Обязан ли водитель садится в машину дпс в казахстане

Обновлено: 03.05.2024

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел (полиции) передавать им для проверки:

водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством;

регистрационные документы на транспортное средство;

документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

документ о прохождении государственного или обязательного технического осмотра;

в установленных законодательством случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и/или страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;

в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

В случаях, предусмотренных законодательством, предъявлять для проверки работникам Комитета транспортного контроля специальное разрешение, разрешение и лицензию (или учетный документ) при осуществлении международных перевозок. При отсутствии специального разрешения и разрешения передавать работникам Комитета транспортного контроля для их оформления и получения водительское удостоверение (удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист и документы на перевозимый груз

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями.

При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения .

Сноска. В дальнейшем - Основные положения.

2.3.2 По требованию сотрудника органов внутренних дел (полиции), поданному в соответствии с пунктом 5.3, остановиться и выполнить его указания.

2.3.3. Проходить по требованию сотрудника органов внутренних дел освидетельствование на состояние опьянения.

2.3.3-1. Проходить проверку знаний Правил в случаях, установленных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2.3.4. Не покидать транспортное средство без принятия мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства или его использование посторонними лицами.

2.3.5. Предоставлять транспортное средство:

медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также, независимо от направления движения, медицинским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и органов национальной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения;

сотрудникам органов внутренних дел для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам органов внутренних дел, Службы охраны Президента Республики Казахстан и органов национальной безопасности, в иных, не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных законодательством.

1. Требование о предоставлении транспортного средства не распространяется на транспортные средства представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом.

2. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации).

3. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства вышеперечисленным сотрудникам государственных организаций, по требованию владельца транспортного средства возмещаются этими организациями в установленном порядке.

2.4. Лица, обладающие правом проверять у водителя транспортного средства документы или использовать транспортное средство, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.


2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно;

при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожной полиции или в подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия.

2.7.1. Управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения.

2.7.2. Эксплуатировать неисправное или не прошедшее государственный или обязательный технический осмотр транспортное средство.

2.7.3. Эксплуатировать транспортное средство, владелец которого в установленных законодательством случаях не заключил договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и/или договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами.

2.7.3-1. Эксплуатировать транспортное средство в случаях отсутствия государственных регистрационных номерных знаков или их несоответствия регистрационным документам.

2.7.4. Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, кроме обучаемых вождению, не имеющим при себе водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе.

2.7.5. Пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них.

2.7.6. Выбрасывать на проезжую часть мусор, предметы, создающие опасность для движения. Это требование также распространяется на других участников дорожного движения.

2.7.7. Пользоваться при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией, за исключением случаев применения наушников или громкой связи.

2.8. Запрещается движение транспортного средства с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, неисправным сцепным устройством (в составе поезда), а в темное время суток на дорогах без искусственного освещения или в условиях недостаточной видимости - с негорящими (отсутствующими) фарами и (или) задними габаритными огнями, во время дождя или снегопада - с неисправным стеклоочистителем со стороны водителя.

Примечание. Недействующими считаются рабочая тормозная система или рулевое управление, которые не позволяют остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении с минимальной скоростью.

При возникновении в пути прочих неисправностей и условий, с которыми Основными положениями запрещена эксплуатация транспортных средств и которые водитель в состоянии обнаружить, он должен устранить их, а если это невозможно, то может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.

Забирать СТС у водителей

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.


Если же водитель за три дня не справится с вынесенным предписанием, у него уже конфискуют Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Причем если автомобилист проигнорирует и это решение, его можно будет привлечь по уже действующей ст. 12.3 КоАП, грозящей штрафом 500 рублей и помещением автомобиля на штрафстоянку.

Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году. Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят. Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.

Проводить экспресс-тесты на алкоголь

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.


Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование

Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение. В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате. Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.

В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.

Конфисковывать автомобили


Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей.

К примеру, под удар попадут собственники ТС, которые далеко не всегда являются водителями, а часть российских граждан — такие как прокуроры и судьи — и вовсе будет выведена из-под действия закона.

Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.

Вскрывать автомобили (но не у всех)

А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.


Взимать долги по штрафам с иностранцев

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.


Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.


Каждый водитель может столкнуться с ситуацией когда его останавливает инспектор дорожно-патрульной полиции. В случае остановки водителя инспектором дорожно-патрульной полиции первый вопрос который возникает у любого водителя - что я нарушил? По какой причине он меня остановил?. Не все водители знают в каких случаях может остановить инспектор ДПП, и какие документы он имеет право потребовать. Судебная практика показывает, что в большинстве случаев спорных правоотношений инспекторы ДПП, превышают свои полномочия и останавливают водителей ТС не обоснованно по причинам не предусмотренным законодательством РК.

В соответствии с Правилами дорожного движения Республики Казахстан, если сотрудник дорожно-патрульной полиции на служебном авто, обращаясь к водителю при помощи громкоговорителя, называя опознавательные признаки и/или государственный номерной знак вашего авто, либо, если инспектор на пешей службе, указав на вас жестом руки (жезлом) и место, куда вам необходимо остановиться, то вы обязаны совершить остановку.

После остановки ТС Вам следует оставаться в своем транспортном средстве и дождаться инспектора полиции, который вас остановил. Инспектор ДПП, который вас остановил обязан незамедлительно подойти к вашему ТС, представиться и предъявить свое удостоверение в развернутом виде по вашему требованию.

Однако, всем известно, что не всегда инспекторы ДПП, знают и соблюдают требования закона. При чем, многие из них реагируют амбициозно принимая законные требования водителя как унижение либо как ненадлежащее поведение. В этой связи водителям следует от инспектора ДПП требовать чтобы он представился, то есть назвал свою фамилию, имя, отчество, должность, структурное подразделение органа, предъявления в обязательном порядке служебного удостоверения в развернутом виде.

Таким образом мы должны приучать и воспитывать должностных лиц, соблюдению закона и наших прав. Эти законные ваши требования, заставят инспектора ДПП, вести себя более сдержанно, уважительно и осторожно. Поскольку он будет предупрежден, что имеет дело с лицом требовательным и знающим свои права.

Далее в порядке защиты своих прав, а также проверки соблюдения инспектором требований ПДД РК, вам следует спросить у инспектора ДПП, причину остановки вашего ТС. Подобный вопрос может оказаться очень действенным и актуальным, поскольку согласно требованиям законодательства РК, просто остановить ТС для проверки документов водителя разрешается только на стационарных постах (Пост рубеж). В остальных случаях Инспекторы ДПП имеют право останавливать автомашины для проверки документов лишь при проведении оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ).

Часто встречается, когда инспекторы полиции пользуясь правовой безграмотностью водителей ссылаясь именно на ОПМ, решив незаконно подзаработать придумывают ложные обстоятельства якобы о проведении оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ). Но при этом сообщают ложные названия ОПМ, не существующие сведения, не соответствующие даты, номера, наименование приказов о введении ОПМ, масштабы, сроки действия, предмет проверки и другие необходимые данные. Инспекторы ДПП ссылаясь, что ОПМ, маршрутный лист сотрудника полиции, карта поста или постовая ведомость являются документами служебного пользования, могут не представить подтверждающие документы водителю. Действительность ОПМ, можно проверить позвонив в дежурную часть подразделения полиции или на 102, поскольку проведение ОПМ возможно только на основании приказа руководителя ДП области, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент.

Основания и порядок остановки транспортного средства инспектором дорожно-патрульной полиции

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении", основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника ДПП является:

1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения РК, в том числе зафиксированное сертифицированным специальным техническим средством и прибором нарушение правил дорожного движения;

2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;

3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона;

4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона, на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;

5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;

6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;

8) регулирование дорожного движения.

Остановка транспортного средства не предусмотренным этим пунктом, запрещается, то есть сотрудники полиции по другим основанием не имеют права останавливать транспортные средства.

В случае остановки Вашего транспортного средства инспектором ДПП, он обязан согласно пункту 3 этой же статьи:

1) незамедлительно подойти к Вашему транспортному средству;

2) представиться и по Вашему требованию предъявить служебное удостоверение для ознакомления и установления фамилии и должности;

3) разъяснить причину остановки транспортного средства;

4) в случае, если нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления.

В указанное статье под специальными мероприятиями понимаются оперативно-профилактические, оперативно-розыскные, охранные мероприятия и антитеррористические операции, проводимые правоохранительными и специальными государственными органами.

При наличии оснований остановки транспортного средства и после выполнения сотрудником органов внутренних дел всех действий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, Вы обязаны выполнить законные требования сотрудника полиции.

В случае отсутствия каких-либо оснований для остановки ТС, а также отсутствия доказательств у инспектора полиции подтверждающих нарушение ПДД РК вы можете подать жалобу на действия сотрудника полиции в вышестоящее руководство, в Управление собственной безопасности департамента полиции соответствующей области, города или в суд.

Если инспектор ДПП ведет себя некорректно вы можете также вызвать на место происшествия службу внутренней безопасности по следующим телефонам:

Читайте также: