилей.

Наверняка многие водителя задумывались о том, как избежать ДТП и тем самым сохранить в целостности автомобили и собственные нервы. Для того чтобы избежать ДТП на дорогах необходимо быть внимательным, собранным, сдержанным и соблюдать правила ПДД.

Не стоит забывать о правиле трёх Д (дай дураку дорогу) иногда лучше уступить чем тратить в последующем нервы и собственное здоровье на судебные разборки.

Следующие простые правила позволят любому водителю без стажа вождения избежать ДТП:

Исправность автомобиля

Как избежать ДТП?

Неисправный автомобиль уже сам по себе является источником высокой опасности способным спровоцировать ДТП. Даже такая мелочь, как перегоревшая лампочка поворотника способна натворить бед. Не нужно пренебрегать ремонтом автомобиля и ездить на нём до победного конца.

Неисправность в машине, может очень дорого обойтись для водителя. Если предстоит длительная дорога не мешает выполнить проверку основных автомобильных систем: тормоза, ручник, габариты, ближний и дальний свет, поворотники, стоп-сигнал, дворники. Это займёт от силы 5-10 минут, но тем не менее в дороге будет намного спокойнее. При обнаружении подтёков масла, тормозной жидкости и антифриза нужно очень аккуратно использовать машину и только с целью добраться до ближайшей автомобильной ремонтной мастерской.

Стиль вождения

Как избежать ДТП?

Размеренный и спокойный стиль вождения залог безаварийной езды на автомобиле. Он способен значительно снизить риск возникновения ДТП. Агрессивное вождение является своеобразной провокацией и вызовом для других участников движения. Отдельные индивидуумы его принимают и начинают устраивать самые настоящие гонки на оживлённой автомобильной дороге.

Очень часто лихачество заканчивается травматологией или моргом в зависимости от степени везения водителя. Не нужно испытывать судьбу и проверять организм на прочность. Аккуратное вождение позволит избежать массы ошибок и не спровоцирует аварию.

Скоростной режим

Как избежать ДТП?

На автомобильных дорогах не зря установлены ограничения скорости. Это реальный безопасный скоростной режим при котором водитель способен сохранить управление автомобилем. Нарушение скорости движения увеличивает риск аварии в 2-3 раза.

Внимательность

Как избежать ДТП?

Невнимательный и рассеянный водитель очень часто становиться виновником ДТП. Проехал на красный свет, поехал по дороге с односторонним движением, совершил наезд на человека при движении назад, сбил пешехода на пешеходном переходе. Это небольшой пример ошибок, совершаемых невнимательным водителем.

Очень опасно когда невнимательные водители в буквальном смысле выскакивают из-за обгоняемого ими автомобиля прямо на встречную полосу движения. Любой спасатель или врач, извлекающий искорёженные и перемолотые стальными жерновами тела людей подтвердит, что нет страшнее аварий чем при лобовом столкновении.

Обгон

Как избежать ДТП?

Многие неопытные водители рискованно совершают обгоны движущихся в попутном направлении автомобилей. Тем самым они подвергают опасности прочих участников движения.

Среди наиболее частых нарушений правил можно выделить следующие:

  • обгон в зоне действия запрещающего знака;
  • обгон при сплошной полосе дорожной разметки;
  • обгон на подъёме;
  • обгон в условиях недостаточной видимости;
  • обгон двух или более транспортных средств.

Алкогольное и наркотическое опьянение

Как избежать ДТП?

Нетрезвый водитель неотдающий контроль своим действиям хуже чем обезьяна с гранатой. Он непредсказуем на дороге и его действия не поддаются логике. Самые страшные аварии с тяжёлыми последствиями совершаются водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Ночные поездки

Как избежать ДТП?

Многие водители ошибочно считают, что поездки ночью легче чем днём. Якобы машин меньше и вообще их по свету фар можно увидеть с далека. Отчасти они правы, но при этом забывают о таком коварном враге каждого водителя ночью как усталость и сонливость.

Сколько было случаев когда водителя засыпали за рулём машин и тем самым теряли над ней контроль. Автомобиль оставался без управления и тем самым провоцировал дорожно-транспортное пришествие. Полноценный отдых и нечастые остановки машины позволят избежать ДТП.

Мобильный телефон

Как избежать ДТП?

Законодательство большого количества стран запрещает разговор по мобильному телефону без специальной гарнитуры, исключающей использование рук. Это было сделано с целью избежать злоупотребления водителем использования мобильника.

Разговор по мобильному телефону отвлекает внимание водителя от дороги и занимает одну руку. Полноценное управление машиной в этом случае становится невозможным.

Заключение

Для того чтобы избежать ДТП необходимо соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным и собранным во время вождения. Лихачество, нарушение скоростного режима и беспечное отношение к правилам дорожного движения рано или поздно приведёт к аварии.


Новая Vesta, Aurus и другие: 5 главных премьер российского автопрома 2022

Если автомобилист попал в ДТП, после которого от одной мысли сесть за руль начинается паника, или же сигналы недовольных водителей по соседству превращают поездку из приятного путешествия в сплошное испытание и стресс — это повод не держать проблему в себе, а решать ее при помощи профессионалов.

— На кого был нацелен проект, кто в нем мог поучаствовать?

— Основная аудитория — это люди, которые после участия в ДТП отказались от вождения либо начали испытывать серьезный психологический дискомфорт от этого процесса. Всего за месяц к нам поступило около 100 заявок — работа проходила в Москве, но обращались и люди из регионов. Из них мы отобрали 48 человек — отсеялись те, кто думал, что это будут просто курсы водительского мастерства.


Нам было важно привлечь мужскую аудиторию, поскольку это большая редкость для психологических проектов. У нас считается, что забота о себе и окружающих — это скорее женское качество, нежели мужское. А поход к психологу в России пока воспринимают как нечто не совсем естественное, особенно для мужчин, которые по определению должны справляться сами со всеми проблемами. Нам удалось собрать практически равное количество мужчин и женщин, чем мы очень довольны.

— Если вождение автомобиля для человека не удовольствие, а сплошное преодоление или же если автомобилист получил права, но так и не почувствовал в себе само право сесть за руль — это и есть наш клиент. Основная проблема в том, что люди с такими проблемами не знают, где искать помощи. Некоторые идут на курсы контраварийного вождения и даже улучшают свои навыки, но легче не становится.

Главное отличие нашей работы в том, что мы не просто беседуем в уютном кабинете и пьем кофе, но и садимся вместе с человеком в машину. Сначала в качестве водителя, а потом — пассажира. Это позволяет нам не только составить представление о водителе с точки зрения психологии, но и оценить его навыки. Многие иногда сами не понимают, почему управление машиной превращается для них в акт героизма. Причину этого избыточного напряжения мы и ищем, а потом с ней работаем.

— Как вы работали с такими водителями?

— Всего отводилось три встречи. Первая — в кабинете. Затем — площадка, а третий этап в зависимости от готовности водителя — площадка или город. При первой личной встрече мы узнавали, как человек учился, когда в последний раз садился за руль, когда возникли проблемы, которые нарушили его возможность свободно водить. Затем мы фокусировались на том, чтобы понять, как случившаяся история или особая ситуация мешает вождению. На втором занятии предлагалось приехать в автосалон и для начала просто посидеть в машине без обязательств куда-то ехать.


Если человек доверялся инструктору, а некоторым ведь сложно даже ездить пассажиром в такси, его довозили до площадки, где предлагалось поработать уже за рулем. У участника программы всегда была полная свобода: поехать, отказаться, передать управление инструктору или просто продолжить общение, сидя в автомобиле. Так люди потихоньку втягивались обратно в автомобильную жизнь.

— С какими еще проблемами приходили люди?

— Ситуации были очень разные. Для некоторых тревога водить автомобиль была связана даже не со страхом ДТП, а тем, что они сделают что-то неправильно и нарушат ПДД. Но надо понимать, что на дороге это не всегда возможно. А еще старание соблюдать все правила вызывает негативную реакцию окружающих водителей. Попробуйте проехать со скоростью 50 км/час там, где ограничение 60 км/ч, или затормозить на желтый сигнал светофора без попытки проскочить перекресток — хотя вы все делаете правильно, вам будут сигналить.

Иногда людям очень страшно встретиться с внешней агрессией, либо есть страх сбить пешехода. Кому-то комфортно за рулем одному, но если с таким водителем оказывались пассажиры, особенно дети, его начинало трясти. Бывает страх негативной оценки со стороны близких: значимых родственников и окружения.

— Получается, иногда нужно показывать людям, что страх у них даже не перед ДТП?

— Да, все верно. Если причина все-таки страх аварии, мы прорабатываем ее. А если проблема в реакции членов семьи, то надо сфокусироваться на этом. Например, неуверенному в себе супругу из-за критики посоветовать пообщаться с женой и попросить поддержки, ведь он боится не поцарапать машину, а волны негатива с ее стороны. Тогда проблема перестает по смыслу быть привязанной к автомобилю, с него снимается сакральное значение. Это очень важно.

Еще к нам приходил мужчина, который просто ездил на древнем автомобиле, — страдания за рулем такого агрегата неизбежны по умолчанию. А его владелец не понимал, в чем дело, и думал, что страдать — это нормально, ведь он водит автомобиль. Таких приходится заново учить заботиться и думать о себе — поездка в современном автомобиле ему показала, что водить можно без мучений. Он купил себе новую машину и перестал страдать.

Схожая ситуация была и у автомобилиста, который после общения с нами просто купил себе новый Duster. Его проблема была в том, что он не доверял себе и машине, которая у него была. Оказалось, что она была подержанная и водитель психологически не смог ей довериться. С новой таких проблем не возникло.

— Были ли совсем тяжелые случаи, когда люди совершенно не верили в себя? Как вы побеждали такую неуверенность?

— К нам обратилась девушка, которая всегда уверенно ездила за рулем. По выходным ей нужно было ездить на конюшню, отвозить лекарства для своей лошади, которая болела. Однажды зимой на обледеневшей трассе ее машину развернуло и ударило об отбойник. Никто не пострадал, все успели затормозить. Но автомобиль она разбила и была в шоке. После ремонта за руль она все-таки садилась, потому что ездить на конюшню по-прежнему было нужно. Но всегда очень боялась и думала, что ее навыков для безопасной езды недостаточно.


При разборе с ней момента ДТП мы пришли к выводу, что на самом деле девушка все делала правильно, но из-за недостатков трассы это ее не спасло. Ей нужно было показать, что существуют ситуации, когда нельзя выйти за границы своих возможностей, и это нормально. Это позволило снизить эмоциональное напряжение и отдалиться от мысли, что она неквалифицированный водитель. Потом мы отработали езду на скользких покрытиях, экстренное торможение, работу с ABS. Очень быстро работа на низких скоростях ей наскучила и захотелось чего-то большего. То, что вместо страха пришло любопытство, — отличный показатель.

Приходил мужчина, который не садился за руль десять лет без очевидной для себя причины. Потом рассказал, что его отца сбила машина, то есть у него появился опыт того, что автомобиль может стать причиной беды. Тут потребовалась серьезная психологическая работа. Он вернулся на дорогу, хоть и с потерей опыта, но такие водители ведут себя гораздо более внимательно за рулем.

— А что за травма при обучении? Инструктор может на начальном этапе отбить все желание водить?

С тех пор он для себя решил, что не поддается обучению. А у нас произошли чудеса: на небольших примерах, даже по работе с педалью газа, мы показали, что он обучаем и что если продолжить тренироваться, у него все получится. Да, не сразу, но это нормально. Поэтому я бы очень хотел, чтобы у нас исчезли инструкторы, после которых нужно обращаться к психологам.

— У нас 100% довольных клиентов. Все они сказали, что было здорово: всем пришлось по-настоящему поработать и над собой, и на площадке. И многие скептики поменяли свое мнение относительно психологической поддержки. В Renault первыми в мире сделали такой социальный проект — им было важно обратить внимание на проблему, дать теме развитие. Пока нет информации о продолжении. Но если идею подхватят другие компании, будет отлично. А водители уже сейчас узнали, что для них существуют специальные программы поддержки, — это самое главное.

Читайте также: