Обязанности собственника автомобиля по гк рф

Обновлено: 04.05.2024

Автомобиль подвержен различным опасностям: он может попасть в аварию, его могут угнать и т.д. Чтобы уберечься от убытков, фирмы страхуют свои транспортные средства. Договоры страхования авто могут быть двух видов: договор страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности (ст. 931 ГК РФ). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный машиной, которая принадлежит вам, другой фирме или гражданину. В данной статье мы остановимся на ­особенностях учета и налогообложения двух видов страхования автомобилей.

Что такое ОСАГО?

Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют автомобилем, но и пользуются автотранспортом по ­доверенности или арендуют его.

Если фирма использует автомобиль своего сотрудника по договору аренды без экипажа или по договору безвозмездного пользования, то владельцем транспортного средства, а следовательно, и страхователем является организация. Если организация выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, то застраховать свою гражданскую ответственность должен сам работник.

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру и не зарегистрируют в ГАИ.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены постановлением ­Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.

Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация должна представить страховой компании следующие документы или их копии:

  • заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, которая приведена в Приложении № 1 к Правилам страхования;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, указанного в заявлении о заключении договора страхования;
  • водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению автомобилем, а также документы, подтверждающие право водителя на управление этим транспортным средством.

После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении № 2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца. Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.

В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов.

Еще страховая компания должна выдать организации два бланка извещения о ДТП. Его нужно заполнить в случае аварии и вручить страховщику в течение 5 дней с момента ДТП.

Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора. Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий год более чем на 30 дней.

Страховая премия

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия, которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739.

Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.

Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2.

Марка машины и ее возраст не учитываются, зато учитывается срок договора и период пользования автомобилем.

Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных) сегодня рассчитывается по следующей формуле:

СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см. Таблицу 1).

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:

КТ — от территории преимущественного использования ­транспортного средства;

КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Если договор ­страхования заключается впервые, то КБМ принимается равным 1;

КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста и стажа водителя;

КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу 2);

КС — от периода использования транспортного средства;КП — от срока страхования (см. Таблицу 3);

КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для ­заключения договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.

Таблица 2

Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя

Таблица 3

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений, которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит коэффициент КН в размере 1,5.

Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения страховой выплаты.

Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием для предъявления регрессивного требования.

В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены в соответствии с российским законодательством. Это ­установлено пунктом 2 статьи 263 Налогового кодекса.

Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки, рассчитанную для него по установленному тарифу.

Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.

Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества, но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму расходов по обязательным видам страхования имущества.

В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить доступ к ней всех продающих ­подразделений и ­агентов по всей стране?

Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.


Порядок получения страхового возмещения

Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Для этого в страховую компанию нужно представить:

  • заявление с требованием о страховом возмещении в произвольной форме;
  • извещение о ДТП (форма этого документа утверждена приказом МВД РФ от 14 июня 2003 г. № 414);
  • справку об участии в ДТП (Приложение № 12 к Методическим рекомендациям по организации деятельности подразделений ГАИ при производстве по делам об административных правонарушениях (письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/ц–72));
  • копию протокола об административном правонарушении (Приложение № 1 или № 2 к Методическим рекомендациям).
  • справке об участниках ДТП (Приложение № 31 к Методическим рекомендациям);
  • копии постановления по делу об административном ­правонарушении при наличии события административного правонарушения;
  • документах, подтверждающих право собственности организации на поврежденное имущество или право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
  • заключении независимой экспертизы о размере причиненного вреда;
  • документах, подтверждающих оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного транспортного средства от места ДТП до места его ремонта или хранения;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества со дня ДТП до дня проведения ­страховщиком осмотра или независимой экспертизы.

Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те же сроки проводятся по месту его нахождения.

Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления полного пакета документов.

Размер страхового возмещения

Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно понесенные расходы:

  • на лечение;
  • дополнительное питание;
  • приобретение лекарств;
  • протезирование;
  • посторонний уход;
  • санаторно-курортное лечение;
  • приобретение специальных транспортных средств;
  • подготовку к другой профессии.

Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.

Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся:

  • материалы и запасные части, необходимые для проведения ­ремонтных работ;
  • расходы на оплату работ по ремонту транспортного средства.

Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились в соответствующем регионе.

Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до дня проведения независимой экспертизы.

Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:

  • жизни или здоровью, приходится при наличии нескольких потерпевших 240 000 руб., одного потерпевшего — не более 160 000 руб.;
  • имуществу, при наличии нескольких потерпевших — 160 000 руб., одного потерпевшего — не более 120 000 руб.

Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производст­ва по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой премии.

Особенности добровольного страхования авто

Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным. Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны быть указаны следующие основные моменты:

1. Срок действия договора (как правило, один год).

2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.

3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания ­выплачивает возмещение).

4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного средства.

Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис. Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь случится.

Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно арендатору (ст. 669 ГК РФ).

Учет и налогообложение

Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится и к арендованным автомобилям.

Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

Сумма страхового возмещения, полученная организацией при ­наступлении страхового случая, не облагается НДС.

На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263 НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация — свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.

Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.

Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя данные бухгалтерского учета.

Организации, использующие для определения доходов и расходов кассовый метод, могут уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на всю сумму страховых расходов в том месяце, когда был уплачен взнос (п. 3 ст. 273 НК РФ). В этом случае данные налогового учета не будут совпадать с данными бухгалтерского учета.

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит, что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.

Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.

Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств. Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать документально.


Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты

В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Когда застраховано арендованное имущество, учет возмещения зависит от того, в пользу кого заключен договор. Ведь договор страхования можно заключить как в пользу арендатора, так и в пользу арендодателя (ст. 930 ГК РФ).

Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается. Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало собственное имущество.

Ф.Н. Филина, экономист-аналитик

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Как указал Суд, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление транспортным средством, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них


Адвокаты согласились с правомерностью привлечения к ответственности за ДТП в качестве законного владельца лица, указанного в полисе ОСАГО. Один из них обратил внимание на тот факт, что две инстанции при наличии одних и тех же оснований для компенсации морального вреда разным лицам взыскали ее только в пользу одного из них, а остальным отказали.

Нижестоящие суды взыскали компенсации морального вреда и расходы на погребение погибших в ДТП только с законного владельца, допущенного к управлению автомобилем на основании полиса ОСАГО. Однако в рамках дела № 82-КГ19-1 Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала, что необходимо было исследовать обстоятельства, позволяющие привлечь к ответственности и непосредственного причинителя вреда (Определение от 5 августа 2019 г.).

В соответствии со страховым полисом ОСАГО, оформленным с октября 2016 г. по октябрь 2017 г., собственником автомобиля, которым в момент ДТП управлял Артем Челноков, являлся Сергей Тараскин, а одним из лиц, допущенных к управлению этим транспортным средством, – пострадавший Роман Путинцев. Сам Челноков не был упомянут в полисе ОСАГО.

В июне 2017 г. Шумихинский районный суд Курганской области признал Артема Челнокова виновным в совершении двух преступлений, связанных с нарушением ПДД и управлением транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ).

Обратившись в суд, изначально родственники погибших потребовали у Артема Челнокова возместить им расходы на погребение близких и компенсировать моральный вред, причиненный его преступлением. Однако позднее они уточнили исковые требования, дополнительно предъявив иски к Роману Путинцеву и Сергею Тараскину.

Родственники погибшего Сергея Осипова просили взыскать в их пользу компенсацию морального вреда на общую сумму 3 млн руб. и расходы на погребение на сумму чуть более 21 тыс. руб. Родители Ольги Таран оценили свой моральный вред в 2 млн руб. каждый, их расходы на погребение дочери составили чуть более 24 тыс.

В суд также поступило заявление Романа Путинцева, который потребовал у находившегося за рулем Артема Челнокова компенсировать моральный вред. В качестве суммы возмещения он указал 2 млн руб., обосновав наличие физических и нравственных страданий ссылкой на тяжкий вред, причиненный его здоровью в результате ДТП.

Шумихинский районный суд Курганской области частично удовлетворил исковые требования родственников погибших. С Романа Путинцева в пользу матери и детей Сергея Осипова было взыскано по 500 тыс. руб. компенсации морального вреда каждому, а также расходы на погребение в полном объеме. Родители Ольги Таран получили по 600 тыс. руб. компенсации, а также чуть более 16 тыс. руб. на погребение. В удовлетворении остальной части требований родственников погибших суд отказал. Роман Путинцев также получил частичное возмещение морального вреда: суд обязал Артема Челнокова выплатить ему 200 тыс. руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований родственников погибших к водителю Артему Челнокову, Шумихинский районный суд указал, что это лицо находилось за рулем автомобиля без законных оснований, поскольку было лишено права на управление транспортным средством и не было допущено собственником автомобиля к его управлению. Суд также не усмотрел оснований для возложения ответственности по возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда на Сергея Тараскина, поскольку отсутствовали доказательства наличия между ним и Путинцевым трудовых либо гражданско-правовых отношений.

При удовлетворении исковых требований Романа Путинцева к Артему Челнокову только в части суд, сославшись на ст. 1064, 1079 ГК, учел степень вины самого потерпевшего в причинении ему вреда. Как указано в решении, Путинцев передал управление автомобилем находившемуся в состоянии алкогольного опьянения и лишенному права управления лицу, сам он также был пьян и, кроме того, не воспользовался ремнем безопасности.

Родители Ольги Таран посчитали постановления незаконными и обратились в Верховный Суд. При первом изучении кассационной жалобы судья ВС отказал в ее передаче для рассмотрения. Истцы подали повторную жалобу, изучив которую заместитель председателя ВС пришел к выводу о необходимости ее обсуждения в заседании Судебной коллегии по гражданским делам.

Проанализировав ряд норм о возмещении вреда (ст. 151, 1064, 1100, 1101, 1079 ГК РФ), а также п. 24 Постановления Пленума ВС от 26 января 2010 г. № 1, коллегия пришла к выводу, что законный владелец источника повышенной опасности и лицо, завладевшее этим источником повышенной опасности и причинившее вред в результате его действия, несут ответственность в долевом порядке при совокупности нескольких условий. К ним относится одновременное наличие противоправного завладения источником повышенной опасности лицом, причинившим вред, и вины владельца этого источника в противоправном изъятии. ВС отметил, что перечень случаев и обстоятельств, при которых непосредственный причинитель вреда противоправно завладел источником повышенной опасности при наличии вины владельца источника повышенной опасности в его противоправном изъятии лицом, причинившим вред, не является исчерпывающим.

Применив системное толкование приведенных выше норм ГК, п. 24 Постановления № 1 и отдельных пунктов ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, Верховный Суд указал, что за причинение вреда при использовании автомобиля гражданином, который не имеет права на управление, владелец машины отвечает совместно с таким гражданином в том случае, если, передавая автомобиль, владелец знал, что указанный гражданин не имеет права на управление данным транспортным средством. При этом доля ответственности каждого определяется в зависимости от степени вины.

Коллегия по гражданским делам подчеркнула, что суды первой и апелляционной инстанций не определили наличие указанных условий для возложения ответственности по возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда на водителя Артема Челнокова, являющегося непосредственным виновником ДТП. По мнению ВС, районный и областной суды неправильно определили правоотношения сторон, вследствие чего пришли к неправомерному выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности на ответчика Челнокова.

На основании этого Верховный Суд отменил оба акта нижестоящих инстанций, указав, что при новом рассмотрении дела необходимо установить, имелись ли обстоятельства, свидетельствующие о противоправном завладении транспортным средством Артемом Челноковым и о виновном поведении владельца автомобиля Романа Путинцева, передавшего полномочия по его управлению лицу, не имеющему права на управление.


Согласно статистике, в среднем российские водители меняют транспортное средство (ТС) 4 раза в год. В связи с этим понятие права собственности и его перехода остается актуальным. Знание того, кто и на каком основании может распоряжаться машиной, позволит избежать неприятностей с ГИБДД и органами правосудия.

Что это такое, какими статьями ГК РФ регулируется?

Справка. Право собственности на ТС – это вещное право, дающее своему обладателю возможность свободно распоряжаться машиной, в том числе передавать ее третьим лицам по договору.

В РФ существуют следующие формы собственности:

  • государственная федеральная;
  • государственная региональная;
  • общественных организаций;
  • частная.

По численному признаку выделяют индивидуальную, общественную и групповую собственность.

Законодательное регулирование права собственности на транспортное средство и его перехода основано на ст. 218, 223, 224 и 235 ГК РФ.

Владелец и собственник транспорта – в чем разница?

Собственник транспорта – это человек, данные которого отражены в ПТС. Владельцем считается лицо, управляющее ТС на законных основаниях, например, по доверенности или на праве аренды. Именно владелец несет ответственность за причиненный ущерб в случае возникновения ДТП.

Со скольки лет можно стать собственником авто, может ли быть несовершеннолетний ребенок?

В гражданском законодательстве не предусмотрены возрастные ограничения, касающиеся собственников ТС.

Лица старше 14 лет могут сами подать бумаги на оформление ТС, если при себе у них имеется письменное разрешение от родителей или опекунов. При этом важно помнить, что садиться за руль несовершеннолетним запрещено.

Когда возникает этот момент перехода, что он означает?

Переход права собственности на ТС – это передача прав и обязанностей, связанных с автомобилем, другому лицу. Согласно ст. 223 ГК РФ, данное право наступает с момента, когда имущество переходит в собственность другому лицу, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Как указано в ч.2 ст. 218 ГК РФ, основанием для перехода права владения вещью является договор купли-продажи.

ГК РФ Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору

  1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
  2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

Что подтверждает возникновение этого момента?

Важно! Главный правоустанавливающий документ на автомобиль – паспорт транспортного средства (ПТС). Если машина новая, получить его можно у производителя, поставщика или таможенных органов.

Для подтверждения перехода прав на подержанный автомобиль оформляется нотариально заверенный договор купли-продажи, а ПТС предоставляет продавец.

Кроме того, собственнику необходимо иметь при себе полис ОСАГО и свидетельство о регистрации транспорта на случай проверки ГИБДД.

Номера автомобиля заносятся в базу с указанием владельца. Только после завершения процедуры регистрации можно стать полноправным собственником.

В каких случаях нужно добиваться признания?

Признание права собственности на машину производится по постановлению суда в следующих случаях:

  • раздел унаследованного транспорта;
  • утеря правоустанавливающей документации;
  • раздел имущества при разводе.

Кроме того, данная процедура часто сопровождает сделки:

  1. купли-продажи;
  2. дарения;
  3. обмена.

Необходимость в ней возникает при отсутствии важных звеньев правового процесса.

Исковое заявление на признание права собственности будет принято, только если необходимость решения вопроса с участием органов правосудия станет очевидной.

Как переписать машину на нового хозяина?

Процедура производится в МРЭО и состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор документов, указанных в п.15 приказа МВД России №605.
  2. Визит в регистрационное отделение ГИБДД с пакетом бумаг и заявлением на регистрацию.
  3. Прохождение осмотра транспортного средства.
  4. Уплата госпошлины.
  5. Получение новых документов.

Справка! Согласно регламенту МВД, вступившему в силу в 2013 г., для переоформления автомобиля на другого собственника снимать транспорт с учета не обязательно.

Правовые полномочия и обязанности

Согласно законодательному акту № 283-ФЗ от 03.08.2018 (ред. от 30.07.2019), собственник транспортного средства имеет право на:

  1. Осуществление государственной регистрации автомобиля. При этом выбор подразделения ГИБДД для занесения данных в базу может быть сделан независимо от места прописки заявителя.
  2. Сохранение присвоенного транспорту номера, а также его передачу при продаже или дарении. Новый владелец может принять автомобиль с уже имеющимся номером или заменить его.
  3. Получение регистрационных знаков, соответствующих государственному образцу, на основании п. 5. №256-ФЗ от 30.07.2019.

Вместе с правами возникают и обязательства:

  1. В течение 10 дней с момента получения транспорта, ранее не состоявшего на учете, необходимо пройти процедуру регистрации. Такой же срок дается для подачи заявления о смене владельца и внесения соответствующих изменений в регистрационные данные.
  2. Самостоятельно посетить организацию, занимающуюся изготовлением регистрационных знаков, для их получения.
  3. Обратиться в регистрационный отдел для совершения иных действий, предусмотренных ст. 10 №283-ФЗ, например, для восстановления утраченного или пришедшего в негодность ПТС.
  4. В случае необходимости предоставить регистрационному отделу автомобиль для проведения осмотра.
  5. Своевременно оплачивать транспортный налог.

Гражданская ответственность хозяина ТС, также при ДТП

Собственник автомобиля, причинивший другим лицам вред, несет за это гражданско-правовую ответственность.

Ущерб должен быть возмещен в обязательном порядке, за исключением таких случаев:

  • влияние стихийного бедствия или других непреодолимых факторов;
  • причинение ущерба неустановленным лицом;
  • причиной ущерба стал злой умысел потерпевшего.

Согласно ст. 1079 ГК РФ, автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому владелец ТС должен возместить ущерб, даже если будет доказана его непричастность к данной ситуации.

Например, если водитель, чтобы не задавить пешехода, попал в аварию, в которой пострадали пассажиры, он должен сначала выплатить компенсацию потерпевшим, а только потом попытаться выдвинуть обвинение пешеходу.

Согласно ГК РФ, обязательному возмещению подлежит:

  • моральный вред;
  • ущерб, который был причинен имуществу;
  • вред здоровью.

Важно. Как указано в ст. 1083 ГК РФ, если потерпевший допустил неосторожность, из-за чего причиненный ему вред увеличился, размер компенсационной выплаты будет сокращен. Кроме того, органы правосудия должны учесть материальное положение виновного.

Какие полномочия можно передать третьему лицу по доверенности?

Собственник ТС может передать третьим лицам следующие права на автомобиль:

  • распоряжение ТС;
  • прохождение технического осмотра;
  • получение ТС со штрафстоянки;
  • оформление страхового полиса;
  • регистрацию транспорта в ГИБДД;
  • получение дубликата госномеров.

Если третьи лица планируют совершить сделку купли-продажи, выступить в суде или выехать за границу, доверенность следует заверить у нотариуса. В остальных случаях достаточно предъявить рукописную форму документа.

Право управления машиной согласно п.2.1.1 ПДД передается без составления доверенности. По требованию водитель должен будет предъявить пакет документов на автомобильи действующую страховку.

Стоимость владения транспортным средством

Приобретая машину, многие люди не задумываются о затратах на ее эксплуатацию. Итоговая сумма зависит от марки, модели ТС и региона, вычисляется на основании таких показателей:

  1. Потеря в цене после 3 лет использования.
  2. Проценты, если машина была взята в кредит.
  3. Налоги и сборы, в том числе необходимые для постановки ТС на учет в ГИБДД.
  4. Топливо.
  5. Страхование.
  6. Техосмотры.
  7. Другие расходы: мойка, замена шин.

Ограничения

В некоторых случаях права собственника на ТС могут быть ограничены. Существует несколько видов обременений:

  1. Залог. Используется для обеспечения выполнения заемщиком кредитных обязательств. Гражданин вправе ездить на ТС, но передавать имущество третьим лицам запрещено. После окончательного расчета с кредитором собственник может вновь пользоваться автомобилем. Если деньги не выплачены, машина изымается в счет долга.
  2. Арест. Применяется для принуждения должника к выплате финансов, взятых у банка. Кроме того, эта мера может потребоваться для сохранения ценности имущества. ТС изымается, пока отношения между кредитором и заемщиком не будут урегулированы. Наложить арест может полиция, суд или организация, исполняющая распоряжения суда.
  3. Розыск. Обременение накладывается, если ТС внесено в базу разыскиваемых правоохранительными органами объектов. В этом случае пересечь на нем границу не удастся. Узнать о том, что машина в розыске, может любое заинтересованное лицо, поэтому попытка продать такой автомобиль скорее всего, закончится попаданием в полицейский участок.

Важно! Позаботиться о снятии обременений следует до заключения сделки купли-продажи. В противном случае ТС не получится перерегистрировать на нового владельца.

Основания прекращения действия

Согласно ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается в таких случаях:

  • при отчуждении ТС третьим лицам;
  • в случае добровольного отказа от права собственности;
  • при уничтожении машины;
  • при конфискации.

Основанием для отчуждения является договор купли-продажи или дарения. Обязанности собственника машины прекращаются только при переходе прав на нее другому лицу.

Это значит, что если на утилизированном ТС было обременение, компенсацию все равно придется выплатить.

Проблемы и сложные вопросы

  1. Каковы особенности перехода права собственности от физического лица к юридическому? Прежний владелец ТС может наделить покупателя, приобретающего машину с целью последующей продажи, полномочиями по прекращению регистрации транспорта в ГИБДД. Эти полномочия указываются в договоре или доверенности.
  2. Если обнаружена машина-двойник, что делать владельцу оригинала? Чаще всего водители узнают о существовании машины-двойника, когда им начинают приходить штрафы. В этом случае следует написать заявление в ГИБДД, упомянув о своей непричастности. Потребуется доказать, что автомобиль в момент правонарушения находился в другом месте.
  • ТС блокирует выезд со стоянки;
  • водитель машины, как и лицо, желающее получить данные о нем, участвовал в ДТП.

Право собственности на транспортное средство регулируется законом, поэтому правоохранительные органы без труда могут определить, кто должен распоряжаться машиной и нести за нее ответственность. Разобравшись в этом вопросе, покупатель может быть уверен в чистоте сделки и правомерности своих действий.

Ответственность собственника авто при ДТП совершенным другим лицом

Недавно Верховный суд РФ вынес решение по сложному случаю ДТП – водитель-виновник причинил ущерб чужому имуществу, находясь за рулем автомобиля, владельцем которого является третье лицо. Выплачивать компенсацию пришлось обоим сторонам: водителю и собственнику. Вопреки заблуждению, передача имущества другому человеку не снимает ответственности с его владельца. А значит, ущерб придется компенсировать и водителю, и, в некоторых ситуациях, собственнику авто.

Кто несет ответственность, если водитель не собственник автомобиля


В ситуациях, когда водитель является собственником транспортного средства, ответ на этот вопрос очевиден. Понести ответственность придется владельцу, который и управлял непосредственно автомобилем.

Сложнее определить ответственного в случаях, когда право управления ТС было передано другу, работнику организации или члену семьи. Законодательство РФ предусматривает, что при таких обстоятельствах компенсировать ущерб придется тому человеку, который непосредственно находился за рулем в момент аварии.

При этом у него должны быть законные основания для управления ТС: доверенность, внесение в полис ОСАГО, договор аренды. При соблюдении этого условия, вся ответственность с собственника авто полностью снимается.

Исключением являются ситуации, когда владелец автомобиля передал право управления лицу, заведомо находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо же лишенного (не имеющего) водительского удостоверения. В этом случае, к владельцу автомобиля будет применена мера ответственности: лишение водительского удостоверения на 24 месяца и штраф в размере 30 000 рублей.

Все виды ответственности

В результате наступления ДТП, его виновнику может грозить три вида ответственности:

  1. Административная. Применяется при наличии только материального ущерба или легкого вреда здоровью (несерьезные травмы, царапины, ушибы). Мера ответственности – штраф или временное лишение водительского удостоверения.
  2. Уголовная. Возникает в результате причинения тяжкого вреда здоровью или наступления летального исхода. Меру ответственности назначает суд, это может быть лишение свободы или исправительные работы.
  3. Гражданская. Предусмотренная мера ответственности – выплата компенсации за причиненный ущерб или оплата лечения. Она дополняет перечисленные выше варианты ответственности. В случае летального исхода, компенсацию получают родственники погибшего.

Ответственность водителя

Мера ответственности для водителя определяется обстоятельствами аварии и нанесенным ущербом:

  • штраф или лишение права управления транспортным средством на определенный срок;
  • уголовная ответственность по статье 264 УК РФ. Эта мера ответственности может быть применена только к лицу, непосредственно находящемуся за рулем;
  • компенсация ущерба пострадавшим (гражданская ответственность). Сумма выплат определяется в судебном порядке.

Ответственность владельца автомобиля при аварии

Даже если собственник авто не находился за рулём в момент аварии, к нему может быть применена административная мера наказания при наличии следующих условий:

  1. Неправомерная передача управления ТС лицу:
    • не имеющему водительского удостоверения – штраф 30 000 рублей;
    • временно лишенного ВУ – 30 000 рублей;
    • заведомо находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – штраф 30 000 рублей и лишение ВУ на 2 года.
  2. Для должностного лица, выпустившего в рейс водителя, не прошедшего медицинский осмотр – штраф 5000 рублей.
  3. Для должностного лица, выпустившего на рейс заведомо неисправный автомобиль – штраф 5000 рублей.

Что такое солидарная гражданская ответственность

В некоторых ДТП количество участников может быть более двух, при этом установить одного виновника не удается. При наличии таких обстоятельств применяется статья 1079 ГК РФ, в которой говорится солидарной ответственности.

Под этим термином подразумевает разделение суммы компенсации между всеми виновниками в судебном порядке. При распределении ответственности учитывается степень виновности каждого из них. Также, подобная практика применяется при одновременном взыскании ущерба и с водителя, и с собственника автомобиля (если вина последнего была доказана). Сумма компенсации распределяется между ними пропорционально, согласно установленной степени причастности.

Возмещение ущерба при происшествии


В зависимости от обстоятельств, обязательство по компенсации ущерба пострадавшей стороне может быть возложено как на владельца транспортного средства, так и на водителя. Определить причастность той или иной стороны должен суд.

Кто должен выплатить компенсацию

Собственник освобождается от выплаты компенсации в следующих случаях:

  • транспортное средство числилось в угоне, что подтверждается заявлением владельца, поданным в отделение полиции. При этом владелец не состоял в сговоре с угонщиком и не оказывал ему содействие;
  • право управление было передано по нотариальной доверенности или договору аренды.

В этих случаях компенсацию в полном объеме должен будет выплатить водитель.

Нюансы, которые следует учесть при определении ответственного за выплату компенсации:

  1. Статья 1079 ГК РФ гласит о том, что собственник наравне с владельцем может привлекается к выплате компенсации, за исключением случаев, описанных выше.
  2. Начиная с 2012 года, доверенность на право управления замещает включение водителя в полис ОСАГО. В этом случае, с собственника снимается его доля ответственности и полностью передается водителю.
  3. В статье 1083 ГК РФ дан перечень смягчающих обстоятельств, которые могут привести к полному освобождению владельца авто от ответственности. К таким факторам относятся умышленные действия потерпевшего (например, суицид пешехода, бросившегося под колеса машины). Также снизить размер компенсации можно, доказав неосторожность со стороны пострадавшего.
  4. Если авто принадлежит юридическому лицу, а водитель во время ДТП выполнял свои должностные обязанности, то компенсировать ущерб должен работодатель (статья 1068 ГК РФ). Затем он может взыскать всю сумму с работника на основании положений трудового договора.
  5. Если собственник авто выплатил компенсацию пострадавшему, то он вправе потребовать возмещения затрат с виновного водителя (статья 1081 ГК РФ).
  6. В случае угона, всю ответственность в полной мере несут лица, которые незаконно завладели транспортным средством. При этом не имеет значение тот факт, что они не были вписаны в полиса или не имели доверенности.

Возможно ли взыскать ущерб одновременно с виновника и хозяина автомобиля

Возможно, но для этого потребуется подтвердить свои требования к обоим ответчикам. Одно из оснований для этого – отказ страховой компании в осуществлении выплат. Другие требования к сторонам могут основываться:

  • к виновнику на основании статьи 1064 ГК РФ на основании совершенных им действий;
  • к собственнику на основании статьи 1079 ГК РФ на основании того, что он является владельцем имущества, обладающего повышенной опасностью и должен отвечать за обеспечение безопасности (например, надлежащее оформление полиса ОСАГО).

Компенсация по ОСАГО

Если водитель, непосредственно управлявший автомобилем, был вынесен в полис ОСАГО, то компенсация ущерба производится за счёт страховой компании. Оплате подлежит не только вред, причиненный имуществу, но и утрата здоровья. Если суммы возмещения недостаточна (так часто случается при летальном исходе), то потерпевшая сторона вправе взыскать дополнительные средства с виновника в судебном порядке.

В каком случае следует подавать в суд

Если сторонам не удалось договориться о досудебном решении вопроса, то пострадавший вправе передать свой иск на рассмотрение в суд. Согласно статье 996 ГК РФ такое заявление может быть удовлетворено, если с момента наступления ДТП прошло не более трех лет. По истечению этого срока требования выплат являются неправомерными.

Еще одной причиной для обращения в суд может стать умышленное затягивание сроков страховой компанией. Часто используемое основание для этого – отказ вследствие того, что за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис.

На кого подавать в суд


Принципы, которыми следует руководствоваться при выборе ответчика:

  1. Главный ответчик – владелец. В данном случае, он не синоним собственника. Лицо может стать владельцем на основании доверенности или договора аренды.
  2. Если водитель является наемным работником, то требовать компенсацию необходимо с его работодателя (при условии оформления между ними трудового соглашения). Тот, на кого оформлена машина, и является ответчиком.
  3. Если управление транспортным средством было передано водителю с целью выполнения задания от собственника (это должно быть подтверждено документально), то первый, также, может быть освобожден от выплаты.

Эти правила применимы не только при взыскании морального вреда, но и для понесенного материального ущерба. В зависимости от того, как будут сформулированы требования и в чей адрес они будут направлены, напрямую зависит сумма компенсации.

Возможно ли подать в суд на владельца машины

Ситуации, при которых отвечать за причиненный ущерб придется собственнику транспортного средства:

  • водитель, совершивший ДТП, не имел водительского удостоверения или не был вписан в полис ОСАГО. В этом случае, компенсацию выплачивает собственник. Исключение – угон автомобиля, в такой ситуации привлечь собственника удастся только если будут доказана его помощь при совершении преступления;
  • лицо, допустившее аварию, является наемным работником и выполняет свои прямые должностные обязанности. В этом случае, вся ответственность ложится на организацию-работодателя, с которой заключен трудовой договор.

После того как потерпевший взыщет с виновника все выплаты, последний вправе подать на водителя в суд с целью возмещения понесенных затрат. Для этого ему потребуется обратиться в суд и предоставить доказательства расходов.

Как правильно действовать

Гораздо вероятнее взыскать ущерб с собственника авто. Потому что у него имеется имущество – машина, а вместе с ним возникает и ответственность по обеспечению безопасности. Водитель же, чаще всего, оказывается неплатежеспособным.

Случай использования автомобиля друга или близкого родственника можно расценивать как солидарную ответственность. Такая стратегия наиболее выигрышна для пострадавшего, суд самостоятельно вынесет решение о причастности других лиц.

  1. Выявить размер понесенного ущерба. Для этого потребуется за свой счет провести автоэкспертизу. Ее необходимо сделать до начала ремонтных и восстановительных работ.
  2. Сбор документов и подача их в районный суд по месту проживания ответчика. Иск на сумму до 50 000 можно подать в мировой суд. Если ответчиков несколько, то местом обращения может стать любой из судов по их прописке.

В каком случае владелец т/с не подлежит ответственности


В статье 1079 ГК РФ дан точный перечень случаев, когда собственник авто может быть полностью освобожден от обязанности по выплате компенсации:

  • форс-мажорные обстоятельства. Наличие непреодолимой силы прекращает действие текущих правоотношений;
  • доказанный умысел потерпевшего. Виновный водитель осознавал последствия своих действий, но не предпринимал никаких мер для их устранения;
  • собственник лишился права владения транспортным средством не по своей инициативе (доказанный факт угона).

Передача права управления автомобилем третьему лицу не снимает ответственности за последствия ДТП с его владельца. В отдельных случаях, обязанность по возмещению ущерба будет возложена на две стороны: владельца и непосредственного водителя. Однако, такие сложные схемы выплат можно потребоваться только в судебном порядке с предоставлением полного пакета доказательств.

Читайте также: